Что включают в себя технические средства обеспечения транспортной безопасности

Обновлено: 02.07.2024

Описание инженерно-технических средств защиты объекта транспортной инфраструктуры, обеспечивающих обнаружение предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу). Безопасность перевозочного процесса в новых условиях функционирования железных дорог.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.04.2016
Размер файла 26,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дисциплина: Транспортная безопасность

Студент гр. Э-10-1-2

1. Инженерно-технические средства защиты объекта

2. Безопасность перевозочного процесса в новых условиях функционирования железных дорог

Список источников

1. Инженерно-технические средства защиты объекта

На основании разработанных Планов обеспечения транспортной безопасности, в зависимости от присвоенной категории, объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) оснащаются инженерно-техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на объект транспортной инфраструктуры, выявление нарушителей и способных предотвратить угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

Оснащение объекта производится всегда индивидуально, в зависимости от множества факторов, в основном Объекты транспортной инфраструктуры оснащаются следующим образом:

· Оборудуется ограждение периметра высотой 2,5 метра, с козырьками по 0,5 метра в каждую сторону (с колючей проволокой или спиральным барьером безопасности);

· В месте (местах) доступа на объект оборудуется помещение с целью контроля допуска - контрольно-пропускной пункт;

· На территории объекта оборудуется выделенное помещение (здание) для размещения пункта управления инженерно-техническими системами, оборудуется системой сбора, обработки и хранения информации;

· Обеспечивается хранение информации со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности (в течение 5, 10, 15, 30 суток).

Дальнейшие мероприятия:

· Обеспечивается функционирование системы охранного освещения;

· Обеспечивается функционирование системы охранной сигнализации сооружений;

· Обеспечивается функционирование системы видеонаблюдения;

· Обеспечивается функционирование СКУД (системы контроля управления доступом);

· Обеспечивается функционирование системы связи и оповещения;

· Персонал на контрольно-пропускных пунктах обеспечивается техническими средствами досмотра.

Система охранного освещения (СОО) обеспечивает:

· равномерное освещение вдоль ограждения периметра и особо важных зданий;

· удобство работы персонала на КПП по допуску персонала и посетителей, допуску и досмотру автотранспорта.

Система охранной сигнализации сооружений обеспечивает:

· непрерывное обнаружение фактов несанкционированного проникновения (попытку проникновения) посторонних лиц;

· обеспечивает сигнал тревоги на пульт управления при несанкционированном пересечении охраняемого рубежа;

· регистрацию поступающих сигналов;

· возможность дистанционного контроля состояния системы.

Система видеонаблюдения обеспечивает:

· непрерывную, круглосуточную видеоидентификацию объектов, перемещающихся через КПП;

· непрерывный, круглосуточный видеомониторинг периметра, территории объекта;

· непрерывную, круглосуточную запись и сохранность видеоинформации в течение необходимого времени.

Система контроля и управления доступом обеспечивает:

· санкционированный вход (въезд) на территорию объекта и предотвращение несанкционированного прохода (проезда). Санкция на вход (выход), въезд (выезд) дается после идентификации личности (транспорта) по комбинации различных признаков;

· дистанционное управление и контроль над замками дверей, турникетами, воротами;

· автоматическое управление исполнительным устройством в зависимости от уровня доступа и заданного временного интервала, в соответствии с заложенной программой, а также возможность ручного управления исполнительным устройством, при возникновении внештатных ситуаций;

· регистрацию посетителей, транспортных средств при входе (выходе), въезде (выезде);

· защиту технических и программных средств от несанкционированного доступа.

Система связи и оповещения (ССО)

ССО обеспечивает передачу оперативной информации, подачу команд и распоряжений, оповещение и управление персонала при всех уровнях транспортной безопасности и чрезвычайных ситуациях.

ССО состоит из:

· канала проводной телефонной связи с выходом на городскую телефонную линию;

· канала сотовой связи;

· канала радиосвязи.

Технические средства досмотра (досмотровое оборудование)

Досмотровое оборудование обеспечивает выявление предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на территорию объекта.

2. Безопасность перевозочного процесса в новых условиях функционирования железных дорог

инженерный технический транспортный перевозочный

Кроме того, новая концепция ориентирована на решение целого ряда задач. Например, совершенствование алгоритмов работы существующих стационарных и локомотивных приборов и систем безопасности, повышение их функциональной надежности за счет модернизации или замены узлов; разработка и внедрение качественно новых устройств; совершенствование системы диагностики. Предусмотрено кардинальное улучшение содержания существующих технических средств, в первую очередь рельсовых цепей, за счет применения систем контроля и диагностики их состояния, использования дублирования каналов передачи информации о показаниях сигналов и современных методов их обработки. Интеграция систем регулирования и безопасности движения с автоматизированными системами управления на железнодорожном транспорте. Исключение негативного влияния человеческого фактора на безопасность движения за счет автоматизации процессов управления и введения дополнительного логического контроля действий эксплуатационного персонала. Согласованное развитие и совершенствование существующих технических средств безопасности по отдельным хозяйствам с учетом комплексного применения новых систем и технологий на конкретных направлениях или участках железных дорог. Использование при разработке новых технических средств современных информационных технологий. Создание условий для комплексного решения вопросов транспортной безопасности: функциональной, техногенной, антитеррористической. И так далее. На заседании правления отмечено, что многие используемые сейчас средства безопасности устарели. Заложенные при проектировании систем железнодорожной автоматизации технические требования 50-60-х годов прошлого века не позволяют кардинально сократить число отказов и сбоев при эксплуатации, а элементная база требует больших затрат на обслуживание.

Список источников

1.Веревкина, О.И. Безопасность движения поездов в условиях повышения скорости движения поездов, // Веревкина О.И., Кравец А.С. / Материалы конференции Транспорт 2009.

". Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее - технические средства ТБ) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, использующиеся согласно плану по обеспечению транспортной безопасности ОТИ или ТС. "

Источник:

Приказ Росжелдора от 28.07.2010 N 309

"Об утверждении Методики проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта"

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Технические средства обеспечения транспортной безопасности" в других словарях:

Технические средства безопасности дорожного движения — Технические средства безопасности движения это такие технические приспособления, которые обеспечивают безопасность движения, в том числе на различных видах транспорта. Система обеспечения безопасности движения часть транспортной… … Википедия

ОДМ 218.6.010-2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог — Терминология ОДМ 218.6.010 2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СА 03-002-05: Стандарт ассоциации. Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования — Терминология СА 03 002 05: Стандарт ассоциации. Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования: 2.1. Агрегат : совокупность механически соединенных механизмов, узлов, машин и конструкций, работающих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 30381-95: Совместимость технических средств электромагнитная. Поглотители электромагнитных волн для экранированных камер. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 30381 95: Совместимость технических средств электромагнитная. Поглотители электромагнитных волн для экранированных камер. Общие технические условия оригинал документа: 1. Аппаратура и оборудование Панорамный измеритель модуля… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53953-2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53953 2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 39 (железнодорожная) телеграфная сеть: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций и узлов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

максимальная — максимальная: Максимально возможная длина ЗО, в пределах которой выполняются требования настоящего стандарта и технических условий (ТУ) на извещатели конкретных типов, Источник: ГОСТ Р 52651 2006: И … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

сеть — 3.48 сеть (network): Совокупность систем связи и систем обработки информации, которая может использоваться несколькими пользователями. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности 3.13 Сеть TN … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Что такое транспортная безопасность? фото

Обеспечение безопасности на транспорте с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с возрастающим количеством техногенных аварий и терактов, происходящих в последние десятилетия. Транспортная безопасность подразумевает систему мер, обеспечивающих сохранность грузов, жизни и здоровья пассажиров, которые перемещаются в поездах, путешествуют на морских судах, авиалайнерах и т.д. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации.

Чтобы соответствовать профстандартам, специалист по транспортной безопасности должен пройти качественную подготовку в специализированном учебном центре, а затем получить аттестационное удостоверение.

Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:

  • Авиация.
  • Железнодорожные перевозки.
  • Водный транспорт.

Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
  • Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.

По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.

Зачем нужна транспортная безопасность

Система ОТБ позволяет своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса государства, тем самым обеспечив полную безопасность перемещения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния.

Специалист транспортной безопасности: кто это?

Согласно п.7.12 ст. 1 Закона №16-ФЗ, это лицо, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности на транспорте.

Порядок подготовки специалистов ОТБ регламентируется приказами Минтранса, нормативными актами МВД РФ и документами, выпущенными Министерством образования России. По закону, все они должны пройти аттестацию.

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Закон №16-ФЗ закрепил обязательность прохождения аттестации для работников, деятельность которых сопряжена с обеспечением безопасности на транспорте. Иными словами, в перечень входят все специалисты, которые прошли или проходят обучение ОТБ.

Аттестация осуществляется специализированными организациями, имеющими аккредитацию Федерального дорожного агентства РФ. Проверочные мероприятия включают в себя:

  • Анализ физической подготовки сотрудника ОТБ.
  • Исследование их психофизиологических качеств (моральная устойчивость, внимательность, ответственность и т.д.).
  • Проверка достаточности объема знаний, навыков и умений, необходимых для работы в сфере обеспечения безопасности на транспорте.

Чтобы успешно сдать аттестацию и получить удостоверение, специалист должен пройти качественное обучение. Помните, что от выбора образовательной организации напрямую зависит ваш результат: допуск к работе, либо отстранение от нее.

Как стать специалистом транспортной безопасности?

Чтобы работать в данной сфере, необходимо пройти обучение. Для этого следует выбрать хороший образовательный центр, имеющий государственную лицензию. Например, СНТА. Наши опытные преподаватели разработали широкий перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере ОТБ. Просмотреть полный список обучающих курсов можно здесь.

Если вы решили сменить сферу деятельности и посвятить трудовую жизнь обеспечению безопасности на транспорте, следует пройти профессиональную переподготовку. СНТА реализует более 20 тематических курсов различной специализации:

  • Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
  • Контролер технического состояния автотранспортных средств.
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
  • Транспортная логистика.
  • Технология транспортных процессов и т.д.

Если вы уже являетесь специалистом в области ОТБ и планируйте повысить уровень квалификации, обратите внимание на следующие образовательные курсы СНТА:

  • Контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта.
  • Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
  • Организация и проведение осмотра ТС при их государственной регистрации.
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
  • Транспортировка сыпучих материалов под давлением и др.

Программа каждого обучающего курса соответствует законодательным стандартам, включает только актуальный материал. Учебные планы периодически обновляются и дополняются. Обучение завершается выдачей документа установленного образца: удостоверением о повышении уровня квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

transport_image.jpg

За последнее время цивилизацию и отношение людей к миру коренным образом изменили две вещи: связь (интернет и сотовый телефон) и доступный быстрый транспорт (в частности, самолет), который дал возможность людям быстро перемещаться и перемещать важные грузы на дальние расстояния.

Значение транспорта в жизни современного человека сложно переоценить. Его можно сравнить с кровеносной системой в организме – если она дает сбой, особенно в важных артериях, то весь организм оказывается под угрозой.

В транспортной сфере обнажаются проблемы, возникающие во всех других сферах жизнедеятельности человека: связанные с безопасностью, террористическими и техногенными угрозами, с халатностью и человеческим фактором, проблемы экономического характера — нерациональное использование ресурсов или управление ими и так далее.

Современные технические инструменты и средства, в том числе видеоанализ, должны быть ориентированы на то, чтобы помогать людям либо предотвращать ситуации, связанные с вышеописанными проблемами, либо справляться с их последствиями.

Перспективы

«Поскольку плотность населения в мире ежегодно растет, мегаполисы могут столкнуться с дополнительными проблемами безопасности наземной транспортной инфраструктуры. Вот почему обеспечение транспортной безопасности должно соответствовать увеличению людского и транспортного потока и сопутствующему ему повышенному уровню угроз.


Термины, определения, cертификация 969

Нормативные документы

Указ Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте"

Обязательная система сертификации в области обеспечения транспортной безопасности

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 No 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности"

Воздушный транспорт

Авто транспорт

Для ОТИ дорожного хозяйства, ОТИ и ТС автомобильного и городского наземного электрического транспорта

Ж/Д транспорт

Метрополитены

Водный транспорт

Определения

Определение понятия транспортная безопасность:

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Составная часть национальной безопасности.

Транспортная инфраструктура:

Технологический комплекс, предназначенный для перевозки пассажиров и перевалки (перевозки, транспортирование) грузов повышенной опасности в установленном порядке и включающий в себя совокупность объектов (зданий, сооружений, коммуникаций, устройств, оборудования) и транспортных средств.

Транспорт общего пользования:

Железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных национальных нормативных правовых актов.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты транспортной инфраструктуры согласно ГОСТ Р 56461-2015: Технологический комплекс, включающий в себя:

участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки

Перечень средств для обеспечения транспортной безопасности

Авторы





Владимир Нарожный,
директор ТЗ&ADV Security



Артем Плескачевский,
Технический редактор

Что мешает техническим средствам на транспорте работать на 100%

Факторы, которые сильно мешают внедрению и эффективной работе систем безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также создают трудности для разработчиков и пользователей этих систем:

Массовое пребывание людей

Массовое пребывание людей на объектах некоторых категорий транспортной инфраструктуры зачастую приводит к тому, что не получается стопроцентно и рационально применить никакие технические средства. Например, для любого метрополитена в мире пока не придумано способа на 100% гарантировать физическую безопасность людей из-за слишком большого пассажиропотока.

Если попытаться использовать все существующие технические средства и приблизиться к досмотру хотя бы 60% пассажиров, то произойдет коллапс – будут образовываться огромные очереди на входе. А скопление людей – уже само по себе привлекательное условие для создания угроз различного рода. К тому же не стоит забывать, что транспорт должен в первую очередь перевозить, причем с комфортом. Например, в Москве сейчас одна из ключевых задач – добиться того, чтобы транспорт был комфортен для пассажиров. Предполагается, что это повлечет за собой увеличение пассажиропотока и, как следствие, снизит нагрузку на дороги.

То есть технические средства безопасности и технические средства, помогающие управлению пассажиропотоком и управлению самим транспортным предприятием, должны работать как можно более незаметно и не мешать людям пользоваться транспортом. Пока что добиться одновременного соблюдения этого условия и обеспечения 100% безопасности пассажиров не удается.

Территориальная распределенность и отсутствие каналов связи

Возьмем, к примеру, сеть пассажироперевозок Московской области, автобусы которой ездят в каждый уголок, в каждое село, то есть, люди везде имеют доступ к общественному транспорту. При этом в той же Московской области есть места, где даже голосовая связь не всегда нормально работает, не говоря уже о 3G-интернете и прочем. Соответственно, без связи технические средства безопасности оказываются локальными, оторванными от общей системы транспортной безопасности. Но технические средства — это лишь инструмент, к которому обязательно должен прилагаться исполнительный механизм. Должны быть люди, реагирующие на сигналы, которые генерируют технические средства. Без этого безопасность не будет обеспечена в полной мере. Это то же самое, как положить возле каждой двери по резиновой дубинке — дом от этого не станет безопаснее.

Несовершенство технических средств

Технические средства по накоплению биометрических данных, в частности лиц, были бы интересны. Возможно, они даже применяются где-то, чтобы, например, в автобусе идентифицировать людей, находящихся в розыске. Но возникает новая проблема: условия, требуемые для захвата, распознавания лиц и для передачи этих данных в центр. А условия на транспорте зачастую сложнейшие. На железной дороге это тяжелейшие климатические условия, на морском транспорте — соленая вода, коррозия, в автобусах — тряска, пыль, жара и так далее. У нас в стране 6 типов климата, а во всем мире их еще больше, и бывают такие условия, где техническим средствам приходится тяжело. Поэтому проблема не в том, что современные технические средства плохо работают, а в том, что они несколько переоценены, от них ждут большего, чем они могут дать на данном этапе своего развития.

Межведомственное взаимодействие

Зачастую на объектах транспортной инфраструктуры присутствуют различные ведомства, которые используют собственные технические средства (как видеонаблюдение, так и другие), не связанные друг с другом. В результате на одном и том же объекте оказываются по 2-3 независимые системы, выполняющие схожие или даже одинаковые функции. Это пагубно сказывается на общей стоимости технического обеспечения как системы безопасности, так и системы управления объектом.

Тем не менее, хорошо, что мы все же не стоим на месте. И хорошо, что существуют площадки, где мы можем это обсуждать, где есть общественная экспертиза. В частности, этот номер журнала дает возможность познакомиться с текущим состоянием технических средств на рынке, проанализировать ее и сделать свои собственные выводы о том, насколько эти технические средства могут удовлетворять решению возникающих перед нами задач.

Компания РосБезопасность - специализированная организация, располагающая штатом квалифицированных сотрудников и всеми необходимыми разрешительными документами, которые дают право нашим экспертам принимать участие в вопросах обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Заказать услуги в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС Вы можете у нас на сайте.
Услуги в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС компания РосБезопасность оказывает во всех регионах РФ, в том числе для ОТИ (ТС) расположенных на территории Москвы и Московской области.

Транспортная безопасность ОТИ и ТС

Действующим законодательством определено, что под актом незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства понимается любое противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС определяется Приказом Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 05.03.2010 и состоит из 9 (девяти) основных угроз.
Ответственность за обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС возложена на субъект транспортной инфраструктуры (СТИ). Действующим законодательством под СТИ понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, являющееся собственником объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства или использующее их на ином законном основании.

ОТИ и ТС на которые распространяется законодательство по транспортной безопасности

Для целей ФЗ 16 под объектами транспортной инфраструктуры понимаются железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, автовокзалы, автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (метрополитен), тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, речные порты, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, искусственные острова, установки и сооружения (гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы)), морские плавучие (передвижные) платформы. Также к ОТИ относятся определенные постановлением Правительства РФ № 1442 от 15.09.2020 участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение. К ОТИ относятся некоторые здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определенные Приказом Минтранса России.
Объект транспортной инфраструктуры может представлять собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения и сооружения), части зданий (строений и сооружений) - помещения, а также территории (земельные участки) на которых они располагаются.

Для целей ФЗ 16 под транспортными средствами (ТС) понимаются автомобильные ТС (используемые для регулярных перевозок пассажиров и грузов повышенной опасности), ТС городского наземного электрического транспорта, воздушные суда гражданской авиации (используемые для коммерческих перевозок), воздушные суда авиации общего назначения (определяются постановлением Правительства РФ от 1 августа 2020 г. № 1157), суда (используемые в целях торгового мореплавания), суда (используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров и грузов повышенной опасности), железнодорожный подвижной состав (осуществляющий перевозку пассажиров или грузов повышенной опасности).

Требования по обеспечению транспортной безопасности и АТЗ ОТИ и ТС

В настоящее время в рамках обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС действует 16 (шестнадцать) нормативно правовых актов (постановлений Правительства РФ), которыми устанавливаются основные Требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС различных видов транспорта, в том числе на этапе их строительства (проектирования).
При обеспечении транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС необходимо учитывать вид транспорта, к которому относится объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство), особенности его функционирования, особенности производственно-технологических процессов, присвоенную ОТИ категорию по транспортной безопасности.

Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и АТЗ

Фактически мероприятия, который обязан реализовать субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) и/или перевозчик в отношении ОТИ и/или ТС условно можно разделить на три основных сегмента:

Мероприятия по транспортной безопасности ОТИ (подлежащего категорированию), которые состоят из следующих основных этапов:

1. Подать в компетентный орган (Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация) полные и достоверные сведения об ОТИ необходимые для ведения реестра ОТИ (ТС). На основании предоставленных сведений компетентный орган принимает решение о присвоении объекту транспортной инфраструктуры одной из 5 категорий по транспортной безопасности (количество и критерии категорий по транспортной безопасности зависят от принадлежности ОТИ к тому или иному виду транспорта). Категорирование является основополагающим вопросом обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ, т.к. именно по результатам его проведения ОТИ присваивается категория по транспортной безопасности, которая определяет систему мер обязательную к реализации на объекте транспортной инфраструктуры. Чем выше категория по транспортной безопасности (ТБ), тем более серьезные требования предъявляются к ОТИ.

2. Обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) с привлечением специализированной организации. Стоит отметить, что данный этап может быть выполнен только с помощью специализированной организации - субъект транспортной инфраструктуры не имеет права самостоятельно проводить оценку уязвимости ОТИ. Оценка уязвимости ОТИ проводится в порядке, определенном Приказом Минтранса России № 87 от 12.04.2010. Отчет о проведенной оценке уязвимости согласуется с СТИ и утверждается компетентным органом.

3. Обеспечить разработку и утверждение в компетентном органе плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Стоит отметить, что план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ПОТБ ОТИ) разрабатывается на основании оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. ПОТБ ОТИ разрабатывается в порядке, определенном Приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ утверждается субъектом транспортной инфраструктуры и компетентным органом. Стоит отметить, что на данном этапе субъект транспортной инфраструктуры имеет право привлечь к разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ специализированную организацию, что поспособствует более качественной разработке документа.

4. Обеспечить защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства путем привлечения, аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

5. Обеспечить (при необходимости) проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с учетом разработанного и утвержденного компетентным органом плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ с целью приведения объекта транспортной инфраструктуры в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.

6. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

7. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Мероприятия по транспортной безопасности транспортного средства (ТС) и/или ОТИ (не подлежащего категорированию), которые состоят из следующих основных этапов:

1. Подать в компетентный орган (Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация) полные и достоверные сведения об ОТИ (не подлежащем категорированию) и/или ТС необходимые для ведения реестра ОТИ (ТС). Результатом выполнения данного этапа является включение не категорируемого ОТИ и/или ТС в реестр ОТИ (ТС).

3. В установленных Требованиями случаях обеспечить защиту некатегорируемого ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства путем привлечения, аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

4. Обеспечить (при необходимости) проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с учетом разработанного паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) с целью приведения объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства в соответствие Требованиям законодательства.

5. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

6. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Мероприятия по транспортной безопасности строящегося (реконструируемого) ОТИ, которые состоят из следующих основных этапов:

1. Подать в компетентный орган (Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация) полные и достоверные сведения о строящемся (реконструируемом) ОТИ необходимые для присвоения предварительной категории.

2. Обеспечить разработку плана обеспечения транспортной безопасности строящегося ОТИ. План обеспечения транспортной безопасности строящегося ОТИ утверждается субъектом транспортной инфраструктуры и направляется в Ространснадзор. Стоит отметить, что на данном этапе субъект транспортной инфраструктуры имеет право привлечь к разработке плана обеспечения транспортной безопасности, строящегося ОТИ специализированную организацию, что поспособствует более качественной разработке документа.

3. Обеспечить защиту строящегося ОТИ от актов незаконного вмешательства путем привлечения, аккредитованного подразделения транспортной безопасности в соответствии с утвержденным ПОТБ строящегося ОТИ.

4. Обеспечить проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с учетом разработанного плана обеспечения транспортной безопасности, строящегося ОТИ с целью приведения объекта в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.

5. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению строящегося объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

6. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Руководящие документы

Читайте также: