Дама имеет полное право отказать кавалеру в танце если у него нет

Обновлено: 18.05.2024

Внезапно посетил ну совсем для меня нетипичное мероприятие — бал. В московском Доме Культуры ВДНХ собрались разнополые и разновозрастные граждане и гражданки: трезвые, нарядные, матом не ругаются. Все чинно проходят в зал и довольно умело танцуют друг с другом, не забывая общаться на околовсяческие темы. Я сначала не очень понял что происходит, но когда узнал, что это такая вот танцевальная вечеринка, где в программе кадрили, вальсы и прочие танго — удивился. Люди таким образом проводят свой досуг, знакомятся, общаются и вообще ведут социальную жизнь без разных интернетов. Прямо вот так — живьём.

Оказывается, угодил я на бал Анатолия Михайловича Мазалова. Участие в нём стоило 400 рублей, были и специальные требования: дамы — историческое или вечернее платье. Кавалеры — исторический или вечерний костюм, фрак, смокинг, военная форма, белая рубашка, галстук, перчатки. Сменная обувь обязательна. В программе исторические танцы 2-й половины XIX в. и танцы XX в.: Полонез, Венский вальс, Па-де-грас, Па-дЭспань, Вальс фигурный, Московская кадриль, Венгерский бальный, Русский лирический, Фокстрот, Сиртаки, Танго, Мазурка, Берлинская полька, Вальс-Миньон, Вальс-Бостон, Светский ручеёк, Па-де-патинер, Полька тройками, Краковяк, Вальс-гавот, Вальс-мазурка, Медленный вальс, Ритмический вальс, Котильон, Греческий хоровод, менуэт, Па-де-труа, Большой фигурный вальс, Сударушка.

С не меньшим удивлением выяснил у присутствовавших, что такого рода балы и приёмы даются чуть ли не ежедневно, а в иные дни и по несколько штук сразу. Уточнить что именно происходит на бальных фронтах можно, например, здесь. Вот описание одного из подобных мероприятий:

Странно как народ развлекается — прогулки, чаепитие, игры и танцы. Как-то без водки и драки картина видится неполной! Кстати, лично я добрую половину названий из программы вижу вообще впервые. Надо бы подчитать литературы подходящей, а то, неровён час, пригласят на буланже, а сразу не сообразишь: это горячая закуска или танец взаимного приглашения?


Перед началом бала зал начисто вымыли, у сцены установили стол, куда все желающие из числа гостей приносили разные закуски

Некоторые полезные сведения о балах: в России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином. Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Ряд танцев предполагает взаимность приглашения, все могут пригласить всех, но есть и такие, когда инициаторами приглашения могут стать только дамы или только кавалеры

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


Распорядитель бала объявлял порядок танцев, зачитывал из своей микрокнижицы тосты и напоминал забывчивым о порядке или необходимых деталях

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.
2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.
3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.
4. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.
5. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.
6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.
7. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.
8. Запрещается нарушать направление движения танца.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.
2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.
3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.
4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.
5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.
6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.
7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.
8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу. Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

О танцах не забывали не только в зале, но и на улице, в саду

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: «Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором. На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.


Кадриль и танго на балу.
Саундтрек к кадрили заставил меня проявить нечеловеческую выдержку, на словах "фабричная, колхозная, смешная и серьёзная" выбежал прочь из зала!

Этикет балов XIX века был непрост, однако его требовалось полностью освоить, чтобы избежать косых взглядов. А что могло быть хуже для леди или джентльмена, чем косые взгляды? Разве что перешептывания за спиной.

Следует заметить, что в обществе существовало различие между понятиями "бал" и "танцы": первое всегда предполагало более торжественное, многолюдное, а значит и затратное мероприятие, на которое приглашалось не менее двухсот человек (а их число могло достигать до полутысячи персон, а на придворных балах могла собраться не одна тысяча гостей). Более скромные танцевальные вечера назывались танцами для которых было достаточно аккомпанемента на фортепиано, в то время как для балов требовался целый оркестр и это не считая напитков, закусок, специально нанятых по этому случаю слуг и украшения залы.

1. Приглашение
Приглашения готовили устроители мероприятия по заранее определенному списку участников (количеством которых и определялся размах вечера) ещё задолго до предполагаемой даты, рассылались же они недели за три до начала бала, тем самым предупреждая желание гостей обновить свой гардероб по случаю торжества. На небольшие танцевальные вечера приглашения могли рассылаться приблизительно за неделю. Приглашенные в течение двух дней обязывались ответить на приглашение, оповестив хозяев о возможности или невозможности принять участие в мероприятии, чтобы они могли по необходимости скорректировать списки. Молчание в этом случае не допускалось и являлось признаком дурного тона.

Также заметим, что всякий джентльмен, равно и дама, принимая приглашение на бал, обязуются также принимать участие и в танцах. Исключения составляют гости в почтенном возрасте, которые обычно коротали такие вечера за карточными столами и разговорами, но даже в этом случае они вместе со всеми гостями принимали участие в полонезе – торжественном танце-шествии, если такой был предусмотрен в программе. Правда, на крупных балах обычно не случалось недостатка в партнерах, но на более малолюдных танцевальных вечерах распорядитель либо хозяева могли прибегнуть к этой обязанности всякого гостя, чтобы никто не оставался сидеть в стороне.

2. Начало бала
На бал было принято являться с небольшим опозданием, но не более, чем на час. Хотя это правило соблюдалось не всегда. Так например, если время было назначено на восемь вечера, то гости прибывали к девяти, а некоторые – к десяти или к полуночи. При этом, если среди приглашенных был член королевской семьи или иностранный принц, то бал не мог начаться до его приезда.

Нередко на бал являлись всей семьей. Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и её мужем. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении родителей или пожилой особы (обычно они следили за тем, чтобы девушка не осталась без кавалера и завела необходимые знакомства, особенно во время ее дебюта). Мужчины могли являться на бал в одиночку.

У входа в танцевальный зал каждая дама получала карточку-программу, где указывались названия танцев и порядок их исполнения. При входе в залу мужчины пропускали дам вперед и даже не думали о том, чтобы взять их под руку, младшие пропускали старших, каждый пропускал вперед того, кто стоит выше его по социальной лестнице. Новоприбывших гостей объявляли при появлении в бальной зале и прежде всего они должны были засвидетельствовать своё почтение перед хозяевами. Приветствовать других гостей и вступать с ними в беседу до обмена любезностями с хозяевами считалось неприличным. В случае опоздания, необходимо было в первую очередь отыскать хозяина или хозяйку, а для приветствия с другими ограничиться кивком головы и только после этого принимать участие в светских разговорах и развлечениях.

3. Ангажемент
В течении всего века порядок и количество танцев постоянно менялись, например, во второй половине 19 века полонез могли исполнять в конце бала (когда он обычно открывал бал), тогда танцы начинались с кадрили или вальса. Неизменным оставалось негласное правило: первый танец всегда начинал наиболее высокопоставленный гость, приглашая на этот танец хозяйку бала, а хозяин, соответственно, самую почтенную гостью.

Джентльмен, который прибыл в паре с супругой, должен был всячески ухаживать за своей дамой: сопровождать её, провожать ко столу, приносить напитки и следить за тем, чтобы ее бальная книжечка не пустовала. Первый танец он непременно танцевал со своей спутницей (кроме случая, когда он есть самый знатный гость), после которого мог сменить партнершу, предварительно проводив свою даму к ее месту либо передав другому ангажировавшему ее кавалеру.

Пригласить даму на танец можно было и до начала бала. Кавалер, приглашающий на танец незнакомую даму, должен сначала представиться ей через общих знакомых. Дама могла танцевать с любым кавалером, ей не следовало отклонять приглашение кроме тех случаев, когда она была заранее приглашена на танец (тогда следовало сообщить какой из танцев остался у нее свободен), сильно устала или когда кавалер ангажирует ее слишком часто (осуждению подлежали дамы, которые танцевали более четырех раз за вечер с одним и тем же партнером, если он не является ее супругом). В последнем случае дама должна была пропустить этот танец: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины. Чтобы не забыть какой танец кому был обещан дама записывала в бальную книжечку (карне) имена пригласивших ее кавалеров напротив соответствующего танца.

Как правило, хозяева дома либо распорядитель бала просили знакомых кавалеров приглашать на танцы непопулярных дам, чтобы они не остались без внимания. Также и от дам, пользующихся успехом, в случае, когда они вынуждены были отказать кавалеру, ожидали, что они предложат взамен себя одну из своих знакомых, которых реже приглашают на танцы. При этом ни кавалер, ни дама не могли уже отказаться от танца – это выглядело бы невежливо.

4. Во время танца
Разумеется, недопустимо было принимать участие в танце, не зная его фигур (кроме вальса, полонеза и кадрили на балу танцевали польку, мазурку и контрдансы), тем самым молодые люди могли серьезно повредить своей карьере. Напротив, прекрасный танцевальный навык всегда способствовал возвышению в глазах общества и продвижению. После объявления танца, кавалер должен найти приглашенную им даму, извинившись перед ее окружением, предложить ей руку и ввести в круг танцующих. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму впереди себя, если же тесно – идти впереди самому. Перед танцем партнеры обмениваются поклонами. В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер.

Во время танца кавалер не должен заставлять скучать даму, а вести с ней непринужденный светский разговор. Неприличным считалось слишком громко разговаривать и смеяться, нашептывать что-то на ухо. По окончании танца мужчина кланялся партнерше и провожал до ее места, а даме следовало ответить легким реверансом и улыбнуться.

5. После бала
Замужним дамам и молодым барышням не полагалось покидать бал в одиночку. Первые уходили в сопровождении мужей или других замужних дам, молодые барышни – вместе с матерью или компаньонкой. Перефразируя одну известную поговорку: бал – ещё не повод для знакомства, даже если дама танцевала с кавалером всю ночь напролет, на следующий день, встретив ее на променаде в Гайд-парке, джентльмен не мог подойти к ней и поклониться, пока она не показывала, что узнает его.


Ах, эти танцы, танцы, танцы
Мне вскружили голову.
Снова будет вечер музыкой расцвечен,
И взметнутся тени руки.


На дискотеке или вечеринке выбор партнера(ши) делать надо тактично и незаметно.

Подзывать даму жестами неприлично.

Во время танца запрещается курить, есть, держать руки в карманах и т.д.


Увидев во время танца знакомого, можно поздороваться кивком головы, но заводить разговор с ним нетактично.

Во время короткого перерыва между танцами мужчина должен уделять внимание только своей партнерше, а не разглядывать другие пары.

Если во время начала музыкальной композиции, мужчина разговаривает с одной из дам, этикет позволяет ему извиниться перед ней и пригласить на танец другую.

Приглашая женщину на танец расстегнутые пуговицы или развязанные шнурки недопустимы абсолютно.

Держитесь прямо, потом слегка поклонитесь и пригласите даму танцевать протянув правую руку.

Приглашая кавалера на “белый” танец, мужчина ни в коем случае не должен отказывать даме, исключения составляют редкие случаи, например, когда мужчина не умеет танцевать.

Кавалеру не полагается снимать пиджак во время танцев, более того, пиджак должен быть обязательно застегнутым.

Если дама принимает приглашение на танец, кавалеру следует поблагодарить её.

Получив соглашение дамы, кавалер предлагает правую руку, на которую она кладет кисть своей левой руки . Затем подать руку и провести на свободное место на танцполе.

Если дама соглашается на танец, маленькую бальную сумочку либо носовой платок она может взять с собой при необходимости.

При передвижении в сторону танцпола кавалер находится по правую руку и пропускает даму вперёд, если в зале свободно. Если в зале тесно кавалер должен находиться впереди.

Перед началом танца также следует сделать поклон (реверанс) друг другу (поклон – символ приветствия, прощания, благодарности).

В случае, если у дамы платье с открытой спиной, мужчина кладёт руку на талию дамы, но не на обнажённую спину.

Расстояние между танцующими, должно быть комфортным для обоих партнеров: не слишком маленьким, но и не слишком большим. Обычно расстояние между партнерами должно быть не меньше, чем толщина ладони (это относится к незнакомым или малознакомым мужчинам).

Дама не должна вести в танце даже в том случае, если она знает и исполняет его намного лучше, чем партнёр.

Танцуя, партнёры должны смотреть друг на друга и улыбаться.

Во время танца не обязательно разговаривать, однако при желании можно и поддержать разговор. Так вы выразите уважение своему партнёру или партнёрше.

Если во время танца вы нечаянно столкнулись с другой парой, извиняется мужчина, даже если виновата в этом только дама.

Если кавалер танцует несколько раз с одной и той же дамой, после третьего или четвертого танца ему следует представиться ей. Даме при этом называть свое имя не обязательно. Она может после танца пригласить мужчину за свой столик, где кавалер должен представиться всем сидящим.

Если кавалер желает, чтобы дама танцевала в продолжение вечера только с ним одним, ему следует попросить её об этом после первого же совместного танца. Даме в этом случае также не обязательно давать согласие. В случае её отказа кавалер не должен обижаться или настаивать.

Кавалер может пригласить на танец другую женщину только тогда, когда его спутница уже пошла танцевать с другим, на что он дал ей вполне официальное разрешение.

Приглашения дамам, сидящим за одним столом с кавалером: первой надо пригласить даму, сидящую рядом, следующей – свою жену/спутницу, третьей – даму, сидящую напротив него.

Если танцы проходят отдельно от застолья, первой надо приглашать свою спутницу.

На дружеской вечеринке с малым количеством людей считается нормой, если каждый из кавалер хотя бы по одному разу пригласит каждую из дам.

В ресторане-согласно этикету, кавалер должен сперва потанцевать со всеми дамами из-за своего столика и лишь затем при желании приглашать даму из-за чужого.

Если в ресторане за столиком сидят две пары и кавалер из одной пары приглашает на танец даму из другой, второму кавалеру следует пригласить даму первого.

Если же даму пригласил танцевать кавалер из-за соседнего столика, её кавалеру не обязательно приглашать даму из-за чужого стола.

По завершении танца кавалеру следует проводить даму на её место. При этом по пути он должен пропускать её перед собой.

После того как кавалер провел даму до её места, следует поблагодарить её за танец. Дама в ответ должна сказать пару любезных фраз либо просто одарить учтивого кавалера улыбкой.


Если Вы не хотите танцевать и отказываете, ответ не должен быть пренебрежительным, резким и минимально соответствовал правилам хорошего тона.

При отказе дамой на приглашение кавалеру разумно сделать шаг назад, вежливо поклониться, повернуться через плечо удаленное от дамы и без всяких комментариев отойти в другую часть зала, не выражая неудовольствия.

Дама, только что отказавшаяся с кем-то танцевать, не должна сразу же идти на танцплощадку с другим партнером. Да и мужчина, которому отказано, не должен сразу же приглашать другую даму.


Отказываясь от приглашения на танец, даме не следует вставать. Если же дама встает,это означает, что приглашение принято.


P.S. Существуют отдельные вечеринки – вечер сальсы или аргентинского танго, например, – на которых мужчина должен танцевать только с той женщиной, с которой он пришёл. Приглашать на такого рода вечерах партнёрш из других пар – грубейшее нарушение правил хорошего тона.

Право последнего слова имеет дама.

Дама имеет право остановить танец, если кавалер в танце ведёт себя неприлично.

Обещанный танец обязателен для того, кто его обещал.

Мужчина обязан всегда следить за тем, чтобы не поднимать платье, не сбивать набок, не мять.

Не следует подпевать или насвистывать танцевальную мелодию.

Невежливо, пообещав танец одному мужчине, уйти танцевать с другим.

Если женщина уже обещала этот танец кому-нибудь другому, то причину отказа можно назвать, никого не обижая: - Благодарю вас, я уже приглашена.

Категорически запрещено предлагать уроки танцев.

Запрещается критиковать неуклюжие движения своих кавалеров.

Поцелуй во время танца не только невежливо, но и опасно.

Нельзя ощупывать партнера(партнершу) во время танца.

Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнера) во время танца.

Чтобы красиво танцевать, не обязательно учить все модные движения. Достаточно чувствовать музыку и усвоить основные движения. Еще более важно умение держать себя в танце. В танце, который исполняется с легкой непринужденностью, простые движении выглядят более элегантно, чем замысловатые выкрутасы.

Мне бы хотелось немножко рассказать вам об одной интересой детали дамского туалета,а именно бальных книжечках. Они назывались карне .


Миниатюрная плоская коробочка, чаще всего прямоугольной формы, для хранения грифеля и пластинок из слоновой кости или перламутра. В былые времена на них во время бала, в театре и т. п. было принято писать записки, обычно куртуазного содержания.


Золотое карне, покрытое прозрачной синей эмалью по гильошированному (гравированному) фону, было преподнесено императрице Екатерине II князем Г.А. Потемкиным. Оно имеет декор из полужемчуга, опалов, изумрудов и надпись, выполненную алмазами с двух сторон: "НАПОМИНАНИЕ" - "БЛАГОДАРНОСТИ". Лицевая и оборотная стороны футляра украшены медальонами расписной эмали. На одном богиня мудрости Минерва венчает лавровым венком портрет Екатерины II, поддерживаемый коленопреклоненным богом времени Хроносом, и муза истории Клио с раскрытой книгой. На втором - изображение фигур воина и гения Славы перед жертвенником с надписью: "Тобою восхожу".


Карне с портретом великой княгини Марии Федоровны
Золото, стекло, эмаль, кость, миниатюра, гравировка, гильошировка, роспись.
Россия. Санкт-Петербург. Около 1780 г.

Куприн"Гранатовый браслет":
Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, - очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости.
- Какая прекрасная вещь! Прелесть! - сказала Вера и поцеловала сестру.
Как странно, - сказала Вера с задумчивой улыбкой. - Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты. Но знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet [записная книжка (фр.)].


Carnet
1) (записная) книжка; блокнот
carnet à souche — отрывная книжка
carnet de chèques — чековая книжка
carnet à croquis — блокнот, тетрадь для эскизов
carnet de métro — книжка билетов на метро
carnet de tickets — билетная книжечка
2) журнал (наблюдений); реестр
carnet de commandes — портфель заказов
ordres en carnet — имеющиеся заказы
carnet d’échéance — реестр сроков платежей
carnet de voyage — путевой дневник
carnet de bord — маршрутный журнал
carnet de route — путевой лист
carnet de notes — журнал, табель (с отметками школьника)
carnet des scores спорт — дневник игр



- Мисс Пинк, у вас, может быть, остались свободные танцы?
Улыбаясь деланной улыбкой и слегка краснея, мисс Пинк отвечала:
- Да, кажется, остались! - и, заслонив рукой чистое карнэ, лихорадочно записывала Гэтеркоула где-то в самом конце под тем танцем, который он предлагал.(Джон Голсуорси. Собственник)




Знак к началу бала отдавали хозяева, и первым танцем, как правило, был полонез. Его обычно танцевали все или почти все присутствовавшие. Далее танцы шли почти непрерывно, и мало было таких кто не пропускал ни одного танца за вечер.
Последовательность танцев заранее объявляться стала довольно поздно – ближе к концу века, когда появились и вошли в моду "малые" танцы – такие, как падекатр, падеспан, паде… и так далее. Соответственно, с этого же времени устроители бала стали выпускать "карне" – программки бала, где можно было записать своих партнеров на тот или иной танец. До того бальные книжечки, опять-таки предназначенные для записи приглашений, у дам были свои собственные, являвшиеся порой произведениями искусства.





Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик. (Кстати, парные браслеты – одинаковые на двух руках – дозволялись только представительницам императорского дома. Остальные довольствовались одинарными браслетами.)




Кавалеру надо было не только пригласить даму, но и сговориться с подходящими визави. Особенно это было важно для мазурки и отчасти — котильона. Тут можно было танцевать больше или меньше и, соответственно, больше или меньше сидеть и разговаривать со своей дамой. Поэтому важно было найти одинаково настроенных визави. Заранее сговаривались и о совместном ужине.
Ужинали на вечерах и балах за небольшими столами, которые расставлялись и потом уносились. За каждым столом ужинало несколько пар.
За ужинами не подавали раньше дамам, а потом кавалерам, как теперь это принято. Кавалеры обычно накладывали с подаваемого им лакеем блюда на тарелки своих дам, таким образом, лакеям подавать дамам вообще почти не приходилось. Надо признаться, что этот обычай был более галантен, чем удобен, как для кавалеров, так и для дам.
Я забыл упомянуть, что на каждом вечере или балу был буфет с разными яствами, прохладительными напитками, шампанским и крюшоном. Обязанность кавалеров была следить, чтобы у их дам было все, чего они хотят, и угощать их.


Перед началом бала следует должным образом приготовить бальный зал: шторы на окнах должны быть задернуты, а свет зажжен, лабы воссоздать обстановку уютного вечера. Между танцами должны следовать небольшие перерывы в 5-7 минут, дабы участники бала могли вернуться на свои места, слегка отдохнуть и выбрать себе партнера на будущий танец.
На первый танец мужчине следует пригласить свою соседку по столу, на последний же - свою спутницу, с коей он прибыл на прием. Также принято приглашать своих соседок по столу, равно как и хозяйку дома. Если озяйка сидит за другим стоом, мужчине не следует приглашать ее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры по танцу или они заняты беседой с кем-либо еще. Со стороны мужчины будет крайне неучтиво оставить свою спутницу без внимания на весь вечер или на большую часть его, а самому в это время заниматься посторонними разговорами либо выпивкой.


Даму, сидящую рядом с мужчиной и занятую беседой с ним, другому кавалеру приглашать на танец неучтиво. Однако если дама сидит вместе с группой других людей, кавалер может подойти к ней и осведомиться, не желает ли она потанцевать. На сии слова дама должна ответить "С удовольствием", либо "Спасибо, но мне хотелось бы отдохнуть". Если она откажет одному, но тут же примет приглашение другого, первый может счесть себя оскорбленным. Если дама желает танцевать, то ей следует танцевать с любым кавалером, пригласившим ее, если же ей не хочется танцев, то не следует делать исключений ни для кого.
В иных случаях дамы обзаводятся особого рода блокнотами, где расписаны по порядку все танцы, кои будут на грядущем балу, и кавалер, подходя к даме, просит записать его имя на тот или иной танец. Если же сей танец у дамы уже занят, то кавалер, буде ему не хочется сидеть в одиночетсве, может ангажировать на оный танец другую даму, коя не успела обзавестись партнером на сей тур бала.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Читайте также: