Что значит узаконил унию

Обновлено: 30.06.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 21 уния

Союз государств под властью одного монарха.

Объединение православной и католической церквей с признанием главенства папы Римского при сохранении традиционных форм православной обрядности.

Одна из форм сращивания, слияния банковских и промышленных монополий (в экономике).

У́НИЯ, унии, мн. нет, жен. (от лат. unio - единство).

1. Объединение (книжн., полит.). Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 - 18 вв. под властью одного короля).

2. Объединение православной церкви с католическою под властью папы римского, происшедшее частично в украинских областях Польши в конце 16 века и существовавшее до последнего времени (церк., ист.).

У́НИЯ, -и, жен. (книжн.). Объединение, союз. У. государств. Церковная у.

| прил. унитарный, -ая, -ое.

УНИЯ - жен., лат. православные, признавшие папство, под видом соединенья западной и восточной церквей. Униятство осталось еще в Польше, а в западных губерниях оно уже упразднилось. Уния(а)т, уния(а)тка, унит, унитка, принявший это исповедание. Уния(а)тский, унитский монастырь.

1) Форма соединения монархических государств под короной одного суверена.

Уния Польши и Литвы.

Уния Австрии и Венгрии.

2) Объединение православной и католической церквей с признанием главенства Папы Римского при сохранении православных обрядов и богослужения.

Брестская церковная уния.

От польского unia ‘союз’, ‘объединение’ (← лат. unio ‘единство’, ‘объединение’). В русском языке - с первой половины XIX в.

В государственном праве различают два вида уний: персональную, или личную, унию (под властью одного монарха) и реальную унию (на основе договора или одностороннего акта более сильного государства). В международных отношениях реальная уния выступала как единое суверенное государство.

У́НИЯ -и; ж. [лат. unio - единство, объединение]

1. Объединение, союз государств. У. двух государств. Политическая у. Персональная у. (объединение под властью одного монарха). Реальная у. (объединение на основе договора или одностороннего акта более сильного государства).

2. Объединение православной и католической церкви под властью папы римского, с сохранением православной церковью своих обрядов и богослужения на родном языке. Церковная у.

◁ Униа́тский (см.).

у́ния (от позднелат. unio - единение), 1) объединение, союз государств: так называемая персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства.

2) Уния церковная - объединение православной и католической церквей. См. Униатская церковь.

УНИЯ - У́НИЯ (от позднелат. unio - единение),

1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства.

2) Уния церковная - объединение православной и католической церквей. См. Униатская церковь (см. УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ).

УНИЯ (от позднелат. unio - единение) -..1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства

2)] Уния церковная - объединение православной и католической церквей. См. Униатская церковь.

1. Объединение, союз государств.

Персональная уния (объединение под властью одного монарха).

Реальная уния (объединение на основе договора или одностороннего акта более сильного государства).

Уния Австрии и Венгрии.

2. Объединение православной и католической церкви под властью папы римского, с сохранением православной церковью своих обрядов и богослужения на родном языке, существовавшее до 1946 г.

[От лат. unio - единство, объединение]

У́НИЯ (церковная) (от позднелат. unio - единение) - соединение православной и католической церквей. На практике означало признание православными примата Папы Римского, чистилища, исхождения Духа Святого и от Сына (так наз. filioque), а католиками - брак белого духовенства, использование при богослужении родного (а не латинского) языка и сохранение восточного обряда.

В 1596 в г. Брест-Литовске на Соборе была провозглашена У. Изначально Собор разделился на две части: православную и униатсткую; представители каждого направления заседали отдельно. В дальнейшем распространение У. шло двумя путями: проповедничества и, по преимуществу, насилия. Униатские епископы пользовались заинтересованностью офиц. властей Речи Посполитой и стремились к вытеснению православных не только из Литвы, но и из зап. ч. Украины и Белоруссии. Борьбу с У. в 16 и 17 вв. на терр. Украины и Белоруссии возглавляли т. н. братства - религ.-нац. орг-ции правосл. мещанства. Со 2-й четв. 17 в. центром борьбы с У. за православие стала Украина. После присоединения Украины к России (1654) католическая партия Речи Посполитой вынуждена была пересмотреть свое отношение к У., пообещав восстановить зап.-рус. православие, поставив его наравне с католицизмом. Но после Андрусовского мира с Россией (1667) У. в Речи Посполитой вновь стала укрепляться. В кон. 17 в. польское пр-во решило окончат. уничтожить православие в Зап. Руси, постепенно ликвидируя высшую правосл. иерархию. Когда почти все епархии перешли в руки униатов, униатский митр. Лев Кишка в 1720 созвал в Замостье Собор, на к-ром униатская церковь была провозглашена единственно законной помимо католической в пределах Речи Посполитой. Православной епархией оставалась только Белорусская. После екатерининских разделов Польши все правосл. районы, кроме Галиции, отошли к империи. В 1794 был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к правосл. церкви. К нач. царствования имп. Николая I униатская церковь состояла из 4-х епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Управление делами У. на терр. Рос. империи сосредоточивалось во втором деп. Рим.-Кат. коллегии (подчинявшейся Мин-ву нар. просвещения), представителем к-рой был униатский митрополит. После Польского восстания (1830) Луцкая униатская епархия, архиерей к-рой подозревался в измене, была закрыта, Брестская епархия соединена с Литовской; началось закрытие униатских (т. н. базилианских) монастырей. С 1837 заведование этими делами перешло в ведение Св. Синода. Пр-во Николая I добилось подписания "соборного акта" о воссоединении униатской и православной церквей (1839), хотя У. продолжала существовать в нек-рых епархиях до 1875. После 2-й мир. войны Львовский собор 1946 объявил о присоединении зап. униатов к РПЦ и о ликвидации Брест-Литовской У. То же самое произошло и на Ужгородском соборе 1949. В последние годы перестройки униатская церковь вновь стала возрождаться на терр. Зап. Украины и Зап. Белоруссии, что в очередной раз обострило отношения РПЦ с Ватиканом.

УНИЯ (от латинского unio - единство, объединение),

1) форма объединения монархических государств под короной одного суверена (например, уния Великобритании и Ганновера в 1714 - 1837, уния Швеции и Норвегии в 1814 - 1905). Первые унии возникли в 18 в.

2) уния церковная, смотри Униатская церковь.

► Светлица была убрана. во вкусе того бранного трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. // Гоголь. Тарас Бульба //

Спор об унии

Предпосылки к объединению

До заключения Люблинской унии между ВКЛ и Польшей уже существовал ряд тесных соглашений:

  • 1385 год — Кревская уния, по которой литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, что означало династический союз ВКЛ и Королевства Польского;
  • 1401 год — Виленско-Радомская уния;
  • 1413 год — Городельская уния;
  • 1432 год — Гродненская уния;
  • 1499 год — Краковско-Виленская уния;
  • 1501 год — Мельницкая уния.

Свадьба Ядвиги и Ягайло

Потому переговоры об объединении двух государств велись давно. Однако этот процесс тормозился литовскими магнатами, которые опасались утраты собственных привилегий.

Вместе с тем ВКЛ продолжало находиться в противостоянии с Московским княжеством. В середине XVI столетия положение Литвы оказалось наиболее тяжелым: войны с Московией для нее заканчивались поражениями, а Польша не спешила помогать военно или финансово.

На официальном уровне это объяснялось нежеланием польской шляхты оказывать безвозмездную помощь, ведь по факту Литве нечего было предложит взамен. На деле же польско-католическая шляхта опасалась, что со смертью Сигизмунда II Августа, принадлежащего к литовско-польской династии Ягеллонов, Литва окончательно отделится от Польши. Ведь бывший князь литовский и действующий король польский был последним в своем роду, а планируемая Люблинская уния, в отличие от предыдущих соглашений, задумывалась как реальное конституционное объединение.

Люблинский сейм

10 января 1569 года в предместье Люблина открылся очередной польско-литовский сейм. Главной повесткой являлся вопрос об объединении ВКЛ и Польши. Изначально переговоры шли с затруднением. Литовская сторона обозначила собственное видение унии:

  • общий сейм на границе ВКЛ и Польши для выбора короля;
  • коронация в Вильно литовской короной;
  • поочередное прохождение сеймов в ВКЛ и Польше;
  • все государственные должности в Литве должны принадлежать только литовцам.

Польское представительство не согласилось ни по одному из пунктов, выдвинув собственные требования:

  • избрание короля в Польше;
  • коронация польской короной;
  • единый вальный сейм, сенат и монета.

Территориальный прирост Польши до унии

Ввиду действий короля, литовская делегация вернулась на сейм. Однако теперь ее не интересовал вопрос унии. Шляхта требовала возврата отобранных у Литвы территорий. В отместку польская сторона стала ссылаться на захват Киева королем Болеславом Храбрым в XI веке, обозначая таким образом историческое право Польши на данные территории. Кроме того, литовской делегации напомнили, что она самостоятельно покинула сейм в то время, когда решался вопрос о передаче спорных земель от ВКЛ к Польше.

5 апреля литовская делегация, но уже под руководством Яна Ходкевича, обозначила новые требования: вернуть аннексированные территории, а также восстановить отобранные у Литвы привилегии. По всем пунктам было отказано. Причем особо рьяно свое несогласие высказали бывшие литовские шляхтичи, которые, наконец, получили польские вольности.

24 мая 1569 года таким же методом Польша присоединила к себе Киевское и Брацлавское воеводства. Под контролем ВКЛ остались лишь Пинск и Брест с округами.

27 июня 1569 года литовская сторона согласилась на унию по польскому сценарию. 28 июня состоялось официальное подписание. 1 июля обе стороны ратифицировали договор. Кроме того, дополнительная ратификация была проведена королем польским в Люблинском замке 4 июля. Однако ряд вопросов еще требовал урегулирования. В основном это касалось распределения должностей. Потому работа сейма шла по 12 августа 1569 года включительно.

Содержание унии

Согласно документу, Королевство Польское и ВКЛ объединялись общими:

  • законодательство (Литовский статут) и суд;
  • администрацию и канцлера (государственного секретаря);
  • армию (однако перед лицом общей угрозы она подлежала объединению с польской);
  • казну;
  • западнорусский язык в качестве государственного (в белорусской историографии — старобелорусский язык, в украинской — староукраинский).

Религиозный аспект между православными и католиками регулировался Актом Варшавской конфедерации 1573 года.

Текст Люблинской унии

Последствия Люблинской унии

Заключение Люблинской унии имело неоднозначные для Литвы итоги.

Культурно-конфессиональный аспект

Господствующим вероисповеданием в Польше являлось католичество, а в ВКЛ — православие. Первоначально религиозный вопрос не имел остроты, однако с явлением Реформации и Контрреформации католицизм и польский язык стали активно насаждаться на бывших литовских территориях. Так, Белосток, Вильно и Львов оказались по большей части полонизированы.

Многие литовские шляхтичи сопротивлялись ополячиванию, а крестьяне современных украинских, белорусских и части литовской территории продолжали исповедовать православие и разговаривать на западнорусском языке.

В 1596 году был оглашен проект создания церковной унии. Это вызвало резкое недовольство православных христиан. Несмотря на это, на Брестском церковном соборе было объявлено о создании униатской церкви. Формально обозначалось, что новая церковь будет являть собой союз католической и православной. Но на деле проект преследовал цель обращения адептов восточной веры в западную.
Несмотря на продолжающиеся протесты, король согласился с решением собора, поставив таким образом православие вне закона. Православные церкви закрывались, а православные верующие лишались политических прав. Однако все равно находились шляхтичи и представители клира, которые защищали свою веру. На этой волне создавались братства и монастыри, в которых продолжали готовить профессиональное православное духовенство.

Экономический аспект

Люблинская уния повлекла изменения в законодательстве. В 1588 году был принят Третий Литовский устав. По нему крестьяне, прожившие на земле шляхтича более 10-ти лет, переходили в разряд крепостных. То есть:

  • утрачивали права на землю;
  • отрабатывали барщину, которая ранее существовала только в Польше и Галиции;
  • теряли право перехода от одного владетеля к другому.

Срок розыска беглых увеличивался до 20-ти лет, и впредь крепостной находился под полной юрисдикцией своего хозяина, вплоть до смертной казни (даже король не имел права рассматривать жалобы крестьян на своих шляхтичей).

Помимо этого, польским законодательством вводились новая государственная валюта — злотый Речи Посполитой.

Территориально-административный аспект

Вхождение ВКЛ в состав РП узаконивало утрату Литвой Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства. Таким образом, территории современной Украины делились на 6 воеводств:

  • Подольское;
  • Брацлавское;
  • Белозерское;
  • Русское;
  • Волынское;
  • Киевское.

Воеводства управлялись воеводами, которые имели всю полноту военной, административной и частично судебной власти (надзор за деятельностью земских судов). В свою очередь, воеводства делились на уезды, возглавляемые старостами и каштелянами (начальниками замков).

За ВКЛ оставались лишь белорусские территории.

Карта РП

Политический аспект

Формально уния провозглашала равенство Польши и ВКЛ. Однако на сейме польская и литовская сторона имели неодинаковое представительство (3:1), что дискриминировало княжеских делегатов. Вместе с тем титул Великого князя Литвы сохранялся, хотя текст унии пояснял, что княжение оного отменяется. Таким образом, с учетом фактического присоединения к Польше, Литва утрачивала собственную внешнюю политику, будучи вынужденной подчиняться интересам польской шляхты.

Герб РП

Оценки Люблинской унии в историографии

После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами в 1054 году, не раз возникали попытки их примирения. Однако. всегда главным камнем преткновения в этом был вопрос о первенстве римского епископа.

Примат Римской кафедры

Ибо, если для Востока примат Римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание, то Запад воспринимал первенство юридически.

Народы Западной империи были мало расположены к созерцательному богословию, как это было на Востоке. Они были создателями римского права и строгого государственного строя, поэтому воспринимали христианство как систему общественного устройства, необходимую для спасения.

Восточная же Церковь признавала за папой первенство чести, но не превосходство над другими Церквами. Римский епископ считал, что окончательное решение любого вопроса веры остается за ним. Византийские же епископы были убеждены, что это решение должно принадлежать собору всех епископов Церкви.

Захват крестоносцами столицы Восточной империи в начале XIII века привел к окончательному разрыву Восточной и Западной Церкви. После этого попытки объединить две ветви христианства предпринимались с помощью унии.

Римские первосвященники никогда не оставляли надежды подчинить своей власти Православную Церковь. Именно для этих целей и задумывалась уния. Уния упрощала переход христиан из Православия в Католичество, так как православные обряды и богослужение оставались без изменений, а в вероучительные вопросы простые христиане зачастую не вникали.

Со стороны же Восточных сторонников переговоров причины, заставлявшие их рассматривать возможность заключения подобных соглашений, были отнюдь не церковного характера

Лионская уния

Первой такой попыткой объединения двух Церквей была Лионская уния. При заключении Лионской унии 1274 года император Михаил Палеолог, прежде всего, искал возможности получения передышки для воссоздания Византийской империи. В 1261 году Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 — 1282) отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Однако, против Палеолога тут же выступили многочисленные неприятели. Внутри империи были волнения.

Кроме всего прочего, сам Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него,- и затем ослепив, — Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса. Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ.

Новый патриарх Герман, заменивший сосланного Арсения, вследствие народного негодования должен был оставить кафедру.

Когда затем был поставлен Патриархом царский духовник Иосиф, многие из духовных лиц и мирян не хотели признавать Иосифа Патриархом и образовали влиятельную партию сторонников Арсения. Помимо этого, объявился слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем.

Находясь в очень затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитывал, что союз с папой поможет ему выстоять в борьбе с противниками. Он вступает в отношения с папой Урбаном IV, потом с Климентом IV, прося их примирения и союза с Римом, обещая взамен поддержать Унию между Православной Церковью и Римо-Католичеством.

Однако, эти переговоры не привели к положительным результатам, поскольку сами папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 года, когда на папский престол вступил Григорий X, особенно желавший соединения церквей, переговоры о соединении развивались более успешно.

Григорий X пригласил Палеолога на назначенный им в 1274 году Лионский Собор для решения вопроса о соединении церквей. В числе условий соединения, папа выставлял требование о принятии греками латинского чтения символа (с прибавлением filioque) и признание главенства папы.

Греческая делегация прибыла в Лион, когда там уже собрались папа и латинские посланники. Всё было продумано и организовано так, что рассуждений о разностях между Церквями никоим образом не допускалось.

Папа заявил собору, что греки добровольно приходят в повиновение Римской Церкви. Затем были прочитаны письма к папе императора Михаила Палеолога и его сына, Андроника, и грамота от греческого духовенства. В них выражалось полная покорность папе. Лишь в своем письме император просил папу оставить грекам символ веры без чтения filioque.

Далее великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он отрицается от всякого разделения с Римскою Церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу от лица греческого народа дали духовные лица, которые были в числе послов.

Таким образом, Уния между Церквами Восточной и Западной состоялась. Оставалось только вводить реально Унию в Греческой Церкви. Еще ожидая послов с Лионского собора, Палеолог употребил все средства, что бы склонить греческое духовенство на Унию. Когда же послы привезли Унию, сам император объявил разделение между Церквами несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся.

Непринятие унии в Константинополе

Однако реально, только император со своими приверженцев принял унию. Сами греки, и духовенство и миряне не хотели иметь никакого общения с Римской Церковью. И ни насильственные меры императора, ни сочинения Иоанна Века, не приносили пользы — греки не принимали Унии.

Практически вся империя отвергла унию. Более того, Патриарх Иосиф отлучил императора от Церкви. Тем не менее, император остался верным подписанной им унии и всячески продолжал навязывать ее народу.

Дело унии было совсем не прочно. Со стороны православных раздавались проклятия на униатов; с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними.

В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но всё было бесплодно: греки не принимали унию. Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви унии не существует.

Папа Григорий X и его последователи особо не тревожили Палеолога, но папа Николай III желал видеть унию действующей на деле. Он прислал в Константинополь своих легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского чтения символа и с подчинением папе.

Но Палеолог сумел выйти из затруднения. Послам оказывали почтение; император уверял их в своей преданности папе и унии, приказал составить от имени греческого духовенства грамоту, в которой излагалось учение Римской Церкви, принимаемое будто бы Церковью Греческой (подписи епископов на грамоте были поддельные) и вручил ее легатам. Он показывал легатам тюрьмы, в которых заключены противники унии. Двоих противников унии он даже отослал к папе на суд, но папа возвратил их без наказания.

Успокоенный, Николай III даже заключил с Палеологом тайный союз против противника Палеолога Карла Анжуйского. В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Убедившись, что унии не существует в Греческой Церкви, он с выслал послов Палеолога, а его самого отлучил. В ответ на это Палеолог запретил поминать папу при богослужении, но унии все-таки формально не уничтожил.

Карл Анжуйский, противник Палеолога, несвязанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, но проиграл её. В результате всех противостояний император Палеолог теперь уже папою Мартином IV еще раз был отлучен от Церкви. Через год Палеолог скончался. После его смерти закончилась и формальная Лионская уния.

Конец Линской унии

Спасший Византийскую империю, до конца жизни хранивший верность унии, дважды отлученный от Церкви, император Михаил Палеолог был оставлен без церковного погребения. Сын и приемник его, Андроник II (1283-1328), стал на сторону православных. В 1283 году в Константинополе был собран собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение — учение об исхождении Святого Духа и от Сына. В то же время осудили и униатов, и прежде всего Иоанна Века, который был низложен и сослан в заточение. Храмы в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь, как оскверненные. За этим собором еще дважды на соборах подтверждалось отречение от унии. Таков бесславный конец Лионской унии.

Александр А. Соколовский

Достопримечательности

Астрономические часы

Действующие астрономические часы, находящиеся в соборе, — самые старые во Франции. Они ведут свою историю с XIV века. После разрушения гугенотами, реставрировались с 1572 по 1600 год. Свой барочный вид они приобрели в 1655 году. В XVIII веке на них появился минутный циферблат со стрелкой. Несмотря на многократные ремонты и переделки, часы содержат некоторые железные детали, выплавленные в конце XVI века.

Показывают часы, минуты, дату, положение Луны и Солнца относительно Земли, а также восход наиболее ярких звёзд над Лионом.

Четыре раза в течение дня (в 12, 14, 15 и 16 часов) раздаётся звон часов, сопровождаемый движением кукол-автоматов, расположенных в верхней части часов и изображающих сценки на религиозные темы.

ЛИО́НСКИЕ СОБО́РЫ

ЛИО́НСКИЕ СОБО́РЫ 1245 и 1274, со­бо­ры Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (в ка­то­лич. тра­ди­ции с 16 в. счи­та­ют­ся со­от­вет­ст­вен­но XIII и XIV Все­лен­ски­ми со­бо­ра­ми), про­хо­див­шие в г. Ли­он.

II Л. с. (7.5–17.7.1274) со­зван па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем Х (1272–76) с це­лью за­клю­че­ния унии цер­ков­ной с пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми, ор­га­ни­за­ции кре­сто­во­го по­хо­да в Свя­тую зем­лю и об­нов­ле­ния нрав­ст­вен­ной жиз­ни ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. В ра­бо­те со­бо­ра при­ня­ли уча­стие бо­лее 500 епи­ско­пов, 60 аб­ба­тов и ок. 1000 др. свя­щен­но­слу­жи­те­лей (в т. ч. из­вест­ные тео­ло­ги Аль­берт Ве­ли­кий и Бо­на­вен­ту­ра). Ви­зант. имп. Ми­ха­ил VIII Па­лео­лог, пы­тав­ший­ся за­ру­чить­ся под­держ­кой па­пы в борь­бе с ко­ро­лём Не­апо­ля и Си­ци­лии Кар­лом I Ан­жуй­ским, от­пра­вил на со­бор по­соль­ст­во во гла­ве с вел. ло­го­фе­том Ге­ор­ги­ем Ак­ро­по­ли­том, но из-за ко­раб­ле­кру­ше­ния ви­зант. де­ле­га­ция при­бы­ла в Ли­он лишь 24.6.1274. На со­бо­ре бы­ли за­чи­та­ны по­сла­ния имп. Ми­хаи­ла VIII и ви­зант. ду­хо­вен­ст­ва, в ко­то­рых при­зна­ва­лись при­мат па­пы Рим­ско­го и ве­ро­уче­ние Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. В пись­ме имп. Ми­хаи­ла так­же со­дер­жа­лась прось­ба по­зво­лить греч. Церк­ви со­хра­нить Сим­вол ве­ры без Filioque. На 4-м за­се­да­нии со­бо­ра (6.7.1274) Ге­ор­гий Ак­ро­по­лит от име­ни им­пе­ра­то­ра про­из­нёс тор­же­ст­вен­ную клят­ву, в ко­то­рой ут­верж­да­лось вер­хо­вен­ст­во па­пы в хри­сти­ан­ской Церк­ви, и под­пи­сал унию Зап. и Вост. церк­вей (Ли­он­ская уния). По­сле это­го за ли­тур­ги­ей был про­чи­тан Сим­вол ве­ры на греч. яз. с при­бав­ле­ни­ем Filioque. По­ста­нов­ле­ния II Л. с. вклю­ча­ют 31 ка­нон, 3 из ко­то­рых бы­ли до­бав­ле­ны Гри­го­ри­ем Х уже по­сле окон­ча­ния со­бо­ра. В 1-м ка­но­не из­ла­га­лось ка­то­лич. уче­ние о пред­веч­ном ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха от От­ца и Сы­на из од­но­го на­ча­ла (ex uno prin­ci­pio). Др. ка­но­ны рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли пра­ви­ла про­ве­де­ния конк­ла­ва, про­це­ду­ры из­бра­ния епи­ско­пов и ру­ко­по­ло­же­ния свя­щен­ни­ков, рас­смат­ри­ва­ли разл. во­про­сы цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, а так­же уп­разд­ня­ли воз­ник­шие в 13 в. ор­де­на мо­на­ше­ские, кро­ме ор­де­нов фран­ци­скан­цев и до­ми­ни­кан­цев. Для под­го­тов­ки кре­сто­во­го по­хо­да со­бор ввёл на 6 лет де­ся­ти­ну со всех цер­ков­ных до­хо­дов.

Ли­он­ская уния не бы­ла при­ня­та боль­шей ча­стью ви­зант. об­ще­ст­ва. Её так­же от­ка­за­лись при­знать Сер­бия, Бол­га­рия, Эпир и Тра­пе­зунд­ская им­пе­рия. Уния бы­ла офи­ци­аль­но ра­зо­рва­на сы­ном Ми­хаи­ла VIII имп. Ан­д­ро­ни­ком II Па­лео­ло­гом (1282).

От унии до унии. Как украинский церковный сепаратизм не смог помешать восхождению Третьего Рима

Украинский церковный сепаратизм родился из потребности правителей Литвы и Польши иметь собственную православную митрополию. Такая самостоятельность требовалась потому, что Московское княжество всё больше начало самоотождествляться с православием, а сепаратную от него иерархию было гораздо легче склонить к унии с римо-католиками

После смерти князя Ольгерда в 1377 году между Литвой и Православной церковью какое-то время длился мир. Мир сохранился и после того как конфликтовавший с Дмитрием Донским Киприан в 1389 г. вернулся из Литвы в Москву (сам факт этого возвращения был весьма символичен и означал, что все стороны фактически признали именно Москву центром Русского православия и кафедральным городом митрополии).

Однако с преемником Киприана греком Фотием, прибывшим в Москву в 1410 г., отношения у великого князя литовского Витовта не заладились. Витовт послал в Константинополь жалобу на Фотия, которого обвинял, в частности, в том, что тот не захотел поселиться в Киеве. А вскоре, в 1415 г., Собор епископов Литвы под давлением князя избрал и самочинно поставил митрополитом Киевским и Литовским Григория Цамвлака.

Как Константинополь с помощью российских историков обосновал свои права на Украину

В той же грамоте Константинопольскому патриарху предъявляются претензии в симонии (церковной коррупции), и его административный авторитет по сути отвергается, так как патриарх подчиняется воле императоров.

Как и прежде, этот церковный сепаратизм в Литве был тесно связан с попытками установить унию с Римом. Цамвлак принял участие в Константском Соборе римо-католиков в 1418 году, том самом, на котором осудили и сожгли Яна Гуса. Однако уже в 1419 году Цамвлак умер, а Витовт примирился с митрополитом Фотием.

Почему митрополиты предпочитали жить не в Киеве и вообще не в Литве, а в Москве, показывает судьба митрополита Герасима. Литовский князь Свидригайло в 1433 году добился утверждения на пост митрополита Всея Руси своего кандидата — Герасима, однако уже в 1435-м, заподозрив митрополита в нелояльности… заживо сжег его.

Тогда на Русь прибыл ученый грек Исидор, один из деятельных сторонников унии с Римом, и почти сразу же отправился из Москвы на Флорентийский собор, где выступил одним из самых последовательных униатов и был удостоен Папой звания кардинала. В 1441 году прибывший в Москву Исидор был немедленно изгнан после попытки совершить литургию с поминанием Папы и оглашения документа о заключении унии. Москва отвергла унию сразу же и предельно решительно.

По отношению к новой унии была принята именно такая тактика — изгнав неправославного Исидора, Москва начала добиваться от патриарха и императора утверждения своего кандидата на митрополию, Рязанского епископа Ионы, который уже ездил в Константинополь на поставление, но был обойден униатом-Исидором.

Несколько лет Иона исполнял должность митрополита в ранге фактического местоблюстителя, однако, убедившись в том, что ни возвращения в православие, ни дезавуирования Исидора не происходит, в 1448 году Собор русских епископов избрал Иону митрополитом, и тем самым была установлена автокефалия Русской церкви.

То, что причиной провозглашения автокефалии было именно неправославие в Царьграде, совершенно отчетливо указано в послании митрополита Ионы в Литву, отправленном вскоре после его поставления. Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма

Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма

После взятия Константинополя турками в 1453 году Римская империя, вселенское православное царство, а значит, и связанный с нею Вселенский патриархат, бывший патриархатом этого царства, прекратили своё существование в прежнем виде.

Турки были категорическими противниками унии (заключавшейся против них же) и восстановили православный патриархат. Но этот патриархат был и канонически и административно крайне нестабилен и реально управлять вверенной ему паствой в первые десятилетия своей истории не мог.

В то же время на территории Западной Руси активно развернули свою деятельность униаты.

В 1458 году униатский патриарх Константинопольский Григорий Мамма поставил главой униатской Литовской митрополии некоего Григория Болгарина. Митрополит Исидор отказался в пользу Григория и от своих прав униатского митрополита Всея Руси. Таким образом, униат Григорий Болгарин претендовал на всю Русскую митрополию. Митрополит Иона в последние годы жизни неустанно боролся с попытками этого униата захватить православную паству Литвы.

Такового разделения не было. Было насильственное — при поддержке католической светской власти — вторжение на территорию Западной Руси еретика-униата, подчинение которому означало отпадение от православия

Точка зрения о том, что Константинополь больше века рассматривал Русскую церковь как раскол, едва ли не до учреждения Московского патриаршества в 1589 году, разбивается о показания исторических документов.

Очевидно, что юрисдикция Григория Болгарина и его преемников рассматривалась патриархами как паства, спасенная из когтей унии и управляемая в особом порядке, который требовал импровизации — мирские власти то ставили, то свергали митрополитов, и положение Православной церкви в Польско-Литовском государстве было крайне неустойчивым.

Константинопольский патриархат в XVI веке придерживался своего рода двойного канонического сознания.

С одной стороны, он признавал и русскую автокефалию и права митрополитов всея Руси, в том числе и на Киев, а после патриарха Дионисия не думал идти ни на какие канонические конфликты с Москвой и находился с нею в постоянном взаимодействии.

Впрочем, история этой западнорусской иерархии была скорбным путешествием от унии до унии. 18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополии

18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополии

Как отмечает священник Михаил Желтов, «разрыв этой иерархии с Римом не был вполне искренним. Фактически основанная Григорием Болгарином иерархия хотя и пыталась сохранить православное вероучение и обрядность, но одновременно желала избавиться от неравноправного положения и гонений со стороны местных католических властей. Это заставляло ее думать о признании со стороны Римской церкви. В частности, уже следующий после Григория Болгарина первоиерарх Литовской митрополии Мисаил после своего избрания официально обратился за утверждением не в Константинополь, а в Рим, к Папе Сиксту IV (в 1476 г.).

Последующие четыре митрополита обращались за утверждением в Константинополь и явных шагов в сторону Рима не делали, но пятый митрополит, Иосиф Болгаринович, хотя и получил признание из Константинополя, предпринял несколько открытых шагов в сторону возобновления унии с Римом. Живя бок о бок с католиками и получая образование в католических учебных заведениях, православные Речи Посполитой постепенно перенимали западные подходы к богословию, а также латинские богослужебные обычаи…

В 1596 году большая часть иерархов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рагозой отпала от православия, приняв брестскую унию. Подчиненная Константинополю иерархия Западной Руси, ведущая начало от принятия в общение Григория Болгарина, окончила своё существование.

Читайте также: