Декриминализация как метод уголовно правовой политики означает сга

Обновлено: 02.07.2024

Криминализация и декриминализация деяний в уголовном праве

В настоящее время в уголовном праве недостаточно внимания уделено таким процессам, как криминализация и декриминализация деяний. Ввиду этого, изучение данной темы является довольно значимым. Социальная роль уголовного права состоит в признании тех или иных деяний общественно опасными и уголовно наказуемыми. Государство в виде уголовно-правового запрета дает свою отрицательную оценку отдельным формам человеческого поведения. Уголовный закон определяет, что является преступным и непреступным. Законодатель признает отдельные деяния опасными для общества и криминализирует их, т.е. признает их преступными, и, наоборот, признав, что преступление не обладает признаком общественной опасности, декриминализиует его.

В уголовно-правовой литературе криминализация - это процесс и результат признания определенных видов деяний преступными и уголовно наказуемыми [1] .

По мнению Н.А. Лопашенко, причинами криминализации выступают следующие факторы: возникновение новых видов общественно опасной деятельности людей; неблагополучная динамика определенных видов опасного для общества человеческого поведения, которые были регламентированы в административном законодательстве или вообще не рассматривались как правонарушения; необходимость усиления охраны конституционных прав и свобод личности; ошибки проведения ранее декриминализации преступных деяний [2] .

Криминализация как юридико-технический прием широко используется законодателем в процессе правотворческой деятельности. В этой связи можно выделить две стадии криминализации: криминализация, проводимая в процессе кодификации, и криминализация, проводимая в процессе действия уголовного закона. Примером криминализации в процессе кодификации является отнесение к числу преступлений следующих деяний: воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) и т.д. Криминализация в процессе действия уголовного закона включает такие деяния, как торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ), использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ), невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ), незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ) и т.д.

Таким образом, под криминализацией следует понимать отнесение законодателем того или иного деяния к числу преступлений с установлением запрета его совершения в уголовном законодательстве под угрозой наказания.

Понятию декриминализации в уголовно-правовой теории ученые дают различные определения. В частности, под декриминализацией понимается: процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяния, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ним и отмены его уголовной наказуемости [3] ; метод уголовно-правовой политики, предполагающий исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния [4] .

Декриминализация может затрагивать как деяние в целом, так и отдельные его части, признавать отклоняющееся поведение правонарушением другого вида, т.е. относить это деяние к разряду административных, гражданских, налоговых, дисциплинарных правонарушений.

Под декриминализацией необходимо понимать законодательную процедуру, позволяющую исключить запрещенное уголовным законом деяние из числа преступлений.

При установлении уголовно-правового запрета или его отмены, как и при принятии любого правового акта, законодатель должен руководствоваться определенными критериями. Источники этих критериев лежат как в сущности самих отношений, подлежащих правовому регулированию, так и в области влияния других факторов. Кудрявцев В.Н. отмечает, что важнейшая предпосылка любой законотворческой деятельности – это анализ объективных общественных процессов (позитивных и негативных), определяющих как саму необходимость в принятии законодательства или практики его применения, так и конкретное содержание этих измерений [5] .

Если исходить из положения о том, что в понятие объективной социальной нормы входят два основных элемента: а) объективная (материальная) характеристика определенного вида поведения, имеющего место в объективной реальности; б) субъективная (социальная) его оценка с точки зрения желательности или нежелательности, полезности или вредности [6] , то критерии криминализации и декриминализации деяний можно определить следующим образом. Критерий необходимости определяется объективными элементами поведения, подлежащего или не подлежащего уголовно-правовому запрету, внутренне присущими ему свойствами. Так отмечается, что важнейшая задача теории криминализации, с точки зрения научного обеспечения уголовного нормотворчества состоит в разработке теории и метода восхождения от криминализационных поводов к основаниям криминализации, выражающим общественную необходимость уголовного закона. Критерий целесообразности же определяется различными условиями, влияющими на установление уголовно-правового запрета (его отмену) [7] .

[1] Кудрявцев В. Н. Основание уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация. М., 1982. С. 17.

Читайте также: