Деонтологический подход в антропологическом обосновании идеи права подразумевает что

Обновлено: 28.06.2024

Медицинская деонтология — это учение о должном поведении медицинских работников.

Включает в себя свод правил поведения, касающихся взаимоотношений между:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • медработниками и пациентами;
  • медработниками и родственниками больного;
  • между самим медицинским персоналом.

Занимает важное место в структуре социального регулирования врачебной деятельности и является важным условием профессиональной компетентности медработников.

Теоретической основой деонтологии является медицинская этика.

Правила деонтологии трансформируются с течением времени. Например, в СССР врачи старались не сообщать больному о смертельном диагнозе. Современные правила призывают деликатно сообщать пациенту об его истинном положении. Необходимо соблюдать соотношение правдивости и бережного отношения к больному.

Нормы деонтологии могут отличаться в разных странах. Например, в Нидерландах разрешена эвтаназия, и этические нормы медицинских работников допускают добровольный уход из жизни. В России и многих других странах эвтаназия запрещена.

Есть универсальные базовые принципы деонтологии, применяемые врачами всех стран. Главный из них — действовать во благо пациента, а не во вред ему.

Происхождение термина, кто ввел в науку

Несмотря на сравнительно позднее появление термина, представление о профессиональном долге врача сформировалось еще в древние времена. На протяжении столетий оно развивалось и наполнялось новыми смыслами.

История применения, как это было в СССР

Уже в древности делались попытки зафиксировать кодекс морально-нравственных норм, регламентирующих поведение медицинских работников. Из дошедших до наших дней обрывочных сведений можно сделать выводы, что правила поведения врачей были сформулированы в следующих древних государствах:

В данных трактатах сформулированы основы деонтологических норм, имеющее непреходящее значение. С точки зрения Гиппократа врач должен обладать следующими моральными качествами:

  • совестливость;
  • скромность;
  • уважение;
  • решительность;
  • отвращение к пороку.

Большой вклад в развитие представлений о взаимоотношениях между медицинскими сотрудниками и пациентами внесли советские ученые и врачи:

  1. Иван Павлов — научно доказал идею о влиянии слов врача как условного раздражителя на ход болезни.
  2. Владимир Бехтерев — проводил исследования связи между нервными и психическими заболеваниями, способствовал введению психотерапевтических методов лечения.
  3. Роман Лурия — заложил основы учения о ятрогенных заболеваниях.

Ятрогенные заболевания — расстройства здоровья, происходящие из-за деонтологических ошибок врачей — неосторожных высказываний или действий. Имеют психогенную природу.

Долгое время в советской медицине преобладала точка зрения первого Комиссара здравоохранения Николая Семашко. Он был одним из основоположников медицинской системы СССР и последовательно внедрял принцип уничтожения врачебной тайны.

Важным шагом в развитии отечественной медицины стала Первая всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии, которая прошла в 1969 году. Она повлияла на:

  1. Закрепление в 1970 году в законе Требования врачебной тайны.
  2. Утверждение в 1971 текста Присяги советского врача.

Согласно Присяге врача СССР, приступая к профессиональной деятельности, медики обязывались:

Принципы деонтологии в медицине, понятие этики

Главные принципы деонтологии универсальны для представителей разных медицинских специальностей:

  1. Все действия медработников должны быть направлены на благо пациентов.
  2. Врач должен хранить в тайне сведения о больном, его диагнозе и ходе лечения.
  3. Необходимо избегать действий, которые могут причинить ущерб пациенту и его родным.
  4. В своей деятельности врач должен руководствоваться принципами морали профессиональной этики, а не жаждой обогащения.
  5. Решения медицинских работников должны основываться на научных знаниях.

Основываясь на нормах медицинской этики, медработники должны соблюдать следующие правила:

  1. Уважительно относиться к пациенту и его родственникам.
  2. Правдиво информировать о состоянии здоровья.
  3. Соблюдать гуманистические принципы.
  4. Сообщать о правах и обязанностях пациента.
  5. Оказывать умирающему пациенту право на гуманное обращение и достойную смерть.
  6. Поддерживать авторитет и репутацию профессии.
  7. Хранить врачебные тайны.
  8. Быть честным и порядочным по отношению к коллегам.
  9. Поддерживать уровень профессиональной компетентности.
  10. Защищать пациента от некомпетентного медицинского вмешательства.
  11. Заниматься просвещением населения в области медицины и гигиены.
  12. Руководствоваться дистрибутивной справедливостью.

Под дистрибутивной справедливостью понимают принцип равного доступа к качественной и своевременной медицинской помощи независимо от:

  • возраста;
  • диагноза;
  • пола;
  • материального положения;
  • социального статуса.

Критика деонтологии

Несоблюдение медицинскими работниками принципов деонтологии может привезти к серьезным последствиям, вплоть до смерти пациента. Тем не менее, не всегда в своей деятельности врачи строго руководствуются высокими моральными нормами, изложенными в профессиональных кодексах. Это происходит в силу разных причин:

  • эмоциональное выгорание;
  • высокие нагрузки;
  • несоответствие объема требований скромному материальному вознаграждению;
  • профессиональная некомпетентность;
  • стрессовый характер работы.

В зависимости от тяжести последствий за нарушение деонтологических норм медработники могут подвергнуться:

  • дисциплинарным взысканиям различного вида, в том числе лишению премии и других материальных выплат;
  • исключению из профессии;
  • административному или уголовному наказанию.

Многие положения современной деонтологии подвергаются критике. Особенно это касается таких спорных областей медицины, как:

  • искусственное оплодотворение;
  • аборты;
  • эвтаназия;
  • суррогатное материнство;
  • пересадка органов.

Начиная с 1970-х годов, в западной медицине активно внедряется принцип информированного согласия. Он заключается в признании нравственной автономии пациентов и их праве принимать решения относительно своего здоровья и лечения. Данный принцип не соответствует убеждениям Гиппократа, который полагал, что врач должен лечить больного даже вопреки его воле.

В основе концепции информированного согласия лежат 2 положения:

  1. Предоставление пациенту полной информации о состоянии его здоровья и предполагаемом ходе лечения.
  2. Получение от него согласия на врачебную помощь.

Информация должна включать:

  • результаты диагностики;
  • цели, задачи и характер выбранного лечения;
  • возможные последствия;
  • альтернативные варианты лечения.

Благодаря данной концепции пациент из пассивного получателя медицинской помощи превращается в активного соучастника процесса излечения.

В зависимости от рассматриваемой системы деонтологической этики моральное обязательство может возникать из внешнего или внутреннего источника, такого как набор правил, присущих вселенной ( этический натурализм ), религиозный закон или набор личных или культурных ценностей (любые из которых могут противоречить личным желаниям).

Содержание

Существует множество формулировок деонтологической этики.


Теория этики Иммануила Канта считается деонтологической по нескольким причинам. [8] [9] Во-первых, Кант утверждает, что для того, чтобы действовать нравственно правильно, люди должны действовать из долга ( Pflicht ). [10] Во-вторых, Кант утверждал, что не последствия действий делают их правильными или неправильными, а мотивы человека, выполняющего действие.

Ничего в этом мире - а точнее, ничего даже за пределами этого мира - невозможно вообразить, что можно было бы назвать добром без квалификации, кроме доброй воли . [11]

Кант сделал три важных формулировки категорического императива :

  • Действуйте только в соответствии с этой максимой, согласно которой вы также можете желать, чтобы она стала универсальным законом ;
  • Действуйте так, чтобы вы всегда относились к человечеству, будь то в себе или в личности кого-то другого, никогда не просто как средство, но всегда одновременно как цель; и
  • Каждое разумное существо должно действовать так, как если бы в соответствии со своей максимой он всегда был законодательным членом универсального царства целей .

Следовательно, ложь, определяемая просто как намеренно неправдивое заявление другому человеку, не требует дополнительного условия, согласно которому она должна причинить вред другому, как того требуют юристы в своем определении ( mendacium est falsiloquium in praeiudicium alterius ). Ложь всегда вредит другому; если не какому-то человеческому существу, то оно тем не менее наносит вред человечеству в целом, поскольку подрывает сам источник права [ rechtsquelle ] . Все практические принципы права должны содержать строгую истину . Это потому, что такие исключения разрушили бы универсальность из-за чего только они носят название принципов.

Хотя не все деонтологи религиозны, некоторые верят в теорию божественного повеления , которая на самом деле представляет собой совокупность связанных теорий, которые по сути утверждают, что действие является правильным, если Бог постановил, что это правильно. [14] По словам английского философа Ральфа Кадворта , Уильяма Оккама , Рене Декарта и кальвинистов 18 века, все они принимали различные версии этой моральной теории, поскольку все они считали, что моральные обязательства вытекают из заповедей Бога. [15]

Одна вещь, которая четко отличает кантианский деонтологизм от деонтологии божественных заповедей, состоит в том, что кантианство утверждает, что человек как разумное существо делает моральный закон универсальным, тогда как божественное повеление утверждает, что Бог делает моральный закон универсальным.

У. Д. Росс возражает против монистической деонтологии Канта, которая основывает этику только на одном основополагающем принципе - категорическом императиве . Он утверждает, что существует множество первичных обязанностей, определяющих, что является правильным. [16] [17] : xii Некоторые обязанности проистекают из наших собственных предыдущих действий, например, обязанность хранить верность (сдерживать обещания и говорить правду) и обязанность возмещения ущерба (исправлять неправомерные действия). Долг благодарности (до возвращения любезности полученной) возникает из - за действия других. Другие обязанности включают обязанность не причинять вреда (не причинять вреда другим), обязанность проявлять милосердие.(продвигать максимум совокупного блага), обязанность самосовершенствования (улучшение собственного положения) и долг справедливости ( справедливое распределение благ и бремени). [17] : 21–5 [18] Одна проблема, с которой приходится сталкиваться деонтологическому плюралисту, заключается в том, что могут возникать случаи, когда требования одного долга нарушают другой долг, так называемые моральные дилеммы . [19] Например, бывают случаи, когда необходимо нарушить обещание, чтобы облегчить чье-то горе. [17] : 28 Росс использует различие между обязанностями prima facie и абсолютным долгом для решения этой проблемы. [17] : 28 Перечисленные выше обязанности являются обязанностями prima facie ; это общие принципы, справедливость которых очевидна для морально зрелых людей. Это факторы, которые не принимают во внимание все соображения. С другой стороны, абсолютная обязанность зависит от конкретной ситуации, принимая все во внимание, и ее следует оценивать в каждом конкретном случае. [16] [20] Это абсолютный долг, который определяет, какие действия являются правильными или неправильными. [16]

Современные деонтологи (т. Е. Ученые, родившиеся в первой половине 20-го века) включают Юзеф Мария Бохенский , Томас Нагель , Т.М. Скэнлон и Роджер Скратон .

Бохенский (1965) проводит различие между деонтическим и эпистемическим авторитетом: [21]

Дополнительная информация: проблема тележки , консеквенциализм , утилитаризм и эффективный альтруизм.

Были предприняты попытки примирить деонтологию с консеквенциализмом .

Пороговая деонтология считает, что правила должны действовать до определенной степени, несмотря на неблагоприятные последствия; но когда последствия становятся настолько ужасными, что переходят установленный порог, берет верх консеквенциализм. [27]

Теории, выдвинутые Томасом Нагелем и Майклом С. Муром, пытаются примирить деонтологию с консеквенциализмом, присвоив каждой юрисдикции. [27]

Читайте также: