Что входит в обязанности школы

Обновлено: 02.07.2024

· Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?

· Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен [4] . Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку [5] ..

При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. [6]

Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. [7]

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени [8] лишь запутывают вопрос.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов?

В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно.

Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю [9] .

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам [10] , средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.

2. Во время каникул - требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.

3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.

4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).

5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотруд ники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работ ники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

· Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.

· Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю [14] .

· Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

· разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя

· в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя

· предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета

· расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

К сожалению, все это меры могут действовать только на уровне конкретной школы. Махинации с рабочим временем будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее само нынешнее деление на нормированную и ненормированную части. Подобное Постановление для профессорско-преподавательского состава вузов уже существует [15] . Но это уже проблема общероссийская, решаемая только при наличии мощного учительского движения.

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих.

Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету.

Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ

[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Должностные обязанности педагога — это в первую очередь воспитание, социализация и обучение учащихся. Учитель организует образовательную деятельность, осуществляет контроль за поведением учеников, отвечает за их жизнь и здоровье.

Кто такой учитель

Профессия учителя пришла к нам из древних времен и на протяжении многих лет должностные обязанности учителя в школе сводились к необходимости учить, воспитывать и соблюдать этику. Эта специальность сложная и ответственная, требует квалифицированной подготовки и наличия таких личных качеств:

  • любовь и терпимость к детям, даже самым сложным, умение находить подход к любому ребенку;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых стрессовых ситуациях;
  • коммуникабельность, жизнерадостность и организованность;
  • высокий культурный уровень, грамотная речь и психологическая устойчивость.

Указанные права и обязанности учителя в законе об образовании прописываются в должностной инструкции и подлежат обязательному соблюдению. Чтобы работать учителем, требуется наличие педагогического образования, полученного в колледже, педагогическом университете.

Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов

  • выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
  • выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
  • бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
  • разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
  • вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
  • объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.

Что входит в функции учителя

  • обучение по утвержденной программе;
  • осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.

Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной (вечерней);
  • в форме самообразования;
  • экстерната;
  • дистанционного обучения.

Какими правами обладает

  • получение социальных гарантий и льгот по законодательству РФ;
  • внесение предложений по улучшению образовательного процесса;
  • выбор учебных пособий и методик обучения;
  • принятие участия в решениях педсовета, других органов управления;
  • ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;
  • выдвижение своей кандидатуры на выборную должность в педагогическом совете;
  • обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • защиту чести и достоинства.

Что входит в обязанности

  • обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
  • планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
  • анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
  • обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
  • вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
  • проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
  • оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.

Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:

  • точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
  • обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
  • руководству и контролю за развитием образовательного процесса.

Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:

  • проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
  • контроль состояния учебного оборудования;
  • оказание необходимой медицинской помощи;
  • ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.

За что несет ответственность

Должностные и функциональные обязанности учителя подлежат обязательному выполнению и работник несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение их, в том числе за:


Какую бы область нашей жизни мы ни затронули, везде важно соблюдение некоторых правил, чтобы царил не хаос, а порядок. Каждый из нас является самостоятельной личностью, которая должна знать свои права, но и не следует забывать о том, что у каждого человека есть и определенные обязанности.

Чаще всего именно когда ребенок переступает порог школы и приходит в первый класс, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и обязанности учителя и ученика. Познакомить с самыми основными из них малыша могут еще родители. В статье мы постараемся подробнее разобрать не только права ученика в школе РФ, но и не забудем про их непосредственные обязанности.

Право на получение основного образования

В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные образовательные учреждения. Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.

Дети приходят в школу, чтобы получать знания, но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.

права ученика

Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс - начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.

По окончании школы выдается аттестат о среднем образовании, но для его получения необходимо сдать выпускные экзамены, которые подтвердят, что ребенок не зря проходил в школу 11 лет. Только с этим документом выпускник имеет полное право продолжить свое образование в высшем или среднем специальном заведении.

На что ученик имеет право

Переступив порог школы, маленький ребенок уже не просто чадо своих родителей, но еще и обучающийся. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с правилами поведения в школе, а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в стенах заведения. Права ученика заключаются в следующем:

  1. Каждый ученик имеет полное право получить не только начальное, но и среднее образование совершенно бесплатно.
  2. Каждый учащийся при желании может участвовать в управлении школой, все это обычно прописывается в Уставе.
  3. Маленький ребенок – это уже полноценная личность, которая имеет право на уважение со стороны учителей и всех работников учреждения.
  4. Ученик имеет право знать свою отметку как за письменные работы, так и за устные ответы.
  5. Ребенок может участвовать во всех школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Имеется право на добровольное участие в трудовой деятельности.

права ученика в школе

Права ученика РФ имеют также пункт о том, что при желании ребенок всегда может перейти в другую школу. Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.

Права ученика на уроке

Можно назвать отдельные пункты, которые разъясняют, какие права ученика в школе на учебном занятии. Среди многих хочется отметить следующие:

Это, конечно, не все права ученика, можно назвать и другие, которые уже не относятся непосредственно к учебному процессу.

Право на здоровое образование

Каждый ученик не только может получать бесплатное образование, но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:

    Полное право ребенок имеет в течение школьного дня получить бесплатную медицинскую помощь, если таковая потребуется.

права и обязанности ученика

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.

Что обязан делать ученик

Школьные права ученика – это хорошо, но не стоит забывать про то, что у каждого человека имеется свой круг обязанностей, которые он должен выполнять. Это касается и обучающихся в школе. Вот перечень некоторых обязанностей детей в стенах школы:

  1. Прежде всего ученик должен уважать не только педагогов, но и всех работников школы.
  2. Уважительно относится к результатам чужого труда.
  3. Самой главной, наверное, обязанностью школьника является добросовестное отношение к учебе.

права и обязанности ученика в школе

Все права и обязанности ученика в школе должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.

Что запрещено ученикам в школе

Есть некоторые вещи, которые запрещено делать детям в школе:

  • Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы, например, оружие, боеприпасы.
  • Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой, а также принимать участие в разборках других учащихся.
  • Запрещено ученику пропускать уроки без уважительной на то причины.
  • Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в школе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
  • Курение на территории школы также находится под запретом. За это ученика могут поставить на внутришкольный учет и оштрафовать родителей.
  • Недопустимо играть в стенах школы в азартные игры.
  • Запрещено воровать чужие вещи, школьные принадлежности.
  • Причинение вреда школьному имуществу понесет за собой наказание.
  • Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или учителю.
  • Ученик не должен игнорировать замечания педагогов.
  • Каждый ребенок в школе должен знать, что ему запрещено приходить на занятия без выполненных домашних заданий, хотя таких недобросовестных учеников в каждой школе предостаточно.

Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то школьная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.

На что имеет право учитель в школе

Невозможно себе представить урок без педагога. Учителя являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:

  1. Каждый педагог может участвовать в управлении школой согласно школьному Уставу.
  2. Имеет право на уважительное отношение к своей личности, а также на уважение профессиональных качеств, точно так же, как права ученика включают пункт об уважении к личности ребенка.
  3. Учитель имеет право на защиту со стороны администрации от вмешательства родителей в те вопросы, которые входят в круг его обязанностей.
  4. Педагоги по своему усмотрению могут выбирать учебные программы, учебники и пособия к ним.

права и обязанности учителя и ученика

Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.

Обязанности учителей

Несмотря на то что педагоги - взрослые люди и на них держится весь учебный процесс, список обязанностей у них никак не меньше ученических:

  • Каждый педагог должен выполнять не только школьный Устав, но и соблюдать свою должностную инструкцию.
  • Ученики должны брать пример достойного поведения в общественных местах и в учебном учреждении с педагогов, значит, они обязаны этот пример подавать.
  • Учителя обязаны уважать в учениках личность и заботиться о том, чтобы соблюдались права ребенка.

права ученика и учителя в школе

Список обязанностей приличный. Но не будем кривить душой, ведь педагоги тоже люди - не всегда, особенно некоторые пункты, соблюдаются.

Права классного руководителя

После того как ребенок переступает порог школы в первый раз, он попадает в руки своей второй мамы – классного руководителя. Именно этот человек станет их главным наставником, защитником и путеводителем в новую для них школьную жизнь. У всех классных руководителей, равно как и у других учителей, имеются свои права, которые заключаются в следующем:

  • Наверное, самое главное право – это следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика в школе.
  • Классный руководитель может самостоятельно разрабатывать на свое усмотрение программу работы с детьми и их родителями.
  • Может рассчитывать на помощь администрации.
  • В его праве пригласить родителей в школу.
  • Всегда можно отказаться от обязанностей, которые не входят в круг его профессиональной деятельности.
  • Классный руководитель имеет право на информацию о психическом и физическом здоровье своих воспитанников.

Чтобы следить за соблюдением своих прав, прежде всего необходимо их хорошо знать.

На что не имеет право классный руководитель

В любом учреждении имеется черта, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах работникам. Учебных заведений это касается в первую очередь, так как учителя работают с подрастающим поколением, которое именно в школьных стенах должно научиться тому, как стать самостоятельной ответственной личностью.

  1. Классный руководитель не имеет право на унижение и оскорбление школьника.
  2. Недопустимо использовать в качестве наказания за проступки отметки в журнале.
  3. Нельзя нарушать слово, данное ребенку, ведь мы же должны воспитать честных граждан нашей страны.
  4. Злоупотреблять доверием ребенка также не пристало учителю.
  5. Нельзя использовать семью в качестве средства наказания.
  6. Не только для классных руководителей, но и для всех учителей не совсем красиво и правильно обсуждать за спиной своих коллег, подрывая тем самым авторитет коллектива учителей.

Обязанности классных руководителей

Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:

Можно добавить, что классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников во время всех школьных и классных мероприятий. Если в процессе своей работы педагог нарушил права ученика путем применения по отношению к нему методов физического или психического насилия, то он может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в некоторых случаях и привлечен к уголовной ответственности.

права ученика в школе РФ

Чтобы обстановка в стенах учебного учреждения была доброжелательной и благоприятной для освоения знаний, необходимо родителям прививать с самого раннего детства своим малышам правила хорошего поведения. Но в стенах учебного заведения для детей уже важно знать не только права ученика в школе, но и круг своих прямых обязанностей. Важно, чтобы родители интересовались школьной жизнью своих детей, знали обо всех его неудачах и успехах, отношении с учителями и сверстниками, чтобы при необходимости уметь защитить их права.


Старостат — собрание старост класса, являющееся административным звеном СУШ.

1. Староста класса — ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.

2. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.

3. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.

4. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.

5. Староста класса отвечает:

  • за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
  • за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
  • за организацию самоуправления в классе.

6. Староста класса имеет право:

  • созывать и проводить общие собрания класса;
  • собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
  • Сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
  • требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
  • организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
  • оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
  • в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
  • определять объем работы дежурных по классу;
  • контролировать работу дежурных по классу;
  • выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;
  • для проведения занятий (по поручению учителя или в случае особой необходимости) брать журнал в учительской и ключ от кабинета;
  • представлять интересы класса в общественных организациях школы;
  • участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса.

7. Староста класса обязан:

  • знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании и сообщать о них одноклассникам;
  • сообщать завучу школы или дежурному администратору, если урок не начался в течение 10 минут по расписанию;
  • знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том или ином учебном занятии;
  • организовывать дежурство по классу, составлять графики дежурства, назначать дежурных по классу и координировать их действия, во время дежурства класса по школе назначать дежурных на посты, инструктировать дежурных об их обязанностях;
  • заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назначать для этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и контролировать их действия;
  • выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
  • учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;
  • координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
  • информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления школы, касающихся класса;
  • по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.

8. Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.

9. Староста класса входит в состав старостата школы, пользуется правами и выполняет обязанности члена старостата.

10. За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего, перед:

  • общим собранием класса;
  • классным руководителем;
  • школьным ученическим советом.

11. О положении дел в классе и о своей работе староста периодически отчитывается, перед:

  • коллективом класса;
  • Президентом учащихся;
  • Советом учеников школы;
  • Старостатом.

12. За добросовестное выполнение своих обязанностей старосты поощряются.

VII. Законы и правила школьного ученического совета

Законы Ученического совета школы.

Закон ответственности

Члену Ученического совета школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.
Член Совета настойчиво добивается выполнения решений Ученического совета школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело.
Член Ученического совета школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Член Совета — пример в отношении к делу, к учебе и к труду.
Член Ученического совета школы отвечает перед Советом за свои действия, которые он совершал от имени Совета. За эти действия и за свою работу в Совете член Ученического совета школы отчитывается на сессии Совета, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции.

Закон внимательности

Член Ученического совета школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе. Член Совета также внимательно читает объявления о сессиях Совета.

Закон точности

Член Ученического совета школы точен во времени и в делах, держит свое слово.

Закон дисциплины

Член Ученического совета, безусловно, выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения Совета, поступает в соответствии с Положением об Ученическом совете школы.

На заседании Ученического совета школы действуют Правила:

Правило свободного микрофона

Правило двух минут для выступления

Правило семи минут для доклада

Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного доклада по решению Совета может быть дано дополнительное время.

Правило поднятой руки

Если хочешь сказать важное — подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то поднял руку — ты, как и все, должен его выслушать внимательно и не перебивая. Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет ведущий (председательствующий).

Правило реплик

Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.

Правило свободы мнений

Правило конструктивной критики

Правило блокнота и ручки

На сессию члены Совета приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать в своем классе.

VIII. Положение о выборах в школьный ученический совет

Школьный ученический совет формируется из президента школы, вице-президента школы, старостата, советника ученического совета, консультанта ученического совета.

Читайте также: