Что знать обязан школьник точно должна быть в каждом деле точка

Обновлено: 19.05.2024

Разбираемся, нужны ли в школе домашние задания и какими они должны быть

Домашние задания школьников, ставшие ещё в XVI веке обязательным компонентом учебной работы, в очередной раз стали предметом дискуссий. Интерес к этому вопросу то затихает на некоторое время, то вновь с удвоенной силой возрастает. О том, надо ли задавать в школе домашние задания и какими они должны быть, размышляет первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области Николай РУХЛЕНКО.

К примеру, Лев Толстой был против домашних заданий, в его Яснополянской школе их не было. Он считал, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика. Константин Ушинский утверждал, что домашние задания имеют пользу только после специальной подготовки школьников к их выполнению. В России после 1917 года они не являлись обязательными и лишь с начала 30-х годов прошлого столетия были признаны необходимым компонентом работы школы.

В настоящее время бытуют две прямо противоположные позиции.

Первая: домашние задания нужно однозначно отменить, учить детей нужно на уроках. При этом сторонники этой точки зрения в качестве доводов приводят перегрузку детей, сильный стресс и ссылаются на преобладающее механическое заучивание. Аргументом служат и исследования зарубежных учёных, которые установили, что выполнение домашних заданий никак не способствует улучшению результатов контрольных тестов, как и то, что большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

Уже есть школы и целые страны, где от домашней работы отказались.

Другая позиция: без домашних заданий не будет обеспечена прочность знаний. Из педагогической литературы следует, что главная цель домашней работы учащихся — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, чтобы дети не забывали материал и развивали индивидуальные склонности и способности.

Сторонники этой позиции не преминут привести печальный опыт Франции, где экспериментально отменили задания на дом и где уровень знаний резко упал.

А что говорят документы?

Считаю, что в такой ситуации при наличии двух точек зрения для начала необходимо установить, какими нормативными правовыми документами определены обязательные требования, касающиеся домашних заданий.

Как видим, указанные документы практически дублируют друг друга. При этом однозначен вывод о том, что домашние задания – это составная часть и необходимый элемент процесса обучения.

Из этого следует, что успех домашней работы обусловлен уроком, именно от него зависит прочность и глубина знаний, степень любви к предмету.

Вот почему предлагаю на проблему домашних заданий посмотреть прежде всего сквозь призму качества урока. Посещение и вдумчивый анализ уроков должны быть важнейшими приоритетами директора и его заместителей. Причём это должно осуществляться грамотно и на высоком научном уровне. Так как урок продолжает оставаться основной формой современного образовательного процесса, то выводы, сделанные по результатам посещения уроков, во многом будут определять культуру всего педагогического процесса в школе.

Директор, посещающий и анализирующий уроки, знает, что происходит в школе, он имеет достаточно фактов и наблюдений для осмысления. Сегодня многие руководители из‑за за различных совещаний, множества других организационных вопросов и дел не доходят до уроков, а значит, не доходят до конкретных учителей и учеников. В школе может быть разное количество классов и учителей, но в любом случае директор должен глубоко знать работу абсолютно каждого учителя. Понаслышке это сделать невозможно, необходимо самому постоянно, в определённой системе бывать на уроках.

На основе личного многолетнего опыта в различных должностях в сфере образования могу с уверенностью заявить, что примитивизм управленческих действий и решений – это, прежде всего, результат того, что директор не знает, что делается на уроках. Когда, бывая в школах и беседуя с директорами, завожу разговор о мастерстве конкретных учителей, их индивидуальном стиле и почерке, то беседа зачастую не получается, так как директор виновато начинает уводить разговор в сторону.

Убеждён в том, что уроки надо посещать у всех учителей, независимо от продолжительности стажа. Отдельные директора, особенно молодые, считают, что многолетний стаж – это основание, освобождающее учителя от посещения его уроков или позволяющее посещать меньше уроков. Их разочарованию нет предела, когда они убеждаются в обратном, что продолжительность стажа не всегда прямо пропорциональна мастерству и богатству приёмов, методов, форм, подходов, методик.

Домашние задания: да, нет и сколько? - Изображение

Фото: архив Димитрия Смолева

В русском языке существует слово совершенствование. Хорошее, ёмкое, убедительное слово. Очень ярко отражающее суть учительской профессии, потому что постоянное совершенствование – это признак, личностная характеристика настоящего учителя. Когда‑то в нашей жизни были институты усовершенствования учителей, к сожалению, ныне исчезнувшие, сегодня им на смену пришли институты развития образования. Но именно совершенствование прибавляет совершенства, а значит, роста и обогащения. Нам очень нужны сегодня совершенствующиеся педагоги, которые смотрят на педагогическую истину не так, как вчера, а завтра будут относиться к ней иначе, нежели сегодня.

Вы можете недоумевать, почему я такое большое место отвел вопросу посещения и анализа уроков. Ответ прост. Чтобы решить проблему с домашней работой, нужно активно включиться в борьбу с расточительством времени на первом этапе урока – во время проверки домашнего задания. Это, по сути, большая беда многих уроков, на которую директор мало обращает внимания или вовсе не обращает.

Что же мы наблюдаем на самом деле? Учитель в течение 15 – 20, а то и более минут ведёт опрос трёх-четырёх учеников, ставит им оценки. Чем в это время занят класс? Пока вызванный ученик отвечает, добросовестные ученики в ожидании вызова подчитывают по учебнику дальнейший материал, а недобросовестные просто сидят без дела. Все с напряжением ожидают, кого вызовут следующим. Учитель называет фамилию — прокатывается вздох облегчения, и так до тех пор, пока не будет пересказан весь параграф. Так из урока в урок дети привыкают к безделью. На каждом уроке на это уходит до половины учебного времени.

Проверка домашней работы не должна превращаться в самоцель, нельзя вызывать ученика только для того, чтобы поставить оценку. Очень часто вопросы учителя есть не что иное как повторение заглавий параграфов учебника. С этим нельзя мириться, потому что это ведёт к зубрёжке. Не должны ученики просто пересказывать учебный материал, простое механическое заучивание не развивает, а притупляет способности. Задача директора – не допускать подобного положения вещей.Пока вызванный ученик отвечает, класс должен быть занят активным самостоятельным умственным трудом, результатом которого может быть рисунок, схема, чертёж, тезисы и т. п., при этом вопросы учителя должны пробуждать мысль, формировать интерес к предмету. Умение думать (сопоставлять, сравнивать, обобщать, объяснять причинно-следственные связи и зависимости) – вот на что должны быть направлены усилия учителя.

Итак, мы установили первую причину существующей и проявляющейся достаточно остро проблемы домашних заданий — это неэффективная и продолжительная по времени проверка домашней работы.

Сегодня продолжительность урока в наших школах составляет 40 – 45 минут. Если учесть, что 20 минут ушло на проверку домашней работы, то в запасе осталось 20 – 25 минут. За оставшееся время нужно изучить и закрепить новый материал. Именно закрепить. Но времени хватает только на его объяснение, и получается, что ученик уходит с урока с незакреплённым новым материалом. А это значит, что вся тяжесть по его усвоению переносится на дом. А на следующем уроке всё повторится. Вот такой сложился порочный круг, и разорвать его сможет и должен директор школы. Но для этого он должен посещать и анализировать уроки. А если он не ходит на уроки, то порочный круг так и будет существовать. Это вторая и очень существенная причина.

Другими словами, есть такие процессы, как перевод знаний в оперативную, кратковременную и долговременную память. Перевод знаний в оперативную, кратковременную память осуществляется на уроке в ходе закрепления материала. А для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнения работы определённого объёма, то есть организации домашней учебной работы. Так вот, если материал на уроке не закреплён, значит, он не переведён в оперативную, кратковременную память, значит, дома нагрузка ребёнка многократно возрастает, что недопустимо.

Учитель в структуре урока обязан на закрепление выделять необходимое количество времени. Причём вызывать не лучших учеников, способных пересказать то, что только что рассказал учитель. Это так называемая видимость благополучия, которая вводит учителя в заблуждение. Не все ученики одинаково быстро воспринимают новый материал, не все одинаково думают. Нужно, чтобы и слабые ученики довели работу до конца.

Преобладающим методом изучения нового материала в наших школах является рассказ учителя. В последние годы многие учителя рассказ заменили презентацией, благо что технические возможности позволяют. Очень важно, чтобы учитель не просто рассказал ученикам новую тему, новое нужно связывать с ранее изученным, по поведению класса, по реакции отдельных учеников, порой еле уловимой и заметной, по выражению лиц и глаз учитель должен видеть и замечать, что в новой теме вызывает затруднения.

Речь учителя должна быть ясной, чёткой, последовательной. В противном случае в головах учеников будет сплошная путаница.

Есть такое понятие как развитие знаний. К примеру, ученик никогда не станет грамотным, если причастный оборот будет изучаться только на уроках, отведённых для этого программой. Нужна дальнейшая мыслительная и тренировочная деятельность. Для этого не нужно специально выделять уроки. Просто необходимо грамотно подбирать практические задания и включать их из урока в урок.

В школах распространена практика, когда домашние задания даются в последнюю минуту урока, зачастую после звонка, причём очень поспешно, поверхностно, учитель при этом называет только страницы учебника, параграфы, номера задач и упражнений. На хорошие результаты в таком случае рассчитывать не приходится.

Задавание домашних уроков должно быть основательно подготовлено, продумано, осуществлять его необходимо своевременно. Надо отводить достаточное время для объяснения учащимся домашних заданий. Они обязаны точно записывать их и иметь время для постановки возникших вопросов, чтобы родители затем вечером, после возвращения с работы, не уточняли и не выясняли у знакомых одноклассников, что же всё‑таки нужно выполнить. Ученик должен владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание в большинстве своём органично связано с темой урока. Если же домашнее задание связано с подготовкой к новой теме, то учитель обязан сказать об этом ученикам и особенно тщательно разъяснить его.

Выполнение заданных на дом уроков на дом должно быть доступно.Нельзя употреблять те понятия, которые школьникам незнакомы, или применять те техники работы, которыми учащиеся ещё не владеют. В таком случае нужно поупражняться в них, аналогичную работу выполнить в классе.

Если домашняя работа будет ясной, понятной и точной, то есть уверенность, что дети её сделают и она будет способствовать выравниванию знаний, а значит, не появится большого разрыва, когда одни будут идти впереди, а другие всё значительнее отставать.

При этом домашние задания не должны быть слишком лёгкими, анализ, исследование, сравнение должны пронизывать домашние задания. Задавая читать параграф, учитель должен дать ученикам вопросы, над которыми, читая, надо думать.

Домашние задания: да, нет и сколько? - Изображение

Фото: Элла Левина

Должна быть уверенность и другого плана. Уверенность учеников и родителей в том, что учитель домашнюю работу обязательно проверит, оценит по достоинству и в срок. Не должно быть такого, чтобы педагог сегодня забыл проверить домашнюю работу, а завтра проверил кое‑как. Нельзя считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное задание. У многих учащихся в таком случае возникает разочарование, кто‑то ждал похвалы, но не дождался, а кто‑то делает вообще вывод о ненужности домашнего задания. И в таком случае убедительность учительской фразы, что каждый учится для себя, ничтожно мала.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы в настоящее время, который берёт начало с дореволюционных времён, и постоянное применение которого не ведёт к развитию творческих способностей. Для учителя важно не то, что все должны выполнить одно и то же задание, ценно другое: должна быть достигнута поставленная учебная задача, должно быть сформировано положительное отношение к её выполнению, основой которого является развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое задание.

Безусловно, такой вид работы не следует исключать из общего перечня. Но особого внимания сегодня требует индивидуализация и дифференциация домашних заданий, до которых в нашей школе у учителей просто-напросто не доходят руки, тогда как, с одной стороны, это стимулирует познавательный интерес учащихся, желание знать как можно больше по предмету или по теме с учётом их сил, возможностей, способностей. С другой стороны, это профилактика забывания знаний и особенно умений. В классе всегда найдутся несколько учеников, которым время от времени надо давать специальные задания, направленные на предотвращение забывания. Итак, в практику школьной жизни необходимо шире, масштабнее вводить индивидуальную учебную домашнюю работу, которая чаще всего задаётся отдельным учащимся класса, групповую работу, когда какое‑то задание выполняет группа учащихся, дифференцированную, которая рассчитана на сильного или слабого ученика, творческую работу. Есть и такой новаторский подход, когда домашняя работа составляется соседом по парте.

О домашней работе, о самом существе домашнего интеллектуального труда директору нужно почаще разговаривать с коллективом, обобщать лучший опыт в этом деле, изо дня в день повышать педагогическую культуру руководства домашней работой. Важные закономерности образовательного процесса перед директором будут раскрываться в ходе посещения и анализа уроков. Осмысление этих закономерностей будет преломляться в конкретных методах и приёмах работы – во всём том, что становится педагогическим убеждением коллектива в целом, каждого конкретного педагога в отдельности, что развивается в опыте лучших учителей, что обогащает мастерство молодых педагогов.

В каждой школе сегодня должен быть разработан локальный нормативный акт, касающийся организации домашней работы. Приведу пример. Совсем недавно в департамент образования области обратился отец пятиклассника, который учится в одной из белгородских школ. Родитель призвал навести порядок, так как, по его мнению, сын очень перегружен домашними заданиями. Проанализировав ситуацию, департамент, действительно, подтвердил данный факт, тогда как в школе принят очень добротный локальный нормативный акт на этот счёт. Но он учителями не соблюдался, контроль со стороны администрации по нормированию домашних заданий отсутствовал. Есть учителя, которые дают слишком объёмные домашние задания, так как считают свои предметы самыми важными и стремятся таким образом заставить детей больше работать. Позиция однозначно неприемлемая. А по существу школа тем самым совершает административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фото: архив Андрея Белогорцева

Итак, на чьей же стороне правда в споре: быть домашним заданиям или не быть? Ответил бы так. Без единства обучения на уроке и домашней работы учащихся хороший результат невозможен. Но если домашние задания сводятся только к заучиванию учебника, решению однотипных примеров, задач, упражнений, если объём домашних заданий не соответствует норме и ухудшает здоровье ребёнка, то таким домашним заданиям не быть. Быть тем домашним заданиям, которые имеют образовательную ценность, которые развивают личность ребёнка.

Характер противостояния изменился со временем. Если раньше настоящую науку гнобили за то, что она являлась новым взглядом на устоявшиеся вещи, то сегодня псевдонаучные гипотезы популярны исключительно от малообразованности. Всякие гипотезы о плоской или полой Земле, всевозможные теории заговоров популярны потому, что кажутся удивительными и интересными. На деле же официальная наука, кроме того, что имеет логическое обоснование и подкреплена множеством опытов, ещё и зачастую оказывается куда удивительнее, куда фантастичнее, чем любая теория заговора и любая псевдонаучная гипотеза.

Если хочешь выделяться из общей массы этих экспертов, то тебе прямо по курсу — там можно освежить память, а возможно, и подобрать что-то, о чём не знал.

Астрономия

Человек в 21 веке обязан иметь хотя бы поверхностные представления об астрономии, и уж совсем недопустимо путать её с астрологией. Астрономия изучает Вселенную, объединяет в себе множество других наук — от химии с физикой до истории с философией. Пробежимся очень коротко по нескольким пунктам.

1. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун — это азбука астрономии, порядок планет Солнечной системы. Должно от зубов отскакивать, как азбука или счёт до 10.

2. Солнцу, как и всей Системе, около 4.5 миллиардов лет, а Вселенной — около 14.

3. Световой год — это не время, а расстояние. Примерно 9.5 триллионов км, или расстояние, которое свет проходит за год. От Земли до Луны — одна световая секунда.

5. Американцы были на Луне, и это хорошо для всего человечества.


История

История, пожалуй, больше других подвергается нашествию альтернативно одарённых экспертов. Тут тебе и ядерная война 200 лет назад, и пришельцы, строившие пирамиды, и древние технологичные цивилизации. Человек, не знающий историю хотя бы поверхностно, обречён на вечное удивление. Такому человеку всё будет казаться чем-то новым, классно придуманным и удивительным. Таким человеком намного легче манипулировать.

2. Современному человеку примерно 200 000 лет; древнейшим известным городам — от 10 до 12 тысяч лет. Неолитическая революция произошла 8–10 тысяч лет назад. Это процесс перехода человека от собирательства и охоты к возделыванию земли и оседлому образу жизни.

3. Рим отличается от Древней Греции тем, что в Греции были мифы и легенды, а в Риме — история. Такого влияния, как Рим на Европу (а может, и на весь мир), не оказала ни одна страна. В общем-то, мы до сих пор живём по Римскому праву, несколько видоизменённому естественно.

5. Когда появились первые консервы, многие были уверены, что их есть нельзя, что можно подцепить какие-то болячки. Примерно как с ГМО сегодня. Когда появились первые пулемёты — многие были уверены, что войны на этом закончатся, ведь пулемёты слишком смертоносны. После появления химического оружия люди снова решили, что с войнами покончено; после появления ядерного — снова такая же уверенность.

География

1. На Земле 6 континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Иногда Европу и Азию делят на два разных континента, а Америки объединяют в один. На Земле 5 океанов: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский и Южный океан, получивший свой статус только в 2000 году. Это азбука географии — тоже должна от зубов отскакивать.

2. В мире 196 стран. Больше всего — в Африке (54). Европа — 44, Азия — 47, обе Америки — 35 и Океания — 14.

4. Пангея — не единственный существовавший суперконтинент. До неё были и другие, например: Колумбия, Родиния, Паннотия, Лавруссия. Через 300 млн лет возникнет очередной суперконтинент — Пангея Ультима.

5. Летом жарко, а зимой холодно, не потому что Земля отдаляется от Солнца, а потому что имеет наклон оси в 23 градуса и вращается вокруг Солнца. Таким образом, одно из полушарий в определённый период времени получает меньше света и тепла. Без этого наклона не было бы времён года.


Деградировать можно, только достигнув определённого уровня развития. Если никакого уровня не было изначально, то это не деградация, а топтание на одном месте — на дне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал я собирала при подготовке к областному конкурсу педмастерства, так как один из этапов - решение педситуации. Материал не мой.

В. А. Бейзеров
105 Кейсов По Педагогике. Педагогические Задачи И Ситуации

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.
Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.
Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.
Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.
Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т. е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов: 1. Предварительное описание проблемной ситуации; 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации; 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия; 4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата); 5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение; 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения; 7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3; 8. Рефлексия.
В данном учебном пособии представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения, а также вопросами и заданиями для студентов (слушателей), предполагающих решение ситуаций, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт. Приведенные в книге ситуации и задачи взяты из практики различных педагогов, литературных источников, а также практической педагогической деятельности автора.
Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогики. Рекомендуется преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям средних школ, гимназий, лицеев.

Педагогические Ситуации


Ситуация 1.

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Ситуация 5

Ситуация 6

После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой
– Дима, а зачем тебе?
Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?
Оценка
Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки – значит, поступить некорректно по отношению к ней: мало ли чем это может закончится. Перед учителем стоит сложная задача, которая требует изобретательного решения: нужно и помочь мальчику, и не причинить неудобства девочке.
Прогнозирование
В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т. к. это может не понравится родителям ребенка или же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда.
Решение
Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом. Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу.
Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например? ему плохо видно с последней парты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться.

Ситуация 7

В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.
Прогнозирование
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Решение
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

Ситуация 8

Ситуация 9

Ситуация 10

Ситуация 11

Учительница английского языка заходит в 9 класс и видит, что ученицы повесили все плакаты с грамматическими схемами на новые грамматические правила вверх ногами. Девочки решили пошутить в расчете на то, что учитель потратит несколько минут урока на перевешивание плакатов, и можно будет еще некоторое время заниматься своими делами.
Учительница начала ругать детей, обвинять их в неуважении к себе, заставила их перевесить плакаты, и в итоге они получили бы то, чего добивались.
Прогнозирование
Руганью и угрозами учитель не добьётся уважения девочек, а только потеряет авторитет. Так как дети, совершая такие поступки, ожидают от учителя именно такой реакции. Она послужит для них стимулом для продолжения издевательств. В конце концов, любому преподавателю грозит нервный срыв, если он будет продолжать реагировать таким же способом.
Решение
Вариант проведения урока. Как ни в чем не бывало, учитель начинает урок и приступает к объяснению материала. Правила очень сложные, в учебниках их нет, а списывать неудобно. Многие ученицы не успевают переписать схемы себе в тетради. В конце урока учительница дает десятиминутную проверочную работу на первичное закрепление только что пройденного, при этом сняв схемы. Реакция педагога оказалась непредсказуемой, но при этом обоснованной и логичной. Во-первых, ученицы сами создали напряжение в течение всех сорока минут занятия, в результате чего ерзали и беспокоились во время объяснения материала, тогда как можно было записать правила со слов учителя и написать самостоятельную работу без использования плаката. Во-вторых, учительница очень грамотно продемонстрировала, кто на уроке главный, и по чьему сценарию разворачивается действие занятия: она не стала ругаться, кричать, а молча пристыдила учениц, показав им их поступок с точки зрения умного и спокойного человека.

Ситуация 12

На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят.
Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер.
Учительница отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Прогнозирование
Психологически-комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения учителя, задачей которого является не только привить детям знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение учителя в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учеников, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником.
Решение
Учительница могла бы доверительно поговорить с детьми, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы всех, например, постараться найти человека, который смог бы починить плейер. На мой взгляд, оптимальный вариант решения проблемы склонить детей к примирению без всяких условий и компенсаций, но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, для чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Ситуация 13

Ситуация 14

Ситуация 15

Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:
– Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.
Прогнозирование
В этой ситуации учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял эту язвительную карикатуру как свою личную обиду. Он не стал обижаться на детскую выходку. Он не искал виновника и не пытался пристыдить его. Он избежал бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого он одобрил творческую инициативу и показал уважение к искусству. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.
Решение
Талантливый и мудрый учитель никогда не вызывал отрицательных эмоций у своих учеников. Всегда был вежлив и откровенен с ними. Эта ситуация могла бы возникнуть из-за общего настроя класса (класс устал, класс хотел побезобразничать, хотели проявить себя, привлечь внимание), который не мог найти иной выход своим эмоциям, не мог найти другой способ самореализации. К учителю напрямую никаких претензий не предъявлялось. Такое поведение педагога (спокойный интерес, заинтересованное спокойствие) обезоруживает, приятно поражает детей. На положительном примере они учатся в дальнейшем реагировать на жизненные ситуации, учатся уважать других людей, труд и старание других людей.

Ситуация 16

Ситуация 17

Ситуация 18

Ситуация 19

Ситуация 20

Ситуация 21

100 фраз, которые поставят человека на место, когда он умничает или оскорбляет

Невероятные факты

Каждый из нас сталкивается с наглым или высокомерным человеком хоть раз в жизни.

Вы можете встретиться с ним в соседнем кафе, или он может сидеть рядом с вами на работе. С некоторыми мы даже находимся в близких отношениях.

В разговоре с самоуверенным человеком легко сорваться и повести себя так же, как он с вами.

Как бы ни было сложно общаться с такими людьми, всегда стоит контролировать себя и научиться отвечать ему без оскорблений.

Вот несколько современных и остроумных фраз, которые помогут вам поставить такого человека на место.

Умные фразы, которые поставят на место высокомерного человека

поставить на место

1.Извини, друг, у меня нет столько времени на притворство, как у тебя сегодня.

2. Ммм..извини, я не слушал. Можешь повторить, что ты сейчас сказал?

3. Ладно. (Такой простой ответ показывает собеседнику, что вам в общем-то все равно)

4. От тебя это звучит странно.

5. Ты всегда такой наглый, или только когда я рядом?

6, Как скажешь, дурачок.

7. Я не понимаю, что ты сейчас говоришь. Я не говорю на абсурдном языке.

8. Было больно падать с неба? Если человек спросит вас почему ответьте ему: Потому что, похоже, ты приземлился лицом на землю.

8. Ааа, так у тебя сегодня неудачный день. (Скоре всего, у человека, действительно плохой день, и поэтому он так себя ведет. Ваш ответ поможет ему почувствовать то, что чувствуете вы).

9. Спасибо, что подумал обо мне. Пока.

10. Повтори, что ты сейчас мне ответил (Это всегда раздражает грубых людей).

11. Я надеюсь, что твой день будет такой же приятный, как ты сам.

12. Просто хотел/а сказать, что наш разговор записывается. (Большинству людей не нравится, что их неприглядное поведение может быть зафиксировано на пленку.

13. Звонили из магазина болванов, и искали тебя.

14. Ваше ошибочное мнение неверное, но милое.

15. До свидания! (Иногда простого прощания достаточно, чтобы закончить неприятный разговор).

16. Клевая история, братан.

17. Ты ведь знаешь, что тебя могут услышать окружающие?

18. Забавно слышать, как ты пытаешься вместить весь свой словарный запас в одно предложение.

19. И что это должно заставить меня чувствовать?

20. В этом мире есть очень глупые люди. Спасибо, что помог мне это понять.

21. Меня называли и похуже.

22. Если счастье в неведении, ты наверное самый счастливый человек на Земле.

23. Хватит говорить обо мне. Что там у тебя происходит?

24. Твои слова звучат намного лучше, когда ты молчишь.

25. Я понимаю, что ты говоришь, но если я соглашусь с тобой, мы оба будем неправы.

26. Ты родился на трассе? Потому что там случается больше всего несчастных случаев.

27. Подожди секунду. Мне нужно кое-что сказать. (Сразу после этого вы уходите).

28. Ты мало кому нравишься, не так ли?

29. Это очень интересная история и все такое, но когда ты замолчишь?

30. Тсс! А затем приложите палец ко рту человека.

31. Я бы объяснил тебе, но у меня нет времени и карандашей. (Это тонкий способ намекнуть наглому человеку, что он ведет себя по-детски).

32. Я тебе верю. (Помните о том, что грубиян ждет, что вы будете с ним не соглашаться. Соглашаясь, вы рушите все его планы).

33. Подожди свою очередь, пока взрослые договорят. (Такой ответ подойдет, если вы разговариваете в группе людей).

34. У тебя еще вся жизнь, чтобы показать свой дурной характер. Почему бы сегодня не взять выходной?

35. Пожалуйста отмени мою подписку на твои проблемы.

36. Вызвать полицию?

37. Спасибо! (Простой акт благодарности может сбить все его планы).

38. Такие люди, как ты являются причиной, по которой я пью лекарства.

39. Я на тебя пожалуюсь.

40. Мне все равно, что говорят все остальные. Я не думаю, что ты настолько плохой.

41. Все люди время от времени поступают глупо, но ты явно злоупотребляешь этой привилегией.

42. Можно попросить тебя замолчать. Запахло не очень хорошо.

43. Помнишь, как я спрашивал твое мнение? Я тоже не помню.

45. Спасибо, что поделился своей точкой зрения. Мы все воодушевлены твоим оригинальным мнением.

46. Хорошего дня тебе.

47. Помнишь, когда я говорил, что ты клевый? Я лгал.

48. Если человек закатывает глаза скажите ему: Продолжай закатывать глаза. Может быть так ты найдешь свой мозг.

49. Почему бы тебе не прогуляться и не поиграть в "скройся с глаз моих".

фразы на оскорбления

© Getty Images Signature

50. Неудивительно, что все говорят у тебя за спиной.

51. Дай бог тебе здоровья.

52. У тебя есть право молчать, потому что все, что ты скажешь, будет в любом случае звучать глупо.

53. Я прекрасно понимаю, почему ты так себя чувствуешь. Спасибо, что дал мне знать об этом.

54. Ты доставляешь мне такую радость, когда уходишь из комнаты.

55. Если я брошу палку, ты ведь уйдешь?

56. Говори с моей рукой.

57. Ты слышишь это? (Тишина) Это звук того, что мне все равно.

58. Ты пропустишь все хорошее и умрешь злым.

59. (Просто уйдите. Нет большего оскорбления, чем равнодушие).

60. Я очень сильно стараюсь посмотреть на все с твоей точки зрения, но не могут заглянуть так далеко в свой зад.

61. Посмотрите человеку в глаза и облизните губы. (Такая реакция будет неожиданной и возможно, разрядит обстановку).

62. У меня есть дела поважнее, чем выслушивать тебя.

63. Глупость - не преступление, можешь уходить.

64. Извини, звонок прерывается. Пока.

65. Объясни поподробнее. (Это может остановить человека, потому что объяснение занимает много времени и возможно собеседник не готовился вам что-либо обьяснять.)

66. Надо же, ты действительно умный!

67. Вот платок, вытри грязь со своих губ.

68. Если бы ты бегал так же, как чесал языком, ты был бы в хорошей форме.

69. Я верил в эволюцию, пока не повстречал тебя.

70. Иногда лучше молчать и создавать впечатление, что ты глуп, чем заговорить и развеять все сомнения.

71. Если у тебя есть какое-то мнение относительно меня, подними руку. После того, как ты ее поднимешь, поднести ее ко рту.

72. Зеркала не врут, и к счастью для тебя они не смеются.

73. Я бы тебя отшлепал, но это было бы насилие над животными.

74. Удиви меня. Скажи что-нибудь умное.

75. Не помню, чтобы я спрашивал твое мнение.

76. Я занят, ты ведешь себя некрасиво. Хорошего дня.

77. Если ты ведешь себя двулично, сделай хотя бы одно лицо приятным.

78. Я не проктолог, но сразу вижу если человек говнюк.

79. У меня пять пальцев и средний я приготовил для тебя.

80. Что заставляет тебя это сказать?

81. Надеюсь ты ударишься мизинцем об угол.

82. Я только что проверил чек, и я точно не покупал той чепухи, которую ты мелешь.

83. Последний раз, когда я видел человека, похожего на тебя, я смыл за собой.

84. Конечно я говорю, как идиот. Кто бы еще мог меня понять?

85. Не знаю в чем твоя проблема, но догадываюсь, что ее сложно произнести.

86. Я почти начал волноваться, почти испугался.

87. Если ты не Google (Яндекс), перестань вести себя так, будто все знаешь.

88. Возможно, я не идеален, но по крайней мере я - не ты.

89. Что заставляет тебя так думать?

90. Я был бы благодарен, если бы ты сменил тему.

91. Ты ведь знаешь, что существуют другие точки зрения?

92. Ты ведь не ждешь от меня ответа?

93. Извини, но я не заказывал твое мнение.

94. Некоторые люди, как облака. Когда они исчезают, сразу становится светло.

Читайте также: