Могут ли обычаи и традиции нации противостоять распространению коррупции

Обновлено: 19.05.2024

Что такое коррупция?

Коррупция — это использование своей должности и связанных с ней прав и обязанностей для получения личной выгоды.

Как государства борются с коррупцией внутри своих территорий?

Согласно конвенции, все страны, которые являются участниками борьбы против коррупции, вводят меры, накладывающие обязательства на должностных лиц предоставлять всю информацию в соответствующие органы о деятельности вне служебных полномочий, своих занятиях, активах и инвестициях.

Почему бороться с коррупцией важно?

Коррупция подразумевает под собой взяточничество, присвоение ресурсов, организованных для общего пользования, покровительство и предпочтение близких и родственников вне зависимости от их навыков и умений, оказание давления при формировании законов и правил для извлечения личной выгоды. Все эти факторы оказывают негативное влияние на обстановку как в бизнесе, так и в разных сферах деятельности:

  • квалифицированным специалистам не дают развиваться;
  • закрываются полезные для общества предприятия и организации;
  • снижается качество продукции и услуг;
  • граждане не могут отстоять свои права, прописанные в законодательстве;
  • активно развивается преступность и другое.

Подобная атмосфера вызывает недовольство обычных граждан и недоверие к вышестоящим инстанциям, что приводит к разладу в обществе, тормозит его развитие.

Международный валютный фонд подсчитал, что, если бы все страны свели коррупцию к минимуму, то доход от ныне потерянных налогов мог бы достигнуть один триллион долларов или 1,25% мирового ВВП.

Как противостоят коррупции в России?

  • организация и защита основных прав и свобод жителей страны;
  • правомерность действий;
  • открытая для публики деятельность госорганов и органов местного самоуправления;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в коррупции;
  • совместное применение политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и других способов для уменьшения коррупции;
  • совместная деятельность правительства России с институтами гражданского общества, международными сообществами и физлицами.

Согласно действующим правилам, чиновники обязаны передавать работодателю информацию о собственных доходах, имуществе и обязательствах, связанных с ними. Сведения о доходах членов семьи – супруги или супруга и несовершеннолетних детей также положено передавать вышестоящей главе. Это касается и сотрудников полиции, прокуратуры, органов внутренних дел России, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

За взяточничество в УК РФ введены штрафные санкции, отстранение от должности и/или отбывание наказания в местах лишения свободы.

Сейчас, если чиновник не может подтвердить законность приобретения земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, их можно взыскать в пользу государства.

По указу главы России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. А в марте нынешнего года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому можно будет изымать деньги чиновников, если сумма на счете превысит официально установленный доход за последние три года.

Как каждый из нас может повлиять на ситуацию?

Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб.

Сетовать на систему может каждый, но это никак не повлияет на ситуацию. Начинать всегда нужно в малого, а в конкретном случае с себя:

  • не давать взяток;
  • не принимать участие в коррупционных схемах;
  • знать свои права и обязанности, прописанные в законе;
  • в случаях вымогательства, сообщить о происходящем в правоохранительные органы, предоставив доказательства;
  • в ситуации, если чиновники нарушают ваши законные права, сообщить об этом в вышестоящие инстанции и отстаивать свою позицию;

В Управлении по делам религий города Алматы рассказали о роли религии в борьбе со взяточничеством.

Для начала важно сказать, что коррупция – это явление социальное, и только правильное нравственное воспитание вкупе с соблюдением традиционных религиозных норм поможет воспитать поколение нетерпимых к коррупционным проявлениям людей.

К мздоимству во всех традиционных мировых религиях относятся отрицательно, поскольку это противоречит моральным принципам верующего человека.

Как пояснил протоиерей Вознесенского кафедрального собора Александр Суворов, религиозные деятели имеют возможность некоторого влияния на своих последователей – это может положительно сказаться на их мировоззренческих принципах.

В Священном Писании христиан сказано: "даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих, превращают дело правых".

Надо сказать, что в Писании есть расширенная рекомендация для представителей различных профессий: солдатам устами Иоанна Господь возвещает, чтобы они довольствовались своим жалованьем (Лк. 3, 14); сборщикам податей, чтобы они ничего не требовали больше определённого им (Лк. 3, 13); судьям: "Не различайте лиц на суде (Втор. 1,17); даров не принимай: ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8), вместо освобождения угнетённых (Ис. 1, 17), освобождая совершителей злодеяний".

"Однако только лишь религия, конечно, не сможет победить такое явление как коррупция, – говорит протоиерей. – Нужно воспитывать людей, чтобы отношение к этому преступлению стало таким же, как во многих других странах, чтобы взяткодательство резко осуждалось. Не зря же сказано: притесняя других, мудрый делается глупым, а подарки портят сердце".

Разумеется в этой цитате речь не идёт о подарках, которые мы дарим близким на праздники. Здесь говорится именно о тех "дарах", которые передают в кабинетах за закрытыми дверями.

Представители исламской религии в Алматы также акцентируют внимание на том, что борьба с коррупцией есть общее дело.

В хадисах Посланник Аллаха резко осуждает взяточничество. Так, например, у Муснада Ахмада ибн Ханбала приводится следующий хадис: "Да проклянёт Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом". В оригинальном тексте этого хадиса используется арабское слово "ришва", которое переводится как "взятка". В другом хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "И тот, кто даёт, и тот, кто берёт взятку, будут гореть в аду". (Табрани, Аль-Баззар)

Согласно Корану, тот на ком лежат определённые обязанности, должен выполнять их без дополнительного вознаграждения. Хадисы Милости миров Мухаммада раскрывают эту тему: "Каждый является попечителем и ответственным за кого-либо. Правитель – это попечитель своих подданных, он ответственен за них. Муж – это попечитель для семьи, он отвечает за неё. Жена является ответственной за дом своего мужа. Слуга отвечает за имущество своего хозяина. Поэтому каждый из вас является попечителем и должен со всей ответственностью подходить к тому, что находится в вашем ведении".

Религиоведы и представители традиционных религиозных течений сегодня должны прийти на помощь государству в борьбе с коррупцией. Приходящим в мечеть, церковь или синагогу необходимо не просто говорить о неотвратимости наказания за совершение коррупционного преступления, но и объяснять, насколько это неправильный и греховный путь для верующего человека. Необходимо, чтобы стыд (в хорошем смысле этого слова) стал тем самым чувством, которое поможет уберечь человека от неверного шага.

"Не пожирайте между собой бесправно чужого имущества и не подкупайте деятелей суда, чтобы приобрести себе чужое имущество, это будет бессознательный грех", – так говорится в Коране о коррупции. Очевидно, что уже тогда было понятно, что нельзя добиться справедливости и чего-то хорошего, используя методы подкупа.

В целом, если говорить обо всех традиционных религиях, правдивость является одним из четырёх основных их принципов, наряду с чистотой, аскетизмом и милосердием, и безусловно, в буддизме и иудаизме также резко отрицательно относятся к коррупционным проявлениям.

Именно поэтому информационная политика противодействия коррупции должна вестись во всех социальных слоях. И в свою очередь представители религий могут помогать государству в искоренении этого зла, общаясь с прихожанами, объясняя греховность таких действий, рассказывая о чистоте веры. Христианству, исламу, буддизму и иудаизму есть что предложить обществу с точки зрения морали. Их миссия – мягко пропагандировать духовные и моральные ценности, в том числе и в первую очередь – честную перед собой и Богом жизнь.

Ислам как религия мира и согласия пришел на земли Казахской степи еще в далеком VIII веке. Историки связывают это с событиями Атлахского (Таласского) сражения в 751 г., когда объединенные войска казахских родов с арабами и примкнувшими позже карлуками дали отпор вторгшейся китайской армии. Таласская битва вошла в историю как решающий фактор в исламизации Центральной Азии. Позже ислам стал государственной религией Караханидов в X веке, а также получил дальнейшее распространение в периоды правления ханов Золотой Орды Берке-хана и Узбек-хана. Изучая труды великих казахских философов-мыслителей, поэтов ХІХ-ХХ веков Машхур Жусипулы, Абая Кунанбайулы, Шакарима Кудайбердыулы, Ыбырая Алтынсарина, Мыржакыпа Дулатулы и др., мы видим, насколько глубоки были познания наших предков в исламе ханафитской школы, самой толерантной среди других правовых школ (мазхабов) и поэтому сумевшей широко распространиться мирным путем в Средней Азии.

12 января 1990 года произошло важное событие в истории казахского народа, было создано свое Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). О свободе исповедания религии объявил Ратбек кажы Нысанбай-ұлы, выбранный муфтием на первом Курултае мусульман Казахстана. Перед ДУМК стояли задачи решения многих проблем в сфере вероисповедания: недостаточное количество мест, предназначенных для совершения богослужения, религиозных обрядов и церемоний, отсутствие мечетей в некоторых областях, нехватка религиозных служителей, отсутствие своего религиозного учебного заведения.

Для подготовки кадров силами ДУМК в 1990 г. были открыты Исламский институт в г.Алматы и медресе в п.Мерке Джамбульской области. Конечно, этого было недостаточно для быстро растущей мусульманской уммы, для открывающихся новых мечетей. С середины 1990-х годов в поисках религиозных знаний молодежь начала выезжать за границу.

После анализа этой тревожной тенденции, государством были впервые предприняты попытки упорядочить получение теологического образования в Казахстане. Здесь важно отметить заслуги Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева. Принцип светскости государства не стал препятствием для принятия решения об исламском вузе, открытие которого было согласовано при встрече с Президентом Египта еще в 1993 г. Между тем потребовался значительный срок, чтобы закончить строительство учебного комплекса.

Практика и время показали, что людей, попавших в ряды деструктивных религиозных течений, очень трудно оттуда вытащить. Поэтому задачи по выработке, в основном у неокрепшей умом молодежи, иммунитета к враждебной идеологии являются одними из главных.

Здесь, возможно, целесообразно более раннее внедрение в учебный план школы предмета по основам религиоведения. Также огромную роль играет семья. Учитывая, что многие родители прошли школу атеизма, полезным будет общее посещение культовых центров, где из первых уст будут разъяснены основы вероучения, внедрены базовые знания. Очень важно не превращать религию в модный тренд!

Для определенной части населения свойственны внешние проявления набожности, интерес к публичности религиозной жизни.

Согласно статистике, около 90% граждан Казахстана относят себя к верующим, из них более 70% — к мусульманам. Но проблема в том, что лишь единицы из них действительно разбираются в тонкостях этой религии и способны отличить истинный ислам от радикальных псевдоучений. Остальные, как правило, плывут по течению и верят тем, кто более красноречив и убедителен. Зачастую именно религиозная безграмотность становится причиной вербовки наших граждан различными радикальными течениями.

Духовность и коррупция — понятия несовместимые

— Для нас очень важно укреплять взаимодействие с вами, священнослужителями, в вопросах воспитания у прихожан сильной гражданской позиции и нулевой терпимости к коррупционным проявлениям, — обращался к ним председатель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев. — Каждый из вас может разъяснять запреты на незаконные действия не только с точки зрения религиозных догматов, но и общепринятых норм человеческой морали.

И. о. председателя комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Бауыржан Бакиров в своем выступлении подчеркивал, что одними уголовными и административными мерами проблему коррупции ни в одной стране мира не искоренить. Представители традиционных религий никогда не стояли в стороне. По всей республике духовные служители проводят проповеди, обличающие отрицательные стороны коррупционных проявлений. В каждой мировой традиционной религии есть предписания для верующих, которые регламентируют жизнь человека. Они могут звучать по-разному, но смысл один — противодействие коррупции и ее неприятие.

— Мы отделены от государства, но не от общества. Наши прихожане — не инопланетяне — эта мысль не раз звучала на протяжении всего заседания.


— Антикоррупционное движение должно приобрести массовый характер. Это требует изменения всей философии работы и воспитания, — говорила модератор круглого стола, заместитель акима области Айна Мусралимова.

Уполномоченный представитель ДУМК по Акмолинской области Куаныш кажы Сабит: «В Коране содержится множество поучений, обличающих коррупцию и призывающих избавлять от нее общество. Духовенству надо останавливать людей. Осуществлять нравственное воспитание на примере жизни пророков, святых и праведных людей. Убежден, что совместными усилиями государства, общественности, религиозных лидеров мы способны поставить твердый заслон распространению коррупции в нашей стране. Главное — искоренение греховных желаний, которые могут привести человека к преступлению.

Состоявшийся разговор был богат аргументами, которые в практике антикоррупционного воспитания, очевидно, могут использовать не только священнослужители.

Некоторые рассуждения подтверждали, что превалирование превенции коррупции над наказанием вполне оправдано. Если человек не совершает преступления из-за страха разоблачения и наказания, конечно, уже неплохо. Но пагубная тяга остается, и как только внешние сдерживающие факторы исчезнут, возможность появится…

Путь нравственного очищения, изменения сознания — сложен, долог, но только он может привести к здоровому обществу, свободному от растлевающей всех и вся коррупции.

— Поскольку коррупция осуждается не только законами, но и постулатами религий, в формировании антикоррупционной культуры мы прибегаем к помощи религиозной общественности. Мы уверены, что высокая нравственность и авторитет священнослужителей помогут внести неоценимый вклад в укрепление культурных ценностей населения, — отмечал руководитель областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Берген Беспалинов.

Нина МИТЧИНОВА.

В сегодняшнем мире все — бумеранг

Уже несколько лет в девятых классах общеобразовательных школ республики проводятся уроки религиоведения. Ребят очень привлекает тематика занятий, ведь они получают стройные знания о том, кто такие пророк Мухаммед и Ахмет Яссауи, Науан Хазрет и Шакарим Кудайбердиев, Фома Аквинский и Заратустра, Иисус Христос и мать Тереза, интересуются сурами Корана и заповедями Христа…

Исходя из своего немалого опыта работы с молодежью, убеждена, что религиоведческие знания — хорошая прививка против терроризма и экстремизма, овладение ими способствуют формированию толерантности.

— Но мир-то сотрясается от религиозных конфликтов, — задают вопросы дети. — Поджоги, взрывы, захват заложников. Выходит, паства не слышит своих пастырей или просто не умеет убеждать?

Тогда учителю приходится разъяснять детям, что проводимые в столице РК съезды мировых религий — это всегда попытка усилить позитивные возможности религий, при этом надо понимать, что собираются вовсе не политики. В Hyp-Султан приезжают глубоко верующие люди. Другой вопрос, какие выводы делают политики из подобных встреч? Какие уроки извлекают? Крайне важен сам факт диалога как такового, моменты острой полемики, комментарии выступлений религиозных деятелей, дискуссии и теологические диспуты.

Также живой интерес детей вызывает то, что основой возникновения радикализма традиционно считается салафизм — исламский фундаментализм, не совпадающий с традиционным исламом и существующим порядком светского общества. Экстремизм подобен раковой опухоли, и если не проводить профилактику, то он разрастется и пустит корни поглубже. А как быть с молодежью…

Противостоять навязчивой пропаганде радикального ислама можно на базе исламской теологии, шариата и фикха. В основе терроризма лежит понятие джихад, ассоциируемое с вооруженной борьбой. В Коране 35 определений джихада, и только четыре из них связаны с действиями защиты родины. На деле джихад — это усердие на пути Аллаха, в исламе это борьба с духовными или социальными пороками, ложью, обманом, развратом, устранение социальной несправедливости. Кроме того, в арабском языке это слово означает любое усердие или усилие в работе, учебе… Именно шариат осуждает терроризм и разве убийство невинных детей и ни в чем неповинных стариков можно назвать джихадом? Мусульманин не должен проливать чужую кровь. Кровь можно пролить, только защищая мать, семью, родину, близких.

Нам нужно больше работать с детьми, пропагандировать истинный ислам, а не то чем прикрываются экстремисты. Религиозный экстремизм, по мнению политологов, не зависит от уровня жизни, от религии. Это паразитирующий самостоятельный организм и практически ни одно государство в мире не избежало этого вируса.

Традиционные и электронные СМИ изобилуют материалами об очередных террористических актах. Отсюда вывод — в современном глобализирующемся мире все — бумеранг. Социальное неравенство в сочетании с популистскими идеями о равенстве и братстве всех мусульман, независимо от того, в какой стране проживают, — это коктейль огромной разрушительной силы.

В мировых СМИ встречаются материалы, содержащие порой грубые высказывания антисемитского, антимусульманского и антихристианского толка. Большей частью они не имеют под собой основы, а точнее, научного объяснения. Очень важно, что сейчас появилось такое понятие, как теологическая экспертиза. Именно она и должна помочь определить и показать ту тонкую линию между религией и терроризмом, между листовками, призывающими к насилию и войне, и религиозной литературой, между образом жизни человека и состоянием его души…

Экстремизм и терроризм — нет проблемы острее для современного общества. И нет проблемы более деликатной, болезненной, чем связь экстремизма и терроризма с национальной и религиозной принадлежностью.

Почему наша молодежь нередко подвержена негативному воздействию деструктивных культов, разрушающих незрелое сознание и парализующих некрепкую волю подрастающего поколения?

Представители традиционных религий в СМИ делятся своим видением о влиянии веры на умы и сознание молодых, отмечая, что любая религия, призывая к миру, заботится прежде всего о душе человека, вселяет в него идеи добра и справедливости.

Однако представляется, что причины ухода некоторой части молодежи в деструктивные культы следует искать прежде всего в негативных социальных и экономических явлениях: низкий уровень качества жизни, безработица родителей, явная и скрытая инфляция, отсутствие организованного досуга, правовой нигилизм, отсутствие политической грамотности, проявление социальной несправедливости, выраженное в том двойном стандарте, который присущ порой социуму.

Многие не читают газет, не знают, что происходит в мире, стране, приграничных республиках. Гражданская апатия, социальное безразличие, политическая пассивность, неумение организоваться и постоять за свои права — все это приводит к тому, что очень легко можно заманить в дурман тонкой пропаганды молодежь с ее безволием, несформировавшимся мировоззрением. Чтобы бороться со злом, надо прежде всего искоренить экономическую подоплеку социальной бедности, менталитет нищеты, перекрыть финансовые подпитки организаторов такого социального зла, как религиозный экстремизм.

В гуманитарных науках важна духовность. Следовательно, воспитание чувств, а задача религии всегда была не разделять, а объединять людей. Казахстанский путь в современном мире уникален: сочетание Востока и Запада, взаимопроникновение мусульманских и христианских традиций, обмен опытом. Потому уметь вести диалог религиозных культур важно научить молодое поколение казахстанцев со школьной скамьи.

Алия АХЕТОВА,
учитель истории, права, обществознания,
член Союза журналистов РК.

Юрист рассказал россиянам, как бороться с коррупцией

Такой порок современных капиталистических отношений, как коррупция, многогранен. Она имеет множество форм и проявлений, с которыми может столкнуться каждый из нас. Что же это за формы, как их вовремя распознать и противостоять им, ФАН рассказал адвокат Андрей Козбанов.

Распространенные формы коррупции

По словам юриста, понятие коррупции давно вышло далеко за пределы передачи "зеленых" в конверте чиновнику. Оно подразумевает различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности. Среди них можно выделить:
— прямое или косвенное совмещение государственной и коммерческой должности;
— оказание определенного рода незаконных услуг, представление тех или иных льгот, выгод и преференций просителям за денежное вознаграждение;
— требование платы за услуги, которые входят в должностные обязанности;
— превышение должностных полномочий (использование своего влияния для решения своих или чужих вопросов);
— передача за вознаграждение важной информации, составляющей государственную тайну;
— открытие коммерческое единицы за счет средств госструктуры;
— спонсирование коммерческих организации за счет средств, идущих на государственные нужды;
— лоббирование интересов определенных лиц (особенно ярко это демонстрируется при проведении конкурсов, тендеров и так далее);
— протекционизм малоспособных работников.

Юрист назвал условия борьбы с коррупцией

Кроме того, по словам Козбанова, характерными для РФ формами коррупционных отношений и отношениями, таящими потенциальную возможность коррупции, являются рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство, сети взаимных обязательств и экономика обязательств.

"Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, лицо, распоряжающееся государственными ресурсами и разрешительным правом для работы субъектов хозяйствования. Поскольку она возникает и процветает только во властных структурах, нельзя называть коррупционерами врачей, учителей. Они не торгуют долями публичной власти, а лишь продают свои услуги, профессиональное мастерство. На бытовом уровне, вне власти, это явление называется не коррупцией, а взяткой", — пояснил Андрей Козбанов.

Последствия коррупции

По словам адвоката, данное явление имеет крайне разрушительную силу не только для экономики, но и для направления "власть-общество". Так, выполнение обязательства государства перед народом становится затруднительным или вовсе невозможным, растет социальное напряжение, недоверие к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность, снижается уровень жизни граждан, ширится беззаконие, создаются угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах.

"Помимо прочего, ухудшается инвестиционный климат, из страны утекают деньги. Кроме того, теряется значительная часть интеллектуального потенциала (когда талантливая молодежь не может учиться или работать, поскольку за взятки или по протекции это делают другие, менее одаренные личности)", — добавил Козбанов.

Как бороться с коррупцией

По мнению юриста, методов борьбы достаточно. Они направлены на предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию или устранение их последствий.

Юрист назвал условия борьбы с коррупцией

"Более используемым методом является ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции. Также к перечню методов стоит отнести создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать достаточно, но в законных рамках, иметь возможность карьерного роста", — добавил Козбанов.

По его словам, из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии блокчейн для хранения публичных данных, что предельно снизит возможность осуществления нелегальных коррупционных схем благодаря хранению информации в открытом реестре. Свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала и просветительская работа.

Если с коррупционными проявлениями столкнулся обычный россиянин, то ему, заметил эксперт, стоит обратиться с соответствующим заявлением в МВД, ГУЭБиПК или ГУСБ.


А.М. ЗЮКОВ, кандидат юридических наук, докторант кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии ФСИН России Исследуются антиобщественные традиции, обычаи, привычки разных этнических групп. Автор приходит к выводу, что таковые существуют в различных этногруппах.

А.М. ЗЮКОВ,

кандидат юридических наук, докторант кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии ФСИН России

Исследуются антиобщественные традиции, обычаи, привычки разных этнических групп. Автор приходит к выводу, что таковые существуют в различных этногруппах.

Ключевые слова: антиобщественные традиции, обычаи, привычки.

Author is explore anti-social traditions, consuetudes, habits of different ethnic groups. Author comes to conclusion, that such exist in different ethnic groups.

Keywords: anti-social traditions, consuetudes, habits.

Поведение человека в обществе типизировано, т. е. подчиняется выработанным в коллективе схемам действий в определенных ситуациях, поэтому оно с неизбежностью во многих отношениях стандартно. Всякое общество, заботясь о своих целостности и единстве, вырабатывает систему социальных кодов (программ) поведения, предписываемых его членам[4].

Криминологически значимой является и этническая среда, не совпадающая с региональной. Например, это может быть русская, армянская, татарская, чеченская, еврейская и другие диаспоры. Часть преступности как раз бывает связана с нерешенностью проблем учета характеристик населения, состоящего из представителей различной национальности, но находящегося в условиях одного региона с его социально-экономическими и политическими условиями[5].

Зарубежные криминологи чаще уделяли внимание этническому фактору, исследуя влияние на преступность расы, национальности. Однако они приходили к выводу, что такое влияние опосредуется другими, социально-экономическими факторами (например, бедностью, миграцией). Японский криминолог Канн Уэда среди факторов сдерживания роста преступности в Японии выделяет так называемый естественный фактор: преимущественно однородную социальную структуру населения, островное положение государства и единство языка, недопущение в политических и экономических целях в течение длительного времени систематического притока представителей других народов. При этом само по себе наличие на одной территории представителей различных национальностей создает конфликты культур, ослабляет возможности социального контроля над преступностью и увеличивает ее в обществе[6].

Как разновидность социального контроля у народов Кавказа рассматривается кровная месть. Характерно также, что, например, литература народов Дагестана, по мнению специалистов, воспевала идеал героической личности, несгибаемого защитника отчизны и последовательного борца за социальную справедливость, его права на проявление своих чувств и, что примечательно, выбор модели поведения вопреки нормам, сковывающим его индивидуальность[7]. Существенным элементом этногенетических аспектов кавказской ментальности является весьма жесткая регламентация поведения человека в обществе при сохранении суверенитета личности во всей ее индивидуальности[8].

Жизнь по мусульманским традициям и обычаям все четче просматривается в мусульманских общинах адыгов, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других народов, компактно проживающих на территории Ставропольского и Краснодарского краев, других южных областей России, где сейчас отмечается резкое увеличение числа верующих. При этом преступления, связанные с угоном лошадей, совершаются не только представителями Северного Кавказа, — характерны они и для представителей цыганской народности. Однако если для жителей Кавказа такое преступление служит доказательством доблести и смелости (что, конечно, не оправдывает их), то цыгане подобные преступления совершают в корыстных целях.

Похищение лошадей не является пережитком прошлого в деятельности цыганских групп. В 1998 году к уголовной ответственности были привлечены члены цыганской семьи, совершавшей хищения крупного рогатого скота и лошадей на территории нескольких районов Владимирской области с использованием двух грузовых машин. При этом К., глава цыганской семьи из рода ловаров, ранее был осужден на 6 лет лишения свободы за неоднократные хищения крупных партий лошадей (четыре—восемь голов). В состав преступной группы входили два сына К.[9]

Заслуживает внимания точка зрения Э. Паина, генерального директора Центра этнополитических и региональных исследований, о том, что закупку наркотиков в Центральной Азии и поставку их в Россию чаще всего осуществляют представители национальностей, имеющих корни и связи в тех местах: таджики, таджикские цыгане (люли), реже узбеки, афганцы, крымские татары. Люди идут на преступления, связанные с транспортировкой наркотиков, так как не в силах прокормить свои семьи[10].

К негативным традициям народов, населяющих Среднюю Азию, следует отнести также употребление наркотических средств вместо лекарств при различных заболеваниях. Объяснить одной безработицей факт употребления наркотиков нельзя. Так, в 1999 году по уголовному делу было установлено, что обвиняемый — организатор сообщества К. — сбыл опий своему двоюродному брату в целях употребления его в виде раствора для снятия боли в почках, т. е. вместо лекарства, так как ранее таким образом поступали их матери, которые давали опийный раствор при любом заболевании[11].

Таким образом, среди отдельных представителей народов, населяющих Среднюю Азию, укоренились традиции бытового употребления легких наркотиков (производных конопли — марихуаны, гашиша) в виде растворов, чая, курения. Один из таких случаев был зафиксирован при задержании членов преступной группы в последний день празднования Рамадана: большинство задержанных имели при себе гашиш для курения.

Исследование антиобщественных, преступных традиций и обычаев позволяет сделать вывод о достаточно широкой их распространенности в современной уголовной среде. Все лица, образующие данную среду, если не соблюдают, то во всяком случае находятся под влиянием этих традиций и обычаев. Это, в свою очередь, способствует стабилизации уголовной среды, а также ее расширенному воспроизводству. Такое положение требует выработки эффективных профилактических мер, направленных на нейтрализацию криминогенного влияния преступных традиций и обычаев как внутри, так и за пределами антисоциальных сообществ. Этому должно помочь криминологическое изучение механизмов влияния указанных традиций и обычаев на преступность, отдельные ее виды, личность правонарушителя, формирование антиобщественного поведения.

Криминальная субкультура при включении в нее этнического компонента оправдывает совершение преступлений, отрицает вину и ответственность за содеянное, заменяет низменными побуждениями благородные и возвышенные мотивы:

В условиях отсутствия в России национальной политики, направленной на предупреждение развития антиобщественных традиций среди представителей различных народностей и национальностей, а также пропаганды и развития здоровых культурных ценностей, антиобщественные традиции и обычаи, на которые опираются представители отдельных этнических групп, снижают общий уровень правовой культуры в таких группах, родах, тейпах, общинах, влияют на общий уровень социализации этнической группы.

Следует учитывать, что правовая культура — это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, и с этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права[20].

В заключение можно высказать следующие выводы.

1. Антиобщественные традиции и обычаи присутствуют в культуре разных этнических групп.

2. Правовые традиции в современной России в условиях неуправляемости становятся антиобщественными, а культура превращается в бескультурье.

3. Антиобщественные традиции и обычаи, на которые опираются представители отдельных этнических групп, снижают общий уровень правовой культуры в таких группах, родах, тейпах, общинах, влияют на общий уровень социализации этнической группы.

4. Антиобщественные традиции и обычаи в условиях отсутствия национальной политики проявляют тенденцию к взаимной ассимиляции, укоренению в обществе.

5. Человек, личность, член этнической группы приобретает, развивает и трансформирует элементы субкультуры — части антиобщественной культуры своего этноса — микросреды, в которой родился, вырос и воспитывался, в элементы криминальной субкультуры, в традиции совершения преступлений.

6. Современной России необходимо принятие государственных мер по сближению культур различных народов, устранение элементов, вызывающих их противоречия.

7. Антиобщественные обычаи и традиции, их влияние на совершаемые преступления подлежат глубокому криминологическому исследованию.

8. Антиобщественные традиции и обычаи подлежат решительному слому. При этом правоприменителю следует чаще использовать нормы действующего законодательства для предупреждения трансформации таких традиций в оправдание и основу совершения преступлений.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32. С. 45. Цит. по: Основы марксистско-ленинской философии. — М., 1975. С. 244.

2 См.: Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: Учеб. пособие. — Омск, 1989. С. 72.

3 См.: Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М., 2003. С. 191—192.

4 См.: Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985. С. 7—21.

5 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. — М., 2001. С. 240—241.

6 См.: Уэда Канн. Преступность и криминология в современной Японии. — М., 1989. С. 95.

7 См.: Ахриев Р.И. Культура народов Северного Кавказа как одна из ценностей горской кавказской цивилизации // История Северного Кавказа. Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра. — Пятигорск, 1998. С. 7.

8 См.: Абдулатипов Р.Г. Авторитет разума: (О философии разумной практики). — М., 1999. С. 219.

9 Архив Юрьев-Польского районного суда за 1998 г. Уголовное дело № 500.

10 См.: Россия. 2003. 16 июля. С. 6.

11 СУ при УВД Владимирской области. Уголовное дело № 1384. 1998 г. Т. 7—9.

12 См.: Гдлян Т., Додолев Е. Пирамида-1. — М., 1990. С. 240.

13 Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа: Сб. ст. и материалов о народной культуре. — Саратов, 1997. С. 296.

15 Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. — Махачкала, 1971. С. 24.

16 Там же. С. 168.

17 См.: Минкина Н.И. Преступность в контексте культуры // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. — М., 2002. С. 14—16.

18 См.: Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: Учеб. пособие. — Омск, 1989. С. 69.

19 Архив Ленинского районного суда г. Владимира. Дело № 487.

20 См.: Общая теория права: Курс лекций / Под. ред. В.К. Бабаева. — Н. Новгород, 1993. С. 499.

21 См.: Абдулатипов Р.Г. Создание российской нации // Российская газета. 2003. 28 авг. С. 7.

22 См.: Он же. Авторитет разума. С. 242.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: