Что значит необоснованное получение субсидии

Обновлено: 30.06.2024

Субсидия – это разновидность финансовых выплат или поддержки, представляющийся из бюджета государства и региона или предназначенных для этого фондов. Проще говоря, это финансовая помощь лицам, органам местного самоуправления. Рассмотрим, в каких случаях можно получить субсидии и каких видов они бывают.

Что такое субсидия?

Единого и конкретного определения субсидии в законодательстве нет. Бюджетный кодекс РФ выделяет два типа выплат и дает им определения по отдельности:

  • Субсидия – трансферт между бюджетами, который предоставляется для помощи в расходах бюджетов муниципалитетов и субъектов;
  • Субсидия – денежные средства, поставляющиеся бюджетных денег или внебюджетного фонда для юридических лиц и физических лиц.

Деньги или иная помощь предоставляются лицу на определенных целевых основаниях, их выполнение является главным условием получения выплаты.

Виды субсидий

Финансовая поддержка лиц и органов осуществляется различными способами. Выделяют следующие виды:

  • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ.

Физические лица могут получить выплату в случае, когда уплата коммунальных платежей требует затрат большей части заработка. Сумма зависит от дохода семьи и регионального законодательства.

Помощь для получения жилья может быть предоставлена для живущих в ветхом или аварийном строении, воспитанникам детских домов, военным, многодетным малоимущим семьям, молодым семьям, участникам ВОВ, бюджетным работникам и жителям Крайнего Севера. Сумма зависит от региона (в некоторых субъектах РФ субсидии выделяются не по всем категориям граждан) и группы, к которой относится физическое лицо.

Так как рождаемость в России находится не на самом высоком уровне, власти принимают все меры для стимулирования рождения детей. Для этого назначаются различные выплаты: материнский капитал (466 617 рублей на первого ребенка, 616 617 рублей на второго и третьего), жилищные для семей, малоимущим семьям с детьми (прожиточный минимум в субъекте).

  • Субсидии на открытие и развитие бизнеса.

Получить выплату могут только официально безработный гражданин. Сумма платежа составляет 59000 рублей. Для получения необходимо создать и защитить бизнес-план в центре занятости. Главное условие: перспективность проекта и действие бизнеса на протяжении одного года. При нарушении правил средства придется вернуть. Если предприниматель проработал более года, то может быть назначена субсидия размером в 300000 рублей.

Размер выплат для лиц с ограниченными возможностями зависит от группы инвалидности (их всего три). В 2020 году сумма для первой степени составляет 3626 рублей, также важно учитывать доход инвалида. Если он составляет ниже установленного прожиточного минимума, то ему будет начисляться и социальная доплата из федерального бюджета.

Государство гарантирует выплаты в 10% от стоимости автомобиля для первоначального взноса по кредиту. На дальнем Востоке сумма увеличена и составляет 25%

  • Субсидии при техногенных и природных катастрофах.

Эти выплаты касаются лиц, которые пострадали от наводнений, пожаров, взрывов на промышленности, катаклизмов. Субсидия составляет 10000 рублей из бюджета региона и столько же из федерального. При этом общая сумма не должна превышать 50 тысяч на семью. Лицам, попавшим в заложники, сумма составляет 100000 рублей.

Военным положена жилищная выплата для покупки жилья или строительства. Сумма зависит от звания, выслуги лет и количества членов семьи.

Для получения более подробной информации нужно изучить законодательство субъектов и особенности положения лица.

Как рассчитывается субсидия

Каждая из разновидностей имеет свои особенности расчета субсидий. Рассмотрим подробнее:

Норма ЖКУ по региону * количество человек в семье – процент по региону за услуги в семейном бюджете/100* доход семьи. В расчет включен оплата воды, света и содержания дома.

  • Жилищные субсидии рассчитываются с учетом количества льготных лиц (дети, пенсионеры, матери), размера доходов, минимального прожиточного минимума и региона проживания. Для этого можно использовать калькулятор или обратиться в органы, так как нужно учесть слишком много факторов.
  • Субсидии на детей могут выражаться в материнском капитале и для малоимущих семей. В первом случае суммы фиксированы. Во втором случае вычисляются доходы на год, после чего сумма делится на 12. Так получается среднемесячный доход, который делится на количество членов семьи. Если полученное число меньше прожиточного уровня, то семья может претендовать на выплаты.

Остальные субсидии имеют либо фиксированный размер, либо процентное отношение от суммы. Поэтому рассчитать будет не сложно.

Свойства субсидий

  • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе - от получателя не требуется возвращать деньги.

Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

  • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
  • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
  • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

Цели субсидии

Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

Субсидии для развития бизнеса

  • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
  • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.

Пример. Предприниматель работает в сельской местности и развивает сельское хозяйство, оказывая при этом социальную помощь гражданам. Но бизнес себя не окупает и стоит на грани разорения. В этом случае власти региона могут предоставить субсидии для поддержки бизнеса.

  • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.

Субсидии физическим лицам

Этот вид выплат назначается малоимущим и социально незащищенным гражданам. Целью субсидирования является облегчение бремени обеспечения денежными средствами для неотложных нужд.

Субсидии бюджетам регионов и муниципалитетов

Система бюджета в России построена по вертикали: часть средств уходит в федеральную казну, а вторая в местную или региональную. Субсидии выделяются для софинансирования нижестоящих бюджетов.

Кто может получить субсидию

В соответствии с действующим законодательством на помощь могут претендовать как физические, так и юридические лица.

Физические лица

Получателями могут быть лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, безработные, пострадавшие от техногенных и природных катастроф, а также лица, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Юридические лица

Среди юридических могут получить финансовую поддержку следующие категории:

  • государственные и муниципальные учреждения или предприятия;
  • коммерческие организации, занимающиеся каким-либо определенным видом деятельности;
  • некоммерческие организации, реализующие социальную деятельность.

Часто государство финансирует организации для поддержки какой-либо определенной деятельности или для стимулирования помощи населению от этих самых организаций.

Как оформить субсидию

Каждый вид поддержки имеет свои особенности оформления. Рассмотрим, как оформить субсидию подробнее.

Софинансирование оплаты услуг ЖКХ

Оформить финансовую поддержку можно в Городском центре коммунальных субсидий, в МФЦ или через сайт Госуслуг. Заявление подается лично, онлайн или при помощи почты. При этом оформление может осуществляться только собственником или нанимателем. На основании Постановления Правительства №761 можно составить доверенность на члена семьи.

Потребуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или договор аренды;
  • счета по оплате ЖКУ;
  • документы о наличии доходов или их отсутствии на всех членов семьи;
  • реквизиты для перечисления сумм поддержки;
  • заявление на получение субсидии.

Могут понадобится и другие документы, поэтому лучше обратиться в МФЦ, где точно скажут об условиях получения выплат. Компетентные органы принимают решение в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Жилищные субсидии

Для получения субсидии нужно лично обратиться в компетентные органы с предварительно подготовленными документами, куда входят:

  • заявление в установленной форме;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или другое подтверждение права на собственность;
  • справка о составе семьи;
  • сведения о доходах и лицевом счете;
  • счета или чеки об оплате ЖКУ.

Если нет возможности обратиться лично, то можно подать заявление онлайн на сайте госуслуг, при помощи почты или по доверенности через представителя. Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на детей

Для получения субсидии необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения (по адресу официальной регистрации), в Многофункциональный Центр, в Пенсионный Фонд России, в отдел субсидирования или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Выплаты зависят от положения семьи и возраста ребенка. Для детей до 3 лет, которые являются первенцем можно получить пособие до 7600 рублей, на ребенка до 16 лет (если умер один из родителей) при показателе заработка ниже МРОТ и для детей до 18 лет на тех же условиях.

Важно! При поступлении ребенка на очную форму обучения в ВУЗ, то выплаты продолжают начисляться до получения диплома.

Для получения субсидии необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • справка о составе семьи; с места работы (если есть); ; ;
  • среднедушевой доход.

Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на открытие и развитие бизнеса

Для получения выплаты по данному основанию необходимо пройти следующие этапы:

Обратиться за помощью можно как в центр занятости, так в администрацию города, Торгово-промышленную палату, Гарантийные фонды и другие организации. Список документов различен и зависит от выбранного органа.

Субсидии инвалидам

Инвалиды в большей степени могут рассчитывать на получение различной финансовой поддержки от бюджета. За финансирование данной категории граждан отвечает Региональное управление социальной защиты. Оформить можно как по между проживания, так и по месту регистрации.

Наиболее часто инвалиды получают субсидии на жилье. Рассмотрим подробнее этом вид социальной поддержки населения.

Инвалиды могут претендовать на получение выплаты на жилую площадь при соблюдении следующих условий:

  • размер жилой площади меньше установленного минимального уровня;
  • имущество не соответствует требованиям санитарии и техническим показателям;
  • в квартире или доме проживают сразу несколько семей с различными заболеваниями, которые создают опасность для здоровья и жизни инвалида;
  • отсутствие жилья.

Сумма рассчитывается так: средняя стоимость квадрата в регионе умножается на норматив жилой площади в 18 квадратных метров.

Обратите внимание! Цена и минимальный уровень жилой площади может меняться в различных регионах, поэтому информацию нужно получать в соответствующем органе.

Для получения субсидии потребуются следующие документы:

  • официальное обращение о регистрации на получение собственности;
  • документы, которые подтверждают необходимость улучшения условий проживания;
  • справка медицинской экспертизы, которая подтверждает присвоение группы;
  • лицевой счет в банке;
  • сведения из домовой книги.

Этот перечень не является строгим и может меняться в зависимости от законодательства регионов.

Субсидии по автокредитованию

Получить субсидию можно в банке, который есть в перечне Министерства промышленности и торговли. Выплата является кредитом на льготных условиях, при которых государство оплачивает некоторое процентное отношение от суммы.

Этапы оформление кредита на льготных условиях:

  1. Выбор авто, которое подпадает под государственную программу.
  2. Расчет автокредита в банке, который содержится в перечне Министерства.
  3. Сбор документов.
  4. Проверка документации.
  5. Вынесение решения по вопросу выдачи кредита.
  6. Оформление КАСКО.
  7. Внесение первого взноса.
  8. Подписание договора.
  9. Получение автомобиля в распоряжение.

Денежные средства поступают на счет на следующий день, после одобрения финансирования. Сама субсидия перечисляется на второй день. Для оформления будущему владельцу машины потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение; ;
  • трудовая книжка или трудовой договор;
  • документы супруга, если он выступает поручителем.

Оформить заявку можно как в МФЦ, так и на сайте Госуслуг.

Субсидии при техногенных и природных катастрофах

Для получения и можно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства, в МФЦ, в ПФР, в организацию по субсидированию или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Военные субсидии

Офицеры могут воспользоваться помощью государства, после того, как они встали на учет в качестве лица, которому требуется выплата субсидии. Оформить такой статус можно в исполнительном органе.

Потребуется следующий перечень документов:

  • заявление;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • домовая книга;
  • лицевые счета на последние пять лет;
  • справка о воинском стаже, данные о послужном списке и личное дело.

Для получения субсидии необходимо обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны. Исполнительный орган может запросить и другие документы, поэтому предварительно нужно проконсультироваться с должностными лицами.

Основания прекращения выплат субсидии

Субсидии могут перестать выплачивать в соответствии со следующими основаниями:

  • доход семьи увеличился и стал превышать минимальный допустимый уровень, то есть заявитель может обеспечить себя самостоятельно;
  • заявитель изменил место проживания и официальной регистрации: изменилась привязанность к региону, в котором установлена выплата;
  • заявитель при оформлении финансовой помощи предоставил ложные сведения;
  • при слишком большой задолженности (ЖКУ, кредит или другие уплаты);
  • изменение состава семьи: один из детей вырос и перестал быть иждивенцем. Это приводит к тому, что средний доход на одного члена семьи увеличивается и основания для предоставления субсидии исчезают;
  • банкротство юридического лица или ИП, а также выявление мошенничества в их деятельности.

Органы, предоставившие разрешение на получение субсидии, контролируют ситуацию заявителя и своевременно принимают меры по прекращению выплат.

Ответственность и обязанности получателей субсидии

Получить финансовую помощь это только полдела. Нужно понимать, что получатель несет ответственность и обязанности при оформлении субсидии.

Так как субсидирование имеет целевой характер, то к его использованию предъявляются особые требования:

  • Заявитель несет ответственность за предоставление достоверной информации и документации. При недостоверных данных претендент получил отказ.

Обратите внимание! Предоставление заведомо ложных сведений и подделка государственных документов влечет за собой более серьезные последствия, чем обычный отказ в предоставлении субсидии. Вплоть до уголовной ответственности.

  • Если у получателя сложилась ситуация таким образом, что увеличился доход или любым другим образом улучшилась ситуация, то выплаты могут уменьшиться или полностью прекратиться. Гражданин обязан в течение одного месяца предоставить такую информацию в орган, назначивший субсидию.

Интересен момент и о целевом использовании средств. Получатель не имеет права потратить субсидию на нецелевое назначение. Также финансовая помощь оказывается только на определенные траты с конкретной максимальной суммой.

Например, нельзя получить средства на покупку дорогой машины, земельного участка, дорогостоящей недвижимости или каких-либо предметов роскоши.

Как продлить субсидию

Продлить субсидию можно в МФЦ, через Госуслуг или при помощи почты. Также можно назначить доверенное лицо. Для продления понадобятся все те же документы, которые были нужно при первом оформлении, но только за последний период времени.

Заявитель должен подготовить документы и подать их в МФЦ (или другой орган в зависимости от вида субсидии). Должностные лица проверят достоверность информации и назначат продление выплаты. Стандартно вопрос рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. При положительном решении субсидия будет пересчитана и продлена.

В 2020 году были некоторые изменения из-за ситуации с коронавирусом, поэтому часть субсидий продлевается автоматически для уменьшения скопления людей.

Пример. Выплаты на ЖКУ, истекающие с 1 апреля по 1 октября продлеваются на полгода автоматически в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №420.

Телефон горячей линии по вопросам субсидий

Получить точную информацию о размере, назначении и требования можно по номеру телефона организации, предоставляющей субсидии.

Москва и МО

Россия

В списке представлены горячие линии и номера главных отделов организаций. Заявитель будет перенаправлен в свой региональный отдел для получения более точной информации по своему вопросу.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Субсидия от государства может стать поддержкой гражданам, которые нуждаются в этом. Помощь, на которую можно претендовать в тяжелой жизненной ситуации, положена не только пенсионерам и сиротам, но и другим социальным группам населения страны.

Что такое субсидия

Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.

Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.

  • один из родителей ребенка – москвич;
  • сам малыш родился в Москве;
  • свидетельство о рождении оформлено в московском роддоме.

В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!

Совкомбанк поддерживает политику РФ по улучшению демографической ситуации. Для многодетных семей действуют выгодные условия по жилищному кредитованию. Оформите заявку на ипотеку для многодетных и получите предварительное решение в течение минуты.

Виды субсидий

Упомянуть все варианты субсидий, доступные в России, сложно, однако есть основные виды, на которые можно разделить многообразие государственной и фондовой поддержки.

Жилищные

Это государственная помощь, которая выражается в предоставлении жилищного сертификата с определенным денежным номиналом.

У такой помощи есть несколько условий. Она положена определенному кругу лиц, ее достаточно сложно получить – придется доказать, что вы нуждаетесь.

Также ее направляют на оплату всего жилища, но обычно она покрывает только часть стоимости квартиры или дома.

Такую помощь используют:

  • при социальной ипотеке в качестве первоначального взноса;
  • для улучшения жилищных условий, чтобы количество квадратных метров на человека соответствовало норме;
  • как паевой взнос;
  • чтобы погасить ипотечный кредит и так далее.

Выплата положена:

В Республике Татарстан на дополнительные денежные средства могут претендовать работники медицинских организаций. Чтобы получить жилье, необходимо выиграть грант, а также:

  • проработать врачом на территории региона не менее 5 лет;
  • не иметь собственного жилища в регионе;
  • осуществлять трудовую деятельность минимум на одну ставку.

На эти деньги можно погасить долг по приобретаемому жилью либо оплатить часть ипотеки. Государственную поддержку на приобретение жилья можно использовать только один раз в жизни.

Детям

Основная помощь, которую государство оказывает каждой новоиспеченной матери в стране, – выплата материнского капитала.

Для стимуляции рождаемости власти сначала давали маткапитал на рождение второго ребенка, а с недавнего времени деньги положены и первенцу в семье – почти 484 тысячи рублей. На второго малыша добавляют еще примерно 155 тысяч рублей.

Также власти России и субъектов выплачивают пособия малоимущим и многодетным семьям.

В Ростовской области выплаты положены семьям, в которых рожден или усыновлен ребенок с 2018 года. В 2021 году такая семья получает более 11 тысяч рублей ежемесячно, если среднедушевой доход – в два раза ниже прожиточного минимума. После достижения малышом трехлетнего возраста выплата уменьшается до чуть более 5 тысяч рублей.

Также существует выплата для матерей, которые родили трех или более детей за один раз (тройня, четверняшки и так далее), тогда власти Ростовской области выплачивают по 71 тысяче рублей на каждого ребенка единовременно.

Инвалидам

В России выплачивается ежемесячная поддержка инвалидам, размер которой зависит от группы инвалидности.

Так, в 2021 году размер страховой пенсии составляет:

  • 12 тысяч рублей для первой группы инвалидности;
  • 6 тысяч рублей для второй группы;
  • 3 тысячи рублей для третьей группы.

Также есть надбавки в виде государственной и социальной пенсии для уязвимых групп граждан данного типа.

Помощь при оплате ЖКХ

В случаях, когда сумма затрат на жилищно-коммунальные услуги превышает половину зарабатываемых средств, местные и государственные власти оказывают помощь. Такая субсидия чаще всего выражается в скидке на определенные виды ЖКХ.

Выплаты пострадавшим при ЧС

В случаях, когда семья пострадавшего или пострадавших не зарабатывает более 50 тысяч рублей ежемесячно, ей положены выплаты в размере 20 тысяч рублей. 50% суммы идут из бюджетных денег страны, остальная половина – из региональных.

Предпринимателям

Чтобы помочь развить свое дело, безработным гражданам страны положена субсидия на открытие бизнеса или его развитие.

Поддержка положена не только уязвимым слоям населения, но и тем, кто хочет развивать рыночную экономику

Чтобы бизнесмену получить деньги, необходимо:

  • создать перспективный бизнес-план;
  • защитить его в центре занятости, доказать перспективность и пользу нового дела.

При запуске проекта предприниматель может получить 60 тысяч рублей. Если он продержится на плаву более 12 месяцев, то может претендовать на денежную поддержку в размере 300 тысяч рублей.

Если суммы, выделенной в помощь, окажется мало, или не удастся защитить проект в центре занятости, можно взять кредит на развитие бизнеса в Совкомбанке, чтобы не останавливать развитие дела.

Поддержка положена не только в начале предпринимательского пути, но и на этапе развития предприятий. В каждом регионе собственные правила субсидирования, они основываются на степени необходимости деятельности каждой организации относительно нужд субъекта.

На автокредит

Существует программа льготного автокредитования, согласно которой из бюджетных денег выплачивают 10% стоимости автомобиля, чтобы покупатель использовал средства как первоначальный взнос по кредиту.

Для участия в программе необходимо оформить автомобиль не старше 2020 года выпуска, стоимостью не более 1 миллиона 500 тысяч рублей.

Также установлен список участвующих марок. В первую очередь это автомобили LADA, УАЗ и ГАЗ. Из иномарок можно выбрать модели концернов Hyundai, KIA, Renault.

Для граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, сумма субсидии увеличена на 15% и достигает 25% от стоимости автомобиля.

Получить субсидию непросто. Намного быстрее можно оформить потребительский кредит на выгодных условиях от Совкомбанка на то, что вам действительно нужно.

Цели субсидии

Выплаты назначаются тем, кто нуждается в помощи. Государство обязано заботиться о своих гражданах.

В Конституции Российской Федерации есть отдельная статья, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Пособия защищают и другие ценности России, которые определены в Конституции.

Кому положены

Как мы упоминали выше, право на субсидирование есть у граждан страны, которым действительно необходима помощь.

Важно: субсидия положена как физическим лицам, так и предпринимателям.

Физические лица:

  • безработные граждане;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп;
  • нуждающиеся в улучшении жизненных условий;
  • малоимущие семьи;
  • многодетные семьи;
  • пострадавшие при ЧС;
  • сироты и другие категории социальной защиты.

Юридические лица, которые могут претендовать на поддержку, могут быть как предпринимателями, так и частными предприятиями, муниципальными и некоммерческими компаниями.

Также существует понятие целевой субсидии, которую выплачивают учреждениям и муниципалитетам на постройку детского сада или для использования на похожие нужды.

Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить

Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.

К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.

В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.

Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.

Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.

Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.

Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.

Из зала суда: нецелевое использование субсидий

Можно ли привлечь к ответственности за нецелевое использование средств целевой субсидии и субсидии, выделенной на выполнение государственного (муниципального) задания, автономное учреждение? Да, если денежные средства были израсходованы с нарушением условий их предоставления. Конкретные цели использования этих субсидий определены в соглашениях на их предоставление (см., например, для федеральных учреждений п. 1.1 Типовой формы соглашения, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Вниманию читателей предлагаем спор, который касался данной темы и был разрешен в суде (см. Постановление АС УО от 18.11.2019 № Ф09-6452/19 по делу № А60-70872/2018).

Вместо предисловия.

Исходя из п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям их получения. Основные документы, согласно которым расходуются указанные средства, – закон о федеральном бюджете РФ, бюджетная смета, договор (соглашение) либо иной документ, являющийся правовым основанием для их предоставления. Для бюджетных (автономных) учреждений это план финансово-хозяйственной деятельности и соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемое между органом-учредителем и учреждением.

Как отмечают чиновники Минфина, к бюджетным (автономным) учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета. Субсидии, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет (см. письма от 13.07.2017 № 02‑09‑05/44583, от 27.07.2018 № 02‑09‑06/53197). Кроме того, за данное нарушение указанные учреждения также могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств применяется административная ответственность в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (или в виде их дисквалификации на срок от одного года до трех лет);
  • на учреждение – в размере от 5 до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Если учреждение не по целевому назначению израсходует средства субсидий, предоставленных на иные цели или на капитальные вложения, то его могут привлечь к административной ответственности аналогичным образом. Конкретные цели использования этих субсидий определены в соглашениях на их предоставление.

Ниже предлагаем рассмотреть нарушение, которое выразилось в нецелевом использовании субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели.

Суть спора.

Счетной палатой РФ было проведено контрольное мероприятие по проверке законности и результативности (эффективности и экономности) использования муниципальным автономным учреждением бюджетных средств, выделенных организации на финансовое обеспечение мероприятия в рамках муниципальной программы. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой РФ установлены нарушения и недостатки при расходовании учреждением бюджетных средств, о чем составлен акт, содержащий указание на выявленные нарушения бюджетного законодательства, в том числе:

  • плата за работы по разработке проектно-сметной документации произведена за счет целевой субсидии, которая выделена на осуществление мероприятий по капитальному ремонту и приведению в соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются образовательные учреждения, что признано нецелевым использованием средств муниципального бюджета;
  • оплата строительного контроля по проверке сметной документации на оборудование спортивной площадки произведена за счет субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания учреждения, что признано нецелевым использованием средств муниципального бюджета;
  • учреждением как заказчиком по муниципальному контракту на выполнение работ по оборудованию строительной площадки были приняты и оплачены подрядчику работы, не предусмотренные муниципальным контрактом, имеющие иные характеристики и расценки, что повлекло незаконное использование бюджетных средств;
  • учреждением произведена плата за осуществление строительного контроля по выполненным строительным работам, притом что данной организацией технический надзор осуществлен формально, и это привело к незаконному использованию бюджетных средств путем оплаты заказчиком работ, которые подрядчиком не выполнены либо выполнены с нарушением требований муниципального контракта.

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой РФ на имя директора учреждения направлено представление, которым предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, в том числе меры по возврату в бюджет средств, использованных не по целевому назначению.

Учреждение с данными выводами не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты РФ в части требований возвратить денежные средства в бюджет городского округа, а также в части квалификации расходования денежных средств как нецелевое использование бюджетных средств. Заявитель указывал, что возложение на учреждение обязанности по возврату в бюджет фактически использованных им по целевому назначению денежных средств на реконструкцию спортивной площадки незаконно, нарушает его имущественные интересы.

Решение суда по вопросу о целевом расходовании средств.

Статьей 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Как следует из материалов дела, автономному учреждению была предоставлена целевая субсидия на организацию мероприятий по капитальному ремонту, приведению в соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений школы. Иными словами, денежные средства были выделены в целях обеспечения надлежащего содержания и эксплуатации существующих объектов для функционирования образовательного учреждения, что обеспечивается необходимым ремонтом зданий и сооружений на основании проектно-сметной документации.

Как отметили судьи, использование данных средств на оплату работ по разработке проектно-сметной документации по оборудованию спортивной площадки школы в целях получения в будущем субсидии, предусмотренной иной программой и на иные цели, не соответствует целям предоставления первоначальной субсидии и является нецелевым использованием бюджетных средств городского округа.

Довод автономного учреждения о том, что эти средства были использованы в целях капитального ремонта существующей спортивной площадки школы, в силу чего являются целевым использованием, не могут быть обоснованными и подлежат отклонению. Из материалов дела следует, что фактически спортивная площадка проектировалась и создавалась в качестве объекта с совершенно иными характеристиками, отличными от имеющихся. Кроме того, в проектной документации предусматривалось расположение совершенно новых объектов, таких как футбольное поле, сектор для прыжков в длину, площадка для волейбола, площадка для баскетбола, кроссовая трасса, площадка для воркаута, устройство наружной канализации, ограждения, наружного освещения.

На момент предоставления и использования субсидии объекта с такими характеристиками на балансе организации не имелось, в связи с чем средства, предоставленные на капитальный ремонт, то есть в целях надлежащего содержания имеющегося имущества, в целях проектирования устройства новой спортивной площадки использованы быть не могли.

По второму нарушению суд указал на следующее. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой РФ установлено, что учреждением были заключены договоры на проведение проверки сметной документации на оборудование спортивной площадки, оплата по которым произведена за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, предоставленной организации по соглашению на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания. Согласно нормативным документам субъекта РФ размер такой субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание муниципальных услуг, стоимости выполнения работ в рамках муниципального задания;
  • на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенным учреждением, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество.

К нормативным затратам на содержание имущества отнесены затраты на общехозяйственные нужды, связанные с содержанием объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания муниципальной услуги, в том числе нормативные затраты на арендную плату, текущий ремонт нефинансовых активов, противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества, нормативные затраты на приобретение услуг в области информационных технологий, типографских работ, санитарно-эпидемиологических работ.

С учетом того, что оплата работ на проведение проверки сметной документации не относится к затратам на содержание имущества учреждения, такая оплата является нецелевым использованием средств бюджета, в связи с чем и в этой части выводы Счетной палаты РФ являются обоснованными.

По третьему нарушению суд также встал на сторону контрольного органа, отметив следующее. В ходе контрольного мероприятия по проверке законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Счетной палатой РФ установлено, что подрядчик при выполнении работ по оборудованию спортивных площадок использовал иные материалы и оборудование, отличные от согласованных в документации об открытом аукционе и в договоре. Заказчик эти оборудование и материалы оплатил по ценам, предусмотренным проектно-сметной документацией. Поскольку в соответствии со ст. 709, 711, 746 ГК РФ заказчик обязан производить оплату фактически выполненных работ, что предполагает получение подрядчиком эквивалентной оплаты работ, исходя из стоимости самих работ и стоимости использованных при выполнении работ материалов, в ситуации, когда стоимость использованных материалов и оборудования ниже согласованной в смете, использованные при выполнении работ материалы и оборудование подлежат оплате по стоимости фактически использованных материалов. Оплата подрядчику материалов и оборудования по завышенным ценам влечет возникновение необоснованной выгоды подрядчика (неосновательного обогащения) и не соответствует цели эффективного использования бюджетных средств.

Кроме того, из материалов дела следует, что заказчиком и подрядчиком какие‑либо изменения в договор и в проектно-сметную документацию в сторону уменьшения объемов работ и согласования использования иных материалов не вносились. В связи с этим подрядчик обязан был включать в акты выполненных работ, а заказчик –
оплачивать использованные подрядчиком материалы и оборудование по их фактическим ценам. Оплата материала и оборудования по завышенным (произвольным) ценам является незаконным использованием бюджетных средств.

Доводы учреждения, что указанная разница в стоимости материалов и оборудования является экономией подрядчика, были отклонены.

Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.

Экономия подрядчика подразумевает его выгоду, получаемую в результате применения оптимальных и наиболее эффективных способов выполнения работ, предусмотренных проектной документацией, а не вызванную сокращением проектных объемов работ, невыполнением работ или изменением проектных решений в сторону более дешевых, завышением расценок при составлении сметной документации.

Из смысла названной правовой нормы следует, что экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию наиболее эффективных методов выполнения работы либо произошла вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, стоимость которых учитывалась при определении цены; сокращение расходов за счет невыполнения части работ экономией не является.

Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорная разница между стоимостью фактически выполненных работ и предусмотренной изначально ценой договора является экономией подрядчика по смыслу норм ст. 710 ГК РФ. Напротив, Счетной палатой РФ установлено и при рассмотрении имеющихся материалов в деле доказано, что разница в стоимости оплаченных работ образовалась за счет использования подрядчиком материалов и оборудования, не указанного в проектной документации, а также за счет использования более дешевых материалов и оборудования. Это экономией подрядчика признано быть не может.

Заказчик, принимая и оплачивая работы и материалы по завышенным ценам, нарушил требования бюджетного законодательства об эффективности использования бюджетных средств, поскольку при выполнении автономным учреждением данных требований достижение результатов – оборудование спортивных площадок школы могло быть достигнуто с использованием наименьшего объема средств (экономности) либо использование полученных в виде субсидии бюджетных средств могло бы привести к достижению наилучшего результата (результативности).

Таким образом, указание в представлении Счетной палаты РФ на обозначенные нарушения как на незаконное использование бюджетных средств является обоснованным и правомерным.

По этим же причинам следует признать правомерными выводы Счетной палаты РФ о незаконном использовании учреждением бюджетных средств, уплаченных им за осуществление строительного контроля.

Такой договор является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде (ст. 702 – 729 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

Из материалов дела следует, что свои обязанности по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядчиком работ по оборудования строительных площадок заказчика выбранная организация осуществляла ненадлежащим образом. Ею были согласованы и подписаны акты формы КС-2, что послужило основанием для оплаты заказчиком невыполненных работ и непоставленного оборудования, а также оплаты оборудования и материалов по завышенным ценам.

Принимая от подрядчика фактически не выполненные, завышенные объемы работ, подтверждая поставку оборудования, которое на объекты поставлено не было, подписывая акты выполненных работ, не соответствующие действительности, организация вводила муниципального заказчика в заблуждение относительно выполнения подрядчиком его обязанностей. Данные действия привели к необоснованным выплатам средств областного и местного бюджетов.

Тот факт, что услуги по строительному контролю заказчиком приняты в полном объеме и без замечаний, а также оплачены заказчиком в полном объеме, при указанных обстоятельствах не опровергает выводы Счетной палаты РФ о незаконном использовании этих средств бюджета городского округа.

Таким образом, у Счетной палаты РФ имелись основания для направления в адрес автономного учреждения предписания, в котором правомерно указано на допущенные учреждением нарушения и дана их квалификация в качестве нарушений бюджетного законодательства. Денежные средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет.

Сформулируем основные выводы:

  1. К автономным (бюджетным) учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета. При этом в контексте ст. 15.14 КоАП РФ могут рассматриваться случаи использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на цели, не соответствующие целям деятельности учреждения.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №1, 2020 год

По мнению представителя заявительницы, если действия получателя субсидии по возврату средств оказались нерезультативными, государство должно принять на себя риск неисполнения обязательств третьим лицом


Представители органов государственной власти согласились с тем, что оспариваемая норма нуждается в корректировке, и указали на необходимость установить разные сроки на получение субсидии и на строительство жилья.

11 декабря Конституционный Суд рассмотрел жалобу Марины Алисовой, которая по вине подрядчика не смогла реализовать предоставленную в рамках федеральной целевой программы субсидию на приобретение жилья. В связи с нарушением условий программы с нее в течение двух лет взыскивается 50% от заработной платы.

История вопроса

В марте 2015 г. Алисова и индивидуальный предприниматель заключили договор подряда на строительство дома на участке, находящемся в собственности женщины. В июне того же года между Минсельхозом Ростовской области, Алисовой и ее работодателем (больницей) был заключен договор и выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере свыше 1 млн руб. для финансирования расходов на строительство жилья в сельской местности. С учетом выдачи данного свидетельства и предписания подп. 2.32 Положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство жилья в редакции, действующей до внесения в него изменений постановлением Правительства Ростовской области 12 марта 2018 г., жилое помещение, построенное за счет предоставления субсидии, должно было быть оформлено в общую собственность всех членов семьи Алисовой до 18 ноября 2016 г.

С июня по август 2015 г. часть субсидии вместе с привлеченными Алисовой кредитными средствами была перечислена подрядчику, который не исполнил условия договора и не возвел дом.

В июне 2016 г. Алисова вернула в бюджет региона неиспользованные средства субсидии (более 400 тыс. руб.). В ноябре того же года она обратилась в областную прокуратуру с заявлением о привлечении предпринимателя к уголовной ответственности за мошенничество. Также она обратилась в Минсельхоз Ростовской области и к главе района с просьбой перенести на более поздний срок исполнение обязательства по договору, ссылаясь на нарушение его условий подрядчиком. В ответе министерство указало, что порядок предоставления социальных выплат регламентирован законом, предусматривающим оформление права собственности на жилье в течение не более 1,5 лет.

6 февраля 2017 г. министерство направило Алисовой претензию с требованием в течение недели представить свидетельства о госрегистрации права собственности на жилое помещение всех членов семьи. В ответ женщина указала на невозможность выполнения данного требования.

30 марта 2017 г. Песчанокопский районный суд Ростовской области удовлетворил исковые требования Алисовой к ИП о расторжении договора подряда и взыскании с подрядчика стоимости оплаченных и невыполненных работ в размере около 600 тыс. руб., а также неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. В июле того же года в отношении предпринимателя было возбуждено исполнительное производство, однако решение суда до сих пор не исполнено.

Решением указанного райсуда от 3 июля 2017 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией, были удовлетворены требования регионального Минсельхоза Ростовской области о взыскании с Марины Алисовой денежных средств в размере оставшейся суммы – около 600 тыс. руб. В обеих инстанциях ответчица возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на ряд обстоятельств, которые, по ее мнению, свидетельствовали о ее добросовестности и отсутствии вины в нарушении сроков оформления права собственности. В итоге в отношении Алисовой было возбуждено два исполнительных производства, в рамках которых обращено взыскание на заработную плату. В передаче кассационных жалоб женщине было отказано. Председатель Верховного Суда РФ также согласился с отказом.

Приговором Егорлыкского районного суда Ростовской области от 5 ноября 2019 г. предприниматель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Доводы заявительницы

По мнению заявительницы, п. 30 Типового положения противоречит Конституции РФ, поскольку позволяет по иску госорганов истребовать от получателя субсидии денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты на основании неоформления жилого помещения в собственность в срок, установленный нормативно-правовым актом субъекта РФ, без исследования иных существенных обстоятельств, в том числе целевого использования предоставленных средств, а также характера и причин пропуска указанного срока.

Рассмотрение жалобы в КС

Открывая заседание, судья-докладчик Юрий Рудкин заметил, что Постановление № 598 было признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием Правительством РФ Постановления от 13 декабря 2017 г., содержащего аналогичное положение в абз. 1 и 4 п. 29 Типового положения.

Он указал, что в судебных актах, принятых по делу заявительницы, отсутствует прямое указание на Типовое положение. Так, суды ссылались на п. 2.32 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 29 января 2014 г., принятого в целях реализации федеральной целевой программы, согласно которому построенное жилье оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не более шести месяцев с даты его выдачи. При этом орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя соцвыплаты денежные средства в размере предоставленной субсидии в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

По мнению полномочного представителя Правительства РФ Михаила Барщевского, жалобу следует удовлетворить, поскольку в отсутствие злоупотреблений и нецелевого использования субсидия взысканию не подлежит. Также он высказался за установление разных сроков на получение субсидии и на строительство жилья. Михаил Барщевский добавил, что председатель Правительства РФ уже дал поручения по делу заявительницы. Кроме того, он попросил, чтобы при принятии решения КС в резолютивной части указал, что дело подлежит пересмотру.

В абзаце 4 Типового положения, пояснил он, указано, что уполномоченный орган вправе истребовать субсидию. При этом данный абзац не содержит исключений и ограничений. Григорий Вайпан добавил, что ВС истолковал оспариваемое положение так же, как и нижестоящие инстанции, – заместитель председателя Верховного Суда направил отзыв о том, что высшая инстанция учитывает наличие или отсутствие вины получателя субсидии в таких делах, но при этом не усмотрел оснований для пересмотра дела.

Представитель заявительницы подчеркнул, что, даже если стороны конституционного судопроизводства согласны с тем, что в отсутствие вины невозможно взыскание средств с получателя, остается открытым вопрос о том, как должно быть реформировано правовое регулирование данного вопроса. Григорий Вайпан отметил, что в случае согласия с позицией Михаила Барщевского Марина Алисова будет защищена, чего нельзя сказать о других гражданах. По его мнению, указанная дифференциация сроков оставляет открытым вопрос о том, как быть, когда жилье не было построено и уже не будет, поскольку деньги на его строительство похищены.

При этом представитель заявительницы сослался на Постановление КС от 10 июля 2007 г. № 9-П, в котором работодатель не исполнил обязанность по выплате взносов в ПФР, в связи с чем гражданину была начислена пенсия в меньшем размере. Тогда КС отметил, что, если с работодателя невозможно взыскать взносы, государство должно само внести недостающие средства в ПФР. Сейчас, по мнению Григория Вайпана, ситуация аналогична.

Судья Гадис Гаджиев отметил, что, согласно приговору, вынесенному в отношении ИП, заявительница подписала справку о стоимости выполненных работ, хотя фактически они не велись. Судья спросил, является ли в таком случае использование бюджетных средств целевым?

Далее Гадис Гаджиев задал вопрос о том, можно ли считать одним из условий получения субъективного права невозврата субсидии добросовестность получателя.

Конституционный Суд указал, что ответственность за это несет не гражданин, а бюро медико-социальной экспертизы и Пенсионный фонд

Позиция госорганов

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова в своем выступлении отметила, что для решения данной задачи необходимо установить механизм реализации обязанности получателя субсидии по оформлению в собственность жилого помещения в установленный нормативно-правовым актом субъекта РФ срок, а также критерии обоснованности установления указанного срока и возможности его продления. Она также выразила согласие с необходимостью внести существенные коррективы в имеющийся порядок, однако подчеркнула, что оспариваемые заявительницей требования соответствуют Конституции.

Полномочный представитель Генпрокуратуры РФ Татьяна Васильева подчеркнула, что нецелевое расходование соцвыплаты ее получателем влечет нецелевое использование субсидии субъектом Федерации. В деле заявительницы этот вопрос подробно не исследовался – формально указывалось на непредставление документов, подтверждающих госрегистрацию жилья. Однако на момент рассмотрения гражданского дела приговор в отношении подрядчика еще не был вынесен, как и не было тех обстоятельств, на которые ссылался Гадис Гаджиев. В связи с этим Татьяна Васильева сочла инициативу Правительства своевременной.

Представитель министра юстиции РФ Мария Мельникова также поддержала отзыв и позицию Правительства. Между тем, по ее мнению, необходимо рассмотреть разные варианты поправок, в том числе продление срока, его отсутствие или установление, но не обязанность взыскивать полученные гражданином в качестве субсидии денежные средства, если они использованы нецелевым способом. По мнению Марии Мельниковой, к вопросу ответственности государства при взаимоотношениях заказчика и подрядчика следует подходить аккуратно. Она отметила, что есть три варианта приобретения жилья: купля-продажа, строительство и ДДУ. По каждому варианту есть возможности обеспечить свои риски в рамках, установленных законодательством.

Для получения компенсации за утрату жилья не потребуется ждать прекращения исполнительного производства

Совет Федерации одобрил закон, изменяющий порядок предоставления компенсации за утрату добросовестным приобретателем жилого помещения

Мария Мельникова напомнила, что в 2019 г. был принят Закон о компенсации добросовестным приобретателям, предусматривающий сложную процедуру компенсации, которую добросовестный приобретатель, у которого истребовано жилье, получает от государства.

Григорий Вайпан добавил, что в случае с Законом о компенсации добросовестным приобретателям государство принимает на себя обязательство компенсировать частному лицу безнадежное право требования к другому частному лицу. По его мнению, государство должно освободить от ответственности получательницу субсидии и предъявить регрессный иск к виновному лицу.

По мнению Михаила Барщевского, таким образом получается, что если однажды выдана субсидия, которая впоследствии утеряна не по вине ее получателя, то последний вправе еще раз прийти и попросить выплаты. Эта логика, считает он, чревата масштабными злоупотреблениями.

Председатель КС РФ Валерий Зорькин сообщил, что решение будет принято позже в закрытом заседании.

Читайте также: