Что входит в обязанности врачей медико санитарной части
Обновлено: 28.06.2024
Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Виды медицинской помощи
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий от 24 декабря 2019 г. № 1822-ПП жителям Москвы бесплатно предоставляются:
1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная
доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.
2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
4. Паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная
первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, паллиативная
специализированная медицинская помощь.
5. Медицинская реабилитация.
Выделяют следующие виды медицинской помощи:
1. Первичная медико-санитарная помощь , её еще называют (амбулаторная) - является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Оказывается бесплатно в плановой и неотложной формах в поликлиниках и в условиях дневного стационара, женских консультациях, кожно-венерологических диспансерах (кроме венерических заболеваний), стоматологических поликлиниках, травматологических пунктах включая:
- посещения участковых врачей, в том числе на дому,
- консультации врачей-специалистов и диагностические исследования,
- диспансеризацию и профилактическую помощь.
Первичная медико-санитарная помощь делится на:
Первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;
Первичную врачебная медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичную специализированную медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощи.
Показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом (в необходимых случаях – врачебным консилиумом, врачебной комиссией в соответствии с требованиями, установленными стандартами и порядками оказания медицинской помощи).
2. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная, оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Оказывается бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными
экстренными консультативными бригадами скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи в случае невозможности оказания
данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации.
При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, а также иными медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы, в части оказания указанного вида медицинской помощи.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
3. Специализированная (стационарная) медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Предельный срок ожидания плановой госпитализации – не более 30 календарных дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).
При оказании медицинской помощи пациенту в стационаре предоставляются лекарственные препараты, включенные в Формулярный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии с базовой и территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2019).
К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. С дополнительной информацией для жителей города Москвы об организации и порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи можно ознакомиться здесь. ( распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы от 16.10.2013 N 1153-р).
4. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
5. Медицинская реабилитация как необходимый этап лечения оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.
Условия оказания медицинской помощи
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:
Вне медицинской организации, в том числе в специализированном
транспортном средстве и во временных быстровозводимых конструкциях:
- по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;
- по месту проведения профилактических прививок населению в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения заболеваемости населения гриппом;
- по месту проведения определяемых Департаментом здравоохранения города Москвы мероприятий (включая отдельные диагностические исследования) в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения таких мероприятий.
- Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
- В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
- Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Формы оказания медицинской помощи
Формами оказания медицинской помощи являются:
Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
Плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Экстренная и неотложная медицинская помощь
Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и, как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.
В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.
Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:
Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.
Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.
Требования к уровню образования директора медицинской организации
Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием
Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,
Руководитель медицинской организации - кто это?
Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.
Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.
Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.
Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
для организации повышения квалификации работников.
Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.
Основные задачи руководителя медицинской организации
Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.
Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.
Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.
Руководитель медорганизации без медицинского образования
В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.
Трудовые функции руководителя медицинской организации
На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.
В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.
Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.
Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений
Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.
Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.
Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации
Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.
Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.
В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.
Менеджер по качеству в медицинской организации
В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи
Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.
Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.
Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения
Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.
Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.
Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.
Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.
Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?
Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):
1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;
мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;
организация и проведение профилактических мероприятий и программ;
организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
организация межсекторального взаимодействия на территории прикрепления медицинской организации - координация взаимодействия между организациями (управами, школами, предприятиями, ЦСО, ДК и т.д.);
координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;
определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;
поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;
организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;
составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;
организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;
планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;
организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;
формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;
формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;
планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.
2. В страховых медицинских организациях
- организация и проведение коммуникативных компаний по информирование пациентов об услугах профилактического характера;
Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации
При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.
Управление медицинской организацией
В тоже время Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) определяет наличие у руководителя медицинской организации - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.
Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.
Читайте также: