Как презентовать вакансию на собеседовании

Обновлено: 30.06.2024

Поиск подходящих кадров – сложная работа. Особенно если вам нужны спецы с редким набором качеств, а не продавцы в круглосуточный магазин.

Как же написать вакансию, чтобы откликнулся тот, кто заработает вашей компании много денег? Начнем с основного.

Текст вакансии – это рекламный текст, продающий специалисту работу в вашей компании. Как вы знаете, хорошая реклама начинается с брифа. Поэтому если вы руководитель, ответьте на вопросы:

Копируйте вопросы в отдельный док и используйте как бриф для написания вакансий.

Я не прошу вас заказывать маркетинговое исследование за миллион долларов, но подумать над портретами соискателей все-таки стоит.

Старайтесь дать ответ на каждый из этих вопросов в своем тексте. Таким образом вы избавите эйчара или себя от лишних разговоров.

Определите, что интересно и важно для соискателей. Что из этого вы можете предложить?

А теперь к практике.

Название должно быть информативным: чем раньше человек поймет суть работы, тем лучше. Не усложняйте.

1. Менеджер по продажам (что делать?) – продавать недвижимость. Получаем:

2. Менеджер по продажам (где работать?) – в Мариинском театре. Получаем:

Из первого названия уже примерно понятно что и как делать, а вот последнее не объясняет ничего: что продаем, где работаем – непонятно

2. Информация о компании

Привет, это компания ПризываНет. Уже 11 лет мы помогаем призывникам не ходить в армию. Наша команда врачей и юристов решает задачи клиентов только законными способами.

Читайте полный текст вакансии, который я написал для рассылки этой компании.

Крупному бизнесу не обязательно много говорить о себе. Все прекрасно знают что такое Тинькофф банк, Ростелеком и Яндекс.

Компаниям поменьше можно написать свои реальные достижения в цифрах, перечислить известных клиентов или похвалить себя, но без фанатизма.

3. Напишите про ГЕО

Если вы публикуете вакансию в соцсетях, рассылке или мессенджерах, укажите город или возможность работать удаленно. Вы же не хотите целый час общаться с человеком, а в конце узнать, что он из другого города.

4. Задачи и обязанности

Это самая важная часть текста. Перечислите, что конкретно сотрудник должен делать. Вот так выглядят задачи технического специалиста по продажам в Яндексе:

Обратите внимание на предупреждение о количестве нестандартных задач: из текста понятно, что обязанности не ограничиваются регламентами

В этом разделе можете объяснить все подробно, чтобы человек сразу понял, какие функции предстоит выполнять и не строил иллюзий. Если информации много, разбейте обязанности на несколько блоков.

Пишите честно. Если сотрудник будет продавать ваш продукт, то как именно – звонить по действующим базам, звонить в холодную или общаться с клиентами на встречах? А может все сразу или вообще что-то другое?

Честный текст поможет отсеять тех, кто не готов с вами работать. Таким образом вы избавите себя от обработки нецелевых заявок.

5. Требования

– Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!

– А делать он что будет?

Подумайте, какие навыки необходимы соискателю, чтобы выполнять работу качественно и в срок. Перечислите обязательные и желательные требования к кандидату.

Не пишите банальности. Понятно, что вам не нужен безответственный, ленивый и не умеющий работать в команде сотрудник.

Напишите конкретный список навыков, из которого сразу станет ясно, подходит вам человек или нет.

Требования на должность веб-аналитика на сайте profi.ру

Напишите, что вы готовы предложить, начиная с основного: зарплата, бонусы, трудоустройство, уютный офис с игровой приставкой, возможность удаленки и т.д.

Примеры дополнительных выгод:

Лет пять назад я работал в веб-студии и мне довелось наблюдать соседний офис через окно. Там трудилась команда Red Collar – молодые ребята что-то рисовали на планшетах, общались, шутили. Серьезная работа была разбавлена простым человеческим общением.

Мне сразу захотелось поработать в такой команде или хотя бы зайти в гости. Я даже отправлял им свое резюме, когда искал работу, настолько сильно застряла в памяти картинка того коллектива.

Креативные интересные задачи. Не только деньги мотивируют людей выполнять работу, но и сам процесс. Если вы разрабатываете что-то крутое, обязательно напишите. Работаем с Илоном Маском, делаем мир лучше, устраиваем пижамные вечеринки в космосе.

Это банально, но если у вас крутой офис, напишите об этом, а лучше покажите.

Виды резюме


Хронологическое. В нем излагаются факты трудовой биографии: где работал, в каком институте/колледже учился. Начинать нужно с последнего места работы, учебы.

Функциональное. Человек рассказывает о своих профессиональных навыках и достижениях в разных сферах деятельности. Его лучше использовать, если вы какое-то время не работали, и образовался пропуск.

Комбинированное. Соискатель делает акцент на своих профессиональных навыках и достижениях и в то же время перечисляет основные факты трудовой биографии в обратном хронологическом порядке (от последнего — к первому).

Встречают не по одежке, а по резюме


Помните, вы идете на собеседование, а не на конкурс красоты! Сильно отретушированное фото и яркий макияж могут исказить впечатление работодателя о вас, причем не в лучшую сторону.

Основные блоки резюме

Заголовок


Начинать нужно со своих ФИО, написанных посередине листа. Дальше — фотография, желаемая должность и основная информация: город проживания, телефон, электронная почта, дата рождения. Если важно расположение работы, удобство проезда, добавьте ближайшую станцию метро.

Образование


Всегда начинайте с последнего места учебы или работы. Указывайте период обучения, вуз (колледж), факультет и направление подготовки. Если еще не уволились, или вообще учитесь, уточните, в каком году трудоустроились или поступили и чем занимаетесь сейчас.

Нет смысла отмечать в резюме стандартное школьное образование. Но если учились в лицее или школе с уклоном и у вас есть золотая медаль — почему бы не рассказать об этом. Правда, информация окажется полезной только для студентов первых курсов или подростков.

Не скромничайте! Наличие красного диплома, как минимум, говорит о вашей целеустремленности и трудолюбии. Непременно поделитесь с работодателем этой информацией.

Дополнительное образование


Перечисление курсов повышения квалификации или информация о втором, третьем высшем образовании также начинается с последнего места. Если период длился всего один год, так и пишите. Не забудьте указать название курса (когда рассказываете о языковых, добавляйте уровень), место, где обучались, и документ об окончании.

Опыт работы


Указывайте период (месяц, год), название организации, должность, функционал и достижения.

Вычеркните формальность! Многие просто берут должностную инструкцию и вписывают в резюме. Но не всегда ее пункты соответствуют тем задачам, которые вы реально выполняли. Раскройте больше подробностей: опишите все функции, даже незначительные.

Предварительно изучите позицию, на которую претендуете. Что предстоит делать, какие навыки требует работодатель, чего ожидает от кандидата. Примерьте весь список на себя и сделайте вывод, какие стороны стоит подсветить в резюме, чтобы пройти отбор. Вот взять, к примеру, юристов. Компания отдает предпочтение тем, кто изучал судебную практику и знает о нюансах этой работы. Поэтому в резюме соискатели будут делать упор именно на таком опыте.

Достижения


Снова начните с последнего достижения. Укажите, в каком году и где участвовали, какие сертификаты вам вручили, в каких конкурсах и в какой номинации побеждали. Писали благотворительные письма или выступали с докладом на конференции? Отлично! Инициативность вне установленных будней подтверждает активную жизненную позицию.

Не принижайте свои заслуги, любая активность в профессии важна. Только не нужно слишком углубляться: грамота победителя в конкурсе чтецов среди дошколят или медаль за 100-метровку в 8 классе едва ли заинтересуют работодателя. Исключение — студенты и подростки. Их карьера только начинается, нужного опыта еще нет, поэтому на любые школьные и студенческие достижения непременно обратят внимание: олимпиады, конкурсы, выступления на мероприятиях, волонтерство, университетская практика.


Сюда входят категория прав, если они есть, знание компьютерных программ (сейчас это особенно актуально), иностранных языков (уже говорили — обязательно укажите уровень владения).


Описывайте именно те качества, которые нужны в вашей профессиональной деятельности. Здесь можно использовать тот же метод: тщательно изучите вакансию, после чего станет понятно, какие качества работодатель хочет видеть у кандидата. На них и делайте акцент. Не ограничивайтесь сухим перечислением, распишите, что, с вашей точки зрения, стоит за тем или иным свойством, как вы его видите, чем оно полезно в работе. Не бойтесь шутить! На сотрудника с термоустойчивостью, который способен работать в жару без кондиционера, в условиях глобального потепления будет спрос.


Обычно HR-менеджеры связываются с кандидатами, которые прошли начальный отбор, но, тем не менее, вы должны быть всегда на связи. Бывает, специалист по персоналу целый день не может дозвониться до соискателя. В итоге шанс будет потерян — он переключится на другого. Хотя среди HR-менеджеров уведомлять всех кандидатов о принятом решении — признак хорошего тона.

Не стесняйтесь задавать вопросы о компании и должности, так вы продемонстрируете свою заинтересованность. Во время беседы уделите особое внимание своей профессиональной уникальности. Скажите, что имеете аналогичный опыт работы, уже знакомы с ее спецификой и функционалом. В конце беседы попросите продублировать информацию о вакансии, а также контакты на почту.

Под прицелом работодателя

Согласно результатам опроса сервиса Работа.ру, работодатели в первую очередь обращают внимание на:

Опрятный и деловой внешний вид — 71 %.

Пунктуальность — 67 %. Приходите на собеседование за 15 минут до назначенного времени, если опаздываете — обязательно предупредите.

Интерес к должности, насколько кандидат соответствует вакансии — 61 %.

Отдельного внимания заслуживают социальные сети. При приеме на работу любые ваши публикации, комментарии и фотографии могут всплыть на поверхность. Перед собеседованием HR внимательно ознакомится с вашим интернет-профилем. Будьте к этому готовы и помните: в сети нет приватности!

Какими бывают интервью?


Структурированное интервью. Работодатель проверяет информацию, которую вы изложили в резюме, задает уточняющие вопросы.

Ситуационное интервью. Кандидату предлагают описать свои действия в конкретной ситуации (кейс). Пример: вы работаете в банке, подходит клиент и просит проконсультировать его по вкладам. Но у вас другой функционал, таких клиентов вы не ведете. Задача здесь простая — выкрутиться, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Интерес для работодателя представляет ваша манера поведения и умение владеть собой даже в неожиданных рабочих ситуациях.

Стрессовое интервью. Соискателю задают провокационные вопросы, следят за его реакцией, выявляют склонность к конфликтам. На таких собеседованиях унижение и грубость являются не целью, а всего лишь средством проверки вашей стрессоустойчивости. Так что не поддавайтесь на уловки, отвечайте спокойно и по делу.

Хочешь успеха — будь готов к собеседованию!


Помимо дотошного изучения сайта компании и самой вакансии важно заранее ознакомиться с местом встречи и проложить маршрут. Особенно это касается людей, которые плохо ориентируются на местности. Надеяться на телефон и всемогущий интернет не стоит: по закону подлости батарея разрядится в самый неподходящий момент, а вам придется в спешке спрашивать прохожих, в какую сторону идти.

Если встреча в онлайн-формате, подключитесь раньше, чтобы настроить звук и видео. Позаботьтесь о своем внешнем виде и заднем фоне: никаких халатов, пижам, грязной посуды и торчащих в разные стороны волос! Котики — это всегда прекрасно, но перед интервью домашних животных лучше выпроводить из комнаты. Также важно предупредить членов семьи о собеседовании, чтобы они вели себя тихо. Уважайте и работодателя, и себя!

Когда дело дойдет до перечисления положительных и отрицательных сторон, не лукавьте, а выступите с интервьюером на равных. Признайте свои слабые стороны: например, когда голодны, ваше внимание рассеивается. Но предупрежден — значит вооружен, поэтому небольшой перекус у вас всегда под рукой. Кроме того, вы регулярно выполняете упражнения на концентрацию, что в разы повышает качество работы. То же касается синдрома отличника, когда фанатичная склонность к перфекционизму, наоборот, стопорит работу. Оберните его в свою пользу: за вами не нужно перепроверять и вас контролировать. В результате усердие подчиненного снимет с начальника не только напряжение, но и лишние задачи.

Выявить подходящих кандидатов и отсеять ненужных на собеседовании можно с помощью правильных вопросов. Основатель компании UP business Алексей Галицкий рассказывает, о чем собственникам бизнеса нужно спрашивать соискателей.

Моя компания UP business занимается подбором сотрудников разного уровня уже порядка семи лет. И весомая часть лиц, с которыми мы взаимодействуем как с клиентами — собственники или учредители бизнесов, причем как небольших, так и средних и средне-крупных (например, при подборе директора или топ-менеджера).

Открытые вопросы на выявление ценностей

Конечно, я понимаю, что мы живем в реалиях российского бизнеса, и у 95% компаний эти ценности нигде не прописаны, но вы, как опытный предприниматель, все равно можете их нащупать у соискателя. Да, это будут ваши ощущения, но я предложу этим ощущениям верить.

  1. Что тебя увлекает помимо работы?
  2. Чем тебе интересно заниматься и почему?
  3. Есть ли что-то, что заставляет тебя утром просыпаться и идти на работу, помимо денег?
  4. Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?
    Этот вопрос можно перевести в шутку, но удивительным образом он провоцирует достаточно глубокий вдумчивый ответ.
  5. Чем тебе больше всего нравится заниматься в течение трудового дня? И почему?
  6. Какая твоя конечная точка и к чему ты идешь?
  7. Могу ли я задать вопросы про семью?

Если интервьюируемый отвечает, что да — попросите рассказать, какие у него отношения с родителями, с братьями и сестрами (если они есть), можно даже с другими родственниками.

Данные вопросы не обязательно задавать последовательно, это может быть в рамках обычного человеческого диалога.

Что мы отсюда достаем? Ваши ощущения: хотели ли бы вы, чтобы такой сотрудник в компании трудился. Если по ощущениям поймете, что да — здорово, переходим к следующему блоку вопросов.

Вопросы на результативность

Сильные люди не рождаются почкованием. Если есть сильная и эффективная Маша, рядом не обязательно вырастает такая же сильная и эффективная Юля. Люди имеют свой бэкграунд. Они оставляют за собой след результата, который могут показать, продукт, которым гордятся, функционал, который неизбежно рос в рамках их трудовой деятельности. Вопросы на результативность:

  1. Каким результатом своего труда ты гордишься?
  2. Какова твоя роль и вес в этом результате?
  3. Что было результатом твоей работы на последних местах?
  4. Сколько этого результата ты производил регулярно? И как этот результат рос — помесячно, поквартально, по году.
  5. Менялся ли твой функционал? Если да, то как?

Человек на каждой должности занимается чем-то, чтобы сделать продукт этой должности. Когда я задаю подобные вопросы, я хочу разобраться, какой именно объем этого продукта был сделан. Если человек его не знает или не понимает, какой объем этого продукта он делал — скорее всего, он еще не на том уровне, который подошел бы для вашей команды.

Вопросы об обучении и развитии

Какое-то время в бизнесе я игнорировал опыт в плане обучения, опыт ВУЗов, опыт школьный. Сейчас, работая в том числе с крупным бизнесом, я понимаю, что малый бизнес не всегда может позволить себе взять сильных сотрудников, классных выпускников хороших ВУЗов вроде условного мехмата МГУ или МФТИ. Но если такая возможность у вас есть — на это можно и нужно обращать внимание. Все же есть не нулевая корреляция наличия у человека хорошего, сильного образования с теми мысленными способностями, которые ему помогут достигать целей в вашем бизнесе.

Итак, вопросы об обучении и развитии:

  1. В каком ВУЗе ты учился?
  2. Почему ты его выбрал? Что тебе там нравилось изучать?
  3. Какие книги ты читал за последнее время? Почему именно они?
  4. Чему ты научился? Какое книги ты сам бы порекомендовал?
  5. Каким навыкам ты научился за последнее время?
  6. Каким навыкам ты научился за последние 5 лет?

Здесь мы смотрим, есть ли вообще развитие у человека. Мне крайне хочется увидеть осознанность в выборе и навыков, и обучения, и инструментов общения с людьми, которые уже могли давно умереть (я имею в виду книги). Использует ли он эти способы? Если да, то чему научился? Мне это важно и ценно знать для принятия решений по сотрудникам.

Вопросы на адекватность

По сути, адекватность — это способность человека в стрессе услышать вопрос и дать на него осознанный ответ. В стресс вам человека дополнительно ставить не нужно — когда вы общаетесь на предмет работы, человек уже в стрессе, потому что вы его оцениваете.

Для оценки руководителей можно комбинировать сразу несколько вопросов — например, из вышеприведенных, вы можете задавать их подряд 2 или 3. От руководителя или директора в идеале требуется запомнить эти вопросы и по очереди дать ответ на каждый из них. Если вы ищете ответственного линейного сотрудника — будет здорово, если он хотя бы ответит на вопросы, которые вы зададите ему по очереди.

Если от директора вы не получите ответ на те вопросы, которые задаете (например, он ответил на 1 из 3 заданных вопросов, а остальные просто забыл, потому что этот вопрос ему больше нравится или ему нечего ответить на 2 других) — сделайте вывод, что человек просто неадекватен. Это чудесный способ выявить адекватность людей.

Перечисленного списка вопросов достаточно для принятия решения. У большинства опрошенных мной успешных предпринимателей и компаний собственники обращают внимание на то, что soft skills (как раз навыки коммуникации, менеджмента, взаимодействия с людьми) важнее, чем hard skills.

Очевидно, что не надо на позицию финансового директора брать инженера, который никогда не работал с финансами, даже если он силен в soft skills. Но можно рассмотреть на эту позицию сильного главбуха — сильного как личность, сильного по soft skills, с финансовым образованием, которого можно доучить недостающим навыкам. Такой путь возможен и часто приводит к удачным решениям. Когда я спрашиваю наших предпринимателей, с которыми работаю или дружу, о том, как они сформировали команду (об этом вы также можете послушать в подкастах) — часто выясняется, что исполнительный директор был не нанят со стороны, а вырос из того самого ответственного сотрудника, который очень здорово проявлял свои soft skills.

Поэтому я осознанно не привожу здесь вопросы на навыки. Вы их и так знаете и зададите самостоятельно без моей подсказки. Да, для закрытия задачи здесь и сейчас часто нужны просто умелые сотрудники, которые умело делают свою задачу. Но если сотрудник способен толково ответить на приведенные выше вопросы — я предложу вам дать такому сотруднику шанс проявить себя в вашей компании на этой должности, даже если он чуть-чуть не дотягивает по конкретному навыку.

Я надеюсь, что перечисленные вопросы вам помогут в подборе и формировании сильной команды.

Вакансия должна быть такой, чтобы на неё откликнулись много целевых кандидатов, а нецелевые не откликались вовсе. Многие вакансии, которые я видела, перекошены в ту или иную сторону:

О чём и как писать

Итак, задача вакансии — продать кандидату будущую работу. Похоже на задачу лендинга, не правда ли? Так почему бы при написании текста вакансии не руководствоваться той же логикой, что и при создании страницы? Почему бы не поставить себя на место потенциального соискателя и не ответить последовательно на все вопросы, которые его волнуют? Говорить не о себе, а о нём.

Последовательные ответы на вопросы кандидата и образуют идеальную структуру вакансии:​

что мне предлагают? должность, зарплата
кто вы вообще такие? вам можно доверять? рассказать о компании
почему мне это должно быть интересно? ключевые преимущества работы
чем я буду заниматься? должностные обязанности
чего хотите от меня (да-да, только сейчас!)? требования к кандидату
какие условия работы
как откликнуться и что потом? следующий шаг

Пишите вакансию на языке кандидата

Привлекательная должность

Развейте страхи кандидата

Любому соискателю интересно, почему вы ищете сотрудника: а вдруг вы с треском уволили предыдущего специалиста и срочно ищете замену? А может, у вас постоянная текучка из-за плохих условий труда. Лучше развеять эти страхи в самом начале — рассказать, почему появилась вакансия. Не бойтесь признаться в том, что не справляетесь с какими-то задачами — искренность зацепит и расположит к себе. Всем приятно ощущать свою важность и значимость для компании.

Почему нужно выбрать вас?

Как это сделать? Выпишите все преимущества, которые придут в голову, отбросьте бредовые и очевидные, проранжируйте в порядке убывания важности для кандидата. Как понять, что самое важное для сотрудников на данной должности? Попробуйте вжиться в шкуру соискателя и подумать, чего он хочет.

Есть ещё один неочевидный способ узнать, что важно кандидатам — спросить у действующих сотрудников на аналогичной должности. Вы ведь планируете найти людей, похожих на тех, кто уже работает? Вот и используйте look-alike!

Когда я писала вакансию менеджера отдела продаж, предполагала, что у соискателей ключевой фактор принятия решения о работе — доход и возможность его контролируемо масштабировать. Задала вопрос своим коллегам-продавцам и удивилась: оказалось, главное — знания и постоянное развитие.

Словом, подходите к написанию вакансии как маркетёр: выясните, что нужно целевой аудитории. Способов сделать это очень много — используйте их все.

Чем сотрудник будет заниматься?

Поэтому расскажите, чем конкретно кандидату предстоит заниматься. Опишите, как выглядит типичный рабочий день сотрудника на аналогичной должности. Если он с утра до вечера звонит по базам, лучше честно об этом сказать — так вы отсеите тех, кто к такой работе не готов. Да, сделайте это прямо сейчас, не утаивайте факт до собеседования. Уважайте время кандидатов и не тратьте впустую время HR.

Здорово рассказать, с чего кандидат начнёт — как проходит обучение, есть ли испытательный срок или стажировка. Когда человек понимает, что его ждёт, он меньше боится и ему проще сделать следующий шаг.

Как понять, что он подходит?

Список требований позволяет кандидату примерить работу на себя: подхожу или нет? Как его составить, чтобы примерка прошла без проблем? Докапывайтесь до сути. Спрашивайте себя, почему то или иное требование важно: так поймете, что за ним на самом деле стоит.

  • почему нужно высшее образование? → так я пойму, что человек целеустремлённый;
  • а зачем целеустремлённость? → ну, потому что я хочу, чтобы оборот компании увеличивался. Мне важно, чтобы человек был мотивирован на рост;
  • а при чём тут целеустремлённость? → мне нужен человек, который хочет много зарабатывать вместе с нами!

Так требование высшего образования превращается в более логичное желание зарабатывать.

Что вы предлагаете?

Какой следующий шаг?

Тут нужно не только рассказать, как откликнуться на вакансию, но и что произойдёт дальше. Предположите, о чём здесь может думать кандидат. Наверное, сколько ждать ответа на отклик? И что будет после? Сколько собеседований? А есть ли тестовое. Эти вопросы всегда есть в голове соискателя, и заранее отвечать на них — значит проявлять уважение. А когда кандидат чувствует, что его уважают, он более лоялен.

В конце статьи вы найдете образец вакансии, на который откликнулась Лена.

Поделитесь, какие хитрости вы используете, чтобы написать классную вакансию и быстро найти кандидата? Про что ещё из сферы HR интересно было бы прочитать?

Читайте также: