Что значит исключительные права на цифровую дистрибуцию аудиозаписей

Обновлено: 25.06.2024

Текст

Текст

Поиск надежного партнера по цифровой дистрибуции — вопрос, ответ на который ищет каждый музыкант. Если раньше издание пластинки было сложным и затратным делом, которое трудно реализовать без контракта с лейблом, то сегодня в мире работают сотни сервисов, которые предлагают доставить аудиоконтент на цифровые площадки. Кому стоит доверять, а к кому — отнестись с осторожностью? На что обратить особое внимание и какие дополнительные услуги можно получить от цифрового партнера? Давайте разбираться.

Дистрибьюторы, агрегаторы, лейблы: в чем разница?

Для начала давайте разберемся с терминологией.

Дистрибьютор — это ключевой элемент в цепи по доставке музыкального контента от правообладателя к слушателю. Ни один исполнитель в мире ни технически, ни юридически не может сам обеспечить распространение своей музыки на прилавках стриминг-сервисов.

Для этого артисты пользуются дистрибьюторами, которые обладают необходимыми договорами и техническими решениями для осуществления этой задачи. Таких компаний сотни, однако настоящими дистрибьюторами могут считаться организации, которые обладают прямыми контрактами со стримингами.

Чтобы проверить, является ли ваш дистрибьютор официальным партнером площадок или пользуется посредниками при доставке вашего контента, можно свериться со списком надежных представителей на сайтах Apple Music и Spotify — эти сервисы во всем мире считаются основными, и каждый уважающий себя дистрибьютор имеет с ними прямой контракт.

Агрегаторами могут считаться компании, которые собирают материал от независимых артистов и передают его большим дистрибьюторам. Агрегаторы — это посредники, которые могут решать некоторые технические проблемы музыкантов. Например, если исполнителю сложно понять требования, которые дистрибьюторы выставляют к контенту (аудиозаписям, обложкам, текстам и т. д.), за несколько сотен рублей агрегатор может решить все проблемы, которые касаются заливки треков на стриминги.

Агрегатор заинтересован в расширении своего каталога: чем больше успешных релизов он выпустит через свой аккаунт, тем более выгодные условия работы можно получить от дистрибьюторов (в том числе от не упомянутых в этом материале гигантов индустрии Believe Digital и The Orchard, которые делают упор на сотрудничество с юридически оформленными компаниями, у которых уже есть бэк-каталог). При этом агрегатору не всегда может быть интересен успех конкретного артиста: они не общаются с редакциями стриминг-сервисов и не обсуждают с исполнителем маркетинговые планы, — но могут оказать отдельные платные услуги (например, проведение рекламной кампании или размещение релиза в партнерских пабликах и плейлистах).

С точки зрения взаимоотношений с артистом лейблы и менеджмент-компании сегодня являются важнейшим элементом коммуникации: хорошие организации отличаются жанровой экспертизой, они занимаются продюсированием артистов, финансируют запись, придумывают маркетинг-план, производят мерч и т. д.

Лейбл — это прежде всего люди, которые в нем работают, а не просто сайт, на который можно залить свой WAV-файл. Лейбл сегодня — это команда артиста, которая строит стратегию его развития, придумывает средства монетизации творчества — и цифровая дистрибуция является одним из способов такой монетизации, пусть и не единственным.

Такая путаница, похоже, устраивает всех игроков рынка, и в этой статье мы не претендуем на словарное определение этих понятий, но считаем важным предупредить о разнице в бизнес-моделях таких компаний и, соответственно, разном уровне их ответственности перед артистом.

Начинающему артисту следует понимать, какую именно проблему он хочет решить, обращаясь на лейбл или к дистрибьютору, — найдя правильного партнера, вы не разочаруетесь и лишь умножите свой успех. И, конечно, мы призываем всех артистов внимательно читать условия договора (даже онлайн-оферты) по дистрибуции своего музыкального материала и не стесняться задавать уточняющие вопросы лицензиатам прав на ваши произведения. В данной статье мы поговорим только про некоторых DIY-дистрибьюторов.

Почему именно эти дистрибьюторы попали в наш обзор?

Из всего многообразия цифровых музыкальных дистрибьюторов в мире мы выбрали несколько наиболее популярных среди российских музыкантов. В нашу подборку вошли дистрибьюторы, которые выполняют следующие требования:

Из-за такой фильтрации в нашу выборку не попали некоторые популярные сервисы, такие как DistroKid (не доставляет музыку на площадки UMA), Multiza (не является официальным партнером площадок, а доставляет контент через Kontor New Media и AudioSalad), а также Believe Digital и The Orchard (крупнейшие дистрибьюторы с офисами в России, которые предпочитают работать с крупными артистами или лейблами).

Дистрибьюторы и их характеристики Tunecore CDBaby ONErpm Freshtunes Symphonic Distribution НЦА Repost Network Label Worx ADA
Стриминг-партнеры Более 150 Более 150 Более 40 Более 25 Более 150 Более 150 Более 30 Более 130 Более 150
Apple Partner Preferred Preferred Plus Preferred Preferred Указан как Iricom Preferred Preferred Указан как Iricom Preferred
Spotify Partner Preferred Preferred Preferred Preferred
Русскоязычная техподдержка Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Фиксированная стоимость загрузки трека $9.99 в год $9.95 + $5 за UPC-код (единоразово) Бесплатно Бесплатно Бесплатно Бесплатно Ежегодный платеж 30$ Бесплатно Бесплатно
Фиксированная стоимость загрузки альбома $29.99 в первый год и $49.99 за последующие $29.95 + $20 за UPC-код (единоразово) Бесплатно Бесплатно Бесплатно Бесплатно Ежегодный платеж 30$ Бесплатно Бесплатно
Комиссия с роялти с большинства аудио-сервисов Без комиссии 9% 15% Без комиссии 15% Согласно условиям договора 20% Согласно условиям договора 15-30%
Среднее время модерации 1-2 дня 5-10 дней 2-5 дней 1-2 дня 1-2 дня 1-2 дня 2-3 дня 1-2 дня 1-2 дня
Среднее время доставки релиза 5-7 дней 10-14 дней 2-5 дней 1-2 дня 5-10 дней 1-3 дня 5-7 дней 1-2 дня 10-14 дней
Монетизация YouTube Content ID Разовый платеж 10$ за все треки + 80% роялти 70% роялти 70% роялти Есть для доверенных пользователей 70% роялти Согласно условиям договора 80% роялти Согласно условиям договора 70-80% роялти
Дистрибуция видеоклипов (Apple Music, Tidal, VK) и процент роялти 50% на Apple Music и Tidal, доставка в VK 95$ за видео, нет дистрибуции видео в VK Только Apple Music Video Apple Music, VK, 70-80%
Доставка аудио- сниппета в Triller Есть Есть Есть Есть Есть
Партнер Soundtrack by Twitch Да Да Да Да Да Да
Удаление релиза 2-4 дня До 30 дней До 90 дней 2-4 дня До 30 дней, в зависимости от условий договора 2 дня или согласно условиям договора 3-5 дней До 2 дней До 30 дней
Доставка текстов песен в Apple Music Есть Есть Есть Есть Есть
Возможность автоматического разделения роялти Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Минимальная сумма выплаты 1$ 10$ 1$ 25$ 50$ Согласно условиям договора 10$ 100 фунтов От 1000 рублей
Поддержка ритейл- маркетинга Для премиум-клиентов Для премиум- клиентов Есть Есть Для клиентов Repost Select Есть Есть
Рейтинг Trustpilot 4,3 3,7 2,3 2,9 3,8 2,2 3,8

Preferred Plus — наивысшая степень доверия и рекомендация от Apple Music. Preferred — второй уровень доверия после Plus.


TuneCore

Компания TuneCore появилась в 2005 году в Нью-Йорке и является одним из старейших дистрибьюторов цифровой музыки. В 2015 году TuneCore была поглощена компанией Believe Digital, но сохранила свою бизнес-модель, согласно которой артист оплачивает ежегодную подписку и получает 100% роялти. TuneCore занимается только дистрибуцией и не берет на себя обязанности по маркетингу своих клиентов, хотя и предлагает некоторые дополнительные услуги (сбор роялти за авторские права, продажа лицензий на исполнение кавер-версий, монетизация музыки на YouTube через Content ID и т. д.) В сентябре 2020-го TuneCore открыли представительство в России.


CD Baby

Сайт CD Baby появился в 1998 году — его разработал музыкант Дерек Сиверс, чтобы продавать по интернету свой собственный CD-релиз. Потом на витрине появились диски его друзей-музыкантов, со временем CD Baby стал продавать большие каталоги, а в 2008 году стал одним из первых партнеров iTunes. CD Baby стал одним из гигантов цифровой DIY-дистрибуции — во многом благодаря дружелюбной интонации в соцсетях и многочисленным инструкциям, которые помогают инди-артистам самостоятельно монетизировать свое творчество. В 2019 году CD Baby (а еще такие дистрибьюторы, как Soundrop, FUGA и DashGo) купила компания Downtown Music Holdings.


ONErpm


FreshTunes


Symphonic Distribution

Среди клиентов: Drummatix, Johnyboy, Рем Дигга, NBSPLV, Galleons

Основанная в 2006 году во Флориде компания Symphonic Distribution изначально ориентировалась на электронную сцену — и до сих пор проще других размещает треки в весьма избирательном сервисе Beatport. Сейчас Symphonic Distribution стал заметным игроком в цифровой индустрии и не только занимается монетизацией музыки на всевозможных сервисах, но и предоставляет своим клиентам ряд эксклюзивных услуг. Клиенты Symphonic Distribution могут дистрибутировать семпл-паки и отдельные партии своих инструментов (стемы). За счет разветвленной сети партнерств лояльные артисты могут собирать авторские отчисления (Songtrust), очищать права на запись и распространение кавер-версий (Easy Song Licensing) и даже продавать физические носители (Amped).

Расширенный спектр услуг открыт не каждому желающему: чтобы стать клиентом Symphonic Distribution, необходимо оставить заявку, рассказав о своих успехах и амбициях, а затем дождаться одобрения от компании. Symphonic гордится сотрудничеством с Амоном Тобином, Surf Mesa, Machinedrum, Рюити Сакамото и Соланж, но получить поддержку от сервиса могут и менее раскрученные артисты.


Так как НЦА является российской компанией, помимо цифровой дистрибуции, она предоставляет ряд полезных для артистов сервисов, которые практически недоступны для глобальных дистрибьюторов: регистрация прав в РАО, ВОИС и РСП, размещение треков в виде рингтонов у локальных телеком-операторов, ротация музыки в сервисах фоновой музыки и т. д.


Repost Network


Label Worx

ADA

ADA (Альтернативный Дистрибуционный Альянс) — сервис, работающий с независимыми артистами и лейблами по всему миру. ADA был создан в 1993 году, в 2021-м дистрибьютор пришел в Россию. Является частью Warner Music Group и предоставляет инди-сообществу доступ к крупной глобальной дистрибуционной системе.

Технические требования к релизам

Каждый DIY-дистрибьютор руководствуется определенными требованиями к качеству аудиозаписей, оформлению обложек, метаданным и т. д. Эти требования могут показаться исполнителям странными, однако дистрибьюторы не придумывают их, чтобы усложнить жизнь артистам, а всего лишь руководствуются инструкциями стриминг-сервисов. Эти правила созданы для того, чтобы увеличить интерес к музыкальному контенту: обработав правильно заполненные метаданные, алгоритмы стриминг-сервисов предложат музыку правильной новой аудитории. Вне зависимости от дистрибьютора всегда необходимо соблюдать технические требования к контенту и метаданным.

Внимательный пользователь стриминг-сервисов может заметить, что большинство популярных релизов нарушают правила DIY-платформ (посторонний текст на обложке, капс в названиях треков и т. д.) — действительно, мейджор-лейблы и крупные дистрибьюторы (The Orchard, Believe Digital) более лояльно относятся к требованиям площадок, однако в данном материале мы сравниваем именно DIY-дистрибьюторов, которые готовы к сотрудничеству с любым талантливым артистом вне зависимости от его статуса.

Лизинговые биты и другие вопросы авторских прав

Подписывая договор или онлайн-оферту с дистрибьютором, артист обязуется загружать и монетизировать только тот контент, которым он обладает эксклюзивно. Это значит, что по условиям договора с дистрибьютором нельзя загружать треки, записанные на взятые в лизинг биты, использовать семплы из чужих произведений, делать ремиксы на треки без разрешения авторов, использовать в оформлении релизов нелицензированные изображения и т. д. Каждый дистрибьютор крайне внимательно относится к вопросу соблюдения авторских прав, а команды модераторов стараются не допускать, чтобы на площадки проходил, по сути, пиратский контент.

При выборе дистрибьютора стоит обращаться к надежным организациям, которые помогают качественно монетизировать творчество, а не сподвигают на преступление.

Читайте также: