Что значит притязание на власть

Обновлено: 30.06.2024

Организации сильно политизированы, и борьба, которая в них ведется, — это игра во власть. Проблемы власти и политики являются важными составляющими организационного поведения.

Теоретики власти подчеркивают ее позитивную сторону, предполагая, что она является потенциальной возможностью мобилизовать ресурсы для реализации чего-либо без оглядки на любое организованное противодействие.

Мотивационный фактор власти определяется как потребность человека манипулировать другими людьми и иметь над ними превосходство. Человек, обладающий властью, может манипулировать другими и изменять их. Такое определение власти отделяет ее от полномочий и влияния.

Полномочия легитимизируют власть и, таким образом, являются ее источником. Полномочия — это право манипулировать другими и изменять их. Власть не обязательно должна быть легитимной. Помимо этого, необходимо отличать классическую бюрократическую концепцию полномочий, идущих сверху вниз, от концепции полномочий Барнарда, направленных снизу вверх и основанных на признании.

Потенциал власти многими исследователями ставится в зависимость от уровня зависимости того человека, на которого оказывается влияние. Существует несколько типологий власти. Наиболее известная классификация создана Джоном Френчем и Бертрамом Рэйвеном.

4.1.1. Власть, основанная на вознаграждении

Этот источник власти зависит от того, есть ли у человека возможность и ресурсы, которые он может использовать для поощрения других. Кроме того, объект применения власти должен ценить это вознаграждение. Менеджеры в организациях располагают широким выбором поощрений: повышение жалованья, продвижение по службе, привлекательные назначения, повышение ответственности, новое оборудование, похвала, обратная связь и признание. В терминах оперантного научения это означает, что у менеджеров есть власть осуществлять положительное подкрепление. Пользуясь терминами мотивационной теории ожидания, можно сказать, что один человек располагает властью обеспечивать положительную валентность, а другой — воспринимает эту его способность.

Для того чтобы полнее понять этот источник власти, следует иметь в виду, что ключевой фигурой является именно тот, над кем осуществляется власть. Если менеджмеры предлагают своим подчиненным то, что, по их мнению, является поощрением (например, повышение в должности с увеличением ответственности), а подчиненные этого не ценят (например, не чувствуют се6я в безопасности или имеют семейные обязательства, которые для них важнее продвижения по службе), значит, в действительности у менеджера нет власти, основанной на вознаграждении. Точно так же менеджеры могут не осознавать, что они поощряют подчиненных (когда терпеливо выслушивают постоянно жалующихся), между тем подчиненные воспринимают это именно как поощрение (менеджеры уделяют им внимание, выслушивая жалобы). В таком случае менеджер обладает данным типом власти. Менеджер также может не иметь реальной возможности поощрять (он может сказать, что будет способствовать служебному продвижению сотрудников благодаря своему влиянию на высшее руководство, но на самом деле это не так), но пока люди думают, что у него такая возможность есть, он действительно обладает властью, основанной на вознаграждении.

4.1.2. Власть, основанная на принуждении

4.1.3. Легитимная власть

Этот тип власти, выделенный Френчем и Рэйвеном, исходит из интернализованных ценностей людей, которые передают легитимное право управлять ими одному человеку. Эти люди чувствуют себя обязанными признавать данную власть. Она почти идентична полномочиям и тесно связана с властью, основанной на вознаграждении и принуждении, поскольку человек, обладающий легитимной властью, имеет право и поощрять, и наказывать. Однако легитимная власть в отличие от рассмотренных выше двух типов власти зависит не столько от характера отношений с другими людьми, сколько от статуса, которым обладает человек, наделенный властью, или роли, которую он играет. Например, человек обладает легитимностью благодаря званию или статусу (старший в семье или должностное лицо в корпорации), а не вследствие своих личных качеств или влияния на окружающих.

Легитимная власть имеет три основных источника. Во-первых, легитимность определяют доминирующие культурные ценности общества, организации или группы. Например, в некоторых обществах чем старше становится человек, тем большую легитимную власть он приобретает. То же самое может относиться к определенным физическим характеристикам, полу и роду занятий. В организациях менеджеры обычно обладают легитимной властью потому, что работники верят в ценность законов о частной собственности и в иерархию, где занимающие более высокое положение имеют власть над теми, чье положение ниже. Это распространяется и на определенные функциональные должности в организациях. Примером последнего могут служить инженеры, деятельность которых легитимна в производственном отделе, в то время как бухгалтер обладает легитимностью в финансовых вопросах. Ценности, преобладающие внутри одной определенной группы, также определяют легитимность. Например, в уличной шайке легитимностью будет обладать самый жестокий, а в рабочей группе ею может быть наделен профсоюзный руководитель.

Во-вторых, легитимную власть можно получить благодаря общепризнанной социальной структуре. В некоторых обществах есть признанный правящий класс. Но в организации или в семье также может существовать признанная социальная структура, дающая легитимную власть. Например, когда рабочие нанимаются в компанию, они в то же время признают иерархическую структуру и наделяют своих руководителей легитимной властью.

В-третьих, получение легитимной власти реализуется тогда, когда некто становится агентом или представителем влиятельного лица или группы. Примерами обладателей такого типа легитимной власти являются избранные должностные лица, председатель комитета, член совета директоров корпорации, представитель профсоюза или комитета управляющих.

Каждая из этих форм легитимной власти порождает обязательство признавать ее и подчиняться ей. Однако на практике часто возникают проблемы, сложности и разногласия по поводу уровня и диапазона такой власти.

Руководитель может справедливо ожидать от служащего, что он будет много и усердно трудиться; но может ли он заставлять служащего шпионить за конкурентами, проводить выходные вне дома, присоединиться к группе, выполняющей сверхурочную работу?

Эти спорные вопросы задают себе многие люди в современном обществе, что говорит о размывании традиционного понятия легитимности. Такая неопределенность указывает на сложную природу власти.

4.1.4. Референтная власть

Этот тип власти возник из-за желания некоторых людей, чтобы их отождествляли с лицом, в руках которого находится власть. Они хотят, чтобы их имя ассоциировалось с влиятельной фигурой, невзирая на последствия. Другие же наделяют человека властью, потому что он привлекателен и обладает необходимыми ресурсами или личными качествами.

Рекламодатели пользуются преимуществами такого типа власти, когда привлекают знаменитостей, например звезд кино или спортсменов, для рекламы. Покупатели идентифицируют себя с этими знаменитыми людьми (находя их привлекательными) и наделяют их властью советовать, что именно покупать. Например, обзор соответствующих исследователей показал, что аргументы, особенно эмоциональные, более эффективны, когда они исходят от красивых людей.

Временной аспект весьма существен и для рекомендательной рекламы, основанной на референтной власти. Реклама задействует только тех профессиональных спортсменов, которые играют в данном сезоне, потому что в это время они находятся на виду, публика интересуется ими и, следовательно, они имеют референтную власть. Исключение составляет горстка суперзвезд, которые годами сохраняют свою референтную власть, даже после того, как ни покидают большой спорт.

Применительно к организации референтная власть значительно отличается от других описанных выше типов власти. Например, менеджеры, обладающие референтной властью, должны быть привлекательны для подчиненных, чтобы последние хотели идентифицировать себя с ними независимо от того, будет ли у менеджера впоследствии возможность поощрять и наказывать или будет ли он обладать легитимностью. Другими словами, менеджер, наделенный властью, должен быть лично привлекателен для подчиненных.

4.1.5. Экспертная власть

Последний источник власти, описанный Френчем и Рэйвеном, зависит от того, насколько другие ценят опыт и знания, которыми обладает претендент на власть. Считается, что эксперты имеют знания и разбираются только в определенной узкой области. Все источники власти зависят от ее восприятия лицом, на которого она направлена, однако экспертная власть зависит от этого в еще большей степени, чем остальные. В частности, человек, являющийся объектом экспертной власти, должен чувствовать, что ее носитель заслуживает доверия, надежен и релевантен, иначе властные полномочия не будут переданы эксперту.

Доверие формируется под влиянием убедительных фактов; это значит, что человек должен действительно разбираться в том, о чем говорит, и уметь продемонстрировать наглядные доказательства своих знаний. Например, если пользующийся большим успехом футбольный тренер советует начинающему игроку, то его будут слушать, т. е. наделят экспертной властью. В данном случае тренер обладает экспертной властью, потому что он много знает о футболе. Достоверность его слов подтверждает то, что он в прошлом был знаменитым игроком и тренировал команды, ставшие чемпионами. Если бы этот тренер стал советовать, как играть в баскетбол, то ему бы не доверяли, т. е. его бы не наделяли его экспертной властью. Однако для страстных любителей футбола или игроков этот тренер может иметь и референтную власть по общим вопросам (являясь для них очень притягательной фигурой), на них повлияет все, что он скажет по любому поводу — будь то баскетбол или управление корпорацией.

В организациях специалисты имеют экспертную власть в своей узкой области, но не за ее пределами. Например, специалист по компьютерам или бухгалтер. Как уже отмечалась, экспертная власть в высокой степени селективна, и ее носитель должен не только вызывать доверие, но быть надежным и соответствовать занимаемой должности. Надежность означает, что он должен иметь репутацию честного и прямого человека. Если рассматривать политических деятелей, то связанные с ними скандалы понижают их экспертную власть в глазах избирателей. Кроме обладания доверием и надежностью, чтобы иметь экспертную власть, человек должен соответствовать должности и приносить пользу. Обратимся к предыдущему примеру: если футбольный тренер будет давать советы по международным вопросам, это не будет релевантно и не принесет пользу, а значит, у него не будет экспертной власти.

Френч и Рэйвен признавали возможность существования и других источников власти и подчеркивали взаимозависимость источников власти (например, использование менеджером власти, основанной на принуждении, может снизить его референтную власть) и тот факт, что один и тот же человек может обладать различными типами власти в различных условиях и в разное время. Последнее обстоятельство привело к созданию ситуационных моделей власти в организации.

4.2. Ситуационные подходы к власти

  • контроль над ресурсами, такими как бюджет, материальная база и должности, которые могут быть использованы для создания и поддержки союзников и сторонников;
  • контроль над информацией или неограниченный доступ к ней: о деятельности организации, о предпочтениях и суждениях других, о текущих событиях и их участниках;
  • формальные полномочия.

Исследования подтверждают также следующие факты:

  1. Чем выше профессиональная ориентация членов группы, тем больше относительная сила референтной власти, под влиянием которой они находятся.
  2. Чем меньше сил готовы отдать и чем меньше интереса готовы проявить к конкретному заданию участники более высокого уровня, тем скорее участники низшего уровня получат власть, необходимую для выполнения задания.

4.3. Подверженность влиянию объектов власти

  1. Зависимость. Чем больше зависимость объектов от отношений с носителем власти (например, если объект не может избежать отношений, не видит альтернативы или ценит поощрение со стороны носителя власти как уникальное), тем большее влияние оказывается на эти объекты.
  2. Неопределенность. Эсперименты показали: чем менее уверены люди в правильности и уместности своего поведения, тем больше вероятность, что на них удастся повлиять и заставить изменить это поведение.
  3. Личность. Существует много исследований, демонстрирующих связь между личностными качествами и подверженностью влиянию. Некоторые выводы очевидны (например, люди, которые не могут терпеть неопределенность или очень тревожны, более подвержены влиянию, а те, у кого выше потребность в аффилиации, легче поддаются влиянию группы). Однако некоторые находки ученых не столь тривиальны (например, обнаружено, что между самооценкой и подверженностью влиянию существует как положительная, так и отрицательная связь).
  4. Интеллект. Не существует простой связи между интеллектом и подверженностью влиянию. Например, люди с высоким интеллектом, возможно, охотнее слушают других, но поскольку они также стремятся к большему уважению со стороны окружающих, то могут оказывать большее сопротивление влиянию извне.
  5. Пол. Хотя традиционно считается, что из-за особенностей воспитания женщины более, чем мужчины, склонны поддаваться влиянию, имеются свидетельства, что положение дел меняется.
  6. Возраст. Специалисты по социальной психологии пришли к общему выводу, что подверженность детей влиянию растет до восьми или девяти лет, а затем уменьшается по мере приближения к юности, после чего остается практически без изменений.
  7. Культура. Очевидно, что культурные ценности общества оказывают огромное воздействие на подверженность людей влиянию. Например, национальные культуры Запада делают акцент на индивидуализме, разнообразии мнений и различиях, т. е. на том, что снижает подверженность влиянию. В то же время в азиатских культурах ценятся преданность, согласие и единообразие, что, естественно, должно увеличивать подверженность влиянию.

4.4. Превращение власти во влияние

4.4.1. Стратегии влияния

Логика – использование фактов и данных для обоснования логических аргументов.

Доброжелательность – использование похвал, доброжелательности и благоприятного впечатления.

Коалиции – использование отношений с другими людьми для обеспечения поддержки.

Торги – использование обоюдной выгоды как основы переговоров.

Напористость – использование прямоты и натиска в личных отношениях.

Поддержка вышестоящих лиц – получение поддержки от вышестоящих лиц по чьей-либо просьбе.

Санкции - использование вознаграждений и наказаний.

Исследования этих стратегий показали, что наибольшей популярностью пользуется обращение к логике. Доброжелательность, напористость, торги и поддержка вышестоящих лиц чаще применяются для того, чтобы оказывать влияние на подчиненных, а не на начальников.

Власть принуждения, или авторитарная

Данная власть базируется на страхе быть наказанным или не получить желаемое вознаграждение. Для поддержания страха необходимо создать эффективную систему контроля, в основе которой могут быть доносительство, жесткая супервизия, скрытое видеонаблюдение.

Власть поощрения

Предполагает вознаграждение за желаемое поведение, но в силу несовпадения времени совершения поведения и вознаграждения возможны следующие формы ее применения:

  1. Вознаграждение следует непосредственно за желаемым поведением, что характеризует предсказуемый стиль руководства.
  2. Вознаграждение запаздывает в отношении желаемого поведения. При этом используется механизм ожидания, который до определенного предела и в отношении определенных людей способен увеличить потенциал власти поощрений.
  3. Вознаграждение предваряет желаемое поведение. При этом растет зависимость от неопределенности, уровня сложности, востребуемого впоследствии поведения. Считается, что данная форма более эффективна, чем предшествующие.

Экспертная власть

Базируется на доверии к руководителю, который в силу опыта, квалификации, образования, большого количества связей и решения задач высокого уровня сложности имеет наибольшие знания по определенным направлениям. Несмотря на привлекательность эксперт-власти, ее потенциал необходимо ограничить в росте, т. к. она разрушает обратную связь в организационной системе, в связи с тем что подчиненные теряют свойства оппонентов и не представляют альтернативные варианты разрешения проблемных ситуаций.

Харизматическая власть

В отличие от других форм она имеет эмоциональную природу.

Традиционная (законная) власть

Является базисом, т. к. представляет собой атрибут руководства и возникает в результате иерархизации системы и позиционирования на определенном уровне иерархии. Отнять эту власть невозможно. Возможность роста этой власти ограниченна, поэтому нужно использовать другие формы власти. Если руководитель использует только эту форму, то он слабее, чем МНГ или неформальный лидер.

Информационная власть

Так же как и экспертная власть, информационная власть исполняет ресурс знания и компетенции, но если первая основана на кредите доверия, то вторая требует постоянного подтверждения информационной обеспеченности того или иного сотрудника. Данная форма уравнивает в возможностях руководителей и подчиненных, а если подчиненные умело используют неформальную информацию и коллективные знания, то потенциал данной власти у них, безусловно, больше.

Власть взаимозависимости задач

Определяется функциональным разнообразием и зависимостью при решении любых организационных проблем и реализации проектов. Данной формой может обладать любой сотрудник, позиционированный на любом уровне управления. Для этого необходимо определить функциональную нишу и востребованность данной функции в организации. Со временем руководитель, теряя потенциал власти принуждения, поощрения, экспертной и, отчасти, традиционной, может использовать данный вид власти для укрепления общего потенциала власти. Данная форма стала определяться авторами совсем недавно, а наиболее ярко она проявлялась в командной работе.

Власть связей

Данная форма подразумевает наличие родственных или неформальных связей с власть придержащими. Опасность ее применения состоит в возможной потере властных полномочий носителя компетенции и сопутствующих этому негативных влияниях со стороны ранее управляемых аудиторий.

Власть попустительства

Попустительство – это не наказание в условиях демонстрации нежелательного поведения или поощрение в отсутствие желаемого, чаще всего его использует начинающий руководитель, не осознавший потенциал традиционной власти. Это единственная форма власти, которая по истечении определенного времени, когда подчиненные диагностируют низкий потенциал руководства, снижает общественный потенциал власти.

В совокупности надстроенных форм власти (принуждение, поощрение, экспертная, харизма, информационной связи и взаимозависимости задач) должен соблюдаться необходимый баланс.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Статье 3 Конституции РФ

1. В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В статье 3 Конституции России указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - "демократия" в переводе с древнегреческого). Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющих понятие "народовластие", сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие народ отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия "народ" открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть в Российской Федерации - не единственная форма власти народа. Еще одной формой его власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Признание многонационального народа Российской Федерации верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

Конституция закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации есть принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия в Российской Федерации осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется ее народом, т.е. гражданами Российской Федерации, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане России. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления в Российской Федерации, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании нашей демократии.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

К институтам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, наказы депутатам, отчеты депутатов, отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы и собрания граждан, обращения граждан; правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; опросы граждан и др.

3. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции, - являются референдум и свободные выборы".

Согласно Закону о референдуме референдум - это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. См. также комментарии к ст. 32, 84 (п. "б"), 130, 135.

Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

Нормы Конституции не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из ч. 2 и 3 статьи 3 Конституции РФ соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов (см. Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право гражданина, а не просто человека. См. также комментарии к ст. 32, 81, 84 (п. "а"), 96, 97, 109, 130.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных Конституцией, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в ч. 2 ст. 32 право граждан РФ на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция, как отмечал Конституционный Суд РФ, исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязанными, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции (референдум - свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем право участвовать в референдуме (см. Постановление КС РФ от 11.06.2003 N 10-П).

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 КРФ в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования "против всех кандидатов", не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой - право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это - формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

4. В Конституции указывается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Это означает, что государство признает правомерным только такое обладание властью, которое основано на законе и установленных им процедурах. Всякое иное обретение власти или властных полномочий признается неправомерным и влечет за собой ответственность.

Целям защиты конституционного строя от противоправных посягательств служат нормы УК об ответственности за преступления против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления (гл. 30-32), все положения законодательства, обязывающие государство стоять на страже права граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (ст. 141, 142), а также других конституционных прав и свобод граждан


Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

Воздействие субъекта власти на поведение людей.

Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Сущность элемента власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Те, на кого направлена власть

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

Действует на основе права от имени всего общества.

Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Рационально-правовое или легальное господство

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

исполнительная — контролирует государственные дела;

судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

Объект власти — это тот, от кого она исходит.

Государственная власть ограничена территорией этого государства.

Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

Политика не может влиять на судебную власть.

Государственная власть — важная часть политической.

Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

Власть бывает личная и коллективная.

В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

ПРИТЯЗА́НИЕ, притязания, ср. (·книж. ). Требование, пред/явление своих прав на что-нибудь. Притязание на наследство.| Настойчивое, навязчивое стремление к чему-нибудь. Притязание на первенство.| Претензия, стремление добиться признания чего-нибудь ( ирон. ). У него большое притязание на ученость.

Связь с самооценкой

Уровень притязаний напрямую зависит от того, как личность сама себя оценивает. Как правило, у людей, имеющих завышенную самооценку, имеются большие планы на жизнь. Они-то уж точно не удовлетворятся мелкими достижениями и низкими доходами. Такие личности претендуют на высококачественные продукты, стремятся к карьерному росту.

Достаточно трудно встретить личность с адекватной самооценкой. Такой человек не изводит себя постоянными страхами и сомнениями, он достаточно уверен в себе и знает, чего хочет. В то же время он не позволяет себе преувеличивать собственные достижения, достаточно устойчив к критике и не боится ее. Так как у него имеются все ресурсы для достижения желаемого результата, этот человек постоянно находится в движении.

Метод эффективной самореализации

Чтобы считать себя счастливым состоявшимся человеком, необходимо полностью реализовать свою природу. Немногие, однако, знают, в чем заключается их индивидуальное предназначение.

Люди порой готовы выполнять ненавистные обязанности, проживать чужие жизни, только чтобы не брать на себя ответственность. И это серьезная проблема. Главный метод эффективной самореализации состоит в том, чтобы найти свою индивидуальную дорогу и набраться смелости идти по ней с гордо поднятой головой.

Разновидности уровней притязаний

В психологии принято выделять два вида уровня прит

В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Разберем их подробнее:

  1. Завышенный уровень притязаний. Возникает на фоне завышенной самооценки и неадекватной Я-концепции (неадекватного самосознания). Пример завышенного уровня притязаний: участники музыкального шоу, которые уверены, что пройдут кастинг, да и вообще претендуют на победу, но по факту только смешат судей и зрителей, потому что совершенно не умеют петь.
  2. Заниженный уровень притязаний. Формируется у людей с комплексом неполноценности, страхами, непроработанными травмами. Например, музыкант, у которого получается виртуозно играть на гитаре, которого периодически приглашают выступить в каком-нибудь клубе, баре и которому друзья, родственники постоянно говорят о том, что ему нужно продвигать себя, не решается пойти на кастинг популярной группы, которая как раз ищет гитариста.

Особенности личности с завышенным или заниженным уровнем притязаний (завышенной или заниженной самооценкой):

  • выбирает слишком сложные или слишком простые цели;
  • избегает конкуренции, соревнований;
  • много тревожится и постоянно пребывает в напряжении;
  • часто ошибается в прогнозах относительно своей деятельности (в худшую или в лучшую сторону соответственно);
  • отказывается анализировать свои действия и результат.

Адекватный уровень притязаний – это стремление человека достигать тех целей, которые реально соответствуют его способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам. Как правило, они чуть выше того, что уже покорилось человеку. Личности с адекватным уровнем притязаний отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, настойчивостью, адекватной самотребовательностью и самокритичностью, высокой продуктивностью.

Пример адекватного уровня притязаний: музыкант хорошо играет и знает это, он уже побеждал на некоторых конкурсах, его часто просят сыграть для души, периодически он за деньги выступает на корпоративах. Он видит объявление о кастинге в популярную группу и решает попробовать свои силы.

Кроме этого, в психологии принято выделять общий и частный тип притязаний. Общий – это амбиции человека в жизни в целом. Частный – это амбиции в одной сфере, например, на работе, в спорте, музыке или чем-то еще. То есть в первом случае речь идет об оценке человеком себя в целом как личности, а во втором – об оценке своих отдельных способностей, качеств, навыков и т.д.

Интересно! По уровню притязаний можно судить о самооценке человека и наоборот. Ставит завышенные, нереалистичные для себя цели – самооценка завышена. Выдвигает заниженные требования – самооценка заниженная.

Что характеризует уровень притязаний человека?

Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.

Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.

Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

повышенная тревожность;

  • выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в своих силах;
  • избегание соревновательных ситуаций;
  • некритичность отношения к достижениям;
  • ошибки в прогнозах.

Пример неадекватно завышенных притязаний

Довольно распространенный пример, когда девушка из провинции считает, что заслуживает в мужья принца Англии. При этом она не знает даже его родного языка, не имеет образования, воспитания и что хуже всего – к этому даже не стремится. Она просто уверена, что заслуживает его просто так. Вот пример, когда отдельно взятые притязания – это несоответствие между реальными качествами личности и ее устремлениями.

Словарь Ожегова

ПРИТЯЗАНИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Стремление получить чтон., предъявление своих прав на чтон. П. на наследство. 2. Необоснованное стремление добиться признания, одобрения. Притязания на учёность.

Самооценка и притязания

Психологи отмечают, что люди с завышенной или как ни парадоксально, могут обладать и высоким уровнем притязаний, и низким. Когда речь идет о высоком уровне, значит, человек не в силах адекватно оценить собственные силы и возможности для достижения желаемого. Если речь идет о низком уровне притязаний, то человек, в силу заниженной самооценки, а, значит, и неверия в собственные силы, заведомо ставит себе незначительные

Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу. Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека. Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.

Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.

Читайте также: