Что во все времена готова предоставить русь недругам

Обновлено: 02.07.2024

Имена и география.

Там нет ни одного славянского имени. Нездоровые споры начинаются именно с этого места. Пытаясь рассказать честному историческому люду: какое-то одно из этих имён (или парочка) — не скандинавского происхождения. Не будем спорить, заклинаю всем святым. Потому что возможно абсолютно всё. Х век на дворе, помилосердствуйте. Большинство имён из договора опознаны как германские, или с их корнями. Что совсем не говорит о скандинавском происхождении древнерусской знати, утверждавшей важный документ. Такой вот парадокс может быть.

Мало кто думал, почему нигде (вообще нигде) на Руси скандинавские языки не оставили своих следов. Шведы и норманны стремительно ассимилировались со славянами? Напрочь забывали свои речевые навыки и культуру? Велика и загадочна ты, Земля Русская! Везде в европах скандинавы ничего не забывали… а тут амнезия беспросветная наступила, ага. Так и ехало всё. Пороги упорно называли по-шведски, а некоторые одарённые профессора — даже на исландские диалекты толмачили.

Созвучия

Дальше. Совсем не полным будет анализ, если не озаботься вопросом: на каком именно из скандинавских языков говорили Рюрик, его ближайшие потомки? Тут сплошное мычание и гадание на хрустальном черепе. IX-X века ещё не знали традиционных скандинавских языков, современных. Как и русского не существовало, на котором читаете эти строки. Скандинавов тогда не было, что сейчас по своим каморкам сидят. Консолидация и обособление тех народов только-только началась в описываемый период.

Говорили готские обитатели фьордов и побережий Балтики на условных диалектах. Четырёх: древне-шведском, древне-норвежском, древне-датском и древне-гутнийском. Последний звучал на острове Готланд, исчез позже остальных. В середине XVIII века. А теперь загадка: если Рюрик — скандинав, из какого именно места приплыл, первых русских князей приволок?

Летописи долго и нудно читать не станем. Вроде все понятно должно быть. Пергаменты упрямо говорят: словенский и русский язык — идентичны.

Полиглоты?

Ясное дело, что балтийские варяги и русь, торгово-военная элита славянских племен — говорили на всех древнескандинавских диалектах. Славянский (общий пока и понятный всем) язык был родным. По-другому быть не могло. Иначе их вырезали бы к чертям собачьим, при первых попытках дань собрать. Как они при Рюрике стали практиковать. Оккупантов в наших широтах гнобить обожали во все времена, национальный вид спорта.

Теперь маршруты. Князья-Рюриковичи иже с ними приходят в Киев с севера, из Новгорода. Хорошо балакают на диалекте поильменских словен и языках Балтийского славянского побережья. Даже в первых летописях различаются особенности письменной культуры Новгорода и Киева, берестяные грамоты вам в помощь. Собран огромный корпус этого нарратива.

Археология.

Рюриково городище, как самый яркий пример. Первое славянское население Новгородской земли прибыло из южно-балтийских локаций, это как Перун свят. Говорило на диалектах балтийских и поморских славян. Материальную культуру имели идентичную. Но даже если… в похмельном бреду предположить нечто пограничное в происхождении Рюрика и его потомков: пары поколений достаточно, чтобы полностью славянизироваться. Городище его имени очень-очень древнее, скоро посчитаем отдельной статьей возраст. В свете последней любопытной археологии.

Даже если предположить: ну чужеземцы это были. По древней традиции и инерции — сохраняли родовые, скандинавские имена. Не сойдутся пазлы в языковом вопросе никак. Европцы уже после падения Римской империи эту проблему решили спокойно: готская и прочая знать легко становилась двуязычной, даже многоязычной. Это же относится к диковатым скандинавам, основавшим свои государства во Франции, Англии, на юге Италии и Сицилии.

Вывод простой: первые русские князья свободно изъяснялись (как минимум) на четырех-пяти языках. Нескольких древнескандинавских. Совершенно точно — диалекте новгородских словен (поморских славян). А торговая и походная жизнь чему ещё научит… тут сами предлагайте, комментарии открыты.

Не спеши хоронить то, что дорого, Похоронишь – и будет беда. Да не слушай шипящего ворога, Что, мол, сгинула Русь навсегда. И пускай наши братья поверили, Что проигран решающий бой, Нас с тобою иной мерой мерили, Потому мы и живы с тобой! Гнётся Русь, словно тонкое деревце, Ветви, листья ломает война. Трудно верить, а всё-таки верится - Коли будет корнями сильна, Не согнётся, не сгинет под тучами, Не падёт перед ворогом ниц - Распрямит свою крону могучую От Москвы и до крайних границ… Ох, ру

Волчьи тропы непроходимы, Снами Велеса дышит лес, Там, где Боги ещё любимы И не тронут покой небес… Там, где женщины все колдуньи, А у воинов сны легки Там, в июньское полнолунье, Всю печаль заберут костры. Иногда прорастает хмелем Тайных предков тугая вязь, И так хочется, ветру веря, На бескрайних лугах пропасть. Эта древность в крови и в сердце, И в забытом узоре слов, Потаённая в память дверца, В заповедную глубь веков. Слышишь. Бродят по лесу Сказки, В изумрудный, полночны

ПРАКТИКА "СОЕДИНЕНИЕ С ДРЕВОМ РОДА И ХРАНИТЕЛЯМИ СВОЕГО РОДА". Данная практика помогает: усилить связь со своим Родом; обрести его помощь и поддержку; получить ответы на многие свои вопросы. Она простая, но очень действенная и глубокая. Выбери для себя время и место, когда Тебя никто не будет беспокоить. Отключи все телефоны. Зажги свечу в удобном подсвечнике – ее пламя поможет Тебе настроиться на совершение таинства. Сделай пространство вокруг себя Таким, чтобы Ты мог (могла) с

ЗАКОНЫ РИТА Небесные Законы о чистоте Рода и Крови (Телегония) Законы РИТА - это Небесные Законы о чистоте Рода и Крови. О Законах РИТА, по которым жили с древних времён все Славянские и Арийские народы, в современном мире узнали в середине XIX века. Сейчас для обозначения Законов РИТА используется греческое название – Телегония. В медицине называется явлением "первого самца". Телегония является образным и единственным параметром передачи наследственности из поколения в поколение. Явление Т

ОГОНЬ РОДА. ДРЕВО РОДА. Иммунитет – защитные силы организма, выносливость, долголетие. Болезнь – это, прежде всего, информация, которая попадает в организм через эмоционально-чувственные каналы восприятия. Хотя медицинский взгляд сводит общее внимание к поиску вируса как возбудителя заболевания, либо патологических изменений в организме. Безопасность здоровья – отсутствие условий заболевания при наличии и поддержании крепкого иммунитета, а также сдерживания агрессивного влияния внешней среды. О

ОГОНЬ РОДА. СТЕЗЯ ПРАВИ. Путь Прави - это Путь к Богу, путь в согласии со своим предназначением на Мигдгарде (Земле). Если отдельная личность и общество в целом идёт по Пути Прави, живёт по Правде, значит - выполняется воля Всевышнего. ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА СЛЕДОВАТЬ ПУТИ ПРАВИ? Следовать Пути Прави - значит исполнять обязанности перед Богом, обществом и собою. Это значит расти духовно. Это значит заботиться о своей бессмертной душе. Славяне ведали о том, что душа человека - бессмертна, смер

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Вещий Олег в 907 г первым показал недругам Руси всю мощь морского флота. Его 2000 кораблей, поставленные на колеса наводили ужас на греков. «В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил" (Повесть временных лет) Куда нужно прибить щит сегодня?

Ни Руси, ни духа Русского. не Москва, а караван - сарай, не дума, а штаб врагов народа и Руси. молодёжь как варёные яйца ( больше ничем их крутость не определишь), сдали Русь за право носить штаны ширинкой назад.

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей

  • И на гранях их,
    Выше тёмных туч,
    Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Посмотрю на юг —
    Нивы зрелые.
    Что камыш густой,
  • Тихо движутся;
  • Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
  • Наливается.
  • Гляну к северу —
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
  • Быстро кружится;
  • Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лёд
  • Ходит по морю;
  • И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
  • Непроглядную…
  • Это ты, моя
    Русь державная.
    Моя родина
  • Православная!
  • Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
  • Развернулася!
  • У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
  • Воля смелая?
  • У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
  • Меча недругу?
  • У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
  • Громких подвигов?
  • Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в чёрный день
  • Низко кланялась?
  • На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
  • Татар полчища.
  • Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
  • Ляху гордому.
  • И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
  • Туча тёмная?
  • Под грозой её
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
  • Колебалася,
  • И зловещий дым
    От горевших сёл
    Высоко вставал
  • Чёрным облаком!
  • Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань —
    Вдруг со всех концов
  • Поднялася Русь.
  • Собрала детей,
    Стариков и жён,
    Приняла гостей
  • На кровавый пир.
  • И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
  • Гости навеки.
  • Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
  1. И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьём кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям
    Из далёких стран
    На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идёт
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
  12. Сложить голову!

Иван Никитин — Русь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей

  • И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря Реки катятся, И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой,
  • Тихо движутся;
  • Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах
  • Наливается.
  • Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух,
  • Быстро кружится;
  • Подымает грудь Море синее, И горами лед
  • Ходит по морю;
  • И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу
  • Непроглядную…
  • Это ты, моя Русь державная, Моя родина
  • Православная!
  • Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной
  • Развернулася!
  • У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла
  • Воля смелая?
  • У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола,
  • Меча — недругу?
  • У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой,
  • Громких подвигов?
  • Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день
  • Низко кланялась?
  • На полях своих, Под курганами, Положила ты
  • Татар полчища.
  • Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок
  • Ляху гордому.
  • И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя
  • Туча темная?
  • Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля
  • Колебалася,
  • И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал
  • Черным облаком!
  • Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов
  • Поднялася Русь.
  • Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей
  • На кровавый пир.
  • И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать
  • Гости навеки.
  • Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера
  1. И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах Света белого Про тебя идет
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде
  12. Сложить голову.

Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.

Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.

По смыслу стихотворение делится на три части:

  • описание природы родной земли;
  • путешествие в историю народа;
  • воспевание Руси, любовь к ней.

Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

Читать стих поэта Иван Никитин — Русь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

  1. И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
  12. Сложить голову.

Среди поэтов середины XIX века, воспевавших красоту родной земли, выделяется Иван Саввич Никитин (1825 – 1861). Он родился и вырос в Воронеже, небольшом провинциальном городке, поэтому лучше, чем многие другие литераторы, знал жизнь простых русских людей и своими глазами наблюдал красоты родной природы.

В этом стихотворении также нет рифмы, но прослеживается чёткий ритм. Всего в нём 29 строф, каждая из которых состоит из четырёх строк. В каждой строке 5 слогов, размер можно определить как ямб.

Последняя строка чаще всего состоит из одного слова, причём ударение в нём падает на третий слог.

В первых строфах поэт изображает красоты Руси. Словно добрый хозяин, который внимательным взглядом окидывает свои владения, Иван Саввич устремляет мысли к самым дальним уголкам Родины, чтобы донести до читателей всё очарование и мощь родимого края. Он упоминает и бескрайние степи, и луга, и густые леса. Взор поэта достигает даже Севера с его снежными пустынями.

Важным для поэта представляется стойкость и смелость населения русских земель. Он упоминает татарское завоевание, конфликты с Литвой, из которых Россия неизменно выходила победительницей. Много внимания уделяет Иван Саввич Отечественной войне 1812 года, которая упоминается в стихотворении:
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя

Высоко ценит поэт общую религию, верность царю, щедрость и широту русской души, эти качества кажутся автору настолько ценными, что он готов встать на защиту Родины, даже если это будет стоить ему жизни. Это стихотворение можно считать патриотическим гимном, вдохновляющим на подвиги во имя родины.

Указатель произведений

Афанасьев Александр Николаевич (Сказки А. Н. Афанасьева)

Ахматова Анна Андреевна (Воронеж)

Бакланов Григорий Яковлевич (Автобиография, Надя)

Барышникова Анна Куприяновна (ЖИЗНЬ БАБУШКИ КУПРИЯНИХИ (А. К. Барышникова о себе), Сказки А. К. Барышниковой)

Веневитинов Дмитрий Владимирович (Стихи Д. В. Веневитинова)

Жуковский Василий Андреевич (Дневник В. А. Жуковского)

Задонский Николай Алексеевич (Молодой Платонов)

Ионкин Анатолий Александрович (1985. Ноябрь, Детский парк!, Доброта, Мелёхин, Прасолов, Рубцов…, Мой стол открыт, Памяти А. Прасолова, Петропавловка)

Кольцов Алексей Васильевич (Стихи А. В. Кольцова)

Королькова Анна Николаевна (А. Н. Королькова — о себе)

Костомаров Николай Иванович (Автобиография)

Лермонтов Михаил Юрьевич (Стихотворения М. Ю. Лермонтова)

Марин Сергей Никифорович (Письмо к Нечаеву, Письмо Сергея Марина о выступлении наших войск из Москвы и о вступлении в неё французов, Стихотворения)

Маршак Самуил Яковлевич (Автобиография, Маршак С. Я. Из сонетов Шекспира, Стихотворения)

Никитин Иван Саввич (Письмо И. С. Никитина А. С. Суворину, Стихи И. С. Никитина)

Рылеев Кондратий Федорович (Пётр Великий в Острогожске)

Семаго Леонид Леонидович (Сова в городе, Чёрная щука)

Серебрянский Андрей Порфирьевич (Письмо А. П. Серебрянского к брату, Стихотворения)

Суворин Алексей Сергеевич (В ожидании века XX: Маленькие письма 1889–1903 гг.)

Эйхенбаум Борис Михайлович (По мостам и проспектам (из автобиографии))

Литературное чтение, 4 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны: мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

  • Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
  • Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
  • Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
  • Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
  • Риторический вопрос – представляет собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
  • Ключевые слова
  • Стихотворение; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; ритм.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.,

в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014

2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

  1. На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения; познакомимся с историческими событиями, которые описаны в стихотворении; литературными терминами.
  2. Научимся работать со стихотворным текстом; узнавать и находить средства выразительности речи.
  3. Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Жени и её папы.

П: Женечка, а какая картина тебе понравилась больше всего?

П: Эту картину написал Сергей Панин, мне она тоже понравилась.

Ж: Папа, а этот художник, наверное, жил давно? Представляю, как стоит на возвышенности и рисует все, что видит.

П: Нет, он наш современник.

Ж: А откуда тогда он все так хорошо знает, как было раньше?

П: Он изучал историю нашей страны. Много читал. Историю можно узнать не только из учебника истории, а так же читая стихи и рассказы, слушая песни.

Ж: Папа, а есть стихотворение про Русь православную?

Иван Саввич Никитин начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, — этими словами поэт подчеркивает необъятность своей родины. Говорит он и о богатой плодородной земле, и о богатстве Руси в целом.

П: А как ты думаешь, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Аннимация. Женечка пожимает плечами…

П: Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

  • П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
  • Ж: Риторические вопросы
  • П: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
  • Ж: Поэт вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над Русью нависала угроза?

П: Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война.

Благодаря именно народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить Русь неприкосновенной.

Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь непобедимая

Ж: Если все это представить, то очень страшная картина получается, а Русь выстояла.

П: Давай читать последнюю часть и рассуждать.

П: Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, используя приемы, присущие народной поэзии.


Задание 20 № 3753

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Главное: Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие

Первое придаточное (какие?) чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог. Запятая 1 —нужна.

Второе придаточное: когда наступит срок. Зависит от чтобы никто и никогда не смог бы побороть Россию и даже думать об этом не смог когда? Запятые 2 и 3 для этого предложения.

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

- понимание, того, что предложения без основы не бывает;

- знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

- понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

- умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

- умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

- умение видеть указательные слова в главном

- умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

- умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

- умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Деревья скрипят и стонут . Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками .

Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы .

По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)( 4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.


Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы.

У России нет друзей, нашей огромности боятся. У России только два надежных союзника - её армия и её флот.

Антон Деникин, военачальник, один из руководителей Белого движения в годы Гражданской войны (1872—1947).

…Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику; что её дело в мире есть политика рода человеческого; что император Александр прекрасно понял это и что это составляет лучшую славу его; что провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами; что оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества; что все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить; что в этом наше будущее, в этом наш прогресс;…

Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России.

Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.

Без изначальной и стихийной любви к России невозможен никакой творческий исторический путь. Любовь наша к России, как и всякая любовь, — произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию.

Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители.

Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Из письма 19 октября 1836 г.

Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь сам Бог.

Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком ещё отдалённое её предвестие.

Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. // Выбранные места из переписки с друзьями. XIX. Нужно любить Россию

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне — есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.

Россия — грандиозная страна, в которой причудливо сплетаются разнообразные веяния и влияния. Она всегда в движении, путь её необычайно сложен, загадочен, и мы можем лишь предполагать, как сложится её судьба. Мазать Россию однообразной чёрной краской пополам с экскрементами, изображать или объявлять её народ скопищем дремучих хамов и идиотов, коверкать, опошлять и безобразить её гениев — на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные к нашей Родине и её народу. Это апостолы злобы, помогающие нравственно разлагать наш народ с целью превратить его в стадо и сделать послушным орудием в своих руках. Их точка зрения на Россию не нова. Это точка зрения приезжего французского маркиза де Кюстина, а также современных де Кюстинов, лишённых дворянского титула.

Достоевский гениально обобщил подобные взгляды (свойственные и русским) и вывел их носителя в художественном образе одного из своих литературных героев. Это — Смердяков.

Сильнее и удивительнее всего сила воли проявляется в громадном срединном царстве, где Европа как бы возвращается в Азию – России. Там сила хотеть давно уже откладывалась и накоплялась, там воля ждёт – неизвестно, воля отрицания или воля утверждения, — ждёт угрожающим образом того, чтобы, по любимому выражению нынешних физиков, освободиться.

Для возникновения каких бы то ни было учреждений необходимо должна существовать воля, побуждающая инстинкт, антилиберальная до яркости, — воля к традиции, к авторитету, к ответственности за целые столетия, к солидарности прошлых и будущих поколений…

Если эта воля налицо, то возникает что-нибудь в роде римской империи, или вроде России – единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность…

Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.

Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути.

Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придётся пройти через известные встряски и, может быть, тяжёлые потрясения, но все это пройдёт, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой.

Я не могу предсказать действий России. Она - загадка, завернутая в тайну и погруженная в мистерию. Но быть может, ключ все-таки существует. Этот ключ – национальные интересы России…

Уинстон Черчилль , премьер-министр Великобритании, лауреат Нобелевской премии по литературе (1874-1965).

Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, т. е. оккупировать; по крайней мере, этого нельзя сделать… силами современных европейских государств… Такая страна может быть побеждена лишь внутренней слабостью и действием внутренних раздоров.

Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией

Жозе Мануэл Баррозу, португальский политик, председатель Европейской комиссии с 2004 по 2014 (1956- ).

Только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти

Америка обязана многим России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу во время великих бедствий, с упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена, что Америка благодарна сегодня и будет благодарна России и её Государю за эту дружбу. Мы прекрасно знаем, что само допущение, будто мы когда-нибудь сможем лишиться этой дружбы вследствие какой-либо преднамеренной несправедливости или неверно взятого курса, было бы преступлением

Накануне Нового Года повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Они были произнесены ровно сто лет тому назад. Не устарела мысль Гоголя. Не устарел его полнозвучный язык. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя. Слушаем:

«Для русского теперь открывается путь, и этот путь – есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России.

Но прямой любви еще не слышно ни в ком – ее нет-таки и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается; в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви – это разве только одно слишком еще отдаленное еще ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с нею можно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев.

Россия не только государство. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и ограненных понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшихся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев – Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей, горы, увенчанные белыми льдами. Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветренных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые, серебрянные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.

Россия – не единая раса, и в этом её сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония. Россия — Союз народов равных и дружественных, с великорусским народом в корню.

Россия – не только страна творческого настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В её берёзовых рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В её окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей-жертвой. Над её стенами плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия — есть страна византийских куполов, церковного звона, синего ладана, которые несутся из той великой и угасшей наследницы исчезнувшего Рима — Византии, Второго Рима, этих вещей, смешных, с меркантильной точки зрения Запада, но придающих ей неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времён, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознаний, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.

Россия – единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мёртвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчёвым, заревым небом.

Читайте также: