Демократия как политический и правовой принцип механизмы осуществления демократии пределы демократии

Обновлено: 02.07.2024

Социал-демократы, как это ясно из названия идеологии, выступают за демократию, однако тут важно уточнить, о какой демократии идёт речь и что входит в это понятие. Ведь при желании можно придумать какую угодно демагогию – например, что диктатор выражает волю народа, а значит народ управляет через него, то есть диктатура – это демократия. Чтобы не попадаться на такой ловкий словесный маскарад, нам и нужно знать, что такое демократия.

Как мы уже отмечали, даже современные демократические системы, о которых пойдёт здесь речь, порой оказываются неспособны эффективно выражать интересы большей части граждан. Это не значит, что демократические институты не работают — это значит, что их недостаточно и их нужно дополнять (путь к чему мы наметили в статье об осознанной демократии), но и обойтись без них невозможно.

Что такое демократия

В реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданской контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства 2 .

В 2002 году Комиссия ООН по правам человека приложила усилия к тому, чтобы содействовать достижению общего понимания демократии, приняв историческую резолюцию, определяющую её существенно важные элементы, которые включают уважение прав человека и основных свобод, свободу ассоциации, право на свободу убеждений и на их свободное выражение, доступ к власти и её осуществление в соответствии с господством права, проведение периодических свободных и справедливых выборов на основе всеобщего и тайного голосования как волеизъявление народа, плюралистическую систему политических партий и организаций, разделение властей, независимость судебной власти, прозрачность и подотчётность в работе органов государственного управления, а также свободные, независимые и плюралистические средства массовой информации 4 .

Верховенство права

Основным элементом в развитии демократии является верховенство права, если рассматривать его не только как инструмент исполнительной власти, но и как правовую норму, которой связано всё общество, включая правительство 6 .

Демократия и права человека. Роль Организации Объединённых Наций

Что такое демократия и зачем она нужна

Требования импичмента Никсона после Уотергейтского скандала

Демократические законы

Для осуществления демократии нужен также набор разумных законов, её защищающих. Потому что если реализовано верховенство права, но нет, скажем, закона, устанавливающего наказание за фальсификацию выборов, то это значит, что их можно фальсифицировать, даже несмотря на реализацию верховенства права, что также приводит к отсутствию демократии.

Что такое демократия и зачем она нужна

Где принимаются глупые законы, которые не могут исполняться на практике, и где демократия не защищена разумными законами, тяжело говорить о реализации демократии

Многопартийность

Граждане должны иметь возможность создавать свои партии, причём без существенных бюрократических барьеров – на случай, если имеющиеся партии не выражают их воли. Тут имеет значение практически всё, что отражено в законодательстве о политических партиях – от необходимого количества подписей для регистрации до условий ликвидации. Лучшим в этом отношении будет то законодательство, при котором более-менее значимая группа единомышленников (в случае современной России, это, скажем, тысяча человек из определённого количества разных регионов) имеет возможность в краткие сроки (2-3 месяца) зарегистрировать партию, имеющую возможность принимать участие в выборах в парламент.

ООН рассматривает плюралистическую систему политических партий и организаций как необходимый атрибут демократии 8 . Democracy Web отмечает, что более чем два столетия политической истории показали, что никакая демократия не может выжить без многопартийной системы, в которой люди могут свободно объединяться в соперничающие политические организации или соперничающие фракции внутри политических организаций. Многопартийная система является фундаментальным и необходимым компонентом демократии. При отсутствии условий для создания свободных и независимых политических партий власть, как правило, используется узкими кликами, преследующими свои собственные интересы, или же монополизируется одной партией, которая подавляет инакомыслие 9 .

Как выглядит демократический многопартийный парламент на примере шведского Риксдага

Сильная оппозиция

Если оппозиционных партий много, но все они либо по большей части копируют ценности и программу правящей, либо представляют собой малочисленные и небольшие организации, вряд ли можно говорить о наличии демократии. Мы уже разбирали в статье о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, почему сильная оппозиция является одним из важнейших инклюзивных институтов. Кандидат политических наук Кирилл Пономарёв отмечает:

Политическая оппозиция или реальная возможность её существования является атрибутивной характеристикой демократического режима.

В целом политическая оппозиция играет объективно позитивную роль для полноценной жизни общества. Эта роль проявляется в её функциях. К ним относятся объективная и обоснованная критика (концептуальная или по конкретному поводу) властных структур и носителей властных полномочий, а также иных политических акторов; контроль за действиями власти и её представителей с целью выявления недостатков в их деятельности и информирования о них широкой общественности; выдвижение альтернативных идей, предложений, политики; формирование кадров потенциальных политических деятелей, лидеров, высшего управленческого персонала 10 .

Сменяемость власти

Что такое демократия и зачем она нужна

Всеобщее избирательное право

Всеобщее избирательное право в определённой степени сдерживает наиболее радикальные проекты демонтажа системы социальной защиты. Не ставится под вопрос сама идея социального государства. Современное общество не станет одобрительно воспринимать идеи о ликвидации системы пенсий и социальных пособий. Как бы ни были популярны в некоторых интеллектуальных кругах сверхлиберальные идеи Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека, благодаря существованию всеобщего избирательного права они так и останутся умозрительными конструкциями, похожими на идеальное платоновское государство 16 .

Если у нас нет всеобщего избирательного права, это значит, что кто-то определяет, кому давать право голоса, а кому нет. Таким образом, это легко может стать не властью народа, а властью того, кто определяет, кому давать право голоса. Таким образом, мы снова скатываемся в управляемую демократию, по сути – в диктатуру. Кроме того, если часть граждан имеет избирательное право, а часть не имеет, это означает, что первая часть оказывается привилегированной, и это один из атрибутов неравенства. Избирательные цензы создают неравенство, являются одним из инструментов для создания новых элит.

Свобода СМИ

Один из китов, на которых держится демократия – это свобода СМИ. Без верховенства права она неосуществима, а без неё неосуществима демократия. По мнению Совета Европы, свобода СМИ – это ядро любой демократии 17 .

Что такое демократия и зачем она нужна

Произнося речь на премии Листьева, Леонид Парфёнов, вероятно, хотел повторить подвиг Эдварда Марроу. Однако ему не хватило поддержки демократических политических сил

Свободные СМИ – главный враг тех, кто хочет уничтожить демократию. Они способны разоблачать этих людей, критиковать, мобилизовать против них граждан. Свободные СМИ доносят до граждан информацию об оппозиции и её предложениях.

Частная собственность

Мы уже описывали в отдельной статье, почему гарантии прав частной собственности необходимы; они также многое значат для обеспечения демократии. Дело в том, что любой политической силе необходимо финансирование, и, если за оппозицией не стоит никаких собственников, то эта оппозиция будет нищей, а следовательно – слабой по отношению ко власти, следовательно – неспособной противостоять установлению диктатуры. И напротив, если вся собственность или большая её часть принадлежат государству, то номенклатура имеет все необходимые рычаги для установления диктатуры. В стране обязательно должны быть независимые от государства капиталы.

Минимальное неравенство

Свобода собраний и митингов

Организация Объединённых Наций признаёт важность прав на свободу мирных собраний и ассоциации для полного осуществления гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных прав 22 . Поэтому российская номенклатура стремится всячески ограничить свободу собраний – организаторам необходимо согласовать проведение мероприятия с властями, несогласованные акции разгоняются полицией, а их участники обвиняются по статье 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия) 23 . Подобные ограничения должны быть сняты в демократическом обществе.

Что такое демократия и зачем она нужна

Свобода собраний в современной России. Фото Reuters и Сергея Карпухина

Если же такие ограничения не сняты, власти могут не давать разрешения на проведение мероприятия, могут давать разрешение на их проведение лишь в неудобном месте, и различными другими способами саботировать проведение мероприятий, выражающих волю народа.

Децентрализация власти

Такое разделение нужно для того, чтобы человек или группа людей, вознамерившиеся установить свою диктатуру, могли получать отпор (от неподконтрольных им и обладающих властью групп). В демократической системе такая номенклатурная группа исполнительной власти может, допустим, попробовать провести закон об ограничении свободы собраний, но встретит отпор со стороны сильной оппозиции, свободной прессы и вышедших на демонстрации масс. Этот отпор спровоцирует дебаты в парламенте – представленные в нём оппозиционные партии будут использовать поддержку прессы и масс для своего усиления, вплоть до отстранения номенклатурной группы от исполнительной власти. В случае же, если эта группа прибегнет к незаконным способам борьбы, в ход вступит судебная власть и эта группа может быть арестована.

В России 90-х годов не оказалось сильной оппозиции, не было минимального неравенства, и не было обеспечено разделение властей, поэтому она не смогла отойти от авторитаризма.

Почему демократия эффективнее авторитаризма

Демократия гораздо быстрее реагирует на необходимость изменений. Если что-то в политике и экономике государства работает плохо, свободные СМИ это выявляют, освещают и совместно с оппозицией вырабатывают варианты решения. Эти варианты решения могут быть как использованы властью, так и оппозицией для победы в выборах. Власть, которая не способна эффективно реагировать на назревшие изменения, сменяется на выборах.

Демократия выгодна для всех политических сил страны, которые уверены в своей правоте и возможности победить честно. Она даёт возможность каждому движению честно победить на выборах и сформировать правительство в случае кризиса другого движения.

Поэтому страны, являющиеся лидерами рейтингов демократичности – например, индекса демократии от The Economist Intelligence Unit 25 – являются также лидерами по важнейшим показателям уровня жизни в стране (мы будем писать об этих показателях в отдельной статье, пока что же достаточно указать ИЧР 26 и другие показатели, о которых мы упомянули в статье с мифами о социал-демократах).

Демократические режимы постепенно вытесняют авторитарные, поскольку лучше справляются с политическими задачами. Вот, например, визуализация исследования портала Our World in Data 27 :

Что такое демократия и зачем она нужна

Демократии постепенно вытесняют авторитарные режимы

В исследовании Our World in Data делается вывод, что демократические страны богаче, люди в них более здоровы, и в них лучше защищаются права человека.

Кандидат экономических наук, научный руководитель Центра исследований модернизации Дмитрий Травин отмечает:

Сама по себе демократия не способна сделать уровень жизни высоким, но это один из важных компонентов успеха. Если все остальные компоненты находятся на высоком уровне, то добиться высокого уровня жизни возможно и без демократии, однако случается это крайне редко и такие результаты недолговечны.

Демократия эффективнее реализовывает прогрессивные ценности, чем авторитаризм, и сама является одной из них, она в целом является более эффективной системой для развития страны. В демократических странах выше уровень жизни и свобод. Наконец, демократия нужна в первую очередь хотя бы для того, чтобы вы имели возможность сами решать свою судьбу, а не беспомощно наблюдали, как за вас это делает группа олигархов. То есть она является защитой от рабства. Одно это дорогого стоит. Поэтому одна из первоочерёдных задач социал-демократического движения – борьба за демократию, в том числе и за повышение её уровня.

Источники

Главный редактор и создатель "Логики прогресса". Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других.

1. Понятие и признаки демократии


  • как форма государства;

  • как политический режим;

  • как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.


  1. признание народа высшим источником власти;

  2. выборностью основных органов государства;

  3. равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

  4. подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.


  • раскрывающие связь с общественными отношениями;

  • выражающие внутренние функции деятельности государства;

1. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;


      1. плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

      2. 3. Формы и институты демократии

      Форма демократии — это ее внешнее выражение.

      Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

      1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

      Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

      Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).

      2.Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

      3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

      Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

      Формы демократии находят проявление в ее институтах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

      Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

      Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление кпризнание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.

      Демократия – это политическая система, при которой существуют равные возможности для осуществления прав и свобод каждого члена общества.

      Возник термин как название формы правления в государстве, где все граждане (в Древней Греции это были только мужчины-собственники) были уравнены в политических правах независимо от имущественного положения. Такая форма демократии была прямой, то есть существовала в рамках непосредственного участия граждан в принятии решений.

      Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

      Афинская демократия отличалась от современной рядом особенностей:

      • малая масштабность (распространялась в рамках отдельного города);
      • гармоничная целостность общественного и личного интереса;
      • единство в принятии решений и осуждение фракционности;
      • растворение личности в обществе (ее свобода была не личностной, но гражданской).

      Демократия часто отождествляется со свободой, но это не синонимы. Демократия – это свобода, которая выражена в нормах. Она не является ограниченным сводом правил и механизмов. Это общие принципы и указания относительно того, как нужно решать разные вопросы. Потому, она требует развития культуры института демократии.

      Демократия неразрывно связана с понятиями гражданского общества и социального государства.

      Принципы демократии, основные ценности

      Принципы современной демократии обеспечивают основы существования демократического государства. Среди них выделяют:

      • национальный суверенитет;
      • правительство, которое основано на согласии тех, кто им управляет;
      • власть большинства и право меньшинства;
      • гарантия основных прав человека;
      • свободные и справедливые выборы;
      • равенство всех перед законом;
      • справедливое правосудие;
      • конституционное ограничение власти правительства;
      • социальный, экономический и политический плюрализм;
      • принципы толерантности, сотрудничества и компромисса.

      Демократический режим имеет основные ценности:

      1. Плюрализм как многообразие жизни государства в разрезе политики, общества, культуры.
      2. Фундаментальные права человека (в т.ч. свобода слова, выражения мысли, самовыражения и реализации).
      3. Участие граждан в политической жизни.
      4. Ответственность и зрелость граждан.
      5. Публичное обсуждение всех важных вопросов политической и социальной жизни.
      6. Гражданское достоинство.
      7. Толерантность отношений в обществе.
      8. Честность и прозрачность выборного процесса, процесса публичного управления государством.

      Демократическое устройство власти номинально не является гарантом успеха страны, она лишь предлагает возможность эффективного развития.

      Виды демократичного правления

      Либерально-демократичный

      Человек является главной ценностью социума. Главная обязанность государства – обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

      Демократично-консервативный

      Политические элиты не стремятся к изменениям, предпочитая традиции. Государство ищет формы и способы закрепления существующего порядка, сохранения его неизменности.

      Демократично-радикальный

      Главное внимание власти приковано к радикальным и решительным изменениям. Осуществляется активный поиск радикальных форм и методов реорганизации общества.

      Классификация современных концепций демократии

      Партисипаторная демократия

      Сторонники партисипаторной формы убеждены, что осуществление демократии происходит путем участия широких масс населения.

      Они считают, что в нынешних условиях такая форма не может быть реализована, однако ее нужно внедрять на разных уровнях жизнедеятельности человека. Он должен иметь возможность принимать решения относительно менее значительных вопросов – в разрезе района, общины. Таким образом гражданин сможет осознать свою политическую значимость.

      Критики данной формы утверждают, что приход к такому варианту демократии ведет к популистскому авторитаризму. Также они обращают внимание, что незначительное количество людей желают реально принимать участие в политической жизни страны.

      Элитарная демократия

      Последователи элитарной демократии убеждены, что участие в управлении государства и решении ее участи могут принимать только политические элиты.

      Противоположна партисипаторной. Принимать любые важные решения должны только профессионалы и ответственные, осознанные граждане. Элита – это группа, которая имеет управленческие способности, защищает демократические ценности и способна сдерживать эмоциональную неуравновешенность и радикализм народных масс. Роль народа – периодически выбирать представителей элиты.

      Плюралистическая демократия

      Данная концепция ищет компромисс между элитарной и партисипаторной формой. Ее разрабатывали: Вебер, Шумпетер, Бентли, Липсет, Дойч. По их мнению, участие масс возможно при глобальных трансформационных процессах общесистемного масштаба.

      Большинство конфликтов, существующих в современном демократичном обществе, являются результатом расхождений в толковании демократических прав и неодинаковости приоритетов.

      Признаки современных демократических государств

      1. Современная демократия существует в форме представительской. Взаимодействие народа с государственным управлением происходит в форме делегирования полномочий избранным представителям (депутатам, конгрессменам), которые выражают его интересы и принимают решения от его имени.
      2. Демократия распространяется на сложные и неограниченные по размеру национальные или многонациональные государства.
      3. Признание множества интересов и возможность возникновения конфликтов как норм общественной жизни.
      4. Политический плюрализм и соединение права большинства на принятие решения с защитой права меньшинства и отдельного индивида на собственную позицию.
      5. Признание автономности личности и защита ее персональных прав.
      6. Ограничение власти в отношении ее вмешательства в деятельность гражданского общества, религиозных организаций, экономики.
      7. Развитость профсоюзов, общественных организаций и объединений, независимых от государства.
      8. Высокий уровень самоуправления, особенно местного.

      Современная демократия отличается рядом принципов:

      • право свободно формировать политические партии и право партий бороться за власть во всей полноте, а не только частично;
      • признание народа высшим легитимным суверенным источником власти;
      • гуманизм – высокий уровень развития прав и свобод человека;
      • действенность обеспечения этих прав и свобод;
      • господство в стране законности и развитость системы законодательства;
      • выборность основных органов государства;
      • равноправие граждан и прежде всего равенство их избирательных прав;
      • подчинение меньшинства большинству при принятии решений;
      • граждане имеют не только права, но и несут ответственность за свой выбор;
      • многопартийность и существование альтернативности (в политике, культуре).

      Недостатки современной демократии

      Многие исследователи (Мюллер Я., Бреннан Дж., В. Браун) указывают на кризис или даже неминуемый крах современных демократий. Среди недостатков они указывают:

      Одной из задач современных СМИ является не объективное освещение событий, но стремление породить неопределенность, страх, создать лишь иллюзию информированности.

      Социал-демократы, как это ясно из названия идеологии, выступают за демократию, однако тут важно уточнить, о какой демократии идёт речь и что входит в это понятие. Ведь при желании можно придумать какую угодно демагогию – например, что диктатор выражает волю народа, а значит народ управляет через него, то есть диктатура – это демократия. Чтобы не попадаться на такой ловкий словесный маскарад, нам и нужно знать, что такое демократия.

      Как мы уже отмечали, даже современные демократические системы, о которых пойдёт здесь речь, порой оказываются неспособны эффективно выражать интересы большей части граждан. Это не значит, что демократические институты не работают — это значит, что их недостаточно и их нужно дополнять (путь к чему мы наметили в статье об осознанной демократии), но и обойтись без них невозможно.

      Что такое демократия

      В реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

      Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданской контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства 2 .

      В 2002 году Комиссия ООН по правам человека приложила усилия к тому, чтобы содействовать достижению общего понимания демократии, приняв историческую резолюцию, определяющую её существенно важные элементы, которые включают уважение прав человека и основных свобод, свободу ассоциации, право на свободу убеждений и на их свободное выражение, доступ к власти и её осуществление в соответствии с господством права, проведение периодических свободных и справедливых выборов на основе всеобщего и тайного голосования как волеизъявление народа, плюралистическую систему политических партий и организаций, разделение властей, независимость судебной власти, прозрачность и подотчётность в работе органов государственного управления, а также свободные, независимые и плюралистические средства массовой информации 4 .

      Верховенство права

      Основным элементом в развитии демократии является верховенство права, если рассматривать его не только как инструмент исполнительной власти, но и как правовую норму, которой связано всё общество, включая правительство 6 .

      Демократия и права человека. Роль Организации Объединённых Наций

      Что такое демократия и зачем она нужна

      Требования импичмента Никсона после Уотергейтского скандала

      Демократические законы

      Для осуществления демократии нужен также набор разумных законов, её защищающих. Потому что если реализовано верховенство права, но нет, скажем, закона, устанавливающего наказание за фальсификацию выборов, то это значит, что их можно фальсифицировать, даже несмотря на реализацию верховенства права, что также приводит к отсутствию демократии.

      Что такое демократия и зачем она нужна

      Где принимаются глупые законы, которые не могут исполняться на практике, и где демократия не защищена разумными законами, тяжело говорить о реализации демократии

      Многопартийность

      Граждане должны иметь возможность создавать свои партии, причём без существенных бюрократических барьеров – на случай, если имеющиеся партии не выражают их воли. Тут имеет значение практически всё, что отражено в законодательстве о политических партиях – от необходимого количества подписей для регистрации до условий ликвидации. Лучшим в этом отношении будет то законодательство, при котором более-менее значимая группа единомышленников (в случае современной России, это, скажем, тысяча человек из определённого количества разных регионов) имеет возможность в краткие сроки (2-3 месяца) зарегистрировать партию, имеющую возможность принимать участие в выборах в парламент.

      ООН рассматривает плюралистическую систему политических партий и организаций как необходимый атрибут демократии 8 . Democracy Web отмечает, что более чем два столетия политической истории показали, что никакая демократия не может выжить без многопартийной системы, в которой люди могут свободно объединяться в соперничающие политические организации или соперничающие фракции внутри политических организаций. Многопартийная система является фундаментальным и необходимым компонентом демократии. При отсутствии условий для создания свободных и независимых политических партий власть, как правило, используется узкими кликами, преследующими свои собственные интересы, или же монополизируется одной партией, которая подавляет инакомыслие 9 .

      Как выглядит демократический многопартийный парламент на примере шведского Риксдага

      Сильная оппозиция

      Если оппозиционных партий много, но все они либо по большей части копируют ценности и программу правящей, либо представляют собой малочисленные и небольшие организации, вряд ли можно говорить о наличии демократии. Мы уже разбирали в статье о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, почему сильная оппозиция является одним из важнейших инклюзивных институтов. Кандидат политических наук Кирилл Пономарёв отмечает:

      Политическая оппозиция или реальная возможность её существования является атрибутивной характеристикой демократического режима.

      В целом политическая оппозиция играет объективно позитивную роль для полноценной жизни общества. Эта роль проявляется в её функциях. К ним относятся объективная и обоснованная критика (концептуальная или по конкретному поводу) властных структур и носителей властных полномочий, а также иных политических акторов; контроль за действиями власти и её представителей с целью выявления недостатков в их деятельности и информирования о них широкой общественности; выдвижение альтернативных идей, предложений, политики; формирование кадров потенциальных политических деятелей, лидеров, высшего управленческого персонала 10 .

      Сменяемость власти

      Что такое демократия и зачем она нужна

      Всеобщее избирательное право

      Всеобщее избирательное право в определённой степени сдерживает наиболее радикальные проекты демонтажа системы социальной защиты. Не ставится под вопрос сама идея социального государства. Современное общество не станет одобрительно воспринимать идеи о ликвидации системы пенсий и социальных пособий. Как бы ни были популярны в некоторых интеллектуальных кругах сверхлиберальные идеи Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека, благодаря существованию всеобщего избирательного права они так и останутся умозрительными конструкциями, похожими на идеальное платоновское государство 16 .

      Если у нас нет всеобщего избирательного права, это значит, что кто-то определяет, кому давать право голоса, а кому нет. Таким образом, это легко может стать не властью народа, а властью того, кто определяет, кому давать право голоса. Таким образом, мы снова скатываемся в управляемую демократию, по сути – в диктатуру. Кроме того, если часть граждан имеет избирательное право, а часть не имеет, это означает, что первая часть оказывается привилегированной, и это один из атрибутов неравенства. Избирательные цензы создают неравенство, являются одним из инструментов для создания новых элит.

      Свобода СМИ

      Один из китов, на которых держится демократия – это свобода СМИ. Без верховенства права она неосуществима, а без неё неосуществима демократия. По мнению Совета Европы, свобода СМИ – это ядро любой демократии 17 .

      Что такое демократия и зачем она нужна

      Произнося речь на премии Листьева, Леонид Парфёнов, вероятно, хотел повторить подвиг Эдварда Марроу. Однако ему не хватило поддержки демократических политических сил

      Свободные СМИ – главный враг тех, кто хочет уничтожить демократию. Они способны разоблачать этих людей, критиковать, мобилизовать против них граждан. Свободные СМИ доносят до граждан информацию об оппозиции и её предложениях.

      Частная собственность

      Мы уже описывали в отдельной статье, почему гарантии прав частной собственности необходимы; они также многое значат для обеспечения демократии. Дело в том, что любой политической силе необходимо финансирование, и, если за оппозицией не стоит никаких собственников, то эта оппозиция будет нищей, а следовательно – слабой по отношению ко власти, следовательно – неспособной противостоять установлению диктатуры. И напротив, если вся собственность или большая её часть принадлежат государству, то номенклатура имеет все необходимые рычаги для установления диктатуры. В стране обязательно должны быть независимые от государства капиталы.

      Минимальное неравенство

      Свобода собраний и митингов

      Организация Объединённых Наций признаёт важность прав на свободу мирных собраний и ассоциации для полного осуществления гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных прав 22 . Поэтому российская номенклатура стремится всячески ограничить свободу собраний – организаторам необходимо согласовать проведение мероприятия с властями, несогласованные акции разгоняются полицией, а их участники обвиняются по статье 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия) 23 . Подобные ограничения должны быть сняты в демократическом обществе.

      Что такое демократия и зачем она нужна

      Свобода собраний в современной России. Фото Reuters и Сергея Карпухина

      Если же такие ограничения не сняты, власти могут не давать разрешения на проведение мероприятия, могут давать разрешение на их проведение лишь в неудобном месте, и различными другими способами саботировать проведение мероприятий, выражающих волю народа.

      Децентрализация власти

      Такое разделение нужно для того, чтобы человек или группа людей, вознамерившиеся установить свою диктатуру, могли получать отпор (от неподконтрольных им и обладающих властью групп). В демократической системе такая номенклатурная группа исполнительной власти может, допустим, попробовать провести закон об ограничении свободы собраний, но встретит отпор со стороны сильной оппозиции, свободной прессы и вышедших на демонстрации масс. Этот отпор спровоцирует дебаты в парламенте – представленные в нём оппозиционные партии будут использовать поддержку прессы и масс для своего усиления, вплоть до отстранения номенклатурной группы от исполнительной власти. В случае же, если эта группа прибегнет к незаконным способам борьбы, в ход вступит судебная власть и эта группа может быть арестована.

      В России 90-х годов не оказалось сильной оппозиции, не было минимального неравенства, и не было обеспечено разделение властей, поэтому она не смогла отойти от авторитаризма.

      Почему демократия эффективнее авторитаризма

      Демократия гораздо быстрее реагирует на необходимость изменений. Если что-то в политике и экономике государства работает плохо, свободные СМИ это выявляют, освещают и совместно с оппозицией вырабатывают варианты решения. Эти варианты решения могут быть как использованы властью, так и оппозицией для победы в выборах. Власть, которая не способна эффективно реагировать на назревшие изменения, сменяется на выборах.

      Демократия выгодна для всех политических сил страны, которые уверены в своей правоте и возможности победить честно. Она даёт возможность каждому движению честно победить на выборах и сформировать правительство в случае кризиса другого движения.

      Поэтому страны, являющиеся лидерами рейтингов демократичности – например, индекса демократии от The Economist Intelligence Unit 25 – являются также лидерами по важнейшим показателям уровня жизни в стране (мы будем писать об этих показателях в отдельной статье, пока что же достаточно указать ИЧР 26 и другие показатели, о которых мы упомянули в статье с мифами о социал-демократах).

      Демократические режимы постепенно вытесняют авторитарные, поскольку лучше справляются с политическими задачами. Вот, например, визуализация исследования портала Our World in Data 27 :

      Что такое демократия и зачем она нужна

      Демократии постепенно вытесняют авторитарные режимы

      В исследовании Our World in Data делается вывод, что демократические страны богаче, люди в них более здоровы, и в них лучше защищаются права человека.

      Кандидат экономических наук, научный руководитель Центра исследований модернизации Дмитрий Травин отмечает:

      Сама по себе демократия не способна сделать уровень жизни высоким, но это один из важных компонентов успеха. Если все остальные компоненты находятся на высоком уровне, то добиться высокого уровня жизни возможно и без демократии, однако случается это крайне редко и такие результаты недолговечны.

      Демократия эффективнее реализовывает прогрессивные ценности, чем авторитаризм, и сама является одной из них, она в целом является более эффективной системой для развития страны. В демократических странах выше уровень жизни и свобод. Наконец, демократия нужна в первую очередь хотя бы для того, чтобы вы имели возможность сами решать свою судьбу, а не беспомощно наблюдали, как за вас это делает группа олигархов. То есть она является защитой от рабства. Одно это дорогого стоит. Поэтому одна из первоочерёдных задач социал-демократического движения – борьба за демократию, в том числе и за повышение её уровня.

      Источники

      Главный редактор и создатель "Логики прогресса". Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

      Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

      У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

      Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

      Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа или действенный контроль за осуществлением власти со стороны народа.

      Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. В это понятие входит множество таких составляющих, как власть большинства, ее ограничение, разделение властей, гласность, равенство, плюрализм, основные гражданские права и т.д.

      Согласно различным трактовкам, демократия рассматривается как:

      • общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;
      • форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть;
      • идеальная модель общественного устройства, основанная на ценностях свободы, равноправия, прав человека;
      • социальное движение, воплощенное в программах определенных партий;
      • механизм удовлетворения разнородных социальных интересов и мирного разрешения межгрупповых конфликтов;
      • способ получения властных полномочий в обществе;

      ↑ Принципы демократии

      • власть большинства, ее ограничение и контроль над ней, народовластие;
      • признание, соблюдение и защита основных прав граждан;
      • правовая и социальная государственность;
      • разделение властей;
      • плюрализм, конкурирующая политика;
      • равноправие;
      • принцип ответственности, т.е. народ выражает свою волю через своих представителей;
      • принцип соучастия, т.е. народ выражает свою волю прямо;
      • общераспространенная законность, основанная на подтверждении ее народом в форме выборов и на формировании законодательных и исполнительных органов избранными народом представителями.

      ↑ Признаки демократии

      • Политический плюрализм – политическое многообразие мнений, взглядов, идеологий, партий. Так, в демократических странах установлена многопартийность, народ имеет право создавать новые партии.
      • Народ признается носителем суверенитета и источником власти. Т.е. народ обладает верховенством, на референдумах может решать судьбу своей страны, от его имени принимается конституция, избираются представительные органы власти.
      • Присутствует четкое разделение властей. Так, законодательная власть принимает законы, исполнительная – обеспечивает их исполнение, а судебная – контролирует исполнение законов. Ветви власти работают сообща, при этом не допускается узурпация (захват) власти одним органом. С этой целью в каждой стране разрабатывается система сдержек и противовесов – система взаимовлияния ветвей власти друг на друга;
      • Выборы являются свободными и прозрачными. Процедура выборов жестко регламентирована и представляет возможности для участия разным политическим силам, в том числе критикующим власть (оппозиционным);
      • Важнейшие решения принимаются большинством, однако признаются права меньшинства на оппозицию власти. На выборах побеждают те, кого поддерживает большинство. Однако это не означает подавления воли и мнения меньшинства;
      • Присутствует гласность действий государственных органов и должностных лиц, а также возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Это возможно при признании прав независимых средств массовой информации, запрете цензуры, защите свободы слова;
      • Признание прав народа на местное самоуправление. Местное самоуправление обычно не входит в систему органов государственной власти и представляет собою социально-управленческий институт, созданный для решения жителями района или города местных проблем (дороги, освещение улиц и т. п.).

      ↑ Формы демократии

      Существуют следующие формы демократии:

      Прямая демократия – вид демократического режима, при котором народ непосредственно участвует в политической жизни государства, принимая решения и контролируя их исполнение. Такая форма демократии характерна для ранних форм государственности, например для родовой общины, племени, рода, а также в античные времена в Афинах, в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городах-республиках. На современном этапе данная форма применяется при утверждении локальных актов на предприятии, например, коллективный трудовой договор.

      Плебисцитарная демократия – вид демократического режима, при котором народ участвует в принятии решений лишь в определенных случаях, когда важнейшие вопросы жизни общества и государства решаются путем их вынесения сначала на обсуждение, а затем – на голосование народа. Государственные органы власти формируют политические партии, представляющие интересы различных слоев общества, победившие на выборах.

      Представительная демократия – вид демократического режима, при котором народ избирает своих представителей, и они от его имени осуществляют власть, проводят политику, управляют государством и представляют его в международных отношениях.

      Читайте также: