Что значит многофункциональное пособие

Обновлено: 06.05.2024

Основание пособия сделано из металлической пластины размером 200см Х40см, толщиной 1,5 мм, покрытой самоклеющейся бумагой с изображением сказочной лесной тропинки. К стене оно плотно прикреплено болтами. В состав пособия также входят картинки, наклеенные на плотный пластик, к которому приклеены магниты.

Пособие выполнено в соответствии с принципами:

доступности: обеспечивает свободный доступ воспитанников к пособию;

здоровьесбережения: наглядное пособие выполнено в соответствии с требованиями СанПин;

природосообразности: учёта возрастных особенностей детей;

трансформируемости : возможности изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Актуальность данного пособия

Отличительной особенностью детей с ОВЗ являются неустойчивое внимание, низкая мотивация и работоспособность. Безусловной особенностью всех детей является любовь к сказкам, которая и подтолкнула меня к созданию данного пособия, позволяющего обыграть артикуляционную гимнастику с помощь сказки. Когда я мысленно создавала данное пособие, я думала лишь об одном, как сделать его таким, чтобы дети с удовольствием выполняли артикуляционную гимнастику, чтобы сказки о Язычке вызывали бурю положительных эмоций у детей и желание стать авторами своих интересных, необычных сказочных историй, активными участниками сказочного путешествия язычка. Данное пособие помогло мне избежать монотонности и однообразия в процессе выполнения артикуляционной гимнастики с детьми. На выходе получилось многофункциональное магнитное пособие, которое гармонично вписалось в центре коррекции звукопроизношения в моём логопедическом кабинете.

Цель пособия: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Многофункциональность его заключается в том, что оно помогает решать множество задач:

эффективно проводить артикуляционную гимнастику;

развивать связную речь;

развивать лексико-грамматические средства языка;

развивать фонематическое восприятие;

развивать память, внимание, мышление, воображение,

совершенствовать мелкую моторику рук;

развивать и совершенствовать способность ориентироваться в пространстве;

развивать у детей творчество, самостоятельность, инициативность, умение работать в паре, группе.

Это пособие можно использовать в работе с детьми от четырёх до восьми лет, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Пособие выполнено в соответствии с принципами:

доступности: обеспечивает свободный доступ воспитанников к пособию;

здоровьесбережения: наглядное пособие выполнено в соответствии с требованиями СанПин;

природосообразности: учёта возрастных особенностей детей;

трансформируемости : возможности изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

эстетичности : пособие эстетически оформлено, выполнено из современных красочных материалов.

Данное пособие может использоваться в совместной деятельности детей и взрослых, в совместной деятельности детей, в самостоятельной деятельности детей. Его можно использовать в качестве диагностического пособия для обследования речи, познавательных процессов.

Мной использовались сюжеты сказочных историй, картинный материал следующих авторов:

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

3. Употребление предлогов: на, в, по, из, с, под, у, около, через и др.( Дети отвечают на вопросы: на чём сидит бегемот или где сидит бегемот, язычок, дятел, белка? Где находится слон, по чему скачет лошадка, ползёт змея, через чего переходит кот, где стоит лопата, чашка , по чему плывёт лодка и т.д.?

13. Игра «Что изменилось? Чего или кого не стало? ( С магнитного основания убираются 1-5 картинок (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Примерные ответы детей: не стало медведя и бегемота.

17. Составление рассказа по картинке.

Информационные ресурсы и литература

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить развивающую предметно-пространственную среды так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.


Пособие в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования отвечает следующим требованиям:


Целью данного пособия является формирование познавательных действий, становление сознания; развитие любознательности и познавательной мотивации.

Предназначено для детей от 3 до 6 лет. Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.

С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи:

  • формировать количественный и порядковый счет от 1 до 10;
  • давать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
  • развивать представление детей о геометрических фигурах; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами; формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров;
  • совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
  • классифицировать предметы по общему признаку, выделять обобщающее слово;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе;
  • способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти, познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации.

Пособие состоит из следующих частей:

- дерево, изготовленное из самоклеющейся цветной пленки,

- геометрические фигуры разных размеров,

- картинки разной цветовой гаммы, предметные картинки.

Цель: Закрепить количественный счет.

Материал. Карточки с цифрами, предметные картинки.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево осенние листья и предлагает детям посчитать их. А затем найти цифру обозначающее количество листьев.

2 вариант. Воспитатель размещает на дупло цифру и предлагает ребенку разместить на дереве столько же птиц.

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по величине.

Материал. Птицы разных размеров, два гнезда – большое и маленькое.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево в произвольном порядке птиц. Детям предлагается расселить птиц в гнезда: больших птиц в большое гнездо, маленьких – в маленькое гнездо.


Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Изображение геометрических фигур; предметные картинки.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло фигуру, предлагает детям выбирать те картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы. Карточку ребенок вывешивает на дерево.


Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Геометрические фигуры.

Инструкция: На дереве в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до трех и убирает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на дереве. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, воспитатель меняет количество фигур.

2 вариант. Воспитатель помещает на дерево предметы разной геометрической формы, и предлагает детям как можно больше найти предметов, напоминающих заданную форму.

Цель: Закрепить название основных цветов.

Материал. Карточки с изображением основного цвета, предметные картинки различной цветовой гаммы.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло карточки с изображением основного цвета, и предлагает детям найти предмет такого же цвета. Карточку ребенок вывешивает на дерево.

Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

Материал. Предметные картинки: птица, лист, яблоко, гусеница, бабочка.

Инструкция: Воспитатель показывает детям картинки. Предлагает детям назвать их, а потом предлагает расположить их на дереве в определенной последовательности. Например, в центре поместить яблоко, слева от яблока поместить птицу, справа от яблока поместить лист. Под деревом поместить гусеницу, над деревом - бабочку.

Цель: Учить детей располагать предметы и их изображения в указанном месте, отражать в речи их пространственное расположение.

Воспитатель задает наводящие вопросы: Чей домик был первый? Кто спрятался во втором домике? Почему волк не смог сломать третий домик? Кто его построил?


Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Материал. Предметные картинки.

Инструкция: Дети рассматривают на наборном полотне расположение предметных картинок, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет картинки местами. Детям нужно восстановить порядок расположения картинок.

Цель: Научить детей исключать лишнее.

Материал. Предметные картинки по любым темам.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дерево картинки. Просит детей назвать, что изображено на них, и исключить лишнее.

Основание пособия сделано из металлической пластины размером 200см Х40см, толщиной 1,5 мм, покрытой самоклеющейся бумагой с изображением сказочной лесной тропинки. К стене оно плотно прикреплено болтами. В состав пособия также входят картинки, наклеенные на плотный пластик, к которому приклеены магниты.

Пособие выполнено в соответствии с принципами:

доступности: обеспечивает свободный доступ воспитанников к пособию;

здоровьесбережения: наглядное пособие выполнено в соответствии с требованиями СанПин;

природосообразности: учёта возрастных особенностей детей;

трансформируемости : возможности изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Актуальность данного пособия

Отличительной особенностью детей с ОВЗ являются неустойчивое внимание, низкая мотивация и работоспособность. Безусловной особенностью всех детей является любовь к сказкам, которая и подтолкнула меня к созданию данного пособия, позволяющего обыграть артикуляционную гимнастику с помощь сказки. Когда я мысленно создавала данное пособие, я думала лишь об одном, как сделать его таким, чтобы дети с удовольствием выполняли артикуляционную гимнастику, чтобы сказки о Язычке вызывали бурю положительных эмоций у детей и желание стать авторами своих интересных, необычных сказочных историй, активными участниками сказочного путешествия язычка. Данное пособие помогло мне избежать монотонности и однообразия в процессе выполнения артикуляционной гимнастики с детьми. На выходе получилось многофункциональное магнитное пособие, которое гармонично вписалось в центре коррекции звукопроизношения в моём логопедическом кабинете.

Цель пособия: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Многофункциональность его заключается в том, что оно помогает решать множество задач:

эффективно проводить артикуляционную гимнастику;

развивать связную речь;

развивать лексико-грамматические средства языка;

развивать фонематическое восприятие;

развивать память, внимание, мышление, воображение,

совершенствовать мелкую моторику рук;

развивать и совершенствовать способность ориентироваться в пространстве;

развивать у детей творчество, самостоятельность, инициативность, умение работать в паре, группе.

Это пособие можно использовать в работе с детьми от четырёх до восьми лет, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Пособие выполнено в соответствии с принципами:

доступности: обеспечивает свободный доступ воспитанников к пособию;

здоровьесбережения: наглядное пособие выполнено в соответствии с требованиями СанПин;

природосообразности: учёта возрастных особенностей детей;

трансформируемости : возможности изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

эстетичности : пособие эстетически оформлено, выполнено из современных красочных материалов.

Данное пособие может использоваться в совместной деятельности детей и взрослых, в совместной деятельности детей, в самостоятельной деятельности детей. Его можно использовать в качестве диагностического пособия для обследования речи, познавательных процессов.

Мной использовались сюжеты сказочных историй, картинный материал следующих авторов:

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

3. Употребление предлогов: на, в, по, из, с, под, у, около, через и др.( Дети отвечают на вопросы: на чём сидит бегемот или где сидит бегемот, язычок, дятел, белка? Где находится слон, по чему скачет лошадка, ползёт змея, через чего переходит кот, где стоит лопата, чашка , по чему плывёт лодка и т.д.?

13. Игра «Что изменилось? Чего или кого не стало? ( С магнитного основания убираются 1-5 картинок (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Примерные ответы детей: не стало медведя и бегемота.

17. Составление рассказа по картинке.

Информационные ресурсы и литература

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

Данная разработка создавалась с целью раскрытия опыта использования авторских наглядно-игровых пособий на занятиях по формированию связной речи.

Дидактическое пособие ориентировано на дошкольников 3-6 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях учителей-логопедов и дефектологов.

• работа с использованием всех сторон пособия: рассказывание по готовому плану – схеме, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.

Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л. С. Выготский) и практических действий . Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы мнемотехники ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Авторское наглядно – игровое пособие обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал как в практике педагога, так и в семье:

• доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях;

• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

• богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников;

• высокий уровень оформления наглядно - игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.


  1. сторона пирамиды помогает педагогу организовать игры на развитие мелкой моторики. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому это красочное пособие поможет детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Для этого в пособии присутствует дерево, на котором дети крепят листочки разного цвета, фрукты, снежинки , под деревом растения ,насекомые, животные, цветы, над деревом -солнце, тучка, дождь, ветер, снег и т.д. На противоположной

3 сторона поможет детям классифицировать предметы по цвету, форме, признаку ,геометрическим формам, закрепить порядковый счет, составлять примеры, а также поможет в работе над звуковым анализом слов (выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Ребенок выбирает картинку, определяет место заданного звука в слове и ставит картинку в нужное окошечко, сторона – пирамида поможет детям делить слова на слоги (1 колечко – поставить картинку в названии которой 1 слог, 2 колечка – 2 слога и т. д.) Способствует закреплению знаний о животных родного края (ребенок выбирает картинку с изображением обитателей Черного моря, животных центральной части России , диких и домашних животных ,а также- овощи – фрукты , ягоды ,грибы и т.д.В физической культуре , музыке, труде-способствует закреплению знаний об атрибутах, а также о последовательности действий. Например – воспитатель дает задание детям найти предметы используемые в труде , физкультуре ,а также закреплению знаний о музыкальных инструментах; очередность и последовательность действий во время утренней гимнастики или движений в танце и т.д.

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

Примерные образцы описательных рассказов

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

На стороне 1- весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

Наступила весна. Весной солнце начинает припекать. На улицах капель. Бегут ручейки, по которым дети пускают кораблики. На деревьях набухают почки, а потом появляются листочки. Расцветают тюльпаны, нарциссы и ещё много разных цветов. Весной прилетают птицы: грачи, ласточки, соловьи. Птицы весной вьют гнезда. Люди надевают весеннюю одежду: легкие куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги. Начинаются полевые работы: люди сажают на огородах овощи. Мне нравится весна, потому что весной красиво!

Наступила зима. Зимой день становится короче, а ночь длиннее. Дуют холодные ветры, метут метели. Зимой деревья стоят голые, только зеленеют ели. В лесу жизнь не замирает. Дикие животные охотятся, но медведь и еж впадают в спячку. Люди надевают теплую зимнюю одежду: шубы, валенки, меховые шапки, варежки.

Наступила осень. Выделяют три периода осени: ранняя (кое-где появляются первые желтые листья), золотая осень (все деревья стоят в золотых нарядах, еще тепло, ярко светит солнце), поздняя осень (пасмурно, листья с деревьев облетели, льют холодные нудные дожди). Осенью небо покрыто тяжелыми тучами, идут холодные моросящие дожди. Листья желтеют и облетают. Созревают овощи и фрукты. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку. Птицы улетают в теплые края. Пропадают насекомые. Люди надевают осеннюю одежду: куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги, перчатки. В лесу люди собирают грибы, делают домашние заготовки (компоты, варенье, соленья).

Проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.

Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.

Цель: Варианты игры зависят от коррекционных целей (развитие зрительного или слухового внимания). В кабинете расставлены сюжетные картины, отражающие времена года.

Ход игры: В первом варианте педагог закрывает смайликом первую картинку с названием сезона. Глядя на оставшиеся 3 картинки, дети должны догадаться, какое время года загадано и подойти к сюжетной картине, изображающей данный сезон. Рассказать, по каким признакам они выбрали эту картину.

Во втором варианте ведущим является ребенок. Сидя за ширмой, он описывает признаки сезона, опираясь на мнемотехническое пособие. Задача игроков – найти сюжетную картину с изображением загаданного времени года, ориентируясь на услышанное описание.
«Составление описательно-повествовательных (творческих)

Самый сложный тип связных высказываний, требующий синтеза всех ранее усвоенных знаний. Рассказ составляется по узкой теме.

Цель: расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение за ними ухаживать.

Материалы: подобрать картинки с видами комнатных растений.

Ход игры: дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Рассматривая картинки на дидактическом пособии, воспитатель задает вопросы:

Какие листья у каждого растения?

В какое время года оно цветет?

Как ухаживать за растениями?

Есть ли у кого дома домашнее растение? Какое?
«Какое животное лишнее?

Цель: расширять представление о домашних (диких) животных. Их значимость в жизни человека.

Материалы: карточки с домашними (дикими) животными.

Ход игры: поставить в красную деталь пирамидки(или например третью с низу и т. д.) домашних животных, а в желтую (первую с верху) дикое животное. Какое животное лишнее? Почему?

Цель: выявить настроение ребенка. С каким настроением он пришел в садик. Корректировать плохое настроение ребенка.

Материалы: карточки с различными видами эмоций.

Ход игры: ребенок подходит к карточкам, выбирает ту эмоцию, которая похожа на его настроение в данный момент и вставляет в кармашек на стороне 4.

Читайте также: