Деньги как объект частного и публичного права

Обновлено: 19.05.2024

1.3. Соотношение предмета и метода
частного и публичного банковского права

Предмет и метод правового регулирования публичного и частного банковского права различаются.
Под публичным банковским правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с функционированием кредитно-денежного механизма и направленные на защиту публичного интереса.
К таким отношениям относятся отношения, возникающие по поводу:
1) статуса центрального банка (а в странах, где орган банковского надзора существует отдельно от центрального банка, - статус органа банковского регулирования и банковского надзора), его компетенции, системы управления;
2) осуществления задач денежно-кредитной политики;
3) осуществления задач банковского надзора, включая:
- отношения, возникающие в процессе государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности;
- отношения, связанные с применением к кредитным организациям мер принуждения со стороны Банка России;
4) системы страхования (гарантирования) вкладов в банках;
5) противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
6) функционирования национальной платежной системы.
В последнее время одной из основных целей финансовых властей и, в частности, центральных банков признается достижение и поддержание финансовой устойчивости. Этому служат задачи, как выполняемые в рамках денежно-кредитной политики, так и в сфере банковского надзора.
Следует особо отметить, что публичный интерес, на защиту которого направлены нормы публичного банковского права, это не только интерес государства. Сегодня под публичным интересом понимают интерес как конкретного государства, так и общества, неограниченного круга третьих лиц (так, при банкротстве банка могут пострадать интересы не только контрагентов этого банка, но и иных субъектов, прежде всего в ситуации, когда банкротство одного банка приводит к банкротству иных субъектов финансового рынка и, как следствие, к нестабильности финансовой системы). К публичному интересу относится также интерес международного сообщества, заключающийся прежде всего в поддержании стабильности функционирования банковских систем (и - шире - финансовых рынков) в национальных юрисдикциях, поскольку проблемы, возникшие в банковском секторе одного государства, быстро могут перекинуться на банковские системы других государств.
На публичное банковское право оказывает значительное влияние международное право. Регулирование современных финансовых рынков в принципе не может замыкаться в национальных границах, так как отсутствие должного регулирования в одном сегменте (географическом или функциональном) финансового рынка может привести к кризису, способному вызвать "эффект домино" на международном уровне.
Таким образом, публичное банковское право охватывает сферу правового регулирования банковской деятельности, направленного на защиту публичного интереса, т.е. интересов государства, общества и неопределенного круга лиц, а также иных государств и международного сообщества.
В отличие от публичного частное банковское право регулирует группы отношений, связанных:
1) с созданием кредитных организаций и их структурных подразделений;
2) корпоративным управлением в кредитных организациях;
3) реорганизацией кредитных организаций;
4) добровольной ликвидацией кредитных организаций;
5) осуществлением банковских операций.
Частное банковское право неразрывно связано с частным интересом отдельных субъектов, возможностью его реализации в отношениях с другими субъектами экономического оборота. Частное банковское право охватывает сферу правового регулирования, направленную на защиту интересов субъектов гражданского оборота, и регулирует отношения, существующие в связи с деятельностью кредитных организаций как юридических лиц, а также отношения кредитных организаций с другими участниками гражданского оборота при предоставлении кредитными организациями различных услуг (прежде всего совершении банковских операций и иных сделок).
Частное банковское право регулирует деятельность кредитных организаций - осуществление ими банковских операций (в том числе расчетов) и иных сделок, их функционирование как юридических лиц, обладающих специфическими правомочиями, определяет их отношения с клиентами, и прежде всего с кредиторами. Банковский надзор, денежно-кредитная политика, система страхования вкладов и иные сферы публично-правового регулирования занимают применительно к частному банковскому праву вторичное место и как бы обслуживают основную группу правоотношений, возникающих в связи с осуществлением банковской деятельности. Однако современный уровень развития финансовых рынков, давно перешагнувших за границы национальных юрисдикций, таков, что без обеспечения стабильности как банковской системы в целом, так и отдельных кредитных организаций невозможно обеспечить интересы потребителей банковских услуг. Сегодня уровень защиты интересов кредиторов и вкладчиков, потребителей финансовых услуг неразрывно связан с обеспечением стабильности функционирования банковской системы. Несмотря на то что публичная составляющая в регулировании банковской деятельности появилась значительно позже частноправовой составляющей, ее значение растет.
Публичное банковское право в своей сердцевине регулирует отношения, связанные с организацией денежного обращения, с использованием денежных средств в качестве основного инструмента стимулирования социально-экономического развития, поддержания социальной стабильности. Эмиссия денежных средств, проведение ее способами, обеспечивающими независимость эмиссионного центра (центрального банка) от правительства, осуществление денежно-кредитной политики, нацеленной на обеспечение финансовой устойчивости, - все эти вопросы возникают как предмет публичного интереса, интереса как государства, так и общества.
Кредитные организации в этой связи являются одним из инструментов проведения денежно-кредитной политики. Поэтому необходимо обеспечение их устойчивости - как с помощью экономических методов, свойственных денежно-кредитной сфере, так и методами банковского надзора. Немаловажным также является вопрос о поддержании системы, которая позволяла бы предупреждать вовлеченность кредитных организаций в осуществление сомнительных операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Наконец, поддержание необходимого уровня доверия к национальным денежным средствам и инструментам и, как следствие, уровня доверия к банковской системе требует создания системы страхования вкладов и эффективной системы предупреждения банкротства банков, а также некоторых иных финансовых институтов (например, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инфраструктурных финансовых организаций).
Деление банковского права на публичное и частное с присущими каждому из них своими методами правового регулирования необходимо прежде всего для дифференциации "глубины" правового регулирования государством отдельных аспектов банковской деятельности. Вопросы банковской деятельности, относящиеся к частноправовому регулированию, предполагают использование диспозитивного метода правового регулирования, основывающегося на равенстве сторон и договоре. Публичное банковское право, базирующееся на публичном интересе, предполагает императивный метод правового регулирования, опирающийся на неравенство сторон и императивные предписания, закрепленные в нормативно-правовых актах, несоблюдение которых ведет к применению к поднадзорным субъектам мер воздействия со стороны регулятора - Банка России.
Публично-правовые нормы составляют основу современного регулирования банковской деятельности (несмотря на то что публичная составляющая в регулировании банковской деятельности появилась значительно позже частноправовой составляющей). Это объясняется спецификой банковской деятельности, ролью кредитных институтов в современной экономике, особенностями их отношений с кредиторами, и прежде всего вкладчиками, что породило необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных институтов. Не случайно в настоящее время практически во всех странах функционируют органы банковского надзора, основной целью которых является поддержание стабильности и развития банковских систем, защита интересов кредиторов и вкладчиков.
Поскольку функционирование банковских систем тесным образом переплетается с функционированием денежных систем, с осуществлением задач денежно-кредитной политики, реализация целей денежно-кредитной политики также обусловливает значительное публичное воздействие на функционирование кредитных институтов и существование специальных органов, осуществляющих денежно-кредитную политику, воздействующих с помощью специфических способов (так называемых инструментов денежно-кредитной политики) на денежную массу, находящуюся в обращении, на темпы инфляции и, как следствие, на экономическое развитие, на занятость и т.д.
Правовые нормы, которые закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, в зависимости от групп отношений могут относиться либо к нормам публичного права, либо к нормам частного права.
Частному банковскому праву присущ диспозитивный метод правового регулирования, хотя также применяется рекомендательный метод.
Международное банковское право в основном представляет своды рекомендаций, которые относятся как к публичному, так и к частному банковскому праву.
В этом смысле банковскому праву на международном уровне присущ рекомендательный метод правового регулирования. Вместе с тем ряд актов, прямо затрагивающих банковскую деятельность, был имплементирован в законодательство России путем ратификации соответствующих актов или подготовки на их основе национальных правовых актов (например, Женевская конвенция 1930 г. "О единообразном законе о переводном и простом векселях" ).
--------------------------------
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. N 1.

Таким образом, можно выделить основные отличия частного банковского права от публичного банковского права.
1. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, в зависимости от групп отношений могут относиться либо к нормам частного права, либо к нормам публичного права.
2. Частное банковское право регулирует деятельность кредитных организаций - осуществление ими банковских операций (в том числе расчетов) и иных сделок, их функционирование как юридических лиц, обладающих специфическими правомочиями, определяет их отношения с клиентами, и прежде всего с кредиторами.
Банковский надзор, денежно-кредитная политика, система страхования вкладов и иные сферы публично-правового регулирования (публичное банковское право) занимают применительно к частному банковскому праву вторичное место и как бы обслуживают основную группу правоотношений, так или иначе завязанную на понятие банковской деятельности. Однако в современном мире значимость норм публичного права возрастает в связи с необходимостью обеспечения финансовой стабильности.
3. Деление банковского права на публичное и частное с присущими каждому из них своими методами правового регулирования необходимо прежде всего для дифференциации "глубины" правового регулирования государством отдельных аспектов банковской деятельности. Вопросы банковской деятельности, относящиеся к частноправовому регулированию, предполагают использование преимущественно диспозитивного метода правового регулирования, основывающегося на равенстве сторон и договоре. Публичное банковское право, базирующееся на публичном интересе, предполагает императивный метод правового регулирования, опирающийся на неравенство сторон и императивные предписания, закрепленные в нормативно-правовых актах, несоблюдение которых ведет к применению к поднадзорным субъектам мер воздействия со стороны регулятора - Банка России.
И частному, и публичному банковскому праву присущ рекомендательный метод (особенно на уровне международно-правовых документов).

При судебном рассмотрении применяемые нормы существенно зависят от той правовой сферы, к которой относится рассматриваемый вопрос. Частное право - это сфера, где защищают интересы частных лиц, в отличие от публичного, где рассматриваются нормы, регулирующие работу государственных служб.

Публичное и частное право — понятие и отличие, признаки и примеры

К публичному праву относятся нормы, регламентирующие работу государственных органов и порядок управления ими. Примерами могут быть финансовая, экологическая и административная правовые сферы.

Сравнение частного и публичного права

В частном праве рассматриваются отношения отдельных лиц как имущественного, так и неимущественного характера. Его особенность состоит в том, что оно основано на добровольном изъявлении воли равноправных сторон.

Отличия между этими двумя сферами в России состоят в совокупности следующих признаков:

У них разные цели. Публичное право направлена на то, чтобы удовлетворять не личные, а коллективные интересы. Оно защищает также интересы всей нации. Усилия направлены на то, чтобы усовершенствовать порядок исполнения обязанностей различными публичными службами. Цель применения частного права иная — это удовлетворение в максимальной степени интересов отдельных лиц.

Эти две части имеют различный характер. Публичное право является императивным. В результате его применения становятся ясны обязанности субъектов. В работе частного права широкое развитие получает свобода воли участников судебного состязания. Можно сказать, что правильно понятая свобода может быть наилучшим вариантом для максимального удовлетворения индивидуальных интересов.

Различие схем применения затрагивает также принятые санкции. Если в результате применения частного права принято решение, то суд восстанавливает справедливость в результате применения социального принуждения. При решении вопросов с помощью публичного права речь идёт о применении судебного решения к публичным службам. В этом случае добиться того, чтобы суд повлиял на работу государственных органов, а это значительно более трудная задача, чем рассмотрение вопросов, относящихся к частному праву.

Частное и публичное право

Признаки публичного права состоят в следующем:

Оно рассматривает отношение между государственными органами или те, которые имеют место между частными лицами и государством.

Такие судебные рассмотрения связаны с обеспечением выполнения публичных интересов, они носят в основном запретительный характер по отношению к отдельным гражданам или организациям.

В этой правовой сфере рассматривается одностороннее волеизъявления со стороны публичных служб.

При принятии судьями решений предполагается, что у них имеется широкая сфера усмотрения.

Нормы, исходя из которых будет принято решение, имеют безличный и общий характер. Для них характерно нормативно-ориентирующее воздействие.

Законодательные положения, на основе которых вырабатываются решения, в своём большинстве содержат директивно-обязательные нормы, которые рассматривают иерархическое отношение субъектов между собой.

Области права

Признаки, присущие частноправовым отношениям:

Используемые для рассмотрения и принятия решения нормы относятся к отношениям между собой частных лиц.

Основная цель применения этой сферы права состоит в обеспечении частного интереса. При этом акцент делается на соблюдении норм, которые обеспечивают экономическую свободу, равенство участников и свободное принятие решений сторонами.

Разрешается свободное волеизъявление сторон в рамках законных процедур.

В большинстве ситуаций предполагается, что содержание рассматриваемой сделки регламентируется заключённым сторонами договором.

Нормы, используемые в работе, обращены к субъективному праву. Их действие направлено на получение судебной защиты.

В этой сфере права используются главным образом диспозитивные нормы, которые исходят из ответственности сторон за принимаемые ими решения, выполненные действия и взятые на себя обязательства.

Критерии подразделения права на частное и публичное

Право

Если рассматривается определённое дело, то для отнесения его к публичной или частной сфере права используются следующие принципы:

Надо задаться вопросом о том, какие именно интересы в этом деле должны быть защищены. В зависимости от их характера определяется сфера.

Нужно обратить внимание на вид регулируемых правоотношений. Публичное право рассматривает неимущественные дела Если они имущественные, то речь идёт о частном праве.

Нужно рассмотреть то, какой метод правового регулирования применяется. При защите государственных интересов рассматриваются отношения субординации. Если речь идёт о координации, то вопрос относится к частному праву.

Важное значение имеет субъектный состав. В частном праве рассматривают вопросы, связанные с отношениями между отдельными лицами. В публичном, предметом изучения являются отношения между государством и частными лицами или между государственными органами.

Применение указанных кратко изложенных критериев помогает выбрать, к какой сфере правоотношений отнести конкретное дело.

Сферы публичного и частного права

При рассмотрении вопросов, которые относятся к соотношению публичного и частного права, в первом из них основную роль играет требование соблюдения государственных интересов.

Сферы публичного и частного права

Когда субъектами в таких делах являются частные или юридические лица, то они могут рассматриваться как те, кто должен неукоснительно подчиняться установленным для них законам и другим нормативным актам.

В этой сфере решения имеют императивный характер и не зависят от мнения частных лиц. Примером может служить уголовное или налоговое право.

Когда речь идёт о частном праве, здесь особенности другие: вмешательство государственных органов сводится к минимуму. Здесь, в сущности, рассматриваются проявления доброй воли участников частных правоотношений, в большинстве случаев в качестве основы для рассмотрения берётся юридически значимое соглашение сторон.

Нужно заметить, что в реальной жизни многие вопросы могут частично относиться, согласно критериям, и к одной и к другой сфере. Ведь действия частных лиц происходят при соблюдении установленных государством императивных норм, а в публичных вопросах могут обнаруживаться частно-правовые моменты. Поэтому деление на эти категории не всегда однозначно.

Отрасли частного права

Система частного права берёт своё начало в далёкой истории - в положениях римского права. Оно подразделяется на несколько сфер, которые будут перечислены далее.

Гражданское

В этой сфере регулируются имущественные права частных лиц, а также могут рассматриваться неимущественные права, которые имеют к ним прямое отношение.

Гражданское право

Эта отрасль выполняет две основных функции:

Помогает создать нормальные условия для экономической деятельности (регулятивная функция).

Защищает частных лиц в случае, когда их права нарушены (охранная функция).

Семейное

Эта отрасль регулирует вопросы и проблемы, которые относятся к семейной жизни субъектов.

Банковское

Этот вид частного права регулирует отношения в банковской сфере. Для примера можно привести случай, когда гражданин кладёт деньги на депозит или берёт в банке ипотечный кредит.

Трудовое

Данная сфера относится к отношениям, которые возникают при найме работников в частные или государственные фирмы или организации. Речь идёт об отношениях между работником и тем, кто его нанял.

Предпринимательское

В этом случае право относится к осуществлению предпринимательской деятельности.

Земельное

Законы, относящиеся к этой сфере, регулируют отношения, связанные с земельными участками в качестве недвижимого имущества, так и в качестве объекта природы.

Международное частное право

Такое право может включать в себя: трудовые, семейные, брачные и другие виды частных отношений, которые имеют международный характер.

Заключение

Сферы частного и публичного права имеют между собой существенные отличия. Однако в некоторых случаях рассматриваемое дело может сочетать в себе черты, относящиеся к обеим сферам.


Читайте также: