Что входит в обязанности владельца продукта

Обновлено: 15.05.2024

Какую роль выполняет владелец продукта в разработке? Нужен ли такой специалист вашей компании? И почему продукт с ним всегда лучше?

В Scrum-команде может быть множество ролей. Одна из них – продакт оунер. В ряде IT-структур он единственный руководитель команды, а иногда его даже сопоставляют с директором. Причем эту должность часто путают с похожей – продакт-менеджер, хотя между ними разница довольно существенная. Давайте разберемся детально. Product owner – кто это, чем занимается, какую зарплату получает, и в чем его отличие от других руководителей в проекте.

Product owner включается в работу, когда видение продукта уже сформировано, и нужно решить как он будет работать. Этот человек отвечает на вопросы:

  • Каким образом продукт будет покрывать потребности клиента;
  • Как будет выглядеть карта клиентского опыта;
  • Как будут построены модели разработки;
  • Какие процессы останутся ручными, а какие следует автоматизировать.

На основе этих данных прямая обязанность product owner – формировать задания для команды. От правильной постановки целей и задач, от организации процесса разработки и контроля напрямую зависит успех продукта на рынке.

Product owner и product manager: разница

Главное отличие этих специалистов в том, что первый является именно начальником над остальными членами команды, причем не столько руководит ею, сколько задает направление и сам работает вместе с ней. Его сфера ответственности шире, а круг обязанностей больше.

Но задает траекторию движения именно владелец продукта product owner. На нем же ответственность за промежуточные и конечный результат.

Обязанности product owner

Круг задач такого специалиста достаточно широк. Однако можно выделить несколько ключевых:

  • Общение с заказчиком по фичам, видению бизнес-процесса в целом и стратегии развития продукта;
  • Разработка дорожной карты продукта в краткосрочном и долгосрочном периоде;
  • Управление списком задач для кодеров и других айтишников, приоритетом их выполнения в зависимости от запросов заказчика и сроков;
  • Контроль исполнения задач на каждом этапе, организация стендапов по выполненной и предстоящей работе;
  • Получение фидбэка от пользователей, исследование их потребностей и оценка показателей конкурентов, а также прогнозирование проблем и способов их устранения;
  • Измерение прогресса продукта и эффективности итераций.

Вот за что отвечает product owner. Без такого человека в гибкой разработке мог бы царить реальный хаос. Взаимодействие с заказчиком, стратегия, координация действий команды, финальный результат – все это сфера ответственности продакт оунера. Ни одна современная IT-компаний в Agile-разработке и скрам-методологии не должна обходиться без него.

Product owner: зарплата в Москве и по России

В регионах предлагают поменьше – 80-120 тыс. руб. Опять же со ссылкой на опыт, локацию и величину компании. В крупных городах и компаниях зарплата опытных оунеров может достигать 250 тыс. руб.

Надо отметить, что в своих вакансиях работодатели часто приравнивают должность продакт менеджера к продакт оунеру, приписывая вторую в скобках или через слеш. При этом, как мы выяснили, круг обязанностей и сферы ответственности у этих специалистов разные. Приравнивание может означать лишь то, что рассматриваемая профессия в настоящее время не слишком популярна в нашей стране, и некоторые компании, не различая специфику работы каждого, смешивают понятия в попытках найти человека-оркестра. Такой подход, скорее всего, не лучшим образом скажется на качестве продукта.

Чтобы он изначально был запрограммирован на успех, разумно отделять зерна от плевел – каждый сотрудник должен быть на своем месте с четко определенным кругом задач.

Успешен тот бизнес, который всегда на шаг впереди конкурентов. Будьте среди первых!

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

Какие эффективные методы и технологии поиска и подбора персонала используют ведущие рекрутинговые агентства

Чем привлекателен массовый подбор сотрудников? Его преимущества, способы организации, основные этапы и эффективные инструменты рекрутинга

Компания InfoShell написала для нас о компетенциях, которыми должен обладать руководитель проектов.


Product Owner (далее PO) – это необходимая роль в команде гибкой разработки digital-продукта. Гибкий подход (Agile) принципиально отличается от традиционного (waterfall). Здесь главная оценка – работающий продукт, промежуточный результат, а устные договоренности и потребности заказчика важнее, чем техническое задание.

PO – это человек, который управляет созданием продукта и отвечает за то, что получится в результате. Компетентный PO сочетает в себе роли бизнес-стратега, рыночного аналитика, продакт-дизайнера и клиента. Он распределяет зоны ответственности, постоянно мониторит, что происходит в индустрии, оценивает качество продукта и одновременно является его пользователем.

И ВСЕ-ТАКИ ЧТО ЖЕ НУЖНО PRODUCT OWNER-у?

Определять видение продукта

Видение продукта – это совместный результат работы PO и заказчика. Оно зависит от бизнес-целей, которые преследует клиент. PO на этом этапе предлагает ему те или иные фичи, опираясь на свой профессиональный бэкграунд, аналитику рынка и конкурентов, позиционирование продукта и его целевую аудиторию.

Чтобы проектная команда придерживалась установленного видения, РО составляет дорожную карту продукта (roadmap) – краткосрочный или долгосрочный план выполнения, изменения и развития проекта.

Составлять и управлять бэклогом продукта

Бэклог – это список фич и задач для разработчиков, который может меняться в зависимости от потребностей проекта. Изменять бэклог может как РО, так и разработчик.

Product Owner должен управлять бэклогом так, чтобы команда реализовала необходимые фичи раньше, чем остальные. Их приоритетность напрямую связана с бизнес-задачами заказчика и сроками проекта. Например, если разрабатываемый продукт должен быть запущен в течение 6 месяцев, PO должен определить, какие главные функции должен включать его MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт, и, исходя из этого, решить, какие фичи сделать первыми. Важно, чтобы эти фичи приносили доход продукту даже на ранних этапах запуска.

Описание работы фич также лежит на РО.

Создавать визуальные прототипы

Умение быстро создать приблизительный интерфейс приложения, сайта или веб-сервиса – еще один навык, необходимый для PO. Он должен смоделировать поведение пользователя и создать прототип в соответствии с ним. Для этого необходимы знания и опыт User Experience/User Interface (UX/UI).

Умение создать прототип значительно ускоряет процесс разработки, так как заказчик уже на ранних порах видит, как будет выглядеть приложение или сайт, и может вносить правки, исходя из своих бизнес-задач.

Контролировать разработку на всех этапах

Когда видение, стратегия и приоритеты продукта установлены, требуется тщательный контроль над разработкой. PO наблюдает за процессом выполнения итераций, планирует следующие, проводит еженедельные стендапы разработчиков, планирование, ретроспективу совместно со SCRUM-мастером, анализирует эффективность, и ставит сроки для следующего спринта, в рамках которого команда будет готова показать ценную реализованную часть продукта. На спринте планируется, какой пул работ будет реализован, а командой проставляются оценки задач в рамках пользовательских историй.

Вырабатывать продуктовую стратегию вместе с заказчиком

Компетентный PO – это еще и эксперт-аналитик, который работает над продуктовой стратегией вместе с заказчиком. Формируя продуктовую стратегию, Product Owner собирает обратную связь пользователей, проводит исследование рынка, продуктовых стратегий аналогичных продуктов, исследует их показатели и определяет ценность продукта для пользователя. Такая экспертиза показывает, что PO понимает тренды рынка, умеет предвидеть проблемы продукта и может решить их.

Product Owner

Разрабатывать модель монетизации

РО должен сделать так, чтобы продукт приносил доход. Необходимо уметь просчитывать юнит-экономику (заработок бизнеса с потока пользователей), чтобы продукт не приносил убытков, анализировать и улучшать LTV (LifeTime Value) – прибыль от одного пользователя за все время сотрудничества, а также общий Revenue (доход).

Эффективно общаться с заказчиком и командой разработки

PO должен обладать навыками хорошего коммуникатора, чтобы задачи, поставленные заказчиком, были внятно донесены до разработчиков. От того, насколько четко сформированы и переданы задачи, сроки и видение, зависит эффективность процесса. Иными словами, PO отвечает за понимание между заказчиком и разработчиком.

Оценка прогресса продукта тоже входит в дело Product Owner-а

Оценивать эффективность каждой итерации и продукта после его запуска – еще одна зона ответственности PO. Он определяет, насколько полноценно выполнена та или иная задача, и решает, приступать к следующему спринту или доработать продукт.

Мы видим, что продакт оунер – это очень важный элемент в команде гибкого процесса разработки. Это тот человек, без которого на проектах царил бы хаос и не было бы конечного видения стратегии продукта. Именно он координирует действия разработчиков, общается с заказчиком, выявляет главные потребности продукта и отвечает за финальный вариант продукта.

Для тех, кому лень читать, мы собрали все необходимые навыки PO, услышанные от Михаила Карпова, в таблицу.

Продакт оунер — важная роль в Scrum-команде. За что он отвечает и в каком проекте без него не обойтись? Рассказываем в статье.

Все чаще в связке с ИТ-проектами можно услышать понятие “Agile”. Что это? Так называют комплекс гибких подходов к разработке ПО, который основан на системе ценностей и коротких циклах работы над проектом — “итерациями”. В Agile-подходе используют две популярных методологии: Kanban и SCRUM. Остановимся на последней.

Если Agile — философия управления проектом, то SCRUM — это фреймворк, конкретная техника, которую применяют при работе с продуктом. Главное место в этом методе отводится scrum-команде, от которой зависит результат проекта. Ее участники работают как единое целое, при этом каждый отвечает за свою часть и общий результат. Одна команда делает один продукт.

В scrum-команду входят:
-разработчики (3–7 человек);

Чем занимается Product Owner

Именно Product Owner отвечает за создание продукта и его конечный результат. Он отвечает за продукт со стороны компании. Его основная задача — увидеть итоговый продукт с позиции ценности как для пользователя, так и для самой компании. Product Owner погружен в процесс разработки и доносит свои идеи программистам, которые формирует из общения с бизнесом и пользователями. Получается, что Product Owner — связующее звено между командой разработчиков и бизнес-заказчиком. Он принимает окончательные решения и определяет стратегию по принципам Agile. У владельца продукта всегда в запасе несколько идей и он поэтапно ведет команду к результату.

Ключевые задачи

Продакт оунера нельзя путать с менеджером проекта, который выполняет управленческую роль в команде: распределяет задачи, отслеживает результативность и руководит работой коллег. Однако в вакансиях работодатели часто объединяют их задачи в одну вакансию.

Чем же занимается Product Owner?

  • Отвечает за ценность продукта;
  • Определяет бэклог (список задач для разработчиков и порядок их выполнения);
  • Формирует единое видение проекта для всей команды;
  • Обеспечивает прозрачность Product Backlog и требований к разработке;
  • Развивает продуктовую команду;
  • Выстраивает работу с аналитикой и продуктовыми метриками;
  • Проводит тесты и проверяет разные гипотезы;
  • Применяет Customer Development (тестирование идей будущего проекта);
  • Вырабатывает продуктовую стратегию вместе с заказчиком.

Роль Product Owner

Как правило, он нужен в компаниях, которые разрабатывают собственные приложения, веб-сервисы, антивирусы и др. То есть в продуктовых компаниях, чей основной клиент — конечный пользователь. Для продакт оунера важно ориентироваться на пользу и юзабилити продукта, поэтому его роль в такой компании переоценить сложно.

В небольших компаниях и стартапах владелец продукта — это собственник бизнеса и тут он полностью погружен в проект. С крупными компаниями ситуация другая: здесь возникает сложность как с самим продуктом, так и с компетенциями человека, который будет за него отвечать. К тому же Product Owner должен более детально работать с клиентом, пользователями и стейкхолдерами. Длинная иерархия не способствует прозрачности процесса и гибким решениям, именно поэтому ИТ-отделы начали пересматривать подход и выстраивать работу по принципам Agile.

Но всегда ли роль Product Owner выполняет один человек из проекта? На самом деле, нет. Например, если компания использует фреймворк, она адаптирует функционал сотрудников под несколько задач. В заказной разработке Product manager может быть одновременно и владельцем продукта, и scrum-мастером. Такой подход не соответствует правилам scrum, но в редких случаях возможен. В ином случае может страдать качество работы и самого продукта. За продукт должен отвечать один человек, который погружен в суть и понимает приоритеты. Без него команда не сможет отделить приоритетные задачи от вторичных.

Особенности подбора

Определите роль

Agile — четкая и гибкая методология, которая может вписаться не во все компании. В первую очередь, команда должна работать по Scrum. Если необходим человек, который будет отвечать за бэклог продукта, тогда стоит искать продакт оунера, а для управленческих задач и продвижения нужен менеджер продукта.

Проявляйте вариативность

Из самого проекта должно быть понятно, кто будет выполнять роль Product Owner. Чаще всего продакт оунера подбирают из вне и обучают внутри команды. Но можно пойти и по другому пути. Подумайте, сможет ли это взять на себя разработчик из команды, или сам заказчик, если проект — создание сайта для его компании.

Комплексный подход

При подборе продакт оунера важно учитывать его технические знания и способность выстраивать тактику. Его основной ресурс — команда, поэтому важно, чтобы он умел выстроить общее понимание задач в команде и направлял ее.

Где искать

Владелец продукта — это не всегда быстрый подбор, потому что в случае с Agile, — открытая коммуникация и ожидаемый результат важнее скорости.

Работные сайты

Executive search

Наиболее результативный, но затратный по ресурсам метод. Составьте список компаний-доноров, которые занимаются похожим продуктом. С этим вопросом рекрутеру поможет тимлид или сами разработчики.

Хедхантинг

Подойдет в том случае, если вы нацелены заполучить конкретного человека из другой компании. Совместно с руководителем составьте легенду без лишних подробностей о проекте, или поищите контакты кандидата в социальных сетях. Хедхантинг — тонкое искусство рекрутинга, поэтому не спешите к нему прибегать, если не уверены в результате.

Кадровое ИТ-агентство

Чтобы найти продакт оунера, который подойдет именно вашему проекту, нужно знать дополнительные источники поиска. С этими задачами справится профильное ИТ-агентство.

Оставляйте заявку на нашем сайте — мы поможем найти классного специалиста.

В своей предыдущей статье я рассказывала о роли Product Manager и том, чем она отличается от роли Project Manager. Стоить отметить, что понимание этих позиций разнится не то что в разных странах, а в разных компаниях в пределах одного города. Одни их противопоставляют, другие считают, что эти должности взаимозаменяемы, третьи - что функции продакт-менеджера входят в функции проджекта.

Кто прав? Единого ответа нет. Сфера ИТ стремительно развивается, компании расширяются, создаются новые проекты, которые требуют новых подходов. Появляются “многостаночники”: девопсы, фулстек-разработчики, технические проджект-менеджеры. Все это зачастую приводит к путанице, когда HR-команда не может четко сформулировать, кто же им собственно нужен, и появляются вакансии, которые включают в себя набор обязанностей “от всех по чуть-чуть”.

Сделав сравнение Project Manager и Product Manager, я получила вопрос:

“А в чем тогда разница между Product Owner (владелец продукта) и Product Manager (менеджер продукта)?”


Давайте разбираться вместе!

Product Owner - это понятие из Scrum. У того, кого так назвали в команде проекта, есть набор своих функций и обязанностей.

Product Manager не привязан к какой-то определенной модели, методологии или фреймворку.

Менеджер продукта отвечает за общее видение продукта и его соответствие требованиям рынка; он контролирует процесс создания, общается с целевой аудиторией и разрабатывает маркетинговую стратегию для запуска, после которого постоянно оценивает актуальность продукта и, при необходимости, совершенствует его.

Владелец продукта отвечает за “достижение максимальной ценности продукта”. Он работает с командой, владеет минимальными техническими знаниями для лучшего понимания задач, решает, что и в какой последовательности будет реализовано из беклога, общается с пользователями на разных этапах для сбора обратной связи.

Продакт-менеджер - стратег. Он дает направление, куда мы будем идти и что мы будем там делать.

Продакт-оунер - тактик. Он создает детальную карту путешествия и список задач, которые нужно выполнить, предлагает, как можно повысить ценность и практичность продукта в каждом текущем моменте.

Главный KPI продакт-менеджера - продукт, приносящий прибыль компании.

Главный KPI продакт-оунера - продукт, максимально соответствующий требованиям на момент его реализации.

На этапе зарождения продакт-менеджмента скорость развития рынка и выпуска продуктов была совсем другой. Продакт-менеджер разрабатывал видение продукта и передавал его на реализацию проджект-менеджеру. В 1980-х, когда рынок стал меняться быстрее, продукты к моменту их выхода могли потерять свою актуальность. Появился Scrum со своей ролью владельца продукта, который чувствует, “куда ветер дует” относительно его бизнеса, и вносит необходимые изменения в беклог, постоянно держа руку на пульсе и корректируя приоритеты.

Написанное выше - это скорее из серии “как задумывалось”. Как же дело обстоит на рынке труда? Есть ли запросы на эти должности и что входит в круг их обязанностей? К примеру, на DOU мы получаем 100+ вакансий для Product Manager (средняя зарплата от $1800 при опыте 2+ лет) и 30+ при запросе “Product Owner”. Rabota.ua нам показывает 300+ вакансий для продакт-менеджера и 70+ для продакт-оунера. Headhunter по запросу для России и Украины выводит более 2000 вакансий для Product manager и 600+ для Product Owner.

Как дело состоит с релевантностью? Написав запрос “Product Manager” на dou.ua, мы получили 113 результатов. Однако вакансий с точно таким же названием оказалось 76, еще 26 подтянулось в виде “Product Owner”, остальные включали в себя Support Representative, Game Producer, Business Analyst, Project Manager или Brand manager. Что получилось, когда мы поставили запрос на “Product Owner”? 28 оказались релевантными, 3 были написаны - Product Owner/Product Manager. Картина с запросом “Product Owner” на rabota.ua показала, что эта роль тоже не до конца понята.

Давайте еще взглянем на эти должности в разрезе Facebook, Amazon и Google. Поискав их в списке вакансий, мы нашли запросы на менеджера продуктов - от Intern до Senior. Facebook описывает эту должность как

“визионера, который ведет идеи новых продуктов от первоначального концепта до запуска “созревшего” продукта”.

Примеры вакансий и более подробное их описание можно посмотреть FB Product Manager и Sr. Product Manager от Amazon. В Google помимо более 600+ запросов на эту должность, есть своя обучающая программа “Google Associate Product Manager Program”.

А что же с требованиями к этим должностям? Какими эти позиции видят рекрутеры?

Требования к Product Manager:

Умение анализировать рынок и продукцию конкурентов, выявлять болевые точки и проблемы потенциальных пользователей для понимания возможных зон развития.

Понимание, как превращать потребности клиента в готовый продукт.

Опыт в проведении тестов (к примеру, A/B, A/A) и навыки анализа больших объемов информации.

Знание принципов UX/UI дизайна и инструментов для прототипирования.

Опыт в создании плана развития продукта или отдельных функций и отслеживание его выполнения.

Умение работать в постоянно-меняющейся окружающей среде и сбор необходимых аналитических данных для “процветания” продукта в этих условиях.

Понимание процессов разработки продукта, зон ответственности команды и навыки общения с заказчиками и потенциальными пользователями.

Знание английского языка - не ниже Upper Intermediate.

Требования к Product Owner

Опыт работы в Scrum и понимание гибких методологий и фреймворков в целом.

Организационные, аналитические и коммуникационные навыки.

Умение находить ключевые проблемы и возможности разрабатываемого продукта.

Способность правильно приоритизировать деятельность (как свою, так и команды) для успешной работы над проектом.

Умение анализировать, КАК думают потенциальные пользователи, ЧЕГО они хотят, КАК себя ведут с целью дальнейшего “превращения” этой информации в функции и услуги.

Способность “предсказывать” тренды в будущем, основываясь на имеющихся данных.

Опыт в оптимизации продукта через А/В тестирование.

Умение разбивать весь объем работы на отдельные задачи для дальнейшей презентации их стейкхолдерам и членам команды.

Знание английского языка - не ниже Upper Intermediate.

Опыт написания технической документации.

И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.

Обязанности Product Manager:

Находить и анализировать возможности рынка и потребности ЦА для создания концепта продукта и стратегии его разработки.

Общение с клиентами напрямую.

Создание плана разработки, контроль его выполнения и написание документации.

Сотрудничество со стейкхолдерами, проджект-менеджерами и командой для общего понимания, каким образом создаваемый вами продукт будет соответствовать требованиям клиентов.

Написание high-view требований и детализация их с командой.

Создание пути клиента “от А до Я”, чтобы впечатления пользователей были максимально положительными на всех этапах взаимодействия с продуктом.

Мониторинг метрик, создание и проверка гипотез.

Помощь при выведении продукта на рынок и дальнейшая его поддержка.

Обязанности Product Owner:

Анализировать рынок и потребности клиентов, понимать их ожидания и психологию.

Собирать обратную связь как от стейкхолдеров, так и от конечных пользователей.

Быть “клеем” для команд аналитиков, дизайнеров, разработчиков и поддержки, чтобы происходила эффективная коллаборация между ними.

Определять объем работ для разработчиков и формировать беклог.

Управлять релизами, ставить задачи команде.

Участвовать в демонстрациях и ретроспективах.

Создавать техническую документацию (пользовательские истории, видение, руководство для пользователей и т.д.) и четкие достижимые спецификации, чтобы команда выпускала ключевые функции вовремя и с максимальной ценностью для рынка.

Создавать рекомендации для маркетинговых стратегий с целью привлечения и удержания пользователей.

Формировать дорожную карту продукта.

Контролировать создание продукта от идеи до поставки заказчику.

Часто эти 2 должности считаются взаимозаменяемыми. В маленьких компаниях - да, такое возможно. В больших при совмещении начинает страдать качество. У одного из моих текущих клиентов есть обе роли. Продакт-менеджер - для общения со стейкхолдерами и бОльшим фокусом на бизнес-требованиях

. Продакт-оунер - для составления списка требований к софту и общения со Scrum-командами. Кстати, они работают по SAFe, где заложены обе эти роли.

Какой вывод? В компаниях, особенно продуктовых или с продуктовой моделью работы, должность менеджера продуктов - это must-have, ведь именно он должен разрабатывать продукт, который будет приносить прибыль.

Если компания работает по Scrum, SAFe и т.д., то появится владелец продукта - человек, отвечающий как минимум за постоянную приоритизацию требований к разрабатываемому продукту и дающий быструю обратную связь команде разработки.

Мой вывод: навыков продакт-менеджера вполне хватает для роли продакт-оунера и наоборот. Не важно, как вас назвали, важно, для чего вас наняли.

Читайте также: