Что входит в задачи по обеспечению информационной безопасности россии

Обновлено: 01.06.2024

Главная угроза цифровизации — не нехватка бюджетов и даже не технологическое отставание. Куда большей бедой для развития бизнесов по всему миру стали киберпреступники и взятые ими на вооружение программы-вымогатели. В июле 2020 года ежедневно фиксировались 2300 случаев заражения устройств таким ПО. Спустя всего полгода эта цифра выросла более чем в 7 раз — до 17200 устройств.

  • Что нужно знать о тактиках злоумышленников, чтобы спасти свой бизнес?
  • Каким компаниям киберпреступники угрожают в первую очередь и какие цели они преследуют?
  • Какими будут последствия заражения, кроме необходимости платить выкуп?

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать исследование компании Fortinet о программах-вымогателях и основных проблемах, которые они вызывают.

За последний год 90% компаний по всему миру хотя бы один раз столкнулись с внешним вторжением. При этом почти две трети организаций (63%) пережили не менее трех атак! Причиной тому стала в том числе пандемия, которая усложнила обеспечение ИБ операционных технологий.

  • С какими угрозами чаще всего сталкиваются компании?
  • Почему растет количество внутрисистемных нарушений безопасности?
  • Как пандемия сказалась на конвергенции ИТ- и ОТ-сетей?

Зарегистрируйтесь, чтобы получить исследование о состоянии операционных технологий и информационной безопасности в 2021 г.

ИБ в приоритете

Информационная безопасность (ИБ) вошла в перечень стратегических национальных приоритетов новой Стратегии национальной безопасности России — наряду с безопасностью в сферах экономики и экологии, обороноспособностью страны, сбережением народа и развитием человеческого потенциала.

Стратегия, обновляемая раз в шесть лет, была утверждена указом Президента России Владимиром Путиным 2 июля 2021 г. Предыдущий аналогичный документ был подписан им же в декабре 2015 г. ИБ в качестве приоритета в нем не упоминалась.

Рассматриваемая стратегия является базовым документом планирования, определяющим национальные интересы и приоритеты России, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости нацбезопасности и социально-экономического развития страны.

putin600.jpg

Что касается приоритетов, в число которых вошла ИБ, то они в рамках стратегии определяют направления концентрации усилий и ресурсов органов власти, организаций и институтов гражданского общества для обеспечения защиты национальных интересов России.

В чем важность информбезопасности

В стратегии важное значение ИБ для общей безопасности России объясняется рядом соображений. В документе говорится, что быстрое развитие ИКТ сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства, расширяется использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности.

Помимо этого активизируется деятельность зарубежных спецслужб по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве. Вооруженные силы таких государств отрабатывают действия по выведению из строя объектов критической информационной инфраструктуры России (КИИ).

Целью обеспечения информбезопасности в стратегии заявлено укрепление суверенитета России в информационном пространстве, а достижение этой безопасности должно осуществляться путем реализации госполитики, направленной на решение ряда тематических задач.

В их числе указаны формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности информинфраструктуры страны и устойчивости ее функционирования, развитие системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз ИБ, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз, а также предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информресурсы, включая объекты КИИ.

Помимо этого в число задач входят создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием ИКТ, повышение защищенности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи России, российского сегмента интернета, иных значимых объектов ИКТ инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля над их функционированием.

Кроме того, в понимании авторов документа, необходимо снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных.

Также необходимо предотвращение и (или) минимизация ущерба нацбезопасности, связанного с осуществлением иностранными государствами технической разведки, обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием ИКТ, укрепление информационной безопасности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники.

Среди других задач — развитие сил и средств информационного противоборства, противодействие использованию информационной инфраструктуры России экстремистскими и террористическими организациями, спецслужбами и пропагандистскими структурами иностранных государств для осуществления деструктивного информационного воздействия на граждан и общество, совершенствование средств и методов обеспечения информационной безопасности на основе применения передовых технологий, включая технологии искусственного интеллекта и квантовые вычисления, обеспечение приоритетного использования в информинфраструктуре страны российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровизации экономики и госуправления.

И наконец, на данном поприще требуется укрепление сотрудничества России с иностранными партнерами в области обеспечения ИБ, в том числе в целях установления международно-правового режима обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике России, развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения ИБ страны.

ИТ для обеспечения экономической безопасности

Отметим, что информационные технологии также фигурируют в разделе стратегии, посвященном экономической безопасности страны. В частности в перечне задач, которые должны быть решены в данной сфере упоминается повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта, создания высокотехнологичных рабочих мест.

Наконец, еще одной задачей заявлено развитие радиоэлектронной промышленности, производства информационных технологий и оборудования, необходимых для решения задач в области цифровизации экономики и государственного управления.

к принципам обеспечения информационной безопасностиможно отнести:

законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности);

открытость (информирование общества о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений с учетом

ограничений, установленных в законодательстве);

 правовое равенство (все участники процесса информационного взаимодействия

равны вне зависимости от их политического, социального и экономического

 сбалансированность (соблюдение баланса интересов субъектов, их взаимная

 реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств);

 приоритетность (приоритетное развитие отечественных современных

информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических

и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных

телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным

сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ);

 системность (сочетание централизованного управления силами и средствами

обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеральным устройством

России части полномочий в этой области органам государственной власти

субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления);

 интеграция с международными системами обеспечения информационной

Аналогичный подход, по-видимому, необходимо применить и при определении задач и

функций обеспечения информационной безопасности, учитывая при этом результаты

сравнительного и системного анализа других нормативных документов и разработок по

Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности. 1 К основным

задачам в области обеспечения информационной безопасности относятся:

- формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты

национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных

прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности;

- разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной

информационной политики России, в том числе разработка методов повышения

эффективности участия государства в формировании информационной политики

государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств

- совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения

- определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ответственности их

должностных лиц, юридических лиц и граждан в области обеспечения информационной

- развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности

Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области,

включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и

прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также

системы противодействия этим угрозам;

- координация деятельности органов государственной власти по обеспечению

- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры,

ускорение развития новых информационных

технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения,

обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную

- проведение единой технической политики в области обеспечения информационной

безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки

эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской

Федерации, а также сертификации этих систем и средств; развитие стандартизации

информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их

внедрение для всех видов информационных систем;2

- обеспечение технологической независимости РФ, развитие отечественной индустрии

телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с

зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

- развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности

Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий

политического и социально-экономического развития России и реальности угроз

- разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения

безопасности информационных технологий, прежде всего, используемых в системах

управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными

- создание и развитие современной защищенной технологической основы управления

государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

- защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных

органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса, в том числе

- создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере

обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского

контроля за деятельностью органов государственной власти;

- духовное возрождение России; обеспечение сохранности и защиты культурного и

исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов,

основных историко-культурных объектов);

- сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской

православной церкви и церквей других конфессий;

- пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов

России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и

передового опыта подобной пропагандистской деятельности;

- повышение роли русского языка как государственного языка и языка

межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;

- создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших

видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

- противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;

- создание единой системы подготовки кадров в области обеспечения информационной

- организация международного сотрудничества по обеспечению информационной

безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство на

условиях равноправного партнерства.

43.Понятие и предмет государственной политики в инфор­мационной сфере.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.
Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации:
проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры по ее обеспечению;
организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Российской Федерации;
поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;
осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;
формулирует и реализует государственную информационную политику России;
организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;
способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Это предполагает:
оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;
создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;
определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере;
создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;
разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе;
совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.
Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.
Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.
В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

44.Особенности государственного управления в информа­ционной сфере.

Государственное управление в информационной сфере -специфический вид

социального управления посредством

реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти (в

широком смысле), либо органами исполнительной власти (в узком смысле) по

регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в

Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной

научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он

употреблялся и в нашей стране, но в Конституции РФ (1993), где признано, что

государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную, термин "управление" был исключен. В связи с этим

рассмотрим соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Любая управленческая деятельность состоит из этапов сбора и обработки информации, ее

анализа и выработки решения, его реализации (исполнения) и контроля за реализацией. По

сути, на подобной основе строится и деятельность государственного аппарата -

совокупности органов, выражающих государственную власть. При этом надо учитывать,

что исполнительная власть в значительной степени - категория политико-правовая, в то

время как государственное управление - организационно-правовая. Право на жизнь имеют

обе эти государственно-правовые категории, так как государственное управление -

реальность, без которой не может работать государственный механизм. В то же время,

следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" - более широкое по

сравнению с исполнительной властью. Последняя, в известном смысле, производна от

государственного управления и призвана определить объем и характер государственно-

властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой

Поскольку действующее законодательство РФ, наряду с широким использованием термина

"органы исполнительной власти", нередко содержит упоминания об "исполнительных

органах", о "государственных органах управления" и т.п., следует уточнить, что единая

терминология, определяемая переходом к системе разделения властей, еще окончательно

В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности

разработка и формирование государственной политики, посредством принятия

федеральных законов и подзаконных нормативных актов;

реализация политики через государственные программы общефедерального и

регионального масштабов (например, информатизации);

установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ

различных сфер жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства,

защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и

недобросовестной конкуренции и т.п.);

управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

координация функционирования национализированного и денационализированного

секторов социально-экономической, хозяйственной и иных сфер жизнедеятельности

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере

осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемых и

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент

РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство

РФ, суды РФ, а также конституционные федеральные органы государственной власти с

особым статусом: Счетная Палата РФ, Центральная избирательная Комиссия РФ,

Центральный Банк РФ, Уполномоченный РФ по правам человека, Прокуратура РФ.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

3. О безопасности от 28.12.2010 № 390-ФЗ.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 № 252-ФЗ).

6. О персональных данных от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 № 266-ФЗ, от 27.12.2009 № 363-ФЗ, от 28.06.2010 № 123-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ, от 25.07.2011 № 261-ФЗ).

9. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 239-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ).

10. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 19.12.2005 № 160-ФЗ (с дополнительным протоколом (ETS № 181), списком подписаний и ратификаций конвенции по состоянию на 09.02.2009).

13. О техническом регулировании от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ).

Ответственность в сфере защиты информации определяется следующими нормативно-правовыми актами государства.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (выписка) от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2011 № 253-ФЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. и изм. от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 04.10.2010 № 263-ФЗ, от 21.07.2011 № 253-ФЗ).

3. Трудовой кодекс Российской Федерации (выписка) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ).

6. О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 181-ФЗ, от 27.10.2008 № 182-ФЗ, от 25.11.2008 № 219-ФЗ, от 22.12.2008 № 267-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 17.07.2009 № 160-ФЗ, от 03.05.2011 № 92-ФЗ).

Основные цели обеспечения информационной безопасности определяются на базе устойчивых приоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:

1) сохранение и укрепление российской государственности и политической стабильности в обществе;

2) сохранение и развитие демократических институтов общества, обеспечение прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка;

3) обеспечение достойной роли России в мировом сообществе;

4) обеспечение территориальной целостности страны;

5) обеспечение прогрессивного социально-экономического развития России;

6) сохранение национальных культурных ценностей и традиций.

В соответствии с указанными приоритетами основными целями информационной безопасности являются:

1) защита национальных интересов России в условиях глобализации информационных процессов, формирования мировых информационных сетей и стремления США и других развитых стран к информационному доминированию;

2) обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, а также предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов;

3) реализация прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

К основным задачам обеспечения информационной безопасности относятся:

1) выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности;

2) разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации;

3) разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления и предприятий по обеспечению информационной безопасности;

4) развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий ее нарушения;

5) обеспечение активного участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

9 сентября исполняется 10 лет с того дня, как Владимир Путин, занимавший тогда пост президента РФ, утвердил Доктрину информационной безопасности России. Проект Доктрины был обсужден и в целом одобрен на заседании Совета Безопасности РФ 23 июня 2000 года.

9 сентября исполняется 10 лет с того дня, как Владимир Путин, занимавший тогда пост президента РФ, утвердил Доктрину информационной безопасности России.

9 сентября 2000 года президент РФ Владимир Путин утвердил Доктрину информационной безопасности РФ. Проект Доктрины был обсужден и в целом одобрен на заседании Совета Безопасности РФ 23 июня 2000 года. Концептуальный документ такого рода в российской истории появился впервые.

Разработка доктрины шла на протяжении нескольких лет. Первые ее наработки появились в 1994 году. В одно время предлагалось даже отложить доктрину до лучших времен. По оценкам специалистов, документ как составная часть Концепции национальной безопасности страны является базовым в первую очередь для федеральных органов исполнительной власти, реализующих свои полномочия в информационной сфере.

Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ.

Доктрина служит основой для: формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно‑технического и организационного обеспечения информационной безопасности; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности.

В Доктрине закреплены четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере. Во‑первых, это соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма. Во‑вторых, информационное обеспечение внутренней и внешней государственной политики страны. В‑третьих, развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок. В‑четвертых, защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение национальных информационных и телекоммуникационных систем.

В Доктрине впервые закреплены общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Они подразделяются на правовые, организационно‑технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Организационно‑техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно‑телекоммуникационных систем; формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства и др.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ включают в себя: разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно‑технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

К числу первоочередных мероприятий государственной политики в области обеспечения информационной безопасности страны отнесены: разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных СМИ, проведения государственной информационной политики, принятие и реализация соответствующих федеральных программ, подготовка кадров.

Читайте также: