Что является основным в обеспечении безопасности ребенка в возрасте до 3 лет

Обновлено: 05.07.2024

«Обеспечение права детей на безопасность во всех областях их жизни, снижение смертности и инвалидизации несовершеннолетних от внешних причин – одно из приоритетных направлений современной государственной политики России в сфере демографической безопасности. Создание семьей, школой, обществом и государством всех необходимых условий для сокращения масштабов детского и подросткового травматизма в ДТП является неотъемлемой составляющей этой общенациональной задачи.

За последние два года приняты серьезные законодательные и организационно-правовые меры по повышению безопасности дорожного движения для детей и подростков:

·ужесточена административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения;

· введена административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения;

· повышена административная ответственность за нарушение других правил перевозки людей, в том числе несовершеннолетних пассажиров;

· утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами;

· установлены Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей;

· приняты Требования к транспортным средствам для перевозки детей.

В результате принятых мер за последние 5 лет (с 2010 по 2014 гг.) численность погибших в ДТП детей снизилась на 2,2 % (с 898 до 878 чел.).

Однако ситуация в этой сфере остается серьезной. Ежедневно мне поступает сводка ЧП с участием детей и подростков, в которой исключительно редко обходится без информации об очередном случае детского травматизма, а то и смерти на дорогах.

Так, в 2014 году каждое 10-е зафиксированное ДТП произошло с участием детей, каждый 11-12-ый раненый и каждый 30-ый погибший в ДТП – ребенок.

Число раненых в 2014 году в ДТП детей (21 588 чел.), хотя и снизилось на 3,7 % по сравнению с 2013 годом (22407), но все еще превышает соответствующий показатель 2010 года на 2,1 % (21 149 чел.).

В связи с этим повышенное внимание следует уделять профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

В этих целях предусмотрено обучение детей и подростков Правилам дорожного движения, формирование у них навыков безопасного поведения на дорогах, укрепление и контроль дисциплины участия детей в дорожном движении и создание для этого необходимых условий.

Многие школы в стране оборудованы обучающими площадками по правилам поведения на дороге. Начат выпуск специальных обучающих игр и игрушек. Однако такая практика существует не повсеместно.

Это направление деятельности нужно развивать во всех регионах страны, особенно там, где ситуация в сфере дорожно-транспортного травматизма детей остается напряженной. Так, за 5 лет (с 2010 по 2014 гг.):

· наибольший прирост численности раненых в ДТП детей зафиксирован в Республике Калмыкия (+ 114,6 % с 48 до 103), Астраханской области (+ 106,7 % со 134 до 277), Пермском крае (+ 63,5 % с 406 до 664), Чеченской Республике (+ 62,0 % с 50 до 81), Пензенской области (+ 56,0 % со 150 до 234).

Руководству указанных регионов, профильным органам исполнительной власти нужно обратить особое внимание на преодоление неблагополучия в этой сфере, проанализировать эффективность действующих региональных планов и программ, скорректировать их и принять на основе эффективной организации межведомственного взаимодействия меры по обеспечению безопасности детей на дорогах.

Одними из наиболее распространенных причин наездов на детей остаются: переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений.

Предлагаю в связи с этим проанализировать и применить в других субъектах РФ положительный опыт тех регионов, где в 2014 году значительно снизились показатели детского дорожного травматизма: в Ненецком автономном округе (- 64,7 %), Ульяновской области (- 26,8 %), Смоленской области (- 23,3 %), Республике Коми (- 22,8 %), Свердловской области (- 22,2 %).

Количество погибших в результате ДТП детей существенно сократилось: в Ямало-Ненецком автономном округе (- 100 %), Курской области (- 71,4 %), Владимирской области (- 58,3 %), Тюменской области (- 52,4 %) и Нижегородской области (- 50,0 %).

Накануне настоящего семинара мы запросили и обобщили информацию об опыте работы в области профилактики ДТП с детьми Уполномоченных по правам ребенка из всех субъектов РФ.

Интересен, к примеру, опыт Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области, который совместно с сотрудниками регионального ГИБДД регулярно участвует в проведении профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В рамках региональной программы по повышению безопасности дорожного движения реализуется ряд важных программных мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Для школ приобретаются световозвращающие браслеты, во всех общеобразовательных учреждениях региона оформлены паспорта дорожной безопасности, повышена безопасность перевозки организованных групп детей автомобильным транспортом, организуются региональные акции.

В результате за 6 месяцев 2015 года на территории Астраханской области на 21,6% снизилось количество ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, на 21,8% сократилось число детей, получивших травмы в результате ДТП.

Сделать безопасной в наш высокотехнологичный век детскую среду, особенно, в условиях мегаполисов, – задача не из легких.

Важно подключать к этому родителей, разъяснять им необходимость обучения детей правилам и навыкам безопасного поведения на дороге, приобретения детям одежды со светоотражающими элементами.

Вместе с взрослыми решают эту проблему самые активные и неравнодушные из ребят – юные инспекторы движения. Как никто другой они могут доходчиво объяснить своим сверстникам и ребятам помладше, как безопасно и культурно вести себя на дороге, не стать жертвой ДТП, не искалечить свою жизнь и здоровье, помочь другим участникам дорожного движения. Этот опыт необходимо поддерживать, развивать и повсеместно внедрять во всех регионах страны.

· на остановочных пунктах школьных автобусов отсутствуют аншлаги с указанием номеров маршрутов и временем отправления и прибытия;

· паспорта школьных маршрутов требуют доработки (отсутствуют схемы маршрутов с указанием опасных участков);

· инструктаж водителей и сопровождающих проводится не ежедневно;

· проведение занятий с водителями школьных автобусов по ежегодной 20-часовой программе не соответствует предъявляемым требованиям;

· отсутствуют журналы сверки с Государственной инспекции безопасности дорожного движения нарушений правил дорожного движения.

· недостаточная развитость инфраструктурной составляющей: отсутствие или ненадлежащее состояние и неудовлетворительное оборудование пешеходных переходов, дорожных ограждений, неполадки со светофорными объектами, недостаточное число выделенных пешеходных дорожек.

Региональными уполномоченными по правам ребенка отмечается низкий уровень дорожной культуры родителей и, как следствие, их детей. В связи с этим предлагается обеспечить непрерывную и преемственную систему преподавания несовершеннолетним теоретических основ безопасности дорожного движения и практических навыков их применения в образовательных учреждениях. Такое изучение должно начинаться в детских садах, органично вписываться в школьные образовательные программы и совершенствоваться в автошколах. На сегодняшний день такая стройная система отсутствует.

Не могу еще раз не обратить внимания на сохраняющийся до сих пор, несмотря на мои многочисленные обращения, существенный недостаток существующих форм статистической отчетности в этой сфере.

Таким образом, травмы и смертность на дорогах подростков в возрасте 16-17 лет в статистику ГИБДД о ДТП с участием детей не попадают. В результате, достоверной картиной дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних мы не располагаем, что затрудняет анализ причин и условий таких ДТП, с учетом возрастной специфики поведения подростков на дорогах, и разработку специальных мер профилактики нарушений ими правил дорожного движения. Поддерживаю также предложения специалистов относительно:

· включения в законодательство об образовании обязанности образовательных организаций вести паспорт дорожной безопасности образовательной организации, содержащий сведения об организации дорожного движения вблизи территории детского сада, школы, колледжа и т.п. (включая план-схему района, в котором расположен детский сад, школа или колледж, с обозначением путей движения транспортных средств, размещения соответствующих технических средств и расположения парковочных мест, а также маршрутов, по которым следуют дети в школу и из школы домой);

· повышения законодательных гарантий безопасности перевозок детей специальным транспортом, включая введение обязанности водителей проходить специальное тестирование с целью подтверждения права на вождение транспортных средств, в которых будут перевозиться дети, а также передачи функций технического обслуживания школьных автобусов, проведения их инвентаризации, проверки водителей специальным региональным организациям.

Считаю также необходимым ввести юридическую ответственность за оставление малолетнего ребенка без присмотра в машине родителями и иными лицами, их заменяющими.

Ежегодно десятки детей погибают по этой причине.

· В Свердловской области оставленная в машине годовалая девочка погибла, запутавшись в ремнях безопасности. Мать оставила малышку в машине на два часа.

· В Ульяновске родители оставили 6-летнюю девочку в машине, сами же отправились в гипермаркет за покупками. Девочка высунулась в окно и нечаянно нажала на кнопку электрического стеклоподъемника. Шея малышки оказалась зажатой стеклом. Спасти ребенка медикам не удалось.

· Во Владимире 23-летний отец оставил в машине троих детей. Для развлечения мужчина включил им телевизор, для надежности запер автомобиль и отлучился по своим делам. Через некоторое время в машине случилось короткое замыкание, и автомобиль заполнился едким дымом. Младший ребенок умер от отравления едким дымом.

· Летом 2014 года в Ижевске родители оставили новорожденного малыша в люльке на заднем кресле. Когда они вернулись, ребенок погиб в результате перегрева.

· В мае 2013 года в Улан-Удэ в салоне автомобиля, припаркованного возле авторынка, сотрудниками полиции было обнаружено тело маленького мальчика. Вокруг шеи ребенка был затянут ремень безопасности. Родители погибшего на днях приобрели автомобиль. Они поехали вместе с сыном на авторынок, чтобы оформить оставшиеся документы на машину. Остановившись на парковке, взрослые оставили ребенка в салоне, а сами пошли в офис одной из компаний.

Согласно статистике, в США в 2014 году в результате перегрева в автомобилях погибло 30 детей. В 2013 году – в полтора раза больше — 44 ребенка. Всего с 1998 года по этой причине погибло 637 детей. В 70% случаев – это дети младше 2 лет.

Среди основных причин таких трагедий, по данным социологических исследований: в 53% случаев родители забыли ребенка в машине, в 29% — ребенок играл в автомобиле, находящемся без присмотра, в 17% — ребенка намеренно оставили в машине, 1% — прочее.

Большинство родителей просто не знают о последствиях оставления ребенка в машине. Как показывает мировая практика, большинство детей гибнут в машине в результате воздействия экстремальных температур: перегрева или переохлаждения. Тело ребенка перегревается в 5 раз быстрее тела взрослого. Тепловой удар – опасное состояние, которое может вызвать шок, повреждение мозга, отказ органов и даже смерть.

В связи с высокой степенью общественной опасности оставления детей одних в автомобиле предлагаю:

В настоящее время при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 109, 125 и 156 УК РФ, к лицам, оставившим малолетнего ребенка одного в машине, может применяться статья 5.35. КоАП за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетнего. Но санкция в этой норме не соответствует общественной опасности данного деяния – штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Предлагаю также обсудить и в случае поддержки участниками нашего семинара включить в резолюцию семинара следующие предложения региональных уполномоченных по правам ребенка:

Рекомендовать Государственной Думе:

повысить административное и уголовное наказание за нарушение водителем правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего;

увеличить штрафные санкции за ДТП, в которых пострадали дети, если в виновником аварии стал водитель;

усилить административную ответственность родителей за отсутствие у детей световозвращающих повязок;

ввести единые требования (ГОСТ) к световозвращающим элементам (фликерам), которые позволят отличить их от других элементов с подобными свойствами и сделать пешеходов, особенно несовершеннолетних, более заметными для водителей в темное время суток;

ввести стандарты производства детской одежды с использованием световозвращающих элементов;

Рекомендовать Министерству образования и науки РФ:

в течение 2016 года изучить организацию данной работы в субъектах Российской Федерации с привлечением специалистов и уполномоченных по правам ребенка;

Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать и принять целевые региональные программы по безопасности дорожного движения, особое внимание уделить в них мероприятиям по профилактике детского дорожного травматизма, повышения квалификации воспитателей и педагогов образовательных организаций, в том числе дошкольных, а также компетентности родителей по вопросам формирования у детей и подростков устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах;

обеспечить внедрение в образовательных организациях единой системы обучения, охватывающей все возрастные группы детей и способствующей формированию у них не только теоретических базовых знаний правил безопасного поведения на дороге, но и практических навыков поведения в сложной дорожной обстановке;

развивать социальную рекламу по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе по безопасности перевозок детей на автотранспорте;

разработать детские проекты, которые бы позволили передать знания по ПДД от старшеклассников детям дошкольного возраста, начальной школы;

рассмотреть вопрос о создании условий для формирования в образовательных учреждениях отрядов юных инспекторов дорожного движения с целью привлечения детей и подростков к проведению профилактических мероприятий, пропагандистской и просветительской работы в данном направлении.

Серьезное обсуждение с участием специалистов и экспертов, представителей органов государственной власти, общественных организаций, научного сообщества имеющегося опыта и методов предупреждения детского травматизма и смертности на дорогах, привлечения к этой работе юных участников дорожного движения, формирования у них навыков дорожной безопасности и повышения культуры поведения в общественных местах, начиная с самого раннего возраста, будет способствовать сохранению будущих поколений наших сограждан, генофонда России.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям : предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты : охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем :

-меры по антитеррористической защищённости;

-меры по противопожарной безопасности;

-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;

- меры по охране труда и техники безопасности;

- меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам :

  1. Создание нормативно – правовой базы.
  2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
  3. Работа с персоналом.
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая :

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы :

  1. Приказ об обеспеченииантитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
  2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечениеработы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
  3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
  4. Приказ о противопожарном режиме.
  5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
  6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
  7. Разработан план эвакуации.
  8. Разработаны и утверждены инструкции :
  9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (Зам.Зав.по АХЧ), определена периодичность осмотра территории.

Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом :

  1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
  2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечениесохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
  3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
  4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
  5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
  6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
  7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасностии противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону.
  8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
  9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
  10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
  11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы : собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуация

Предлагаем взрослым и детям полезную информацию по профилактике травматизма.

Памятка для родителей и детей по предупреждению детского травматизма.


Сохранить здоровье ребенка задача каждого родителя. Данная информация представлена с целью предупредить необратимые события. Обязанность родителей обучать детей основам профилактики травматизма. Важно при этом внушить им, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее распространенным является бытовой травматизм.

Переломы, черепно-мозговые травмы возникают как следствие падений с высоты (окно, диван, коляска, подбрасывание вверх во время игры), нередки ожоги жидкостями (горячий чай, суп), ожоги от горячей плиты, посуды, утюга, других электроприборов, открытого огня, отравления неизвестными веществами.

Как можно предотвратить падения?

  • устанавливать ограждения на подоконниках, балконах, не стоять и не играть в непосредственной
  • близости от открытых окон (москитная сетка не является защитой от падений!), создавать условия, когда ребенку невозможно забраться на подоконник или предметы мебели, обеспечивать замки элементами защиты от открывания детьми;
  • нельзя подбрасывать ребенка высоко вверх, он может удариться головой о потолок или люстру или, упасть мимо встречающих рук и удариться о пол или о землю;
  • опасно оставлять малыша на диване или на не огражденной кровати, ставить рядом;
  • нельзя кормить грудного ребенка, лежа в кровати; нельзя укладывать его на подушку и укрывать одеялом взрослого, ребенок может завернуться в тяжелое для него одеяло и задохнуться, а также нельзя оставлять малыша, когда купаешь;

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

  • находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;
  • ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку; на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком - вас могут вытолкнуть под колеса; при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

В возрасте после года возрастает активность ребенка, он начинает проявлять любознательность и активность. В связи с этим увеличивается опасность ожогов, травм от электрических приборов, химических ожогов пищевода, удушья от мелких предметов. В этом возрасте часто возникает подвывих головки лучевой кости, когда взрослые резко тянут за руку ребенка при падении. Будьте бережны, не травмируйте малыша!

Как уберечь от ожогов?

  • на время прекратить пользоваться скатертями; ставить подальше от края стола емкости с горячей пищей! Старайтесь не допускать приближения детей к горячим плитам, утюгам, духовым шкафам, открытому огню, ограждайте детей от легковоспламеняющихся жидкостей, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;
  • нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;
  • ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;
  • будьте также внимательны при сборе грибов, ягод и растений, не собирайте и не употребляйте грибы, растения и ягоды, которые вам неизвестны;

Как избежать удушья от мелких предметов?

  • не следует давать еду с мелкими элементами костей, семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Старайтесь кормить ребенка измельченной пищей;
  • пресекайте баловство за столом, смех и игры;
  • покупайте игрушки, от которых невозможно отсоединить мелкие части, а занятия с мелкими деталями (мозаика, конструктор) проводить только совместно с ребенком;

Обращайте внимание, если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок положил что-либо в рот.

В школьном возрасте появляются специфические виды травм: спортивные, уличные, автотравмы. Для их предотвращения необходимо наличие соответствующей виду спорта экипировки, наличие защитных приспособлений.

Важно помнить правила поведения на воде:

  • дети могут утонуть мене чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Памятка по профилактике травматизма у детей раннего возраста

Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.

У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути рвотных масс, мелких предметов.

Статистика неумолимо свидетельствует- маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых. Это сигнал нам, взрослым, о том, что при появлении в доме малыша, надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Травмы детей до 1 года часто вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула. В более старшем возрасте дети часто падают с высоты - с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжелые повреждения - переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.

Родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом. По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами. Причиной ожога ребенка могут быть: горячая жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды. Маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60°С. На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п., ведь во время прогулки маленький ребенок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб.

У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке и собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что и приводит к травме.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Каждый год в мире от травм гибнут 750 тыс. детей. Травматизм - это одна из основных причин смертности и инвалидности среди детей младшего возраста.


Наиболее распространенные травмы связаны с падениями, ожогами, утоплениями и дорожно-транспортными происшествиями. В основном травмы происходят дома или вблизи него. В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: бытовой, транспортный, школьный и спортивный.

Чаще встречается бытовой травматизм. Бытовым травматизмом считаются повреждения, которые дети получили дома, в квартире, во дворе или саду. Повреждения при этом разнообразнее всего, но самые опасные из них - это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты. Причины бытового травматизма разнообразны, но чаще всего это недостаточный досмотр родителей. Такие, казалось бы, на первый взгляд пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, могут привести к травме, а иногда и к смерти. Это же самое касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестниц и за свою неосторожность родители иногда очень дорого расплачиваются.

Дети до трех лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие предметы, которые сделаны из стекла. Играясь такими предметами как иглы, булавки, гвозди, пуговицы, монеты и неумелое обращение с ними часто приводит к ранениям, а иногда малыши и глотают их.

У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами.


Они подвижные и несдержанные. Они редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является каким-то барьером, поэтому дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг со своими ровесниками, катаясь на велосипедах, самокатах, санках, лезут на деревья, открытые люки, лестницы. Поэтому необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасны для детей стройки и не огражденные участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с высоты - балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжелым травмам.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др.

Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов. Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами. Очень важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Памятка по профилактике травматизма у детей дошкольного и школьного возраста.

Детский травматизм и его предупреждение - очень важная и серьезная проблема

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Работа по предупреждению травматизма это:

  1. устранение травмоопасных ситуаций;
  2. систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.


Наиболее часто встречающийся травматизм у детей - бытовой.: ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня; падение с кровати, окна, стола и ступенек; удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.); отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.); поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Падение - также распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы Их можно предотвратить, если: не разрешать детям лазить в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Порезы.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Предметы из стекла необходимо держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Травматизм на дороге.


С раннего возраста ребенка нужно обучать правилам поведения на улице, повышенному вниманию в отношении транспорта. Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, ребенок может попасть под колеса другой машины.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу: остановиться на обочине; посмотреть в обе стороны; перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет; переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста; идти, но ни в коем случае не бежать; переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора; на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя; переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали; если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать; детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.

Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.

Водный травматизм

Взрослые должны научить ребенка правилам поведения на воде, ведь он может утонуть даже в небольшом количестве воды, поэтому детей никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в т.ч. - в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой. Ребенка нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

Ожоги

Ожогов можно избежать, если:
держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;

держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард; прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Удушье от малых предметов

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот.

Отравления

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть.

Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка!

Детские площадки (предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов) в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам

Преддошкольного (до 3 лет)

Дошкольного (до 7 лет)

Младшего и среднего школьного возраста (7–12 лет)

Спортивно-игровые комплексы (хоккейные коробки, площадки для активных игр и т. п.) и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках

Для детей и подростков (12–16 лет)

Важно отметить, что в письме содержится требование проектирования игрового оборудования с учетом нормативных параметров безопасности, при этом все площадки должны быть обеспечены подъездами для инвалидов либо пандусами.

Детская площадка

Таким образом, предполагается, что детские игровые площадки не только должны быть доступны для детей-инвалидов, но и обеспечены как подъездами для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, а также с детскими колясками, так и пандусами (при необходимости). Упомянутое требование, на наш взгляд, не распространяется на спортивные площадки, в связи с чем необходимо строго разграничивать виды объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

На уровне проекта рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм, а система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для указанных категорий на всё время эксплуатации.

Технические и иные характеристики оборудования детских спортивных и игровых площадок закреплены в следующих документах:

К общим правилам организации и обслуживания таких площадок можно отнести:

  • проведение регулярных осмотров оборудования (перед вводом оборудования в эксплуатацию, периодически, согласно графику, вплоть до ежедневных осмотров, которые требуют площадки, подверженные интенсивному использованию или актам вандализма);
  • документирование результатов этих осмотров;
  • устранение неисправностей (техническое обслуживание и правила эксплуатации).

Эксплуатант (организация, общество или частное лицо) с соответствующими полномочиями несет ответственность за соблюдение правил эксплуатации площадки, хранит соответствующую документацию (паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров площадок). Экплуатантом может быть как управляющая организация (если площадка находится в ее собственности или входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которым она управляет), так и специальные организации по благоустройству городов или поселений (чаще созданные в форме унитарных предприятий). В последнем случае площадка принимается на баланс в качестве имущества, полученного в хозяйственное ведение или оперативное управление) [1].

Ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) предусмотрена ответственность за ненадлежащую эксплуатацию площадок, субъектами которой могут выступать не только изготовитель и продавец, но и исполнитель (эксплуатант).

Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам безопасности игрового и иного оборудования, размещенного на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, со стороны производителей и эксплуатантов может привести к негативным последствиям, выразившимся в противоправных действиях, устранение которых требует оперативного вмешательства органов прокуратуры.

Так, прокуратурой Новосибирской области проведена проверка безопасности игрового оборудования после того, как в декабре 2015 года воспитанница дошкольного учреждения, 4-летняя В., застряла на лестнице игрового комплекса, не смогла самостоятельно освободиться и задохнулась. По результатам проверки подготовлено исковое заявление в суд к муниципальному детскому дошкольному учреждению, мэрии и производителю игровых комплексов о запрете эксплуатации игрового оборудования и приведении его в соответствие с требованиями ГОСТ. Исковое заявление удовлетворено. Игровое оборудование демонтировано. Кроме того, в отношении директоров управляющих организаций, эксплуатирующих детские игровые площадки в г. Новосибирске с нарушением действующего законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, им внесены представления об устранении выявленных нарушений (ряд детских площадок был покрыт слоем отсева щебня с элементами крупных фракций, не было ударопоглощающего покрытия поверхности вокруг элементов детского оборудования, что создавало опасность травмирования детей во время игры и др.) [2].

К сожалению, в последнее время от травм и несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний, при этом травмы являются одной из причин детской инвалидности [3].

Более того, несмотря на угрозу возможного причинения вреда здоровью и угрозу жизни граждан в этой сфере, многими государственными и муниципальными заказчиками в период с 2013 года на детских площадках устанавливались качели с жесткими элементами подвеса вопреки требованиям п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012. Указанные действия государственных и муниципальных заказчиков противоречили принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в настоящее время ранее закупленное и установленное оборудование (детские качели с жестким элементом подвеса) подлежит замене за бюджетные средства на качели с гибкими элементами подвеса (с канатами или цепями).

Детская площадка не соответствует ГОСТ

Травмирование ребенка на детской площадке с летальным исходом произошло в марте 2020 года и в Санкт-Петербурге.

Следственными органами Следственного комитета России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Из материалов уголовного дела следует, что в одном из детских садов, расположенных в Калининском районе Санкт-Петербурга, было обнаружено тело 3-летней девочки. По предварительным данным, девочка погибла во время катания на детской горке. Ее голова застряла между прутьями внешнего ограждения. Не сумев найти опору для ног, ребенок потерял сознание от асфиксии. Расследование уголовного дела продолжается [6].

Детская площадка

Приведенная нами в данной статье информация подтверждает востребованность прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности детей в условиях городской среды и необходимость неукоснительного соблюдения норм и правил использования оборудования на объектах спортивно-игровой инфраструктуры до наступления общественно опасных последствий. Наша общая задача – мерами контроля и надзора добиться максимальной безопасности вышеупомянутых объектов. Использование оборудования детских и спортивных площадок не должно создавать угрозу жизни и здоровья детей и взрослых.

Для наглядности и в целях использования органами контроля и надзора в работе положений нашего исследования в табл. 2 мы обобщили наиболее распространенные нарушения при эксплуатации объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

Типичные нарушения требований стандарта

ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

  • несоответствие нормативным значениям минимального размера зоны приземления (п. 4.3.26.4);
  • наличие препятствия в виде обнаженных элементов железобетонных конструкций в зоне падения, на которое ребенок может упасть и получить травму (п. 4.3.27.7);
  • неполнота информации имеющейся маркировки на элементах оборудования детской площадки (отсутствие наименования и адреса изготовителя или его уполномоченного представителя, года ввода в эксплуатацию (п. 6.2);
  • конструкции оборудования допускают возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка (п. 4.3.23.1)

Учитывая изложенное, возникает вопрос о целесообразности отнесения объектов спортивно-игровой инфраструктуры к объектам городской инфраструктуры как к таковым и о включении их в перечень сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе.

Подводя итог, полагаем, что объекты спортивно-игровой инфраструктуры являются востребованными и активно посещаемыми среди населения различных возрастных категорий, в связи с чем их целесообразно отнести к объектам городской инфраструктуры, предварительно определив (на законодательном уровне) критерии выделения последних. Учитывая значимость соблюдения условий доступности, безопасности, информативности и комфортности на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, стоит рассмотреть вопрос о подтверждении упомянутых условий сертификатом соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан, выданном в установленном законом порядке. При этом органам надзора и контроля надлежит усилить контроль за порядком и условиями получения сертификатов соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.

Денисова М.О. Детские площадки в деятельности УК. Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2016, №10.

Вахрамеева Л.Н., Пуцын И.В. Безопасность детей на игровых площадках: требуется прокурорское внимание. Законность, 2017, № 1.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.03.2017 по делу №33-4605/2017.

Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2017 по делу № 33-44585/2017.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу №А43-26378/2016.

Читайте также: