Что включает в себя содержание правового режима информационных ресурсов

Обновлено: 04.07.2024

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Комментарий к статье 4
1. В пункте 1 статьи говорится о том, что информационные ресурсы являются объектом отношений физических, юридических лиц и государства.
Согласно ст. 2 Закона об информации информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах. Таким образом, информационный ресурс - это документ или сборник документов, находящиеся в информационной системе (подробнее см. ст. 2 и комментарий к ней). Документ, в свою очередь, есть зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2). При буквальном толковании получается, что информационный ресурс также является определенным видом информации. Однако, исходя из положений гл. 2 Закона об информации, видно, что законодатель под документом подразумевал не информацию на материальном носителе, а сам материальный носитель. Таким образом, информационный ресурс представляет собой сам материальный носитель информации или сборник таких материальных носителей в информационной системе.
Следовательно, в качестве объекта отношений физических, юридических лиц и публично-правовых образований выступают индивидуально-определенная вещь или комплекс таких вещей.
В пункте 1 статьи отмечается, что информационные ресурсы являются информационными ресурсами России и защищаются законом. По всей видимости, законодатель под "защитой" понимает "правовую охрану".
2. Содержание правового режима информационных ресурсов предусмотрено в п. 2 ст. 4. Смысл понятия "правовой режим" заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат. В зависимости от характера действий и юридических последствий их совершения или несовершения, составляющих содержание правовых режимов, различают следующие виды гражданско-правовых режимов:
правовой режим собственности;
режим исключительных прав;
режим обязательственного права.
Согласно Закону об информации в содержание правового режима информационных ресурсов включаются:
1) порядок документирования информации (об этом см. комментарий к ст. 5 Закона);
2) право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах. Данное положение противоречит как положениям ГК РФ, так и теории российского гражданского права. Во-первых, право собственности - это уже правовой режим. Во-вторых, один правовой режим не может составлять содержание другого правового режима;
3) положения о категории информации по уровню доступа к ней.
По-видимому, законодатель хотел сказать, что правовой режим включает положения о доступе к информации в зависимости от ее категории, поскольку сама категория информации - это не правило поведения людей. Например, вещи, ограниченные в обороте, не являются содержанием режима права собственности, это лишь объект права собственности, который обуславливает специальные положения по распоряжению. Правила по распоряжению вещами, ограниченными в обороте, а не вещи составляют содержание режима права собственности на данные вещи.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что положения о доступе к информации и о ее категориях касаются информации, а не информационных ресурсов, и могут составлять содержание правового режима информации;
4) в качестве последнего элемента правового режима Закон об информации предусматривает порядок правовой защиты информации.
Отметим, что законодатель неточен и относительно последнего элемента. Во-первых, порядок правовой защиты информации не может составлять содержание правового режима информации. Во-вторых, порядок правовой защиты не обусловлен особенностями объекта отношений. Порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты - это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия .
--------------------------------
Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2001. С. 107.
Перефразируя определение права на защиту, данное В.С. Емом , можно сказать, что защита - это меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право. Данное определение сделано на основе учения выдающегося классика российской цивилистики В.П. Грибанова об осуществлении и защите гражданских прав. Вместе с тем анализ положений ст. 21 Закона об информации, посвященных защите информации, приводит к выводу о том, что под защитой информации законодатель понимает принятие мер по охране информации (способах охраны и порядке его применения), а не по восстановлению нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право. Следовательно, законодатель использует не совсем корректно термин "защита", поскольку, по сути, речь идет в Законе не о защите информации, а о ее охране. Охрана - более широкое понятие и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения. Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 - 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры .
--------------------------------
Гражданское право. Т. 1. 2-е изд. / Под ред. Суханова Е.А. М.: БЕК, 2003. С. 409.
Бачило И.Л. Право собственности на информационные ресурсы // Информационные ресурсы России. 2001. N 2. С. 29; Бачило И.Л. Информационное право. Основы практической информатики: Учебное пособие. М.: Юринформцентр, 2003. С. 243.

Читайте также: