Что является основным источником права в германо романской системе

Обновлено: 18.05.2024

Причин тому было несколько: географическая общность генезиса, совпадение классического периода римского частного права и времени формирования христианства. Идеи справедливости, доброй воли, воздаяния за деликты и др., заложенные в римском праве, также были весьма близки христианству, равно как и идея формирования частного права с учетом норм права естественного.

Этапы рецепции:

I этап — это ранняя рецепция. Ее относят к XII—XIII вв. Она, в основном, происходила в форме изучения, преподавания и комментирования положений классического римского права.

II этап — средневековая рецепция (XIV—XVII вв.). Это пери­од разложения средневековых и становление буржуазных отношений. Рецепция происходила в форме прямого применения суда­ми и должностными лицами, обладавшими гражданской и уголовной юрисдикцией, норм римского права. Средневековая рецепция характерна, прежде всего, для Германии.

III этап — это рецепция периода утверждения буржуазных отношений в Западной Европе (XIX — начало XX вв.). Характеризуется созданием систематизированных актов (кодексов, уложений и т.п.) на основе положений римского права.

Итак, романо-германское право формировалось на основе рецепции римского права. Систематизированное и приспособленное к нуждам нового времени, оно все более отходит от права Юстиниана и становится систематизированным правом основанном на разуме и рациональном начале.

Особенности

1. Органическая связь с римским правом. Становление этой правовой семьи происходило на основе римского права. Это — главная особенность романо-германского права. Романо-германские правовые системы будто продолжают римское право, они являются следствием его развития. Лозунгом юристов романо-германской семьи может быть известен высказывание Р. Иеринга: через римское право, однако вперед, дальше него.

2. Образование романо-германского права на основе изучения римского права в итальянских, французских и немецких университетах. Именно университеты создали в XI1—XVI веках на основе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Эта наука в свою очередь определила характер романо-германского права.

3. Ярко выражена доктринальнисть и концептуальность. Активнее воспринимает правовые теории и доктрины, чем англо-американская правовая система, а работы ученых-юристов имеют здесь большее влияние. В системе континентального права существуют общие принципы и идеи, на основе которых формируется и развивается право.

4. Абстрактный характер норм права. Нормы права устанавливают общие правила поведения, исходя из принципов и правовых доктрин.

Это отличает романо-германское право от англосакского, где нормы права создаются преимущественно судами при решении спорных вопросов относительно конкретных случаев.

5. Доминирующая роль закона в системе источников права. В романо-германской семье законы и кодексы — это опорные столбы права. Тенденция признания закона важнейшим источником права победила в странах романо-германской правовой семьи в XIX веке, когда в их подавляющем большинстве были приняты кодексы и писаные конституции. Ведущая роль закона еще более укрепилась в современную эпоху: сегодня закон рассматривается как наилучшее техническое средство установки ясных и точных правил.

6. Ярко выраженный кодифицируемый характер. Кодификация в романо-германском праве имеет принципиальные особенности, что отличают ее от аналогичных процессов в других правовых семьях. Это, в частности:

а) наличие глубоких и крепких исторических корней;

б) глобальный характер, охватывание практически всех отраслей и институтов права;

в) использование своеобразной юридической техники;

г) наличие собственной идеологии, суть которой заключается в том, чтобы, кардинально переделав, а иногда даже аннулировав ранее существующее право, создать новую правовую реальность.

7. Деление на публичное и частное право. Сначала такое деление было свойственно лишь романо-германскому праву. Это, прежде всего, обусловлено влиянием римского права, от которого романо-германское право унаследовало классификацию норм на нормы публичного и частного права.

8. Относительно самостоятельное существование гражданского и коммерческого (торгового) права. Такое разграничение подтверждается двумя обстоятельствами:

1) существованием в странах континентального права особенных коммерческих судов;

2) созданием в большинстве стран романо-германской правовой семьи кодифицируемых актов коммерческого права (торговых или коммерческих кодексов), которые существуют рядом с гражданскими кодексами.

Однако следует отметить, что в XX веке появляется тенденция отказа от дуализма частного права: новейшие кодификации частного права происходят путем принятия единственных актов — гражданских кодексов.

(49) Романское право и германское право: понятие и соотношение

Среди наиболее признанных в сравнительном правоведении классификаций правовых систем выделяются классификации, предложенные Р. Давидом, в рамках которой выделяется общая семья романно-германского права, и К. Цвайгертом и X. Кётцом, в рамках которой выделяется романское право и германское право как самостоятельные правовые семьи.

Хотя они отмечают, что вопрос о том, следует ли проводить различие между романской и германской правовыми семьями в рамках правовых систем континентальной Европы, является спорным.Конечно, романская и германская правовые семьи имеют гораздо больше общего, чем каждая из них с общим правом.

Несмотря на существующие доводы в пользу каждой из этих классификаций, реалии европейского континента сегодня позволяют говорить о едином романо-германском праве благодаря стремительным интеграционным тенденциям. Необратимые процессы интеграции в рамках Европейского Сообщества способствуют не только гармонизации и унификации в области политики, экономики, социальной сферы, но и в вопросах права.

Вместе с тем, правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, по ряду специфических признаков подразделяются на две относительно самостоятельные группы: романскую и германскую.

К романской группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. К германской группе относят правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других государств.

Различие между романским и германским правом проявляется и в структуре права, например, в правовой системе Франции уголовное право относится к частному праву, тогда когда в правовой системе Германии уголовное право относится к публичному праву.

Основной закон ФРГ не признает за исполнительной властью права на делегирование законодательства. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. Однако, в системе источников права Франции делегированное законодательство, издаваемое исполнительными органами власти, занимает важное место.

Гражданские кодексы в государствах романо-германской правовой семьи существенно различаются по организации и структуре. Одно из наиболее значительных различий определяется наличием или отсутствием Общей части, которая имеется в Германском гражданском Уложении 1896 г. и содержит положения, применяемые ко всем институтам гражданского права.

В рамках Французского гражданского кодекса нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, излагаются не в логической последовательности. Например, нормы, регулирующие имущественные отношения супругов, расположены не в первой книге, посвященной регулированию семейных отношений.

Различие в сроках кодификации, проведенной во Франции и Германии, оказали определенное влияние на данный процесс. В то время, как французские юристы занимались толкованием своих кодексов, немецкие юристы продолжали работу университетов над текстами римского права. В Германии восторжествовала новая школа — школа пандектистов, которая привела к более высокому уровню систематизации римских принципов. Германское гражданское Уложение было составлено в конце XIX в. на основе трудов пандектистов, отсюда и различие методов и стиля французского и немецкого гражданского кодексов.

Нормы права в германском законодательстве, в частности, в Германском гражданском Уложении, более абстрактны, чем нормы французского законодательства. Кроме того, для германского законодательства в целом характерна логическая последовательность перехода от общих к более частным положениям. В отличие от Французского кодекса, язык Германского гражданского Уложения излишне профессионален и сложен для восприятия.

Таким образом, существование различий между правовыми системами государств, входящих в романо-германское право, не исключает возможности их объединения в общую правовую семью.

В рамках континентального права они могут быть выделены в зависимости от того, законодательство какой страны - Франции или Германии берется за основу.

Разумеется, кодексы только отражали результаты развития доктрины различных государств, а не формировали ее.

При этом система гражданского права романской группы (Кодекса Наполеона) считалась заимствованной из Институций, простейшего учебника по римскому праву, составляющего часть Кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis). Эта система, называемая институционной, если отвлечься от ее несущественных особенностей, предполагала группировку гражданско-правовых норм по следующим разделам: 1) "лица" (т.е. субъекты права); 2) "вещи" (объекты права) и соответственно вещные права; 3) "иски" и соответствующие искам обязательства. Но постепенно она подверглась модификациям. В частности, из нее были удалены нормы гражданского процесса и появились общие положения и иные разделы.

Система германской группы опиралась на Дигесты (Пандекты) Кодификации Юстиниана (а потому получила название пандектной) и изначально предполагала разделение норм материального и процессуального частного права (последние рассматривались отдельно). При этом все материальные нормы подразделялись на те, которые касаются любых институтов гражданского права (они образовывали так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах, в том числе об осуществлении и защите последних), и посвященные отдельным инс-1И1утам - вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву ("Особенная часть"). Германская система также в дальнейшем была модернизирована.

Пандектная система при ее создании в юридически-техническом смысле была выше институционной. Достаточно указать на такой используемый ею прием, как разделение Общей и Особенной частей. Однако в дальнейшем институционная и пандектная системы развивались и сближались, и сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах. Они составляют лишь две основные подсистемы единого

континентального права. Это тем более верно в современных условиях активно развивающейся европейской интеграции.

(50) Источники романо-германского права

К. Осакве подразделяет их на две группы — обязательные (нормативные) источники и необязательные (ненормативные) источники. Н. Марченко к первичным источникам он относит нормативные акты и обычаи (иногда сюда относят общие принципы права). Ко вторичным источникам, по его мнению, относятся судебный прецедент и доктрина.

Закон как основной источник права. Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. Он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности; устройство государства и т. д. Закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса.

Верховенствующее положение занимают конституция и конституционные законы. Во всех государствах романо-германской правовой семьи разработаны и действуют конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политического и экономического строя, правотворческую компетенцию различных государственных органов, структуру государственности, провозглашает основные права и обязанности человека и гражданина.

На сегодняшний день понятием кодекса охватывается сборник норм права, который группирует и излагает в систематизированном и последовательном виде и регулирует отдельные стороны общественной жизни. Целостность романо-германской правовой семьи объясняется, не в последнюю очередь, благодаря единообразию кодификации.

Среди источников романо-германского права значительная роль отводится подзаконным актам: регламентам, президентским и правительственным декретам, декретам министерств, административным циркулярам и др. Они, по сути, стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям.

Возрастание влияния и значения правительственных и иных административных актов отражается в правительственном нормотворчестве, получившем название делегированного законодательства или регламентарной власти, принятие которого уполномачивается парламентом и при его официальном контроле.

Среди источников романо-германского права следует обратить внимание также на судебную практику. Она является спорным источником права в романо-германской правовой семье. Это обстоятельство объясняется тем, что роль судебной практики может быть уточнена лишь в связи с ролью закона. Однако, в последнее время усиливается тенденция использования судебной практики, наряду с другими источниками романо-германского права. Таким образом, судебную практику можно считать вспомогательным источником романо-германского права, и сфера его влияния постоянно расширяется. Особое место в системе источников права занимают решения Конституционного суда

Источником романо-германского права считаются общие принципы права — основополагающие идеи права, такие, как справедливость, народовластие, презумпция невиновности и т.д. Общие принципы права используются тогда, когда при решении конкретных дел невозможно найти подходящие правовые нормы для данного случая.

В системе источников романо-германского права довольно значимое место занимает правовая доктрина -

1. как учение, философско-правовая теория;

2. как мнение ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающимся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правоприменения;

3. как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права;

4. как комментарии различных кодексов, отдельных законов.

История романо-германского права показывает, что долгое время доктрина была основным источником права.

Благодаря развитию международных отношений и интеграции в этой области большое значение для романо-германского права приобретают международно-правовые акты в качестве источника права

Таким образом, романо-германское право характеризуется единой стройной схемой системы источников права. Вместе с тем, это обстоятельство не исключает существенного смещения акцента в этой системе в пользу того или иного источника права.

(51) Структура романо-германского права

Саидов

Публичное и частное право. Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же группы. Речь идет о дуализме права, т.е. его делении на частное и публичное, а также о разграничении правовой материи на отрасли права.

Структуры права всех этих стран также могут быть в общем и целом охвачены единой схемой.

Во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное. Это деление носит самый общий характер, является в основном доктринальным, но тем не менее остается важной характеристикой структуры романо-германского права. В самом общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

Следует подчеркнуть, что особенности романо-германской правовой семьи в полной мере обнаруживаются в сфере частного права. В области публичного права ее специфика проявляется значительно слабее. В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает частное (Гражданское) право. По этой причине юристы Англии и США нередко называют страны романо-германской правовой семьи странами гражданского права.

Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит в основном из конституционных и иных законов, не носящих характера кодификации.

Система французского права. Во Франции отраслями публичного права являются:

1. конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных и местных органов власти и участия граждан в управлении государством;

2. административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящие органы;

3. финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);

4. международное публичное право.

5. Частное право включает в себя:

- собственно гражданское право;

- торговое право, охватывающее и морское право;

- гражданское процессуальное право;

- уголовное право. (Хотя по своей природе уголовное право принадлежит к публичному праву, его по традиции относят к частному праву, так как многие его положения выработаны для защиты отношений, регулируемых этим последним.)

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:

1. трудовое право;

2. сельскохозяйственное право;

3. законы о промышленной собственности и авторское право;

4. воздушное право;

7. страховое право;

8. транспортное право;

9. международное частное право.

Международное частное право определяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя оно традиционно считается составной частью частного права," некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Система германского права. В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит свое отражение, в частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа.

В немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать:

1. конституционное право;

2. административное право;

3. налоговое право;

4. уголовное право;

5. уголовно-процессуальное право;

6. гражданское процессуальное право;

7. церковное право;

8. международное публичное право.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Романо-германская правовая семья – это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата. Процесс формирования данной правовой семьи охватывает несколько веков, включая эпоху Средневековья. Р. Давид указывает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского общего права), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики.

Наиболее важной из европейских кодификаций была кодификация гражданского права во Франции при Наполеоне Бонапарте. Французский гражданский кодекс 1804 г., составленный по римской институциональной системе, в силу своего совершенства оказал значительное влияние на развитие права большого числа государств. Наиболее законченное оформление романо-германская семья получила в Кодексе Наполеона и Германском гражданском уложении. Германское гражданское уложение 1896 г. построено по пандектной системе, то есть содержит общую часть, значительное место уделяет регулированию института юридического лица и т.д.

В итоге в рамках правовой семьи сложилось две ветви правовых систем – романская, следующая французской модели, и германская. Первая включает Бельгию, Нидерланды, Португалию, Испанию, Италию и т.д., вторая – такие страны, как Австрия, Швейцария и т.д.

В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки, право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда. Правовые системы многих африканских стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычном правом.

К особенностям романо-германской правовой семьи можно отнести следующее:

1. Закон является единственным источником права, что означает признание только писаных источников права и ведущей роли конституций в системе источников права. Акты исполнительной власти (постановления, декреты, регламенты и др.) имеют подзаконный характер. Вместе с тем, в XX в. в странах этой правовой семьи (Франция по Конституции 1958 г., большинство стран Латинской Америки) значительно возросла роль актов исполнительной власти (институт делегированного законодательства).

2. Кодифицированность законодательства по основным отраслям права. Исключение составляет в ряде стран административное право, как наиболее динамичная отрасль права.

3. Понимание правовой нормы как общего предписания или модели поведения. Такое понимание правовой нормы вытекает из принципа верховенства закона. Степень абстракции правовой нормы обычно возрастает по мере увеличения юридической силы акта.

4. Суд выступает как орган применения норм права в силу того, что при рассмотрении дел он не может издавать общих предписаний. Однако в XX в. происходит эволюция такого подхода, в результате чего судебная практика стала рассматриваться источником права. Речь идет о решениях высших судов, принятых при пробелах в праве на основе аналогии права, решениях, связанных с толкованием закона и т.д. В качестве источников (субсидиарного характера) права в этих странах теперь признаются также общие принципы права и обычай.

5. Структура романо-германского права предусматривает деление права на публичное и частное. Частное право включает гражданское и торговое, а также семейное, авторское, международное частное право. Публичным правом охватываются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, международно-публичное право.

6. Схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, системы их профессиональной подготовки.

7. Преобладание материального права над процессуальным в отличие от стран англо-саксонского права.

Другое различие национальных правовых систем в рамках романо-германской правовой семье связано со структурой права некоторых стран. Так, для стран Латинской Америки характерен дуализм системы права. Если частное право в этих странах сформировалось по европейской модели (прежде всего французской), то публичное испытало значительное влияние конституционных институтов США.

Существенные особенности отличают системы скандинавских стран, испытавших меньшее влияние римского права. Так, правовые системы в скандинавских странах принято делить на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляции датского и норвежского права (XVII в.). Во вторую группу входят Швеции и Финляндии, где в 1734 г. был введен закон шведского государства.

Причины, позволяющие говорить о скандинавской правовой семье как об обособленной группе, сводятся к следующему: 1) длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств; 2) почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права; 3) отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

4) проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

Как уже упоминалось выше, в литературе в рамках романо-германской правовой семьи выделяются отдельной группой страны латиноамериканской группы. В настоящее время правовые системы стран латиноамериканского континента приобрели черты устойчивой общности. В первую очередь это обусловлено единством их исторической судьбы (период господства системы колониального права и его преодоления в связи с достижением независимости), установлением сходных социально-экономических устройств и политических структур и как следствие – сходство в большинстве этих стран правовых институтов.

Глубокие корни колониального права в странах Латинской Америке проявились не только в длительном сохранении непосредственного действия многих правовых норм и даже целых сводов законов, но и в унаследованных от метрополии правовой культуры и юридического мышления, а главное – в поддержании постоянных генетических связей между материнской и дочерней правовой системой. При разработке нового национального законодательства в значительной мере использовались правовые конструкции, идеи, нормы, взятые из колониального права.

В годы борьбы за независимость латиноамериканское право испытывало влияние идей североамериканского конституционализма (идея разделения властей с сильной президентской властью, федерализм, судебный конституционный надзор и т.д.). первые латиноамериканские конституции восприняли многие институты, ранее апробированные в Федеральной Конституции США.

Особое место в системе романо-германской правовой семьи занимает правовая система Японии. В настоящее время в Японии, как, впрочем, и в других странах романо-германской семьи, наблюдается изменение роли судебной практики, повышение «значения, превращение ее в фактический источник права. Но су­дебные решения выступают все же как средство конкретизации, тол­кования норм статутного права. Если оставаться на позициях нормативистского представления оправе, то найти чисто японские по своему происхождению нормы в действующей правовой системе страны будет весьма трудно. Их не­много. Это редкие вкрапления в европейскую правовую ткань.

В качестве особенности правосознания или поведения японцев указывается на стремление граждан решать конфликтные ситуации, минуя судебную процедуру.Японцам кажется, что судебное разбирательство совершенно не со­ответствует естественному состоянию вещей. Логический принцип противоречия, по которому одна сторона должна обязательно проиг­рать дело, если другая выиграет, не удовлетворяет японцев, всегда ищу­щих более гибкого исхода. Тяжущийся японец судебному разбиратель­ству предпочитает примирение. Даже рассматриваемые в суде споры в подавляющем большинстве все же разрешаются примирением.

Главная причина заключается в сложности судебной процедуры, связанной с затяжным характером судебного разбирательства и большими расходами. Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет тяжущимся также возможность выбрать специальную, закрепленную в Гражданско-процессуальном кодексе примирительную процедуру.

Сегодня в Японии существует современное законодательство, которой роднит страну с правовыми системами Запада и, в частности, с романскими правовыми системами континентальной Европы. К вестернизации права в Японии прибегли, когда началась эпоха Мэйдзи (с 1868 г.). С 1869 г. был начат перевод французских кодексов, который был закончен в течение пяти дет. Начиная с 1872 г. была подготовлена целая серия кодексов, разработанных с помощью французских юристов, немецких и даже английских. В 1882 г. приняты Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс , составленные по французскому образцу. В 1890 г. принимаются Законы о судоустройстве и Гражданско-процессуальный кодекс, составленные под влиянием немецкого права. По модели германского Гражданского уложения основан Гражданский кодекс, вступивший в силу в силу в 1898 г.

После 1945 г. в японское право были внесены очень важные изменения. Реформы, осуществленные в тот период с целью демократизации страны, носят американизированный, а не специфически японский характер. Эти реформы дали Японии новую Конституцию (1946 г.). Была пересмотрена судебная система, внесены изменения в действующие кодексы.

После 1945 г. к влиянию романских правовых систем добавилось и даже стало конкурировать с ними англо-американское влияние. Однако необходимо отметить, что японское общество еще далеко от общества европейского и по своей структуре, и по своим нравам. Индивидуализм никогда не имел крепких корней в Японии. Социальные структуры и либеральный дух, которые предполагаются кодексами европейского образца, лишь в незначительной степени существуют в японской действительности. К тому же право, скопированное по западному образцу, в сущности, регулирует лишь незначительную часть общественной жизни Японии.

Применение современного права наталкивается в Японии на мистический сентиментализм японцев, больше любящих поэзию, чем логику, и довольно равнодушных в силу самой их истории к идеям свободы и человеческого достоинства.

Лекция 5. Англосаксонская правовая семья (семья общего права)

Право справедливости, основанное на каноническом и римском праве, применялось в суде канцлера по жалобам лиц, не удовлетворенных решением дел в судах общего права. Процедура в этом суде также отличалась от процедуры судов общего права. Объективно право справедливости призвано было исправлять недостатки общего права. В результате судебной реформы 1873 и 1875 гг. нормы общего права и права справедливости стали применяться в рамках единой системы судов. Однако по-прежнему деление английского права общее право и право справедливости является одной их характерных черт английского права.

В истории общего права Р. Давид выделяет три периода развития общего права можно выделить несколько периодов. Первый период (1066-1485 гг.) является периодом становления общего права, когда оно утверждается, преодолевая сопротивление местных обычаев. Второй период (1485-1832 гг.) считается расцветом общего права. Третий период, начавшийся с 1832 г. и продолжающийся до наших дней характеризуется усилением значение государственной администрации и ростом роли законодательства.

Английское право всегда было и остается доминирующей частью, ядром правовой системы общего права Общее право уже в течение длительного времени действует на территориях Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и других стран.

Следует выделить особенности общего права, выступающего в качестве правовой семьи, то, что отличает его от других правовых семей:

Резкая активизация правотворческой деятельности английского парламента в начале XIX в. способствовала повышению роли статутного права. В Великобритании в начале XIX в. стали издаваться так называемые консолидированные акты, вбиравшие в себя в упорядоченном виде, применительно к различным правовым институтам, нормы, содержащиеся в ранее изданных парламентских актах.

В-третьих, в процессе своего возникновения и развития общее право было подвержено лишь незначительному влиянию римского права. Причин слабого влияния римского права на общее право существует довольно много. Так, М.Н. Марченко выделяет следующие: 1) римское право имело преимущественно частный характер, тогда как вестминстерские суды решали в пределах своей юрисдикции не частные, а публично-правовые споры; 2) нормы, институты, доктрины римского права оказались несовместимы с местными традициями и обычаями; 3) особенности правовой системы Англии не вызывали необходимости выхода за рамки общего права.

В-шестых, общее право характеризуется обвинительным характером судебного процесса. В отличие от других правовых систем, где на суд возлагается обязанность как сбора, так и оценки собранных доказательств, судебный процесс в странах общего права носит иной, обвинительный характер. В соответствии с уголовно-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательств возлагаются на стороны, а суд при этом остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон. В связи с этим в Англии отсутствует институт государственного обвинения. Вместо него в стране начиная с XIX в. появились и действуют профессиональные правозащитники.

Под судебным прецедентом понимается решение суда, принимаемое по вопросам конституционного характера и являющееся обязательным для применения другими судами, при разрешении аналогичных дел в будущем. Получил распространение в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США, Новая Зеландия). В Великобритании судебные прецеденты являются равноправными источниками и определяют правовой статус британских подданных, монарха и т.д. В США и Индии особое значение имеют решения высших судов по толкованию конституции. Так, американский профессор Роберт А. Седлер (Мичиган, США) отмечает, структура американской федеративной системы эволюционировала в результате толкования Верховным судом положений Конституции, устанавливающих федеральную компетенцию штатов, а также развития Судом конституционной политики в отношении природы и функционирования американской федеративной системы.

Под правовым обычаем понимается правило поведения, санкционированное государством и неоднократно повторяемое в течение длительного времени. Распространение правовой обычай получил в странах англосаксонской правовой системы. Наряду с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран третьего мира, при регулировании правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву.

Доктринальные источники – это опубликованные мнения ученых-государствоведов по вопросам конституционного права. Изложенные в научных трудах мнения могут служить основой принимаемых судьями решений. Данный вид источников получил широкое распространение в Великобритании.

Англосаксонская правовая семья – это семья типичного судейского, а точнее – прецедентного права, в которой исторически главенствующая роль принадлежала такому источнику, как судебная практика или прецедент.

Прецедент как источник права – это результат правотворческой деятельности на всех судов, а только высших. В Канаде – это Верховный суд Канады и Федеральный суд Канады. В США – Верховный суд США, а на уровне отдельных штатов – верховные суды штатов. В Англии – это сложившаяся в результате судебных реформ, проведенных в стране за последнее столетие, и соответствующих законодательных актов (Акты о судоустройстве 1873-1975 гг., Законы о суде 1971 г. и др.) система высоких судебных инстанций, объединенных Верховным судом Англии и Уэльса. Обязанность судей строго следовать требованиям прецедентного права вытекает из доктрины прецедента или правил применения прецедента.

В настоящее время ситуация значительно изменилась. В сегодняшней Англии закон и подзаконные акты не могут считаться второстепенными. Они фактически играют такую же роль, как аналогичные источники на Европейском континенте. В Англии и Канаде их называют статутами, а в большинстве стран общего права – просто законами. В строго юридическом смысле закон понимается современными исследователями англосаксонского права не иначе как формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны.

В XX в. среди источников английского права резко возрастает роль делегированного законодательства, особенно в сфере образования, медицинского обслуживания, социального страхования. Этим термином обозначается система законодательных актов, принятая различными государственными органами на основе полномочий, переданных им парламентом или другими представительными органами.

Американская правовая система, хотя и является составной частью англосаксонской правовой семьи, обладает рядом особенностей, которые определяются процессом её развития. Американское право прошло более чем 200-летний путь самостоятельное развития и потому отличается от английского права, хотя и произошло от него и принадлежит к той же правовой системе. Вместе с тем американское право испытывало на себе влияние и других национальных правовых систем. Характерными чертами американского права являются:

1. Двухуровневая правовая система, которая обусловлена параллельным существованием и взаимодействием двух правовых систем: федеральной и правовыми системами штатов.

2. Главенствующая роль федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкованием ее положений Верховным судом. Наличие Конституции США ограничивает свободу действие как законодательных, так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия.

3. Реализация принципа разделения властей дополняется введением судебного контроля за конституционностью законов. При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный, чем правоприменительный орган, особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело, а на дело, которое может возникнуть в будущем.

4. Сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается с интенсивным развитием отраслевого законодательства. Но его кодификация, в отличие от романо-германского права, происходит скорее в виде консолидации актов и норм. Сборники законов служат разновидностями собраний действующих актов и свода законов.

5. Наблюдается немалое различие в юридической терминологии Англии и США.

6. Американский прецедент более подвижен, чем английский. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. Нет формальных запретов на внесение изменений в ранее принятые решения или на отказ от прецедента. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценивать факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Общие сведения о романо-германской правовой системе 4

Источники романо-германской правовой системы 6

Список литературы 9

Актуальность этой темы предопределена не только тем, что романо-германская система является самой распространенной в мире среди других правовых систем, а также потому, что российскую правовую систему следует относить к романо-германской семье.

Романо-германская правовая система представляется, самой древней и широко распространившейся во всем мире. Это можно объяснить не только ее историческими корнями, но и система имеет отличительную особенность в нормативной упорядоченности и структурированности источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники.

В романо-германской семье начиная с XIX века, ведущая роль отводится закону, и в государствах, которые принадлежат данной семье, действуют кодексы. Вследствие исторических причин право представляется здесь, в первую очередь, как метод налаживания отношений между гражданами. Другие отрасли права были исследованы позже и менее совершенны в сравнении с гражданским правом, которое, на сегодняшний день продолжает оставаться основой юридической науки.

Целью данной работы является изучение источников права в романо-германской правовой системе.

В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие основные задачи:

рассмотреть общие сведения о романо-германской правовой системе;

ознакомиться с источниками романо-германской правовой системы.

Общие сведения о романо-германской правовой системе.

Семья романо-германских правовых систем появилась в Европе. Она образовалась в результате усилий европейских университетов, которые сформировали и усовершенствовали, начиная с XII века, на основе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, которая приспособлена к положениям современного мира. На сегодняшний день романо-германская правовая семья рассеяна по всему миру. Она вышла за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, немалую часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Правовые системы романо-германской семьи по содержанию весомо различаются друг от друга, в особенности их публичное право, что связано с различиями в политической направленности и уровню централизации. Отдельные сферы частного права также отображают различные подходы или уровни развития. При всех данных различиях материально-правовых норм исследуемые правовые системы вследствие их структуры могут быть сближены и слиты в единую семью 1 .

Отличительной особенностью романо-германской правовой системы, является строгая отраслевая систематизация. Система права разделяется на отрасли, среди которых основными представляются конституционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

Во всех странах романо-германской семьи признается разделение права на публичное и частное, известное еще со времен Римской империи и ставшее классическим.

Публичное право координирует отношения субординационные, которые базируются на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем преобладают императивные нормы, которые не могут изменяться, дополняться участниками правовыми отношениями 2 .

Таким образом, частное право опосредствует отношения между равноправными, независимыми субъектами. В данном случае доминируют диспозиционные нормы, которые действуют только в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.

Источники романо-германской правовой системы

В системе источников права особое место отводится закону как основному источнику права. Первенствующее положение в системе источников права занимают конституция и конституционные законы. За нормами конституции и конституционных законов закрепляется особый статус. Во всех государствах романо-германской правовой семье разработаны и действуют конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу. Помимо конституции и конституционных законов, отличают обычные законы. Буквально во всех государствах романо-германской правовой семьи приняты и функционируют гражданские (или гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы 3 .

Судебную практику . Она представляется спорным источником права в романо-германской правовой семье. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что роль судебной практики может быть уточнена только в связи с ролью закона. Несмотря на это, в последнее время усиливается тенденция использования судебной практики, вместе с другими источниками романо-германского права.

Постановления Конституционного суда. К примеру, в ФРГ постановления Конституционного суда представляются важным источником права. По юридической силе они стоят наравне с обычными законами.

Под общими принципами права, следует понимать основополагающие идеи права, такие, как справедливость, народовластие, презумпция невиновности и другие. Общие принципы права применяются тогда, когда при постановлении определенных дел нельзя найти соответственные правовые нормы для данного случая 5 .

Правовая доктрина. Именно доктрина образует словарь и правовые понятия, которые использует законодательная власть в процессе осуществления законотворческой деятельности.

Международно-правовые акты. В большинстве государств признается приоритет норм международных соглашений и общепризнанных норм, а также принципов международного права перед национальным законодательством.

С развитием интернациональных связей большое значение для систем права отдельных стран приобретает международное право. В некоторых государствах международным договорам придается большая юридическая сила, чем внутренним законам.

Таким образом, под правой системой следует понимать обусловленный комплекс национальных систем права, которые объединены историческим формированием, принципами правового регулирования, структурой источников, понятийно-категориальным аппаратом юридической науки.

Романо-германская правовая система отмечается тем, что ей свойственно разделять право на публичное и частное. Публичное право управляет отношениями среди публичной власти и управляемыми, а частное устанавливает отношения среди частных лиц.

Романо-германская правовая система представляется кодифицированным, писаным правом, и ее правоприменитель устанавливает постановления основываясь на сравнения определенной ситуации с общей нормой.

Романо-германская правовая система включает в себя государства, где юридическая наука основывалась на римское право. На передний план здесь отодвигаются нормы права, которые можно изучать как нормы поведения, они соответствуют моральным требованиям и справедливости. Главной задачей юридической науки представляется выявление того, какими данные нормы должны быть. Для представленной правой системы характерна нормативная упорядоченность и структурированность источников. Относясь к западной традиции правопонимания, под правом здесь понимают модель социальной организации.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.: Пер. с фр. В. А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 2010.

Дусаев Р.Н.Основные правовые системы современности.Учебное пособие по теории государства и права.– М.: Юристъ,2012. – 97 c .

Княгин В.Н. Место правовой системы, основанной на законе, среди иных правовых систем. – Екатеринбург, 2014. – 241 с.

Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права. Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург, 2013.

Лярская Н.С. Правовые системы и экономика: сравнение англосаксонского и романо-германского права//Экономическая теория преступлений и наказаний. – №6. – 2012 – 362 c .

Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 443 с.

1 Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права. Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург, 2013.

2 Дусаев Р.Н.Основные правовые системы современности.Учебное пособие по теории государства и права.– М.: Юристъ,2012. – С.97.

3 Княгин В.Н. Место правовой системы, основанной на законе, среди иных правовых систем. – Екатеринбург, 2014. – 241 с.

4 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.: Пер. с фр. В. А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 2010.

5 Лярская Н.С. Правовые системы и экономика: сравнение англосаксонского и романо-германского права//Экономическая теория преступлений и наказаний. – №6. – 2012ю – С. 362.

6 Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 443 с.

во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное.

Публичное право - это совокупность отраслей и институтов, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства. Трактовка публичного права предполагает специфическое понимание роли права в системе власти и социально-политических процессов и признания ее в обеспечении общественных интересов.

Вместе с тем публичное право нельзя сводить только к обеспечению государственных интересов. Это — общие интересы людей разного рода сообществ, объединений, т. е. политических, профессиональных и др. Применительно к публичному праву имеются в виду потребности, отношения, интересы, без которых невозможно как удовлетворении личных, так и публичных интересов общества в целом.

Для частного права характерно установление частного статуса физических и юридических лиц, обеспечение их равенства в отношении между собой, договорное регулирование, свобода экономической и иной деятельности и творчества

Имеются и отрасли, где нормы частного и публичного права переплетаются: торговое право; сельскохозяйственное право; авторское право; воздушное право; горное право; транспортное право; страховое право; международное частное право, которое определяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав. Традиционно считается составной частью частного права, некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой поскольку во всех странах романо-германской правовой семьи имеется отраслевая классификация.

Структура романо-германского права признает отраслевую классификацию, т. с. система нрава разделяется на отрасли, среди которых базовыми считаются конституционная, административная, гражданская, уголовная, а также гражданско-процессуальная и уголовно-процессуальная отрасли.

Отрасли права в свою очередь подразделяются на институты. Например, к конституционной отрасли относятся такие институты, как принятие и изменение конституции; устройство государства; территория; гражданство.

Обязательственное право являлось одним из основополагающих институтов всех правовых систем, входящих в романо-гер-манскую правовую семью представляющий собой систему норм, рассчитанных на урегулирование отношений между лицами. В рамках обязательства одному лицу принадлежит право требовать от другого лица совершения какого-либо действия или воздержания от определенного действия. Обязательства классифицируются прежде всего по основаниям их возникновения. Обязательство — это обязанность лица осуществлять или не осуществлять какие-то действия в интересах другого лица. Обязательство может возникнуть непосредственно из закона или из договора.

Выделяется несколько главных оснований возникновения обязательств — договор, односторонняя сделка, причинение вреда (деликт), ведение чужих дел без поручения, неосновательное обогащение и закон.

Особенностью структуры романо-германского права является и выделение абстрактной категории вещное право. Это право фиксируетсвязь лица с вещью в отвлечении от отношений этого лица с другими лицами. Основным вещным правом, естественно, считается право собственности. Разные европейские законодательства вкладывают в содержание права собственности различные компоненты (правомочия)— владение, пользование, распоряжение, право на доход и т. п.

Социальная сфера всегда находилась в центре внимания правового регулирования в системе романо-германского права.

Согласно Европейской социальной хартии с 1996 года все страны-участники обязаны использовать вес средства национального и международного характера для эффективной реализации основных прав и принципов в социальной сфере: право на справедливые и безопасные условия труда, на справедливое вознаграждение, право на объединение в организации для защиты экономических и социальных интересов, право на социальное обеспечение, право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости, право на социальную защиту, право на защиту от бедности, право на жилье и т. д.

Особо можно подчеркнуть сферу социального права в Германии. Расходы на социальные услуги в Германии составляют десятую часть от государственного бюджета.

Социальные услуги но содержательному принципу можно подразделить на консультационные, врачебные, информационные, правовые и организационные. Функционирует развитая система социального страхования и обеспечения. Главная роль системы законодательства в этой области — это социальный кодекс, состоящий из десяти книг вступивших в силу в 1975—1982 гг.

Можно назвать еще одну особенность структуры, выделяющую романо-германскую правовую семью среди иных правовых семей — относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого нрава; исторически, с момента их возникновения и в последующем развитии, четко проводимое различие между этими отраслями права в правовых системах многих тран Европы1.

Правовой дуализм проявляется в одновременном существовании двух независимых систем частного права — гражданского и торгового. Правовые системы формировались в основном по двум направлениям регулирования частноправовых экономических отношений: в рамках гражданского, либо наряду с гражданским правом, а также торгового права как особой отрасли.

В этой семье традиционно доминирует формально-юридический подход, согласно которому общими для всех правовых систем этой семьи являются такие источники права нормативно-правовые титы; правовые обычаи; международные договоры; общие принципы права; правовая доктрина; судебная практика (судебные прецеденты).

При этом данные источники могут быть разбиты на группы по ряду оснований.

1) По формальной обязательности исполнения:

обязательные (нормативные) источники права - нормативно-правовые акты, международные договоры, общие принципы права и правовые обычаи:

необязательные (ненормативные) источники права -правовая доктрина, судебные решения.

2) В зависимости от юридической силы и общественного значения:

Первичными источниками у всех государств романо-германской правовой семьи являются нормативно-правовой акт и правовой обычай.

Причем в единой иерархически построенной системе источников обязательного права ведущее место занимает именно нормативно-правовой акт (закон). Закон имеет приоритет по отношению не только обобщениям судебной практики, и межгосударственным договорам, но и к обычаю (как первичному источнику права,). Законы регулируют частную и публичную сферы общественных отношений наиболее важные вопросы общественного устройства права и свободы граждан, структуру и организацию государственной власти. Они закрепляют правовое положение физических и юридических лиц. отношения между ними Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Установлен судебный контроль за конституционностью действующих законов Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами или верховными судебными органами.

Последнее время, в системе источниковсущественно возросла роль подзаконных нормативных актов, актов правительственной власти. Это ордонансы, декреты, регламенты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления и др. Значительная часть из них появляется на свет в результате делегированного правотворчества. Парламент в пределах своей компетенции и в соответствии с конституцией делегирует полномочия правительству и его структурным подразделениям. Значение правовых актов, являющихся результатом делегированного правотворчества, определяется полномочиями издавших их органов.

Правовому обычаю как источнику права ныне уже отведена вспомогательная роль. Закон, как писаный нормативный акт, подкрепляет свою силу и общепризнанность благодаря базированию на обычае. Как правило, толкование закона, чтобы сделать его доступным для населения; осуществляют с точки зрения обычая. В то же время, роль обычая в качестве обязательного источника права варьируется в разных государствам Романо германскойправовой семьи (в Швейцарии и Германии обычаи считается почти что равноценным закону источником права, а во Франции рассмотрение обычая в качестве источники права считается ужа несколько устаревшим)

Общие принципы права - основополагающие идеи права

Международные договоры, в результате развития международных отношений |международной интеграции (особенно в рамках ЕС) сегодня начинают играть всё более мощную роль как источники права романо-германской правовой семьи. Те международные оговоры, которые ратифицированы национальными законодательными органами являются в национальных правовых системах государств романо-германской правовой семьи такими жеисточниками права как и законы .

Вторичные источники имеют определенную юридическую силу лишь в том случае, когда первичные источники либо отсутствуют либо являются в решении данного конкретного вопроса неясными и неполными, В то же время использование вторичных источников не является юридически-обязательным. К вторичным источникам романо-германского права принадлежат судебные преценденты, правовые доктрины (научные работы известных ученых-юристов).

Правовая доктрина, представляя теоретические положения, а также научные теории юридического характера, ныне, являясь одним из уже неофициальных источников права, оттеснена на второй план основным официальным источником - законом

3. В зависимости от способа формирования

источники, формируемые законодательными и

исполнительными органами государства (нормативно-правовые акты>; источники, формируемые обществом (правовые обычаи, правовые доктрины).

27.Наличие кодифицированных отраслей права в романо-германской право­вой системе

Кодификация– наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

В романно-германской правовой семье повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное, причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.

Во всех странах Романо-германского права кодифицированы основные отрасли материального частного и процессуального права, но лишь некоторые отрасли материального публичного. Так, например, во Франции основными считаются Гражданский кодекс 1804 г, Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Коммерческий кодекс 1807 г., уголовный кодекс 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс 1810 г.

Административное право почти повсеместно не кодифицировано. Даже в стране классической кодификации — Франции — административное право никогда не было должным образом кодифицировано. Здесь нет ничего, что напоминало бы наполеоновские кодексы, а имеющиеся кодексы представляют собой сведение воедино законодательных и регламентарных текстов, охватывающих, несмотря на то, что их число возрастает, лишь ограниченную часть отношений, регулируемых административным правом, многие разделы которого созданы судебной практикой.

Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: