Что является водным объектом с точки зрения права

Обновлено: 02.07.2024

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах;

2 вида водных объектов:

- поверхностные (их прав. режим регул-ся ВК РФ)

- подземные (их пр.ав режим регул-ся зак-вом о недрах)

К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. В РТ более 8 тыс. озёр и 4 водохранилища);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения), снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохранившиеся на земной поверхности в течение всего тёплого периода или его части).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод (совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах);

2) водоносные горизонты (сосредоточение воды в трещинах и пустотах горных пород, находящихся в гидравлической связи).


51. Водные объекты общего пользования.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены:

забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,

ü использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах,

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.

Береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км (5 м.).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

52 Права на водные объекты:

1. Вещные (право соб-ти, постоянного бессрочного пользования)

2. Обязательственные (договоры)

Право собственности

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации за исключением прудов, обводненных карьеров. Пруды и обводнённые карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица (принцип единства судьбы).

Договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование(постоянное бессрочное, безвозмездное срочное).

Договоры и решения принимаются Федеральным агентством водных ресурсов.

Договоры и решения в отношении пруда или обводненного карьера в соб-ти субъекта – Министерство экологии и природных ресурсов РТ

Договоры и решения в отношении пруда или обводненного карьера в соб-ти муниципального образования – Исполком МО


53. Право водопользования и его виды

1) В зависимости от разрешительной системы:

- общее (береговая полоса, предназначенная для общего водопольз-я)

- специальное (возникает на основании решений, договоров)

2) В зависимости от цели использования водных объектов:

- для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения

- промышленности и энергетики

3) В зависимости от условий предоставления водных объектов:

- совместное водопользование (1 водный объект нескольким субъектам)

- обособленное водопользование (1 субъекту целый водный объект)


54. Основания и порядок возникновения права пользования водным объектом.

В соответствии. со ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в федеральной собственности, исключая пруды и обводнённые карьеры, которые могут быть в собственности субъектов РФ, мун. образований и в частной собственности. За исключением прудов и обводнённых карьеров, в отношении водных объектов предусмотрено только право водопользования.

Пруд и обводненный карьер переходят в собственность на основании договора купли-продажи, дарения.

2 основания возникновения пр. водопользования:

- договор водопользования (на торгах для использования акватории водных объектов)

- решение о предоставлении водного объекта в пользование (без торгов)

На основании договора водные объекты предоставляются:

- для забора воды из поверхностных водных объектов

- для использования акваторий водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей

- для использования водных объектов без забора воды для производства электроэнергии.

По договору водопользования 1 сторона (ОГВ, ОМС), обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Дог-р водопольз-я по своей природе явл-ся догом аренды. Предельный срок - 20 лет. Считается заключ-м с мом. его гос. рег. в водном реестре (ведётся фед-м агентством водных рес-сов).

Органы, предоставляющие в пользование водные объекты по договору водопользования:

·Федер. агентство водных ресурсов (предоставляет в пользование федеральные водные объекты)

· Мин-во экологии и природных ресурсосов РТ (предоставляет в пользование пруды и обводнённые карьеры, находящиеся в собственности субъекта, а также федер. водные объекты, управление и распоряжение предоставлено субъекту.

·Исполкомы МО (предоставляют в пользование пруды и обводненные карьеры, находящиеся в муниц.соб-ти)

На основании решений водные объекты предоставляются:

- для обеспечения обороны страны

- для строительства причалов

- для строительства гидротехнических сооружений и мостов

- для разведки и добычи полезных ископаемых

- для сплава древесины и т.д.

Органы, принимающие решения о предоставлении в пользование:

- Правительство РФ (решение для обеспечения обороны страны)

- Федеральное агентство водных ресурсов

- Министерство экологии и природных ресурсов РТ (решение о предоставлении в пользование прудов и обводнённых карьеров, находящихся в собственности субъекта, а также федер. водных объектов, управление и распоряжение предоставлено субъекту).

-Исполкомы МО (решение о предоставлении в пользование прудов и обводненных карьеров, находящихся в муниц. собственности)

Порядок принятия решения:

Физ. или юр. лицо обращаются с заявлением в соответствующий орган. В течение 30 дней со дня получения заявления ОГВ или ОМС должен либо принять решениее о предоставлении водного объекта в пользование, либо вынести мотивированный отказ. Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента его гос. регистрации в водном реестре.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства,плавания маломерных судов;

3) полива садовых, огородных, дачных земельных участков

4) учебных, научных целей


55. Основания и порядок прекращения права пользования водным объектом.

ВК в отношении оснований прекращения договора водопользования содержит отсылочную норму на гр. законодательство:

- истечение срока договора

- существенное нарушение условий

Принудительные основания прекращения пр. водопользования (статья 10 ВК):

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации (невыплата арендных платежей);

3) неиспользование водного объекта в установленные сроки (договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование).

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;

2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Прекращает водопользование тот же орган, который принял решение о предоставлении водного объекта в пользование или заключил договор водопользования (например, Федер. агентство водных объектов).


56. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Виды: административная, уголовная, гражданско-правовая

Административная ответственность (8 составов): нарушение правил охраны водных объектов (8.13), нарушение правил водопользования, нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств и т.д. Наказания - штраф и конфискация орудия совершения правонаруш-я.

Уголовная ответственность(1 состав): статья 250: Загрязнение вод (существенный вред растительному и животному мируилипричинение вреда здоровью человекаилимассовая гибель животных илисмерть по неосторожности). Самое суровое наказание - лишение свободы на срок до 5 лет (при загрязнении вод, причинивших по неосторожности смерть человека).

Гражданско-правовая ответственность:

Несвоевременное внесение платы ха пользование– пени

Забор в объеме, превышающем установленный в договоре – штраф в размере 5кратной платы за пользование водным объектом

Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Методики и таксы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам – МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ, утверждена приказом Министерств природных ресурсов РФ от 13 апреля 2009.

Водные объекты природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; где под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (Водный кодекс РФ). Водный кодекс РФ 2006 г. изменил определение в.о. по сравнению с Водным кодексом 1995 г. Ранее под водным объектом понималось "сосредоточение вод на поверхности суши в форме ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима". С одной стороны, по признакам, содержащимся в новом определении, можно отличать в.о. от плавательного бассейна или от сезонного снежного покрова, а с другой стороны, понятие в.о. имеет широкое содержание и теоретически позволяет признать водным объектом любое скопление воды, в том числе мелкое и кратковременное (см.: Мазуров А.В. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (постатейный) // Частное право. М., 2006).

Классифицируются в.о. в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. Несмотря на то что основания для классификации в.о. естественно-научные, сама классификация имеет важное правовое значение, поскольку именно от понятия и вида в.о. зависит его юридическая судьба, кроме того, одним из принципов водного законодательства является регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей. В.о. подразделяются на поверхностные и подземные. К поверхностным в.о. относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.). Согласно общепринятому определению море - часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим режимом. В Водном кодексе РФ под "морем" законодатель понимает внутренние морские воды и территориальное море РФ, и только этим в.о. дано легальное толкование. Внутренние морские воды РФ - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. Территориальное море РФ - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"); 2) водотоки характеризуются постоянным или временным движением воды в русле в направлении общего уклона - реки, ручьи, каналы; 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) характеризуются состоянием замедленного водообмена; 4) болота - избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Водные объекты" в других словарях:

ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ — моря, океаны, реки, озера, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и др., места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (напр., в виде снежного покрова) … Большой Энциклопедический словарь

Водные объекты — поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ, подземные водные объекты … Административное право. Словарь-справочник

водные объекты — моря, океаны, реки, озёра, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и др., места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (например, в виде снежного покрова). * * * ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, моря, океаны … Энциклопедический словарь

ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ — моря, океаны, реки, озёра, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и др., места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (напр., в виде снежного покрова) … Естествознание. Энциклопедический словарь

Водные объекты общего пользования — водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего… … Словарь юридических понятий

Водные объекты особого пользования — водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц в соответствии с национальным законодательством. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ВОДНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ … Официальная терминология

Водные объекты в зоне влияния водохранилища — 1.12. Водные объекты в зоне влияния водохранилища подземные воды, поверхностные водоемы и водотоки, формирующие качество воды водохранилища, верхний и нижний бьефы, а также водные объекты, в которых меняется гидрологический режим в результате… … Официальная терминология

Водные объекты общего пользования — 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Источник:… … Официальная терминология

Водные объекты общего пользования — поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено названным Кодексом; каждый гражданин вправе иметь доступ к В.о. и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Особо охраняемые водные объекты — 1. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Источник: Водный кодекс Российской Федерации… … Официальная терминология

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 -Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользованиенастоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Прекращение права пользования водными объектами

1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;

2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта

Во́дный объе́кт — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима [1] .

Водными объектами являются моря, океаны, реки, озёра, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и другие места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (например, в виде снежного покрова). Водные объекты составляют основу водных ресурсов. Исследованием водных объектов занимаются многие науки. Для изучения водных объектов и их режима применяются гидрологические методы измерения и анализа. С точки зрения экологии водные объекты представляют собой экологические системы.

Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Виды водных объектов.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

2 вида водных объектов:

- поверхностные (их прав. режим регул-ся ВК РФ)

- подземные (их прав режим регул-ся зак-вом о недрах)

К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения), снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохранившиеся на земной поверхности в течение всего тёплого периода или его части).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод (совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах); 2) водоносные горизонты (сосредоточение воды в трещинах и пустотах горных пород, находящихся в гидравлической связи).

Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

3. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров

4. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Под водными отношениями понимаются общественные отношения по поводу использования и охраны водных объектов или частей во­дных объектов. Соответственно водные объекты или части водных объ­ектов выступают объектами водных отношении.

По определению Водного кодекса РФ', под водными объектами по­нимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 ВК РФ). Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории РФ либо в ее недрах.

Водный объект как объект водных отношений должен отвечать установленным законом признакам, которые позволят отделить водные объекты от иных скоплений вод, которые будут объектами иных общественных отношений. Во-первых, водный объект должен обладать признаками водного режима, к которым относится на­личие естественных колебаний уровня и объема воды во времени. Соответственно, бассейны, скоплении вод в водоочистных соору­жениях, другие скопления вод, обладающие гидроизоляцией, где не происходит естественных колебаний воды, не являются водными объектами. Во-вторых, водные объекты должны иметь естественные и формально учитываемые границы — береговую линию для поверх­ностных водных объектов и границы водного горизонта или бассейна подземных вод — для подземных вод. В-третьих, водными объектами признаются те, которые учтены как водные объекты, т. е. документи­рованные сведения о которых занесены в государственный водный реестр.

Водные объекты могут быть как естественного (река, озеро), так и искусственного происхождения (водохранилища, каналы). По сво­им естественным характеристикам водные объекты неоднородны. Исходя из физико-географических, гидрорежимных, морфометриче­ских и других характеристик ст. 5 ВК предусматривает классифика­цию водных объектов на два вцда:

— поверхностные водные объекты,

— подземные водные объекты.

Поверхностные водные объекты юридически рассматриваются как единство двух составных частей — поверхностных вод и покрытых ими земель или дна, ограничиваемого береговой линией, определяемой по среднему уровню воды в водном объекте (ст. 5 ВК).

В число поверхностных водных объектов входят:

— моря и их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и другие).

В соответствии с международным и российским законодательством и в зависимости от правового режима моря включают внутренние мор­ские воды, которые охватывают морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, внутренних морей и территориальное море Российской Федерации, охватывающее морскую акваторию в 12 морских миль от берега или от внешней границы внутренних морских вод;

— водотоки, включающие реки, ручьи и каналы;

— водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;

— природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

— ледники и снежники.

К подземным водным объектам относятся:

— водоносные горизонты или воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; — бассейны подземных вод, которые представляют собой совокуп­ность водоносных горизонтов.

Все поверхностные водные объекты, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, по ст. 6 ВК являются водны­ми объектами общего пользования, т. е. общедоступными для граждан.

Особое место в системе поверхностных водных объектов занимают пруды и обводненные карьеры. В К не содержит определения прудов и обводненных карьеров. На основе имеющейся лингвистической ин­формации можно дать некоторые принципиальные характеристики таких объектов. Прежде всего, это — водоемы искусственного про­исхождения. Пруд создается путем постройки плотины на небольших реках или может быть специально выкопан. Его площадь обычно не должна превышать 1 кв. км. Пруды сохраняют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами либо подземными во­дами, т. е. наполняются водой естественным образом. Карьеры — это выемки в земной коре, которые образуются при добыче полезных ис­копаемых открытым способом .




Пруды и обводненные карьеры являются принадлежностью зе­мельного участка, недвижимым имуществом, а отношения по приоб­ретению прав собственности и их использованию регулируются преи­мущественно земельным и гражданским законодательством, которые имеет приоритет в этой части по отношению к водному

Правовой режим прудов и обводненных карьеров различается в за­висимости от права собственности на эти объекты. Если пруды и об­водненные карьеры находятся в частной собственности, т. е. полностью расположены в границах частного земельного участка, то их отчуждение без отчуждения земельных участков, в границах которых они располо­жены, не допускается. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. По отношению к таким прудам и обводненным карьерам не действуют правила водопользования. За пользование земельным участ­ком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карье­ром. с собственника земельного участка взимается земельный налог, а не плата за пользование водными объектами. По отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в частной собственности, не устанавливаются водоохранные зоны.

Пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, остаются в составе водных объек­тов. Отношения по поводу целей их использования, охраны, осущест­вления функций государственного управления, регулируются водным законодательством. Они входят в состав водного фонда, сведения о них заносятся в государственный водный реестр, по отношению к ним проводится государственный мониторинг, и они являются объектом государственного надзора за использованием и охраной водных объ­ектов. По ст. 6 ВК они являются объектами общего пользования, т. е. пользование которыми для удовлетворения личных потребностей не может быть ограничено и является бесплатным. Эти объекты не под­лежат приватизации, т. к. частная собственность на водные объекты, включая пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, не предусмотрена ВК. По ст. 27 ЭК не подлежит приватизации также береговая полоса объектов общего пользования.

Таким образом, частная собственность на пруды и обводненные карьеры возможна только по отношению к специально выкопанным водным объектам, либо прудам и обводненным карьерам, оказав­шимся в составе сельскохозяйственных земель и приватизированных в процессе осуществления земельной реформы.

Все водные объекты в пределах территории РФ образуют водный фонд.

Объектами водных отношений также выступают водные экоси­стемы, включающие, помимо водного объекта, также прилегающие земли и находящиеся на этих землях природные объекты. В границах таких экосистем особым образом, предусмотренном водным законо­дательством, осуществляется планирование землепользования, госу­дарственное управление, вводятся ограничения для хозяйственной деятельности. Такими экосистемами являются:

В соответствии со ст. 28 ВК в целях организации государственно­го управления выделяются 20 бассейновых округов, перечень которых установлен этой же статьей. Бассейновые округа выступают объектами преимущественно отношений государственного управления водными и связанными с ними экологическими отношениями.

В целях разработки схем комплексного использования и охраны во­дных объектов проводится гидрографическое районирование террито­рии РФ, в результате которого выделяются гидрографические единицы, включающие речной бассейн — территорию, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро, а также подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. В свою очередь бассейны и подбассейны рек делятся на во­дохозяйственные участки, по отношению к которым разрабатываются водохозяйственные балансы, которые включаются в состав схем ком­плексного использования и охраны водных объектов.

Все водные объекты и иные объекты водных отношений подлежат государственному учету. Документированные сведения о бассейновых округах, речных бассейнах, водохозяйственных участках, водных объ­ектах, водохозяйственных системах, об использовании водных объек­тов, о гидротехнических и иных сооружениях на водных объектах о водоохранных зонах, о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, о договорах водопользования включаются в государ­ственный водный реестр.

Не для кого не секрет, что согласно статье 8 Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. Таким образом, в России, существует приоритет федеральной государственной собственности на любые водные объекты. Исключение, пожалуй, составляют пруды и обводненные карьеры. О проблемах признания права собственности на них пойдет речь в данной статье. Согласно все той же ст. 8 они могут принадлежать на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты, право собственности того или иного участника гражданских правоотношений, на водные объекты или их часть. Зачастую возникают ситуации, когда какой-то предприниматель, в целях развития рекреационного бизнеса, взяв в аренду земельный участок примыкающий к озеру или реке пытается распространить арендные отношения и на этот водный объект.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются: а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты - таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры; б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Это означает, что водные объекты не могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

Пруд и обводненный карьер, указанные в части 3 статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Поскольку, с практической точки зрения, как объект частной собственности, представляют интерес только пруды и обводненные карьеры, о проблемах возникновения, прекращения и передачи прав собственности на них остановимся подробнее.

В действующем Водном кодексе Российской Федерации законодатель закрепляет федеральную собственность на большинство водных объектов.

Следовательно, законодательство не исключает возможности нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности. Однако лицо, не имеющее государственной регистрации права на гидротехническое сооружение, но считающее, что право у него возникло ранее, должно представить доказательства наличия оснований приобретения права собственности на соответствующее гидротехническое сооружение.

В правоприменительной практике в отношении русловых прудов проводится разграничение прав на гидротехническое сооружение, например плотину, которая обеспечила создание пруда, и на пруд как водный объект. В то же время имеются разные подходы в решении вопроса о взаимосвязи прав на гидротехническое сооружение с правами на земельный участок, в границах которого имеется русловый пруд.

Так, арбитражный суд не принял довод заявителя, что с приобретением им в собственность плотины по договору купли-продажи у него на основании ст. 552 ГК РФ и ст. 35 далее - ЗК РФ возникло право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен русловый пруд (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2010 г. по делу N А 53-20645/2009)

На примере анализа Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ 16-30, сделаем некоторые выводы относительно правового подхода, к определению режима собственности физического или юридического лица на водный объект.

Итак, как пояснил ВС РФ, в соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных законодательством. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.

В данном случае, суд подтверждает и закрепляет, что в собственности у граждан, может находится пруд площадью не более 1 км.кв.

То есть, гидравлическая связь с водными объектами находящимися в государственной собственности (реками, озерами, морями) автоматически распространяет режим государственной собственности и на пруды (карьеры).

Согласно Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве)" береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2014 года N 1183, предусмотрено, что в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Немаловажное, а может быть и основополагающее значение при принятии решения о праве собственности, его субъектном составе, будет иметь вопрос, как тот или иной водный объект (пруд, карьер) находится во взаимосвязи со временем его существования, как давно существует, с какого времени. Как был образован, в результате чего – естественных процессов (изменения русла рек, наполнение подземными водами, дождевыми и т.п.), либо создан искусственно – (путем создания гидросооружений, вырытые и т.п.)

Ну и в заключении….

Как мы видим, из приведенных выше примеров и анализа, по-прежнему отсутствует единообразное регулирование и пробелы в законодательстве. Отсутствие единообразной правоприменительной практики в решении рассмотренных вопросов о правовом режиме прудов и обводненных карьеров, в том числе их оборотоспособности, свидетельствует о наличии пробелов в законодательстве, прежде всего в части определений правового режима и права собственности этих объектов, что является предпосылкой для злоупотреблений, необоснованного отказа в исках и признании права собственности.

Но тем не менее, все-таки возможно признание права собственности на водный объект, если он находится на вашем земельном участке, имеет обособленное нахождение – не связан с объектами, находящимися в государственной собственности (реками, озерами), и создан искусственно Вами. Желательно что бы такой объект имел еще укрепление и фундамент, а площадь не превышала 1 км.кв.

Читайте также: