Что входит в законодательную базу правового обеспечения техносферной безопасности

Обновлено: 30.06.2024

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности

2. Правительству Российской Федерации:

г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии промышленной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

6 мая 2018 года

УТВЕРЖДЕНЫ

Указом Президента Российской Федерации

от 6 мая 2018 года N 198

Основы государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цели, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности.

2. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:

а) государственная политика Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - государственная политика в области промышленной безопасности) - система приоритетов, целей, задач и мер в этой области, а также деятельность участников обеспечения промышленной безопасности, направленная на ее укрепление;

б) промышленная безопасность - определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения - отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

в) промышленный объект - предприятие, его цеха, участки, площадки, используемые для осуществления деятельности в сфере промышленности;

г) участники обеспечения промышленной безопасности - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов, а также на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации аварий и ликвидации их последствий.

3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

4. Обеспечение промышленной безопасности является одним из направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

II. Оценка состояния промышленной безопасности. Основные проблемы и тенденции развития в области промышленной безопасности на современном этапе

5. Промышленное производство, с одной стороны, обеспечивает экономическое развитие государства и жизнедеятельность общества, с другой - является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности зависит не только обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукцией, но и непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание благоприятных условий их жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.

6. Промышленные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а также иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов, представляют особую угрозу при эксплуатации.

а) 2 тыс. объектов чрезвычайно высокой опасности (I класс опасности);

б) более 7,5 тыс. объектов высокой опасности (II класс опасности);

в) более 90 тыс. объектов средней опасности (III класс опасности);

г) 71 тыс. объектов низкой опасности (IV класс опасности).

8. Сравнительный анализ показателей аварийности и случаев смертельного травматизма на опасных производственных объектах за период с 2005 по 2017 год свидетельствует об общей тенденции повышения уровня безопасности на таких объектах. Так, за указанный период общее количество аварий на них снизилось с 235 до 159 (на 32 процента), количество несчастных случаев со смертельным исходом - с 404 до 158 (на 61 процент).

Вместе с тем 60-70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600-700 млрд. рублей в год, что негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации.

9. Основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на таких объектах, контрафактные или не соответствующие техническим требованиям используемые комплектующие, запасные части и материалы, низкие квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных производственных фондов.

Усиливающееся негативное воздействие техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую среду, увеличение риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (в том числе вследствие террористических актов) представляют возрастающую угрозу для жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономического развития Российской Федерации.

10. В случае развития ситуации в области промышленной безопасности по негативному сценарию (отказ от принятия мер по обновлению материально-технической базы и внедрению современных безопасных технологий производства) возрастет количество аварий на промышленных объектах, организационно-технические мероприятия, направленные на повышение противоаварийной устойчивости таких объектов, окажутся недостаточными для оперативного обнаружения признаков аварийной ситуации и своевременного оповещения персонала, а условия, необходимые для быстрой локализации аварий на ранней стадии их развития, не будут созданы.

11. Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами:

а) увеличение количества промышленных объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны;

б) рост непроизводительных затрат, связанных как с причинением вреда в результате аварий, так и с существованием неоправданных административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;

в) низкий уровень профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, что ведет к росту нарушений требований промышленной безопасности;

г) несоблюдение технических и технологических норм при производстве оборудования и других технических устройств, а также требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов.

12. В сложившейся ситуации требуются разработка и реализация эффективной государственной политики в области промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска возникновения аварий на промышленных объектах, а также на совершенствование методов государственного регулирования в данной области, в том числе на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

В настоящее время осуществляется внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий, что позволит сократить количество мероприятий по контролю, заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные, устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности.

III. Цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области промышленной безопасности

13. Целями государственной политики в области промышленной безопасности являются предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.

14. Принципами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности;

б) соответствие задач и мер государственного регулирования в области промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на промышленных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;

в) сосредоточение усилий и ресурсов участников обеспечения промышленной безопасности на основных направлениях ее укрепления;

г) обеспечение единства подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

д) соблюдение баланса общественных и частных интересов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

е) минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;

ж) снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;

з) внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;

и) внедрение научно-технических достижений и передового опыта в целях обеспечения промышленной безопасности;

к) неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах, а также возмещение такого вреда в полном объеме;

л) обеспечение доступности для населения информации в области промышленной безопасности.

15. Механизмами реализации настоящих Основ являются издание нормативных правовых актов Российской Федерации, разработка государственных (в том числе межведомственных) и муниципальных программ, направленных на реализацию основных задач государственной политики в области промышленной безопасности, а также утверждение плана мероприятий по реализации настоящих Основ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные (надзорные) функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности.

16. Приоритетными направлениями государственной политики в области промышленной безопасности являются:

а) совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления в области промышленной безопасности;

б) разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;

в) усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;

г) обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры;

д) повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых принципов при осуществлении мероприятий по контролю в области промышленной безопасности;

е) сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;

ж) эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности;

з) развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;

и) урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой области не осуществляется;

к) развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.

IV. Основные задачи государственной политики в области промышленной безопасности

17. Основными задачами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

а) обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;

б) формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки государственного регулирования в области промышленной безопасности, обеспечивающих решение задач прогнозирования рисков возникновения аварий, научно-техническое обоснование разработки (актуализации) требований к безопасности технологических процессов, внедрение инновационных технологий обеспечения промышленной безопасности;

в) сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации;

1. Законодательная основа управления безопасностью в техносфере.

2. Государственные надзорные органы в сфере промышленной безопасности.

3. Декларирование промышленной безопасности.

4. Паспорт безопасности опасного объекта.

5. Экспертиза промышленной безопасности.

6. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Законодательная основа управления безопасностью в техносфере

Закон устанавливает основные понятия:

· промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий и последствий от указанных аварий;

· авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

· инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

К категории этих объектов закон относит объекты, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются:

· окисляющиеся вещества, поддерживающие горение и способствующие воспламенению других веществ;

· горючие вещества - жидкости, газы, пыли. способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания;

· токсичные вещества, высокотоксичные вещества;

· вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;

К опасным производствам также относятся объекты, где ведутся работы в горных и подземных условиях; получаются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов; используются грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры и др.

Закон устанавливает требования, условия, запреты, ограничения, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность в области защиты:

· территорий от чрезвычайных ситуаций;

· санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· охраны окружающей природной среды;

· соответствия государственным стандартам.

Одним из важных разделов рассматриваемого закона является введение обязательного лицензирования в области промышленной безопасности.

В законе сформулированы требования по локализации и ликвидации последствий аварий, а также порядок проведения расследований причин аварий.

Законом введено обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, оговорены минимальные размеры страховых сумм.

Устанавливается также обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

К требованиям промышленной безопасности к эксплуатации опасного промышленного объекта, которые являются обязательными в соответствии с рассмотренным законом, относятся:

· наличие лицензии на эксплуатацию объекта;

· обеспечение проведения, подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

· иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном объекте;

· обеспечить наличие и работу приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;

· обеспечить выполнение требований безопасности к хранению опасных веществ;

· вести учет аварий и инцидентов на объекте;

· приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

· принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на объекте;

· своевременно информировать в установленном порядке надзорные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Также к пакету законодательных, нормативно-правовых актов, постановлений и решений Правительства по обеспечению экологического, радиационного благополучия населения, предупреждению техногенных опасностей относятся в прямом и косвенном отношении:

a. Законы:

· О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

· Об охране окружающей среды;

· О радиационной безопасности населения;

· Об использовании атомной энергии;

· О защите прав потребителей;

· О праве на информацию;

· Об информации; информатизации и защите информации.

b. Постановления Правительства Российской Федерации:

· от 5 декабря 1991 г.№ 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";

· от 14 марта 1997 г. №306 "О правилах принятия решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения".

c. Распоряжения Правительства Российской Федерации:

· от 15 ноября 1991 г. № 1149р "О создании Государственного регистра мест захоронения радиоактивных отходов";

· от 22 июля 1992 г. № 505 "О порядке инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации".

d. Нормы, критерии, рекомендации:

· временные критерии для принятия решений и организации контроля. Ограничение облучения населения от природных источников ионизирующего излучения (МЗ РСФСР, 1990 г. );

· основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, ОСП-72/87;

· нормы радиационной безопасности, НРБ-96;

· рекомендации по нормализации радиационно-экологической обстановки на объектах нефтегазодобычи, топливно-знергетического комплекса России. декабрь, 1994 г, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

Читайте также: