Что влияет на правовое сознание

Обновлено: 15.06.2024

, Проблема правосознания становится одной из важнейших тем на рубеже XIX - XX веков не случайно. Возрождение естественного права, постановка вопросов о соотношении права и морали, права положительного и естественного привлекли внимание и к правосознанию.

В период широкого распространения правового нигилизма, ставшего своеобразной реакцией на бесправие народа, на право, защищавшее только привилегированные слои населения, понятие правосознания попросту игнорировалось. Для российской общественной жизни характерно было жить по справедливости, а не по закону. Представители различных течений общественно-политической мысли (и славянофилы, и народники, и анархисты) идеализировали патриархальную общину и открыто демонстрировали пренебрежительное отношение к праву: "Многие мыслители как правого, так и левого толка - славянофилы и Достоевский, с одной стороны, народники и анархисты - с другой, были склонны видеть в патриархальном крестьянстве воплощение духа истинной, братской общности, которая может легко обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма. И те, и другие осуждали гражданские права и политические свободы, доказывая, что они лишь маскируют капиталистическую эксплуатацию. Считали развитие капитализма и присущее ему все большее "оправовление" общественных отношений специфическим свойством Запада, привнесенным в Россию и для нее чуадым. Либеральная концепция правозаконности отвергалась по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства" [185] .

Безразличие, негативное отношение к праву вызвало тревогу в кругах отечественных юристов. Тем более, что среди выразителей негативного отношения к писаному праву были имевшие огромное влияние на российскую интеллигенцию Л. Толстой и К.Аксаков. Думается, что именно распространение антиправовых идей в обществе на фоне активной законотворческой деятельности и кодификации послужило началом дискуссии о важности права вообще и о роли правосознания в частности.

Следует отметить, что ни во второй половине XIX века, ни на рубеже XIX - XX веков в юридической науке не давалось четкого определения понятия правосознания [186] . Однако не давая самого определения правосознания, отечественные юристы использовали указанный термин [187] в своих трудах. Исходя из их анализа, можно сделать вывод, что большинство правоведов понимали под правосознанием положительное отношение к праву (например, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, М.М. Ковалевский) [188] . Несмотря на заметный интерес к правосознанию, который отмечается в работах отечественных правоведов (Л.И. Петражицкий, Е.Н.Трубецкой, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев) на рубеже XIX - XX веков, теоретического исследования правосознания предпринято не было.

ф Более подробно проблема правосознания освещается в трудах И. А. Ильина. Правосознание он понимает как "волю к праву, волю к цели права и способность самозаконно мотивировать свои поступки сознанием этой цели" [189] , "особого рода инстинктивное правочувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей" [190] , "оно вообще не сводится к одному знанию", но включает в себя все основные функции душевной жизни: "прежде всего - волю и притом именно духовно воспитанную волю" [191] .

Будучи твердо уверен в духовной природе государства, мыслитель серьезно занимается вопросами нравственности. Он - очевидец революционных событий 1905-1907 годов, когда вполне объяснимое недовольство простого народа уровнем жизни, борьба за свои права превращались в пьяные потасовки, когда озверевшая толпа сжигала целые усадьбы вместе с их хозяевами, когда любое нарушение закона рассматривалось как политический протест против власти. Ильин знал и другое: чиновничий аппарат, главной задачей которого являлась реализация государственных решений, ни о чем другом не помышлял, кроме как о своей корысти. Местничество, взяточничество, элементарное воровство - это было обычным явлением.

К 1917 году Россия подошла с разоренным сельским хозяйством, промышленностью, ориентированной только на войну, с народом, уже потерявшим веру в "царя и отечество". Октябрьская революция / наглядно продемонстрировала чье-то меткое замечание, что революции задумываются идеалистами, осуществляются фанатиками, а плодами их пользуются негодяи. Подобное положение дел приводит Ильина к осознанию необходимости анализа понятия правосознания, факторов, влияющих на его развитие.

Исходя из собственного понимания правосознания как "воли к праву, воли к цели права", Ильин приходит к выводу, что осознание естественного права у большинства людей находится на уровне "инстинкта правоты", "интуиции правоты".

* Естественное же любое (то есть "здоровое") правосознание основывается на превращении единой и объективной правоты в цель жизни. "Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей; и обратно: смутность, сбивчивость, ненредметность и слабость естественного правосознания будут создавать "непредметное", то есть дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу "положительное право"" [192] .

Несоответствие положительного права естественному, "здоровому" правосознанию приводит к раздвоению права и его внутреннему противоречию. Человеческое лицемерие выражается, как заключает Ильин, в релятивистском воззрении на право. Право обеспечено

временем и местом: то, что правильно и есть право сегодня, завтра не будет правильным и правом.

В таком случае правосознание апеллирует к различным нормам положительного права, умело интерпретируя, приспосабливая их в нужное время к соответствующим обстоятельствам. Юрист, убежденный, что право есть нечто относительное, все свои логические конструкции основывает не на чувстве, а на четком знании законов, норм положительного права.

* К сфере правосознания относится не только знание, мышление, но, как считает Ильин, и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Помимо четкого знания, что можно, что должно, что нельзя, необходимо добровольно признавать и, что, пожалуй, главное, соблюдать это. Законопослушность должна воспитываться с детства. В идеале законопослушание должно быть естественным процессом, поскольку каждый должен обладать своеобразным инстинктом, инстинктом лучшего: "где-то в глубине бессознательного живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его" [193] . Правосознание, как инстинктивная воля к духу, к справедливости, является, по сути, естественным чувством права и правоты.

Рассматривая право и правосознание, И. А. Ильин подчеркивает, что, если естественное правосознание есть воля к верному праву, а естественное право человека быть духовно независимым, лично свободным, право самостоятельно обращаться к Богу, то целью права является не просто мирное сожительство людей, но сожительство, основанное на принципах духовного самоуправления, чувстве собственного достоинства, способности человека к внутреннему самоуправлению, взаимном уважении и доверии людей друг к другу.

Для того чтобы право признавалось не формально, а естественно, было принято не на уровне сознания, а должно быть принято духовно, необходимо обоснование права. Ильин объясняет необходимость существования и принятия права как средства достижения духом человека верховного блага.

Восприятие, переживание и осуществление духовной, объективной ценности есть естественное право человека. Переживание естественного права есть естественное право человека. Переживание естественного права есть само по себе духовное состояние. А отношение духа и права Ильин определяет так: "необходимые формы духа составляют основу правосознания" 203 [194] , то есть необходимые мотивы и способы жизни, так называемые аксиомы.

Уровень правосознания индивида во многом обусловлен правовым воспитанием, полученным в семье. Троичный состав семьи (отец, мать, ребенок) предполагает совместное действие, при котором так или иначе отдельный индивид определяет свои поступки по принятой в этой общности шкале: это хорошо, это плохо. Семья налагает на каждого своего члена определенные обязанности и дает права (например, право наследования) [195] . Ильин считает, что на формирование правового сознания оказывают воздействие "хозяйственные и культурные интересы людей (т. е. целых общественных групп), потребность в мире и порядке и моральное чувство" [196] . Он также считает, что природногеографические условия, религиозный состав населения, исторически сложившаяся форма государства, взятые в совокупности, образуют онтологические основания правосознания.


Ильин подчеркивал взаимозависимость правосознания и государства. C одной стороны, "дефекты и недуги правосознания подтачивают и расшатывают его (государства - Т.С.) верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которое оно не в состоянии выдержать" [197] . C другой стороны, и государство [198] влияет на правосознание, воспитывает его.



** По мнению И.А. Ильина, важную роль при формировании правосознания играют следующие факторы:

1. Размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной, централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения. Стабильность в государстве с большой территорией определяется лояльным отношением народа к власти (чем больше государство, тем труднее поддерживать порядок только репрессивными мерами);

Плотность населения. Большая плотность населения требует (даже на бытовом уровне) умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа, способствует развитию законопослушания;

3. Державные задачи государства. Чем грандиозней державные задачи государства, тем меньше понятны они основной массе населения, и соответственно, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм в их исполнении;

4. Хозяйственные задачи страны. Примитивные хозяйственные задачи не требуют осознанной солидарности всех членов государства. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот, чем сложнее задачи страны, тем развитее правосознание;

5. Национальный состав страны. Однородность национального состава, общность культурных традиций, предпочтений, нравственных и культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания;

6. Религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммуникативные связи в обществе, выработку принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения. Обилие же исповеданий и сект становится прямой опасностью для общественного порядка, для государственной власти;

7. Социальный состав страны. Однородный социальный состав способствует консолидации общества. Консолидированное общество, имея общие ценности, лояльно относится к власти.

Немаловажно и значение положительного права в развитии правосознания: "развитие правосознания требует, чтобы каждый из тс усмотрел с силой очевидности объективное зшчение права. Оно состоит в том, что квалификации, разграничения и постановления, раз получившие всю полновесную природу права и его достоинство, сохраняют это значение правовой верности, правильности и обязательности независимо от случайного незнания, несогласия или даже систематического неповиновения со стороны того или иного субъекта права [199] . Влияние права, законодательного процесса на правосознание отмечали многие российские юристы [200] .




* Несмотря на неприятие большинством российского общества в начале XX века столыпинской реформы, Ильин отмечал большое влияние частной собственности на правосознание: "Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать "мое" и "твое", приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный

утверждал, что правовые чувства и эмоции начинают активизироваться в основном в период кодификации, "пока эта норма дана нам, как действующий закон, непосредственная необходимость заставляет нас принять ее, как нечто данное, вследствие чего вопрос о ее обосновании и оправдании отходит на задний план. Но когда жизнь призывает к созданию новой нормы, - а это именно бывает в более широком масштабе в пору кодификации, - перед нами прямо встает вопрос о критериях всякой нормы и всякого права. Тогда мы чувствуем, что конечные критерии могут быть найдены только в глубине нашего сознания. Тогда приходит понимание, что стремление к правильному, справедливому должно связывать всю совокупность отдельных норм права в одно гармоническое целое, что каждая отдельная норма должна находить себе оправдание в основных этических предпосылках целого". См.: Покровский И.Л. Формирование правосознания личности. - Jl., 1972., С.5. Л.И. Петражицкий также отмечал немалое влияние нормотворческого процесса на правовые эмоции. Он говорил, что именно с помощью законодательного акта очищалась народная психика от устаревшего интуитивного и неофициального позитивного права. Поэтому нормативные акты подразделялись на нормоуничтожительные и нормосозидательные. Нормы права, как психологический феномен, входили в интеллектуальную проекцию эмоции и мотивировали императивноатрибутивную эмоцию, вызывающую затем желательное поведение, либо отказ от определенного поведения. Именно принятие того или иного нормативного факта прерывало бытие одних эмоций, вызывало другие и делало процесс необратимым. См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1900. Т.2., С.328.

подход к политической свободе" 211 . Обладая частной собственностью, гражданин, понимая, что охрану ее может обеспечить только право, укрепляется в сознании необходимости правового института, что приводит к повышению уровня правосознания и укреплению чувства законности в общественной среде. В этом вопросе Ильин не соглашается с позицией своего учителя П. И. Новгородцева 212 .

Правосознание, по мнению Ильина, является основой всей правовой жизни человеческого общества. Включая в себя взгляды, идеи, чувства, настроения, отношение к праву, правосознание влияет на взаимоотношения людей друг с другом, людей с государством. Через правосознание сама сфера права, имея "духовную сущность", перестает быть просто формальной, "низшей" во взаимоотношениях со сферой морали. Посредством правосознания преодолевается и негативное отношение к праву, к государству 213 (отчуждение между гражданином и

2,1 Ильин И.Л. Путь духовного обновления. //Посев. - 1983. - №3. - С.50.

212 Профессор Новгородцев считал возможным отчуждение частной собственности у землевладельцев. Причем, он знал, что "ревнители старой догмы, исходившие из принципа священной неприкосновенной собственности, нашли бы в этой постановке вопроса извращение идеи права", поэтому сразу же давал объяснение своей позиции: "Правосознание нашего времени выше права собственности и, во имя свободы устраняет идею частной собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных прав с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения". См.: Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. //Новгородцев П.И., Покровский И.Л. О праве на существование. Социальнофилософские этюды. - СПб., 1911.

213 Правосознание подразумевает "живую систему взаимно признаваемых прав и обязанностей, или, что то же, - правоотношений; частных правоотношений, поскольку ни одна сторона не властвует над друг ой, и обе подчиняются единой,




законом; личностью как носителем индивидуального, с одной стороны, и правом, как носителем всеобщего, воплощающегося в установленных государством предписаниях). Взаимосвязь правосознания и

положительного права содержит следующую проблему: низкий уровень правосознания оборачивается реальной угрозой для государства (здесь Ильин не соглашается с Н. Бердяевым, утверждавшим

трансцендентную, сверхличностную природу государства [201] [202] ).

Однако, по мнению Ильина, правосознание не есть неизменная, застывшая данность. Правосознание носит конкретно-исторический характер: "нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства*', "правосознание воспитывается в людях, а не предполагается готовым, зрелым и полноценным" [203] .

В воспитании "здорового" правосознания большое значение имеют социально-политические, экономические и культурные факторы. Фундамент правосознания закладывается еще в детстве, в семье. Анализ бытовых, социальных явлений, оценка, даваемая им в семье, утверждает начальные правовые представления человека. Размеры территории, плотность населения, национальный состав страны, отношение к собственности и т. д. определяют временные рамки, характер усилий, направленных на формирование правосознания. Подобный подход к проблеме правосознания во многом перекликается с ее современной трактовкой в современной юридической литературе [204] .

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правосознание является одной из приоритетной составляющей теоретической конструкцией ("теоретическим телом" (Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правового сознания (например, религиозного, политического, национального и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности.

Содержание

Термин

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).


Структура правосознания: 1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

  • Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.
  • Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

  • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Правосознание — это определенная форма общественного сознания, которая необходима для благополучного развития общества также, как и нравственное, политическое, религиозное и другие формы общественного сознания.

Сущность правосознания заключается в объединении идей, взглядов, чувств, переживаний человека или социальных групп, слоев и классов о действующем праве, правосудии и законности в целом. Главной отличительной чертой правосознания от других видов общественного сознания является отношение общественности именно к юридической действительности, которое выражается через термины "права" и "обязанности".

Характеризуется правосознание особым отношением общества к праву, как совокупности законных, общепринятых правил поведения.

Правосознание - это отношение общества к юридической сущности права, не к одному определенному ее компоненту, а к юридическим явлениям в целом. В совокупности все виды и формы сознания общества определяют цели и стандарты поведения, принятые в данном обществе. Правосознание тесно связано с нравственным сознанием общества, но взаимодействует и с другими формами общественного сознания.

Правосознание основывается на преемственности, т.е. идеи права и представления о нем передаются из поколения в поколения (например, рецепция римского права в Западной Европе). Существует огромное количество научных трудов, посвященных частному Римскому По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее праву, которое введено в программу юридических вузов в качестве обязательной дисциплины.

Правосознание может влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. В странах с богатыми правовыми традициями уровень правосознания и правовой культуры очень высок, что является примером цивилизованного механизма законного регулирования, стабильного общества.

Готовые работы на аналогичную тему

На практике выделяют следующие основные функции правосознания:

  1. Познавательная - расширение юридических знаний и кругозора.
  2. Оценочная – оценивание действия права с различных сторон на основе целей и практики (власти, народа, различных социальных групп общества).
  3. Регулятивная – применение юридических знаний на практике, действуя на основе правовых установок и ценностно-законных ориентаций.
  4. Когнитивная (познавательная) функция правосознания - это совокупность юридических знаний в отношении роли права в жизни каждого человека и общества. Объединение общественной теории и практики, наработанной в области юриспруденции, позволяет понять сущность и природу права, подробно изучить правовую действительность. Изучая юридическую действительность, общество проявляет свое особенное отношение к ней, что является оценочной функцией правосознания.

Оценочный характер правосознания определяет суть необходимых для определенного общества действующих норм права. Правосознание вырабатывает необходимое отношение к соблюдению действующих норм права. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Правосознание регулирует правотворческую деятельность в процессе реализации права. Повышение уровня правосознания обеспечивает законность и правопорядок.

Правосознание - это особенная часть правовой жизни общества в государстве, возникшее и сформированное в течение всей человеческой истории. Как на форму общественного сознания, на правосознание оказывает воздействие несколько факторов: экономические, социально-политические, правовые, культурные. Правосознание базируется на взаимодействии политического сознания с моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Виды правосознания

Правосознание классифицируют, исходя из рассматриваемого объекта правосознания.

В зависимости от объектов правосознание делят на:

  • индивидуальное;
  • коллективное;
  • общественное.

Правосознание индивида формируется под влиянием различных личных, жизненных ситуаций и отношений, в которые он оказывается в результате присущих ему психофизиологических особенностей. На правосознание отдельной личности оказывает влияние социальное положение, уровень культуры, образования и т.п.

Коллективное правосознание отражает правовые ориентиры определенной социальной группы. Единство интересов всего коллектива, определенное влияние лидеров обусловливают общее восприятие действующих норм права, одинаковое видение эффективных норм.

Взаимодействие правосознания и права имеет сложную структуру. Правовые нормы и применение их на практике оказывают влияние на формирование отношения к данному действующему праву. Уровень правосознания отражается на характере правотворческой деятельности и применения права на практике.

Правовые идеи - это источник правотворческой деятельности в народных массах. Разрабатывая правовую норму, законотворец руководствуется своим правосознанием и обязательно учитывает уровень правосознания общества. В тоже время от правосознания индивида зависит его восприятие законодательства. Высокий уровень правосознания граждан - гарантия того, что цели правовой нормы законодательства восприняты адекватно.

Роль правосознания в жизни общества

Правосознание - основной фактор, необходимый для создания норм. Правовые нормы создаются правотворческими органами в процессе анализа поведения общества и применения действующих норм. Для формирования юридических норм, народные интересы и потребности проходят сознательный анализ индивидов, которые являются право творцами. Соответственно, уровень качества правовых норм (соответствие потребностям общества и его развития) тесно связано с уровнем правосознания создателей правовых нормы.

Правосознание - это важнейшее условие правильной реализации правовых норм. Все требования в нормах права обращены к правосознанию индивида. Такие требования реализуются с помощью сознательной волевой деятельности человека. Уровень правосознания граждан государства отвечает за уровень точности развития исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, развитие правосознания обеспечивает добровольное осознанное применения правовых требований. Правосознание является важнейшим фактором развития законодательства, правопорядка.

Регулятивная функция правосознания воздействует на все отрасли жизненных процессов общества и государства, способствует консолидации граждан всех социальных групп, оказывает влияние на целостность общества и поддерживает порядок в нем.

Положительное правосознание общества, уважение закона членами этого общества являются залогом формирования крепкого государства с эффективной политической и правовой системами. На положительном правосознании основывается принцип соблюдения договоров, принятых на себя обязанностей, что позволяет регулировать общественные отношения, законами государства, требуя строгое соблюдение правовых норм, всеми субъектами права, возлагая ответственность за нарушение законов.

Правовое сознание активно влияет на регулирование всех многообразных жизненных процессов в государстве и обществе, способствует консолидации общества, и его социальных групп, укреплению целостности общества, порядка в нем.

Почему эти компоненты имеют большое влияние?

Правовая социализация сегодня имеет важную проблему – правовая культура личности, а также сформированное правовое сознание находятся на низком уровне. Но именно эти компоненты непосредственно играют важную роль в общем правовом сознании, когда как оно воздействует на всё государство. Законы применяются там, где возможны цивилизованные правоотношения, где граждане не только знают права, но и полностью их понимают, где есть общественное осознание человеческих норм поведения, какие потребности удовлетворяют интересы народа. Законы и их продуктивность подчиняется правильному пониманию общества. Это влияет на то, будут ли правильно работать законы в действительности.

Правовая культура

  • общее происхождение и социальное функционирование;
  • общие структурные элементы (правовая идеология);
  • общие индивидуальные, групповые и общественные виды;
  • общие обыденные уровни.

Правовая культура сегодня играет важную роль в законе и обществе. Это достояние общества, которое формировалось на протяжении долгих лет, включая опыт прошлого и других культур. Правовые ценности, идеалы и нравственные нормы формировались в течение многих лет, формируя новые принципы и правила. Но правовая культура – это не только правовая сфера. Она также связана со всеми применениями правовых знаний.

Основы и элементы правовой культуры:

  • мораль, нравственность, общественное мнение;
  • право, правосознание, правовые отношения;
  • равенство, свобода, справедливость.

Понятие

Где применимы правовые знания?

В наше время правовое знание используется в разных сферах деятельности. В основном оно востребовано в области применения правовых норм и законов, но также имеет значение в научной деятельности и в самых разных сферах. Поэтому правовая программа включена в образовательную программу во многих учреждениях, ведь это важная часть практически всех профессий. Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются правила других людей. Это простое правило применимо везде: при нахождении в своём или чужом доме, на работе, на пути на работу, в общественных местах и так далее. Каждый человек обязан знать свои права, чтобы уровень культуры и общественного развития был достаточно высоким.

Это ещё одна важная функция правовой культуры – показатель степени удовлетворённости населения жизнью и уровня знания законов, их важности, качества и толкования. Правоохранительные органы должны следить за качеством и стабильностью правопорядка. Гражданское общество и государственность не может полноценно формироваться в стране без должного развития правосознания у граждан и отдельной личности в целом, где отсутствуют высокий статус права.

Правосознание - это

Однако не все исследователи согласны с данной характеристикой. Учёные в сфере социологии и права имеют своё определение данного термина. Поэтому правосознание в глобальном значении является сочетанием идей, разных позиций, мыслей, ценностей, которые выражают мнение общества о праве, его необходимости и справедливости.

Различные исследования о правосознании показывают, как именно право рассматривается и трактуется преступниками, когда они решаются нарушить закон, и считают ли они себя правонарушителями. В наше время правовое сознание необходимо развивать в обществе, так как оно уже стало частью процесса успешного формирования человеческого сознания в общем, и остановка роста правосознания может привезти к стагнации социума.

Способы необходимого формирования правового сознания:

  1. Семейное воспитание.
  2. Обучение основным понятиям в школе.
  3. Распространение через СМИ.
  4. Индивидуальное обучение с помощью сторонних ресурсов.

Правовая социализация должна постоянно происходить в сознании отдельной личности. У каждого уже есть минимальное знание о правовой культуре благодаря обычаям, общественным ценностям и знанием некоторых законов. Из имеющихся идеалов у индивида формируется своё понимание справедливости. Так правосознание и правовая культура обретают взаимосвязь. Правосознание через традиции и законы влияет на культуру, а культура, в свою очередь, воздействует на право. И в то же время, законодательная власть образована из людей, которые имеют свои правовые ценности и пытаются влиять на правосознание масс. Так что правосознание и правовая культура ограничивают власть друг друга.

Формы воспитания

Что именно несёт большую пользу обществу?

Правовая культура также воздействует на уровень информирования населения о правах, на отношение к закону и его справедливости, действенности. Однако правосознание не теряет свою важность. Именно оно формирует общественные интересы, тогда как их реализация лежит на правовой культуре.

Правосознание и правовая культура являются важнейшими направлениями в развитом обществе, определяя права, ценности и свободы каждого человека. Целью любого государства становится укрепление и поддержание моральных и культурных ценностей. Именно эти вещи сохраняют спокойствие в государстве, оберегая от разгула преступности и беспорядков.

Читайте также: