Что является воплощением законодательной власти в обществе

Обновлено: 05.05.2024

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

  • коллегиальность деятельности;
  • отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является “единственным законным органом государства” Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:

  • применение к нему термина "парламент" означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;
  • специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;
  • Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.

Вопрос 2. Норма права и статья НПА. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.

Как известно, нормы права выражаются в статьях нормативно-правовых документов. При этом существует своеобразный характер оформления этих юридических параметров, форм, изложенных в статьях, имеющих четкие и точные формулировки, детальное описание предписываемых действий. Это является одним из существенных признаков правовой нормы и вместе с тем является важным фактором их реализации.

Изложение нормы в нормативно-правовом акте означает, что данная норма приняла юридическую форму. Именно после этого, норма становится нормой права, юридической нормой.

Вопрос о соотношении норм и статьи нормативно-правового акта тесно связан со структурой нормы права. Как известно, логическая структура нормы права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Структурные части (элементы) правовых норм излагаются в статьях нормативных актов неодинаково. Различаются прямой, ссылочный и бланкетный способы изложения.

Прямой способ изложения означает полное изложение (формулирование) элементов правовой нормы непосредственно в статье закона, закрепляющей эту норму.

При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи. Указанные в этих статьях данные восполняют формулировку ссылочной статьи.

При бланкетном изложении недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Для правильного понимания нормы, изложенной бланкетным способом, необходимо прибегнуть к этим нормативным актам. Бланкетной является, например, статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности горных работ. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к нормативным актам, в которых непосредственно установлены правила безопасности горных работ.

Ссылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений. Вместе с тем в практическом пользовании наиболее удобно прямое изложение.

Билет №6.

Вопрос 1. Государство и органы местного самоуправления:

Направление развития местного самоуправления предопределяется теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления, законодательством о местном самоуправлении.

Местное самоуправление в системе управления государством и обществом через самостоятельное решение вопросов местного значения выполняет следующие основные задачи: а) укрепляет основы народовластия; б) способствует реализации принципов федерализма; в) содействует развитию и интеграции гражданского общества, его институтов; г) стабилизирует политические отношения в государстве; д) содействует обеспечению основных жизненных потребностей и интересов населения. Государство призвано создать необходимые правовые условия для реализации конституционных принципов формирования и деятельности местного самоуправления, самостоятельного решения населением всех вопросов местного значения, развития форм и институтов прямой демократии.

Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции РФ, Европейской Хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.

Государственная политика в области развития местного самоуправления формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

единства целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики;

Комплексный подход к реализации государственной политики:

  • взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе реализации государственной политики;
  • преемственность государственной политики на разных этапах проведения муниципальной реформы;
  • всесторонняя поддержка местного самоуправления со стороны государства;
  • невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;
  • контроль со стороны государства за реализацией государственными органами и их должностными лицами государственной политики.

Местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы и права человека и интересы местные, региональные, общегосударственные. Конституция РФ утверждает приоритет прав и свобод личности, которые должны определять смысл и содержание как органов государственной власти, так и выборных и других органов местного самоуправления.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 апреля 2012.


Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

См. также

  • Государственная власть
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Законодательная власть" в других словарях:

Законодательная власть — (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть — (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть — власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — согласно теории разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а тж. систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В… … Юридическая энциклопедия

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.


Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

Федеральное собрание По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .

Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее . Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание Российской Федерации подробнее . Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума Российской Федерации подробнее также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве ( Центральный банк России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее , Счетная палата, Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее . Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Законодательная власть — это система полномочий по разработке и принятию законов, а также система органов государственной власти, которая эти полномочия реализует.

Далее рассмотрим на примерах характеристики этой власти и органы власти, которые ее осуществляют.

Фото. Заседание Государственной Думы Российской Федерации

Конституции современных государств как правило выделяют законодательную ветвь власти. Соответственно ее осуществляют парламенты. Однако при этом основные законы предполагают делегирование законодательных полномочий в ряде случаев Правительству, либо референдумам и плебисцитам.

Так, например, в 2020 году в России были приняты поправки в Конституцию. Именно поэтому существуют смешанные формы правления: полупрезидентская ( Россия , Франция ), или полупарламентская. Это неким образом, конечно, противоречит концепции разделения властей.

Между тем, в западных демократиях запрещено делегирование законодательных полномочий органам исполнительной власти в части, касающейся прав человека и гражданина.

Как правило, законодательная власть осуществляется выборными представительными органами. А при рассмотрении нового законопроекта обязательно коллегиальное принятие решений по его изданию. Ведь законотворческий процесс должен учесть интересы всех граждан. Именно поэтому в парламенте создают разного рода комиссии для обсуждения той или иной законодательной инициативы.

Также законодательная власть осуществляет и контрольные полномочия. Так парламенты разных государств осуществляют парламентский контроль правительства, финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования.

К признакам этой ветви власти относят: выборность (на альтернативной и тайной основе), сменяемость, гласность, коллегиальность принятия решений.

Таким образом, эта власть как никакая другая является лакмусовой бумажкой на присутствие в государстве подлинно демократических начал.

Многие даже говорят, что законодательная власть — это сердце государства, власть исполнительная его мозг.

Фото. Заседание Конгресса США

Органы законодательной власти

В Российской Федерации по Конституции 1993 года (с поправками 2020 года) органы законодательной власти подразделяются на две категории: федеральные и региональные.

На федеральной уровне она осуществляется двухпалатным парламентом — высшим органом законодательной власти в рф является Федеральное собрание . Нижняя его палата — Государственная дума — избирается на 6 лет путем прямых, тайных выборов на альтернативной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата — Совет Федерации формируется Президентом — по два представителя от каждого региона.

Законопроект сначала поступает в Госдуму , там проходит 3 чтения. Если он одобрен, то поступает в Совет Федерации и если утверждается им, то далее идет на стол к Президенту. Президент вправе отклонить законопроект и не подписать его — вернуть в Госдуму . Если три раза вернет, последняя имеет право объявить ему вотум недоверия, а он, в свою очередь, может ее распустить и назначить перевыборы.

Полномочия Совета Федерации описаны в статье 102 Конституции РФ:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации ;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации ;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации ;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации , прекратившего исполнение своих полномочий и пр.

Полномочия Госдумы согласно 103 статье Конституции РФ:

Более подробно смотрите полномочия в названных статьях Конституции. А также обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!


Законодательная власть — это основной юридический аспект выражения воли народа, которая должна консолидировать в себе интересы всех без исключения групп с различными интересами. В сфере теории разделения властей законодательная власть устанавливает правила поведения и осуществляет контроль за исполнением, исполнительная власть обеспечивает исполнительно-распорядительную функцию, а также осуществляет контроль за исполнением законов, а судебная власть разрешает правовые споры.

Первостепенность законодательной власти обуславливается тем, что правила поведения по отношению других ветвей власти устанавливаются первой, также определяя с одной стороны ориентированную самостоятельность ветвей между собой, с другой — нацеливает на качественное функционирование, одновременно с этими явлениями осуществляет контроль за качеством и своевременностью исполнения законов.

Контрольные полномочия законодательной власти проявляются в виде финансового контроля, парламентских слушаний, парламентских расследований, депутатских запросов, отчетов правительства, выражения ему недоверия или отказ в доверии.

С одной стороны, судебная власть самостоятельна и независима, но с другой стороны, приоритет законодательной власти проявляется и здесь в виде ограничения суда, основаниями, процедурами, установленными законом. Хотя здесь присутствует особенность определенного положения законодателя по отношению к суду в виде оценочного характера конкретных действий законодателя судом. Действуя по закону и в рамках закона, суд оценивает сам закон на предмет соответствия и в части действия одного нормативного правового акта по отношению к другому нормативному правовому акту, обладая той властью и силой, которая позволяет суду принять решение о недействующем нормативно правовом акте. Между тем по сути принятия такого рода решений мотивируя и ориентируя законодателя на принятие тех или иных правовых предписаний.

Законодательная власть и судебная власть, по мнению В. Е. Чиркина, во взаимодействии имеют взаимный обеспечительный характер, принимаются законы, а суд способствует эффективному правовому регулированию [1].

В статье Коноваловой Л. Г. указано на то, что по сути универсального способа распределения полномочий государственных органов, символизирующих три ветви власти, нет, поэтому каждая страна регулирует данный вопрос по-своему с учетом национальных особенностей. Поэтому в каких-то странах баланс взаимодействия обеспечивается, а в каких-то не обеспечивается, следовательно, в одних государствах парламентаризм есть, в других — отсутствует. Можно ли в дальнейшем ставить вопрос о том, что внутригосударственный парламент — высшее законодательное учреждение страны или нет. В России принцип разделения властей с обозначением парламента как высшего законодательного и представительного органа получил формально-юридическое признание в Конституции РФ, в федеральном законодательстве. Хотя автор высказывает интересное мнение относительно того, что суды в Российской Федерации не заменяют собой парламент, а их нормоориентирующие судебные решения, как источника права, устраняют между тем пробелы в правовом регулировании, поэтому может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов [2].

Мнение о том, что представители исполнительной власти, участвуя в работе парламента, вмешиваются в деятельность законодательной государственной власти, Миерхольд А. А. обосновывает, в частности, тем, что за период существования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не было попыток изменить формулировку ч. 2 ст. 95 Конституции РФ. Так согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому автор придерживается точки зрения, что имеет смысл исключить из части 2 статьи 95 Конституции РФ положение о том, что в Совет Федерации Федерального Собрания РФ должны входить по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти субъектов России [3].

Немало ученых отдают ведущую роль законодательной власти, обуславливая это тем, что осуществляющий ее орган — парламент получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны, а также тем, что законодательная власть наделена исключительным правом законодательствовать. Есть ряд ученых, которые считают, что повышена роль судебного нормотворчества, так как расширены полномочия судебного нормотворчества и нормоконтроля. Например, В. И. Анишина высказывается о необходимости законодательного закрепления общеобязательных решений высших судов, а также о возможности Верховного Суда РФ исправлять коллизии закона путем толкования [4].

Очень интересное мнение опубликовано в статье Лазарева В. В. и Фурсова Д. А. о том, что при внесении законодательных инициатив крайне редко обращаются к судебной практике. Обращение к этому огромному опыту правоприменения, как к источнику права, в настоящее время практически не существует. А вероятно именно здесь рождается более абстрактное правило, созданное законодателем. Поэтому логично и немаловажно такое решение проводить по специальной процедуре имплементации решений судебных органов в действующее законодательство [5].

Обобщение судебной практики, а здесь подразумевается и пленум, и президиум суда, по сути, выкристаллизовывают нормы, требующие воплощения в законе, а следовательно, процедурными нормами необходимо закрепить обязательность вовлечения судебных позиций в законодательный процесс. Сюда можно отнести и особый механизм мониторинга принципиальных решений, так как решения отдельных судов являются порой кардинальными и знаковыми, но остаются без внимания.

Через властные полномочия суда происходят столь важные процессы правообразования, правореализации и правоохраны.

Вместе с тем, в противовес симбиозу двух ветвей власти и эффективному сотрудничеству поставлено скрытое осуждение судебного нормотворчества.

Вмешательство государства в права и свободы граждан может иметь место, но необходимо конституционное обоснование и острая, необходимая и достаточная соразмерность. Правовые позиции судебных органов (выраженные обзорах, пленумах, постановлениях и т. п.) носят рекомендательный характер.

По мнению Н. В. Витрука наряду с правовыми позициями находят место правовые нормы, правоположения, прецеденты, акты судебного толкования, преюдиции.

Принятие нормативного правового акта вовсе не свидетельствует о завершенности правового регулирования, ведь порой именно после принятия того или иного нормативного правового акта только начинается процесс регулирования, оценить и предвидеть последствия которого законодатель без судебной практики просто не может.

В российской системе возможно было бы результативным применение двух направлений. Система позитивного права и имплементация судебных решений в законодательные акты улучшит законопроектную деятельность [6].

Выводом по данной статье Алексеева И. А. и М. И. Цапко отмечу пробел в российской законодательства в отношении конституционно-правовой ответственности органов судебной власти. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ обязаны, как и другие участники конституционных правоотношений, соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы. Отдельные меры конституционной ответственности в отношении их Конституцией РФ не предусмотрены. Судебная власть, ее представители остались вне зоны действия конституционно-правовых санкций, что не допустимо в правой сфере деятельности государства и государственных органов в целом. Общественное мнение не оказывает и не может оказать никакого влияния на судебную власть, круг замкнулся. Повышение эффективности деятельности одной из ветвей власти фактически приостановлено. Законодательная власть должна предусмотреть в законодательстве конституционно-правовые санкции по отношению ко всем высшим органам и должностным лицам государственной власти, что само по себе лишний раз и далеко не безосновательно ставит законодательную власть выше двух имеющихся в трилистнике [7].

  1. Безруков А. В. Законодательная власть в системе разделения властей в России // Современное право. 2010. № 2. С. 35.
  2. Коновалова Л. Г. Разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента как признак парламентаризма // Российский юридический журнал. 2017. № 3. С. 48.
  3. Миерхольд А. А. Соотношение принципа разделения властей и статьи 95 Конституции Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2016. № 7. С. 52.
  4. Садовникова Г. Д. Взаимодействие представительных и судебных органов в системе разделения властей // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2 (146). С. 120.
  5. Лазарев В. В. Фурсов Д. А. Обоснование идеи имплементации судебных решений в законодательные акты // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 7.
  6. Лазарев В. В. Фурсов Д. А. «указ. соч”.. С. 9.
  7. Алексеева И. А., Цапко М. И. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти: Монография // Москва. Проспект. 2017. С. 28.

Основные термины (генерируются автоматически): законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Читайте также: