Дайте определение феодального ленного права какие отношения оно регулировало

Обновлено: 07.07.2024

Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (пестрота).

Каждое феодальное государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.

2. Взаимосвязь права и религии. Феодальное право было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство, ересь).

3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.

4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные — неблагородные, свободные — зависимые).

Источниками феодального права были правовые обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. ^шКраткая характеристика источников феодального права:

1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V-XIII вв. были правовые обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Правовые обычаи бывали писаные и неписаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право) и неблагородными (земское право).

Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.

Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи, сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.)

В XIII в. в период укрепления королевской власти начинается вторая волна систематизации местных правовых обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало в Германии, Кутюмы Бовези во Франции.

2. В Англии основным источником права, начиная с XII в., явился судебный прецедент. Именно с этого периода стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. В связи с этим в Англии в начале XV в. возникают суды справедливости, одним из первым стал суд лорда-канцлера. Суд справедливости не был связан не только с нормами общего права, но и абсолютно ни с какими нормами права в целом.

Решения лорда-канцлера имели значение прецедента лишь для судов справедливости. В итоге возникли две системы прецедентного права.

4. Начиная с XIV в. в связи с оживлением правотворчества главы государства развивается королевское право. Это нормы и правила, содержавшиеся в актах королевской власти (ордонансы, прокламации).

В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворчество короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты — акты парламента, получившие санкцию короля.

5. В связи с тем, что римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества, то следует выделить такой источник права, как церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного) права. Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейно-брачные отношения. Источниками канонического права официально считались (кроме кодекса Грациана) Библия и Священное Писание (труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского).

Комментаторы римского права образовали школу глоссаторов, заслугой которой является систематизация римского права, его приспособление к нуждам судебной практики.

С XV в. римское право приобрело силу закона, конкурируя с национальным правом в таких странах, как Германия, Франция и Южная Италия.

7. В XI—XII вв. развитие и рост городов, добившихся политической и правовой автономии, повлекло за собой формирование особой правовой системы — городского права, которое регулировало различные отношения в черте города.

Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Типичным было то, что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека.

Гражданское право. Регулирование имущественных отношений:

2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:

а) расчлененный характер — одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в держание, на условиях феодальной службы;

б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право неограниченного распоряжения;

в) категорически воспрещалась передача феода церкви;

г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип майората);

д) наследование земли осуществлялось только по закону, но не по завещанию;

е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его детей и имущество. Однако следует отметить, что в Западной Европе, в отличие от России, крепостное право не получило широкого распространения;

ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. Существовало два типа договоров: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином.

Ленный (благородный договор) регулировал отношения между сеньором и нижестоящим вассалом; последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на право владения землей. Договор между сеньором и крестьянином предполагал право сеньора требовать выплаты ренты и выполнения повинностей трудового характера в обмен на право получения земли. Обязательства из подобных договоров передавались по наследству.

С развитием городов в праве стали развиваться нормы, регламентировавшие торговые отношения:

— создаются торговые компании, в которых капитал составлялся из взносов участников;

— широкий размер приобретают ростовщические операции, возникают банки, появляется вексель;

— развиваются договоры (найма, подряда, поручения, мены, купли-продажи).

При этом в феодальном праве существовали значительные ограничения предпринимательской деятельности, установленные государством либо торговыми и цеховыми уставами.

Семейное право рассматриваемого периода развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания, считавшегося таинством, подобным крещению.

Церковь не допускала развода между супругами: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались взаимные дарения супругов. Супружеское прелюбодеяние считалось преступлением. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.

Уголовное право. По сравнению с современностью феодальное уголовное право средневековья отличалось множественностью, неопределенностью составов преступлений и предоставляло судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.

Считалось, что целью уголовного наказания было искупление греха, причинение страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение, утопление), телесные и позорящие наказания.

Характерным было и то, что не существовало различий между нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Основные виды преступлений:

— против церкви и религии (ересь, святотатство, богохульство, колдовство);

— против государства (измена, неверность, по отношению к королю и сеньору);

— против порядка управления (фальшивомонетчество и т. д.);

— против личности (убийство, причинение телесных повреждений, похищение человека);

— имущественные преступления (кража, грабеж, разбой).

В Англии преступления делились на три группы: государственные (treason), тяжкие (felony), легкие (misdiminor).

Для Франции были свойственны такие преступления, как:

— против церкви и государства.

В период феодального права преобладают следующие виды наказаний:

— ссылка на галеры;

— членовредительные и телесные наказания (порка, ослепление и т. д.);

Необходимо отметить, что уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.

Вместе с тем на размер и вид наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей церкви.

До XIII в. при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел практиковался состязательный (обвинительный) процесс.

Основные черты состязательного процесса:

— не различались предварительное и судебное следствие;

— дело возбуждалось по инициативе частного лица;

— обвинение в суде носило частный характер;

— государственные органы не принимали участия в досудебном разбирательстве;

— бремя сбора доказательств лежало на лице, возбуждавшем процесс;

— судебное решение выносилось чаще всего коллегиально, либо с участием присяжных заседателей;

— виды доказательств: свидетельские показания, ордалии, судебные поединки (бой между истцом и ответчиком, назначаемый судьей), клятвы;

С XIII в. после запрещения церковным собором ордалий, в церковных, а затем и светских судах стал развиваться розыскной (инквизиционный) процесс при рассмотрении политических и религиозных преступлений.

Основные признаки инквизиционного процесса:

1) разграничение предварительной и судебной стадий процесса;

2) возрастает роль государственных органов на стадии предварительного расследования (возбуждение дела, сбор доказательств, обвинение осуществляется уполномоченными должностными лицами);

3) виды доказательств: письменные и свидетельские показания, собственное признание;

4) для получения признания применялись и были легализованы пытки — действовало предположение, что невиновный себя не оговорит даже под пыткой;

5) отсутствовал принцип презумпции невиновности, поэтому обвиняемые зачастую были жертвами произвола судей и следственных органов;

Читайте также: