День в году когда государь имел право отпускать крестьян в новгородской республике

Обновлено: 25.06.2024

Так гордо именовали свой город новгородцы во времена расцвета знаменитой республики. Тут нет самовосхваления. Действительно, в средние века Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.

В летописи первое упоминание о Новгороде, как уже существующем поселении, встречаем под 859 годом. Таким образом, он является самым древним русским городом в Российской Федерации. Однако эта дата не может быть принята как абсолютно точная. Дело в том, что летописи на Руси появляются лишь в XI веке и хронология описанных в них событий предшествующих столетий достаточно приблизительная, основанная на устной дохристианской традиции. Археологические раскопки, уже много десятилетий ведущиеся в Новгороде, пока что позволяют уверенно говорить о существовании городского поселения только с первой половины X века.

В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Расположенный на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья, когда города располагались на одном из берегов реки, более высоком), Новгород имел холмистый рельеф. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.

В составе Киевской Руси Новгород пребывал до окончательного распада этого государства. Управлялся он наместниками великого киевского князя, нередко сыновьями главы государства. До вступления на киевский престол новгородскими князьями были, например, такие выдающиеся деятели русской истории, как Владимир Святославич, крестивший Русскую землю, и его сын Ярослав Мудрый.

В республике постоянно шла борьба между концами за политическое преобладание. Главным призом в борьбе была должность степенного посадника.

Важную роль в республике играла Церковь. Возглавлял её архиепископ, который, в отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны.

Новгород, избежавший трагедии татарского разорения, занимает исключительно важное место в истории культуры, поскольку он сохранил многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.

София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. Другие храмы были деревянными и до наших дней не сохранились. В первой четверти XII века в Новгороде появляются собственные каменных дел мастера. Они возводят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103), Никольский собор на княжеском дворе близ Торга (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Все эти храмы шестистолпные, трехапсидные, значительных размеров, их заказчиками были князья. Одновременно строится собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117), более камерный, на деньги основателя обители св. Антония Римлянина.

Ранние новгородские храмы во многом напоминали киевские постройки того же времени. Однако уже тогда начали проявляться специфические новгородские черты. Церкви имеют весьма стройные пропорции. Стены сложены главным образом из известняковых плит. Кирпич-плинфа применялся в основном при создании сводов, столбов, арок, а также лопаток-пилястр, членивших фасады зданий в полном соответствии с их внутренним делением на нефы.

Во второй половине XII века новгородские зодчие создают и совершенствуют новый тип храма. На этом этапе развития новгородской архитектуры заказчиками выступали уже не князья, а бояре. Единственное исключение — построенная по заказу князя Ярослава Владимировича церковь Спаса Преображения на Нередице (1198), которая, впрочем, по своим формам не отличается от других новгородских церквей того времени.

Безусловно, смена заказчиков повлияла на развитие архитектуры. Храмы стали меньшими по размерам, проще по конструкции, фасады их почти лишены декора. Обычными становятся небольшие четырехстолпные одноглавые церкви с тремя апсидами. В толще западной стены располагалась лестница, ведущая на хоры. К этому типу относятся церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине (1179), Петра и Павла на Си-ничьей горе (1185), Илии Пророка на Славне (1198). Новгородские церкви лишены строгой геометрической правильности линий. Их архитектура мягка и пластична, они как бы вылеплены. Эта особенность новгородских построек объясняется тем, что их стены сложены из известняковых плит. В этом случае строителям трудно добиться идеальной правильности линии. Возводя церкви, зодчие придавали им исключительную выразительность. Следует иметь в виду, что в древности большинство храмов не оштукатуривалось — их облик был весьма живописен.

Несмотря на то, что Новгород не был захвачен и разрушен татарами, татаро-монгольское иго отрицательно сказалось на развитии новгородской архитектуры. В обстановке постоянной военной угрозы с запада и востока каменное строительство в городе замерло более чем на полстолетия и возобновилось только в конце века. В результате развития новгородского зодчества к 60—70-м годам столетия сложился новый тип храма, который практически в неизменном виде просуществовал вплоть до падения государственной самостоятельности Новгорода.

Новый тип выработался на основе прежних достижений местных зодчих. Сохраняется четырехстолпная одноглавая конструкция, фасады членятся лопатками-пилястрами. На смену трехапсидным церквам приходят одноапсидные. Вместо обычного для церквей XI—XII веков позакомарного покрытия появилось трехлопастное завершение с пониженными углами, удешевившее строительство. Таких церквей во второй половине XIV и первой половине XV века — времени расцвета Новгородской республики — было построено довольно много. Самые значительные достижения новгородского зодчества среди них — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407).

В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее барабан украшен нишами, бегунцом, аркатурным поясом. Фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.

Мы знаем очень мало имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как правило, не подписывали. Однако последние открытия археологов дают надежду, что хотя бы часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. Академик Валентин Лаврентьевич Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса Преображения на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрёстке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.

Если в первые после принятия христианства столетия новгородские художники создавали произведения в стиле, близком к византийскому (хотя уже тогда стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века писали иконы и фрески, где от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая схема. Впрочем, новгородцы нередко приглашали для украшения своих храмов художников из Византии.

Средневековые новгородские мастера внесли существенный вклад в развитие русского прикладного искусства. Новгород был одним из главных центров древнерусского ремесла. Археологические раскопки дали богатейший материал по истории различных ремесел. Наиболее распространённым поделочным материалом было дерево. Обычная бытовая вещь — гребень, прялка, навершие палки, чаша, ложка — под руками искусного резчика по дереву превращалась в высокохудожественное произведение. Особенно красивы резные колонны, украшавшие дома новгородцев, детские игрушки, шахматы. Выдающимся памятником резьбы по дереву является Людогощинский крест 1359 года с изображениями святых, изготовленный по заказу жителей Людогощей улицы для уличанского храма Флора и Лавра. Из дерева новгородские мастера создавали музыкальные инструменты. Археологами найдены остатки гуслей, гудков, сопелей. Некоторые древние инструменты удалось воссоздать, и в наше время они вновь зазвучали.

Широко известны изделия резчиков по кости. Костяные рукояти, накладки, пластины украшались изображениями святых, драконов, русалок, птиц, зверей, вырезался затейливый орнамент. Особый вид творчества косторезов — тонкой работы иконки и нательные кресты. Не менее замечательные произведения оставили резчики по камню. В Софийском соборе находится великолепный Алексеевский крест XIV века. Широко распространёнными были каменные иконки с изображениями Богородицы, Иисуса Христа, святых. Новгородцы использовали в быту множество предметов, украшенных с большим вкусом. Так, изделия из кожи — сумки, кошельки, ножны, обувь — украшались тиснёным растительным орнаментом.

Шедеврами новгородского литейного ремесла заслуженно считаются богослужебные предметы, которые ныне можно увидеть в экспозиции Владычной (Грановитой) палаты в Кремле. В XII столетии новгородские мастера Братило (Флор) и Константин изготовили для Софийского собора великолепные серебряные позолоченные кратиры — сосуды для освящения воды. Кратиры украшены чеканными рельефными изображениями святых, богатым орнаментом, имеют весьма изящные формы ручки.

Археологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты. В настоящее время их количество превысило 750. Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века, был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора, берёста, не стоила ничего. Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем.

Древнейшие берестяные грамоты датируются первой половиной XI века, а самые поздние — серединой XV столетия.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, купцами, боярами, позволяет сделать важный вывод о широком распространении грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты — в большинстве своем памятники деловой переписки. В них можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках. Найдены и грамоты, по которым мы можем судить о личных переживаниях авторов, их мироощущении, интересах.

Наряду с берестяными грамотами для переписки использовали восковые таблички, хорошо известные в мировой культуре с античных времен и называвшиеся церами или табулами. В деревянной дощечке делалось углубление, заливался воск, по которому писали стилем. Заострённый с одного конца стиль с противоположной стороны имел лопаточку, при помощи которой стиралось написанное по воску. Послав церу в другой конец города, можно было получить ответ на той же табличке. Найденные в Новгороде церы нередко украшены резьбой.

Во второй половине XV века после долгих столетий политической раздробленности усилился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода стала важнейшим этапом создания единого Русского государства при московском великом князе Иване III Васильевиче.

Несмотря на сопротивление литовской партии во главе с Марфой Борецкой, пытавшейся передать верховные права над Новгородом литовскому великому князю и польскому королю Казимиру, Иван III одержал победу. В начале 1478 года в результате военного похода великого князя московского Господин Государь Великий Новгород прекратил свое существование в качестве столицы вечевой республики. Великий Новгород и его обширные земли стали составной частью Русского государства. Второй раз в истории город стоял у колыбели России.

В XVI столетии продолжалось успешное экономическое развитие города. В середине века Новгород был по числу жителей одним из крупнейших городов России: их было около 32 тысяч. В отчете английской торговой экспедиции X.Уиллоу и Р.Ченслера говорится: "После Москвы первое место занимает Hoвгород, хотя и уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой империи."

Город украшался новыми храмами; на месте старых церквей заново строят хра мы Жён Мироносиц (1529) и св.Проко пия (1516) близ Торга, огромный собор Спаса Преображения в Хутынском монастыре (1515), Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице (1527 -1528), Сретения Господня в Антониеве монастыре (1533—1536), Бориса и Глеба в Плотниках (1536), Никиты Мученика (1557) и другие. Многие из них строятся по заказу торговых людей. Продолжает существовать новгородская иконописная школа. Мастера украшают иконы великолепными лепными басменными окладами.

Московское правительство уделяло много внимания городским укреплениям. В 1484—1499 годах перестраивается древ ний новгородский Кремль, который первоначально был деревянным, а в XIV веке получил первые каменные стены. Внешнее кольцо укреплений — Окольный город, вал и ров которого дошли до наших дней, сооружается во времена рас цвета республики. В 1582—1584 годах вокруг Кремля возводится Земляной го род, представлявший собой земляные ва лы с шестью бастионами, поверх которых острог с восемью деревянными башнями.

Как Кремль и Окольный город, Земляной город был окружен рвом. Укрепления Земляного города были срыты в 1820-х годах, и о нем теперь напоминают только остатки двух его прибрежных бастионов.

В начале 1570 года Новгород был подвергнут, по подозрению в измене, разгрому опричным войском Ивана Грозного во главе с самим царем. Жертвами беспримерной жестокости стали несколько тысяч ни в чем не повинных граждан, были разграблены многие храмы и монастыри, включая Софийский собор.

Но ещё большие несчастья постигли Великий Новгород в эпоху Смуты начала XVII века. В 1611 - 1617 годах город был оккупирован шведами. После ухода неприятеля в Новгороде проживало немногим более восьмисот человек мужского населения и оставалось около пятисот жилых дворов. Постепенно город отстраивался, восстанавливались его укрепления. После захвата шведами берегов Невы Новгород стал в сущности приграничной крепостью России, поэтому городские укрепления поддерживались в надлежащем порядке и неоднократно реконструировались.

Велось гражданское строительство. В 1686 году в юго-западной части Кремля началось возведение Воеводского двора, окруженного каменной стеной (не сохранился). Вслед за строительством Воеводского двора, которым руководил присланный из Москвы Семен Ефимов, напротив Кремля, на Торговой стороне, Гурием Вахромеевым, по-видимому, по проекту Ефимова, возводится Гостиный двор, от которого сохранились аркада и воротная башня.

Из храмов той поры следует выделить строительство большого Знаменского собора в 1682—1688 годах на месте старинной разобранной церкви Знамения Богоматери. Это памятник московского зодчества. Пятиглавый, с открытыми галереями, стены в верхней части расписаны фресками. Сохранилась и роспись 1702 года внутри храма. В пригородном Вяжищском монастыре возводится трапезная церковь Иоанна Богослова, богато украшенная изразцами.

В начале XVIII столетия Петр I уделяет большое внимание укреплению Новгорода, опасаясь похода шведского короля Карла XII. Был перестроен Земляной город, отремонтированы кремлевские башни.

В 1727 году Новгород стал губернским центром и оставался им ровно двести лет. В городе находились военный гарнизон, губернское правление. Через Новгород проходила шоссейная дорога, соединявшая две столицы России, древнюю и новую. Таким образом вплоть до постройки в середине XIX столетия железной дороги Петербург — Москва, прошедшей в стороне от города, почти все знаменитые русские государственные и военные деятели, писатели, художники и композиторы бывали в Новгороде.

XVIII век — век просвещения. В Новгороде в 1706 году было открыто первое постоянное учебное заведение — располагавшееся в Кремле греко-славянское училище. В нем преподавали известные просветители Иоанникий и Софроний Лихуды. На базе училища в 1740 году открылась духовная семинария.

Октябрьская революция мало изменила сонную жизнь бывшей столицы вечевой республики. Разве что в составе населения резко уменьшился удельный вес духовенства. Все монастыри и большинство церквей закрыли, значительная часть церковных ценностей была конфискована государством. Центральная площадь города из Софийской стала площадью 9 Января, на ней 7 ноября 1926 года был открыт памятник Ленину. Находившийся на площади памятник ополчению 1812 года демонтировали.

В августе 1941 года Новгород был захвачен вражескими войсками. Два с половиной года продолжалась оккупация. Город, всё это время находившийся на линии фронта, был сильно разрушен. Пострадали выдающиеся памятники древнерусской архитектуры. Некоторые из них больше не существуют: церкви Андрея юродивого на Ситке, Михаила Архангела на Сковородке, Флора и Лавра, Мало-Кириллов монастырь и другие.

После войны поистине героическими усилиями жителей Новгород был восстановлен. Реставраторы подняли из руин разрушенные храмы. К сожалению, фресковую живопись, украшавшую до войны стены многих церквей, восстановить исключительно трудно. Тем замечательней пример воссоздания казалось бы навсегда утраченных росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Ведутся работы по восстановлению знаменитых росписей церкви Успения Божией Матери на Волотове.

В 1991 и последующих годах Русской Православной Церкви возвращены Софийский собор, Вяжищский, Юрьев и Хутынский монастыри, Перынский скит, церкви Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, Бориса и Глеба в Плотниках. В них вновь слышно церковное пение…

Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.

Кто совершил отмену крепостного права на Руси

Порабощение людей на Руси существовало ещё в одиннадцатом веке. Уже тогда Киевская Русь и Новгородская республика широко использовали труд несвободных крестьян, которых называли смердами, холопами и закупами.

На заре развития феодальных отношений крестьян закрепощали тем, что привлекали их работать на земле, принадлежавшей землевладельцу. За это феодал требовал определённую плату.

Зарождение крепостничества на Руси

Во время монголо-татарского ига феодальная зависимость несколько ослабла из-за раскола Руси. В XVI веке крестьяне обладали некоторой свободой, однако им запрещалось переходить с места на место до тех пор, пока не внесена плата за пользование земельным наделом. Права и обязанности крестьянина прописывались в договоре между ним и собственником земли.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

С правлением Ивана III положение крестьян резко ухудшилось, так как он на законодательном уровне стал ограничивать их права. Сначала крестьянам запретили переходить от одного феодала к другому кроме недели до и недели после Юрьева дня, затем разрешили покидать его только в определённые годы. Зачастую крестьянин становился неоплатным должником, продолжая брать взаймы у землевладельца хлеб, деньги, сельскохозяйственные орудия и попадая в кабалу к своему кредитору. Единственным выходом из такой ситуации было бегство.

Крепостной — значит прикреплённый

Это интересно: что такое «аракчеевщина«, определение термина.

На рубеже XVII—XVIII вв. еков сделки купли-продажи крепостных между помещиками стали обыденностью. Крепостные утратили юридические и гражданские права и оказались в рабстве.

Души — живые и мёртвые

Больше всего ужесточилось крепостничество во времена Петра I и Екатерины I. I. Отношения между крестьянином и помещиком уже не строились на основании договора, они были закреплены правительственным актом. И холопы, и закупы перешли в категорию крепостных людей, или душ. Поместья стали передаваться по наследству вместе с душами. Они были бесправными — их позволялось женить, продавать, разлучать родителей с детьми, применять телесные наказания.

Интересно знать: Стояние на реке Угре при князе Иване III.

Попытки облегчить участь крепостных

Кто отменил крепостное право в России в 1861 г.

Первая попытка ограничить и впоследствии отменить рабство была предпринята российским императором Павлом I в 1797 году.

Пользуясь неграмотностью и непросвещённостью крепостных, многие помещики игнорировали царский законодательный акт и заставляли крестьян трудиться неделями, зачастую лишая их выходного дня.

Крепостничество было распространено не на всей территории государства: его не было на Кавказе, в казачьих областях, ряде азиатских губерний, на Дальнем Востоке, Аляске и в Финляндии. Многие прогрессивные дворяне стали задумываться о его отмене. В просвещённой Европе рабства не существовало, Россия отставала от европейских стран по уровню социально-экономического развития, потому что отсутствие труда вольнонаёмных рабочих тормозило промышленный прогресс. Крепостнические хозяйства приходили в упадок, а среди самих крепостных крестьян нарастало недовольство, переходящее в бунты. Таковы были предпосылки отмены крепостного права.

Крестьяне всё больше надеялись на то, что их зависимость временная, и переносили её с христианской стойкостью. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон Бонапарт надеялся с триумфом войти в Россию и увидеть встречавших его как освободителя крепостных крестьян, именно они дали ему мощный отпор, объединившись в ряды ополчения.

Нерешительность Николая I в этом вопросе историки объясняют тем, что после восстания декабристов он опасался подъёма народных масс, который, по его мнению, мог случиться, если предоставить им долгожданную свободу.

Ситуация всё больше усугублялась: экономическое положение России после войны с Наполеоном было шатким, труд крепостных был непроизводительным, а в голодные годы помещикам ещё и приходилось их содержать. Отмена крепостного права была уже не за горами.

Государь-освободитель

Понимая необходимость поступательного движения России, развития в государстве капиталистической системы, формирования рынка труда наёмных рабочих и в то же время сохранения устойчивого положения самодержавного строя, Александр I. I. в январе 1857 года создал Секретный комитет, переименованный позже в Главный комитет по крестьянским делам, который начал подготовку к постепенному освобождению крепостных.

Причины:

  • кризис крепостнической системы;
  • проигранная Крымская война, после которой особенно усилились народные волнения;
  • необходимость становления буржуазии как нового класса.

Причины отмены крепостного права

Значимую роль играла моральная сторона вопроса: многие дворяне, имеющие передовые взгляды, были возмущены пережитком прошлого — узаконенным рабством в европейском государстве.

В стране шло широкое обсуждение планируемой крестьянской реформы, главной идеей которой было предоставить крестьянам личную свободу.

Земля по-прежнему должна была оставаться во владении помещиков, но они обязаны были предоставлять её в пользование бывшим крепостным за отбывание барщины или уплату оброка, пока те не смогут её окончательно выкупить. Аграрное хозяйство страны должны были составлять крупные помещичьи и мелкие крестьянские хозяйства.

В каком году отменили крепостное право

Главные положения документа:

Провозглашение Манифеста перед народом

Александр II лично провозгласил Манифест перед народом в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Государя стали называть Освободителем. Вчерашним крепостным, освободившимся от опеки помещика, крестьянская реформа 1861 года позволяла переезжать на новое место жительства, вступать в брак по собственной воле, учиться, устраиваться на работу и даже переходить в мещанское и купеческое сословия. С этого момента, считают учёные, у крестьян появились фамилии.

Последствия реформы

Чувствуя себя обманутыми, люди стали устраивать бунты, для подавления которых царём были направлены войска. В течение полугода вспыхнуло более тысячи восстаний в разных уголках страны.

Земельные участки, выделяемые крестьянам, были недостаточно большими, чтобы прокормиться и получать с них доход. В среднем на одно хозяйство приходилось по три десятины земли, а для его рентабельности требовалось пять-шесть.

Помещики, лишённые бесплатной рабочей силы, были вынуждены механизировать сельскохозяйственное производство, однако не все были к этому готовы и многие попросту разорились.

Были освобождены и так называемые дворовые люди, не имевшие имущества и не наделявшиеся землёй. Их было в то время около 6 процентов от общего числа крепостных. Такие люди оказались практически на улице, без средств к существованию. Кто-то уходил в города и устраивался на работу, а кто-то становился на путь преступлений, промышляя разбоем и грабежом, занимаясь терроризмом. Известно, что через два десятилетия после провозглашения Манифеста народовольцы из числа потомков бывших крепостных убили государя-освободителя Александра I. I. .

Но в целом реформа 1861 года имела огромное историческое значение:

Изучение того или иного законодательного памятника не может ограничиться лишь рассмотрением его содержания, оно неизбежно должно включать в себя выяснение вопроса о его практической реализации. Тогда и вопрос о классовой направленности законодательства будет поставлен на действительно научную основу и исследователь сможет избежать возможной ошибки. Это положение, конечно, распространяется и на крепостническое законодательство конца XVI — начала XVII в., в частности и на законы 1601 —1602 гг. Бориса Годунова о крестьянском выходе, которые мы намерены рассмотреть с указанной точки зрения в настоящей работе.

Следует сразу же сказать, что необходимость такого подхода сознавалась исследователями давно. Уже М. А. Дьяконов в 1915 г. поставил вопрос о практической реализации законов 1601 —1602 гг. и сделал первые шаги в этом отношении Б. Д. Греков и И. И. Смирнов, уделяя особое внимание выяснению классовой направленности законов 1601 — 1602 гг., стремились не упускать из вида и того, как они претворялись в жизнь на практике . Специально вопросу о формах и способах практической реализации указа 1601 г. посвятил статью В. М. Панеях . Однако здесь перед исследователями встали серьезные трудности источниковедческого порядка.

Дело в том, что документы приказного делопроизводства, которые могли быть использованы для этой цели, погибли в огне знаменитого московского пожара 1626 г. Поскольку поиски в архивах долгое время оставались безрезультатными, исследователи полагали, что дела о крестьянах XVI — начала XVII в. утрачены безвозвратно.

Для проверки того, как законы 1601 — 1602 гг. претворялись в жизнь, исследователи могли привлечь лишь краткие извлечения из отказных книг на поместья 7112— 7114 гг. Бежецкой, Вотской и Обонежской пятин, введенные в научный оборот М. А. Дьяконовым, и некоторые записи, содержащиеся в новгородских кабальных книгах, опубликованные А. И. Яковлевым .

Любопытные дополнительные данные о крестьянских входах в 1601 г., неизвестные до сих пор в исторической литературе, были обнаружены В. М. Панеяхом в рукописном отрывке кабальной книги Шелонской пятины Зарусской половины губного старосты Семена Уского за февраль—август 1602 г. Во всех этих источниках о крестьянских выходах в 1601 — 1602 гг. говорится не специально, а вскользь, очень кратко. Исключительная лапидарность формулировок этих источников не давала возможности исследователям сколько-нибудь значительно конкретизировать наши представления о формах и способах претворения в жизнь указов 1601 — 1602 гг., показать ту ожесточенную классовую и внутриклассовую борьбу, которой сопровождалась реализация этих законов, глубоко вскрыть их классовую направленность.

В настоящей работе на основе привлечения новых материалов предпринимается попытка выяспить, как претворялись в жизнь законы 1601 — 1602 гг., тексты которых до нас дошли, какова • была классовая направленность этих законов. Изучение указов 1601 — 1602 гг. мы намерены вести в тесной связи с происходившей тогда ожесточенной классовой борьбой, с учетом всей сложности внутриполитической обстановки в стране. В свою очередь такой подход к изучению указов 1601 — 1602 гг. о крестьянском выходе представляет тем больший интерес, что дает возможность по-новому осветить причины неудач Бориса Годунова *в борьбе с первым самозванцем, закончившейся, как известно, после смерти Бориса гибелью его династии.

Приступая к изучению указа 1601 г., означавшего крутой поворот в закрепостительной политике, необходимо прежде всего установить, какое конкретное содержание вкладывал законодатель в употребленные в нем термины. Это поможет в дальнейшем понять и степень расхождения правительственных намерений с интересами различных классов и социальных групп, которые в процессе реализации указа отнюдь не склонны были безропотно следовать этим намерениям, а давали свое, подчас прямо противоположное, толкование закона.

Следует сказать, что рассмотренные выше крестьянские выходы в 1601 г. в Обонежской и Бежецкой пятинах, хотя они и проводились в срок, установленный царским указом 1601 г., и с соблюдением некоторых его правил, являлись по существу незаконными, так как крестьяне, толкуя закон по-своему, уходили не рассчитавшись полностью с господами. Это порождало в свою очередь глубокое недовольство в среде служилой массы. Помещики не только теряли крестьян, но должны были из своего кармана платить за вышедших государственные налоги. Не удивительно, что денежный сборщик, подъезжая к воротам такой помещичьей усадьбы, находил их либо закрытыми, либо сталкивался в них с дворней, готовой наброситься на него по первому слову хозяина. Содержащиеся в отписках жалобы денежных сборщиков ра то, что помещики отказываются платить государственные налоги за вышедших от них крестьян, свидетельствуют об острых противоречиях, которые возникали в среде господствующего класса в процессе реализации указа 16,01 г. о крестьянском выходе.

В свете этих фактов становится понятным, почему правительство Бориса Годунова, возобновляя в 1602 г. закон о крестьянском выходе, опустило из его текста эту часть. Убрав ее, правительство хотело затруднить крестьянам возможность истолковать закон по-своему, лишить их каких-либо формальных оснований отказываться от уплаты государственных налогов. В то же время правительство Бориса Годунова намеревалось уменьшить недовольство указом со стороны определенной части мелких и средних помещиков, интересы которых были принесены им в угоДу своим демагогическим устремлениям.

Проводы новобранца. Репин.


Крепостное право обычно воспринимается как тяжелый и мрачный период в истории России. Крепостные представляются забитыми и униженными созданиями, единственное желание которых – вырваться на волю. Так ли было на самом деле?

Период крепостного права: грозная тень Салтычихи

Крепостное право существовало с 1649 года (принятие Соборного уложения, то есть официальное прикрепление крестьянства к земле) до 1861 года, когда был издан указ об освобождении крестьян. Этот период вряд ли можно назвать хорошо изученным, и этому есть объяснение: помещики обладали практически абсолютной властью над крепостными, потому в его силах было сделать так, чтобы реальное положение дел в поместье не знал никто. Кроме того, крестьяне не имели права жаловаться на хозяина, это ограничение законодательно введено с конца XVIII века.

Положение крепостных чаще всего представляется ужасным, страшным. Обычно вспоминается Дарья Салтыкова, известная под именем Салтычиха, которая семь лет издевалась над крепостными, покалечив и убив немало людей. Справедливо, что садистка получила пожизненное заключение (жалоба все же дошла до Екатерины II). Не все хозяева относились к крепостным так же.

Жизнь крепостного могла сложиться как угодно. Если помещик был образован, справедлив, добр, то и крепостные жили относительно неплохо. Если же барин был жесток и отличался самодурством, жизни крестьян сложно было позавидовать.

Разница в положении крестьян разных регионов России

Права и материальное положение крепостных

Крепостные имели свои права. Хозяин не мог обезземелить его и перевести в ранг дворового. Подавать жалобы на господ запретили примерно через 100 лет после введения крепостного права, до этого момента крестьяне могли жаловаться в суд на жестокое обращение и несправедливые поборы. А Уложение 1649-года, в котором было прописано, что крепостных продавать не велено, действовало все это время. К сожалению, только соблюдалось не всегда.

В 1848 году вышел Указ, в соответствии с которым крепостные получили право на покупку недвижимости. Нюанс был: покупка могла быть совершена только на имя барина. Казалось бы, несправедливо и опасно, однако большинство помещиков не нарушали обещания и не отнимали недвижимость у крестьян. Потому что удобнее было обложить работника завышенным оброком, чем брать на себя решение всех проблем по управлению отобранным имуществом.

Это привело к тому, что появилась прослойка богатых крестьян, которые открывали лавки, мануфактуры, магазины и даже заводы! Например, известный купец Морозов, владелец многочисленных заводов, начал свою предпринимательскую деятельность когда был крепостным.

Как можно было получить вольную и все ли крепостные этого хотели?

Самым простым способом получить вольную был выкуп. Как только у крестьянина появлялась достаточная сумма, он мог попытаться купить себе право на свободу. Некоторые так и делали, но бывали случаи, когда помещик обещал выдать вольную, но при накоплении крестьянином капитала просто присваивал деньги, а вольную не выписывал. Тут большую роль играли взаимоотношения между хозяином и крепостным.

Крепостной мог отслужить в армии и стать свободным человеком. В XVIII веке не было четких сроков службы, потому этот способ был не слишком востребован. Позднее популярность армейской службы пошла вверх. Если помещик переселял крепостных в Сибирь, они автоматически становились свободными. Это был отличный и выгодный государству способ освоить Сибирские просторы.

Ребенок крепостного, ставший сиротой и попавший в воспитательный дом, считался свободным. Крепостные, которые побывали в плену, также становились свободными людьми. Некоторые даже подстраивали для этого собственное похищение, например, горцами на Кавказе.

Был и еще один нюанс: за правонарушения помещик судил своих крепостных сам, не обращаясь к государству. Конечно, речь не идет об убийстве, разбое и прочих ужасных проступках. Наказанием служила порка. Если бы крестьян судило государство, то они бы чаще отправлялись на каторгу, что было совершенно не выгодно хозяевам.

Что дала крестьянам отмена крепостного права

3 марта 1861 года крепостное право было отменено Указом Александра II, началась новая история российского крестьянства. Кажется, они должны были быть довольны, тем не менее реформа привела к массовым волнениям. Среди крестьян множились слухи, что указ не настоящий, что их обманули, скрыв правду.

В 1883 году вышло постановление, что все временнообязанные крестьяне обязаны были выкупать у барина свои наделы. Цены при этом были явно не рыночные, а выше на порядок. Первый взнос в размере 20% требовалось уплатить сразу, остальное брало на себя государство. Но и оно не дарило 80% крестьянам, а просто давало в долг на 49 лет с условием ежегодного погашения равными долями.

Некоторые крестьяне, которые не хотели мириться с таким положением, уходили в города и крупные села. Там они искали работу, устраивались на фабрики и заводы.

Сейчас многие историки пишут о том, что реформа 1861 года была не продумана, условия, предлагаемые крестьянам, были грабительскими, что, возможно, противоречивость реформы и привела к революции 1917 года.

Подробнее о том, как одаренные крепостные получали свободу , мы уже рассказывали в одном из наших предыдущих обзорах.

Читайте также: