Депутат какие должности может занимать

Обновлено: 16.05.2024

ГОСТ Р 57725-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОЩНИКОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Activities of legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation elected officials assistants. General requirements

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1262-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к деятельности помощников депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе правовой статус, квалификационные требования, должностные обязанности, права и ответственность, порядок планирования и организации работы.

Настоящий стандарт предназначен для применения законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Настоящий стандарт разработан с учетом законодательных актов Российской Федерации [1], [2], а также законов субъектов Российской Федерации о гарантиях деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, о государственной гражданской службе и о реестре государственных должностей субъекта Российской Федерации.

2 Общие положения

2.1 Помощник депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - помощник депутата, помощник) - гражданин Российской Федерации, оказывающий информационную, экспертно-аналитическую, организационную и техническую помощь депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении им своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Собрание депутатов, Собрание).

2.2 В своей деятельности помощник депутата руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, постановлениями и решениями Собрания депутатов, распоряжениями Председателя Собрания депутатов и указаниями депутата, помощником которого он является.

2.3 Помощник депутата осуществляет свою деятельность на штатной основе - на основании срочного трудового договора, срочного служебного контракта с Собранием депутатов, либо на основании гражданско-правового договора с Собранием депутатов, либо на общественных началах.

2.4 Гражданин не может быть одновременно помощником двух и более депутатов.

2.5 Гражданин не может стать помощником депутата, а помощник депутата не может продолжать исполнять обязанности помощника депутата в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей помощника депутата, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей помощника депутата связано с использованием таких сведений;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с депутатом;

- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

- наличия гражданства другого государства (других государств).

2.6 Единое для всех депутатов максимально возможное число помощников депутата Собрания депутатов, в том числе помощников, работающих на штатной основе, и максимальная (предельная) величина фонда их заработной платы и (или) средств, выделяемых на оплату работы помощников депутата по гражданско-правовым договорам, определяет Собрание депутатов.

2.7 Депутат Собрания депутатов самостоятельно осуществляет персональный подбор кандидатур на должность помощника депутата с учетом квалификационных требований к уровню их профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, знаниям и навыкам, установленных решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.8 Руководство деятельностью помощников депутата осуществляется непосредственно депутатом Собрания, который определяет перечень обязанностей каждого помощника с учетом требований положения о помощнике (должностного регламента помощника) депутата Собрания, а также организовывает их работу. Передача помощнику полномочий депутата не допускается.

2.9 Депутат через местные средства массовой информации извещает население своего избирательного округа или территории, закрепленной за ним решением фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о персональном составе и служебных контактах своих помощников, уполномоченных им на взаимодействие с населением и местными органами власти.

2.10 Документом, подтверждающим полномочия помощника, является удостоверение помощника установленного образца, которое оформляется по представлению депутата законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней структурным подразделением аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Удостоверение помощника действительно до момента увольнения помощника, работающего на постоянной основе, или до окончания им работы по гражданско-правовому договору, а для общественного помощника до момента окончания его деятельности. Срок действия указанного документа не должен превышать срок полномочий депутата, помощником которого он является.

В случае увольнения или прекращения отношений помощник депутата обязан возвратить свое удостоверение в структурное подразделение аппарата Собрания депутатов, выдавшее удостоверение, а также передать депутату либо уполномоченному им лицу все документы, содержащие служебную информацию, и материальные ценности, полученные помощником депутата при осуществлении своих полномочий.

2.11 Наделение полномочиями помощника депутата оформляется распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, издаваемым:

- в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях срочного трудового договора (срочного служебного контракта: прием на работу помощника депутата по срочному трудовому договору, срочному служебному контракту), - на основании заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта);

- в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях гражданско-правового договора, - на основании заключенного гражданско-правового договора;

- в отношении помощника, осуществляющего свою деятельность на общественных началах (общественного помощника), - на основании его личного заявления и представления депутата.

В представлении депутата указывается срок наделения полномочиями помощника депутата, который не может превышать срок полномочий депутата.

2.12 Постоянным рабочим местом помощника депутата является помещение, оборудованное надлежащим образом, содержание которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на обеспечение деятельности Собрания депутатов.

3 Срок полномочий помощника депутата

3.1 Полномочия помощника депутата начинаются со дня подписания Председателем Собрания депутатов распоряжения о назначении помощником депутата.

3.2 Срок полномочий помощника депутата не может превышать срока полномочий самого депутата. Деятельность помощника депутата автоматически прекращается со дня прекращения полномочий депутата.

3.3 Полномочия помощника депутата могут прекратиться досрочно в случаях, указанных в 2.5 настоящего стандарта, а также в случае:

- личной инициативы помощника депутата;

- инициативы Председателя Собрания депутатов, других депутатов в связи с совершением помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, деловой репутации, чести и достоинству других депутатов;

- смерти помощника депутата;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3.4 Прекращение полномочий помощника депутата осуществляется на основании соответствующего распоряжения Председателя Собрания депутатов после его издания.

4 Помощник депутата, работающий на постоянной основе

4.1 Прием на работу помощника депутата в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и (или) законодательством о государственной гражданской службе производится на основании срочного трудового договора (срочного служебного контракта) и оформляется распоряжением Председателя Собрания депутатов.

4.2 Срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) заключается на основании личного заявления помощника депутата и представления депутата на указанный в представлении определенный срок, не превышающий срока полномочий депутата.

4.3 Работа по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту) является для помощника депутата основным местом работы или работой по совместительству.

4.4 Прием на работу помощника депутата может быть оформлен со дня фактического начала исполнения обязанностей, если об этом содержится указание в представлении депутата, но не ранее дня начала осуществления депутатом своих полномочий.

4.5 Кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов должно вести личное дело на каждого принятого на работу помощника депутата.

4.6 Увольнение с работы помощника депутата до истечения срока действия срочного трудового договора (срочного служебного контракта) осуществляют:

- по представлению депутата по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- в случае досрочного прекращения полномочий депутата независимо от срока действия заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта);

- по собственному желанию помощника депутата;

- по инициативе Председателя Собрания депутатов, иных депутатов в связи с совершением помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации, чести и достоинству депутата;

- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении помощника депутата;

- в случае прекращения полномочий депутата;

- признания судом помощника депутата недееспособным или ограниченно дееспособным;

- в случае выезда помощника депутата за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- призыва помощника депутата на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

- в случае прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения помощником депутата гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

4.7 Помощник депутата должен работать под непосредственным руководством и выполнять поручения депутата, который организует учет и контроль за соблюдением служебного распорядка (режима работы и отдыха), передачу сведений по учету рабочего времени в кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов для подготовки табеля и начисления оплаты труда.

4.8 Помощнику депутата, работающему по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту), устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). При этом продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается. При работе по совместительству месячная норма рабочего времени не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для помощников депутатов.

Продолжительность рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час.

4.9 Помощнику депутата, работающему по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту), по его письменному заявлению, согласованному с депутатом, предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков помощникам депутата определяется по согласованию с депутатом.

4.10 Оформление отпусков помощнику депутата осуществляется по распоряжению Председателя Собрания депутатов.

4.11 При временной нетрудоспособности помощнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

4.12 Помощники, работающие на постоянной основе, если это предусмотрено Реестром должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, могут замещать следующие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации:

- должность главного помощника депутата, относящуюся к главной группе должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- должность помощника депутата, относящуюся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

4.13 Правовое положение помощника, работающего на постоянной основе, определяется действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о режиме работы в помещениях, занимаемых Собранием депутатов.

Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.

В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.

Содержание

Депутаты в других сферах

В настоящее время для сближения населения и властей производятся различные мероприятия. К примеру, уже с детского возраста знакомят школьников с избирательным правом не только на уроках, но и на других мероприятиях: создаются Районные и Городские Думы школьников, в которые входят кандидаты от школ и районов [источник не указан 561 день] . Данные представители детского населения тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления и могут влиять на различные нововведения и изменения. Данный проект оправдан, так как любой человек, участвующий в этой деятельности, получает опыт управления, согласования важных решений, а также хорошие коммуникативные навыки

Парламентарий

Правовой статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей парламентария (депутатa).

Украина

Всего на Украине действуют 24 областных советов, 178 городских, 488 районных, 278 городов районного значения, 783 поселковых и 10278 сельских советов, Верховный Совет Автономной Республики Крым.

Все депутаты местных советов (225 тысяч граждан) участвуют в работе советов на общественных началах, не получая оплаты за свой труд и не обладая привилегией депутатской неприкосновенности.

Депутатов Украинского парламента (Верховной Рады) — 450. Депутатской неприкосновенностью обладают только депутаты Верховной Рады, и только они из всех депутатов Украины получают зарплату за свою работу.

Россия

Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. [1]

Статья 98 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. [2]

Принцип свободы мандата

  • парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
  • никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
  • отзыв парламентария избирателями не возможен.

Досрочное прекращение полномочий депутата

  • письменное заявление о сложении полномочий;
  • избрание депутатом иного законодательного органа;
  • утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства;
  • вступление в силу обвинительного приговора суда;
  • ограничение дееспособности.

Формы деятельности депутата

  • участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат;
  • участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственной думы и их органов;
  • участие в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов в Государственную думу;
  • внесение парламентского запроса;
  • работа с избирателями;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
  • обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.

Гарантии

Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации:

  • неприкосновенность личности;
  • социальное обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение;
  • свидетельский иммунитет
  • гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.

Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

В зарубежных странах

Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.

В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.

Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО). Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Муниципальный депутат

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Депутат совета депутатов муниципального округа

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Сельское поселение

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Депутат муниципального совета

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Полномочия муниципальных депутатов

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Статус муниципального депутата

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Права муниципального депутата

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов.

10 сентября 2017 года в Москве состоятся муниципальные выборы. Будем избирать новый состав Совета депутатов во всех муниципальных округах, кроме, Щукино. Там выборы прошли в 2016 году вместе с выборами в Государственную думу. Для тех, кто желает принять участие я опишу по существу основные моменты предвыборной кампании.

Нужно быть готовым и подготовить морально своих близких и домочадцев, что хорошая и качественная предвыборная кампания займёт у вас достаточно времени, особенно с середины августа и до дня тишины 9 сентября. О летних каникулах лучше забыть.

В идеале, конечно же, начинать заниматься предвыборной кампанией нужно заблаговременно, решая проблемы и тем самым демонстрируя конкретный результат.


К агитационному периоду вам необходимо подойти уже с багажом реальных дел.

Закон о выборах.

В этих законах вы подчеркнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.

Я умышленно не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ. Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни. И юридически будете подкованы.

На старт, внимание… марш!

В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные. Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.

Какие документы нужны и куда?

Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.

Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.

Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района.

Сколько нужно потратить?

При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.

Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.

Сколько и что получает муниципальный депутат?

В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.

Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).

Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.

Как стать кандидатом в депутаты?

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.

Что предложить людям?

Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.

Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.

Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.

Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО). Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Муниципальный депутат

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Депутат совета депутатов муниципального округа

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Сельское поселение

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Депутат муниципального совета

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Полномочия муниципальных депутатов

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Статус муниципального депутата

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Права муниципального депутата

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Читайте также: