Что выступает основным источником права в мусульманской правовой семье

Обновлено: 08.05.2024

К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств в целом. Основными источниками мусульманского права являются: Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). Несостоятельность Корана как основополагающего источника права обусловила появление другого божественного источника, призванного восполнить его неполноту, — сунны, т.е. преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Каждый хадис содержит основание (иснад), т.е. перечень его передатчиков, при этом наибольшим авторитетом пользуются хадисы, исходящие от ближайших сподвижников пророка, его родственников и друзей. Нормы хадисов применялись при неполноте или пробельности положений Корана.

Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права). В отраслях регулирования, связанных с личным статусом, влияние мусульманского права является сильным, в отраслях публичного права сохраняют свое действие лишь отдельные институты мусульманского права, в авторском, изобретательском, компьютерном праве и др. влияние мусульманского права отсутствует.

Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на пра видах логического толкования (иджтихад).

В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей.

Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан — и англосаксонскому — Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих позиций.

Широко распространенной системой религиозного права является индусское право (веды, традиции и обычай), оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом государственно-правовых отношений в Индии, Мьянме, Сингапуре. В качестве регулятора поведения в этой правовой системе широко допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести.

Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.

Традиционные правовые семьи представлены в основном дальневосточной правовой семьей (Япония, Китай, Корея и др.) и семьей обычного права (африканская правовая семья). В основу права данных семей легли философско-религиозные течения легизма, даосизма, конфуцианства и др. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и груды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права.

Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативные правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании. Несмотря на определяющее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативного правового акта как источника права.

Кияс (суждения по аналогии, представляющие собой применение установленных первыми тремя источниками предписаний к непредусмотренным в них случаям).

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.

В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частно-правовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в тоже время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан. Ливия).

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные правовые семьи мира для достижения поставленной цели – выявления их особенностей.

Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями.

Анализируя и исследуя рассмотренные в работе правовые семьи современности, можно в каждой из них выделить признаки, которые характеризуют данную правовую семью и придают ей определенную индивидуальность.

Романо-германскую правовую систему характеризуют такие признаки как:

ü единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

ü главная роль в формировании права отводится законодателю;

ü писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

ü высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов;

ü весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.);

ü деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

ü правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

ü на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

ü особое значение имеет юридическая доктрина.

Семья англо-американского права обладает следующими признаками:

ü основным источником права выступает судебный прецедент;

ü ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

ü на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

ü главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальне право, которое во многом определяет право материальное;

ü нет кодифицированных отраслей права;

ü отсутствует классическое деление права на публичное и частное;

ü широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

ü юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Семье мусульманского права присущи следующие признаки:

ü источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман;

ü весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения;

ü особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное;

ü нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

ü судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

ü во многом основана на идее обязанностей, а не прав.

Хотелось бы отметить, что нет идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. В мире существует множество правовых систем, и у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических отношений между странами, заметно усиливается тенденция к сближению правовых систем различных стран.

Пока, к сожалению, человечество не создало идеальной правовой системы, которая отвечала бы абсолютно всем юридическим, экономическим, социальным и моральным нормам.

Стремление России быть полноправным членом мирового сообщества обязывает ее соответствовать общепринятым международным стандартам во всех сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится к процессу формирования качественно нового законодательства, а значит, и реформирования правовой системы. На мой взгляд, для достижения этой цели необходимо основываться на положительных чертах и особенностях правовых систем мира.

Исламское право (мусульманское право) – история развития, иерархия источников

Исламское право (мусульманское право) стало появляться после основания на Аравийском полуострове новой религии пророком Мухаммедом. Основными трудами, на которые опирается Ислам и мусульманское право – Коран, как главный трактат с откровениями Бога (Аллаха), хадисы (предания), содержащие основные постулаты и биографию пророка Мухаммеда.

Содержание такой совокупности правил поведения – шариата, обычно трактуются разными исламскими течениями неодинаково, однако существует преобладающая точка зрения. Так, шариат включает – религиозные догмы, мусульманскую этику и систему практических норм (разделенные на культовые предписания о религиозной традиции и нормы, регулирующие мирское поведение).

Также предписания могут делится на нормы с ясным смыслом и не нуждающиеся в толковании. Сюда можно отнести все религиозные нормы и часть мирских предписаний о браке и наследовании. Другие предписания Корана и сунны (преобладающие по количеству) содержат общие ориентиры, на которые полагаются при разрешении тех или иных вопросов. Это место и становится камнем преткновения, ведь различные направления мусульманской мысли по разному понимают такие нормы.

Причиной такого толкования стала основополагающая мысль, что шариат может дать ответы на любые вопросы о том, как поступать мусульманину. Таким образом, Коран и сунна стали источниками права даже в тех вопросах, ответы на которые напрямую в них не содержатся.

Таким образом, фикх стал основой мусульманской юриспруденции, а корни фикха – методологией и философией исламской юриспруденции. Однако, с развитием исламского права, разные его школы и течения все больше расходились в основах.

Например, некоторые школы больше внимания уделяли при толковании права хадисам, другие делали упор на методы аргументации. Разнообразие точек зрения на одни и те же вопросы выразилось в формировании мазхабов (направлений толкования) фикха. Так, только в суннитском направлении образовалось четыре толка — ханафитский (Абу Ханифа, 699—767гг.), маликитский (Малик бин Анас, 713—795гг.), шафиитский (Аш-Шафия, 780—855гг.), ханбалитский (Ахмад бин Ханбал, 780—855гг.). Среди шиитского направления выделились джафаритская, исмаилитская и зейдитская школы фикха.

Каждый толк, отличавшийся собственной методологией и подходом к корням фикха, сформировал собственную систему норм. Таким образом, фикх, по воззрениям мусульманских правоведов, основывается исключительно на иджтихаде и является с ним одним целым. При этом, любое толкование, при существовании противоречащих друг другу норм, имеет право на существование (каждый муджтахид прав).

Однако, существовало несколько групп правоведов, выстроившихся в определенную иерархию на основании свободы толкования – высшая категория юристов это люди, имеющие право на абсолютный иджтихад (основатели толков), среднее звено – правоведы, занимающиеся толкованием на основе методологии и источников конкретного мазхаба, нижнее звено – факихи и муфтии могли только выбирать из разных позиций и не создавали новых норм.

Основы исламского права были оформлены к Х – XI векам (т.н. эпоха таклида), когда было объявлено о закрытии врат иджтихада, которое характеризовалась невозможностью создания новых школ фикха. Так, понятие фикха теперь сводилось к системе норм.

С момента возникновения исламского права при постоянном толковании, в каждой школе возникло большое количество трудов разных правоведов. Факихи создавали все новые нормы на основе старых. При этом, новые веления не отменяли старых, а включались в систему норм в качестве нижней ступени такой иерархии.

Считалось, что любое правило поведения можно извлечь из этих источников. Если отсутствует прямая норма, можно извлечь ответ из общих положений. Так, если извлеченная норма противоречила практике или являлась ошибочным выводом, это свидетельство ошибки муджтахида, а не изъян источника.

Со временем оформления права, как огромной системы норм, часто противоречащих друг другу (ведь все нормы равны, а старые нормы не отменяются при принятии новых), возникла проблема неопределенности и непредсказуемости при их применении. Так, муфтий или судья выбирает норму, исходя из условий, места и времени по своему субъективному разумению.

Основы исламского права

Мусульманское право содержит, как уже выше говорилось, особые ориентиры, на которые обычно делается упор при толковании и применении норм:


СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, которое всегда находилось в центре учения и, будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина.

Изучение системы религиозно-традиционного мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство.

Все эти обстоятельства предопределили цель данной работы. Она заключается в исследовании отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства, что позволяет выявить роль мусульманского права в современном обществе.

Как конфессиональное право, шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он не регулировал строго очерченные сферы общественной и религиозной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. Со временем утверждения двух главных направлений в исламе произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане, Ираке и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц – имамов, считавшихся непогрешимыми.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (суннуиты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой, по существу, самостоятельные правовые школы, связанные с именами виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу Средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычайно правовым явлением.

Еще одной особенностью мусульманского права можно считать, то что главным источником мусульманского права признаются Коран и Священное предание, выраженное у суннитов в Сунне (хадисах-преданиях Пророка Мухаммеда, его суждения и поступки), у шиитов в хабарах (преданиях, переданных шиитскими имамами), однако следующим по значимости источником права является иджма. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права. Это согласие по религиозным и правовым вопросам сподвижников Мухаммеда, а позднее мусульманских теологов-правоведов. На сегодняшний день Коран и Священное предание – только исторические источники права. Судья не должен использовать непосредственно Коран и Сунну т.к. их окончательное толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права. Помимо вышеизложенных есть и дополнительные источники мусульманского права. Такие как фирман (указы, распоряжения халифов); арф (правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе); адат (правовые особенности, сложившиеся у народов, подвергнутых влиянию мусульман).

Сверхсоциальная, религиозная природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Отношение исламских государств к международным документам, в том числе к Всеобщей декларации прав человека, неоднозначно, но для того чтобы влиться в мировое сообщество, исламские организации создали собственные правовые документы для мусульманского мира и отстаивают точку зрения о том, что понятие прав человека заложено в Коране.

Укрепление арабской семьи, сохранение исламских семейных ценностей, создание необходимых условий для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей (Ст. 10);

Препятствование любым действиям, вносящим в общество раскол, смуту и разобщенность (Ст. 12);

В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом. В некоторых из них (Сирия, Ирак) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. Нормы мусульманского права о наследовании, завещании, вакфах, опеке, попечительстве и ограничении дееспособности в большинстве из них распространяются на всех граждан, в том числе и не-мусульман. Брачно-семейное законодательство испытывает определенное влияние мусульманского права, однако отказывается от ряда его основополагающих институтов например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс, хотя и закрепил отдельные положения шариата, по существу, наделил женщину равными правами с мужчиной в семейных отношениях. В обеих странах ликвидированы мусульманские суды. Можно поэтому сделать вывод, что по сравнению с другими рассматриваемыми странами сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна.

Но в то же время ни в одной мусульманской стране не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после официальной отмены халифата мусульманское право во всех отраслях (в том числе и сфере регулирования брачно-семейных отношений) было заменено законодательством светского типа, составленным на основе заимствования западноевропейской модели. Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.

Очень распространенным средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями.

Таким образом, к началу XX в., пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Остальные страны к середине XX в. отказались от фикха как основной правовой формы, и, например, правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому — Ирак, Судан. За мусульманским правам здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и немусульман), что объяснялось глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве рассматриваемых стран к середине XX в. оказались сориентированы на восприятие светских правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего здесь мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке данной группы стран, то в современных условиях до недавнего времени в большинстве из них можно было наблюдать лишь применение отдельных норм, институтов или — в исключительных случаях — отраслей, конкретное юридическое содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходилось иметь дело не столько с собственно мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в исламе господствует концепция теократического общества, в ко­тором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные прин­ципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исхо­дя из божественных откровений, целую систему очень детализированно­го права, права идеального общества, которое установится в один пре­красный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама (ни один исламист не может игнориро­вать мусульманское право). Ислам по своей сущности — это религия закона.

1  Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право) М., 1967. с. 386 – 387.

10  Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 112.

система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Основное его содержание – вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции (обычно религиозного характера) за невыполнение этих предписаний.

одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Афганистан, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен) М.п. в 1980-1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права. Попытки ввести нормы М.п. предпринимаются в некоторых субъектах РФ, где мусульмане составляют большинство населения. Иногда понятие М.п. (как совокупность норм и принципов) отождествляется с понятием "шариат" (в его значении как системы нормативных правовых предписаний).

одна из крупных правовых систем современного мира, сложившаяся в своей основе в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. и базирующаяся на исламе. Претерпела модернизацию в XIX в. под влиянием романо-германской семьи правовых систем, но не утратила своей специфики. Многие современные мусульманские государства в своих конституциях и законах заявляют о верности принципам ислама (Марокко, Тунис, Сирия, Мавритания, Иран, Пакистан). Мусульманское право - единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Источниками мусульманского права являются: а) Коран, состоящий главным образом из общих положений нравственного характера (см.: Коран); б) Сунна - своего рода толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка Магомета; в) иджма - согласованное заключение древних правоведов - знатоков ислама об обязанностях правоверного, которое получило значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны; г) кияс (аналогия) - правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет более важное значение, чем другие источники. Особенность современного мусульманского права: рецепция европейского права по отдельным отраслям регулирования; активное развитие государственно-правовой регламентации, наметившейся с середины XIX в.; повышение роли закона; проведение кодификации (например, Египет принял Гражданский кодекс, составленный по французскому образцу; Турция провела реформы семейного и наследственного права; Ирак промульгировал (обнародовал) Гражданский кодекс, явившийся кодификацией модернизированного мусульманского права в сфере семьи и наследования).

одна из основных мировых систем права (наряду с континентальным и англосаксонским), сложившаяся в Арабском халифате в VD-X вв. Основным содержанием М.п. являются вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции (как правило, религиозного толка) за невыполнение этих предписаний (см. ШАРИАТ). Действие М.п. распространяется только на отношения между мусульманами. Однако даже в тех странах Азии и Африки, где они составляют основную массу населения и авторитет М.п. велик, оно, как правило, дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется с учетом новых общественных отношений. Поэтому правильнее различать религиозное М.п. и право мусульманских государств. В 1869-1877 гг. на основе кодификации обязательственных и процессуальных норм М.п. была издана т. н. аль-Маджалла, которая играла роль гражданского кодекса Османской империи (а т.ж. Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г, Сирии до 1949 г. и Ирака до 1951 г.); частично ее действие сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Со 2-й пол. ХЕХ в. в мусульманских странах были приняты уголовные, торговые, процессуальные и другие кодексы, частично на основе рецепции (заимствования) права западноевропейских стран. М.п. играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых иных отношений. Кодификация этих отраслей М.п. осуществляется в форме принятия специальных законов в Египте, Сирии, Ираке, Иордании, Тунисе, Марокко, Индии, Пакистане и др. Турция в 1926 г. полностью отказалась от М. п. В некоторых арабских странах, в Индии, Пакистане, Индонезии и др. сохраняется действие в основном кодифицированного М.п. по вопросам личного статуса мусульман (а по некоторым вопросам и в отношении немусульман). В конституциях некоторых арабских стран М.п. признается основой законодательства, допускается его применение в гражданском праве и иных отраслях, сохраняются шариатские суды. В отдельных государствах Восточной и Центральной Африки М.п. применяется в виде обычного права.

Читайте также: