Данные получателя выплаты в случае если он является страхователем

Обновлено: 04.07.2024

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 (далее – Постановление № 2375) утверждены особенности назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами ФСС застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Подробнее – в материале.

Постановлением № 2375 утверждены:

1. Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее – Положение № 2375/1).

2. Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (далее – Положение № 2375/2).

3. Положение об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее – Положение № 2375/3).

Пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия на случай травматизма) и иные выплаты

Положением № 2375/1 регулируется порядок назначения и выплаты:

пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);

пособия по беременности и родам;

единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременного пособия при рождении ребенка;

ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

возмещений расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, а также возмещений специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

возмещений расходов страхователям на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Далее рассмотрим порядок взаимодействия работника (застрахованного лица), работодателя (страхователя) и территориального фонда ФСС (далее – Фонд) согласно Положению № 2375/1 в отдельных случаях.

Временная нетрудоспособность (за исключением случаев травматизма)

Порядок действий в данной ситуации таков:

1. Застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ, в случае их отсутствия у страхователя. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

2. Страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления указанных документов (сведений) подает в Фонд по месту регистрации:

поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице;

опись поданных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Указанные сведения представляются страхователем в электронном виде по форматам, установленным Фондом. Если у страхователя численность застрахованных лиц не превышает 25 человек, указанные сведения могут подаваться на бумажных носителях.

3. Фонд в течение десяти календарных дней со дня получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений принимает решение о назначении и выплате пособия.

В случае выявления Фондом нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности Фонд в течение пяти рабочих дней направляет (вручает) его страхователю для внесения в него соответствующих исправлений.

Фонд в течение трех рабочих дней со дня получения исправленного листка нетрудоспособности принимает решение о назначении и выплате пособия при наличии документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, Фонд выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом.

Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения.

4. Выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется Фондом способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение десяти календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

К сведению: в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета Фонда.

Возмещение расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение

1. Получатель пособия на погребение представляет справку о смерти в организацию, которая являлась страхователем по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

3. Для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение страхователь представляет в Фонд заявление о возмещении таких расходов по форме, утверждаемой Фондом, и справку о смерти. Фонд в течение десяти рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее двух рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

Возмещение расходов страхователю на оплату дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

Возмещение данных расходов производится Фондом по месту регистрации страхователя за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в следующем порядке:

1. Страхователь представляет в Фонд заявление о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по форме, утверждаемой Фондом, и заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

2. Фонд в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

Пособия по временной нетрудоспособности в связи с травматизмом и профзаболеваниями и оплата отпуска

Положением № 2375/2 предусмотрен следующий порядок взаимодействия застрахованного лица, страхователя и Фонда в зависимости от наступившего случая.

Наступление несчастного случая на производстве или профессионального заболевания

При наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – страховой случай) порядок действий таков:

1. Застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя.

2. Страхователь не позднее пяти календарных дней со дня подачи застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации акт о несчастном случае на производстве либо акт о случае профессионального заболевания (копии материалов расследования – в случае продолжения расследования), поступившие к нему документы (сведения), определяемые в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ, необходимые для назначения и выплаты застрахованному лицу пособия, а также сведения о застрахованном лице.

Одновременно страхователь представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации опись поданных документов (сведений), составленную по форме, утвержденной Фондом.

В случае невозможности представления акта о несчастном случае на производстве либо акта о случае профессионального заболевания, а также копий материалов расследования в связи с продолжением расследования пособие назначается и выплачивается согласно Положению № 2375/1.

После окончания расследования и составления акта о несчастном случае на производстве либо акта о случае профессионального заболевания страхователь дополнительно направляет в территориальный орган Фонда ранее не представленные акт, а также копии материалов расследования. После этого пособие пересчитывается и перечисляется застрахованному лицу в установленном порядке (см. ниже).

3. Фонд в течение десяти календарных дней со дня получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, производит экспертизу страхового случая и принимает решение о назначении и выплате пособия в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

Если Фондом выявлены нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности, Фонд в течение пяти рабочих дней со дня его получения направляет (вручает) страхователю для внесения в него соответствующих исправлений.

В течение трех рабочих дней со дня получения исправленного листка нетрудоспособности Фонд при наличии документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, принимает решение о назначении и выплате пособия.

При признании случая нестраховым застрахованному лицу назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности по нормам Федерального закона № 255-ФЗ.

4. Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется Фондом способом, указанным в сведениях о застрахованном лице (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию).

Оплата отпуска

В этом случае порядок действий таков:

1. Страхователь не позднее чем за две недели до дня начала отпуска представляет в Фонд приказ о предоставлении застрахованному лицу отпуска и справку-расчет о размере оплаты отпуска по форме, утверждаемой Фондом.

Расчет средней заработной платы для оплаты отпуска производится в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков.

2. Фонд в течение пяти рабочих дней со дня получения от страхователя документов принимает решение об оплате отпуска.

В случае представления документов, необходимых для оплаты отпуска, не в полном объеме Фонд в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет страхователю извещение по форме, утверждаемой Фондом.

Извещение вручается страхователю под расписку или направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Недостающие документы представляются в территориальный орган Фонда в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения.

3. Оплата отпуска осуществляется Фондом не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения об оплате отпуска способом, указанным в сведениях о застрахованном лице (путем перечисления денежных средств на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию).

Порядок возмещения расходов на предупредительные меры

Согласно Федеральному закону № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее – предупредительные меры).

Положением № 2375/3 установлено, что оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда в пределах согласованной на эти цели суммы.

Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами, утверждаемыми Минтрудом на соответствующий год.

К сведению: в настоящее время действуют Правила финансового обеспечения пре­дупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н.

Положением № 2375/3 предусмотрен следующий порядок взаимодействия страхователя и Фонда:

1. Страхователь обращается в Фонд по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается Фондом.

2. Фонд в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.

Группа ЦентрИнформ VK.com

Данные для создания пособия разделены на разделы. Сервис сам определит количество разделов в зависимости от типа пособия:

Общая информация

Заявитель

Выберите, кто подал заявление:

Сведения о получателе пособия


Заполните данные один раз, сервис запомнит их и в следующий раз подставит.

При заполнении обратите внимание на следующие поля:

Сведения о работодателе (организации)

Сервис заполнит из реквизитов организации. Если нет, заполните вручную, и они сохранятся в реквизитах. При заполнении обратите внимание на следующие поля:


  • Дополнительный код ФСС — заполняется только для обособленных подразделений, когда код подчиненности заканчивается на цифру 2. Введите последние 10 цифр расширенного регистрационного номера, который можно посмотреть в уведомлении о регистрации в территориальном органе ФСС РФ в качестве страхователя.
  • Главный бухгалтер — для ИП ФИО главного бухгалтера заполняется из последнего по дате отправки или изменения пособия. Если в предыдущем документе поле не было заполнено, сервис заполнит его из реквизитов организации.
  • Отправитель — лицо, составляющее и отправляющее пособие ФСС.
    Данные отправителя заполняются из последнего по дате отправки или изменения пособия. Если в предыдущем документе данные не были заполнены, поля будут пустыми. Заполните их.

Способ выплаты пособия

Лист нетрудоспособности

Все поля в разделе расположены также, как в бумажном бланке, выданном в медицинском учреждении. Перенесите в раздел данные из бумажного бланка.

Раздел отображается при заполнении пособий с типами:

При заполнении обратите внимание на заполнение полей:

Лист нетрудоспособности N

Номер должен совпадать с номером по штрихкоду.

Первичный

Дубликат

Выберите, если этот лист нетрудоспособности выдан взамен утерянного.

Продолжение листа нетрудоспособности N

Введите номер предыдущего листа нетрудоспособности, продолжением которого является этот лист.

Место работы (наименование организации)


Сервис заполнит из реквизитов организации.

Причина нетрудоспособности

Выберите из справочника код.

Дата 1

Дата 2

Поставлена на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)

Расчет пособия

Данные, необходимые для назначения пособия сотруднику региональным отделением ФСС. В разделе отображаются только обязательные для заполнения поля для выбранного при создании листка типа пособия. Чтобы заполнить дополнительную информацию (например, об условиях проживания или работы), установите флажок в нужном разделе и заполните поля.

При заполнении обратите внимание на заполнение полей:

Признак информации

Извещение ФСС

Дата предоставления документов страхователю

Укажите дату, когда заявитель или его представитель подписал заявление на выплату пособия. Реестр должен быть отправлен не позднее 5 календарных дней от этой даты. Иначе согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №294 возможен штраф от ФСС.

Районный коэффициент

Размер ставки

Заполняется при неполном рабочем дне (неделе). Введите значение в виде десятичной дроби, например: 0,75.

Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде

Акт формы Н-1

Заполняется, если травма, из-за которой оформлен больничный, получена на производстве. Введите дату составления акта, который фиксирует происшествие.

Страховой стаж

Общая продолжительность страхового стажа, включая страховые и нестраховые периоды.

Если этот лист является продолжением первичного листа, общий страховой стаж нужно указывать такой же, как в первичном листе. Например, в первичном листе, который открыли месяц назад, страховой стаж 20 лет 5 месяцев. В листе, являющимся продолжением того листа, нужно также указать страховой стаж 20 лет 5 месяцев.

Годы для расчета

Если заработок ниже МРОТ или его вообще нет

Для реестра и ЭЛН в регионе с прямыми выплатами:

Для ЭЛН в регионах с зачетной системой:

Период оплаты пособия

  • Есть период, за который пособие выплачивается за счет ФСС — сотрудник болел 4 и более дней. Из этого периода нужно исключить первые три дня больничного, которые оплачивает работодатель.
  • Пособие полностью выплачивается за счет работодателя — сотрудник болел 3 и менее дней. В этом случае отправлять реестр сведений в ФСС в электронном виде не нужно, так как больничный оплачивает работодатель.

Дата начала работы

Заполняется, если заболевание или травма наступили в период между днем заключения трудового договора и датой его аннулирования. Укажите дату, когда сотрудник должен был приступить к работе.

Дата фактического окончания периода выплаты пособия

Дополнительные данные об условиях проживания или работы


Заполняются для лиц, проживающих или работающих в зонах отселения с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом. Данные нужно заполнить в соответствии с документами, подтверждающими постоянное место жительства получателя пособия на территории указанных зон.

Периоды простоя


Укажите даты начала и окончания периода простоя и размер среднего дневного заработка, который сохраняется за сотрудником в период простоя.

Дополнительные условия исчисления

Пособия расчитываются иначе для следующих больных:

  • Пораженных радиацией.
  • Работников Севера.
  • Инвалидов.
  • Граждан, работающих меньше 6 месяцев.
  • Граждан, заболевших в течение 30 дней после увольнения.
  • Лиц, нарушивших режим по уважительной причине.
  • Инвалидов, болеющих более 4 месяцев подряд.
  • Инвалидов, болеющих больше 5 месяцев в году.
  • Граждан с неполным рабочим временем.


При сочетании условий выберите несколько кодов.

Дополнительные документы

Заполняются сведения о дополнительных документах, необходимых для расчета пособия.

Раздел отображается при заполнении пособий с типами:

Дата выдачи документа

Не должна совпадать с датой рождения ребенка.

Очередность рождения ребенка


Если значение больше 1, укажите, что есть документ о рождении или смерти других детей.

Справка от родителей о неполучении пособия


Выберите, кто из родителей не получал пособие, и заполните данные.

Если пособие оформляется для одинокой матери или отца, раздел заполняется следующим образом:

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия





Назначение и выплата застрахованным лицам единовременного пособия при рождении ребенка в случае невозможности его выплаты страхователем

1. Краткое описание организации предоставления услуги в МФЦ: в ходе предоставления услуги осуществляется информирование и консультирование граждан о порядке предоставления государственной услуги, прием документов, необходимых для ее получения.

2. Оплата услуги: предоставляется бесплатно.

3. Срок предоставления услуги: ФСС назначает и выплачивает пособие в течение 10 календарных дней со дня поступления в ФСС необходимых документов.

4. Получатели услуги: подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
  • государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
  • замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
  • члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
  • священнослужители;
  • осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Заявители могут участвовать в правоотношениях по предоставлению государственной услуги через своего законного или уполномоченного представителя.

5. Результат предоставления услуги: назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанным пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя или отказ в назначении и выплате пособия.

6. Перечень документов, необходимых для получения услуги:

  • заявление о выплате единовременного пособия при рождении ребенка;
  • справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния;

копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством РФ порядке переводом на русский язык - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;
- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;

  • справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, а другой родитель ребенка работает (служит);
  • выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);
  • свидетельство о расторжении брака, - в случае, если брак между родителями расторгнут;
  • документ, подтверждающий совместное проживание на территории РФ ребенка с одним из родителей, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - в случае, если брак между родителями ребенка расторгнут;
  • решение суда об установлении факта невыплаты страхователем Пособия застрахованному лицу - при обращении заявителя за предоставлением государственной услуги в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание;
  • решение суда о взыскании со страхователя невыплаченной суммы Пособия застрахованному лицу (при наличии), - при обращении заявителя за предоставлением государственной услуги в случае, если на день обращения застрахованного лица за Пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.

В случае, если за получением государственной услуги обращается представитель заявителя, - документ, подтверждающие полномочия представителя на осуществление действий от имени заявителя.

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, а также способы их получения заявителем, порядок их представления:
1.1. Для предоставления государственной услуги Фондом в рамках межведомственного взаимодействия запрашиваются следующие документы:

  • сведения о рождении ребенка (детей);
  • справка о неполучении Пособия в органах социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) одного из родителей ребенка в случае, если указанное лицо не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Указанная справка не предоставляется в случае, если брак между родителями ребенка расторгнут.

1.2. В случае необходимости подтверждения прекращения деятельности страхователем на день обращения заявителя за Пособием либо отсутствия возможности выплаты Пособия страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае необходимости подтверждения того, что на день обращения застрахованного лица за указанным Пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, территориальный орган Фонда направляет запросы в кредитные организации, налоговые органы и (или) арбитражному управляющему для получения:

1.3. В случае представления заявителем (представителем) вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем Пособия территориальный орган Фонда направляет запросы в суды и (или) налоговые органы и (или) территориальные органы Федеральной службы судебных приставов о предоставлении документов (информации), подтверждающих отсутствие возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
1.4. Заявитель (представитель) вправе представить указанные в пунктах 1.2 и 1.3 документы по собственной инициативе.

Непредставление заявителем (представителем) документов, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 не является основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.

7. Перечень оснований для отказа в предоставлении услуги: оснований для приостановления предоставления гос. услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено. ФСС принимает решение об отказе в назначении и выплате пособия при отсутствии оснований для предоставления государственной услуги заявителю (представителю заявителя).

Читайте также: