Что значит полагаться на волю господню

Обновлено: 07.07.2024

Православная Церковь учит, что человек во всем должен искать воли Божьей. Вот при этом человек может прийти в недоумение. Как так получается: Бог дал человеку право выбора, а сам хочет, чтобы тот все исполнял?

Попробуем все разложить по полочкам.

Да, Бог наградил человека правом выбора. Это значит, что мы не похожи на роботов. Каждый вправе поступать так, как хочет. Вот только надо помнить, что отвечать за каждую мысль, слово или поступок тоже должны мы, а не какой-то Толя из соседнего подъезда.

Адам и Ева тоже были свободными. Бог проявил высшую степень любви и милосердия к ним. Создал, поселил в раю, они должны были обожиться. Им не надо было думать о том, как узнать волю Божью. Они непосредственно слышали голос Творца. И даже после всего этого дерзнули ослушаться. О грустных последствиях этого события написано много.

Получается, что воля Божья для каждого человека — это всегда правильный выбор и выход из ситуации. Даже если в конкретный момент кажется, что другой вариант выглядит намного солиднее.

Человеку тяжело понять, что такое хорошо и что такое плохо, потому что он смотрит на мир с уже помутненным сознанием. Он априори не знает, что лучше.

С Господом же все иначе. Он настолько благ и милостив, он так любит каждого отдельного человека, что желает ему только хорошего. В конечном счете — спасения.

С чем это можно сравнить? Родители очень любят своего ребенка, желают, чтобы все в его жизни было хорошо. Они ставят его на ноги, помогают в сложных обстоятельствах, делают все без какой-либо выгоды для себя. По своей неопытности ребенок может попадать в разные неприятности, но как сильно родители ждут его возвращения!

А Господь любит каждого человека намного сильнее. И если он и допускает какие-то неприятности, скорби, то только для того, чтобы человек вынес урок, очистился, встал, отряхнул пыль и пошел дальше. Но как узнать волю Божью?

Как узнать волю Божию и жить по ней


Не зная воли Бога, Откровения Создателя, мы обречены на блуждание во тьме этого мира. Воля Божия является наиболее точным и верным мерилом того, как нам жить и всегда поступать.

Многие считают, что волю Божию знают и могут узнать только особые подвижники веры и благочестия, духоносные старцы, а для обычного христианина она не доступна. Так ли это?

Это не так. Священное Писание утверждает, что каждый христианин может и должен знать волю Господа.

Без познания Божией воли невозможно следование и исполнение ее, а значит, неосуществимо будет и наше спасение.

Как же узнать волю Божию?

Прежде чем ее узнать, нужно обрести понятие о ней.

Что есть воля Божия?

Воля Божия – это Божие волеизволение, желание, намерение в отношении всех и каждого из людей, с ожиданием ее исполнения нами.

Первоисточником возвещения воли Божией в Церкви считается Священное Писание.

Воля Божия в отношении людей особо выражена в словах Евангелия:

Чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины — достигли через Христа истинного Богопознания. В библейском смысле – познание Бога, означает достижение единения с Ним во Христе, пребывание в Нем здесь, во время земной жизни и чаяние достичь вечноблаженной жизни с Ним и всеми угодившими Ему в Небесном Царстве.

Апостол Павел пишет:

Господь из любви долготерпит о всех нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к правой вере, спасительному покаянию и нелицемерной любви (см. 2 Петр. 3:9).

Что включает в себя воля Божия?

Воля Божия включает в себя: ✦ Его Закон => Рим. 2:18; 1Пет 4:2,3 ✦ Его слово => Деян. 20:27 ✦ Доброделание => 1Пет. 2:15 ✦ Благодарность за всё => 1Фес. 5:18

Иисус Христос – идеал исполнения воли Божией

✦ Он пришел исполнить волю Божию => Ин 4:34; Ин 6:38; Евр 10:5,7 ✦ Был послушен воле Божией => Флп 2:7,8 ✦ Сам повиновался воле Божией => Мф. 26:39,42

Как мы должны относиться к воле Божией?

✦ Познавать Его волю => Кол 1:9 ✦ Уразумевать Его волю => Еф 5:17 ✦ Делать выбор по Его воле => Ин 7:17 ✦ Исполнять Его волю => Пс. 39:9; Пс. 142:10; Мф 12:50 ✦ Твердо пребывать в Его воле => Пс. 1:2; Кол 4:12

Воля Божия служит для исполнения Его глобального плана – Домостроительства спасения людей

Различные стороны Божьего плана

Что мы можем знать о Божием Плане

Его план сокрыт в Новом Завете => Еф 1:9; 3:4,5

Часть Его плана открыта: ✦ Спасение во Христе => Гал 1:14 ✦ Все могут спастись => 1Тим2:4; 2Пет 3:9

Воля Божия и человеческие страдания

✦ Его воля может включать страдания => Иов 1:6-22; 1Пет 3:17; 1Пет 4:19 ✦ Но Бог всё творит для блага людей => Быт 50:20; Иер 29:11; Рим 8:28

Наше отношение к Божиему Плану

✦ Молиться, чтобы исполнилась воля Божия => Мф 6:10 ✦ Молиться, чтобы все происходило по воле Божией => Деян 18:21; Рим 15:31,32; 1Кор 16:7; Иак 4:13–15 ✦ Повиноваться воле Божией => Деян 21:14

Воля Божия является

по естеству своему высочайше свободной

, а по свободной деятельности
всесвятой
.

По отношению к разумным тварям воля Божия является: а) всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих; б) истинной и верной: поскольку открывает себя в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) правосудной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам.

Главные свойства воли Божией

1) высочайшая свобода

2) совершеннейшая святость

3) бесконечная благость

4) совершенная истинность и верность

5) бесконечное правосудие

Различные аспекты Божией воли

1. Скрытая, непостижимая Божия воля.

2. Открытая, постижимая Божия воля – общая для всех.

Свою волю Бог открывает в Священном Писании и в нравственном законе, записанном в сердцах всех людей. Законы Бога являются обязательными для нас. Мы несем ответственность, когда не подчиняемся им.

Искать скрытую Божию волю бессмысленно. Но открытую Божию волю необходимо познавать и стремиться жить в соответствии с ней.

3. Постижимая воля Божия для каждого человека.

Воля Божия о нас связана с общим планом всего мироздания, потому что каждый из нас был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной.

Наша задача раскрыть этот предвечный Божий Замысел.

Глобальная реализация этого замысла в том, чтобы все существа земные и небесные соединились под одним Главой – Господом Иисусом Христом.

Весь мир создан для Христа, поэтому глобальная наша цель – встретиться во Христе, соединиться со Христом и иметь Христа своим Главой, чтобы Христос всегда действовал во всех нас.

Жизнь в соответствии с Божией волей должна быть главной задачей нашей жизни.


Что помогает нам узнать волю Божию?

(составлено на основе трудов свт. Феофана Затворника, свт. Иоанна Тобольского и др. источников)

Совет прп. Иоанна Пророка

: когда ты не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле и после этого смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, — и так и поступать. Если дело не требует быстрого решения, молиться три раза в течение трех дней.

Старец Паисий Святогорец:

для того, чтобы во всяком деле исполнить волю Божию, нужно, во-первых, помолиться, во-вторых, подумать и, в-третьих, — действовать.

Свт. Филарет Московский:

Преп. Арсения (Себрякова):

Условия восприятия воли Божией

2. Надо сообразоваться с заповедями Божиими.

3. Сообразоваться с тем, как в подобных случаях поступали святые и подвижники благочестия или люди, духовно преуспевшие.

Что делать, узнав волю Божию?

Отвечает свт. Феофан Затворник

✦ Узнав волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее.

Бог никогда не отказывается открывать тем или иным способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее.

По словам преп. Серафима Саровского

, человек может исполнять три воли:

✦ Первая — это воля Божия, вполне совершенная и спасительная.

✦ Вторая — это воля самого человека, которая даже когда она не пагубна, то все равно не является спасительной, в силу выраженного самоугодия.

✦ Третья воля — демоническая, противящаяся Богу, лукавая и гибельная.

Спасительная воля только одна — это воля Божия, а две другие воли ведут к гибели. Итак, тот, кто хочет спастись, непременно должен исполнять в своей жизни волю Божию.

: Если больной человек не будет исполнять предписаний (и пожеланий) лечащего врача, то болезнь будет прогрессировать и все может плохо кончиться для него.

Преп. Силуан Афонский о воле Божией

Преп. Пимен Великий

Кто спрашивает с верой, тому отвечают

Как вы действуете, если чего-то не знаете — по учебе или на работе? Наверняка спрашиваете у преподавателя или начальника. Так и здесь: надо спросить у Бога.

Как лучше всего спрашивать? Конечно, в молитве. Можно почитать молитвы, акафисты, каноны, своими словами попросить. Если есть время, сходить в церковь и также искренне обратиться к Богу.

Но бывает так, что действовать или отвечать надо быстро. Тогда хотя бы трижды прочитайте Иисусову молитву и обратитесь к Богу настолько сильно и пламенно, словно от Его ответа зависит вся ваша дальнейшая жизнь. В самом деле так и есть.

Можно задавать вопросы духовнику, если это человек, который вас хорошо знает, дает советы на исповеди и активно участвует в вашей духовной жизни.

Поэтому надо либо спрашивать у духовника и его слушать, либо брать всю ответственность за выбор только на себя.

Есть еще один вариант того, как узнать волю Божью. Его обычно используют тогда, когда перед человеком предстоит очень серьезный выбор. Есть только два условия: твердая уверенность и беспрекословное исполнение.

Человек молится. Так сильно и чистосердечно, как он только способен. Обычно это включает и чтение канонов, акафистов, и молитву своими словами.

Своеволие как последствие греха

А потом недоумеваем: почему Бог меня так наказал? Да не Господь это делал, а наши поступки. Поэтому надо быть очень осторожными с таким сложным инструментом как свободная воля.

С одной стороны, она нас облаготворяет, а с другой, в случае нерационального использования, делает рабом некоторых ситуаций и событий.

Если же наша свободная воля совпадает с божественной, значит, мы двигаемся в нужном направлении, конечная цель которого — спасение.

Синергизм


Человеку, созданному по образу и подобию Божьему, дана свободная воля. Без возможности выбора не было бы добра как такового, тогда как внутренней жизнью и поступками человека руководила бы лишь необходимость.

Свободная воля является одним из главных человеческих достоинств. Но в то же время для него это и огромная ответственность. В связи с этим возникает вопрос, зачем нужна эта возможность выбора, если множество людей злоупотребляют ею?

Все дело заключается в том, что без этого не может быть осуществлено спасение. Так как оно представляет собой богообщение, то есть жизнь с Богом, вечное приближение к нему, просвещение души и озарение ее божественным светом.

Человек должен добровольно выбрать путь спасения. Бог должен стать главной целью его жизни. Спасение рассматривается как любовь Творца к его творению, а творения – к Творцу. В связи с этим характер спасения – глубоко личностный. Богословы называют это синергизмом – взаимодействием Божественной и человеческой воли.

Здравствуйте, хочу поделиться своим коротким, но очень значимым для меня как для личности наблюдением. С книгами А.Новых я начал знакомиться в начале 2013 г. Знания приходят в важный для человека момент, и действительно это время было очень важным и в тех недалеких обстоятельствах явно просматривается проведение сочетание, на первый взгляд, обстоятельств вроде не связанных между собой, но в совокупности приведших именно к такому выбору. Вообще оглядываясь назад и анализируя свою прожитую жизнь, я все больше убеждаюсь, что случайности не случайны, и каждый человек, как и обстоятельство плавно и неумолимо подводит человека к некому пониманию, опыту, вопрос в том, видит ли человек или принимает за случайность.

Отматывая бабину жизненной пленки еще дальше в прошлое, я пришел к поразительным выводам и пониманию, что подготовка к восприятию знаний началась еще в детстве и продолжается по сей день, и люди, окружающие меня, сделали значительный вклад в становление меня как личности сами того не ведая. Отслеживание данной цепочки еще больше утвердило меня в выборе духовного пути и вызвало огромную благодарность к тем незримым силам, которые ведут по жизни и расширяют возможность реализовать себя как духовное существо. Становление на духовную стезю было не легким, впрочем продолжается оно и поныне, дали о себе знать все те ложные стереотипы установки, которые были привиты еще в детстве родителями, родственниками и просто окружающими людьми. Я никого не виню, поскольку детально проанализировав, ясно понимаю, как сильна система, как тяжело порой разглядеть ту верную тропинку, с учетом великого множества дорог, расплодившихся в этом иллюзорном мире, учитывая отсутствие знаний и поддержки единомышленников, которую мы имеем сегодня.

Жизнь - великий дар и одновременно испытание, именно от итога пройденных испытаний зависит послесмертная судьба личности. От той реакции, которая возникает внутри на внешний раздражитель зависит приближается личность к Душе или движется в противоположную сторону. Об одной из такой реакции я и хочу рассказать. Не буду вникать в подробности и описывать мелочи той ситуации, а сразу начну с того, что мне предстояло сделать одно дело, в процессе выполнения которого могли возникнуть самые непредвидение обстоятельства, вплоть до лишения здоровья, а возможно и самой жизни. Второе было маловероятно, но тем не менее. Можно было и отказаться, но было принято решение. Чем ближе приближался тот день, день выполнения задуманного, тем больше дурных мыслей лезло в голову, тем больше сознание брало верх над личностью, поскольку именно такая реакция на экстремальные ситуации закладывалась и формировалась с самого детства и укреплялась годами из-за отождествления себя с телом и отсутствия опыта по преодолению похожих ситуаций. Хочу отметить, что в день выполнения дела с самого утра в голове мысли достигли своего апогея, - тревога, страх, недовольство, обреченность, в общем, полная потеря чувственного восприятия, что повлекло за собой сомнения, стоит ли вообще?

Было принято решение, в таком состоянии - не делать, поскольку уже имелся горький опыт, к чему может привести, когда животное разгуливает безнаказанно, в такие моменты сознание, как правило из-за ослабленности личности делает себе славный пир, еще больше усугубляя положение. И тут я вспомнил как хорошо получается углубиться в медитации после физических нагрузок, а также слова И.М.Данилова (когда тело слабнет дух становиться сильнее). Решено, иду в лес, и бегу по излюбленному мною пути примерно пять километров, а по дороге чтобы не терять времени, займусь практикой безмыслия. Тупо игнорируя все эти жалкие мыслишки, так и сделал. Дойдя до места старта в лесу, состояние уже значительно улучшилось, мысли поутихли, на финише вообще почувствовал необычайное облегчение. Вспомнились слова, "человек закрывается от бога, полагаясь на собственную самость". Я подумал, будь что будет, на все воля Божья. То, чего боится это тело, все равно неотвратимо, и что бы не произошло, я должен смиренно принять поскольку одному Богу видна жизнь человека в полном объеме, а мне всего лишь нужно создать условия, чтобы Он выполнил свою волю через это бренное тело.

В последующие минуты я почувствовал будто гора с плеч упала, - такая легкость, штиль в голове, чувство защищенности, состояние придельной концентрации внимания, и что самое интересное, тело с ног до головы словно разделилось на продолговатые пустоты, которые тут же заполнились, как мне тогда показалось самой сущностью Бога.

В общем, во внешнем мире ничего не изменилось, задача как была, так и осталась нерешенной, но внутри произошли качественные изменения. Выполнение задачи длилось примерно восемь часов, все это время сохранялась степень опасность, но засчет полного штиля в голове и высокой концентрации внимания на душе, я не просто не утратил силы, которые как показывает практика, уходя на сомнительные мысли, страхи и сомнения, а почувствовал себя аккумулятором, подключенным к зарядному устройству, напитавшись энергией под завязку и еще двое суток чувствовал необычайный прилив сил.

Этот опыт приблизил к пониманию, что человека без Бога нет и быть не может, единственное пристанище и утешение для человека - Господь Бог, а кто отвергает Его, сам выбирает смерть.

Пред иконой блаженной Матроны- святая

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Терпение, вот что недостает многим из нас. И, доверие Богу.

Прося заступления святой блаженной Матроны перед Богом в наших нуждах, мы настаиваем на скорой помощи, на спланированный нами ход событий разрешения той или иной ситуации, не доверяясь промыслу Божьему и Его дальновидность.

Часто бывает так, что исполнение наших прошений может навредить нам, нашей душе. И только Господь наверняка знает, что нам полезно, а что вредно.

Поэтому, вознося молитвы о наших прошениях, мы не должны настаивать на их скором разрешении, полагаясь на волю Божию и Его смотрение.

Посетительница нашего сайта – Екатерина, прислала рассказ о Божией помощи, по молитвам и заступлению святителя Николая и блаженной Матроны, в котором автор ясно дает понять, как нужно молиться, и как не следует настаивать на своих прошениях.

Хочу рассказать вам свою историю о помощи Господа и нашей святой заступницы матушки Матроны.

Конец 2013 года выдался для меня очень тяжелым. Мне пришлось уволиться с работы, которая вымотала меня и морально, и физически. И так случилось, что как раз и в без того тяжелый день увольнения любимый человек предложил мне расстаться. Сказать, что для меня это было шоком, – это не сказать ничего. Казалось, что в сердце воткнули острый нож. На тот момент наши трехлетние отношения уже исчерпали себя, зашли в тупик, мне очень хотелось семью, он же не хотел ни свадьбы, ни детей. Здесь нужно добавить, что за пару недель до этого я впервые побывала в Покровском монастыре и попросила Матронушку разрешить эту ситуацию. Ответ на свой вопрос я получила быстро: с этим человеком у меня не было будущего. Но тогда я этого не понимала и со слезами молила Господа и Его святых вернуть мне его. Я ничего не ела, не спала, только целыми днями плакала. Я часто ездила к Матушке в Покровский монастырь, молилась, читала акафист, оставляла записки. В том числе я просила о хорошей работе. Через месяц после увольнения по молитвам Матронушки и с помощью Господа Нашего я нашла работу, о которой до этого не могла мечтать, с хорошим коллективом и замечательным начальником. Но мне все равно было очень одиноко, не хватало любимого человека, поддержки и опоры. Когда было особенно тяжело и больно, я ездила к Матушке, посещения монастыря давали мне надежду. В одно из посещений я почувствовала благоухание, когда приложилась к иконе Матронушки. И это было настоящее чудо! Я поняла, что матушка слышит и не оставляет меня в своих молитвах.

Именно в тот момент, когда мне самой было очень плохо, я повернулась к тем людям, которым было еще хуже, Господь сподобил меня заняться волонтерской работой, которой я занимаюсь до сих пор на постоянной основе. Я очень благодарна Богу за то, что теперь я могу помогать людям сама…
Время шло, я еще хотела вернуть прежние отношения, каждый день молилась об этом, но постепенно начала чувствовать, что это болезненное желание оставляет меня, и что я уже не люблю этого человека. Впоследствии я уже молилась о том, чтобы Господь помог мне отпустить прежние отношения и начать новую жизнь. Постепенно я полностью освободилась от этой зависимости (по-другому уже и не назовешь), и почувствовала, что свободна. Я молилась Матронушке и читала акафист Святителю Николаю, просила его об устройстве своей личной жизни. И вот я поехала в отпуск в Италию, и там мне посчастливилось побывать в храме, где пребывает частица мощей Святого Николая Чудотворца. Я испытала такое счастье, когда мне удалось приложиться к его мощам, и вновь я почувствовала, что услышана. Спустя пару недель после возвращения домой я познакомилась с молодым человеком, который теперь является моим горячо любимым мужем. И теперь я все время благодарю Господа, Матронушку и Батюшку Николая за то, что позволили мне почувствовать себя любимой, создать именно такую семью, о которой я мечтала.

А всем посетителям сайта я хочу сказать, что Господь и Его святые слышат наши молитвы, и чудеса случаются! Нужно только уметь ждать и терпеть. Если что-то не сбывается, возможно, это не то, что нам нужно, и нужно принимать волю Господа, даже если не хочется и трудно смириться с тем, что заветное желание не исполняется. А страдания и боль помогают нам очиститься, переосмыслить свою жизнь и стать лучше.”

Давайте прислушаемся к мудрым советам Екатерины: не будем настаивать на своих просьбах; будем молиться и терпеливо ждать разрешения нашей ситуации; и будем помогать тем, кому еще хуже, чем нам.

Храни всех нас Господи, молитвами святителя Николая и блаженной Матроны!


Оптиной пустыни и её последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу.

Пребывание в столице Империи накануне Февральского переворота открыло старцу ту бездну, перед которой стояла Россия. К этому времени относятся грозные пророчества старца Анатолия о грядущих судьбах России и Царя.

Старец Анатолий был великим почитателем благочестивого Царя Николая Александровича и усердным его молитвенником. Своих посетителей он нередко благословлял книжечками о Царе.

Именно старцу Анатолию принадлежат знаменательные слова о смысле Царского служения и о значении Православного Царя для судеб России.

А главное - совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца.

К преподобному Анатолию, который был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым чуть не полностью отдать себя тому, кто приходил к нему, шёл простой люд со своими скорбями и болезнями, хлопотами и жалобами. В народе было твёрдое убеждение, что нет такого вопроса, который отец Анатолий не смог бы разрешить. Каждую минуту ему приходилось разрешать судьбоносные вопросы многих людей.

Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Александр Потапов, будущий Оптинский старец Анатолий Младший, родился 15 февраля 1855 года в городе Москве, в старинной купеческой семье.

Родителями воспитан был в благочестии и страхе Божием, и ещё с ранних лет в сердце его возгорелось желание всецело посвятить свою жизнь Богу и стать монахом.

Однако мать не благословила раннее стремление сына оставить мир и пожелала, чтобы из всех сыновей именно он пребыл с нею до её кончины.

Александр закончил уездное училище, а затем занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Жизнь в миру подготовила его к будущему старческому служению: занимаясь торговым делом, он узнал мир, увидел множество людей, что пригодилось ему в духовном руководстве всех, обращающихся к нему за помощью.

После кончины матери 15 февраля 1885 года, когда Александру было тридцать лет, он поступил в Оптину пустынь и был определён в Иоанно-Предтеченский скит [4] келейником преподобного Амвросия [5] .

23 апреля 1888 года, в Великую Субботу, в скитской церкви, послушник Александр был пострижен в рясофор.

Одновременно с отцом Александром, келейником преподобного старца Амвросия был инок Николай, будущий старец Нектарий (Тихонов) [6] .

Преподобный Амвросий, провидя их совместное старческое служение в последующие годы, часто посылал их друг к другу за разъяснениями в различных духовных вопросах, приучая к духу советования и сотрудничества.

После блаженной кончины преподобного старца Амвросия 10 октября 1891 года, отец Александр был определен келейником к его преемнику, скитоначальнику, преподобному старцу Иосифу [7] .


3 июня 1895 года в скитской церкви инок Александр был пострижен в мантию с наречением имени Анатолий в честь святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского.

Он постепенно входил в старческий труд и вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Уже в это время многим паломникам Оптиной пустыни стала открываться его духовная опытность.

5 июля 1899 года старец Анатолий был рукоположен епископом Калужским и Боровским Макарием (в миру Макарий Трифонович Троицкий; 1830-1906) в сан иеродиакона.

В начале 1900 года отец Анатолий, не имея ещё священнического сана, становится уже общепризнанным Оптинским старцем. На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1906 году он был рукоположен в сан иеромонаха и почти одновременно, указом Калужской духовной консистории, назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино, и исправлял это служение до самой своей кончины.

На благословение к старцу Анатолию, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей.

К 1908 году число посетителей к старцу Анатолию так увеличилось, что даже настоятелю Оптиной схиархимандриту Ксенофонту (в миру Василий Иванович Клюкин; 1845-1914) не удавалось протиснуться сквозь толпу, чтобы попасть на исповедь к старцу.

После кончины духовника Оптиной пустыни иеросхимонаха Саввы по благословению отца настоятеля, отец Анатолий переселился из скита в монастырь в келию при больничном храме Владимирской Божией Матери [8] .

Нередко можно было видеть такую картину: в обители полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народа.

Отец Анатолий принимал народ в течение всего дня до глубокой ночи. Он начинал приём посетителей с их обхода. Выходя в сени, старец благословлял каждого из них. Многие приезжали издалека только ради одного этого благословения святого старца.

Обходя посетителей, преподобный давал краткие ответы на вопросы, а затем принимал тех, кому назначил исповедь и беседу у себя в келии.


Только под утро он становился на келейную молитву. Ноги его были в ранах. Страдая много лет грыжей, он был чуть живой. Ведь он всё время отдавал молитве и служению людям.

Для многих оставалось загадкой - когда же старец Анатолий спал? Единственное время за сутки, когда старец позволял себе отдохнуть, это было на утрени во время чтения кафизм, когда в храме по уставу садились.

Вот тогда старец Анатолий погружался в лёгкий короткий сон. Некоторые, не знавшие повседневного подвига старца, смущались тем, что он спит в храме во время службы.

Келия, где принимал отец Анатолий, по свидетельствам посетителей, была его кабинетом и приемной. Здесь же он, очевидно, и молился, так как красный угол был полон икон, пред которыми теплилась лампадка и стоял аналойчик для принятия исповеди. А остальные стены кельи были увешаны портретами Оптинских старцев, отца Иоанна Кронштадтского и Царской Семьи, то есть изображениями будущих прославленных святых. Стол, несколько стульев, часы - вот и всё, что составляло убранство скромного, но чистенького и уютного жилища старца Анатолия.

Исповедь у старца обновляла и возрождала. Совершая исповедь в келии, преподобный обычно подводил посетителя к божнице, ставил на колени, давал читать вслух общее исповедание грехов, а после каждого исповедовал наедине.

Во время исповеди он горячо молился за своих духовных чад. На исповеди преподобный Анатолий не оставлял на душе кающегося даже самых малых грехов и не разрешал, если видел нераскаянным даже малый помысл. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

Отец Анатолий, как и все оптинские старцы, имел великий дар исцелений, но совершал их прикровенно, посылая болящих, как правило, на источник преподобного Пафнутия близ Оптиной или на могилку старца Амвросия или посредством какой-нибудь вещи.

Однажды старец Анатолий, как рассказывала его духовная дочь сельская учительница Нина Владимировна, послал с ней грушу её брату. Она удивлялась, почему именно младшему, а когда приехала, оказалось - он очень болен и врачи говорят, что надежды мало. Брат стал есть грушу по маленькому кусочку и вскоре выздоровел.

По рассказу другой духовной дочери, она выздоровела, укрывшись подаренным отцом Анатолием подрясником.

Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни: одному священнику предсказал место служения, инокине - то, что она поедет в Италию.

Памятным событием в истории Оптиной пустыни было посещение её в 1914 году Великой княгиней Елизаветой Федоровной [10] . В первый же день пребывания в Оптиной Великая княгиня познакомилась с отцом Анатолием, исповедовалась у него, имела со старцем продолжительную беседу.

Осталось тайной, о чём беседовали они, но, безусловно, эта поездка в Оптину стала духовным приуготовлением преподобномученицы к её крестному подвигу.

Среди тех, кто пользовался духовными советами преподобного Анатолия, были: архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев; 1881-1950) [12] , митрополит Трифон (Туркестанов) [13] , иеромонах Серафим (в миру Николай Михайлович Загоровский; 1872-1943) [14] .

По благословению отца Анатолия принял в 1917 году священный сан известный духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий (1881-1931), исповеднически закончивший свою жизнь в ссылке.

Преподобному определено было стать свидетелем исполнения грозных пророчеств Оптинских старцев.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была официально закрыта. Начались гонения со стороны новых властей на монахов обители. Их ссылали, арестовывали, издевались над ними.

Духовные чада предложили преподобному Анатолию на время оставить Оптину.

Уже во второй половине 1918 года в Оптиной пустыни стало не хватать хлеба. Братия и старцы терпели голод, и после службы из церкви все выходили в большой физической слабости.


Старец в письмах смиренно просил духовных детей привезти для братии хлеба, благословлял шамординских сестёр ездить в другие губернии выменивать хлеб, и каждый раз, по молитвам старца Анатолия, чудесно находились жертвователи хлеба и всегда, несмотря на военные действия, хлеб удавалось благополучно доставить в обитель.

В послереволюционные годы зимой в келии Старца почти не топили. Не хватало дров. Ослепленная красной пропагандой молодежь выбивала в его келии стекла.

Одну зиму дом простоял с несколькими выбитыми окнами. В морозные ночи вода, если её забывали вылить, застывала в кружке на столе. Всё это расстроило и без того слабое здоровье преподобного. Старец при этом сохранял удивительное спокойствие, ободряя тем самым и монашескую братию.

В 1919 году первый раз был арестован настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) II, будущий преподобномученик [15] .

С каждым днем приходили всё более тревожные вести, страшные слухи. Старец Анатолий при этом сохранял удивительное спокойствие, ободряя тем самым и монашескую братию. После закрытия Оптиной и реорганизации обители в сельхозартель пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел ещё раздать чадам.

Старец был арестован. По дороге в тюрьму он тяжело заболел, и ему, ошибочно приняв за тифозного, остригли волосы и бороду. Вернулся он в обитель совсем измученный, еле живой, но со светлой улыбкой и благодарением Господу.

Когда его увидели остриженным, многие не узнали батюшку, а потом очень опечалились.

Старец никого не осудил. В тяжких испытаниях он явил правду Божию, исполнил заповедь Господню о любви к врагам: благословлял глумившихся, прощал ненавидевших, молился за обижающих.

В 1921 году настоятель Оптиной архимандрит Исаакий II предложил старцу Анатолию принять схиму.

Во время пострига преподобный был так слаб, что не мог сам держать свечу и схимнические обеты произносил едва слышным голосом.

Казалось, надежды на выздоровление нет. Но после принятия схимы, по милости Божией, ему сделалось лучше, он стал есть и понемногу подниматься с постели.

11 августа 1922 года в обитель приехала чрезвычайная комиссия ГПУ. Начались допросы. Старца Анатолия долго допрашивали и хотели увезти.

Старец сохранял мирное расположение духа и смиренно попросил отсрочить арест на один день, чтобы ему можно было приготовиться в путь.

Келейнику отцу Варнаве чекисты грубо приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь, уединился у себя в келии.

Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашёл ничего, угрожающего жизни.

Под утро келейник нашёл старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, отец Варнава понял, что старец Анатолий в молитве предал свою душу Господу.

Он скончался в 5 часов 40 минут утра 12 августа 1922 года.

Спустя несколько часов приехала комиссия.

Отпевание старца Анатолия совершалось в Казанском соборе Оптиной пустыни, где панихиды служились непрерывно.

Во время копания могилы монахи затронули гроб старца Макария [17] под соседней часовней. Так как угол гроба истлел, братия смогла убедиться в нетленности тела великого старца.

Многие чада отца Анатолия приехали в Оптину на погребение своего духовного отца, по тому что он, как они рассказывали, заранее предупредил их о своей кончине или письмом, или явившись во сне.

Могила старца Анатолия после погребения, по свидетельству очевидцев, несколько дней благоухала неизреченными ароматами.

26-27 июля 1996 года старец Анатолий был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев.

Святые мощи преподобного Анатолия Оптинского вместе с другими преподобными Оптинскими старцами были обретены 10 июля 1998 года

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года он прославлен для общецерковного почитания.

Святым моща преподобного Анатолия Оптинского можно поклониться в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Как при его земной жизни, когда в этот храм к старцу всегда стекалось множество людей - и монашествующих, и мирян, - за духовным советом к преподобному и ныне обращаются паломники не только из России, но и из других стран.

Преподобне отче наш Анатолие, моли Бога о нас!

[1] С 1916 года был учеником оптинского старца Нектария, постоянно посещал московский храм св. Николая в Кленниках, исповедовался у настоятеля этого храма о. Алексия Мечёва, позднее его духовным отцом стал о. Сергий Мечёв. Его другом и также прихожанином храма был врач Сергей Никитин, позднее епископ Стефан.
По благословению старца Нектария в 1927 году отказался от защиты кандидатской работы и 21 апреля этого же года архиепископом Бийским Иннокентием в храме Святителя Николая в селе Котельники был рукоположен во диакона к храму святителя Николая в Клённиках. С 21 июля 1928 - священник храма св. Николая в Кленниках (рукоположен епископом Серпуховским Арсением), друг, помощник и сотаинник будущего сщмч. Сергия Мечева.

[2] Иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков; 1867-1947), протоиерей (с 1942 года - иеромонах) Западноевропейского экзархата Русских приходов Константинопольского патриархата. Автор многочисленных статей и книг. Среди них: Четвериков С., прот. Оптина пустынь. 1982; Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням. (составитель С. Четвериков). (2-е издание - Шамордино. 1914). 214 с.

[3] Тихие обители. Рассказы о святынях, Эксмо, 2013.

[9] Концевич И.М. Оптина пустынь и её время. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 1970.

[14] Преподобноисповедник, местночтимый святой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 22 июня 1993 года Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви принято решение о местной канонизации подвижника в Харьковской епархии, в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (день памяти - 1 июня).

[16] Преосвященнейший Михей (Алексеев, 1851-1931), епископ Уфимский и Мензелинский, проживавший в Оптиной на покое. 30 марта 1890 года по благословению отца Иоанна Кронштадтского поступил послушником в Оптину пустынь под руководство старца Амвросия.

Читайте также: