Экоцид как преступление в международном уголовном праве

Обновлено: 25.06.2024

Некоторые страны классифицируют экоцид как преступление . Действия, которые могут представлять собой экоцид в этих странах, включают нанесение значительного ущерба или разрушение экосистем или нанесение вреда здоровью и благополучию какого-либо вида , включая человека.

Экоцид еще не признан Организацией Объединенных Наций международным преступлением .

СОДЕРЖАНИЕ

Аспекты экоцида

В качестве концепции экоцид относится как к естественным процессам ухудшения состояния окружающей среды или экосистемы, так и к разрушению окружающей среды, вызванному деятельностью человека. Например, миграция инвазивных видов в определенный район, которая приводит к уменьшению или исчезновению эндемичных видов в этом районе, является формой экоцида.

Изменение климата и экоцид

Нынешняя геологическая эра называется антропоценом, потому что деятельность людей ( антропо ) влияет на естественное состояние Земли невиданным ранее образом. Наиболее ярким примером является атмосфера, которая трансформируется за счет выбросов газов в результате использования ископаемого топлива : двуокиси углерода , метана , хлорфторуглеродов и т. Д. Криминологи утверждают, что это симптом постоянно растущего спроса со стороны потребителей, связанных с капитализмом , в сочетании с почти полное игнорирование долгосрочного ущерба, в первую очередь глобального потепления и повышения уровня моря, вызванного этими выбросами. Американский теоретик окружающей среды и активист Патрик Хоссей утверждает, что человеческий вид совершает экоцид из-за воздействия современной индустриальной цивилизации на глобальную окружающую среду.

Как предполагаемое международное преступление

Концепция экоциде в качестве международного преступления , возникла в 1970 - е годы, после того , как использование Agent Orange в США во время войны во Вьетнаме опустошен местных жителей и дикой природы.

Римский статут

В настоящее время в Римском статуте Международного уголовного суда есть только одно положение , касающееся военных преступлений , в котором прямо упоминается ущерб окружающей среде. Статья 8 (2) (b) (iv) квалифицирует преступлением:

"Умышленно совершить нападение, зная, что такое нападение приведет к случайной гибели или ранению гражданских лиц, или повреждению гражданских объектов, или широкомасштабному, долгосрочному и серьезному ущербу для окружающей среды, который был бы явно чрезмерным по сравнению с бетонными и ожидается прямое общее военное преимущество ".

В декабре 2019 года на 18 - й сессии Ассамблеи государств - участников к Римскому статуту в Международный уголовный суд , два суверенных государства, Вануату и Мальдивские о- ва , в своих официальных заявлениях, призвал к экоциде быть добавлены к Статуту.

Другие преступления, преследуемые Международным уголовным судом, включают преступления против человечности , военные преступления , геноцид и преступление агрессии .

Европейская гражданская инициатива

Эта конкретная инициатива направлена ​​на криминализацию экоцида, обширного ущерба и разрушения экосистем, инвестиций в деятельность, вызывающую экоцид, и отказ в доступе на рынок ЕС для продуктов, полученных в результате экоцидной деятельности. Три депутата Европарламента, Кейт Тейлор, Ева Джоли и Джо Лейнен, публично поставили первые подписи. Инициатива не собрала 1 миллион необходимых подписей, но обсуждалась в Европейском парламенте. Предложение еще не принято Организацией Объединенных Наций.

Уничтожение окружающей среды во время войны

Хотя международного права экоцида, применимого в мирное время, не существует, в 1977 году Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о запрещении военного или любого другого враждебного использования методов воздействия на окружающую среду, которая применялась, когда государство находилось в состоянии войны.

В июле 2019 года группа из 24 ученых призвала к тому, чтобы экоцид, совершенный в зонах конфликта, включая комиссии, косвенно связанные с конфликтом, также был наказан как военное преступление .

История

1970-е

Это слово было впервые записано на конференции по войне и национальной ответственности в Вашингтоне в 1970 году, где Артур Галстон предложил новое международное соглашение о запрете экоцида. Галстон был американским биологом, который определил дефолиантные эффекты химического вещества, которое позже превратилось в Agent Orange . Впоследствии, будучи специалистом по биоэтике , он первым в 1970 году назвал массовый ущерб и разрушение экосистем экоцидом.

В obiter dictum в решении по делу Barcelona Traction 1970 года Международный Суд определил категорию международных обязательств, называемых erga omnes , а именно обязательства государств перед международным сообществом в целом, предназначенные для защиты и продвижения основных ценностей и общих интересы всех.

В 1972 году на Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде , на которой была принята Стокгольмская декларация , премьер-министр Швеции Улоф Пальме в своей вступительной речи прямо назвал войну во Вьетнаме экоцидом, и это обсуждалось на неофициальных мероприятиях. проходит параллельно с официальной Стокгольмской конференцией ООН по окружающей человека среде. Другие, в том числе Индира Ганди из Индии и Тан Кэ, руководитель китайской делегации, также осудили войну с точки зрения человека и окружающей среды. Они тоже призывали к тому, чтобы экоцид стал международным преступлением. На конференции была сформирована рабочая группа по преступлениям против окружающей среды, а в 1973 году в ООН был представлен проект конвенции об экоциде.

В 1978 году начались обсуждения проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В то же время были обсуждены и разработаны проекты ответственности государств и международных преступлений.

1980-е

1990-е годы

В 1996 году канадско-австралийский адвокат Марк Грей опубликовал свое предложение по международному преступлению экоцида, основанное на установленном международном праве в области окружающей среды и прав человека. Он продемонстрировал, что государства и, возможно, отдельные лица и организации, причиняющие или допускающие причинение вреда окружающей среде в крупном масштабе, нарушают обязанность проявлять заботу перед человечеством в целом. Он предложил, чтобы такие нарушения, если они были преднамеренными, опрометчивыми или небрежными, определялись как экоцид, если они влекут за собой серьезный, обширный или длительный экологический ущерб ; международные последствия; и отходы .

В 1998 году окончательный проект кодекса был вдохновлен Римским статутом на Дипломатической конференции полномочных представителей Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда, которая проходила в Риме. Римский статут был основополагающим документом Международного уголовного суда (МУС), который должен использоваться, когда государство либо не желает, либо не может возбудить собственное судебное преследование за международные преступления.

2010-е

В 2011 году был разработан фиктивный закон об экоциде, который затем был протестирован в Верховном суде Великобритании посредством имитационного судебного разбирательства, проведенного Hamilton Group .

В 2012 году правительствам был разослан концептуальный документ о законе об экоциде. В июне 2012 года идея признания экоцида преступлением была представлена ​​законодателям и судьям со всего мира на Всемирном конгрессе по вопросам управления правосудием и праву в интересах экологической устойчивости, который проходил в Мангаратибе перед саммитом Земли Рио + 20, Конференцией Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. Разработка. Превращение экоцида в международное преступление было признано одним из двадцати лучших решений для достижения устойчивого развития на Всемирном конгрессе молодежи в Рио-де-Жанейро в июне 2012 года.

В декабре 2019 года на 18 - е сессии Ассамблеи государств - участников к Римскому статуту в Международном уголовном суде , два суверенных государств, Вануату и Мальдивы , в своих официальных заявлениях, призвали к серьезному рассмотрению добавления преступления экоцида к Статут.

2020-е годы

В конце ноября 2020 года группа юристов-международников под председательством британского профессора права Филиппа Сэндса и замбийского судьи Флоренс Мумба приступила к разработке законопроекта, устанавливающего уголовную ответственность за экоцид.

В мае 2021 года Европейский парламент принял 2 доклада, в которых пропагандировалось признание экоцида преступлением.

Существующие внутренние законы об экоциде

Грузия 1999

Армения 2003

Украина 2001

Беларусь 1999 г.

Эквадор, 2008 г. (Конституция) и 2014 г. (Уголовный кодекс)

Казахстан 1997 г.

Статья 161. Экоцид: «Массовое уничтожение флоры или фауны, отравление атмосферы, земли или водных ресурсов, а также совершение иных действий, которые повлекли или могут стать причиной экологической катастрофы, - наказываются . "

Кыргызстан 1997

Республика Молдова 2002

Российская Федерация 1996 г.

Таджикистан 1998

Узбекистан 1994

Вьетнам 1990 г.

В конституционном праве зарубежных государств также как и в законодательстве Российской Федерации общепри­знанным является приоритет норм международного права над внутренним законодательством.

Следовательно, уголовное законодательство этих государств в качестве источника имеет нормы международного уголовного права.

В странах континентального права обычным юридиче­ским правилом считается включение во внутреннюю право­вую систему вступивших для этих государств в силу междуна­родных договоров и обязательств.

В странах системы общего права также существует кон­ституционное установление о том, что международное право является составной частью внутренней правовой системы.

Так, английская правовая доктрина обычно исходит из признания «существования общего согласия о том, что .

Существующая практика применения международно­го права в национальной уголовной юрисдикции характерна в настоящее время не только для Великобритании, но и для других стран общего права, в том числе США.

Но правоприменитель почти всех стран общего права не признает практики действия самоисполнимого договора и требует имплементации последнего в национальное право государства. В соответствии с законодательством США ответ­ственность за вред окружающей среде несёт владелец лицен­зии. В связи с этим, например, большую долю расходов по ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе, взя­ла на себя British Petroleum, но другие совладельцы лицензии тоже понесли расходы - так, Mitsui по достигнутой договорён­ности с компанией перевела 1,1 миллиарда долларов США в специальный фонд, который компания создала для выплаты компенсаций пострадавшим в результате аварии. А согласно мировому соглашению, заключенному компанией с Anadarko, последняя выплатила 4 миллиарда долларов США British Petroleum в качестве компенсации за аварию.

Тем не менее, отметим, что в странах общего права на­метилась тенденция нормативного (статутного) установления преступности преступлений против мира и безопасности че­ловечества, без издания адекватных судебных прецедентов. Так, например, в Великобритании в 1969 году был принят За­кон о геноциде (Genocide Act), полностью воспроизведший положения ст. II Конвенции о геноциде и установивший ми­нимальный размер наказания в 14 лет тюремного заключения вне зависимости от наличия жертв геноцида.

Основываясь на изложенных рассуждениях и примерах, мы можем утверждать, что нормы международного уголовно­го права в целом (и о преступлениях против мира и безопас­ности человечества, в частности) можно расценивать в качестве прямых источников внутреннего уголовного права зарубеж­ных государств.

Тем не менее, в странах с различной системой внутрен­него права сохраняются определенные различия в решении вопроса о том, каким образом международно-правовые нор­мы становятся источниками уголовного права. То есть разни­ца состоит не в принципе признания международного права источником права национального, а в способах воздействия (влияния) международно-правовых норм на положения наци­ональных уголовных законов.

В странах общего права такой способ действия междуна­родного акта уголовно-правового характера, как его непосред­ственное применение на территории этих государств, обычно исключается. Норма международного права может являться источником уголовного права только при ее имплементации в национальное уголовное законодательство стран общего права. При этом большое (если не большее) значение имеет имплементация международно-правового предписания не столько в статутное право, сколько в судебный прецедент.

Концепция современного уголовного права большинства стран континентальной системы права, базируется на идеях примата общечеловеческих ценностей над национальными, а, следовательно, подчинение национальных правовых систем праву мирового сообщества. К числу отличительных при­знаков правового государства западные политики и юристы относят не только верховенство закона, но и его соответствие международному праву. Несомненно, это в равной мере каса­ется всего отраслевого законодательства развитых стран, в том числе и уголовного.

Действительно, в новейшем уголовном законодательстве европейских стран эти положения получили непосредствен­ное закрепление.

Концептуальной идеей УК Франции является реализация принципа примата международного права над внутригосу­дарственным. Выгодной особенностью французского Уголов­ного закона является возможность наступления ответствен­ности за указанные преступления не только физических, но и юридических лиц. Во Франции с 2008 г. действует система штрафов для владельцев автомобилей, наносящих вред эколо­гии. Автомобилист, приобретающий новую машину, которая выбрасывает в атмосферу более 160 г углекислого газа за один километр движения, должен заплатить штраф в размере до 2600 евро. Для тех же, чьи машины загрязняют атмосферу не более чем на 130 г углекислого газа на 1 км, предусмотрен бо­нус в размере 200 евро. Владельцам электромобилей полагает­ся выплата в 5 тыс. евро.

Анализ Особенной части УК Германии также позволяет сделать вывод об имплементации норм международного пра­ва о преступлениях против мира и безопасности человечества. Нередко при имплементации нормы международного права в Германии принимается специальный закон о выполнении того или иного международного акта уголовно-правового ха­рактера.

- причинили ущерб водному источнику, почвам или ох­раняемой территории таким образом, что причиненный вред

может быть устранен только чрезвычайными мерами или по истечении длительного времени;

  • угрожают общественному обеспечению водой;
  • длительно вредят уровню такого вида животных или растений, который находится под угрозой вымирания;
  • ставят другого человека в опасность причинения ему смерти или тяжкого вреда здоровью или вреда здоровью боль­шого числа людей;
  • причиняют смерть другому человеку.

О возможности прямого применения международного права при определении преступности того или иного деяния в национальном законодательстве свидетельствует ст. 5 УК Польши 1997 года, говорящая о пределах действия польского Уголовного закона - последний не применяется, когда «меж­дународным договором, стороной которого является Респу­блика Польша, установлено иное.

В ст. 185 УК Польши содержится норма об уголовной от­ветственности за загрязнение естественных сред, нарушение правил обращения с общеопасными материалами, которые повлекли:

Роль международного права в определении преступности экоцида заключается в системном изложении норм, исполне­ние которых требует согласованных действий государств. В документах международного права определена преступность негативного воздействия на окружающую среду, а также наступление неблагоприятных последствий для экологической системы.

Сказанное подтверждает высказанную в литературе фун­даментальную идею о том, что между современными уголов­но-правовыми системами России и западных стран гораздо больше общего, нежели различного.

ГРЕЧЕНКОВА Оксана Юрьевна
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты

Международные преступления считаются наиболее особо опасными для человечества, так как выражаются в нарушении норм и принципов международного права, которые имеют основополагающее значение для обеспечения и поддержания мира, а также защиты человека и жизненно необходимых интересов международного сообщества. В статье осуществлена уголовно-правовая характеристика экоцида, как уголовно-наказуемого деяния, рассмотрены проблемы квалификации указанного посягательства, исследованы отдельные аспекты законодательной техники.

Данная статья включена в УК РФ не только во исполнение международных актов, обеспечивающих защиту окружающей среды, но и во исполнение положений ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей гарантию благоприятной окружающей среды для населения России. Таким образом ст. 358 УК РФ выступает неким инструментом для обеспечения уголовно-правовой охраны существующих международных и конституционных гарантий.

Непосредственный основной объект экоцида совпадает с объектом геноцида – отношения, обеспечивающие безопасность человечества, нормальные условия его существования как биологического вида, поскольку это обусловлено тем, что человек является неотъемлемой частью природы и не может существовать вне ее [3, с. 233].

В данном случае причинение ущерба среде обитания человека самым прямым образом влияет на существование человека в качестве биологического вида. Тем самым ставится под угрозу жизнь, здоровье, развитие его и общества в целом. При такой взаимосвязи всех элементов природы экоцид самым непосредственным образом ставит в зону риска безопасность человечества. Дополнительным объектом экоцида выступают общественные отношения по обеспечению нормального существования растительного и животного мира, атмосферы, водных ресурсов, других объектов неживой природы. Факультативным объектом являются жизнь и здоровье человека, а также его деятельность.

Объективная сторона характеризуется различными активными действиями, направленными на: а) массовое уничтожение растительного или животного мира; б) отравление атмосферы или водных ресурсов; в) иные действия, способные вызвать экологическую катастрофу.

Массовое уничтожение растительного или животного мира означает разрушение экосистемы в результате всевозможной деятельности, в том числе производственной, военной или иной деятельности, которая приводит к истощению, и иным необратимым последствиям видов флоры и фауны, снижение численности видов за пределы критического состояния, при котором невозможно естественное сохранение или размножение.

К отравлению атмосферы относится переполнение атмосферного воздуха вредными веществами в виде различного вещества (химического, биологического или радиоактивного вещества либо их смеси) в концентрациях, которые превышают установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха, способные оказать вредное действие на здоровье биологических видов и всю окружающую природную среду.

Отравлением водных ресурсов является попадание в воды вредных веществ, которые настолько ухудшают качество поверхностных или подземных вод, что создают опасность для биологических видов и окружающей среды.

К иным действиям ученые относят поведение, способное вызвать реальную экологическую катастрофу: применение любых средств воздействия на природу для изменения негативных изменений для Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическое пространство [4, с. 46]. Предметами деяний, предусмотренных ст. 358 УК РФ, выступают вся естественная среда жизнедеятельности человечества или ее отдельные компоненты – воздушная, водная, морская среды, флора, фауна и т.д.

Состав преступления является формальным, в связи с чем совершение подобных деяний, считается оконченным преступлением, независимо от наступивших вредных последствий. Также как и геноцид состав экоцида сконструирован как формальный неслучайно. Высокая степень опасности и угрозы от данного посягательства существует не только для объектов, находящихся в рамках одного государства, но и для большого континентального региона или всего мирового сообщества.

Для квалификации не имеет значения время совершения экоцида - он может быть осуществлен в любое время, будь то мирное или военное. С точки зрения гуманности экоцид, осуществленный в военное время, усиливает общественную опасность содеянного, значительно ухудшает качественную сторону совершаемого действия и причиняемого вреда.

В случаях, когда экоцид явился результатом применения средств и методов ведения войны, которые запрещены международными договорами, включая, в том числе, использование оружия массового поражения или уничтожения, а также при осуществлении геноцида, такие действия надлежит квалифицировать и по совокупности ст. 356 или 357 УК РФ соответственно.

Субъектом экоцида является вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем характер преступления говорит о том, что субъектом экоцида, как и при совершении геноцида могут являться лица, обладающие значительными властными полномочиями: лица, занимающие государственные должности, должностные лица вооруженных сил и иных воинских формирований. В этих случаях при наличии оснований действия виновных следует квалифицировать по совокупности с соответствующими преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, т. е. фактически, субъектами этого преступления могут быть военные и гражданские руководители высокого ранга, ответственные за отдачу соответствующих распоряжений по применению уничтожающих природу веществ [5 с. 370; 6, с. 65].

Субъективная сторона экоцида предполагает исключительно прямой умысел, что означает: у лиц, реализующих преступное деяние, имеется осознание вредоносности своих действий, разрушающих среду обитания людей, и желание реализовывать подобные действия независимо от мотивов, которыми такие субъекты руководствовались [3, с. 234]. Мотивы в данном случае могут участвовать в процессе индивидуализации ответственности и наказания виновного лица.

Указанное деяние относится к категории особо тяжких преступлений. За совершение экоцида законодатель предусмотрел наказание в виде лишения свободы от 12 до 20 лет. На наш взгляд, в данном случае законодателю необходимо дополнить возможные меры ответственности в сторону их ужесточения, например, закрепить санкции аналогичные ст. 357 УК РФ. Данная необходимость обуславливается характером противоправных деяний. При назначении наказания суд в зависимости от характера наступивших последствий смог бы наиболее точно определить соразмерное наказание для лица, совершившего такое преступление.


О.Ю. ГРЕЧЕНКОВА, соискатель Ставропольского государственного университета, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса В российской уголовно-правовой доктрине вслед за развитием международно-правовых теорий и норм в конце ХХ века активно разрабатывается концепция экологических преступлений против мира и безопасности человечества[1]. Однако только в 1996 году с принятием Уголовного кодекса РФ правоотношения и интересы в экологической сфере стали полноправным объектом уголовно-правовой охраны. Защита экологической среды обитания впервые стала официально расцениваться как юридические интересы, связанные с обеспечением жизненно важных интересов всего человечества.

О.Ю. ГРЕЧЕНКОВА,

соискатель Ставропольского государственного университета, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса

В российской уголовно-правовой доктрине вслед за развитием международно-правовых теорий и норм в конце ХХ века активно разрабатывается концепция экологических преступлений против мира и безопасности человечества[1]. Однако только в 1996 году с принятием Уголовного кодекса РФ правоотношения и интересы в экологической сфере стали полноправным объектом уголовно-правовой охраны. Защита экологической среды обитания впервые стала официально расцениваться как юридические интересы, связанные с обеспечением жизненно важных интересов всего человечества.

В системе преступлений против мира и безопасности человечества появилась норма об экоциде как о преступлении, ставящем под угрозу существование благоприятной для обитания окружающей среды, а следовательно, существование самого человечества. Практически все авторы отмечают, что введение в российский уголовный закон нормы об экоциде во многом связано с формированием международного уровня природоохранной деятельности государств и развитием системы международного права.

Международная охрана окружающей среды имеет целью согласованными усилиями государств сохранить природные ресурсы, находящиеся на территории нескольких государств (регионов), нейтральных территориях, либо ресурсы глобального характера (мировой океан, атмосферный воздух и т. п.) Впервые на международном уровне решение проблемы обеспечения экологической безопасности стало расцениваться в качестве условия существования и развития всего человечества. Экоцид как преступление против безопасности человечества связан с необратимыми последствиями для окружающей среды и существования человека.

Вопрос о загрязнении окружающей человека среды — фактически вопрос о здоровье настоящего и будущего поколений, жизни на Земле — стал ключевым для человечества. В условиях научно-технического развития, когда накоплено невероятное количество самых разных веществ, могущих убить все живое, экоцид стал опаснейшим преступлением против безопасности человечества.

Аналогичное положение, запрещающее произвольный выбор сторонами вооруженного конфликта средств и методов ведения войны, содержится во многих международно-правовых документах.

Таким образом, в документах международного права преступность воздействия на окружающую среду и ее составляющие определяются через возможное причинение вреда здоровью и жизни человека, а также вероятное наступление неблагоприятных последствий в виде серьезного изменения экологических свойств окружающей среды (экологической системы).

1 См.: Плешаков А.М. Экологические преступления против мира и безопасности человечества // Гос-во и право. 1994. № 7. С. 81—90.

2 Международное уголовное право. 2-е изд. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М., 1999. С. 131.

3 См.: Коняхин В.П. Ответственность за экоцид: соотношение международного и внутригосударственного уголовного законодательства // Экология. Культура. Образование. — Краснодар, 1997. С. 4—5. В доктрине же нередко упоминается об имплементации норм международного гуманитарного права. См.: Соколова Н.А. Имплементация норм международного гуманитарного права по защите природной среды // Российский ежегодник международного права. 2004. — СПб., 2005. С. 19—27.

Читайте также: