Что значит наложить вето на законопроект

Обновлено: 28.06.2024

Что такое право вето Президента Российской Федерации

Все люди хоть раз слышали про право вето, к примеру при чтении или просмотре новостей. В основном это слово употребляется в контексте принятия какого-то законопроекта, который был принят депутатами, а вот Президент оказался не согласен с ним и наложил на него право вето. Прочитав эту статью, вы узнаете подробнее, что такое вето Президента Российской Федерации — понятие и особенности его наложения, а также варианты снятия.

Вето Президента — это его право, прописанное в Конституции, которое распространяется на такую ситуацию, при которой Федеральное Собрание приняло определенный проект какого-то закона, а Президент с ним не согласен и просит его доработать.

СПРАВКА! Тогда Президент отклоняет данный проект и отправляет его назад в палаты для дополнительного процесса рассмотрения (доработку и переработку).

Общие сведения

Вето на закон

Согласно Конституции и знаний о правах и обязанностях Президента, право вето является одной из самых важных преференций в пользовании первого человека в России, хотя бы с точки зрения процесса создания законодательства. При этом вето Президента можно преодолеть, если соблюсти некоторые условия, которые задекларированы положениями Конституции.

С юридической точки зрения, президент обладает правом вето для оценки качества работы законодательных органов, то есть эффективность, полезность, результативность и значение продукта, который они представили на подпись. Первый человек страны дает оценку соответствия предложенного проекта ожиданиям юристов, правовых специалистов и простых граждан. Помимо этого, Президент изучает юридическую форму и проверяет ее совершенство. При обнаружении недостатков он может наложить вето.

Права и обязанности

В 107 статье Конституции прописано, как работает система прав и обязанностей главного человека страны. В ней описано, что такое вето и как происходит повторное рассмотрение закона. Из нее следует, что Президент РФ обладает правом применения отлагательного вето.

Запрет, который накладывает Президент, распространяется исключительно на федеральные законы, уже принятые Думой и прошедшие процедуру получения одобрения Совета Федерации.

ВАЖНО! Президент может наложить вето только до того, как закон вступит в силу, после этого сделать уже нельзя.

Простыми словами

Право вето является, по факту, правом отклонения проекта закона, который был уже принят депутатами, ответственными за законотворчество. Согласно Конституции, к этому праву можно прибегнуть на этапе направления проекта на подписание, то есть на последнем этапе.

Из 107 статьи этого документа следует, что вето носит отлагательный характер. При использовании Президентом права вето, депутаты начинают повторное рассмотрение законопроекта. Также депутаты вправе оставить документ без изменений. Во время наложения вето, Президент приводит некоторые аргументы, объясняя, чем конкретно его не устраивает предложенный закон. Поэтому депутаты имеют право с ним не согласиться и оставить прежние формулировки.

Подробности

Правила и процесс

Правила наложения вето

Президент может наложить вето в срок до 14 дней, что прописано в Конституции. Срок начинают отсчитывать со дня поступления закона на рассмотрение.

СПРАВКА! В истории есть случаи, когда за этот период Президент не обозначил свое мнение по определённому вопросу.

Согласно Конституции, в этом случае проект должен быть направлен на публикацию.

Действия после наложения вето

После объяснений Парламенту о причинах несовершенства проекта и предложении путей решения проблемы начинается следующий этап под названием голосование. На рассмотрение идёт документ, составленный под личным контролем Президента.

Согласно результатам голосования, становится понятно, необходима ли дополнительная работа над этим документом или он может стать действующим федеральным законом. Такие решения принимают с помощью результатов голосования в парламенте. Если за версию Президента проголосует более половины парламентариев, то документ принимают. Если за версию Президента голосов меньше половины, то нужно продолжить работу над законом.

Такой порядок подходит для общих случаев принятия нормативных актов, однако не все законы подходят под эти критерии. Достаточно часто встречаются уникальные случаи, например, если речь идёт о вопросах, которые затрагиваются Конституцией, то для таких законов действует особый порядок. Законы, принимаемые по такой процедуре, становятся федеральными конституционными. Гарантия стабильности для Конституции является их основной задачей посредством укрепления государственного строя.

СПРАВКА! Такие законы могут приниматься в условиях чрезвычайного положения или при введении военного положения, а также при принятии в состав государства новых регионов.

Юридическая сила

Наибольшей юридической силой в стране обладают федеральные конституционные законы, которые можно назвать основополагающими и самыми значимыми. Такая правовая сила даётся не просто так, а процесс принятия таких законов очень сложный и сильно отличается от обычного порядка.

Лишение права вето

Таким образом, не налагается вето Президента РФ на Федеральные конституционные законы. Президент может наложить вето на такие проекты, которые предполагают принятие обычного федерального закона.

По поводу федеральных конституционных законов, они должны быть подписаны строго в такой формулировке, в которой их разработали представители Совета Федерации. Изменения вносить в них нельзя, а сроки, представленные в Конституции, нужны для подписания и обнародования бумаги, без всяческих прений и сомнений. Основной идеей этого механизма является имеющиеся у законодательных органов прерогативы, которая распространяется на решение общих вопросов государства.

Исключения

Президент может наложить вето в срок до 14 дней

В 106 статье Конституции говорится об ограничениях на законы, которые можно отправлять в адрес Президента без рассмотрения их Советом Федерации. Имеется ввиду, что определенные категории федеральных законов настолько важны, что нельзя допускать их распространения по бюрократической системе.

Такой особый подход нужен потенциальным ФЗ, связанным с федеральным бюджетом, работой таможни, взиманием налогов, выпуском денежных знаков. Если Россия участвует в издании и ратифицировании договоров, действующих на международном уровне, то СФ должен рассмотреть этот документ и определиться со своим мнением на его счет. Особое внимание уделяется федеральным законам, которые касаются границ государства и мерами по ее защите.

СПРАВКА! Мирное и военное положение являются вопросами особенной важности, поэтому связанные с этим законы тоже всегда проходят через СФ с рассмотрением.

Заключительный этап

Несмотря на решение Совета Федерации, бумага в конце концов попадает на стол Президента, чтобы заручиться его подписью. На это законом определен 14 дней, когда первый человек страны может либо подписать проект, либо отложить его, применив право вето.

С помощью повторного голосования вето можно преодолеть. Для этого нужно положительное мнение большинства участников Думы или Совета Федерации. Если Дума или СФ сделала такое, то выбор остается небольшой — документ нужно подписать в течение 7 дней и опубликовать его, тем самым ввести в законную силу. Иногда создают согласительную комиссию для выработки такого текста закона, который бы одинаково удовлетворял Президента и государственные законотворческие органы.

Читайте также: