Что входит в обязанности золотого петушка

Обновлено: 05.07.2024

Abstract ♦ The article gives an in-depth analysis of “The Tale of the Golden Cockerel” by Alexander Pushkin from the point of view of its alleged allegorical character. The author presents his point of view on the latent content of this well-known fairy tale by the Russian poet.

Keywords: literary fashion, allegorical character, technique of deciphering, deciphering of hidden meanings, A.S. Pushkin, “The Tale of the Golden Cockerel”, Freemasonry.

Что это: шутка? Жонглирование датами? Дешёвая погоня за сенсацией?

Или принципиально новый взгляд на давно и хорошо известные факты?

Поставим вопрос иначе: в чём заключается более глубокое понимание проблемы? Не в том ли, что прочтение скрытого содержания сказки должно начинаться не с неё, а с предварительного объяснения: откуда вообще взялась такая странная особенность русской культуры предпушкинского и пушкинского времени, как литературная мода на иносказательность?

Правильная постановка вопроса ― это почти ответ на него. Специалисты знают: в русском обществе конца XVIII века мода на иносказательность проистекала из всеобщего увлечения масонством. Дело в том, что масонские организации были полуконспиративными или даже вовсе тайными; поэтому многое в их печатных и письменных документах не договаривалось или излагалось иносказательно (Пиксанов, 1947: 53). И на том же иносказательном языке излагалась вся легендированная история масонства, а также интерпретировалась его атрибутика и ритуальная практика.

Что же конкретно могло быть разглашено?

Дальнейшая судьба масонства связана с общеевропейским идейным брожением, нацеленным на подрыв авторитета традиционных форм власти и религии. А наиболее законченным проявлением этого брожения явилась английская буржуазная революция 1649–1688 гг. Призванный на престол Вильгельм Оранский получил корону из рук масонов. Он присягнул выработанной масонами конституции и обещал уважать права и вольности, перечисленные в декларации прав.

Предлагаемая интерпретация сказки не только объясняет её скрытое содержание, но и позволяет проверить правильность этого объяснения. Дело в том, что по всему тексту сказки поэт разбросал наводящие ориентиры, отведя на каждое сказочное действие определённое количество дней. Заменяем дни годами ― и любое из этих действий высвечивается перед нами своим подлинным историческим смыслом!

Но почему обо всём том, ради чего была написана сказка, Пушкин не счёл возможным и нужным сказать открыто?

Объяснение, которое он сам завещал нам (правда, по другому поводу и задолго до написания сказки), выглядит так:

Сегодня, спустя почти два столетия, у нас уже есть не только всё перечисленное Пушкиным, но и некоторый опыт изучения роли тайных обществ в истории культуры. Но много ли найдётся сегодня среди нас людей, понимающих то, что осознавал ещё Пушкин, а именно: что буржуазные революции открыли в европейской истории эпоху наднациональной и надгосударственной криптократии, закамуфлированной под демократию бутафорскими социальными институтами (парламентаризма, конституционализма, формального права), идеологической маниловщиной и марионеточной властью?

Думается, что не так много, как хотелось бы Пушкину. И вот почему.

Вот и живём, как в анекдоте:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ахматова, А. А. (1933) Последняя сказка Пушкина // Звезда. № 1. С. 161–176.

Башилов, Б. (1996) Духовная победа Пушкина над вольтерьянством и масонством // А. С. Пушкин: путь к православию. М. : Отчий дом. С. 270–284.

Блан, Л. (1907a) История французской революции : в 12 т. СПб. Т. II. 384 с.

Блан, Л. (1907b) История французской революции : в 12 т. СПб. Т. III. 359 с.

Блан, Л. (1908) История французской революции : в 12 т. СПб. Т. IV. 351 с.

Бойко, К. А. (1979) Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина // Временник Пушкинской комиссии 1976. Л. : Наука. С. 113–120.

Буниятов, З. М. (1978) Государство атабеков Азербайджана (1136–1225 годы). Баку : Элм. 136 с.

Вандам (Едрихин), Е. А. (2002) Геополитика и геостратегия. Жуковский ; М. : Кучково поле. 272 с.

Вацуро, В. Э. (1995) Сказка о золотом петушке (опыт анализа сюжетной семантики) // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 15. СПб. : Наука. С. 122–133.

Иванов, В. Ф. (2008) Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. М. : ФондИВ. 536 с.

Кейтли, Т. (2011) Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. М. : Центрполиграф. 416 с.

Кошелев, В. А. (2004) Царь Дадон и принц датский // Русская литература. № 2. С. 138–145.

Пиксанов, Н. К. (1947) Масонская литература // История русской литературы : в 10 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. С. 51–84.

Пушкин, А. С. (1978) // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 10 т. 4-е изд. Л. : Наука. Т. 7. Критика и публицистика. 543 с. С. 14–15.

Скатов, Н. Н. (2001) Собр. соч. : в 4 т. СПб. : Наука. Т. 1: Пушкин, Русский гений. 720 с.

Смирнова-Россет, А. О. (2003) Записки. М. : Захаров. 528 с.

Тихомиров, Л. А. (1997) Религиозно-философские основы истории. М. : Москва. 592 с.

Ходжсон, М. Дж. С. (2006) Орден ассассинов: борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. М. : Вече ; Евразия. 464 с.

Шустер, Г. (1905) Тайные общества, союзы и ордена : в 2 т. СПб. : Изд-во О. Н. Поповой. Т. 1.

Эткинд, А. (1998) Хлыст (секты, литература и революция). М. : Новое литературное обозрение. 688 с.

Akhmatova, A. A. (1933) Posledniaia skazka Pushkina [Last fairy tale by Pushkin]. Zvezda, no. 1, pp. 161–176. (In Russ.).

Bashilov, B. (1996) Dukhovnaia pobeda Pushkina nad vol'ter'ianstvom i masonstvom [Pushkin’s spiritual victory over Voltairianism and Freemasonry]. In: A. S. Pushkin: put' k pravoslaviiu [A.S. Pushkin: Way to Orthodoxy]. Moscow, Otchii dom Publ. Pp. 270–284. (In Russ.).

Blanc, L. (1907a) Istoriia frantsuzskoi revoliutsii [The history of French revolution] : in 12 vols. St. Petersburg. Vol. II. 384 p. (In Russ.).

Blanc, L. (1907b) Istoriia frantsuzskoi revoliutsii [The history of French revolution] : in 12 vols. St. Petersburg. Vol. III. 359 p. (In Russ.).

Blanc, L. (1908) Istoriia frantsuzskoi revoliutsii [The history of French revolution]: in 12 vols. St. Petersburg. Vol. IV. 351 p. (In Russ.).

Boiko, K. A. (1979) Ob arabskom istochnike motiva o zolotom petushke v skazke Pushkina [On an Arab source of the motive of the Golden Cockerel in Pushkin’s fairy tale]. In: Vremennik Pushkinskoi komissii 1976 [The annals of the Pushkin Committee 1976]. Leningrad, Nauka Publ. Pp. 113–120. (In Russ.).

Buniiatov, Z. M. (1978) Gosudarstvo atabekov Azerbaidzhana (1136–1225 gody) [The state of the Atabeks of Azerbaijan (1136–1225)]. Baku, Elm Publ. 136 p. (In Russ.).

Vandam (Edrikhin), E. A. (2002) Geopolitika i geostrategiia [Geopolitics and geostrategy]. Zhukovsky ; Moscow, Kuchkovo pole Publ. 272 p. (In Russ.).

Vatsuro, V. E. (1995) Skazka o zolotom petushke (opyt analiza siuzhetnoi semantiki) [A tale of the Golden Cockerel (An attempt of analysis of the plot semantics)]. In: Pushkin. Issledovaniia i materialy [Pushkin. Studies and materials]. Vol. 15. St. Petersburg, Nauka Publ. Pp. 122–133. (In Russ.).

Gorelov, N. (2006) Tsarstvie nebesnoe. Legendy krestonostsev XII–XIV vekov [Kingdom of Heaven. Legends of the crusaders of the 12th–14th centuries]. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ. House. 448 p. (In Russ.).

Ivanov, V. F. (2008) Russkaia intelligentsiia i masonstvo. Ot Petra Pervogo do nashikh dnei [The Russian intelligentsia and Freemasonry. From Peter I to our time]. Moscow, FondIV Publ. 536 p. (In Russ.).

Keightley, T. (2011) Tampliery i drugie tainye obshchestva Srednevekov'ia [The Knights Templar and other secret societies of the Middle Ages]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ. 416 p. (In Russ.).

Koshelev, V. A. (2004) Tsar' Dadon i prints datskii [Tsar Dadon and the Prince of Denmark]. Russkaia literatura, no. 2, pp. 138–145. (In Russ.).

Piksanov, N. K. (1947) Masonskaia literatura [Masonic literature]. In: Istoriia russkoi literatury [The history of Russian literature] : in 10 vols. Moscow ; Leningrad, Publ. House of the Academy of Sciences of the USSR. Vol. IV: Literatura XVIII veka [Literature of the 18th century]. Pt. 2. Pp. 51–84. (In Russ.).

Pushkin, A. S. (1978) [ ]. In: Pushkin, A. S. Polnoe sobranie sochinenii [Complete works] : in 10 vols. 4th edn. Leningrad, Nauka Publ. Vol. 7. Kritika i publitsistika [Criticism and publicism]. 543 p. Pp. 14–15. (In Russ.).

Skatov, N. N. (2001) Sobranie sochinenii [Works] : in 4 vols. St. Petersburg, Nauka Publ. Vol. 1: Pushkin, Russkii genii [Pushkin, a Russian genius]. 720 p. (In Russ.).

Smirnova-Rossette, A. O. (2003) Zapiski [Notes]. Moscow, Zakharov Publ. 528 p. (In Russ.).

Tikhomirov, L. A. (1997) Religiozno-filosofskie osnovy istorii [Religious and philosophical foundations of history]. Moscow, Moskva Publ. 592 p. (In Russ.).

Hodgson, M. G. S. (2006) Orden assassinov: bor'ba rannikh nizaritov ismailitov s islamskim mirom [The secret order of assassins: The struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world]. Moscow, Veche Publ. ; Evraziia Publ. 464 p. (In Russ.).

Schuster, G. (1905) Tainye obshchestva, soiuzy i ordena [Secret societies, unions and orders] : in 2 vols. St. Petersburg, O. N. Popova’s Printing House. Vol. 1. (In Russ.).

Etkind, A. (1998) Khlyst (sekty, literatura i revoliutsiia) [The flagellant (sects, literature and revolution)]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ. 688 p. (In Russ.).

Горюнков Сергей Викторович — научный руководитель общественного Регионального когнитологического центра, Санкт-Петербург.

Goriunkov Sergey Viktorovich, Research Supervisor, Public Regional Knowledge Engineering Center, St. Petersburg.

Дата поступления: 14.02.2015.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Сюжетные особенности

  • нужно всегда оставаться верным своим принципам и обещаниям;
  • нельзя предавать любимых людей, друзей, родственников;
  • нужно научиться различать хорошее от плохого, думать головой, а не руководствоваться эмоциями.


По сути, главный герой позабыл о собственной чести, признательности, родных сыновьях, будучи опьяненным любовью и чарами царицы. Рассказ учит держать данное слово, задумываться над тем, возможно ли исполнить обещание, ни в коем случае его не давать, если выполнить в дальнейшем не получится. Решения нужно тщательно обдумывать, прежде чем говорить вслух и что-то обещать. Если слово дано, то его нужно держать, несмотря ни на что, особенно если сокровенное обещание — это благодарность за чью-то доброту.

Данную сказку не зря называют волшебной, на этот признак указывает наличие необычного помощника — золотого петуха, всевозможные присказки, остро закручивающийся сюжет с непредвиденной концовкой, присутствие существ неизвестной природы, например, Шамаханской царицы, обладающей странным умением очаровывать мужчин.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

Краткое содержание

Сжатое описание истории и мораль

  • Додон решает попросить помощи у звездочета, чтобы оградить свое государство от нашествия врагов, и получает подарок в виде золотого петушка.
  • Петух верой и правдой служит царству, защищая его от приближающихся вражеских войск, оповещая об этом правителя.
  • Отправка царских сыновей в походы и их невозвращение из путешествий.
  • Додон понимает, что его царству может что-то угрожать, он отправляется на поиски сыновей и находит их мертвыми, после чего поход приводит правителя к Шамаханской царице.
  • Царь влюбляется в царицу Шамахани, везет ее к себе домой, где официально заявляет народу о скорой женитьбе. Взамен на свой недавний подарок звездочет запрашивает красавицу, но царь отказывает ему и убивает мудреца.
  • Додон расплачивается за свою неблагодарность — на сторону защиты звездочета встает золотой петушок, который убивает царя, после чего Шамаханская царица исчезает.

Прочитав сказку поверхностно, можно сказать, что ее главная мысль заключается в том, что в мире все несчастья происходят из-за обезумевших людей, помешанных на красоте, и от неумения держать своей слово. Но суть куда более глубокая.

История создания


автор: Ekaterina 13.01.2020 0 Комментарии

сказки, школьная программа

Пушкин сказка о золотом петушке

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Жанр: Сказка (в стихах)

Год написания: 1834

Главные герои:

Мудрец — человек, который обладает многими знаниями. Он предан наукам, магии и отрекается от суеты ради служения высшим целям.

Золотой петушок — волшебный сторож тридесятого царства, символ дальновидности, правды и справедливости. Его преподносит Дадону звездочет.

Воевода — важное лицо в окружении Дадона, правит войском государя.

Сыновья Дадона — потомки царя Дадона, гибнут от рук друг друга.

Шамаханская царица — соблазнительница Дадона и его сыновей. Заполучить ее желает и мудрец.

Сюжет (краткое содержание сказки):

В далеком государстве правит старый царь Дадон. Ему досаждают соседи, земли которых царь часто разорял страшными набегами в молодости.

Царство преданно охраняется петушком, который сидит на спице высокого здания. Он предупреждает о любой опасности. Скоро соседи начинают снова бояться Дадона.

Но однажды государя будит страшный крик петуха. Золотая птица оборачивается на восток и замирает. О тревоге государю сообщает Воевода. Дадон собирает войско и отправляет старшего сына усмирить неприятеля.

Проходит восемь дней. Дадон не получает вестей от сына. Петушок снова кричит. В путь с ратью отправляется младший царский сын. Проходит тоже восемь дней.

Крик петуха возвещает, что нужно собрать новое войско и на девятый день отправляться в дорогу самому Дадону. Восемь дней государь движется с армией на восток. На девятый день Дадон обнаруживает побитую рать и обоих сыновей, которые убили друг друга у прекрасного шелкового шатра. Пока отец горюет, из шатра выходит прекрасная девица. Она ведет к себе Дадона. С красавицей он забывает о своем родительском горе.

Шамаханская царица отправляется вместе с Дадоном в столицу. Там их встречает звездочет. Он требует от царя отдать ему красавицу в оплату своей услуги.

Дадон сердится, приказывает схватить мудреца и бьет его жезлом. Звездочет падает замертво. Шамаханская царица смеется.

Когда государь въезжает в город, со спицы слетает петушок. Он клюет в темя Дадона и улетает, когда тот умирает. Вслед за петушком испаряется и загадочная красавица.

План пересказа:

  1. Старый царь Дадон мечтает о мирном правлении тридевятым государством.
  1. Государь просит помощи у восточного звездочета.
  1. Мудрец дарит Дадону золотого петушка.
  1. Петушок предупреждает царя о любой опасности. Соседи снова боятся нападать на страну Дадона.
  1. Тревожное пенье петуха и обращение птицы на восток.
  1. Первый сын Дадона отправляется с войском в путь.
  1. Через восемь дней золотой страж снова предупреждает об опасности. На помощь старшему брату спешит второй сын Дадона.
  1. На восьмой день после отправления младшего сына звучит третье предупреждение от петушка.
  1. Сам Дадон ведет войско. Через восемь дней он натыкается на шатер. Перед ним лежат побитые войска. Царь обнаруживает, что его сыновья убили друг друга.
  1. Дадон горюет.
  1. Из шатра появляется соблазнительная красавица. Дадон забывает о гибели войска, своих детей и утешается чарами Шамаханской царицы.
  1. Вместе с красавицей Дадон отправляется домой.
  1. В столице его встречает звездочет. Он требует отдать ему Шамаханскую царицу за свои услуги.
  1. Дадон рассержен. Он убивает звездочета одним ударом жезла. Царица хохочет.
  1. В столице к царю спускается со спицы золотой петушок. Он клюет Дадона в темя, царь погибает. Петушок улетает. Шамаханская царица испаряется.

Главная мысль:

Следует уважать соседей и помнить, что за каждый поступок придется ответить.

Вывод:

Царь Дадон теряет семью, государство и жизнь в короткое время. Все потому, что он отказывается от собственного слова, поддается чарам Шамаханской царицы и слишком скоро забывает о гибели сыновей. Сказка показывает, что нельзя нарушать обещания, поддаваться соблазнам и отказываться от предложенного жизнью искупления.

\u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0414\u0430\u0434\u043e\u043d \u0438\u0434\u0451\u0442 \u0441 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u043e\u043c \u0441\u0430\u043c \u0438 \u0432\u0438\u0434\u0438\u0442 \u0448\u0430\u0442\u0451\u0440, \u0430 \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u0443\u0431\u0438\u0442\u044b\u0445 \u0432\u043e\u0438\u043d\u043e\u0432 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0441\u044b\u043d\u043e\u0432\u0435\u0439, \u043f\u0440\u043e\u043d\u0437\u0438\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430 \u043c\u0435\u0447\u0430\u043c\u0438.\u0410 \u0432 \u0448\u0430\u0442\u0440\u0435 \u0441\u0438\u0434\u0438\u0442 \u0448\u0430\u043c\u0430\u0445\u0430\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0446\u0430\u0440\u0438\u0446\u0430, \u043d\u0435\u0431\u044b\u0432\u0430\u043b\u043e\u0439 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u044b.\u0412\u043b\u044e\u0431\u0438\u043b\u0441\u044f \u0432 \u043d\u0435\u0451 \u0446\u0430\u0440\u044c \u0438 \u0437\u0430\u0431\u0440\u0430\u043b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u043e\u044e \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0451 \u0446\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e.\u0414\u043e\u043c\u0430 \u0435\u0433\u0433\u043e\u0442 \u0432\u0441\u0442\u0440\u0435\u0442\u0438\u043b \u0437\u0432\u0435\u0437\u0434\u043e\u0447\u0435\u0442, \u0438 \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b \u0448\u0430\u043c\u0430\u0445\u0430\u043d\u0441\u043a\u0443\u044e \u0446\u0430\u0440\u0438\u0446\u0443 \u0441\u0435\u0431\u0435.\u041d\u043e \u0446\u0430\u0440\u044c \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u0435\u0451 \u043e\u0442\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0432\u0435\u043b\u0435\u043b \u0443\u0431\u0438\u0442\u044c \u0437\u0432\u0435\u0437\u0434\u043e\u0447\u0451\u0442\u0430.\u0422\u0443\u0442 \u0432\u0441\u043f\u043e\u0440\u0445\u043d\u0443\u043b \u043f\u0435\u0442\u0443\u0448\u043e\u043a,\u043f\u043e\u0434\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u043a \u0446\u0430\u0440\u044e,\u0438 \u0443\u0431\u0438\u043b \u0435\u0433\u043e. ">]" data-test="answer-box-list">

Учебник2018

В молодости царь Данон постоянно нападал на соседей.А в старости стали нападать на него,и он по старости свой не мог больше обороняться от них.И обратился он к звездочёту.Тот дал ему золотого петушка .Петушок будет сидеть смирно,если никто нападать на Данона не будет, а если будет опасность-то он возвестит.Взамен, Данон обязан был выполнить любое желание звездочёта.И вот, вскоре возвестил петушок о опасности.Отправил Данон сначала одного сына, затем другого. Нет от них вестей. Тогда Дадон идёт с войском сам и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами.А в шатре сидит шамаханская царица, небывалой красоты.Влюбился в неё царь и забрал с собою в своё царство.Дома еггот встретил звездочет, и попросил шамаханскую царицу себе.Но царь не захотел её отдавать и велел убить звездочёта.Тут вспорхнул петушок,подлетел к царю,и убил его.

Новые вопросы в Литература

7 Задание. Дайте письменный развернутый ответ на один на вопросов она выбор). Объем работы - 100-120 слов. 110) 1. Прометей помогтил огонь для людей, … научна их счету, чтено, письму, дал им нап, открыл им силу лекарств. Какие дары Прометея на ваш взгляд кажутся более вними значимыми? 2. Как вы думаете, почему Соломон не просил у Бога богатства, славы, болышей власти Используй для ответ на вопрос примеры из прочитанных тобою притч. помогите пж со 2 вопросом пж​

составить маршрут следования Мцыри во время скитаний (подписать словами из текста места остановок, сделать графические обозначения)

срочно надо джерри островитянин краткое содержание по главам то есть например 1 глава о том тапожалуйста​

6. Напиши имена героев сказок, фильмов или люби- мых художественных произведений, которые, как ты считаешь: обладали смирением ,были кроткими стремили … сь к правде ,проявляли милосердие ,имели чистое (доброе) сердце​

Abstract ♦ The article gives an in-depth analysis of “The Tale of the Golden Cockerel” by Alexander Pushkin from the point of view of its alleged allegorical character. The author presents his point of view on the latent content of this well-known fairy tale by the Russian poet.

Keywords: literary fashion, allegorical character, technique of deciphering, deciphering of hidden meanings, A.S. Pushkin, “The Tale of the Golden Cockerel”, Freemasonry.

Что это: шутка? Жонглирование датами? Дешёвая погоня за сенсацией?

Или принципиально новый взгляд на давно и хорошо известные факты?

Поставим вопрос иначе: в чём заключается более глубокое понимание проблемы? Не в том ли, что прочтение скрытого содержания сказки должно начинаться не с неё, а с предварительного объяснения: откуда вообще взялась такая странная особенность русской культуры предпушкинского и пушкинского времени, как литературная мода на иносказательность?

Правильная постановка вопроса ― это почти ответ на него. Специалисты знают: в русском обществе конца XVIII века мода на иносказательность проистекала из всеобщего увлечения масонством. Дело в том, что масонские организации были полуконспиративными или даже вовсе тайными; поэтому многое в их печатных и письменных документах не договаривалось или излагалось иносказательно (Пиксанов, 1947: 53). И на том же иносказательном языке излагалась вся легендированная история масонства, а также интерпретировалась его атрибутика и ритуальная практика.

Что же конкретно могло быть разглашено?

Дальнейшая судьба масонства связана с общеевропейским идейным брожением, нацеленным на подрыв авторитета традиционных форм власти и религии. А наиболее законченным проявлением этого брожения явилась английская буржуазная революция 1649–1688 гг. Призванный на престол Вильгельм Оранский получил корону из рук масонов. Он присягнул выработанной масонами конституции и обещал уважать права и вольности, перечисленные в декларации прав.

Предлагаемая интерпретация сказки не только объясняет её скрытое содержание, но и позволяет проверить правильность этого объяснения. Дело в том, что по всему тексту сказки поэт разбросал наводящие ориентиры, отведя на каждое сказочное действие определённое количество дней. Заменяем дни годами ― и любое из этих действий высвечивается перед нами своим подлинным историческим смыслом!

Но почему обо всём том, ради чего была написана сказка, Пушкин не счёл возможным и нужным сказать открыто?

Объяснение, которое он сам завещал нам (правда, по другому поводу и задолго до написания сказки), выглядит так:

Сегодня, спустя почти два столетия, у нас уже есть не только всё перечисленное Пушкиным, но и некоторый опыт изучения роли тайных обществ в истории культуры. Но много ли найдётся сегодня среди нас людей, понимающих то, что осознавал ещё Пушкин, а именно: что буржуазные революции открыли в европейской истории эпоху наднациональной и надгосударственной криптократии, закамуфлированной под демократию бутафорскими социальными институтами (парламентаризма, конституционализма, формального права), идеологической маниловщиной и марионеточной властью?

Думается, что не так много, как хотелось бы Пушкину. И вот почему.

Вот и живём, как в анекдоте:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ахматова, А. А. (1933) Последняя сказка Пушкина // Звезда. № 1. С. 161–176.

Башилов, Б. (1996) Духовная победа Пушкина над вольтерьянством и масонством // А. С. Пушкин: путь к православию. М. : Отчий дом. С. 270–284.

Блан, Л. (1907a) История французской революции : в 12 т. СПб. Т. II. 384 с.

Блан, Л. (1907b) История французской революции : в 12 т. СПб. Т. III. 359 с.

Блан, Л. (1908) История французской революции : в 12 т. СПб. Т. IV. 351 с.

Бойко, К. А. (1979) Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина // Временник Пушкинской комиссии 1976. Л. : Наука. С. 113–120.

Буниятов, З. М. (1978) Государство атабеков Азербайджана (1136–1225 годы). Баку : Элм. 136 с.

Вандам (Едрихин), Е. А. (2002) Геополитика и геостратегия. Жуковский ; М. : Кучково поле. 272 с.

Вацуро, В. Э. (1995) Сказка о золотом петушке (опыт анализа сюжетной семантики) // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 15. СПб. : Наука. С. 122–133.

Иванов, В. Ф. (2008) Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. М. : ФондИВ. 536 с.

Кейтли, Т. (2011) Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. М. : Центрполиграф. 416 с.

Кошелев, В. А. (2004) Царь Дадон и принц датский // Русская литература. № 2. С. 138–145.

Пиксанов, Н. К. (1947) Масонская литература // История русской литературы : в 10 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. С. 51–84.

Пушкин, А. С. (1978) // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 10 т. 4-е изд. Л. : Наука. Т. 7. Критика и публицистика. 543 с. С. 14–15.

Скатов, Н. Н. (2001) Собр. соч. : в 4 т. СПб. : Наука. Т. 1: Пушкин, Русский гений. 720 с.

Смирнова-Россет, А. О. (2003) Записки. М. : Захаров. 528 с.

Тихомиров, Л. А. (1997) Религиозно-философские основы истории. М. : Москва. 592 с.

Ходжсон, М. Дж. С. (2006) Орден ассассинов: борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. М. : Вече ; Евразия. 464 с.

Шустер, Г. (1905) Тайные общества, союзы и ордена : в 2 т. СПб. : Изд-во О. Н. Поповой. Т. 1.

Эткинд, А. (1998) Хлыст (секты, литература и революция). М. : Новое литературное обозрение. 688 с.

Akhmatova, A. A. (1933) Posledniaia skazka Pushkina [Last fairy tale by Pushkin]. Zvezda, no. 1, pp. 161–176. (In Russ.).

Bashilov, B. (1996) Dukhovnaia pobeda Pushkina nad vol'ter'ianstvom i masonstvom [Pushkin’s spiritual victory over Voltairianism and Freemasonry]. In: A. S. Pushkin: put' k pravoslaviiu [A.S. Pushkin: Way to Orthodoxy]. Moscow, Otchii dom Publ. Pp. 270–284. (In Russ.).

Blanc, L. (1907a) Istoriia frantsuzskoi revoliutsii [The history of French revolution] : in 12 vols. St. Petersburg. Vol. II. 384 p. (In Russ.).

Blanc, L. (1907b) Istoriia frantsuzskoi revoliutsii [The history of French revolution] : in 12 vols. St. Petersburg. Vol. III. 359 p. (In Russ.).

Blanc, L. (1908) Istoriia frantsuzskoi revoliutsii [The history of French revolution]: in 12 vols. St. Petersburg. Vol. IV. 351 p. (In Russ.).

Boiko, K. A. (1979) Ob arabskom istochnike motiva o zolotom petushke v skazke Pushkina [On an Arab source of the motive of the Golden Cockerel in Pushkin’s fairy tale]. In: Vremennik Pushkinskoi komissii 1976 [The annals of the Pushkin Committee 1976]. Leningrad, Nauka Publ. Pp. 113–120. (In Russ.).

Buniiatov, Z. M. (1978) Gosudarstvo atabekov Azerbaidzhana (1136–1225 gody) [The state of the Atabeks of Azerbaijan (1136–1225)]. Baku, Elm Publ. 136 p. (In Russ.).

Vandam (Edrikhin), E. A. (2002) Geopolitika i geostrategiia [Geopolitics and geostrategy]. Zhukovsky ; Moscow, Kuchkovo pole Publ. 272 p. (In Russ.).

Vatsuro, V. E. (1995) Skazka o zolotom petushke (opyt analiza siuzhetnoi semantiki) [A tale of the Golden Cockerel (An attempt of analysis of the plot semantics)]. In: Pushkin. Issledovaniia i materialy [Pushkin. Studies and materials]. Vol. 15. St. Petersburg, Nauka Publ. Pp. 122–133. (In Russ.).

Gorelov, N. (2006) Tsarstvie nebesnoe. Legendy krestonostsev XII–XIV vekov [Kingdom of Heaven. Legends of the crusaders of the 12th–14th centuries]. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ. House. 448 p. (In Russ.).

Ivanov, V. F. (2008) Russkaia intelligentsiia i masonstvo. Ot Petra Pervogo do nashikh dnei [The Russian intelligentsia and Freemasonry. From Peter I to our time]. Moscow, FondIV Publ. 536 p. (In Russ.).

Keightley, T. (2011) Tampliery i drugie tainye obshchestva Srednevekov'ia [The Knights Templar and other secret societies of the Middle Ages]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ. 416 p. (In Russ.).

Koshelev, V. A. (2004) Tsar' Dadon i prints datskii [Tsar Dadon and the Prince of Denmark]. Russkaia literatura, no. 2, pp. 138–145. (In Russ.).

Piksanov, N. K. (1947) Masonskaia literatura [Masonic literature]. In: Istoriia russkoi literatury [The history of Russian literature] : in 10 vols. Moscow ; Leningrad, Publ. House of the Academy of Sciences of the USSR. Vol. IV: Literatura XVIII veka [Literature of the 18th century]. Pt. 2. Pp. 51–84. (In Russ.).

Pushkin, A. S. (1978) [ ]. In: Pushkin, A. S. Polnoe sobranie sochinenii [Complete works] : in 10 vols. 4th edn. Leningrad, Nauka Publ. Vol. 7. Kritika i publitsistika [Criticism and publicism]. 543 p. Pp. 14–15. (In Russ.).

Skatov, N. N. (2001) Sobranie sochinenii [Works] : in 4 vols. St. Petersburg, Nauka Publ. Vol. 1: Pushkin, Russkii genii [Pushkin, a Russian genius]. 720 p. (In Russ.).

Smirnova-Rossette, A. O. (2003) Zapiski [Notes]. Moscow, Zakharov Publ. 528 p. (In Russ.).

Tikhomirov, L. A. (1997) Religiozno-filosofskie osnovy istorii [Religious and philosophical foundations of history]. Moscow, Moskva Publ. 592 p. (In Russ.).

Hodgson, M. G. S. (2006) Orden assassinov: bor'ba rannikh nizaritov ismailitov s islamskim mirom [The secret order of assassins: The struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world]. Moscow, Veche Publ. ; Evraziia Publ. 464 p. (In Russ.).

Schuster, G. (1905) Tainye obshchestva, soiuzy i ordena [Secret societies, unions and orders] : in 2 vols. St. Petersburg, O. N. Popova’s Printing House. Vol. 1. (In Russ.).

Etkind, A. (1998) Khlyst (sekty, literatura i revoliutsiia) [The flagellant (sects, literature and revolution)]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ. 688 p. (In Russ.).

Горюнков Сергей Викторович — научный руководитель общественного Регионального когнитологического центра, Санкт-Петербург.

Goriunkov Sergey Viktorovich, Research Supervisor, Public Regional Knowledge Engineering Center, St. Petersburg.

Дата поступления: 14.02.2015.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Тайна золотого петушка

Грядущий 2017 год, именуемый по китайской традиции годом Золотого (Огненного, Красного) Петуха наверняка откроет нам тайны своего голосистого покровителя. Однако не мешало бы всех предостеречь: встреча с Золотым Петушком, если помнить перипетии пушкинской сказки, обязывает быть и бдительным, и благоразумным. Иначе – беды не миновать.

Долг и честь

Принимая у мудреца-звездочёта золотого петушка – необходимый для защиты от врагов дар, царь посулил волшебнику горы золота, пообещал выполнить любую его волю. Но когда волшебник попросил в качестве ответного дара шамаханскую царицу, то получил от царя удар жезлом в лоб, от которого бедняга сразу скончался. Петушок тут же наказал царя-злодея: клятвопреступника и убийцу, к тому же военачальника и отца державы, у которого чувство долга подавили низменные страсти. Забыл царь о загубленном войске, о ставшем беззащитным перед лицом врага народе, о погибших сыновьях, о собственной чести…

Честь и долг. Пред ними отступать должны жадность, зависть, корысть, тщеславие, ложь, злость… Если должен – побоку все страсти. И тогда грязь греховная не осквернит чистоту чести.

Поэт стал жертвой…

Художник в творчестве своём часто становится орудием неведомых ему сил, подчиняется интуиции, может не отдавать отчёт тому, что создаёт, а может оказаться прорицателем.

В самом начале 1837 года, заметим, начинался год Золотого Петуха, Пушкин был убит. Властелин русской поэзии был убит… золотым петушком. Петушком в прямом и переносном смысле. Тот, чья рука держала дуэльный пистолет, служил в Кавалергардском полку, униформа которого – сияющая кираса на груди, шишаки со страусовыми перьями на голове. Распетушилась кавалерия. Повадками – любил покрасоваться и блеснуть в светском обществе, Жорж Дантес тоже походил на породистого кочета, да и происхождением… Ведь именно французам в качестве тотемного знака достался петух.

Гениальное предостережение?

Автор повествует, что шамаханская царица создана заклинаниями скопца-волшебника, создана как приманка для сыновей царя, для самого Дадона. И ей, по сути, удаётся разрушить систему управления сильного и могучего государства: обескровить армию в междоусобном сражении, пресечь преемственность власти, затмить страстями разум верховного властителя. Совсем немного, и государство, расстроенное беспечным царём, оказалось бы во власти врага-чародея. И только случайное убийство мага вспыльчивым царём остановило несчастье государства. А может быть, открыло новые страницы трагедии беззащитной страны, оставшейся без войска и царя, оказавшейся перед лицом воинственных соседей?

Золотой петушок – этот дар чужеземца, оказывается, не был таким уж бесценным подарком. Да, до поры до времени голосистый страж исправно нёс службу, но по его кличу часть войска отправляется в поход, чтобы оказаться у шатра шамаханской царицы. А затем туда же отправляются новые полки. И они истребляют друг друга, гибнут царевичи, чем пресекается династия. Туда же по новому петушиному призыву устремляется царь…

Быть может, новые прочтения старых сказок выявят иные уроки. И хорошо – был бы от этого толк.

Но мы подумаем, как подружиться со своенравным златым петушком, выращенным на наших хлебах, чтобы использовать его зоркость, бдительность и необычайные возможности.

Силы певца золотой зари

Птичка оказалась непростой. Такой же бдительной и всевидящей, как и солнце. Пригляделись к ней повнимательнее и обнаружили, что уже в давние времена многие боги избрали петуха себе в спутники. Вот он рядом с солнечным Аполлоном. Зевс, считавшийся не только верховным божеством, но и олицетворением утренней зари, не раз появлялся с петухом в руках. Петух является атрибутом богинь Афины и Деметры, врачевателя Асклепия. Красный гребень ассоциировался с кровавыми сражениями, поэтому петух сопровождал бога войны Ареса. Гермес и Меркурий тоже были к нему благосклонны.

Восточные славяне обнаружили, что своим спевом петух успешно разгоняет всякую нечисть и бесовские силы. Более того, спев третьих петухов означает полную капитуляцию нечистых сил.

У египтян петух означал бдительность и предусмотрительность. У греков и у римлян олицетворял ещё и боевой дух, постоянную готовность к бою. Арабские и тюркские источники наделяют идеального военачальника храбростью петуха. Восточные славяне полагали, что вселяться в новый дом можно, если петух благополучно провёл в нём ночь, – нечистой силой там – как не бывало. В Стране восходящего солнца петух является ещё одной эмблемой страны. Считается, что он подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.

А ещё петух символизирует плодородие прежде всего как хозяин дома и глава большого семейства. Ведь петух – это покровитель семьи. Эта домовитость однажды его чуть было не подвела. Когда Будда пригласил зверей, то петух обстоятельно наставлял своих домочадцев, как жить, пока он будет отсутствовать, а потому пришёл на священную поляну только десятым. Именно поэтому он (единственный из птиц) покровительствует каждому десятому году восточного календаря.

Приручим Золотого Петушка

Итак, грядущий год достался существу жизнерадостному и энергичному, бдительному и справедливому. А значит, 2017 год обещает быть благополучным. Как 1921‑й – год начала возрождения (НЭП) России после окончания Первой мировой войны и интервенции, как 1945-й – год Победы, как 1957-й – год начала космической эры.

Скоро Огненная Обезьяна передаст свои права на управление Огненному Петуху. Нам предстоит продолжить жить под огненным знаком, так что рассчитывать на спокойную жизнь не придётся. Огненный Петух, считалось с давних времён, соединяет в себе непоколебимое стремление к самореализации и самосовершенствованию. Ведь Огонь – это активность, энергия, источник света. Петух эмоционален, требует уважения, ставит перед собой цели и добивается их любыми путями. Для него нет ничего невозможного. Именно поэтому главное – разобраться с намеченными целями и стратегиями поведения. В этом случае 2017 год станет годом новых побед. Значит, тайна Золотого Петушка лично вами будет раскрыта.

Читайте также: