Денонсирование соглашения с люксембургом что в итоге

Обновлено: 30.06.2024

Как вообще работают налоговые соглашения?

У России есть соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) примерно с 80 странами мира, многие из них были подписаны уже очень давно – например, соглашение с Японией работает еще с 1987 года, а, например, с Мальтой – только с 2013-го. Эти соглашения крайне важны для бизнеса, который по той или иной причине представлен сразу в двух странах.

Соглашение об избежании двойного налогообложения, как можно понять, позволяет заплатить налог только в одной стране, даже если владелец компании затем выведет средства в другую страну. Такие соглашения работают при разных ситуациях и затрагивают несколько видов налогов:

  • налог на прибыль и доходы;
  • налог на имущество;
  • налог на прирост капитала.

Косвенные налоги (НДС или акцизы) под СИДН не попадают, это и не нужно – ведь механизм обложения ими и так предполагает, что налог нужно уплатить только в одной стране (а экспорт облагается НДС по ставке 0%). Налоги, которые попадают под соглашения, нужно оплатить только один раз, но есть одна особенность. Например, если у россиянина есть квартира, например, в Испании, которая сдается в аренду, он платит налоги с доходов в самой Испании. Но так как потом доходы переводятся в Россию, с них тоже нужно уплатить налоги – но уплаченные в Испании суммы можно зачесть в счет общей суммы. Соответственно, если в той же Испании налоги выше, чем в России, то в России платить не придется вообще ничего.

Есть и другие примеры работы СИДН: например, если иностранная компания владеет российской компанией, то получаемые дивиденды (при наличии соглашения) облагаются по льготной ставке в 0% или 5%. А если компания открывает филиал в другой стране, то доходы от этого филиала будут облагаться налогами только в одной из стран (а не в обеих).

Что за соглашение денонсирует Россия?

В 2020 году ситуация начала меняться. По инициативе президента Владимира Путина был повышен налог на дивиденды, выводимые из России в другие страны, до 15% (а чуть ранее до 15% подняли НДФЛ на доходы свыше 5 миллионов рублей). Но для этого нужно было подписать новые версии СИДН со странами, в которых дивиденды облагаются по более низкой ставке.

С Кипром, Люксембургом и Мальтой вопрос в конечном счете был решен (хоть и не без проблем) – они подняли налоги на дивиденды от российских компаний до 15%. Соответственно, выводить туда прибыль особого смысла не имеет – ведь и в России владелец компании заплатит те же 15% (которые власти пообещали отдать на лечение тяжелобольных детей).

Всего из России в Нидерланды в 2019 году вывели 182,8 миллиарда рублей дивидендов и 157,1 миллиардов рублей процентов (уплатив, соответственно, 9,4 и 12,5 миллиардов рублей налогов).

Чего ждать бизнесу, и кто пострадает сильнее всех?

Королевство Нидерланды еще с середины 1990-х годов считается налоговым и финансовым хабом для некоторых крупных российских компаний (причем некоторые из них – даже с государственным участием).

Среди крупнейших и самых известных компаний такие:

Всего из Нидерландов в российский бизнес было вложено около 37 миллиардов долларов, это почти 10% от всех инвестиций. Поэтому денонсация налогового соглашения затронет все компании, которые так или иначе работали через нидерландские структуры. Также пострадают и другие компании, которые работали с Россией через свои нидерландские представительства – например, тот же Uber.

Если в итоге соглашение с Нидерландами будет денонсировано, компаниям придется платить значительно больше налогов – 15% вместо 5% с дивидендов и 20% вместо 0% с процентов и роялти. При этом российский Минфин предлагал властям Нидерландов оставить ставку в 5% для дивидендов и процентов для тех компаний, которые обращаются на бирже (минимум 15% в свободном обращении).

Вариантов у бизнеса остается немного, считают эксперты:

В случае денонсирования соглашение утратит силу с 1 января 2022 года – для этого нужно, чтобы Россия официально уведомила об этом нидерландскую сторону до 30 июня текущего года. Бизнес еще не теряет надежды на то, что решение в итоге будет пересмотрено – как это было с другими странами. Правда, в этой ситуации на кону стоит гораздо большая сумма, и разногласий у сторон больше.

Люксембург тянет с подписанием налогового соглашения с РФ в надежде на новую версию

Люксембург медлит с ратификацией соглашения с РФ о налогах

Люксембург допустил срыв выполнений договоренностей с Российской Федерацией об изменении режима налогообложения с 2021 года. Государства, как сообщается на сайте Министерства финансов РФ, условились в 2020 году о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения в части увеличения ставки налога у источника до 15% в отношении доходов в виде процентов и дивидендов. Со стороны Люксембурга договор подписал посол в России Жорж Фабер, со стороны Москвы подпись поставил статс-секретарь – заместитель министра финансов Алексей Сазанов.

Исключения, которые обусловлены отсутствием рисков использования такими налогоплательщиками иностранных юрисдикций для уклонения от уплаты налогов, распространяются на процентные доходы подобных компаний, выплачиваемые по банковским кредитам, по обращающимся еврооблигационным займам, а также по долговым обязательствам перед правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями стран – участниц соглашения.

Великое Герцогство не торопится

Российская сторона, в свою очередь, выполнила процедуры в срок, последний документ был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря 2020 года. Предполагалось, что с 1 января 2021 года начнут действовать обновленные условия, но Великое Герцогство не только не завершило национальные процедуры ратификации, приостановив их по каким-то причинам 28 декабря на стадии изучения палатой депутатов и Конференцией председателей, но забыв предупредить об этом Москву.

Минфин РФ намерен ждать решения Люксембурга о соглашении по налогам

Одобрение изменений Торговой палатой Великого Герцогства проходило не так гладко, как ожидалось. Ведомство дало согласие, акцентировав внимание российской стороны на невыгодности новой версии соглашения для Люксембурга в рамках интерпретации некоторых понятий и ставок налога. Такое замечание дает повод для осторожных предположений, что медлительность люксембургской стороны вызвана надеждами на пересмотр протокола.

Повысить налоги на дивиденды до 15% и скорректировать соглашения по ним с различными странами в марте прошлого года предложил президент РФ Владимир Путин. Министерство финансов оценило доход от изменений в 130–150 млрд рублей в год.

Ратификация протокола переносится

В соглашении с Люксембургом ускоренное применение до окончания ратификации не предусматривалось, что позволяет до 1 января 2022 года сохранить ставки на уровне 5% на дивиденды и 0% на проценты.

Президент РФ Владимир Путин предложил изменить соглашения по налогам с различными странами

На фоне сложившейся ситуации, отмечает Михаил Филинов, возникает закономерный вопрос о дальнейших действиях Министерства финансов РФ, которые предполагают выход российской стороны из договоренности с Великим Герцогством. Имеет ли смысл России сейчас обидеться и денонсировать договор? Нет, так как этот процесс тоже занимает определенное время и начинает действовать по аналогичному принципу с 1 января года, следующего за годом подписания соглашения.

Однако до тех пор, пока Великое Герцогство не утвердит новые условия, актуальной останется прежняя договоренность, в рамках которой стороны смогут платить по льготным ставкам в некоторых условиях.


Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения вступило в силу еще в 1998 году, и применялось с 1 января 1999 года.

По информации Минфина РФ, за этот период в Нидерланды были выведены значительные ресурсы в виде выплат процентов и дивидендов. Так, в 2017 году объем таких выплат составил более 457 млрд рублей, в 2018 – более 412 млрд рублей, а в 2019 – более 339 млрд рублей.

В марте 2020 года по поручению президента Россия инициировала пересмотр ряда налоговых соглашений, которые наиболее популярны для структурирования холдинговых компаний.

С Кипром, Люксембургом и Мальтой соглашения были изменены – введена ставка 15% у источника на дивиденды и проценты, с сохранением ставки 5% для ряда исключений, например, для публичных компаний, государственных структур, пенсионных фондов.

Переговоры с Нидерландами не привели к такому же результату, в результате российская сторона инициировала денонсацию.

С 1 января 2022 года Соглашение прекращает действовать.

Основные последствия денонсации

Отмена Соглашения затрагивает не только отмену льготных ставок налога у источника, но и следующие аспекты:

1. Изменения в налогообложение контролируемых иностранных компаний – КИК.

Налоговый кодекс предусматривает основания для освобождения прибыли КИК, для использования которых необходимо наличие соглашения со страной ее резидентства. Теперь эти положения неприменимы для Нидерландов.

Кроме того, расчет прибыли голландской КИК теперь должен осуществляться по правилам главы 25 Налогового кодекса, если только у КИК нет аудиторского заключения по ее отчетности.

2. Отмена взаимосогласительных процедур, предназначенных для разрешения споров в отношении налогообложения трансграничных операций по международному соглашению.

3. Отмена зачета НДФЛ.

Доходы, полученные российскими налоговыми резидентами из-за рубежа, облагаются НДФЛ. При этом Налоговый кодекс предусматривает, что налог, удержанный в иностранном государстве, может быть зачтен в счет уплаты российского налога – но только это предусмотрено соответствующим международным соглашением.

Соглашение с Нидерландами предусматривало возможность такого зачета.

В его отсутствие, может сложиться ситуация двойного налогообложения зарубежных доходов физлица.

Последствия денонсации для корпораций

Остановимся подробнее на последствиях отмены Соглашения для корпораций.

Соглашением была установлена льготная ставка налога на дивиденды у источника 5% при выполнении ряда условий:

  • фактическое право на доход;
  • прямое участие в капитале в доле выплачивающей стороны не менее 25%;
  • инвестиции в компанию в размере не менее 75 тысяч ЭКЮ (1:1 при перерасчете в евро);

Предусматривалась также ставка 0% в отношении процентов и роялти, при условии фактического права на доход у получателя.

  • проценты по долговым обязательствам;
  • роялти (доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности);
  • доходы от реализации акций организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

Таким образом, влияние денонсации для международных групп компаний может быть существенным – в зависимости от объемов и сумм внутригрупповых транзакций.

Альтернативные варианты

Чтобы минимизировать налоговые последствия от денонсации Соглашения, компании с учетом сложившейся структуры группы, могут рассмотреть различные опции.

1. Сквозной подход.

Положения Налогового кодекса предоставляют нам возможность использовать так называемый сквозной подход: не ликвидируя и не перемещая голландскую компанию, мы игнорируем ее для налоговых целей, как если бы выплата напрямую выплачивалась следующему звену.

Такой подход возможен только в случае, если у такой компании отсутствует возможность определять экономическую судьбу такого дохода, что, безусловно, нуждается в документальном подтверждении.

2. Продажа доли компании в РФ на другого участника, либо Переезд промежуточного звена.

Два этих варианта предусматривают различные процедурные действия, однако суть сводится к следующему: получателем дохода от российской компании становится резидент нужной юрисдикции, с которой у России есть соглашение с хорошими условиями.

При этом необходимо учитывать положения соглашений между иностранными государствами, если в дальнейшем получатель дохода передает часть суммы иным компаниям группы.

Отметим, что Минфином уже озвучено намерение РФ пересмотреть соглашения с Гонконгом, Сингапуром и Швейцарией, которыми предусматриваются крайне выгодные ставки при выводе дохода из России.

3. Признание налоговым резидентом РФ.

В качестве одного из вариантов может быть рассмотрено изменение места налогового резидентства голландской компании без перерегистрации бизнеса.

Иностранная компания, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Следует учесть, что судебная практика применения норм о налоговом резидентстве компаний является крайне ограниченной.

В данном случае прежде всего необходима консультация зарубежных коллег в отношении правил определения налогового резидентства.

4. Создание субхолдинговой компании.

Ограничение международного налогового планирования

С 1 января 2021 года вступила в силу Многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Конвенция).

Конвенция дополняет положения действующий налоговых соглашений, в частности, следующими ограничениями:

  • Тест основной цели (principal purpose test), позволяющий налоговым органам отказать в применении льгот, если применение таких льгот было основной или одной из основных целей структурирования операций. Данный тест будет применяться в совокупности с концепцией фактического права на доход, которая уже закреплена в налоговых соглашениях;
  • Может быть установлен дополнительный критерий для применения льготной ставки налога у источника на дивиденды в виде непрерывного владения долями/акциями выплачивающей дивиденды компании не менее 365 дней.

26 ноября 2020 года Россия завершила необходимые процедуры для вступления в силу Конвенции в отношении 34 государств. Россия планирует распространить действие Конвенции на 71 страну, соответственно налоговые соглашения между этими странами будут изменены.

В силу отсутствия какой-либо практики, на текущий момент можно только предположить, что вступление в силу Конвенции повлечет более пристальное внимание налоговых органов к налогообложению трансграничных операций.

Валентин Катасонов

Напомню, с чего началась история. 25 марта этого года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России по поводу коронавируса и вводимого в стране карантина кратко изложил набор мер по смягчению социально-экономический последствий вирусной эпидемии. В том числе для изыскания дополнительных финансовых средств на проведение необходимых мер он предложил ввести повышенный налог в 15% на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета. А это, в свою очередь, предполагает пересмотр соглашений ИДН с другими странами. На сегодняшний день у России такие соглашения подписаны с более чем восемью десятками стран. Большинство из них предусматривает установление льготного режима налогообложения для инвесторов стран, подписавших соглашение ИДН.

Вот статистическая картинка экспорта капитала из России на Кипр в форме прямых инвестиций (млрд. долл.): 2010 г. — 18,3; 2011 г. — 22,9; 2012 г. — 20,9; 2013 г. — 7,7; 2014 г. — 23,5; 2015 г. — 4,2; 2016 г. — 9,8; 2017 г. — 21,2; 2018 г. -10,7; 2019 г. — 14,5. Кипр не просто занимал первое место среди получателей российского капитала. Достаточно часто на него приходилось более половины вывоза капитала в форме прямых инвестиций (ПИ) за рубеж. Так, в 2017 году на Кипр приходилось 57,8% такого вывоза; в 2018 году — 34%; в 2019 году — 64,4%.

На начало 2020 года общий объем накопленных ПИ российского происхождения на Кипре достиг, по данным Банка России, 217,47 млрд. долл. Для сравнения отмечу, что общий объем накопленных ПИ российского происхождения во всех странах мира на 1 января 2020 года равнялся 500,58 млрд. долл. Получается, что на Кипр пришлось 43,4% всех зарубежных инвестиций российского происхождения. Отрыв Кипра от других стран колоссален. Вот страны, входящие в топ-5 по величине накопленных инвестиций российского происхождения (на 1 января 2020 г., млрд. долл.): Нидерланды — 45,68; Великобритания — 22,57; Швейцария — 20,64; Люксембург — 20,33.

Примечательно, что Кипр и в России среди иностранных инвесторов занимает первое место с большим отрывом от других стран. По данным Банка России, на 1 января 2020 года накопленные прямые инвестиции с Кипра в российской экономике равнялись 179,98 млрд. долл. Общий объем прямых иностранных инвестиций в России на указанный момент составил 585,81 млрд. долл. Получается, что на инвестиции кипрского происхождения пришлось 30,7%.

Не для кого не секрет, что между Россией и Кипром давно уже образовался кругооборот капитала, который почти на 100 процентов имеет российское происхождение. На Кипре созданы головные (материнские) структуры, а в России — их дочерние подразделения. В последних создается основная часть добавленной стоимости и прибыли (добыча природных ресурсов, оптовая и розничная торговля, финансовый сектор и др.).

Сами посудите: накопленные на Кипре активы российского происхождения (более 200 млрд. долл.) примерно в десять раз превышают годовой ВВП этого островного государства. Среди настоящих киприотов есть, конечно, богатые люди, но их капиталы не сопоставимы с российскими.

Для идеального функционирования кругооборота капитала между Россией и Кипром необходимо, чтобы не было никаких валютных ограничений и налоговых барьеров. И их уже давно нет. Согласно российско-кипрскому соглашению ИДН, дивиденды, получаемые кипрскими инвесторами в России, облагаются налогом в 5 или 10 процентов (в зависимости от величины капитала и некоторых других моментов). А и инвестиционные доходы в виде процентов иногда могут вообще иметь нулевую ставку налогообложения. Почти такая же зеркальная картина в отношении налогообложения инвестиционных доходов, получаемого от капитала российского происхождения.

Вроде бы Россия постоянно твердит о том, что борется с деофшоризацией своей экономики. Но подобными соглашениями ИДН она лишь стимулирует вывод из страны капитала и одновременно поощряет эксплуатацию России этим же капиталом.

В российских СМИ в комментариях, посвященных денонсации российско-кипрского соглашения, нередко звучит надежда, что указанная мера послужит стимулом для возвращения беглого капитала с Кипра в Россию. Мол, создававшийся механизм кругооборота капитала между двумя странами больше не будет обеспечивать бенефициарам этого механизма необходимый финансовый результат. В России будет налоговая ставка в 15%, симметричным ответом Кипра также будет повышение ставки до 15%.

России нужны более радикальные меры по наведению порядка с вывозом и ввозом капитала. Причем не надо ничего изобретать, а следует использовать собственный опыт, а также опыт других стран. Например, в Китае для иностранного капитала в первые годы его присутствия в стране устанавливается мораторий на вывод за рубеж дивидендов и других инвестиционных доходов. Компания с преобладающим участием в ней иностранного капитала должна реинвестировать прибыль внутри Китая.

С моей точки зрения, переход к новой ставке налога для иностранных инвесторов должен быть общим и одномоментным. Порядок должен быть уведомительным. И решить проблему можно буквально за месяц (кстати, именно так поставил Путин задачу премьер-министру в конце марта). Между прочим, в подобном уведомлении (оформленном в виде закона) можно предусмотреть то, что я упомянул выше: установление для иностранного бизнеса моратория на вывод инвестиционных доходов и обязанность их реинвестирования в российскую экономику.

Однако реальная картина далека от этой абстрактной логики. Приведу данные Банка России об инвестиционных доходах, уходящих из России и приходящих в Россию за последнее десятилетие (табл. 1).


Источник: Банк России (статистика платежного баланса)

Как видим, за десятилетие объем инвестиционных доходов, выведенных из страны, превысил объем инвестиционных доходов, полученных из-за границы в 2,14 раза.

Сальдо баланса инвестиционных доходов за десятилетие составило минус 464,3 млрд. долл. Таковы итоги участия России в международном инвестиционном обмене. Такое участие можно назвать нещадной эксплуатацией России посредством смешанного российско-иностранного капитала с последующим выведением результатов такой эксплуатации за пределы России. Соглашения ИДН такой эксплуатации не только не мешали, а, наоборот, ей содействовали.

За первое полугодие 2020 года результаты таковы (млрд. долл.): инвестиционные доходы выведенные — 47,2; инвестиционные доходы полученные — 24,0; сальдо баланса инвестиционных доходов — минус 23,1. Ограбление России продолжается. До сих пор никаких радикальных мер по пресечению такого ограбления не только не принимается, они даже не анонсируются властью.

Основной такой мерой должно стать введение ограничений и запретов на свободное движение капитала через границу Российской Федерации. Олигархи такого запрета, естественно, не хотят. А власть этого, помимо всего, боится. Ибо это означает посягательство на важнейший принцип Вашингтонского консенсуса: свободу международного движения капитала. Без такой свободы ограбление страны становится проблематичным.

Читайте также: