Что значит компенсировать в психологии

Обновлено: 28.06.2024


Механизм психологической защиты, направленный на исправление или восполнение собственной реальной или воображаемой физической или психической неполноценности, когда неполноценные функции организма "выравниваются".

compensation) - возмещение какого-либо функционального или структурного недостатка. Например, компенсация утраченной больной почки приводит к увеличению размеров оставшейся почки для восстановления прежней способности организма к образованию мочи.

от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание; compensare - уравновешивать; возмещать] - 1) возмещение, вознаграждение за что-то; 2) мед. выравнивание имеющихся в организме болезненных расстройств, отклонений в психическом и физическом развитии

психологический защитный механизм (см. Защитные механизмы, Психологическая защита), посредством которого человек практически или только в своём воображении избавляется от имеющихся у него недостатков и связанных с ними неприятных переживаний, за счёт осознания и развития тех своих достоинств, которые способны данные недостатки заменить.

Словообразование. Происходит от греч. cоmрensare - возмещать.
Категория. Теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера.
Специфика. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности.

Согласно З. Фрейду - реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов. Согласно А. Адлеру - повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый. Чрезмерная компенсация переходит в сверхкомпенсацию. Та и другая выступают как механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.

(Compensatio) (от лат. compenso - замещать, заменить, выровнять). Букв. выравнивание, замещение, уравновешивание. Уравновешивание нарушенных функций, патологических процессов путем развития приспособительных процессов в организме или в органах. Понятие компенсации в психиатрии введено австрийским психиатром A. Адлером. В психиатрической практике чаще всего упоминается в связи с психопатиями, когда в результате медико-педагогических воздействий на некоторое (более или менее продолжительное) время психопаты приобретают возможность существовать бесконфликтно в семейной, трудовой и социальной среде, т. е. наступает выравнивание, уравновешивание большей части психопатических особенностей их личности. Ср. Декомпенсация,

от лат. compensare - возмещать, уравновешивать) - 1) механизм замещения реально существующей или воображаемой интеллектуальной неполноценности личности; 2) процесс возмещения недостаточно развитых ее качеств; 3) эффект преодоления психических затруднений посредством мобилизации волевых усилий, развитием недостающих качеств и достижением более высокого личностного, национального статуса. В результате К.э. неудачи в одной области как бы сглаживаются успехами в другой. Так, среди англичан распространены анекдоты, которые подчеркивают некультурность, невоспитанность и невежливость американцев. Тем самым национальное сознание англичан как бы компенсирует их проигрыш США в экономических, политических, культурных и иных сферах жизнедеятельности, особенно проявляющийся в настоящее время.

лат. compensare - уравновешивать, возмещать) - 1. частичное или полное восстановление поврежденной функции в ходе ремиссии или выздоровления за счет активизации резервных возможностей организма; 2. в психоанализе З.Фрейда - форма защиты с целью восполнить дефицит необходимого чем-то другим, чтобы скрыть свой недостаток или предотвратить его осознавание; 3. в теории А.Адлера - механизм преодоления чувства неполноценности путем самостоятельного овладения просоциальными знаниями и навыками; 4. в нейропсихологии - восстановление функции поврежденной одной психофизиологической структуры путем активизации какой-то другой (например, утрата зрения компенсируется обострением тактильной чувствительности); 5. восстановление функции нерва после его повреждения; 6. вознаграждение за потерянное, за лишение чего-либо.

Стандартное словарное значение (восполнение, возмещение или уравновешивание) выражает по существу то, что большинство психологов вкладывает в этот термин: 1. Фрейд рассматривал это понятие более широко, считая компенсацию одним из основных защитных механизмов, который некоторые индивиды используют, чтобы восполнить нехватку чего-либо, чтобы скрыть собственные недостатки, предотвратить выход их на уровень сознания. 2. В теории Альберта Адлера это стало центральным понятием характеристики личности. Компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек может преодолеть чувство неполноценности (подробнее см. этот термин). Ср. со сверхкомпенсацией. 3. В нейропсихологии – восстановление функции после повреждения нерва. Здесь употребление термина ограничивается повреждениями центральной нервной системы, при которых нервные структуры непосредственно не восстанавливаются, но их функции выполняются другими тканями.

лат. compensare - уравновешивать, возмещать). 1. Восстановление в полном или частичном объеме ущерба деятельности нарушенных функций определенных органов, тканей или систем организма за счет компенсаторных механизмов. В психиатрии механизмы К. оказываются различными в зависимости от форм психической патологии. Так, при органических поражениях головного мозга К. наступает вследствие уменьшения выраженности функциональных, обратимых, расстройств, иногда за счет викарной деятельности непораженных отделов головного мозга; К. при шизофрении достигают антипсихотическим действием нейролептиков и проведением социально-трудовых реабилитационных мероприятий; при психопатиях К. - результат социальной адаптации, наступающей вследствие нивелирования патогенных средовых факторов и нередко минования возрастного криза. 2. Один из механизмов психологической защиты, позволяющий сознательно или бессознательно уменьшать напряжение, возникающее при невозможности достижения какой-либо цели, путем замены ее другой (субстанция цели). Активность в замещении одного вида деятельности другой освобождает человека от признания своей неполноценности, несостоятельности. Результативность в другой области деятельности, например, приносит инвалиду не только положительную динамику самооценки, но и одобрение, признание со стороны окружающих.

Compensation; Kompensation) - естественный процесс, направленный на установление или поддержание равновесия в психическом (см. также активное воображение, сновидения, невроз и саморегуляторная функция психического).
" я представляю понятие компенсации вообще как функциональное уравновешивание, как саморегулирование психического аппарата. В этом смысле я понимаю деятельность бессознательного как уравновешение той односторонности в общей установке, которая создается функцией сознания Деятельность сознания есть деятельность выбирающая. А выбор требует направления. Направление же требует исключения всего несопри-надлежащего (иррелевантного). Отсюда в каждом данном случае должна возникать известная односторонность в ориентировании сознания. Содержания, исключенные намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное, но, благодаря своей действенной наличности, они образуют все же противовес сознательному ориентированию, который усиливается от возрастания сознательной односторонности и, наконец, приводит к заметной напряженности. Эта напряженность обозначает известную задержку (Hemmung) в сознательной деятельности, которую, однако, вначале можно преодолеть повышенным сознательным усилием. Но с течением времени напряженность настолько возрастает, что задержанные бессознательные содержания все же сообщаются сознанию, и притом через сновидения и свободно возникающие образы. Чем больше односторонность сознательной установки, тем противоположней бывают содержания, возникающие из бессознательного, так что можно говорить о настоящем контрасте между сознанием и бессознательным. В этом случае компенсация принимает форму контрастирующей функции. Это, конечно, крайний случай. Обыкновенно же компенсация через бессознательное бывает не контрастом, а уравновешением или восполнением сознательной ориентировки. Бессознательное выявляет, например, в сновидении все те содержания, подходящие к сознательной ситуации, но задержанные сознательным выбором, познание которых было бы безусловно необходимо сознанию для полного приспособления. В нормальном состоянии компенсация бессознательна, т. е. она воздействует на сознательную деятельность, регулируя ее бессознательно. Но при неврозе бессознательное вступает в столь сильный контраст с сознанием, что процесс компенсации нарушается. Поэтому аналитическое лечение стремится к тому, чтобы ввести в сознание бессознательные содержания, чтобы этим способом вновь восстановить компенсацию" (ПТ, пар. 743-44).
Точка зрения бессознательного, являясь компенсаторной, всегда будет выглядеть неожиданной и кажущейся отличной от позиции, занятой сознанием. Юнг отмечал, что "каждый процесс, идущий слишком быстро, неизбежно и немедленно вызывает компенсацию" (ЮПП, пар. 330) (см. энантиодромия). Поэтому компенсация очевидна и во вспышке раздражения у младенца, и в усложненных проявлениях, сопровождающих взаимоотношения аналитика и пациента. По этому поводу Юнг говорит: "Усиливающаяся связь с аналитиком есть компенсация за поврежденное отношение пациента к реальности. Эта связь и есть то, что мы подразумеваем под переносом" (CW 16, par. 282; ЮПП, пар. 282).

есть уравновешивание или возмещение. Понятие компенсации было, собственно говоря, внесено Адлером в психологию неврозов. /107; 108; 109- С.34/ Под компенсацией он понимает функциональное уравновешивание чувства неполноценности при помощи компенсирующей психологической системы, которую можно сравнить с компенсирующим развитием органов при неполноценности органов. По этому поводу Адлер говорит: "С отделением от материнского организма для этих неполноценных органов и органических систем начинается борьба с внешним миром, которая необходимо должна возгореться и завязывается с большим ожесточением, чем при нормально развитом аппарате. Однако зачаточный характер придает вместе с тем и большую возможность компенсации и сверхкомпенсации, повышает приспособляемость к обыкновенным и необыкновенным препятствиям и обеспечивает образование новых и высших форм, новых и высших достижений". Чувство неполноценности у невротика, этиологически соответствующее, по Адлеру, неполноценности какого-нибудь органа, дает повод к вспомогательной конструкции, то есть именно к компенсации, которая состоит в создании фикции, уравновешивающей неполноценность. Фикция, или "фиктивная линия поведения", есть психологическая система, стремящаяся к превращению неполноценности в сверхценность. Важным и характерным моментом теории Адлера является эта наличность компенсирующей функции в области психологических процессов, существование которой эмпирически нельзя отрицать. Она соответствует сходной функции в физиологической области, а именно саморегуляции живого организма.
Тогда как Адлер сводит свое понятие компенсации к уравновешиванию чувства неполноценности, я представляю понятие компенсации вообще как функциональное уравновешивание, как саморегулирование психического аппарата. В этом смысле я понимаю деятельность бессознательного (см.) как уравновешивание той односторонности в общей установке, которая создается функцией сознания. Психологи охотно сравнивают сознание с глазом; говорят о поле зрения и о точке зрения в сознании. Это сравнение очень метко характеризует сущность функции сознания: лишь немногие содержания могут одновременно достигать высшей степени сознательности, и лишь ограниченное число содержаний может находиться одновременно в поле сознания. Деятельность сознания есть деятельность селективная, выбирающая. А выбор требует направления. Направление же требует исключения всего иррелевантного (несопринадлежащего). Отсюда в каждом данном случае должна возникать известная односторонность в ориентировании сознания. Содержания, исключенные намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное, но благодаря своей действенной наличности они образуют все же противовес сознательному ориентированию, который усиливается от возрастания сознательной односторонности и наконец приводит к заметной напряженности. Эта напряженность обозначает известную задержку (Hemmung) в сознательной деятельности, которую, однако, вначале можно преодолеть повышенным сознательным усилием. Но с течением времени напряженность настолько возрастает, что задержанные бессознательные содержания все же сообщаются сознанию, притом через сновидения и свободно возникающие образы. Чем больше односторонность сознательной установки, тем противоположней бывают содержания, возникающие из бессознательного, так что можно говорить о настоящем контрасте между сознанием и бессознательным. В этом случае компенсация принимает форму контрастирующей функции. Это, конечно, крайний случай. Обыкновенно же компенсация через бессознательное бывает не контрастом, а уравновешением или восполнением сознательной ориентировки. Бессознательное выявляет, например, в сновидении все те содержания, подходящие к сознательной ситуации, но задержанные сознательным выбором, познание которых было бы безусловно необходимо сознанию для полного приспособления.
В нормальном состоянии компенсация бессознательна, то есть она воздействует на сознательную деятельность, регулируя ее бессознательно. Но при неврозе бессознательное вступает в столь сильный контраст с сознанием, что процесс компенсации нарушается. Поэтому аналитическое лечение стремится к тому, чтобы ввести в сознание бессознательные содержания, чтобы этим способом вновь восстановить компенсацию.

Эмоциональная истощенность

В арсенал человеческой психики входит целый ряд различных защитных механизмов, призванных реагировать на определенные эмоции и чувства индивидуума. К числу таких механизмов относят и гиперкомпенсацию, основной задачей которой является борьба с комплексом неполноценности. В сущности, данный механизм не способен избавить человека от указанного комплекса, он может лишь замаскировать его, а при неблагоприятном стечении обстоятельств — еще и усугубить. Давайте более подробно разберём, что такое гиперкомпенсация, рассмотрим примеры, узнаем причины, обсудим как от неё избавиться.

Что такое гиперкомпенсация?

Гиперкомпенсация — это крайнее утрирование какого-либо качества, вызывающего у личности чувство неполноценности, благодаря чему человек получает возможность утвердиться за счет других людей, превознестись над ними. Чаще всего механизм гиперкомпенсации относят к бессознательным, а потому — самостоятельно не регулируемым людьми механизмам защиты. Как правило, его основой является сформированный у конкретного индивидуума еще в детстве либо в подростковом возрасте комплекс неполноценности.

Для борьбы со своим реальным или мнимым дефектом страдающая гиперкомпенсацией личность прикладывает огромные усилия, что часто приводит ее к впадению в противоположную крайность (например, слабохарактерный и несамостоятельный человек может превратиться в деспота).

Примеры гиперкомпенсации

Как правило, гиперкомпенсация всегда проявляется негативно. К ее основным и наиболее типичным примерам относят:

  • навязчивую словоохотливость (призванную компенсировать излишнюю стеснительность);
  • сексуальная распущенность (так компенсируется боязнь строить близкие отношения);
  • неадекватность поведения со стороны неуверенных в себе личностей;
  • агрессию, исходящую от пассивных по характеру индивидуумов;
  • чрезмерную склонность к риску, свойственную некоторым нерешительным людям;
  • навязчивые попытки физически слабого человека стать сильнее, чтобы отомстить своим обидчикам.

Однако в отдельных случаях гиперкомпенсация может проявляться и положительно, когда, к примеру, человек со страхом высоты со временем становится альпинистом, а ребенок, с детства боявшийся собак во взрослой жизни начинает дрессировать крупных и опасных хищников.

Признаки гиперкомпенсации

У описываемого феномена выделяют три главных признака:

  1. Эгоцентризм, который проявляется как абсолютная уверенность индивидуума в собственной правоте и не признание им правильным никакого иного мнения, кроме своего собственного.
  2. Высокомерие, поскольку склонные к гиперкомпенсации люди желают во что бы то ни стало показать свое превосходство над окружающими, в которое со временем начинают искренне верить.
  3. Хвастовство, которое формируется на основе страстного желания человека поведать каждому о собственных достижениях (в реальности — достаточно скромных).

Постепенное развитие перечисленных выше признаков приводит к тому, что страдающий от гиперкомпенсации индивид начинает ощущать себя комфортно лишь в кругу лиц, позволяющих ему самоутверждаться за их же счет.

Причины возникновения гиперкомпенсации

Обычно механизм гиперкомпенсации формируется у человека в ранние годы жизни на основе комплекса неполноценности, развивающегося у личности из-за имеющегося у нее реального или вымышленного физического недостатка. Часто реальный недостаток, в виде, например, лишнего веса или увечья, вызывает насмешки и оскорбления со стороны окружающих, приводя, в особенности в детстве, уже к откровенной травле. Причинами формирования вымышленных дефектов чаще всего становятся ошибки, допущенные родителями при воспитании детей, к примеру, гиперопека или, наоборот, открытое отвержение ребенка.

Немалую роль в процессе формирования комплекса неполноценности играет и авторитетная для человека личность, резко указывающая индивидууму на его мнимый или реальный недостаток. Так, конкретная девушка может совсем не реагировать на замечания окружающих по поводу какого-либо недостатка ее внешности, но упрек со стороны близкого человека почти всегда приводит к психологической травме и следующему за ней запуску защитного механизма.

Кроме того, к причинам, способствующим развитию у человека чувства собственной неполноценности следует отнести и многие социальные стереотипы, игнорирующие потребности отдельной личности и осуждающие любые попытки человека выделится из толпы. В итоге индивидуум пытается стать тем, кем не хочет быть, да и не является в реальности, стараясь добиться успеха в деле, к которому у него нет ни интереса, ни способностей, вместо реализации себе в действительно интересной для него сфере.

Компенсация и гиперкомпенсация

Отдаленно компенсация похожа на гиперкомпенсацию, однако, подверженный компенсации индивид направляет свою энергию на достижение успеха в иной, не связанной с имеющимся у него дефектом, области (к примеру, не реализовавшаяся в профессиональной сфере женщина может стать домохозяйкой). Но в случае с механизмом компенсации все предельно относительно, потому что далеко не каждая домохозяйка компенсирует свой реальный или надуманный комплекс уходом сугубо в домашние дела.

Как избавиться от гиперкомпенсации?

Человеку, обнаружившему у себя явные признаки гиперкомпенсации, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (психотерапевту), который сможет установить точные причины развития у него данного механизма защиты и предложить план по его преодолению.

На начальной стадии указанную проблему можно устранить и самостоятельно, для чего потребуется:

  • прийти к осознанию причин возникновения у вас комплекса неполноценности;
  • прекратить постоянно сравнивать себя с другими людьми;
  • перестать все время доказывать окружающим свою правоту;
  • определить, что именно вам нравится делать, что получается делать лучше всего, что хотелось бы попробовать сделать в дальнейшем;
  • исключить из своего окружения людей, пытающихся утверждаться за счет унижения других.

Выводы

Гиперкомпенсация блокирует личностный рост и развитие человека, провоцируя огромные энергетические затраты, следствием которых являются физическое и психическое истощение. Также она мешает строить крепкие и долгосрочные отношения, поскольку вместо взаимодействия с людьми индивид начинает просто утверждаться за их счет. В итоге круг его общения резко ограничивается, что ведет к изоляции, депрессии, развитию неврозов и других психических патологий.

По этим причинам данный непродуктивный механизм защиты необходимо заменить на более рациональный способ решения возникшей проблемы. Добиться этого можно лишь преодолением (самостоятельным либо с помощью специалиста) имеющегося комплекса неполноценности и началом собственной личностной реализации.

Компенсаторная функция (компенсация) – это общая совокупность реакций организма на какое-либо повреждение, возмещение которого происходит за счет деятельности неповрежденных систем или отдельных органов.

Потребность человека в каких-либо необходимых ему переживаниях вызывает появление компенсаторной функции. Для лучшего понимания этой функции её рассматривают с точки зрения теории вчувствования. Данная теория оказала большое влияние на развитие эстетики и психологии художественного творчества. В основе теории лежало понятие эмпатии (сопереживание), т.е. способность человека сопереживать другому в его радостях и печальных событиях. Социальный психолог Т. Шибутани определяет эмпатию как способность человека проникать в психику и принимать в расчет чувства другого человека.

Эмпатия – это вчувствование человека в эмоциональный мир другого, а идентификация – это процесс отождествления человеком самого себя с предметным миром.

Эти два механизма помогают человеку настраиваться на волну другого и получать необходимую эмоциональную подпитку. Таким образом, люди между собой связаны благодаря эмпатии и небезразличны друг другу.

Психологический механизм эмпатии английский философ Э. Берг понимал следующим образом – к делам других человек всегда относится с участием, всегда бывает тронут, когда тронуты другие и не остается безразличным зрителем.

Эмпатия должна рассматриваться как замена, вследствие которой человек оказывается на месте другого – эта страсть может быть обращена к страданию, тогда это будет источник возвышенного или станет понятием наслаждения.

Психика человека является сложнейшей функциональной системой. Её пластичность лежит в основе компенсаторных механизмов – сущность этих механизмов сводится к замене выпавшего звена, в результате чего целостность функциональной системы восстанавливается.

Готовые работы на аналогичную тему

Компенсационные процессы у человека заключаются в основном в формировании способов действий усвоения социального опыта, при этом ведущую роль играет сознание. Компенсация у человека, таким образом, связана с развитием всех сторон его личности. Процессы компенсации осуществляются на разных уровнях своей организации.

В.М. Сорокин выделяет четыре таких уровня:

  • биологический,
  • психологический,
  • социально-психологический,
  • социальный.

Компенсация в психологии

Компенсация – это защитный механизм психики, который заключается в бессознательной попытке преодоления как реальных, так и воображаемых недостатков.

Из внешнего мира на психику человека идет большое давление, выдержать которое очень трудно, поэтому вырабатываются механизмы, направленные на самозащиту. Каждый человек что-то сам о себе представляет, его мнимые и реальные недостатки являются причиной того, что человек начинает компенсировать. Это значит, что, воспринимаемые человеком собственные недостатки, необходимо устранить или превратить в достоинства, причем, различными способами.Например, люди невысокого роста довольно часто выбирают вещи большого размера, компенсируя, таким образом, свой недостаток. Примером также могут быть одинокие люди, которые компенсируют свое одиночество домашними животными.

Компенсация является защитным механизмом, вступающим в действие, когда психика требует устранить возникшие проблемы, вызывающие негативную эмоциональную реакцию.

Компенсация зависит от характера и возможностей человека, от его условий жизни.

Таким образом, компенсация в психологии является способом дополнения чего-то недостающего или замены плохого хорошим.

Происходит компенсация во всех сферах жизни, а не только в той, где возникла проблема. Например, мужчина, недовольный своим социальным положением, будет самоутверждаться в своей семье – командовать всеми её членами, показывать, что он главный, а то и физическую силу использовать.

На первый взгляд компенсация вполне приемлемая, но, её главная причина состоит в том, что часто человек не искореняет свой недостаток, а ещё больше усиливает. Обычно свою внутреннюю проблему при компенсации он не решает, а делает попытки забыть о ней, чем-то прикрыть, и психологи выделяют здесь многообразные способы замены. Например, очень легко запутаться в таком чувстве как любовь. Есть много способов замены настоящей любви и, людям порой кажется, что они любят друг друга или их любят, но это совсем не так:

  • Во-первых, любить можно не самого человека, а какие-то качества и возможности – мужчины любят красивых женщин, а те, в свою очередь любят деньги. Найдя желаемое, они говорят, что любят;
  • Во-вторых, можно просто быть благодарным партнеру за проявляемые теплые чувства, а на самом деле не любить;
  • В-третьих, страсть или влюбленность часто принимают за любовь, а любовь и влюбленность – это разные понятия;
  • В-четвертых, любить можно не самого человека, а тот статус, который он дает, например, женщина замужем, мужчина – женатый - это их социальные статусы.

Компенсация по-другому является просто притворством – человек надевает на себя маску, а эта маска необходима, когда он испытывает страх и неуверенность. Причин для использования маски множество – люди, когда грустят – смеются, или активно общаются, когда хотят побыть в одиночестве и др. Постоянно притворяться довольно тяжело – можно сказать, что это своеобразный стресс для организма.

Спокойно идет по жизни тот человек, который знает, как справляться со своим страхом и знает свои страхи.

В принципе, компенсация – это эффективная психологическая защита, которая характерна для социально зрелой личности.

Термин компенсация ввел З. Фрейд, а в индивидуальной психологии А. Адлера этот термин стал центральным понятием.

Компенсация может быть социально приемлемой и неприемлемой, например, злоупотребление властными полномочиями.

С помощью компенсации уменьшается интенсивность таких чувств, как печаль, горе, утрата, неполноценность и др. Достигается это с помощью переключения внимания человека на нейтральные или позитивные качества и навыки.

В результате переключения внимания с травмирующих событий, возникают положительные эмоции и реакции, снижающие интенсивность отрицательных чувств.

Чаще всего компенсация проявляется в профессиональной сфере.

Психологическая защита в виде компенсации может и не сформироваться, человек не может переключиться на другое состояние или другой вид активности – в этом случае ему сложно справляться с возникающими разочарованиями.

Могут быть патологические варианты компенсаторного поведения, например, алкоголизм, наркомания, фанатичная вера во что-либо.

Потребностью почти всех людей является достижение какого-либо статуса, поэтому компенсаторное поведение универсально.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.

Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.

Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.

Дизонтогенез - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.

Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.

Фазы компенсаторных процессов:

Связана с обнаружением того или иного нарушения

С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина

Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов

Отслеживание процесса реализации программы

Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата

Уровни компенсаторных механизмов.

Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.

Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.

Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.

Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.

Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.

Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.

Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.

Адаптация и компенсация

Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.

Компенсация – изменения внутри.

Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.

Компенсация (возмещать, уравновешивать) - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия

Вторичные - имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного, но обусловленных ими.

Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.

- комплекс неполноценности - благодаря стремлению к превосходству, которое обеспечивает в конечном счете преодоление имеющихся проблем.

- дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.

- влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и

- служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.

1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые - письмо -осязательный анализатор - Брайль)

- выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

- на личностном уровне - поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Защитный механизм - сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.

Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Первый – внутрисистемная компенсация , которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип – межсистемная компенсация , которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Первый — биологический , или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.

Прежде всего, коррекция —это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо,это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации .Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться,как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Читайте также: