Что является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по 275 фз

Обновлено: 30.06.2024

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
  • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • 5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;
  • 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Примечание. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.

Административное правонарушение и административная ответственность - особые правовые категории. Они регламентируются соответствующими нормами. В них предусматриваются основания, по которым начинается изучение материалов, условия, при которых оно завершается, субъекты, на которых распространяются санкции.

возбуждение дела об административном правонарушении

Об административных правонарушениях говорится во многих актах. Однако основная информация содержится в отраслевом нормативном документе. Им является Кодекс об административных правонарушениях. Особое внимание следует обратить на ст. 28.1. В ней устанавливаются основания, по которым допускается возбуждение дела об административном правонарушении.

Основания

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется при:

состав административного правонарушения

Положения частей 2 и 3 статьи 28.1, прямым образом связанные с содержанием статьи 28.3, предписывают, что возбуждение дела об административном правонарушении определенного типа осуществляется уполномоченным на такую процедуру должностным лицом. В связи с этим, а также принимая во внимание специфику рассмотрения обстоятельств таких проступков по сравнению с уголовными процессами, соответствующее решение принимается без согласования с прокурором.

Дифференциация

На первоначальной стадии крайне важной является правильная квалификация события. Состав административного правонарушения может граничить с преступлением. Дифференциация событий осуществляется по нормам УК. В них присутствуют квалифицирующие признаки деяний. К примеру, это может быть размер нанесенного вреда. В ряде случаев состав административного правонарушения граничит с дисциплинарным проступком. При квалификации события их также следует дифференцировать. В этих случаях руководствоваться нужно ст. 2.5 КоАП.

Общий порядок

Закон об административных правонарушениях предписывает совершить надлежащие процессуальные действия. С этого момента изучение материалов и выяснение обстоятельств будут считаться начатыми процедурами. К процессуальным следует относить действия, касающиеся оформления актов, постановлений, определений. Обжалование указанных документов осуществляется в порядке, установленном в гл. 30.

Составление акта

Протокол об административном правонарушении выступает в качестве процессуального документа. Он считается основанием для начала соответствующих действий. В этом акте фиксируется непосредственно сам факт совершения проступка. Протокол об административном правонарушении содержит сведения о том, кем, когда и где он оформлен. Особое значение имеет наименование должности лица, которое составило акт. При оформлении документа неуполномоченным субъектом он признается ничтожным и возвращается в орган, в котором был составлен.

протокол об административном правонарушении

Идентификация субъекта

Закон об административных правонарушениях требует обязательного указания в акте данных о лице, в отношении которого он составляется. Личность субъекта устанавливается по документам, которые у него имеются. В случае их отсутствия названные им устно данные подлежат проверке. Для установления личности допускается задержание субъекта, досмотр его вещей, ТС, изъятие документов и предметов, имеющихся у него. Если при совершении проступка были свидетели или потерпевшие, в протокол заносятся сведения о них.

Обязательные данные

В документе должно быть зафиксировано время события. Это имеет особое процессуальное значение, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении допускается не позднее 2 месяцев с даты его совершения. В некоторых случаях данный срок увеличен до года. В акте также должны присутствовать сведения о месте события. Это необходимо для правильного установления органа, уполномоченного на рассмотрение данного дела. В акте также должно содержаться описание события. Характеристика правонарушения позволяет правильно его квалифицировать. В протоколе указывается конкретная статья, устанавливающая наказание за проступок.

Объяснения

В протоколе фиксируются пояснения лица, в отношении которого он составляется. Их наличие выступает как один из источников доказательств обстоятельств совершения проступка. При необходимости пояснения могут записываться отдельно и прилагаться к протоколу. В соответствии с этой информацией устанавливается наличие вины, выявляются обстоятельства, способствующие смягчению санкций.

коап об административных правонарушениях

Гарантии

При составлении протокола всем участникам производства разъясняются их обязанности и права. В качестве важнейшей гарантии достоверности и полноты сведений, присутствующих в документе, субъектам предоставляется возможность ознакомиться с ним. Более того, лица, в отношении которых составлен акт, могут представить свои замечания и объяснения по содержанию акта в письменном виде. Уполномоченное лицо обязано приложить их к протоколу. Составление документа завершается подписью служащего, составившего его, и субъектом, совершившим проступок. Копия документа вручается последнему под роспись.

Полномочия прокурора

Они установлены в ст. 28.4. Кодекс об административных правонарушениях формулирует полномочия прокурора посредством перечисления конкретных норм особенной части. Он может, в частности, начать производство об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением установленного порядка и правил:

  • Избирательного процесса.
  • Распоряжения объектами, формирующими жилой фонд.
  • Ограничения прав управления ТС и его эксплуатации и проч.

Кроме этого, прокурор может вынести постановление об административном правонарушении в иных случаях. Для этого факт совершения проступка должен быть выявлен в ходе его надзорной деятельности. Данное положение закрепляется в ст. 22 и ст. 25 ФЗ "О прокуратуре РФ".

Решение

Постановление об административном правонарушении, вынесенное прокурором, должно направляться в уполномоченный орган немедленно после составления. Более продолжительный период может устанавливаться, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства по событию. Постановление выносится не позднее 2 месяцев с даты установления факта нарушения. В ст. 28.2 сформулированы требования к должностным лицам, составляющим акты.

постановление об административном правонарушении

Упрощенный порядок

В случаях, специально предусмотренных в КоАП, допускается производство по делу без составления акта. Это, в частности, касается ситуации, когда проступок признается незначительным и за него может назначаться штраф или предупреждение. Если протокол составлен не был, то должностное лицо на месте происшествия оформляет наложение санкции. При совершении проступка в сфере дорожного движения составляется протокол о наложении штрафа в порядке, установленном в ст. 32.3. При этом субъекту выдается квитанция. Сам штраф на месте не взимается. Его сумма перечисляется или вносится добровольно на соответствующий счет. В случае неуплаты штраф взыскивается в принудительном порядке. Если субъект, совершивший проступок, оспаривает действия должностного лица, то происходит переход к производству по делу в обычном порядке. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

закон об административных правонарушениях

Направление материалов

После оформления протокола или прокурорского решения, иных существенных документов они передаются в инстанцию, уполномоченную на рассмотрение таких дел. При направлении материалов следует правильно установить подведомственность. Для этого необходимо определить, какой суд, орган или служащий уполномочен рассматривать дело. Если им выступает руководитель органа, должностное лицо которого составило соответствующий акт, то материалы направляются ему. Постановление о нарушении, за совершение которого в качестве наказания предусмотрен арест, направляется вместе с остальными сведениями суду незамедлительно после составления. Субъект, которому грозит такая санкция, может быть задержан на срок до 48 час.

Спорные моменты

В некоторых случаях в ходе подготовки материалов к рассмотрению в суде обнаруживаются существенные недостатки протокола и прочих документов. В частности это может быть:

  • Составление акта неуполномоченным лицом.
  • Неполнота сведений, которую нельзя восполнить при рассмотрении дела в суде.

В этих случаях действует ст. 29.4, часть 1, пункт 4 КоАП. В соответствии с положениями статьи выносится определение о возвращении материалов должностному лицу, органу, составившему акт. После получения протокола и прочих документов выявленные недостатки устраняются в трехдневный срок. Материалы с внесенными изменениями/дополнениями направляются в суд повторно не позднее следующего дня после исправления.

административное правонарушение и административная ответственность

Исключающие обстоятельства

Они содержатся в ст. 24.5 КоАП. В том случае, если имеет место хотя бы одно из исключающих обстоятельств, разбирательство по совершенному проступку подлежит прекращению. Соответственно, должностное лицо/орган, в производстве которого находится данное дело, не направляет его на рассмотрение в судебную инстанцию или вышестоящему служащему. Об этом должен быть вынесен соответствующий акт. Постановление о прекращении разбирательства по материалам дела должно отвечать требованиям, установленным в ст. 29.10. Относительно рассматриваемого случая в акте должна присутствовать информация о:

  1. Должностном лице/структуре, принявшей данный документ.
  2. Месте, дате и времени производства по делу.
  3. Субъекте, в отношении которого был составлен акт.
  4. Обстоятельствах, выявленных при разбирательстве и проверке сведений.
  5. Конкретной статье КоАП, в которой предусмотрены основания для прекращения рассмотрения материалов и исключающие передачу их в суд.
  6. Мотивах принятого решения.
  7. Порядке и сроках обжалования акта.

В постановлении также необходимо решить вопрос, касающийся изъятых предметов и документов, вещей, находящихся под арестом.

Читайте также: