Что значит быть гражданином россии 4 класс

Обновлено: 30.06.2024

Права граждан России. Обязанности граждан

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии (7 класс)

Россия — огромная страна, которую невозможно сравнить с небольшим Афинским государством, существовавшим в Древней Греции.

В наше время гражданин — это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

В Конституции (Основном законе) Российской Федерации записано, что её граждане имеют право участвовать в управлении делами государства.

Граждане России избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решение главных дел. Они избирают также Президента Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право не только избирать, но и выставлять свою кандидатуру на выборах.

Самые важные вопросы государства решаются путём голосования всех граждан России. Такое голосование называется референдумом (всенародным опросом). Выборы — это избрание лиц, а референдум — решение вопросов.

Граждане России имеют равный доступ к государственным должностям. Они имеют право участвовать в работе судов. Любой гражданин имеет право обратиться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы. Граждане РФ имеют много других прав, речь о которых пойдет дальше. Одним из этих прав пользуются все ученики. Это право на образование.

Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

Человек становится гражданином своей страны с рождения. Но самостоятельное осуществление своих прав и обязанностей граждане имеют право лишь с 18 летнего возраста. Это не значит, что до 18 лет у гражданина нет ни прав, ни обязанностей. Разве дети не обязаны, например, беречь природу или выполнять правила, установленные для детей и подростков? Вместе с тем они имеют право на защиту своих прав и законных интересов, которую осуществляют их родители или лица, их заменяющие.

Гражданственность

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность — это:

  • Сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
  • Осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
  • Безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
  • Умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
  • Патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

Преимущества гражданственности:

  • Гордость за свою страну, ее историю и культуру.
  • Уверенность в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Свободу, если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Уважение к законам и государственным институтам.
  • Силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Патриотизм и гражданственность (8 класс)

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Звание гражданина вовсе нельзя свести к одной лишь возможности обладать правами, закреплёнными в нашей Конституции. Быть гражданином — это значит быть человеком ответственным, обременённым благородными обязанностями, которые тоже закреплены в нашей Конституции. Если человек честно выполняет гражданские обязанности, живёт интересами России, предан ей, чувствует её радости и боли и при этом прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю её народа, мы говорим, что он проявляет свою гражданственность. Значит, гражданственность означает не только политическое и правовое положение человека, но ещё и его моральное поведение по отношению к своей стране. Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. Патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное.

Юные граждане России: какие права человек получает от рождения

Права, которые человек получает от рождения, называются естественными. Естественные права свойственны любому человеку. Никакие обстоятельства не могут повлиять на то, чтобы они были отняты. Главные из них — это право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу, право на личную неприкосновенность и др.

Жизнь человека является высшей ценностью. Государство через свою судебную систему и правоохранительные органы защищает права человека.

Право на образование — одно из главных прав — представляет собой целый набор прав на:

  • получение бесплатного среднего образования;
  • выбор образовательного учреждения и обучение в соответствии с установленными стандартами;
  • обучение в условиях, гарантирующих безопасность;
  • равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • участие в управлении школой;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения (учителей, директора);
  • получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

По закону школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Учителя не имеют права вмешиваться в личную жизнь учеников, так как у каждого гражданина России (и школьники не исключение) есть право на неприкосновенность личной жизни. Но при этом не стоит забывать о конституционной обязанности учиться.

Пределы неприкосновенности личной жизни подразумевают: личные и семейные тайны, тайну переписки и телефонных переговоров, семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В данные сферы жизни ученика учитель не имеет права вторгаться, но при этом имеет право и даже обязан поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями. Ведь в школе за жизнь, здоровье и воспитание ученика ответственность лежит на учителе.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Задачи: способствовать нравственному развитию личности младших школьников, воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, к малой родине; расширить словарный запас и активизировать речевое общение по теме; формировать приёмы умственной деятельности-умения анализировать, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития познавательного интереса учащихся.

Понятийный словарь: гражданин, российское гражданство, гражданский поступок, Конституция, права, обязанности, символы государства, патриотизм, Отечество, малая родина, жертвовать жизнью.

Добрый день . Я рада всех вас видеть здесь. Сегодня у нас час общения. Мы будем много работать, говорить, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Начать классный час мне хочется со стихотворения М. Танича

Родина моя, что будет и что было - Все пополам с тобою разделю Вовсе не затем, чтоб ты меня любила, Просто потому, что я тебя люблю.

II . Основная часть

1. Вступительное слово воспитателя. Целеполагание.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (высказывания воспитанников)

- Почему стоит знак вопроса? (слайд 2)

У каждого из нас есть несколько ролей. Например, я – учитель, воспитатель, мама, дочка, жена. Назовите ваши роли. Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

Определение первой составляющей схемы

- Рассмотрите 1 страницу паспорта гражданина РФ. Что написано под гербом? (Паспорт гражданина Российской Федерации)

- Значит, чтобы быть гражданином России, необходимо иметь российское гражданство.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

- Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?

Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)

- Что мы добавим в нашу схему? ( слайд 3)

Определение второй составляющей схемы

- Как вы считаете, достаточно иметь паспорт и российское гражданство, чтобы называться достойным сыном своего отечества? (высказывания воспитанников)

- Что такое Конституция РФ? (слайд 6)

- Что записано в Конституции? (как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы герб, гимн и флаг государства, его столица, как избирается президент и др.)

- А что ещё записано в Конституции? (права и обязанности граждан)

- Какие важнейшие права вы можете назвать? (слайд 7)

Ответы детей: право на жизнь, на образование, медицинскую помощь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, на жилище, свободу слова, свободу совести, и т.д.

- Что относится к основным обязанностям гражданина России? (слайд 9)

(соблюдать Конституцию и законы России. Уважать права и свободы других людей. Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании и образовании, заботиться об исторических и культурных памятниках)

- Что мы добавим в нашу схему? ( Иметь права и выполнять обязанности, записанные в Конституции РФ) (слайд 10)

Определение третьей составляющей схемы

- Как вы думаете, настоящий гражданин России должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике?

- Какие гос. символы вы знаете, назовите их. (флаг, герб, гимн)

- Что из себя представляет флаг РФ?

- Что означает каждый цвет? ( Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага) (слайд 11)

- Найдите лишнее слово и обоснуйте выбор: флаг, стяг, знамя, триколор, гимн.

- Что такое гимн? ( Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя).

- Когда исполняется гимн РФ? (Звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги, во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов, ежедневно – перед началом и по окончании вещания, перед началом спортивных соревнований, во время подъема государственного флага РФ)

- Как надо вести себя, когда звучит гимн? ( При исполнении государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя , поворачиваясь к нему лицом) (слайд 12)

- Назовите авторов музыки и слов гимна России. ( Слова написал С.В. Михалков, музыку А.В. Александров)

- Вспомните первый куплет гимна.

-Где можно видеть изображение герба РФ? (Государственный Герб Российской Федерации изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом) (слайд 13)

- Что мы добавим в нашу схему? (Гражданин должен знать и уважать символы государства) (слайд 14)

Определение четвертой составляющей схемы

-Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.

- А что такое Родина для вас? (высказывания воспитанников)

- Расскажите о своей малой родине по плану:

1. Какое место в России ты считаешь своей малой родиной и почему.

2. Кто из родных и близких живет на родине.

3. За что ты любишь родные места. Какая там природа.

4. Назови самые любимые места

- Малая родина у всех вас своя, а вот страна Россия, где мы живем, у нас общая. (слайд 16)

Физкультминутка. Игра в города

- Представьте, что мы совершаем путешествие на самолете над Россией. Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 часов. С высоты мы увидим крупные города и реки. Назовите их.

Участники игры встают в круг. По ходу игры передается из рук в руки ленточка-триколор.

Площадь РФ составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал в мире по запасам пресной воды, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

- Некоторые из вас бывали в Москве. Расскажите, что больше всего вас удивило?

- Как по- другому можно назвать этот город? (столица, главный город страны, сердце Родины)

- Что мы добавим в нашу схему? (Любовь к родной природе, земле, близким людям, к своей Родине) (слайд 17)

Определение пятой составляющей схемы

- Мы не раз говорили, что наша Родина- это не только цветущие сады и ласковое море. Очень много людей в нашей стране живут в нужде и бедности. Много бомжей, детей - сирот, живущих в подвалах и умирающих от голода и страшных болезней. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.

Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно в сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела- помогать старым людям.

- Приведите примеры гражданского поведения. Что можете сделать вы?

- Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Приехали в лес отдохнуть, а поляна завалена мусором…..

- Что мы добавим в нашу схему? (Слайд 18 - переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему - гражданское поведение).

Определение шестой составляющей схемы

- Прочитайте 6-ю составляющую нашей схемы: быть патриотом России (слайд 19)

- Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)

-На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

- Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, милиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь)

- Каким должен быть настоящий гражданин?

- Можно ли добавить в нашу схему что-то ещё? (Знать и любить свой родной язык, изучать историю страны, быть честным и смелым, трудолюбивым, хорошо учиться и работать на благо своей Родины и т.д.)

- Можете ли вы себя называть гражданином России? Что можете сделать вы, чтобы наша страна была лучше?

У каждого человека на нашей планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является Россия. Я горжусь тем, что являюсь гражданином этой страны. Мой родной язык – это русский язык. Россия-это самое большое государство на земном шаре.

Давайте же разберемся так кто же такой гражданин? В первую очередь это человек, имеющий гражданство. Если говорить серьезно, то это любой правоспособный человек, который пребывает в правовых отношениях с определенным государством, что в свою очередь порождает определенные обязанности, права и свободы данного человека по отношению к этому государству, его структурам и другим гражданам. Любой настоящий гражданин должен любить, беречь и защищать свою Родину. Людей, живущих в России, называют Россиянами. Мы все Россияне. Основными символами государства являются — Герб, Флаг, Гимн. Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Флаг изготавливается в виде полотнища прямоугольной формы. Оно состоит из трёх расположенных горизонтально равных по ширине полос. Верхняя имеет белый цвет, средняя – синего цвета, а нижняя – красная. Отношение ширины к длине — 2:3. Белый цвет олицетворяет чистоту помыслов, благородность, а также откровенность. Синий цвет символизирует величие, верность, целомудрие. Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость и великодушие.

Флаг менялся, менялся и гимн, но любовь к Родине неизменна. Мы — граждане великой страны, за которую мы уверены каждый день!

Горюнов Егор

Я гражданин великой страны — России. Это самое большое государство в мире. Его создал не только русский народ, но и еще сто восемьдесят других народов, больших и маленьких. Русский язык стал для них единым общим языком.

Россия существует уже несколько столетий. Сейчас она называется Российской Федерацией, а раньше она была центром Советского Союза. Еще раньше существовала Российская империя.

Моя страна знаменита в мире своими природными богатствами: полезными ископаемыми, лесами, полями. Еще мое государство известно своими научными, космическими и военными достижениями. А книгами русских писателей-классиков зачитываются люди всего мира.

Как гражданин России, я имею свои права. Никто не имеет права меня обижать, отнимать у меня имущество, унижать мое человеческое достоинство. Мое государство обязано меня защитить, если это произойдет, и наказать обидчика. Говорят, что в моей стране этого сейчас трудно добиться, но все-таки можно.

В свою очередь, я должен соблюдать свои обязанности гражданина. Нужно уважать законы своей страны, иначе их не будут уважать и приезжие. А еще я должен гуманно и культурно себя вести по отношению не только к своим соотечественникам. Нужно доброжелательно принимать здесь гостей из других стран, чтобы о России не думали плохо. Еще в мои обязанности входит хорошо себя вести за границей, чтобы не опозорить там свою Родину. Нужно с гордостью носить звание россиянина, и тогда другие люди тоже будут уважать меня. Мы граждане России и мы должны гордиться этими и не смотреть на санкции и как к нам относятся другие страны. Мы россияне и мы едины!

Жорова Наталья

В мире нет ничего лучше и дороже, чем Родина. Моя Родина – Россия! Здесь я родилась, впервые встала на ноги и вышла в огромный мир тропинками от родного порога. Быть гражданином значит любить свою родину, дом, где ты родился и вырос. Изучать историю своей страны, своего села, знать и помнить подвиги наших дедов. Сделать все возможное, чтобы сохранить традиции, культуру, уважительно и бережно относиться к истории, к прошлому. Нельзя быть гражданином, не чувствуя связи с Родиной. Человеческое чувство — это скрытое внутри, которое не обязательно заметно окружающим, оно в сердце человека. Мало любить свою Родину, нужно стремиться делать все для процветания страны, для ее славы, беззаветно уважать ее идеалы, защищать границы бережно лелеять родной язык.

С момента рождения мы получаем право на жизнь, образование, свободу слова и вероисповедания — всё это закон государства, т.е. Конституция. Как гражданин Российской Федерации я обязана соблюдать и чтить законы. В нашем государстве при достижении 18 лет, я, как тысячи моих сверстников, имею право избирать и быть избранным. Участвовать в референдумах, в митингах. Отдавая свой голос, я смогу построить себе и своим детям светлое будущее. А если так будут думать все, то мы обязательно будем жить достойно в нашей стране.

Что значит, для меня быть гражданином своей страны? Во-первых, я под защитой государства; во-вторых, бесплатно учусь и получаю лечение; в-третьих, беспрепятственно могу путешествовать по всей территории нашей огромной страны, а посмотреть у нас есть что; в-четвертых, каждый из нас имеет на право участвовать в выборах, служить в армии, платить налоги, чтобы государство могла платить пенсии пенсионерам; в-пятых, учиться и работать на благо общества, приносить пользу людям.

Я – гражданин Российской Федерации! И этим я горжусь! Государство помогает нам расти счастливыми и здоровыми, поэтому мы обязаны быть верными ей. Уверена, что я и мои одноклассники будут достойными гражданами нашей Родины, ведь все зависит от нас. Судьба страны в наших руках!

Ким Анна

Российская Федерация – это не только государство, но ещё и наша Родина. Место, где мы прожили всю нашу жизнь вместе с нашими родителями, друзьями, может даже и врагами. Место, где мы чувствуем себя тепло и уютно. Этим уже можно сказать, что мы являемся её гражданами.

Наша Родина не только подарила нам незабываемые моменты и впечатления, она так же пережила много войн, потерь и страданий. Многих людей, в какой бы стране они не жили, всегда будет тянуть туда, где они провели лучшие годы, где прошли их детство и юность.

Россия – это многонациональная страна. Каких только людей не увидишь. В каждом есть своя отличительная особенность: талант, любовь,уважение. Многие жили, живут и будут жить здесь. Какой бы национальности человек не был, если он постоянно проживает на территории республики, он считается её гражданином, ведь никто не говорил, что в России могут жить только русские.

Так как мы граждане Российской Федерации, мы соответственно должны соблюдать правила и законы нашей страны. Для этого создали Конституцию. Конституция дает нам право на многие важные вещи, тем самым обеспечивая нашу безопасность. Государство старается сделать всё, как можно лучше, но , к сожалению, существует достаточно большое количество людей, которые думают иначе.

Дети с самого рождения считаются гражданами Российской Федерации, но при условии, если и отец и мать тоже ими являются. Дети, как и взрослые, имеют права и обязанности. У нас есть семья, мы ходим в школу, можем больше развиваться, посещая дополнительные занятия; когда мы вырастем, у нас будет еще больше возможностей проявить себя: работать, участвовать в голосовании, воспитывать и оберегать своих детей, давать образование. Будущее в наших руках, поэтому именно сегодня нужно задуматься над ним, чтобы наше государства и дальше процветало, чтобы всем людям, живущим в нашей стране, было хорошо.

Шашков Дмитрий

Я родился на свет. И этим доказал свое первое право – право на жизнь. В этот момент я стал полноправным гражданином России. Получил право на имя, фамилию, гражданство, право на охрану здоровья. Затем я пошел в школу и получил следующее право – право на получение среднего образования. Сейчас я учусь в восьмом классе. Моя обязанность – хорошо учиться. И иметь право на поощрение за хорошую и отличную учёбу.

Мне исполнилось четырнадцать лет, и я получил паспорт гражданина Российской Федерации. Принимая почетное звание гражданина России, я обещаю: своей учебой, своими делами укреплять доброе имя нашей Родины. Обещаю быть достойным памяти тех людей, которые отдали свои жизни за честь и независимость нашей Родины.

Мы, молодое поколение, с гордостью несем звание россиянина, с честью несем флаг своей страны и искренно поём гимн во славу Отечества:

Чтоб в общей массе жителей планеты идентифицировать своих собственных граждан, российский законодатель, следуя общемировой практике, ввел институт гражданства. Поэтому для начала разберем, что такое гражданин и гражданство в понятийном смысле.

Так, гражданством является политико-правовая связь, возникшая между физическим лицом и государством, гражданином, в свою очередь, является физическое лицо, которое установило такую связь с конкретным государством.

Наличие гражданства предполагает, что граждане РФ и само российское государство имеют взаимные права и обязанности. Проще говоря, это юридическая предпосылка для реализации прав, которые Россия гарантирует своим гражданам. Правовая доктрина делит их на 6 групп, среди которых личные, политические, экономические, социальные и иные права, свободы и обязанности. Так, личные права, хоть и гарантируются законодательством, но в основном возникают лишь благодаря статусу человека (например, право на жизнь), поэтому они присущи всем без исключения физическим лицам. С остальными же правами ситуация сложнее: политические, экономические и социальные права всегда вытекают из индигената (статуса гражданина), а их реализация возможна лишь при наличии действующего гражданства.

Возникновение индигената всегда возможно по нескольким основаниям, среди которых право рождения, натурализация, восстановление паспорта, оптация, репатриация и так далее.

Гражданин РФ: кто это

Теперь разберемся, кого называют гражданами России. Несмотря на очевидную формулировку, многие рассматривают данное понятие с разных точек зрения: общества, морали, права и так далее. Если смотреть на определение с очевидной позиции законодателя, то гражданин России – это в первую очередь индивид, который на правовой основе приобрел российское гражданство и в данный рассматриваемый момент является его непосредственным носителем, он не должен каким-либо образом продлевать его или дополнительно подтверждать. В правовой плоскости обладатель российского паспорта – это человек, который наделен рядом гражданских прав и обременен рядом гражданских обязанностей.

Обязательным качеством гражданства Российской Федерации является добросовестное соблюдение возложенных на его носителя гражданских обязанностей (налоги, служба в армии и так далее).

Тот факт, что понятие гораздо шире, подтверждается также и основаниями для приобретения гражданства.

Не будет лишним разобраться, кто может быть гражданином РФ. Так, в предусмотренных законом основаниях нет ни слова о нравственных и моральных качествах лица, приобретающего российский индигенат.

По сути, российское гражданство приобретают по следующим основаниям:

    ;
  • от лиц (дети, родители, супруг), обладающих российскими паспортами;
  • проживание на территории РФ на законных основаниях в течение 5 лет и прохождение процедуры приема; ; .

Быть гражданином РФ: как это и что это значит

Резидент или нерезидент

Следуя этой логике, определим тех, кто считается нерезидентами. Таковыми будут россияне, официально выехавшие для проживания в другие страны, а также временно проживающие в России иностранцы и апатриды. Применение понятия резидентства используется в целях налогообложения (для резидентов и нерезидентов, например, действуют разные налоговые ставки).

Таким образом, резидентство и гражданство – абсолютно разные понятия, которые нельзя рассматривать в контексте друг друга.

Нормативно-правовая база

Законопослушный гражданин: кто это

Законопослушность – хоть и тесно связанный с правом, но не отраженный в отечественном законодательстве термин, представляется, что это положительное качество любого представителя любого общества. Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции РФ, законопослушность является обязанностью любого владельца российского паспорта: каждый обязан соблюдать Конституцию и законы РФ. Таким образом, законопослушный гражданин РФ – это россиянин, который уважительно относится к российским законам, чтит их статус и соблюдает предписанные ими правила поведения, делая это добровольно, а не в результате государственного принуждения.

Законопослушность не стоит воспринимать в качестве обременения или посягательства на свободу личности. В развитом обществе она является признаком высокого уровня правосознания, юридической грамотности и правовой культуры человека.

К слову, тех, кто не является законопослушным (то есть нарушает законы России), ждет государственное принуждение к законопослушности – посредством привлечения к ответственности (наказания) за тот или иной проступок, если такая ответственность предусмотрена законодательством. Таким образом, каждый гражданин обязан быть законопослушным – нарушение такого обязательства может повлечь ответственность, но не является причиной лишения гражданского статуса.

Права и обязанности россиянина

Теперь сделаем акцент на том, что нужно знать каждому гражданину России, то есть поговорим о его правах и обязанностях. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции РФ, каждый россиянин обладает всеми правами и обязанностями.

В число основных входит право:

  • на жизнь;
  • на равенство перед законом и правосудие;
  • на свободу и неприкосновенность личности и жилья;
  • на частную жизнь, тайну и защиту имени;
  • на свободу передвижения по РФ;
  • на свободу мысли и слова;
  • избирать и быть избранным;
  • на частную собственность и свободу труда;
  • на материнство, детство, семью, жилище;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • на образование, чистую окружающую среду и так далее.

Права россиян неразрывно связаны и корреспондируют с обязанностями.

В число таких обязанностей входит:

  • соблюдение Конституции и отечественного законодательства;
  • уважение прав других россиян;
  • забота о детях и членах семьи;
  • получение среднего образования;
  • уплата налогов и сборов;
  • защита родины;
  • охрана природы и так далее.

Быть гражданином РФ: как это и что это значит

Социальные функции гражданина РФ

Социальная роль гражданина России – это некий образец, модель или шаблон поведения который считается общепринятым и целесообразным для обладателя конкретного статуса. Проще говоря, социальная роль каждого россиянина заключается в соблюдении всех возложенных на него как гражданина России обязанностей, то есть социальная роль гражданина РФ состоит в законопослушности, уважительном отношении к другим гражданам, охране природы и так далее. Учитывая разношерстность любого общества, социальная роль не может являться жесткой моделью поведения, ибо россияне по-разному воспринимают и исполняют свои роли. Тем не менее, государство заинтересовано в том, чтобы социальная роль гражданина была исполнена каждым максимально полноценно.

Опять же, если принять во внимание неоднородность российского общества, социальная роль гражданина изначально не может иметь одинаковый состав общепринятых поведенческих метрик. Например, определенные льготы для граждан РФ в большинстве случаев предоставляются социально незащищенным слоям населения. В это же время лица, имеющие высокий уровень социальной защиты, могут быть, наоборот, обременены дополнительными обязательствами.

Таким образом, сделаем небольшой вывод: социальная роль для каждого россиянина имеет индивидуальный состав, зависящий от его положения в обществе, материального состояния и иных субъективных факторов.

Компоненты статуса гражданина РФ

Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы (атрибуты): флаг, герб, гимн и столицу. Атрибуты гражданина РФ – это документы, которыми россиянин может подтвердить свою правовую связь с государством.

Таковым, согласно статье 10 Закона о гражданстве, является в первую очередь паспорт или иной документ, в котором содержится указание на гражданскую принадлежность физического лица. Внутренний паспорт является главным удостоверяющим личность россиянина документом (то есть он содержит полное наименование его имени), поэтому его обязаны получить все, кто достиг 14-летнего возраста и проживает в это время на территории страны. Его отсутствие хоть формально и не лишает, однако на практике резко уменьшает возможность для полноценной реализации гарантированных прав и свобод.

К слову, установить личность можно не только по паспорту – дополнительными атрибутами гражданина можно также считать загранпаспорт, водительские права или военный билет. Таким образом, россиянин – это физическое лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий такую гражданскую принадлежность.

Заключение

Читайте также: