Что византийский император говорит о роли права в обществе

Обновлено: 18.05.2024

Религиозная проблема имела в Византийской империи исключительно важное значение. Мы знаем, какую существенную роль играла церковь в византийском обществе. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с книгой "О церемониях", где описывается церемониал, которому должен был подчиняться император. Справедливо было сказано, что император, выполнявший эти предписания, по существу вел образ жизни первосвященника. С того дня, когда Константин превратил христианство в государственную религию, он дал императорскому правительству право вмешиваться во все церковные дела и самовластно распоряжаться церковью: управлять ее материальными ресурсами, назначать на церковные должности. Власть императора в вопросах религии казалась, таким образом, почти абсолютной. Император созывал соборы; когда он не мог лично присутствовать на заседаниях собора, его представляли высшие сановники. Он утверждал решения "отцов церкви", и эти решения приобретали силу закона лишь после ратификации императора. Многие из них гордились тем, что были выдающимися богословами, и на этом основании они присваивали себе право устанавливать религиозные догматы. Некоторые из них, например Юстиниан, писали длинные трактаты для обоснования своего мнения по тому или иному вопросу религии.

Император вмешивался даже в назначения высших духовных сановников. Когда происходили выборы константинопольского патриарха, синод представлял императору три кандидатуры. Но император оставлял за собой право выдвинуть четвертое лицо, если предложенные кандидаты его не удовлетворяли, так что фактически "патриарха назначал император. И точно так же он имел возможность сместить патриарха, когда считал это необходимым, либо приказывая низложить его по религиозным или политическим причинам, либо заставляя его отречься. Так, при Льве VI патриарх Николай, обвиненный в государственной измене и заговоре против императорской власти, был смещен и заменен другим, близким другом и любимцем императора. При Исааке Комнине патриарх Михаил Керулларий, претензии которого вызывали тревогу у императора, был арестован и заключен в монастырь в ожидании процесса, для которого Пселлу было поручено написать длинную и резкую обвинительную речь. Только смерть избавила Керуллария от неизбежного приговора. При Алексее Комнине патриарх Косьма, поддержавший требование императрицы Ирины торжественно короновать ее на равных правах с мужем, навлек на себя гнев императора и вынужден был отречься.

Подобным же образом действовал император и по отношению к высшим сановникам церкви и даже к римскому папе. Юстиниан велел арестовать папу Сильвестра, дурно обращался с папой Вигилием, прибывшим в Константинополь и не выразившим покорности императорской воле. В VII в. папа Мартин был арестован солдатами Равеннского экзарха и доставлен в Константинополь, где против него возбудили политический процесс; он был приговорен к изгнанию и сослан в Херсонес. В VIII в. папы тоже находились под угрозой насилия, и если они от нее избавились, то лишь благодаря вмешательству и защите римского войска. Та же политика насилия, чередовавшегося с подкупом, проводилась по отношению ко всему духовенству.

Таким образом, церковь была в полном подчинении у императора. Церковь, впрочем, воспринимала это вмешательство императора в свои дела как вполне законное явление. Патриарх Мина говорил в VI в.: "Ничто не должно совершаться в святейшей церкви против воли и приказаний императора". Один хронист XII в. пишет: "Император является для церкви высшим господином и хранителем веры". К тому же времени историк Никита в любопытном отрывке сообщает, что "императоры считают для себя оскорблением, если в них не хотят видеть существ боговдохновенных, наподобие Соломона, глубоких знатоков божественной науки, основателей церковных канонов, одним словом непогрешимых толкователей дел божественных и человеческих; они полагают, что и в церковных делах император не подчиняется никому и является неоспоримым толкователем, судьей и определителем догматов". Очень характерно поэтому, что из всех светских лиц только один император имел право вместе с духовенством переступать порог царских врат алтаря. Таким образом в отношениях между государством и церковью ничто не ограничивало императорской власти.

Однако константинопольский патриарх был весьма могущественным лицом, с которым нельзя было не считаться. Со времени Халкидонского собора он был в церковной иерархии лицом второго ранга, непосредственно после римского папы. В VII в., когда Александрия, Иерусалим и Антиохия попали в руки арабов, он остался единственным патриархом Византийской империи и намеревался играть на Востоке роль, какую на Западе играл папа. Некоторые патриархи, например в эпоху Григория Великого, принимали титул вселенского патриарха и считали себя равными римскому первосвященнику. И действительно, константинопольский патриарх был как бы папой Византийской империи. Сфера его влияния была огромна. В X в. он управлял 57 митрополиями, 49 архиепископствами и 514 епископствами, вследствие чего обладал ни с чем не сравнимым влиянием в империи. Он руководил всей религиозной политикой Византии - обычно в согласии с императором. Патриарх располагал мощными средствами воздействия на императора. Он мог оспаривать и порицать с высоты амвона храма св. Софии действия правительства, мог отлучить императора от церкви, наложить на него тяжелое покаяние, запретить ему вход в церковь на более или менее длительный срок. Патриарх Николай в день большого праздника осмелился остановить на пороге храма св. Софии императора Льва VI с его великолепной свитой и запретить императору вход в святилище. Патриарх Полиевкт после женитьбы Никифора Фоки на Феофано запретил императору вход в великий храм и наложил на него длительное покаяние. Этот же патриарх под угрозой отлучения от церкви заставил Иоанна Цимисхия отказаться от мер, направленных против церковных привилегий. И перед этими строгими мерами, достаточно унизительными для императорского авторитета, император вынужден был хотя бы временно склониться. Это еще более возбуждало властолюбие патриархов и толкало их на открытую борьбу с императорами. Патриарх Николай дошел до того, что писал: "Если император, по внушению диавола, издает приказ, противоречащий божественному закону, ему не следует подчиняться; надо считать, что безбожный приказ, исходящий от безбожного человека, не имеет никакой силы". Патриарх Керулларий пошел еще дальше: он объявил, что первосвященнику наравне с императором принадлежит привилегия носить пурпуровую обувь в знак того, что его власть в области церковной равна власти императора в области политической. Он говорил: "Между патриархом и императором нет никакой или почти никакой разницы, а что касается почестей, которые должны им воздаваться, то права патриарха даже выше императорских". Таким образом, патриарх обладал огромным авторитетом. Наконец, глава византийской церкви был очень богат, что оказывалось не менее сильным орудием. Он был очень почитаем в столице, пользовался большой популярностью, и это часто толкало его на попытки вмешиваться в важные политические дела. Мы видели роль патриарха Полиевкта в перевороте 963 г., Михаила Керуллария в событиях 1057 г. Успех этих переворотов показывал, какой угрозой могла стать власть патриарха для безопасности императора и благосостояния государства, и бесспорно свидетельствовал о необходимости почтительного отношения к главе константинопольской церкви.

Развитие монашества создавало в церкви наряду с патриархом другую силу, с которой также следовало считаться. Византийское общество относилось к монахам с благоговением; императоры первые выказывали глубокое уважение к людям, отказавшимся от земных благ, чтобы принять "чин ангельский". Юстиниан говорит в одной из своих новелл, что мо-нашество является "не только по природе своей святым, так как оно приводит души к богу и, следовательно, спасительно для тех, кто принимает иноческий чин, но и полезным всему обществу святостью нравов и молитвами, которые оно обращает к богу", и далее: "Если эти чистые руки и святые души молятся за империю, армия будет крепка, благополучие империи упрочится, земледелие и торговля будут процветать под благодетельным влиянием божьим". И все общество рассуждало так же, как император. Богатый византиец считал за честь основать и щедро одарить новый монастырь. Почти все византийцы, даже наиболее с виду равнодушные, в предчувствии смерти проявляли желание вступить в монастырь, надеть на себя облачение монаха и умереть в святости, чтобы обеспечить себе вечное спасение. В столице было множество монастырей, да и во всей империи расцвет монашества вызвал к жизни большое количество монастырских общин. Некоторые из этих монастырей прославились, в том числе Студийский монастырь в Константинополе, монастыри на Олимпе и в Вифинии, на далеком Синае, на "святой горе" Афон. Некоторые монастыри хранили в своих стенах знаменитые реликвии или святые иконы, к которым по временам стекались толпы паломников, поклонявшихся этим святыням и ожидавших от них чудес. Это служило для монахов источником большого· влияния. Другие монастыри, как Студийский, были центрами умственной или художественной деятельности, что также усиливало их авторитет и являлось орудием распространения их влияния. Монашество имело гораздо большее влияние на умы, чем белое духовенство, и поэтому направляло соответственно своим стремлениям развитие сознания византийского общества. Наконец, монастыри были очень богаты, и их богатства благодаря новым даяниям без конца росли. Все это превращало монашество в могущественную силу, и эта сила неоднократно вмешивалась в важнейшие дела государства. Нередко константинопольские монахи целыми процессиями шли в императорский дворец и несли туда свои жалобы и требования. И не раз случалось, что шумные манифестации, производившие большое впечатление на население столицы, определяли решение императора. Известно, какую большую роль играли монахи в борьбе за иконы и какое сопротивление они оказали императорам-иконоборцам. Они пошли еще дальше и под влиянием студитов, в начале IX в., пытались освободить церковь от императорской власти, что несколько напоминает происходившую на Западе борьбу за инвеституру. "Церковные дела, - объявлял Феодор Студит императору Льву V, - касаются священников и ученых богословов; император управляет внешними делами. Первым принадлежит право принимать решения, относящиеся к догматам веры; ваш же долг повиноваться им и не посягать на их права". Студиты также утверждали: "Власть над божественными догматами не была дарована императорам, и если они попытаются ее осуществлять, то это им не удастся". Это были большие новшества, но они не привели к победе над императорской властью. И все же попытка, с большой твердостью предпринятая студитскими монахами, показывает, что монахи, как и патриарх, были силой, которой нельзя было пренебрегать.

Мы видели, что в сношениях с патриархом последнее слово почти всегда было за императором и что императорское правительство пресекло попытку монахов избавить церковь от опеки императорской власти. Однако за монастырями необходимо было зорко следить как в виду последствий роста их социально-экономического могущества, так и по причине смуты, которую часто поддерживали монахи. Монастыри привлекали в большом количестве религиозно настроенных людей. Это отрывало работников от земледелия, солдат от армии, облагаемое население от выплаты налогов. Имущество монастырей часто освобождалось в ущерб казне от налогового обложения; усиление могущества монастырей вызывало тревогу у центрального правительства, а их непрерывно возраставшее богатство вызывало зависть у императоров. Это определило политику в отношении земель, принадлежавших монастырям. В течение долгого времени императоры сами способствовали росту богатства монастырей. Но мало-помалу наступила реакция. Императоры-иконоборцы закрыли многие монастыри и конфисковали их имущество; в X веке были проведены и другие мероприятия. Никифор Фока был набожным человеком; он оказал большую помощь св. Афанасию при учреждении самого древнего из афонских монастырей Лавры - и осыпал монастырь своими благодеяниями. Тем не менее, став императором, он издал закон, по которому запрещалось открывать новые монастыри и дарить землю уже существующим, а монахам - присваивать земли бедняков. Эта суровая мера оставалась в силе в течение четверти века - до того момента, когда Василий II, стремясь заручиться поддержкой церкви во время крупных восстаний феодалов, оказался вынужденным пойти на большие уступки. В новелле 988 г. было объявлено, что закон Никифора Фоки был "началом зол, от которых страдала империя, ибо он посягал не только на благочестивые монастыри, но и на самого бога", - и эдикт Никифора Фоки был в конце концов отменен. Такой же политики по отношению к монахам придерживались императоры XII в. Алексей Комнин основал Патмосский монастырь, который должен был служить для остальных монастырских общин образцом дисциплины, расшатанной во многих монастырях. Мануил Комнин также основал на Босфоре образцовый монастырь, но вместо того, чтобы наделить его богатыми дарами в виде земельных владений, он ограничился пожалованием ему денежных сумм на содержание общины и восстановил закон Никифора. Эти энергичные меры имели, однако, незначительный эффект. В живописной картине монастырской жизни, которую дал нам Евстафий Фессалоникийский в конце XII в., показано, до какого упадка дошла дисциплина в монастырях. Главной заботой монахов было обогащение и выгодная эксплуатация земельных владений. Вместо благочестивой жизни, предписываемой монастырским уставом, они принимали участие в светской жизни, увлекались лошадьми, охотой; невежество же их доходило до крайнего предела. И если они не заражали благочестивые души этой деморализацией, то смущали их бесплодным умствованием. В монастырях Афона возник в XIV в. спор вокруг учения исихастов, который волновал империю около двадцати лет. В этот период монахи, не колеблясь, вмешивались в политическую борьбу и приняли сторону Иоанна Кантакузина в борьбе с его противниками. Не меньшую активность они выказали, когда в XIV и XV вв. императоры пытались восстановить унию с Римом. Все это убедительно свидетельствует о том, что монашество подобно патриархату представляло опасность, с которой император должен был постоянно считаться.

Тем не менее в итоге религиозная проблема была решена в желательном для императорской власти направлении. Законодательные тексты отчетливо показывают, что императоры играли большую роль в жизни церкви. Юстиниан, установив принцип, что "хороший порядок в церкви - оплот империи", объявил первой обязанностью государя "сохранять нетронутой чистую христианскую веру, защищать против всякого потрясения государство святой вселенской апостольской церкви"; он думает, что "ничто не может быть более угодно богу, чем согласие всех христиан в единой и чистой вере". Этим и руководствовались в своей политике византийские императоры на протяжении всего существования империи. Разумеется, некоторые честолюбивые патриархи, сталкиваясь со слабыми императорами, оказывали на них сильное давление. Михаил Керулларий в 1054 г. навязал Константину Мономаху разрыв с Римом и окончательно освободил восточную церковь от подчинения Риму. Когда в XIII в. Михаил VIII на Лионском соборе и его преемники в XIV в. и в первой половине XV в. пытались восстановить унию с папством, патриарх стал во главе оппозиции и оказался для императора серьезным противником, неоднократно одерживавшим над ним победу. Однако в целом восточная церковь оставалась покорной приказам императора, в то время как римская церковь, управляемая великими папами, превратилась в независимую силу. И если мы находим в истории византийской церкви славные страницы, - вспомним историю христианских миссий, руководимых в IX в. патриархом Фотием, - все же остается неоспоримым, что она чаще всего оставалась орудием императорской политики.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Восточная Римская империя.

С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. В особых мастерских изготавливали рукописные книга, украшен­ные великолепными миниатюрами. На протяжении всего раннего Средневековья империя оставалась целиком морской державой.

Восточная Римская (Византийская) империи включала терри­тории с древними земледельческими традициями. Значительную роль 8 сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, почему Западная римская империя была уничтожена, а Восточная – продолжала существовать? ___________________________________________________________________________________________________________

Попытка восстановления Римской империи.

Наивысшего рас­цвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527—565). Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина. Его дядя император Юстин был возведен на престол солдатами. Юстин сделал племянника своим соправителем, затем Юстиниан стал правителем империи. Юстиниан попытался восстановить Римскую империю и се преж­них границах. В 534 г. под ударами его войск пало государство панда-лов в Северной Африке. Затем началась война с Остготским коро­левством, где правила тогда дочь Теодориха. Жители Италии пер­воначально поддерживали византийцев. В 536 г. поиска Юстиниана овладели Римом. Однако произвол императорских воинов вызвал недовольство населения. Новый остготский король Тотила прини­мал в свое войско рабов и давал им свободу. У крупных римских Собственников он отнимал земли и раздавал их остготским и местным крестьянам. 13 итоге Тотила одержал ряд побед, в 546 г. взял Рим. Перелом в воине произошел в 552 г. В Италию из Византии прибыла новая огромная армия. В решающей битве остготы и быв­шие рабы сражались не на жизнь, а на смерть, но потерпели по­ражение. Тотила погиб. К 555 г. Италия была покорена.

Юстиниан также вел войну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов. Казалось, что мечты о вос­становлении Римской империи близки к осуществлению. Но гос­подство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство. Завоевания Юсти­ниана оказались непрочными. Так, почти всю Италию вскоре зах­ватили племена лангобардов, создавших там снос королевство.

В законодательстве Юстиниана были две центральные идеи: неограниченная власть императора и союз государства с церковью Кроме тою, большое внимание в законах уделялось вопросам торговли, предоставления денег взаймы и наследования. Основой его гражданского права стало понятие полной частной собственности

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос каких успехов добился император Юстиниан в период своего правления? _____________

Славянизация Балкан.

К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгар­ский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хай привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государ­ство. первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян.

Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земель­ные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей., Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сер­бы, хорваты и др.). испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.

Задание 3. Укажите к какой ветвей славянского этноса относятся славяне заселившие Балканский полуостров? _____________________

Античное наследие и Средневековье

Гибель Римской империи не означала утраты исторического наследия. Элементы античной (римской) цивилизации оказали мощное влияние на развитие как западноевропейской так и восточнохристианской цивилизации.

Византийская империя являлась наследницей Рима. Константинополь украшали статуи античных богов и героев. Любимым зрелищем жителей были конные состязания на ипподромах и театральные представления. Ученые изучали и переписывали произведения древних авторов, многие из которых дошли и до наших дней.

В городах империи возводились величественные храмы. В Византии возник крестово-купольный тип церкви, который затем получил распространение и в России. Средневековые архитекторы использовали методы и приемы античных предшественников в строительстве: арки, колонны, купол.

Созданная римлянами система управления, законы, государственная почтовая служба, система постоялых дворов-гостиниц продолжала существовать и после ее падения.

Церковная служба в храмах Средневековой Европы проходила только на латыни – языке, созданном римлянами.

Задание 4. Как повлияла культура Римской империи на культуру варварских государств? _____________________________________

Задание 5. Работа с документом. Прочитайте документ и ответьте на вопросы

. 1. Кто из византийских императоров является автором текста? ________________________________________

2. Как называется документ и какую роль он сыграл? ____________________________________________________________________

3. Что император говорит о роли права в обществе? ______________________________________________________________________

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя.

История Византийской империи

В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга. Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством.

В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом.

Константинополь

Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.

Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:

  1. В 1204 году — крестоносцами.
  2. В 1453 году — османами.

Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот. Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.

Расцвет Византийской империи

Расцвет империи пришелся на середину VI века. Побережье Средиземного моря входило в состав Византии. И, даже после территориальных потерь, когда площадь империи ограничивалась лишь двумя полуостровами — Балканами и Малой Азией и островами Эгейского моря, Византийская империя оставалась крупнейшим государством Средневековья. Это длилось и в VII-XII веках.

Кто жил в Византийской империи?

На территории Византийской империи, наряду с греками, жили

  • славяне,
  • евреи,
  • албанцы,
  • сирийцы,
  • грузины,
  • и другие народы.

Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке и только в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь. Византия эпохи Средневековья была цивилизованным государством с высокой плотностью населения. Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни. Византия была империей с сильной централизованной властью.

Исторические периоды Византийской империи

Западноевропейские историки выделяют три периода в истории Византии, в то время как их российские коллеги говорят о пяти.

  • 330-717 г.г. — В этот период Византия формируется и укрепляется в качестве крупного и сильного экономического государства. В это время империя борется с германскими племенами и персами.
  • 717-867 г.г. — Возникает иконоборчество, борьба за уменьшение роли и влияния Церкви.
  • 867-1081 г.г. — Период правления Македонской династии. Усиление империи. Завоевание Крита, Иберии, Болгарского царства и Армении.
  • 1081-1261 г.г. — Крестовые походы, направленные первоначально против мусульман перерастают в войну с Византийской империей. Захват Константинополя крестоносцами.
  • 1261-1453 г.г. — Война с турками-османами. Падение Византийской империи.

Императоры

С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:

  • Италия,
  • Часть Пиренейского полуострова,
  • Северная Африка

Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.

В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.

В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.

VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.

IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.

Известные имена правителей этой династии:

  • Василий I,
  • Василий II,
  • Иоанн I,
  • Роман I,
  • Константин VII,
  • Никифор II.

В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.

XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.

Византия

Упадок Византийской империи

Процесс феодальной раздробленности особенно усилился во время правления династии Ангелов. От империи отпадали провинции, отказываясь от Константинопольской власти. В 1187 году независимости добилась Болгария, а в 1190 — Сербия.

XIII век: в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Византийская империя распалась на пять государств:

  • Латинскую империю,
  • Ахейское княжество,
  • Трапезундскую империю,
  • Эпирское царство,
  • Никейскую империю.

15 августа 1261 года — важнейшая дата в истории Византии. В этот день монарх Никейской империи Михаил VIII Палеолог разгромил крестоносцев и вошел в Константинополь. В 1337 к восстановленной Византийской империи присоединилось Эпирское царство.

Кризис и падение

В XIV и XV веках Византия постоянно воевала с турками-османами. Византийские монархи Иоанн V и Мануил II пытались не допустить крушения империи. Они даже пошли на подписание унии, которая объединила Церкви Византии и Рима, чтобы получить от Рима военную поддержку. Это была очень непопулярная среди населения мера. В дальнейшем она привела к ослаблению государства. В XIV веке турки одержали ряд важных побед, которые привели к утрате Византийской империей значительных территорий. Византия была уже небольшим государством и не могла больше сопротивляться захватническим планам Османской империи.

30 мая 1453 года, несмотря на мужественное сопротивление защитников Константинополя во главе с Константином XI, султан Мехмед II вошел в Константинополь. Историки считают эту дату днем падения Византийской империи.

Единственная оставшаяся наследница Рима – Византия с самых первых дней была окружена врагами.

На западе свои королевства возводили германцы, с востока наступали арабы, на севере обосновались славяне, а южные провинции атаковали нумидийцы.

Хитрость и лукавство на службе империи

В отличие от своих предшественников византийцы не могли долго удерживать обширные территории – не хватало людских ресурсов.

Дипломатия оказалась единственным способом выжить в жестоком мире Средневековья, когда все народы мечтают завладеть богатствами Константинополя.

Искусству ведения переговоров в Византии уделяли особое внимание. На должность послов и официальных представителей брали только самых умных и расчетливых людей. Дипломатии посвящались целые научные труды.

В общении с другими странами византийцам очень помогал собственный опыт узурпации народов.

В Империи говорили на десятках языков и существовали сотни культур.

В Константинополе ясно видели, что сначала нужно узнать другие народы, понять их нравы, чтобы в дальнейшем было удобнее ими манипулировать.

Несмотря на то, что все, кто жил за пределами Империи, были для византийцев варварами, они умели в нужное время быть учтивыми и обходительными и скрывать свое презрение.

Императоры прекрасно понимали, что большинство варварских посольств, прибывавших в Новый Рим, имеют цель получения важной информации о государстве, столице, численности и устройстве армии.

Чтобы обмануть посланников соседних царей разыгрывались целые представления. Столичный гарнизон маршировал на параде, делая несколько кругов вокруг императорского дворца.

Так создавалось впечатление о неисчислимых воинствах Византии. Существовал даже специальный маршрут, по которому водили послов. Крепостные стены здесь были толще, воины выше, а броня их крепче.

К каждому послу приставлялась охрана, которая на самом деле выполняла функции соглядатаев и шпионов. Множество послов подкупалось, производилась регулярная вербовка среди иноземных торговцев.

В переговорах с иностранцами императоры использовали всю информацию, которую могли добыть: об увлечениях, привычках и поведении того или иного вождя, царя, хана.

Например, князю Святославу, чье увлечение военным делом было хорошо известно, помимо золота было подарено оружие великолепного качества.

Активно византийцы использовали и известные римские способы общения с варварами. Некоторым племенам давали возможность селиться на границах империи.

Наиболее воинственных нанимали на службу. Широко известно о службе норманнов в качестве гвардейцев и телохранителей императора и членов его семьи.

Если же в каком-то племени или королевстве варваров начиналась борьба за власть, то ромеи с радостью предоставляли убежище для представителей одной из противоборствующих сторон, чтобы затем помочь им взойти на трон.

Так создавались буферные государства с марионеточными правителями.

Показателен следующий случай. Когда болгары стали представлять собой серьезную угрозу северным провинциям, византийцы предложили Святославу принять участие в походе на Дунай, пообещав землю и трофеи.

Когда разбивший болгарского царя русский князь перешел византийскую границу, богатые дары были посланы в степи печенегам.

Всех их подстрекали к военным действиям византийские дипломаты.

Помимо этих традиционных способов, за которые византийцам и приписывают якобы неслыханное коварство, существовали и более мирные варианты распространения влияния на окрестные земли.

Для этого использовалась торговля и дипломатия.

Сначала в города прибывали византийские торговцы, которые устанавливали торговые связи, обосновывались на новых территориях и собирали необходимую информацию. Через некоторое время в этих землях появлялись миссионеры, которые проповедовали христианство.

В отличие от католической церкви византийцы с легкостью переводили Писание на варварские языки.

Если говорить непосредственно о дипломатах, то здесь стоит упомянуть о том, что их полномочия были строго регламентированы и ограничены.

Фактически посол не мог принимать ни единого важного решения и постоянно был вынужден советоваться с Константинополем.

Такой подход давал византийцам достаточно времени, чтобы обдумать свои решения и предпринять необходимые шаги, пока противоположная сторона ждет ответа.

При этом послу запрещалось покидать чужую страну до особых распоряжений.

Византийские дипломаты были столь хороши, что многих из них приглашали на службу в итальянские города-республики. Именно византийское дипломатическое искусство легло в основу итальянской дипломатии позднего Средневековья и эпохи Возрождения.

Это легко заметить, если изучить политику императора Юстиниана и сравнить ее с политикой знаменитых итальянских семей Борджиа и Медичи.

Западные историки в своих трудах выставляют византийцев жестокими и коварными людьми, не ведавшими, что такое честь, закостенелыми в своих преступлениях и лжи.

Тем не менее, окруженная со всех сторон держава просуществовала тысячу лет, что до сих пор не удалось повторить никакой другой стране мира.

Также не стоит забывать, чье искусство переговоров легло в основу современной дипломатической системы мира.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Византийская империя – самая древняя страна, которая оказала огромное влияние на весь мир. Ее территория охватывала большие области.

Как и любое другое государство, Византия имела в своей истории самые разные этапы.

Столица

Это государство было связующим звеном между Востоком и Западом. Не каждый знает, сколько лет просуществовала Византийская Империя — 1058 лет (период 395-1453).


Карта Византии (для увеличения нажмите)

Государство занимало огромную территорию в Европе, Азии и части Африки. Основной столицей сначала считалась Александрия, а после Константинополь.


Сейчас Константинополь — это город Стамбул (Турция).

Интересно знать, какая страна сейчас занимает территорию бывшей Византии. Условно она принадлежит Турции, однако ее землю также унаследовали Греция, бывшая Югославия, часть Северной Африки, а также маленькие государства Восточной и Центральной Европы.

Флаг и герб

Как и любое другое государство, Византия имела свою символику.



Внутреннее устройство

Все основные аспекты жизни государства решал император, который был, как считали многие в народе того времени, наместником Бога. Он фактически избирался большинством голосов представителей религии и армии в сенате.


Чаще всего корона переходила по наследству, то есть престол занимали династии.

Почему правители Византийской империи называли себя преемниками власти римских правителей? Дело в том, что империя была разделена на Западную (столица г. Рим) и Восточную (столица г. Константинополь). Первая под натиском варваров распалась на отдельные государства (современные Мальта, Испания, Италия, Алжир и др.).

Византийские императоры считали себя наследниками Великого Рима, которого уже не было.

Интересный факт: в государстве существовало так называемое римское правило, которое давало возможность императору самому писать законы.

Несмотря на это, в Византии существовали юридические комиссии. Административно-территориальное управление также было перенято от римлян.


Постоянные войны требовали от государства наличия хорошей армии и могущественного флота. Представители этих категорий имели хорошие условия жизни, да и были в приоритете у императора.

Дипломатия часто была в нейтральной форме. В качестве подарков посланцам других государств преподносилась живопись. Для закрепления союза с другими странами использовался брак между представителями этих государств.

Религия

Поскольку государство занимало территории разных государств, в нем существовало смесь религий: философия греков, католичество римлян, иудаизм, христианство и ислам.

Культура

Культура также зависела от национальностей конкретных провинций. Известно, что на территории Византии жили разные народы: армяне, евреи, иудеи, сирийцы, фракийцы и иллирийцы.


Можно выделить следующие черты в развитии культуры византийцев:

  1. Особенную роль в социальной сфере жизни населения сыграла духовная сфера.
  2. Именно здесь были собраны и систематизированы все ранние трактаты, справочники, знания.
  3. Проявлялся индивидуализм во всех сферах искусства.
  4. Развился особый культ императора и унификация науки и искусства.


Церковь Панагия Византия

Важно, что не было разделения научных отраслей. Это прослеживалось и в архитектуре, живописи, литературе и музыке – везде можно видеть смешение стилей.

Монеты

Особую роль отводилась в экономике государства чеканке монет. Как правило, на них были изображены императоры.


Существовало 3 вида этих денег, разным номиналом: солиды, семисы и тремисы.

Наследие

Многие страны унаследовали от этого древнего государства традиции и обряды ветви христианства – Православия.


Во многих до сих пор сохраняется римское право. В России от Византии позаимствовали государственную символику и национальную кухню.

Военное дело

На протяжении всей своей истории Византия вела непрерывные войны с соседями. В результате одной из них она пала как государство.

История Византии — кратко об основных событиях

Рассмотрим подробно основные этапы развития государства.

2. Создано законодательство и документально зафиксировано (свод правил).

3. Развивается торговля, наука и духовная жизнь народа.

1. В первые годы часть земель Византии принадлежала Персии, позже они были отвоеваны.

2. Император положил начало расколу церкви.

2. Установление частичного византийского права (появление первого такого законодательного документа).

1. Войны с болгарами и арабами.

2. Походы на Русь.

Падение Византийской Империи 1261-1453 гг.


Захват турками Константинополя

В результате многочисленных войн между византийцами, турками и норманнами, после захвата Константинополя, государство закончило свое существование.

Причины гибели Византийской цивилизации

Основными поводами распада историки считают неправильное управление государством, отсутствие централизации власти и большое влияние церквей на различные традиции и устои.


Стоит отметить: важным аспектом упадка стала коррупция.

Основные достижения Ромейской империи

Тем не менее, культура этого государство принесло определенный вклад другим странам: культуру, законодательство, языки, традиции и обычаи, веру.


Основные достижения Византийской империи:

  • появление иерархической системы правления,
  • развитие торговли,
  • большая роль городов,
  • использование религии в государственных целях,
  • развитие архитектуры,
  • высокая роль государства в развитии экономики,
  • сохранение и развитие знаний в области античной математики, медицины, географии, химии.

Художественные фильмы о Византии


Фильм Византийская принцесса (2006)

Расширить свои знания и увидеть наглядно жизнь византийцев помогут художественные фильмы о Великой Византийской империи:

Читайте также: