Что входит в понятие профилактика коррупции деятельность правоохранительных органов

Обновлено: 30.06.2024

Проверил руководитель: Тимошкин С. А.

Работа защищена с оценкой ____________

Преподаватели ____________ С. А. Тимошкин

____________ И. В. Толстогузов

Дата защиты ____________

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСИКЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОВД. 5

1.1 Понятие и содержание антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел. 5

1.2 Направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел. …………………………. 10

1.3 Субъекты и участники антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел. 13

2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫХСРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ. 17

2.1 Система мер антикоррупционной направленности, применяемых в отношении сотрудников полиции …………………. 17

2.2 Профилактика взяточничества и недопущение сотрудниками полиции коррупционного поведения. 22

2.3 Направление путей совершенствования и реализации мер антикоррупционной направленности в органах внутренних дел. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………. …………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………. 31

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования работы правоохранительной и судебной систем, законодательства до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.

Необходимо отметить, что центральным звеном в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, являются органы внутренних дел, а одним из наиболее негативных последствий, сложившихся на современном этапе, социально‒экономических процессов, с полным основанием следует признать их прямое влияние на состояние правопорядка и законности, в том числе появления коррупции в системе органов внутренних дел. Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, представляют повышенную общественную опасность. Указанными обстоятельствами и обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель работы состоит в изучении административно‒правовых средств формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции, с последующей выработкой эффективных мер противодействия коррупции в деятельности полиции.

Поставленная цель определяет следующие основные задачи исследования:

‒ дать определение понятия и рассмотреть содержание антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел;

‒ подвергнуть анализу направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел;

‒выявить субъекты и участников антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел;

‒ изучить систему мер антикоррупционной направленности, применяемых в отношении сотрудников полиции;

‒ рассмотретьпрофилактику взяточничества и недопущение сотрудниками полиции коррупционного поведения;

‒выявить направления путей совершенствования и реализации мер антикоррупционной направленности в органах внутренних дел.




Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в результате формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции.

Предмет исследования составляют нормативно‒правовые акты, закрепляющие административно‒правовые средства формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции, а также направленные на противодействие коррупции в целом.

Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с ним общенаучные и частные методы: историко‒правовой, сравнительно‒правовой, формально‒юридический, системный и другие.

Структура дипломной работы продиктована целью и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, включающих в себя шесть подразделов, заключения и списка использованных источников.

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСИКЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОВД

Понятие и содержание антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел

1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Таким образом, антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел – это совокупность мероприятий организационного, правового, морального, профилактического и иного характера, направленных на предупреждение, реагирование и устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Международная и отечественная практика свидетельствуют о том, что стратегия противодействия коррупции с опорой, главным образом, на репрессивные меры со стороны государства оказывается мало эффективной. Такой вывод объясняется тем, что при данном подходе основные силы объективно направляются на борьбу с коррупционерами, то есть фактически на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому стратегическим направлением борьбы с коррупцией, наряду с обычными карательными действиями, должна стать система организационных, правовых, экономических, морально‒этических, воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупцию, то есть антикоррупционная профилактика.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел базируется на законах, подзаконных актах и источниках иного значения.

Указанные выше международные соглашения обязывают страны‒участниц предусмотреть антикоррупционные положения в своем внутреннем законодательстве.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствующей системе во всех разновидностях. Достижение названной цели допустимо при решении задач антикоррупционной деятельности, которые следует сгруппировать исходя из их направленности на:

1) правовые: разработка и введение в законодательство норм антикоррупционной направленности и совершенствование антикоррупционного законодательства;

2) организационные: организация взаимодействия органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, средств массовой информации, общественности при противодействии коррупции; пропаганда, стимулирование активной антикоррупционной позиции граждан, сотрудников органов внутренних дел, а так же повышение статуса сотрудников органов внутренних дел в российском обществе, в правоохранительной системе.

3) правоохранительные: выявление и устранение причин, способствующих коррупционным проявлениям, в том числе реагирование на коррупционные проявления, принятие мер по привлечению к ответственности за коррупционные правонарушения, а также сведение коррупционных проявлений к минимуму.

Основанием антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел является совокупность данных, свидетельствующих о возникновении и расширении коррупционных проявлений в органах внутренних дел, вызывающих потребность в проведении предупреждающих, реагирующих, карательных мероприятий.

Также, антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет свой объект и предмет. Объект антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел ‒ это общественные отношения, возникающие в ходе осуществления деятельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел между участниками и субъектами соответствующей деятельности. Предметом антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел выступают нормы антикоррупционного законодательства, меры криминологического и организационного характера, способные обеспечить снижение уровня коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

Таким образом, антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих предупредить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее последствия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная деятельность. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел базируется на правилах правового и морального характера и направлена на решение правовых, организационных, правоохранительных задач.


Постоянным спутником государственных властных институтов является коррупция. Профилактика коррупционных правонарушений предполагает целый комплекс мер, способствующих искоренению данного явления.

профилактикой коррупции занимаются в школах

Теоретические моменты

Под термином подразумевают использование муниципальными, государственными служащими, представителями коммерческих компаний служебного положения для получения выгоды материального и имущественного характера.

Профилактикой коррупции является проведение целого ряда мероприятий, которые способствуют ее устранению. В настоящее время подобные действия осуществляются не только в государственных структурах, но и в образовательных учреждениях.

меры профилактики противодействие коррупции

Государственная коррупция

Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.

При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.

меры по профилактике коррупции

Пример

Такая ситуация аналогична общим представлениям о коррупции. В ней функционирует заинтересованная группа, всем коллективом извлекающая выгоду из разных способов и вариантов нарушения российского законодательства.

профилактика коррупции

Варианты коррупции

По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.

Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.

Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.

коррупция профилактика коррупционных правонарушений

Комплекс профилактических мероприятий

Профилактика коррупции - это целенаправленная работа, способствующая предотвращению использования в личных целях служебного положения государственными служащими.

Среди тех мер, которые можно считать эффективными профилактическими действиями, согласно федеральному закону, выделяют несколько моментов.

Например, в обществе создается атмосфера стойкой нетерпимости к злоупотреблению чиновниками своим служебным положением. Профилактика коррупции - это важный элемент деятельности не только государственных компаний, но и частных структур.

Если в стране сформирована нетерпимость к служащим, которые используют свои полномочия в корыстных целях, подобное поведение является отклонением от норм, порицается общественностью, уголовно наказуемо.

меры профилактики

Важные аспекты

Мероприятия по профилактике коррупции предполагают проведение различных бесед, способствующих повышению правовой культуры населения. Под правовым воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность государственного аппарата, средств массовой информации, коллективов по созданию правильного отношения к использованию гражданами общественных ресурсов.

Речь идет о необходимости получения и передачи знаний о разных правых нормах, усвоении ценностей, формировании идеалов.

профилактика коррупции

Формы воспитания антипатии к коррупции

Выражается оно во включении в воспитательные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений нетерпимого отношения к противоправным действиям государственных служащих. Проводиться соответствующая пропаганда должна при поддержке средств массовой информации, с использованием социальной рекламы.

Какие еще могут меры профилактики? Противодействие коррупции предполагает проведение различных конференций, семинаров, совещаний, слушаний органами государственной власти.

На федеральном уровне создаются правовые нормативные акты, которые обеспечивают неприемлемость существования стране взяточничества.

Профилактика коррупции - это планомерная работа, которая должна осуществляться систематически и неуклонно. Разовые действия не дадут желаемого результата.

В нашей стране были сформированы благоприятные условия для процветания взяточничества на всех уровнях властных государственных структур.

Долгое время не принимались меры по профилактике коррупции, поэтому в стране появилось огромное количество недобросовестных должностных лиц.

Эффективность борьбы с подобным явлением напрямую зависит от того, каковы текущие социальные условия. Среди тех причин, которые приводят к коррупции, можно отметить несовершенство отечественной судебной системы.

После того как Советский Союз распался, вместо коммунистической партии, которая осуществляла тотальный надзор за людьми, образовалась некая правовая пустота, заполнить которую не удалось до сих пор.

Именно поэтому в настоящее время профилактика коррупции – это необходимая мера, без которой невозможно гарантировать политическую и экономическую стабильность страны.

Из-за того, что законы продолжают выполняться не в полной мере, появилось взяточничество на низших уровнях.

Подведем итоги

Современное общество, в частности наша страна, нуждается в специальных антикоррупционных программах, которые должны разрабатываться с непосредственным участием президента. Только в том случае, когда в стране будет сформировано отрицательное отношение не только к чиновникам, которые берут взятки, но и к тем лицам, которые решают свои вопросы подобным образом, можно веси речь об установлении правовой культуры.

Проблема коррупции возникла еще в древних цивилизациях и, к сожалению, не потеряла актуальности в наши дни. Погрязают в недобросовестном сотрудничестве не только развивающиеся страны, но и мировые державы. При этом уровень и масштаб коррупции в стране зависит от многих условий: исторических, культурных, социальных, экономических, политических, психологических и т. д.

Российская Федерация, несмотря на высокий уровень борьбы с коррупцией на законодательном уровне, также оказалась вовлеченной в взяточнические схемы и скандалы на фоне личного обогащения.


Что такое коррупция и как она воздействует на общество

В широком смысле коррупция представляет собой явления, охватывающее все сферы функционирования общества, начиная от власти, управления и правоохранительной области, и заканчивая системами образования и медицины. По сути коррупция представляет собой злоупотребление властью, личными и общественными достижениями, публичным положением ради получения дополнительной выгоды для отдельной личности или группы лиц.

Узнайте как предотвратить мошенничество в закупках. Практика и расследование.

Одним из условий возникновения коррупции является активные действия или же бездействие публичных лиц, связанные с полномочиями, решениями и поступками для получения личной выгоды, что вступает в конфликт с интересами других организаций, государства, отдельных лиц.


Коррупция порождает расслоение общества и дезорганизует его, по сути являясь симптомом уязвимости государственного механизма. Поэтому первой мерой по профилактике коррупции должно выступать совершенствование и регулирование административно-правовой системы по минимизации рисков в государственном аппарате.

С момента принятия в Российской Федерации антикоррупционных законов начался период эффективных реформ, предполагающих системное преобразование во всех сферах жизнедеятельности.

  • профилактика возникновения коррупции – своевременное выявление и действия по устранению причин;
  • активная борьба с существующими схемами коррупциями – предполагает раскрытие и расследование коррупционных правонарушений с последующими мерами наказания;
  • ликвидация (по возможности) или ослабление последствий функционирования коррупционных схем.

Актуальные меры по профилактике коррупции

Профилактические мероприятия можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные. Рассматривая антикоррупционную деятельность на разрезе общества и публичного управления, остановимся на общей и специальной профилактике.

Общая профилактика представляет собой совокупность неспецифических мероприятий, которые напрямую не влияют на причины возникновения коррупции, но косвенно способствуют пресечению недобросовестного поведения. Это могут быть мероприятия, связанные с предоставлением государственных услуг.

Специальная профилактика в первую очередь ориентирована на предупреждение коррупции и проводится она специальными субъектами (кадровая служба, органы по профилактике административных и иных правонарушений, комиссии по урегулированию конфликта интересов и т. д.). Специальные профилактические меры бывают материально-технические, кадровые, предупредительные, правовые и т. д.


Кадровая политика подразумевает грамотный подбор кадров, их моральное и материальное стимулирование. Профилактикой коррупции можно считать совершенствование системы приема на службу (выбор самых добросовестных претендентов), установление критериев поведения и этического кодекса, организация антикоррупционного обучения сотрудников. На практике мы сталкиваемся со следующим уязвимым моментом в системе: компьютерное тестирование сотрудников и беглое собеседование не дает достаточной картины о морально-нравственных принципах кандидата.

Специально-предупредительным мероприятием может быть обязанность предоставления сотрудниками, а также членами их семьи и детьми сведений о наличии имущества, обязательствах имущественного характера, данных о доходах и расходах. Эта информация способствует предупреждению личного незаконного обогащения.

Материально-технические меры могут быть связаны с развитием электронных услуг, что обеспечивает взаимодействие между гражданами и органами власти. Могут создаваться ответвления официальных сайтов органов, относящихся к публичному управлению. Такие меры позволяют обеспечить прозрачность и открытость работы органов власти, доступ граждан к информации, которая не является конфиденциальной, стимулирование дисциплины в коллективах и личной ответственности каждого публичного служащего.


Правовые меры связаны с внедрением механизмов, которые жестко и эффективно устраняют причины коррупционных схем, сводят к минимуму условия для их функционирования. В первую очередь должна быть проведена антикоррупционная экспертиза законотворчества, что позволит четко определить правовой статус чиновников на всех существующих уровнях власти, внедрить административно-правовые нормы в области публичного управления.

Противодействие коррупции в организации

Учреждения любой формы собственности должны позаботиться о внедрении антикоррупционной политики и донесении ее принципов сотрудникам.

  1. Политика организации должна соответствовать законодательству и административно-правовым нормам.
  2. Заключаемые договора должны подчинятся предусмотренным антикоррупционным мероприятием Конституции страны.
  3. Личный пример руководства. Последнее должно формировать атмосферу нетерпимости к коррупционным схемам и никогда не быть уличено в участии в них.
  4. Информирование работников о принятых на предприятии антикоррупционных стандартов и мероприятий.
  5. Обеспечение неотвратимости наказания для служащих, независимо от возраста, опыта работы, должности и других условий в случае уличения их в коррупционных правонарушениях.
  6. Информирование партнеров, инвесторов, клиентов и контрагентов о внедренных в компании антикоррупционных стандартов.

Предупреждение коррупции в сотрудничестве с контрагентами и зависимыми учреждениями


В сфере антикоррупционной работы по данному направлению можно выделить 2 аспекта.

  1. Установление и развитие сотрудничества с учреждениями, которые имеют достойную репутацию и авторитет, не были скомпрометированы в коррупционных скандалах, отличаются договороспособностью и соблюдением деловой этики. Каждая компания должна внедрять мероприятия по проверке контрагентов на соответствие вышеуказанным требованиям, что позволит снизить риск вовлечения в коррупционные схемы, мошеннические и иные недобросовестные практики. Служба безопасности организаций должна собирать информацию о контрагентах (поставщики, инвесторы, кредитно-финансовые учреждения, службы логистики и т. д.) и проводить анализ всех выложенных в общий доступ сведений. Важно ознакомиться с репутацией контрагента в деловых кругах, продолжительностью функционирования на рынке, отзывами реальных клиентов, рекомендательными письмами и т. д. Особенное внимание следует уделить вышеописанным моментам при заключении договоров по поглощению и слиянию.
  2. Распространение среди контрагентов стандартов, процедур, программ и нормативно-правовых актов, способствующих сотрудничеству в сфере профилактики коррупционных схем. Так, некоторые положения антикоррупционных стандартов и выдержек из законов могут быть включены в долгосрочные контракты.

Вышеописанные аспекты должны быть применены и в отношении подконтрольных (зависимых) учреждений, дочерних структур, филиалов и т. д.

В случае объединения предприятий, организации должны вместе с партнерами разработать систему борьбы с коррупционными случаями, принять общую антикоррупционную политику и познакомить с ее положениями всех сотрудников, в том числе и высших эшелонов власти. В контракт может быть добавлено положение, что если один из участников (партнеров) будет замечен в коррупционном правонарушении, то другая (добросовестная) сторона имеет право в одностороннем порядке разорвать соглашение, так как продолжение деловых отношений может негативно сказаться на ее репутации.

Сотрудничество с правоохранительными органами в области антикоррупционной политики


Взаимодействие организации с правовыми и силовыми органами в отношении вышеупомянутого вопроса демонстрирует ее намерения следовать антикоррупционным стандартам поведения.

Сотрудничество может быть организовано различными методами.

  1. Организация может публично передать информацию в правоохранительные органы о случаях участия в коррупционных схемах, о которых ее сотрудникам стало известно. При этом может быть назначено лицо или создан специальный отдел, ответственный за предупреждение и активные меры против вовлечения фирмы в коррупционную деятельность.
  2. Организация должна создать благоприятный психологический климат, в результате которого сотрудники могут свободно заявлять обо всех случаях коррупции, не опасаясь гнева руководства и коллектива, санкций и увольнения. А для этого само руководство должно подавать пример честного и добросовестного отношения к работе, к партнерам, контрагентам и клиентам.
  3. Содействие сотрудникам контрольно-надзорных и правоохранительных учреждений в инициативе проведения инспекционных проверок работы компании по вопросам противодействия коррупционным схемам. Также содействие при проведении профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией, участие в расследовании коррупционных преступлений в качестве свидетелей. Содействие предполагает предоставление полных сведений о факте совершения коррупционного нарушения, подготовку заявительных материалов, предоставление документов.

Участие организации в общественных инициативах по профилактике коррупции

Организации могут сотрудничать с различными сообществами, группами лиц и коллективами, объединенными под общей идеей профилактики и противодействия коррупционным схемам.

В качестве объединения усилий в вышеуказанном вопросе могут быть проведены следующие мероприятия для организаций Российской Федерации:

  • вступление в Антикоррупционную хартию отечественного бизнеса;
  • непосредственное участие в создании и расширении Реестра надежных контрагентов;
  • применение в коллективных и совместных договорах общепринятые антикоррупционные положения;
  • общественная пропаганда, внедрение программ и специального обучения по вопросам профилактики возникновения коррупционных схем;
  • публичный отказ от сотрудничества с контрагентами, репутация которых пострадала в результате коррупционных скандалов и правонарушений.

Антикоррупционная хартия приглашает к сотрудничеству различные объединения как городского, так и регионального, отраслевого, общероссийского уровня, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в стране.

Антикоррупционная хартия позволяет предпринимателям вырабатывать эффективные программы по внедрению конкретных профилактических мероприятий, действовать в рамках закона для предотвращения коррупционных правонарушений.

Дополнительно для сотрудничества по вопросам противодействия коррупции открыты следующие объединения и учреждения:

Рассмотреть все профилактические меры по устранению коррупции невозможно в рамках одного обзора, так как ситуация на рынке динамично меняется, а сам вопрос достаточно содержательный. Тем не менее, вышеуказанные меры могут указать каждому конкретному учреждению или целому объединению верный путь к добросовестному и честному сотрудничеству.


В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, коррупционные деяния, общество, Министерство внутренних дел России.

This article defines the role and place of the internal Affairs bodies of the Russian Federation in the anti-corruption system.

Keywords: corruption, internal Affairs bodies, corruption acts, society, Ministry of internal Affairs of Russia.

На сегодняшний день в нашей стране, а также во всем мире в целом, одним из актуальных направлений борьбы с преступностью следует обозначить противодействие коррупционным деянием, а также иным преступлениям, носящим экономический характер. Нельзя не отметить, что изучение указанного негативного явления с течением времени только усиливается, так как проблема, связанная с коррупцией, находится в одном ряду с такими, достаточно значимыми проблемами всего человечества, как безопасность экономики, сохранение окружающей природы, терроризм и т. д.

В результате чего, борьба с коррупционными деяниями считается одним из главных направлений деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) непосредственно направленных на выявление и раскрытие преступлений носящих экономических характер.

Национальные приоритеты определяются на основании Стратегии национальной безопасности РФ до 2030 года. К указанным приоритетам относят общественную и государственную безопасность, обеспечение которой реализуется в том числе и за счет выявления, предупреждения и пресечения преступлений, носящих экономический характер [6]. Таким образом, приоритетным и актуальным направлением деятельности органов внутренних дел считается противодействие коррупции и обеспечение экономической безопасности. Отсюда следует, что ОВД должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, которые связаны с коррупционной и экономической преступностью, в современных тенденциях геополитической и экономической ситуации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации — это ключевой орган исполнительной власти, который осуществляет реализацию исполнительно-распорядительных полномочий и противодействует экономическим преступлениям в рамках всего государства.

МВД России представляет собой единую централизованную систему, в которую входят: подразделения и организации, сформированные для осуществления полномочий и выполнения задач, возложенных на МВД России; органы внутренних дел, в том числе и полиция.

Согласно утвержденному Положению о Министерстве (п. 11, ч. 84) [5], Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет противодействие коррупционным деяниям в пределах своих непосредственных полномочий. В тоже время система противодействия коррупции в ОВД входит в состав системы противодействия коррупции в Российской Федерации в качестве ведомственного блока.

В вышеуказанную системы, в настоящее время включается три основных элемента [7]:

  1. правовая основа противодействия коррупционным деяниям в ОВД;
  2. организационная структура противодействия коррупционным деяниям в ОВД;
  3. система анализа и мониторинга.

На наш взгляд, следует поддержать высказанную выше точку зрения, при этом сделать дополнение ее тем, что в направлении развития деятельность органов внутренних дел по противодействию коррупционным деяниям не следует обходить вниманием виктимологическую профилактику, которая играет достаточно значимую роль в предупреждении коррупции.

Виктимологическая профилактика коррупции — это определенная совокупность общественных и государственных мер, которые направлены на предупреждение коррупционной преступности за счет снижения у отдельных граждан и всего населения в целом риска стать жертвами коррупционных деяний. Своевременная и грамотная виктимологическая профилактика всячески способствует процессу девиктимизации. Указанный процесс представляет особенный вид профилактической деятельности, цель которого устранение или нейтрализация негативных последствий виктимизации.

Существенная роль в данном случае отводится круглосуточным телефонам доверия и общественным приемным.

Органы внутренних дел, в процессе реализации правоохранительной деятельности, а также деятельности направленной на профилактику коррупции, на постоянной основе определяют реальные практические границы борьбы с коррупцией и ее механизмом. Таким образом, решающая роль ОВД заключается, в бесперебойном функционировании всех государственных институтов, в определении эффективности правоохранительной деятельности, правовой системы государства, а также в обеспечении гарантий соблюдения законных свобод и прав личности.

Также общество должно быть более информированным об деятельности ОВД, за счет увеличения степени их открытости в направлении борьбы с коррупционными преступлениями. Граждане должны получать детальную информацию о том, за что был осужден тот или иной коррупционер, как его поймали, какое наказание он получил в конечном итоге. Отсюда следует, что потенциальные участники коррупционных сделок будут придерживаться решения своих вопросов законным путем, а не дачей взятки. Указанное мероприятие позволит существенно снизить процент коррупции, так как только укрепление связи между гражданским обществом и органами внутренних дел дадут возможность более организованно и четко выполнять запросы граждан.

В конечном итоге, можно прийти к выводу о том, что обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции считаются приоритетным и актуальным направлением деятельности органов внутренних дел, которые в свою очередь должны решать задачи по устранению и предупреждению угроз, непосредственно связанных с коррупционной и экономической преступностью, в свете сегодняшних тенденций геополитической и экономической ситуации. Практика реализуемых со стороны ОВД мероприятий направленных на профилактику коррупционных и экономических преступлений считается недостаточно совершенной.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дело, гражданское общество, деяние, конечный итог, преступление, профилактика коррупции, УК РФ, правоохранительная деятельность, экономическая безопасность.

Госуслуги решаем проблемы вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое "коррупция"? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

vзлоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

получение взятки (ст. 290 УК РФ);

дача взятки (ст. 291 УК РФ);

провокация взятки (ст. 304);

служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Вопрос: Какие меры противодействия коррупции?

Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Вопрос: Что такое конфликт интересов на муниципальной службе?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Вопрос: В случае если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять?

Ответ: Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Вопрос: Какие действия должен предпринять муниципальный служащий в случае попытки склонения его к совершению коррупционного или иного правонарушения?

Ответ: Муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Вопрос: В какой срок муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Вопрос: Что относится к источникам доходов муниципального служащего, полученных им за отчетный период?

Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Вопрос: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на муниципальную службу непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

Ответ: Является.

Вопрос: Вправе ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу

Вопрос:Какие ограничения налагаются на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

Ответ: Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.

В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.

По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).

В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей:

материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;

по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 "Клевета" Уголовного кодекса РФ.

Вопрос: Ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Читайте также: