Что являлось главным основанием приобретения римского гражданства

Обновлено: 11.05.2024

  • Корректор
  • Диктатор
  • Magister Equitum
  • Консульская трибуна
  • Рекс
  • Триумвири
  • Децемвири

Гражданство в Древнем Риме ( лат . Civitas ) было привилегированным политическим и юридическим статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

  • Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись с течением времени. Браки были важной формой политического союза во времена республики.
  • Граждане государства-клиента и союзники (общества) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как латинское право . Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах . [1]
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование в исполнительные магистратуры . Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и не имели юридического статуса . Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены путем увольнения за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами. [2]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Возможные права
  • 2 класса гражданства
    • 2.1 Цивес Романи
    • 2.2 Латинин
    • 2.3 Общество
    • 2.4 Provinciales
    • 2.5 Перегрини
    • Ius Suffragii : Право голоса в римских собраниях .
    • Ius honorum : Право баллотироваться на гражданскую или государственную должность.
    • Ius commercii : право заключать юридические контракты и владеть собственностью в качестве римского гражданина.
    • Ius gentium : Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом,ius gentiumбыл римской правовой кодификацией широко признанногомеждународного праватого времени и основывался на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. [3] Права, предоставляемыеius gentium,считались принадлежащими всем лицам; Таким образом, это концепцияправ человека,а не прав, связанных с гражданством.
    • Ius conubii : Право на законныйбракс римским гражданином в соответствии с римскими принципами [4], чтобы иметь законные права paterfamilias на семью, а также на то, чтобы дети от любого такого брака считались римскими гражданами.
    • Юс migrationis : Право на сохранение своего уровня гражданства при перемещении в полис в сопоставимом состоянии. Например, члены cives Romani (см. Ниже) сохранили свои полные civitas, когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: colonia civium Romanorum . Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию ( Latina colonia ). Это право не сохраняло уровень гражданства, если человек переезжает в колонию с меньшим населением.легальное положение; Полные римские граждане, переселявшиеся в латинскую колонию, были понижены до уровня ius Latii , и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
    • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений. [5]
    • Право на подачу иска в суд и право на предъявление иска.
    • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищаться).
    • Право обжаловать решения мировых судей и обжаловать решения судов низшей инстанции.
    • После начала 2-го века до н.э. Porcian законов , римский гражданин не может быть подвергнут пыткам или взбитые и могут коммутировать смертные приговоры в добровольное изгнание , если он не был признан виновным в государственной измене .
    • Если римский гражданин обвинялся в измене, он имел право быть судимым в Риме, и даже если его приговорили к смертной казни, ни один римский гражданин не мог быть приговорен к смерти на кресте .

    Чтобы записаться в римские легионы, требовалось римское гражданство, но иногда это игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.

    Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:

    Оратор , гр. 100 до н.э., этрусско - римская бронзовая скульптура , изображающая Ауле Metele (лат Авла Метелла), в этрусской человекодетый в римской тоге , а заниматься риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом.

    В cives ромы были полными римскими гражданами, которые пользуются полной правовой защитой в соответствии с римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

    • Не Optimo юре , который держал ЮС commercii и ЮС conubii (права собственности и брака)
    • Optimo - юре , который занимал эти права, а также ЮС suffragii и ИУС honorum (дополнительные права голоса и занимать должность).

    Socii или foederati были гражданами государств, которые имели договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные юридические права граждан государства в соответствии с римским правом обменивались на согласованные уровни военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат для римских легионов. из этих штатов. Однако федеральные государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

    Растущее недовольство правами, предоставленными обществу , и растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимбрийской войны ) в конечном итоге привело к Социальной войне 91–87 гг. До н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима. .

    Lex Julia (в полном объеме Lex Iulia де Civitate Latinis Danda ), принятый в 90 г. до н.э., предоставленные права на cives цыганских всех LATINI и socii государств, которые не участвовали в социальной войне, или которые были готовы немедленно прекратить боевые действия . Это было распространено на все итальянские государства- социумы, когда война закончилась (за исключением Галлии Чизальпина ), эффективно устранив socii и latini как юридические определения и определения гражданства.

    Provinciales - это те люди, которые подпали под влияние или контроль Рима, но не имели даже прав федератов , по сути имея только права ius gentium .

    А Перегрин (множественное число peregrini ) первоначально был любой человек , который не был полноправным римским гражданином, то есть кто - то , кто не был членом cives ромов . С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин peregrini включал в себя термины латини , socii и provinciales , а также этих подданных иностранных государств.

    Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, для военной или гражданской службы, получил римское гражданство и привилегию носить имя Джулиев

    Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе романизации . Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

    Идея заключалась не в ассимиляции , а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства), такого как Спарта и завоеванные илоты , Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, почувствовать, что они заинтересованы в системе.

    В Книге Деяний указывается, что апостол Павел был римским гражданином по рождению - хотя и не уточняется, какой именно класс гражданства - факт, который оказал существенное влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую христианскую религию.

    Однако к веку, предшествующему Каракалле, римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным. [7]

    Приобретение римского гражданства. Римское гражданство приобреталось по рождению или путем натурализации. Римское гражданство получали дети, рожденные в браке между римскими гражданами; внебрачные дети, рожденные римской гражданкой или рабыней, если во время беременности она хотя бы какое-то время была римской гражданкой.

    Лица могли получить римское гражданство и не по рождению, а путем натурализации: путем усыновления римским гражданином, освобождения из рабства по решению государственных органов в виде исключения за выдающиеся заслуги перед Римом.

    В I в. до н.э. римское гражданство получили все свободные жители Италии, а по конституции 212 г. - все свободные жители империи, кроме тех, кто находился в положении покоренных. Со времен Юстиниана все свободные жители империи были и ее гражданами. Однако содержание прав римских граждан в отдельные периоды развития Римского государства в зависимости от их общественного статуса было различным.

    Правами, составляющими правоспособность (caput) в полном объеме, могли пользоваться только высшие слои римского населения (patricii, nobili, honostiores).

    Общие ограничения правоспособности устанавливались для женщин, подвластных детей, варваров, еретиков, отступников, евреев, колонов. Лица определенных профессий не имели права менять занятие и заключать браки с лицами других профессий.

    Ограничение дееспособности физических лиц по возрасту

    Римское право различало:

    малолетние, полностью недееспособные лица (infantes) в возрасте до 7 лет;

    несовершеннолетние (impuberes), лица, не достигшие половой зрелости, пубератного возраста - от 7 до 14 лет (для мужчин), 12 лет - для женщин (малолетние лица, вышедшие из детства). Эти лица обладали ограниченной дееспособностью, они имели право совершать только сделки, которые улучшали их имущественное положение;

    лица, не достигшие 25 лет (minores).

    Мужчины с 14, женщины с 12 лет считались puberes - совершеннолетними.

    Классическое право констатировало тот факт, что совершеннолетние 14 (12) лет недостаточно опытны, и претор стал давать реституцию по сделкам лиц моложе 25 лет, когда они в силу своей молодости и неопытности терпели ущерб. И хотя с достижением 14 (12) лет опека над несовершеннолетними прекращалась, лицам моложе 25 лет, но старше 14 (12) лет стали назначать попечителя.

    Таким образом, полное совершеннолетие и полная дееспособность наступали с 25 лет (legitima aеtas). Император мог предоставить несовершеннолетнему возрастную льготу, досрочно делавшую его дееспособным (venia aеtatis); при доминате она предоставлялась только с 20 лет (женщинам - с 18) (М. Бартошек).

    Ограничение правоспособности женщин. Женщины, не находящиеся ни под чьей властью, после 12 лет освобождались из-под опеки над несовершеннолетними, но попадали под опеку над совершеннолетними. По Законам XII Таблиц даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою (Табл. V.1). Однако в более позднее время это положение критиковалось как несправедливое (Гай, 1.190) и дееспособность женщин стала расширяться, а опека над совершеннолетними женщинами достаточно рано утратила практическое значение. Женщины не имели политических прав, не могли занимать общественные должности, не могли быть опекунами и попечителями, не могли (за некоторыми исключениями) быть усыновителями, вместе с тем они имели некоторые привилегии своего пола: они могли ссылаться на незнание законов, не могли брать ответственность за чужие долги. Окончательно опека над женщинами отмирает к началу IV в.

    Безумные признавались недееспособными

    По Законам XII Таблиц запрещалось управлять своим имуществом и составлять завещание расточителям, так как поведение расточителя приравнивалось древними к безумию. Такой запрет был установлен еще обычаями предков. Им назначался попечитель. Безумный был лишен дееспособности, и над ним устанавливалось попечительство (cura).

    Ограничению дееспособности подвергались иногда лица с физическими недостатками, но лишь в связи с теми правовыми действиями, которые не могли быть совершены из-за этого физического недостатка. Например, не могли совершать сделки стипуляции глухие и немые, так как они не могли ни задать вопроса, ни дать на него ответа.

    Умаление чести. Римское право знало ограничение правоспособности и вследствие умаления гражданской чести лица:

    intestabilita - свидетели, или весовщики, в некоторых формальных сделках, отказавшиеся свидетельствовать обстоятельства сделки, лишались права быть свидетелями или прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок;

    jnfamia - поражала лиц, опорочивших себя в связи с определенными обстоятельствами (удаление из состава легионов за недостойное поведение, двойное обручение и т.д.) либо в связи с обвинением в процессах, показывавших преступность или недобросовестность лица (например, принуждение по искам из договоров поручения, хранения и др., основанных на доверии сторон). Jnfamia влекла за собой лишение права выступать в суде в качестве представителя (procurator), права быть опекуном, права быть избранным на общественные должности;

    turpido - умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями, которые римляне считали недостойными, - актера, сводника и т.д. Они ограничивались в наследственных правах и др.

    Индивиды, являющиеся субъектами государства, наделенные совокупностью прав и обязанностей в политической сфере, именуются римскими гражданами. Правовое положение данных субъектов имеет свои отличительные особенности которые будут приведены в данной статье.

    Способы приобретения и утраты римского гражданства

    Как правило способов приобретения римского гражданства насчитывается 3 вида:

    1) По праву рождения;
    2) Освобождение из рабства;
    3) Приобретение гражданства иностранцем.

    Также существует ряд причин, которые являются основами для прекращения действия прав жителя Рима:

    1) Летальный исход;
    2) Аннулирование гражданства в связи с обвинением в уголовном преступлении

    Правовое положение римских граждан

    Существует две части, из которых состоит правоспособность гражданина Рима. Это iusconubii – право на заключение брака, тогда потомство (дети) приобретает всю полноту гражданских прав, но в этом случае глава семейства (в частности отец) получает власть над потомством. Иiuscommercii — это право на торговлю, совершение сделок, способность покупать и продавать какое-либо имущество.

    Правоспособность Римских Граждан:

    В Древнем Риме граждане делились на несколько групп по их правоспособности:

    1) Свободорожденные Граждане, относящиеся к данной группе, имеют полную правоспособность;

    2) Вольноотпущенники Граждане, находящиеся в некоторой зависимости от тех, кто дал им свободу.

    В третьем веке нашей эры в Риме было введено равенство и правоспособность гражданин. Но на практике самого равенства как такового не было. Это произошло в силу существования в то время сословий.

    Дееспособность Римских граждан

    Как и во многих государствах, граждане обладают определенной правоспособностью и дееспособностью. В Римской империи не каждый индивид имел дееспособность, позволяющую совершать поступки, содержащие юридическую ответственность.

    В первую очередь дееспособность характеризуется возрастом человека. Это правило создано из-за того, что только по истечению некоторого возраста человек получает способность отвечать за свои поступки и нести ответственность.

    Дееспособность Римского гражданина можно разделить на несколько групп:

    1) Infants- до 7 лет — полностью недееспособные;

    2) Impuberes - мужской пол от 7 до 14 лет, женский пол от 7 до 12 лет – недееспособные по определенным параметрам;

    3) Puberesininores – 14-25 для юношей – частичная дееспособность. Разрешено вступать в брак, составлять завещание, совершение мелких бытовых сделок;

    4) 25 лет – полная дееспособность гражданина.

    Кроме возраста дееспособность могли ограничивать: психические заболевания, душевные болезни, слабоумие, глухота. Если же гражданин в Древнем Риме обладал какими-либо физическими недостатками, то это могло ограничивать его деятельность только в определенных сферах, обычно на дееспособность это не влияло.

    Но дееспособности лишались или ограничивались в какой-то степени слабовольный лица, которые расходовали имущество не обдумав то. Такие лица ставили под угрозу имущество, могли полностью разорить его.

    Также ограничены в своей правоспособности и дееспособности были лица женского пола. Это ограничение существовало во многих странах на протяжении долгого времени. Так в Древнем Риме правоспособность и дееспособность женщины находились под защитой мужа или ближайшего родственника. Но женщина, не состоявшая в браке или не находящаяся под властью отца, могла самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом, но не могла нести ответственность по чужим долгам.

    Умаление чести в Римском праве

    Чаще всего, точнее главной формой умаления чести, являлось бесчестье. Умаление чести - это некоторая ситуация, которая могла повлиять на статус лица и отразится на его правах.

    Это ситуация отражалось в нескольких формах:

    Совершение уголовного преступления, которые опорочило честь гражданина;
    Нарушение правил, которые регулировали брачные отношения.

    Ограничения к данным лицам прилагались следующие: представление лиц в различных процессах и назначения себя как представителя в каком-либо процессе, вступление в брак свободорожденным лицом, запрет или ограничение на наследство.

    Personae turpes – это некоторые люди, которые общественно признались бесчестными относительно своего поведения. Такие лица были ограничены в первую очередь правам наследования. Лица, которые участвовали в процессе сделки наследования с ограниченным лицом, признают недееспособным в участии в данной сделке.

    Резюме

    Права и обязанности римского гражданина

    La civitas Romana optimo jure (полноправное римское гражданство)

    Политические и военные права

    • Jus Suffragii : право голоса
    • Jus militiae : право быть включенным в римский легион и получать там плату и долю добычи
    • Jus Honorum : право быть избранным магистратом
    • Jus census : право собственности
    • Jus sacrorum : право участвовать в священстве
    • Jus conubii : право на брак
    • право завещать свое имущество наследникам

    Голосование осуществляется в соответствии с избирательным делением поданных комиций , поэтому любой гражданин присоединяется к племени .

    Для избрания квестора , первой магистратуры по программе honorum , требовалось минимум 400 000 сестерциев . Таким образом, jus honorum было ограничено только самыми богатыми. Точно так же только граждане самых богатых классов могли быть включены в легион до реформы Мариуса , снявшей это ограничение в -105 .

    Политические и военные обязанности

    • перепись : обязанность зарегистрироваться под страхом потери гражданства. Перепись сопровождается привязкой гражданина к городскому или деревенскому племени . Состояние гражданина также оценивается, оно определяет его звание в компании и его класс, а также его столетие членства для операций по военному объединению и для процесса голосования ( центуриатные комиции );
    • jus militae : обязанность служить в римском легионе , право на получение жалованья. В республику, до Марианской реформы, были включены только граждане веков, имевшие определенный порог богатства, самые бедные (пролетарии) были освобождены от этого;
    • tributum : случайный вклад в военные расходы, пропорциональный заявленному состоянию, отменен в 167 г. до н. э. AD ;
    • налог на наследство, установленный Августом для выплаты страховых премий солдатам в связи с окончанием службы.

    Гражданские права

    Тога является прерогативой римского гражданства. Римские женщины и жители Империи, которые не были гражданами, не могли носить его.

    У римского гражданина также есть гражданские права:

    • jus conubii (или conubium ): законное право жениться на римской женщине.
    • jus commercii (или commercium ): право покупать и продавать на территории Рима.
    • jus Islam actionis : право подать иск в римский суд.
    • право ношения тоги и tria nomina (имя, фамилия и прозвище), отличительных знаков гражданина.
    • право составить завещание.
    • jus commercium : возможность заключения коммерческих актов.

    Перед лицом римского правосудия гражданин пользуется защитой:

    • Jus auxilii : право на помощь плебейского трибуна для его защиты
    • Jus provocationis : право на обращение к людям , когда решение суда считается плохим, согласно ЛЕКС Валерии в -300 . Однако это право не осуществляется в армии, потому что империум консула дает ему право жизни и смерти над гражданами-солдатами.
    • Телесные наказания и смертная казнь, применяемые ликторами только в виде порки розгами и обезглавливания топором, за исключением любых других гнусных пыток. Другие наказания предусмотрены для очень конкретных случаев ( отцеубийство , потеря целомудрия для весталки ).

    Стержни были запрещены для гражданина по ЛЕКС Порции из Катона Старшего , и оно было принято , что смертная казнь можно было бы избежать путем добровольного изгнания.

    Ономастика римского гражданина


    Римское гражданство проявляется во имя тех, кому оно выгодно. Полная номенклатура гражданина включает его преномен , его номен или gentilice (фамилию), его родственный, показывая наследственную передачу гражданства и его племя . С конца республики к этой номенклатуре добавляется когномен , прозвище. Преномен , нееврейство и когномен образуют tria nomina, которая позволяет немедленно идентифицировать гражданина, в частности, по латинским надписям . Позже, с распространением гражданства, отображение tria nomina стало менее строгим с конца второго века нашей эры: в надписях все реже упоминается племя, а в текстах все чаще встречаются только два имени вместо три классических имени. Общее предоставление гражданства Каракаллой в 212 г. завершило ускорение этого развития.

    Закон римской женщины

    Следовательно, быть римским гражданином - значит быть матерью и женой граждан мужского пола, единственных, кто действительно пользуется политическими правами, но не имеет для себя лишь нескольких прерогатив (однако с точки зрения наследования они существуют). Тем не менее их статус позволяет им избираться весталками , участвовать в определенных традиционных культах и ​​вступать в законный брак.

    Некоторые аспекты римской традиции предоставляют женщинам права, которых у них нет в других культурах:

    • их показания допустимы в суде (кроме как от куртизанок, продажных по определению);
    • они могут наследовать по собственному праву;
    • Как и мужчины, они имеют право произнести панегирик на своих похоронах - традиция, которую Ливий восходит к временам разграбления Рима галлами в -390 году , когда римские дамы предлагали свои драгоценности для финансирования выкупа, требуемого галлами.

    Наконец, согласно традиции, восходящей к римлянам с похищения сабинянок , римляне освобождены от любой домашней или сельскохозяйственной работы, кроме прядения шерсти и воспитания детей.

    La civitas Romana sine Suffragio (римское гражданство без избирательного права)

    Цивитас Romana синус suffragio является истинным юридическим гражданством, но политически неполным:

    • Граждане sine Suffragio имеют римское частное право ( commercium , conubium , судебный иск).
    • Судебные права обоснованный : provocatio объявление populum (обращение к народу) , который защищает судья против coercitio (право ограничения) признаются для всех граждан. Плебский трибун созывает подати comitia или concilium plebis для защиты sine Sufragio граждан , считающих себя обиженными.
    • Но граждане sine Sufragio не имеют политических прав. Они перечислены в Риме в отдельных списках, но не в племенах (потому что они не голосуют и не имеют права голоса); они не принадлежат к плебеям и не участвуют ни в их собраниях (comitia tributes и concilium plebis ), ни в центуриатных комициях populus. В целом, civitas Romana sine Suffragio имеет больше обвинений ( увеличенный tributum и dilectus, который делается вне легионов), чем почестей ( статус cives Romanus ). Это была санкция.
    • С 350 по 268 год Рим наложил его на определенное количество побежденных, что лишило его суверенитета (но не местной автономии), что позволило ему увеличить свою территорию и население (для войны).
    • Но гражданская логика стремилась к полному гражданству, и граждане sine suffragio постепенно присоединились к другим, получив optimo jus (процедура завершилась в 188 г.).
    • Но это расширило ager Romanus и превратило город в территориальное государство, в конечном итоге неуправляемое в рамках институтов города (потому что никто больше не может эффективно контролировать магистратов); Кроме того, после 268 г. и до 90 г. Рим предпочитал более гибкие рамки федерации (неравные договоры с союзниками), что позволяло противопоставлять ciuitas Romana и ее imperium (зону влияния).

    Правовой статус ингений (рожденных свободными) в Римской империи

    Для римлян jus gentium (естественный закон, право народов) отличается от jus ciuile (закон города). Например, право владеть землей или основывать семью подпадает под действие ius gentium ; с другой стороны, право подавать в суд или вступать в законный брак является вопросом ius ciuile .

    Римские граждане

    Латиняне

    Latini ueteres

    В LATINI ueteres (Старые латиняне, первоначально эти Лацио и латинские колонии созданы до 338), статус которых больше не предоставляются после 268 (те , кто имел его , прежде чем сохранить его), иметь гражданские права и политику в их городе происхождение, но кроме того, у них есть римское jus ciuile (частное право) ( conubium , commercium , судебный иск), право голоса, когда они находятся в Риме (но не право быть избранными), и право на миграцию (они могут перемещаться и стать римскими гражданами).

    Латинские колонии

    Латиньте coloniarii (латиняне этих 12 латинских колоний , основанных после 268, примерно до 180), статус которого кажется немного менее выгодным, может стать римскими гражданами отстаивания в Риме; после 206 г. (или 187 г.) это было возможно только в том случае, если они оставили ребенка мужского пола в своем латинском городе ориго .

    Паломники

    Паломники

    Обычные паломники

    Обычные паломники привязаны к городу или общине (людям). Между собой они пользуются своим местным, частным и публичным правом. У них нет ни римских политических прав, ни конубиума . С другой стороны, признанный им ius gentium позволяет, поскольку 242 ср. Н.э. для разрешения споров о собственности (собственности, торговле) с римлянами. Сапсан может получить римское гражданство индивидуально или коллективно, в соответствии с политикой Сената, генерал - майор в I - м веке до н.э., а затем императоров.

    Сапсаны "посвящения"

    Устав свободы (освобожден)

    Освобожденные римские граждане

    Согласно публичному праву вольноотпущенник имеет только право голоса (он не имеет права голоса, потому что у него нет jus honorum ), и он чаще всего пользуется им в одном из четырех городских племен. В частном праве вольноотпущенник имеет conubium , commercium и право на судебный иск; его дети считаются изобретательными , следовательно, полноправными римскими гражданами. По закону вольноотпущенник обязан своему бывшему хозяину (или его наследнику), который стал его начальником:

    • уважение (без разрешения судьи запрещается правовое нападение)
    • сборы, установленные договором франкирования (профессиональная помощь капитану)
    • его правопреемство Если вольноотпущенник не имеет законно признанного наследника

    Латинские вольноотпущенники Junian

    Освобожденные сапсаны

    Если хозяин - сапсан, вольноотпущенник получает местное гражданство своего хозяина и не может изменить его без согласия своего бывшего хозяина, ставшего его боссом.

    Вольноотпущенники

    Они так потому , что их хозяин был dedictive сапсан, или потому , что они были признаны недостойными стать римскими гражданами , как их хозяин (из - за профессии считаются печально, или серьезная ошибка во время их рабства от закона 4 AD ). У них есть только ius gentium, и им запрещено находиться в Риме и в радиусе 100 римских миль (150 км). Когда они умирают, их собственность переходит к их боссу.

    Вольноотпущенники вольноотпущенников

    Рабы освобожденных рабов следуют законному статусу покровителя своего освобожденного хозяина.

    Латинское гражданство

    Латинские граждане имеют гражданские права и защиту римских законов, могут приобретать или продавать собственность ( jus commercii ), но лишены политических прав, за исключением латинских городов ( латинские муниципалитеты ). Гражданин Латинской Америки может законно жениться на римской женщине, но их дети будут латинскими гражданами, если только муж не владеет jus conubii в личном качестве. В противном случае их дети автоматически получают латинское гражданство.

    Тем не менее, латинский гражданин мог, благодаря jus migrationis, поселиться в Риме, зарегистрироваться в племени и, следовательно, иметь полное гражданство.

    Эти два уровня гражданства распространились в Италии и за ее пределами с основанием римской колонии, которая пользовалась полным гражданством ( civitas cum Suffragio ), и латинской колонии с более ограниченными правами ( civitas sine suffragio ).

    Приобретение римского гражданства

    Римское гражданство приобретается по рождению, если человек является ребенком римского гражданина или римского вольноотпущенника.

    Вольноотпущенник получает неполное гражданство, он остается отмеченным рабским пятном: после Августа он не может претендовать на муниципальные почести. Вольноотпущенник регистрируется в одном из городских племен, чтобы не дать амбициозному человеку сформировать массу новых избирателей в своем собственном племени путем эмансипации. Кроме того, регистрация его в городском племени означает, что большинство бедняков, включая вольноотпущенника, проживает в четырех городских племенах. Таким образом, бедные имеют меньший вес в голосах дани комиций, потому что голоса подсчитываются по племенам, а не по главам.

    Гражданство может быть получено путем натурализации свободного человека, тогда говорят о виританской уступке ( виритим ), то есть в личном качестве. В последнем случае новый гражданин принимает фамилию магистрата, сделавшего его гражданином, и регистрируется в своем племени . Натурализация свободного человека часто объясняется покровительством (см. Клиент ). После Августа только император может предоставить индивидуальное гражданство таким образом. Это решение часто принимается по рекомендации начальника. Новый гражданин принимает фамилию (язычник) императора: Юлий или Клавдий при Юлиях-Клавдиев, Флавий при Флавиевых , Ульпий , Элий или Аврелий при Антонинах, Септимий или Аврелий при Севере. Tabula Banasitana свидетельствует о том, к этой процедуре в течение времени Марка Аврелия. Это показывает, что предоставление гражданства все еще строго контролировалось императорами.

    Однако гражданство предоставляется все шире и шире, особенно при Империи, без критериев происхождения, рождения или религии, индивидуально или всем свободным людям территории, умиротворенной в течение долгого времени. Таким образом, Рим намного гостеприимнее, чем греческие города. Например, несмотря на важные культурные различия, мы находим евреев-римских граждан, таких как Флавий Иосиф или г-н Помпей Павел ( Павел Тарсский ). В Деяниях апостолов Павел заявляет о своем римском гражданстве после того, как его без суда избили (ср. Деяния 16:37), что пугает стратегов города Филиппы.


    Фрагмент военного диплома ( эпиграфический год 2004, 1053, 1064) 160 г. о предоставлении гражданства бывшему солдату когорты V Bracaraugustanorum . Надпись хранится в музее Кинтана (Кюнцинг).

    В конце республики и во времена Империи военная служба во вспомогательных войсках была для многих провинциалов средством получения римского гражданства по окончании службы. Гражданство сначала предоставляется на исключительной основе в виде наград за выдающиеся заслуги, о чем свидетельствует Таблица Аскулума : в -90 г. Помпей Страбон, отец Помпея, предоставил римское гражданство иберийским всадникам, служившим во время Социальной войны . Только Клод стал систематически предоставлять гражданство вспомогательным солдатам, проработавшим 25 и более лет службы и получившим почетный отпуск. Об этой процедуре и ее развитии свидетельствуют военные дипломы : солдаты также получали конубиум для своей жены, а до 140 года - гражданство для своих уже родившихся детей.

    Гражданство также предоставляется целому городу за заслуги, оказанные в войнах, которые вел Рим. Предоставление этого гражданства затем часто осуществляется поэтапно: сначала по латинскому закону, а затем по римскому гражданству для всех жителей. Согласно латинскому праву, предоставленному городу, магистраты города, покидая свой пост, становятся римскими гражданами. Остальные члены города получают conubium и commercium . Начиная с Адриана , главный латинский закон предоставляет гражданство всем декурионам города. Латинское право, развившееся в конце республики на основе прошлых отношений между Римом и итальянскими союзниками ( socii ), было во времена империи мощным средством интеграции и романизации местных элит и гражданской аристократии империи, однако в основном в западной части империи. Латинское право может быть передано городу, чье право чуждо римскому праву (город-сапсан), но в целом оно сопровождается изменением статуса: город может стать латинской колонией - многие примеры известны в Галлии - или он может стать латинский муниципалитет: в обоих случаях город получает новую конституцию, более соответствующую римскому праву, но предоставляющую важные возможности адаптации и местной автономии. При республике и в начале империи уже существующий город, коллективно получавший римское гражданство для своих жителей, становится римским муниципалитетом, это все еще имело место для Волюбилиса в начале правления Клавдия . Впоследствии создание муниципалитета давало только латинское право. Латинская колония или латинский муниципалитет могут тогда стать римской колонией: гражданство предоставляется всем свободным жителям города. Однако не все города знали об этой эволюции прав своих граждан. Некоторые примеры хорошо известны, например, случай Лепцис Магны , вольного города проконсульской Африки, который стал латинским муниципалитетом при Веспасиане и римской колонией при Траяне .

    Читайте также: