Что входит в обязанности сестры милосердия

Обновлено: 02.07.2024

Главный врач Московского военного госпиталя Н.И. Якимов и сестры милосердия 1907 год

Свое именование оно получило от основателя — французского священника Венсана де Поля (Vincent de Paul), известного в России XIX века и у современных русских католиков под именем святого Викентия. Его правой рукой и единомышленницей стала знатная и богатая вдова Луиза де Марийяк, также канонизированная католиками как святая. Именно она возглавила сначала первую местную общину близ Парижа, а затем и все общество и приняла пожизненные обеты генеральной настоятельницы. Большинство местных общин имело свои общежития — Домы — при больнице, детском приюте и т.п. Каждая такая община возглавлялась настоятельницей, супериорессой. Лишь сестры, направляемые на дальние приходы, жили в нанятых комнатах.

Особенности общества Венсан образно и поэтично выразил в общих правилах (пункт 2), данных Дочерям Милосердия:

Создание таких деятельных общин было рискованным новаторством, и осуществлялось Венсаном де Полем осторожно и постепенно, в течение нескольких десятилетий, вдали от папского престола. Поэтому в Италии и Испании общины сестер милосердия появились намного позднее, чем в других европейских странах. Венсан и его сподвижница Луиза не раз подчеркивали, что они никогда и не думали об основании какой-то новой монашеской общины. Возможно, так оно и было, но само начинание и его общая идея были с энтузиазмом востребованы временем Контрреформации, получили поддержку и у простых женщин, поступавших в местные общины сестер милосердия, и у знатных и богатых, живущих в мiру. Последние числились Дамами Милосердия и использовали для поддержки общества свои средства и положение.

Вот что пишет об этом начальница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Екатерина Михайловна Бакунина, посетившая католических сестер милосердия в 1859 году:

Братья-лазаристы, которых упоминает Е.М. Бакунина, принадлежали мужской конгрегации Миссии, которую Венсан де Поль основал почти одновременно с Дочерями Милосердия. Под общим руководством генерельного настоятеля Миссии, рука об руку со священниками-лазаристами, католические сестры милосердия вскоре распространились не только по всей Европе, но и на Ближнем Востоке, в Северной и Южной Америке, Африке и Китае. Во Франции, где они больше известны как сестры св. Венсана де Поля, в 1789 насчитывалось 426 их Домов. Число же сестер Милосердия к этому времени лишь в одной Европе достигало 6000.

Почитаемым для монашеской общины могло стать одно из божественных Имен или свойств. Это справедливо и для общества, основанного Венсаном де Полем, где особо почиталось и служило образцом для подражания Милосердие[6]. В первом пункте общих правил Дочерей Милосердия, составленных основателем, говорится:

Таким образом, несмотря на новаторскую форму, общество Дочерей Милосердия получило от своего основателя традиционные, прежде всего, духовные ориентиры. В правилах нашли отражение и особенности латинского вероучения, касаться которых здесь вряд ли уместно.

Авторы фундаментального исследования, посвященного правилам Дочерей милосердия, служанок бедных, отмечают:

Мы подробно остановились на описании общества Дочерей или Сестер Милосердия по двум причинам.

2. Вернувшись к этимологии словосочетания сестры милосердия, понять, что тот смысл, который вкладывали в него католики, в буквальном переводе на русский язык был не понят и невольно искажен. Оно приобрело иной, оценочный характер с акцентом на душевности и сострадании, и недаром народ переиначивал его в милосердных сестер. Как справедливо находил петербургский священник о. Александр Гумилевский, оно звучало не совсем по-русски[11]. Но к этому оказались нечутки основательницы первых общин сестер милосердия, представительницы высшего света, для которых французский был почти родным языком.

Характерно, что первая в России община сестер милосердия — Свято-Троицкая — была межконфессиональной, т.е. конфессионально-смешанной, включая православных, лютеранок и католичек, а возглавляла ее Сара Биллер, из английских квакеров. Таким образом, объединение сестер в одну общину достигалось отвлечением от вероисповедных и догматических различий.

Межконфессиональный (interkonfessionalle) характер первых общин сестер — Свято-Троицкой (1844 г., 1848 г.), во имя Христа Спасителя (1846 г., 1853 г.) и Крестовоздвиженской (1854 г., 1870 г.) [12] — отмечался в лютеранском источнике [13]. Такая межконфессиональность, на наш взгляд, вполне соответствует определению России как межконфессиональной Империи в синодальный период истории Русской церкви, данному выдающимся церковным историком И. К. Смоличем[14].

Но все эти начинания так и не получили в дальнейшем существенного развития. Игуменья Митрофания была арестована и осуждена за мошенничество и подделку векселей. Одной из главных причин своего поругания мать Митрофания называла учреждение епархиальных общин сестер милосердия. [32] Как утверждали ее враги, в своем падении игуменья Митрофания стала жертвой собственного честолюбия и чрезмерной активности. Но ее вина несоизмерима с тем неслыханным скандалом, который раздули с какой-то мстительной злобой либералы обеих столиц и вокруг следствия, и вокруг судебного процесса. Дело организации епархиальных или каких-либо иных церковных общин сестер милосердия было скомпрометировано в глазах светского общества, от него отшатнулось монашество.

Общины сестер милосердия сыграли основную роль в становлении новой женской специальности, ведя профессиональную подготовку сестер на своих учебных курсах и в собственных заведениях. Но со временем они становились тормозом для дальнейшего развития профессии сестры милосердия. Женщины, желавшие ею овладеть, стремились на различные учебные курсы, не вступая в общины или отслужив в них минимальный срок.

На рубеже 80-х и 90-х годов XX столетия в России вновь появились общины сестер милосердия. Так стали называться группы православных мирянок во главе со священниками, объединившихся для оказания помощи больным, сиротам, престарелым, бездомным, бедным.

Примечательно и то, что первые общины сестер милосердия возникли в местах, где упомянутый класс имел значительное представительство: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирском Академгородке. Именно выходцы из его среды как активные православные неофиты оказались в числе организаторов новых общин.

Пятнадцатилетняя история современных общин сестер милосердия, большинство из которых после принятия нового Устава РПЦ МП в 2000 году именуются сестричествами, — обширная и непростая тема, требующая особого исследования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

YouTube
Instagram

Здесь не бывает ненужных дел и слов: свою сестричку подопечные часто воспринимают как самого родного и близкого человека, которому доверяют и с которым готовы общаться сутками напролет. Кто соглашается на эту тяжелейшую в физическом и психологическом плане работу? И почему мы никуда не уйдем от развития интегрированного подхода в оказании помощи на дому? Беседуем об этом с генеральным секретарем Белорусского Общества Красного Креста Ольгой Мычко.

— Ольга Викторовна, обеспечение достойного качества жизни пожилых и одиноких людей всегда в приоритете вашей организации. Но, как говорится, помощи много не бывает.

— Руки нужны всегда. А к рукам — голова и сердце, которые могли бы эту помощь оказывать, избегая формальностей. Знаете, в чем проблема современной медицины во всем мире? Мы не лечим Иванова, Петрова или какую-нибудь миссис Смит. Мы лечим гипертонический криз, пневмонию, бесплодие. А у наших сестер милосердия на попечении как раз конкретные Ивановы и Петровы. Со своими жизненными перипетиями, с окружением, которое тоже максимально старается помочь. Вокруг одного больного человека — семеро мужчин и женщин, которые задействованы в его жизни. И часто нужно оказывать помощь не только тому, кто прикован к кровати или инвалидной коляске, но и его ближнему кругу. Ведь помощь — понятие многогранное. В понедельник это может быть информационная поддержка: как узнать, где купить те или иные лекарства, получить бесплатно подгузники. В среду — физический труд: нужно вымыть полы, сходить в магазин, приготовить еду, чтобы дать хоть какую-то социальную передышку тем, кто ухаживает за инвалидом изо дня в день. В пятницу — психологическая разрядка: просто быть рядом, разговаривать, поддерживать, поднимать настроение.

— В нашей стране созданы сильные системы здравоохранения и социальной защиты, каждая из них выполняет свои функции. Достаточно вспомнить о социальных работниках, патронажных медсестрах.

— Это так, но, к сожалению, в некоторых моментах возникает пробел, который не покрывается отдельными государственными или общественными структурами. Красный Крест находится на стыке этих двух систем и вносит свой важный вклад в оказание помощи тяжелобольным людям на дому. Наша организация подписала соглашения с Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения. На местах наша медико-социальная служба тесно взаимодействует с территориальными организациями здравоохранения, с участковыми врачами, с центрами социального обслуживания населения. Помощь, которую оказывают сестры милосердия, — долговременная, в среднем около пяти лет. Как правило, они обслуживают подопечного до конца его жизни и помогают ему достойно покинуть этот мир.

Есть в нашей работе и элемент кейс-менеджмента, когда работник становится координатором услуг. Если нужно решить вопрос с оформлением инвалидности, с опекой, сестра милосердия часто берет это на себя. Порой случается и такое: помогает подопечному наладить контакт с родными и близкими, друзьями, соседями. Такие вопросы, казалось бы, никак не связаны с нашими прямыми функциями, но уникальность этой работы в том и состоит, что медицинское неотделимо от социального.

Шесть медицинских сестер милосердия Белорусского Красного Креста получили международное признание и удостоены медали имени Флоренс Найтингейл — самой почетной и высшей награды для сестер милосердия во всем мире: это Нина Близнюк (2009 год), Людмила Леликова (2011 год), Ольга Гейцева (2013 год), Тамара Терешина (2013 год), Изольда Семушина (2013 год). А буквально на днях к их компании присоединилась и Галина Кулагина

— Сколько в стране сестер милосердия Красного Креста и что это за люди?

— Сегодня это совсем небольшая цифра — 225 работников. Все они — представительницы прекрасного пола (хотя одно время у нас работал один брат милосердия). В основном — старше 50 лет, которые либо уже находятся на пенсии, либо совмещают работу в нашей организации со своей основной деятельностью. И вот этими силами ежегодно медико-социальную помощь на дому удается оказывать почти 1500 пациентам. Хотя, если учитывать, что в стране порядка 125 тысяч человек нуждаются в услугах сестер милосердия, в среднем на каждую из наших самоотверженных женщин приходится около 60 подопечных.


Иван Игнатьевич Воронов и медицинская сестра милосердия Валентина Найденок. Посещает подопечного каждый день.
Фото: @ Швейцарский Красный Крест

— Нагрузка просто нереальная…

— И это только если вести речь об инвалидах. Но не стоит забывать, что мы постепенно приближаемся к отметке в 20% пожилого населения, а это означает, что одиноких и одиноко проживающих пожилых и престарелых людей становится все больше. В то же время, если двое стариков живут вместе и либо не имеют детей, либо их дети и внуки живут далеко, они тоже нуждаются в присмотре.

Зачастую престарелые матери и отцы категорически не желают переезжать к своим ближайшим родственникам, хотят дожить и умереть в своем доме, так что не нужно огулом обвинять сыновей и дочерей в преступном равнодушии к судьбе родителей. Например, сын каждую неделю в выходные ездит за сотни километров от дома в деревню, чтобы проведать 85-летнего отца, проводит у него часть отпуска, праздники. Но он не может бросить в другом городе семью и работу, чтобы вернуться в отчий дом и досматривать близкого родственника. Поэтому на помощь приходит сестра милосердия.

Есть и другие примеры. В частности, совсем старенькая жена самоотверженно ухаживает за лежачим мужем, но она сама в таком состоянии, что ей нужно помогать спускаться по лестнице, ходить в магазин. Дети у этой пары умерли, внуки разъехались по другим странам, а супруги и слышать не желают о том, чтобы переехать к кому-то из них.

Хватает в жизни историй, в которых трудно найти правых и виноватых. С одной стороны — родительский эгоизм, с другой — человек имеет право жить и умереть там, где он хочет. И в идеале каждому нужно помочь.

В 2019 году исполняется 55 лет со дня формирования медико-социальной службы Белорусского Красного Креста

— В Беларуси более 3000 общественных и около 800 организаций, которые позиционируют себя как гуманитарные. Неужели нельзя привлечь силы со стороны?

— Вопрос не в том, чтобы сделать медико-социальную службу, что называется, колоссальной. Но до 2002 года, когда эта система поддерживалась рублем, у нас работало больше тысячи таких сотрудников. На данный момент осталось только 67 ставок, финансируемых за счет бюджета (их удалось создать благодаря системе государственного социального заказа). Остальные сестры милосердия получают зарплату за счет членских взносов, спонсорской помощи, безвозмездных пожертвований от граждан, коммерческих структур. И люди не особенно рвутся идти на зарплату в 350 рублей, тем более что чаще всего с ними заключаются договоры подряда, а не трудовые контракты сроком на 3—5 лет. Это объяснимо: бюджет формируется на год, и если в следующем году ставка не будет утверждена — что делать с работником? С другой стороны, нельзя оставить этот вопрос исключительно на откуп государственным институтам здравоохранения и социальной помощи, они и так делают свою работу. Да, наилучший вариант — задействовать общественные организации, максимально вовлекать людей в гуманитарные процессы. Социальные проекты и социальные инициативы нужно поддерживать на местах.


Волонтер БОКК Валентина Ткачук помогает подопечной Раисе Шашалевич по дому.
Фото: @ Швейцарский Красный Крест

— Каким образом заинтересовать людей, далеких от проблем одиночества и старости?

— Поверьте, у нас хватает людей зрелого возраста и молодежи, которые хотят быть задействованы в благотворительном процессе. Кто-то просто не знает — как. Одни в состоянии помочь материально, другие готовы предоставить то, о чем мы говорили в самом начале, — руки, сердце, голову. Нужно готовить общество к тому, чтобы оно могло определить свою точку приложения в вопросах милосердия. Выход — создание инициативных групп на местах, в конкретном городе, районе. Чтобы показать человеку, где он может быть применим, где он нужен.

Большинство нормальных людей, которые не больны и не живут только ради себя, готовы не только брать, но и отдавать. Возможностей сделать что-то полезное для общества, для конкретного человека и для себя лично — тысячи. Кто-то организовал для пенсионеров кружок любителей скандинавской ходьбы — это же отлично! Кто-то занялся обустройством спортивного детского городка — на здоровье! Кто-то хочет готовить горячие обеды для бездомных — ради Бога! А есть и те, кто настроен помогать людям на дому. И мы обучаем волонтеров навыкам первой помощи и ухода за тяжелобольными пациентами.

— То есть нужно дать больше свободы общественным организациям?

Помощь нуждающимся Белорусский Красный Крест оказывает на безвозмездной основе. Обеспечить это позволяют разные источники финансирования: до 2002 года это были государственный бюджет и финансовая помощь со стороны Швейцарского Красного Креста и Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. С 2002 до 2013 года служба работала исключительно за счет членских взносов, пожертвований и внутренней спонсорской помощи. В 2012 году была принята новая редакция закона о социальном обслуживании и внедрен механизм государственного социального заказа, который позволяет привлекать некоммерческие негосударственные организации к оказанию социальных услуг на основе государственного финансирования из средств местного бюджета. Осуществляется это на конкурсной основе. В районе местные органы власти проводят анализ социально-демографической ситуации, определяют приоритетные потребности населения, определяют объем финансовых средств, которые можно выделить на государственный социальный заказ. Затем составляется техническое задание на социальные услуги или проекты, проводится конкурс и выбор поставщиков услуг. Белорусский Красный Крест активно участвовал в инициативе подготовки и внедрения госсоцзаказа в нашей стране и стал пионером его реализации. В 2013 году в Гродно был проведен конкурс на оказание услуг медико-социальной помощи, профинансирована одна ставка медицинской сестры милосердия, и это стало апробацией новой системы. С тех пор организация реализовала около 140 договоров на выполнение государственного социального заказа по оказанию услуг нуждающимся категориям населения. Задействованы все области и город Минск, более 50 районов страны.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Быть, а не казаться

© Протоиерей Сергий Филимонов, текст, составление, 2006

В настоящее время, когда Россия переживает не только экономический, политический, но и духовный кризис, на фоне которого так трудно проходит реформирование отечественного здравоохранения и сестринского дела, – возрождение традиций сестер милосердия заслуживает внимания и поддержки.

Появление средних медицинских учебных заведений, в которых ведется обучение медицинских сестер – не только сугубо специальным профессиональным дисциплинам, но – и это главное – диаконическому служению сестер милосердия – настоятельно требует создания новых учебно-методических материалов. Данный учебник под общей редакцией врача высшей категории, доктора медицинских наук протоиерея Сергия Филимонова своевременно восполняет этот пробел.

Учебные материалы этого пособия соответствуют канонам Русского Православия, учитывают общечеловеческие принципы нравственности, права и обязанности граждан РФ, закрепленные Конституцией страны и ее законодательством.

Несомненным достоинством первой части учебника является то, что представленный в ней учебный материал – это результат большого личного медицинского опыта автора и опыта диаконической деятельности в лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга.

Возрождение сестричеств, диаконическое служение сестер милосердия особенно необходимо, когда увеличивается число социально незащищенных групп населения.

Достоинством учебника является то, что он может помочь медицинским работникам, студентам медицинских учебных заведений понять проблемы православного человека, а значит – не оскорбить (по неведению) его чувства и душу.

Директор училища

для медицинских сестер

СПбГМУ им. акад. Павлова,

заслуженный работник Высшей школы РФ,

профессор ВЛ. Лапотников

В учебнике, который ты держишь в своих руках, – опыт наших святых предшественников и наших современников.

Книга состоит из нескольких частей. Первая – диаконическая часть, посвященная истории сестринского дела с момента его зарождения в России, вопросам организации и управления сестричеств милосердия, нравственному облику сестры, ее воспитанию, участию в Таинствах Церкви и катехизации больных с позиций современной медицины. Рассмотрены многие нюансы и неожиданные ситуации, которые могут встретить сестру милосердия на поприще служения Богу и людям.

Вторая часть посвящена общему уходу за больными. Третья часть – нетрадиционная, охватывает вопросы сестринской помощи в экстремальных ситуациях.

Медицинская сестра – девушка или женщина, верующая или неверующая, имеющая специальное медицинское образование (младшее, среднее, высшее), работающая в государственном или негосударственном лечебном учреждении и получающая оплату за свой труд.

Сестра милосердия – православная христианка, несущая церковное милосердное служение, сутью которого является служение Христу и спасение своей души и души ближнего через медицинскую и духовную помощь страждущему человеку (больному, сироте и т. д.). Сестра милосердия имеет как медицинское, так и духовное образование, помогает безвозмездно или за пожертвование.

Диакониса – христианка древней Церкви, оказывающая различные виды помощи ближнему (больницы, тюрьмы, приюты, богадельни) и заботящаяся о спасении его души.

Монахиня – христианка, оставившая мир и его суету и всецело посвятившая себя созерцательному служению Господу.

Многие современные сестры милосердия по сути являются диаконисами, хотя так внешне и не называются.

Монахини западной Церкви, увлеченные активным социальным служением, сошли с истинно созерцательного пути и стали по сути не монахинями, а незамужними диаконисами.

Наш учебник – пособие для сестер милосердия сегодняшнего дня (современных диаконис). Учебник был составлен для занятий с сестрами Санкт-Петербургской общины сестер милосердия во имя св. мученицы Татианы. В дополненном и переработанном виде он включил в себя более чем десятилетний опыт регулярных духовно-медицинских занятий и семинаров. Надеемся, что проделанный труд послужит во славу Божию и принесет определенную пользу нашим сестрам во Христе из других сестричеств милосердия России.

Духовник Сестричества св. мч. Татианы

доктор медицинских наук,

кандидат богословия

протоиерей Сергий Филимонов

Диаконическое служение сестер милосердия

История развития милосердного сестринского служения и ухода за больными

1 1. Истоки милосердного служения и процесс организации общин сестер милосердия (краткая справка)[1]

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме дело ухода за больными получило развитие только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа – апостолы – не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

Христианская попечительность о больных со времен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид – учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

Хотите узнать, что за профессия — медицинская сестра? А может, вы уже молодой специалист, или же — опытный медик с хорошим стажем… Интересно, что вы думаете о своей практике — совпали ли ожидания во время учебы с реалиями медицинской деятельности, не разочаровались ли в своем выборе, что вообще думаете о нашей милосердной профессии. Давайте посмотрим, совпадает ли мнение автора статьи о профессии медицинской сестры с вашим.

Профессия медицинская сестра

Оглавление
  • Суть и особенности профессии
  • Немного из истории
  • Образование, работа и карьера медицинской сестры
  • Квалификационные требования
  • Высшее образование
  • Обязанности
  • Требования
  • Плюсы и минусы профессии
  • Продолжая традиции

Суть и особенности профессии

Медицина — одна из важнейших отраслей человеческой деятельности, требующая привлечения огромных ресурсов, в том числе, человеческих — в качестве различных специалистов. Поэтому профессия медицинская сестра является актуальной, востребованной и уважаемой.

В процессе лечения именно медицинская сестра находится с больным большую часть времени. И от профессионализма и проявления личностных качеств сестры часто зависит результат лечения. Понятно, что профессия медицинская сестра подходит только людям с высочайшей моральной ответственностью и любовью к людям.

Немного из истории

Изучение истории сестринского дела очень важно для будущего специалиста, обучающегося на любом этапе. Историю возникновения, становления и развития медсестринства стоит добавить в багаж своих знаний медицинскому работнику среднего звена. Сознание своей причастности к благому и гуманнейшему делу помощи страдающим людям, гордость за свою работу помогут держать на высоком уровне престиж профессии.

Начало

С XII века в Европе внутри рыцарских орденов начинается образование духовных женских общин опять же служительниц церкви. Одна из первых таких общин основана священником Ламбертом Ле Бегом на территории современной бельгии, в Люттихе (сейчас — Льеж). По имени основателя служительницы назывались бегинками.

Елизавета Венгерская (Тюрингенская)

Эдмунд Блэр Лейтон. Благотворительность святой Елизаветы Венгерской

В XII веке Елизавета Венгерская (Тюрингская или Тюрингенская), урожденная принцесса, от рассказов монахов проникнув идеями сострадания и милосердия, избрала свой путь служения бедным. После разного рода жизненных испытаний: казавшегося счастливым замужества, рождения троих детей, предательства мужа, правления Тюрингией в период голода и эпидемии, удаления от двора, Елизавета основала на собственные средства больницу для бедных (госпиталь) и приют для сирот и подкидышей.

Дочери, они же — сёстры — милосердия

Позже подобные общины появились в Польше, Нидерландах и других странах Европы, а в середине XIX века западноевропейские общины сестер милосердия насчитывали около 16000 участниц.

Крымская война и профессия медицинской сестры

В XIX же веке профессия медицинская сестра утвердилась как самостоятельная параллельно в России и Великобритании. Этому способствовала Крымская война. В 1854 году в России была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Сёстры вместе с врачами сразу же после учреждения устава организации отправились на поля сражений для оказания помощи раненым.

Сёстры Крестовоздвиженской общины, Севастополь, 1855 год

Сёстры Крестовоздвиженской общины, Севастополь, 1855 год. Сканирование: Владимир Васильев — XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. СПб.: Издание А.Ф. Маркса. 1901. С. 132.

Из Великобритании в 1855 году на места сражений Крымской войны выехала стихийная организация женщин-монахинь и сестёр милосердия, во главе которой стояла Флоренс Найтингейл, считающаяся основательницей профессии медсестры.

В России датой возникновения профессии медицинской сестры считается 1863 год, когда вышел приказ за № 33 от военного министра Российской империи о ведении постоянного сестринского ухода за ранеными и больными в военных госпиталях.

Образование, работа и карьера медицинской сестры

медицинский/фармацевтический/медико-фармацевтический техникум/колледж/училище

После окончания учебного заведения можно работать на должности медицинской сестры в организациях:

  • лечебно-профилактические учреждения — больница, медико-санитарная часть, поликлиника, санаторий, профилакторий, травмпункт, медицинский центр, родильный дом, женская консультация, станция скорой помощи, диспансеры, реабилитационный центр, амбулатория, здравпункт, ФАП
  • образовательные учреждения — детский сад, школа, среднее, высшее учебное заведение
  • социальная сфера — приют, дом ребенка, дом престарелых, дом-интернат
  • научно-исследовательские институты и центры
  • крупные предприятия — здравпункт
  • правоохранительная система
  • военные организации
  • службы спасения, МЧС

Медицинская сестра может трудиться в отделении стационара, в процедурном, перевязочном кабинете, в поликлинике на участке или с узким специалистом, в операционном блоке, реанимации, физиотерапии, с детьми и взрослыми пациентами — все зависит от желания, наклонностей, возможностей и специализации.

Имея опыт работы 3 года и соответствующие знания, можно претендовать на должность старшей медицинской сестры.

Квалификационные требования

С 2018 года все выпускники медицинских учебных заведений проходят процедуру аккредитации, которой подтверждают свое право работать медицинской сестрой. Ранее медицинские сестры проходили сертификацию с получением соответствующего документа. Постепенно аккредитация окончательно заменит сертификацию, но пока выданные сертификаты действуют.

С опытом работы медицинская сестра повышает свою квалификацию и вправе претендовать на присвоение квалификационной категории:

  • II категория — после 3-х лет работы
  • I категория — после 5 лет работы
  • высшая категория — после 7 лет работы (после присвоения подтверждается каждые 5 лет)

Экзамен на присвоение и подтверждение квалификационной категории сдается аттестационной комиссии после подготовки отчета о профессиональной деятельности за последний год.

Высшее образование

Опытные медицинские сестры работают на руководящих, преподавательских должностях, однако для получения такой работы нужно получить высшее образование в медицинском вузе (бакалавриат). Специальность та же — сестринское дело, но квалификация уже выше, чем после окончания среднего учебного заведения.

Варианты работы медицинской сестры с высшим образованием (введено приказом Минздрава РФ № 267 от 16 августа 2002 г.):

  • Главная медицинская сестра (акушерка)
  • Заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом
  • Директор (заведующий) дома (отделения) сестринского ухода, хосписа, молочной кухни
  • Заведующий организационно-методическим кабинетом (отделом)
  • Заведующий кабинетом (отделом) медицинской статистики
  • Руководитель центра профилактики, специализированной школы (астма-школа, школа диабета, школа гипертонической болезни и т.п.)
  • Специалист центра общей врачебной практики
  • Менеджер по организации внебюджетной деятельности

Обязанности медицинской сестры

На любом месте работы у медицинской сестры имеются свои должностные обязанности, но мы перечислим те, без которых не обойтись нигде:

  • наблюдение и уход за больными (пациентами), контроль за сих санитарно-гигиеническим состоянием и питанием
  • выполнение врачебных назначений
  • владение техникой сестринских манипуляций
  • помощь врачу (на приеме, операции и т.п.)
  • ведение медицинской документации
  • соблюдение правил санэпидрежима
  • контроль работы младшего персонала
  • контроль, учет, хранение медикаментов
  • оказание первой медицинской помощи в экстренной ситуации
  • санпросветработа

Медицинская сестра процедурной

Требования к медицинской сестре

Кроме умения выполнять набор манипуляций, медсестра должна обладать определенными характеристиками, не медицинскими навыками и личными качествами, которые очень важны в работе:

  • владение ПК на уровне пользователя
  • внимательность
  • терпеливость
  • требовательность
  • быстрая реакция
  • четкая координация движений
  • аккуратность
  • доброжелательность
  • способность к состраданию
  • ответственность
  • физическая выносливость
  • организованность
  • стрессоустойчивость

Как любая другая, профессия медицинская сестра имеет свои преимущества и риски, плюсы и минусы. Начнем с отрицательного, того, что может предостеречь того, кто взвешивает возможности.

Итак, минусы:

  1. Низкая оплата труда в некоторых организациях. К сожалению, труд медицинской сестры оплачивается не так, как хотелось бы. Внутри организаций руководство находит способы стимулировать сотрудников материально, но не везде. Остается надеяться, что ситуация улучшится.
  2. Сменный график часто переходит в ненормированный. В стационарах часто приходится работать в праздничные и выходные дни, а если коллеги болеют — нужно их заменять. Может получиться работа сутки через двое, а то и через сутки. Морально и физически тяжело.
  3. Риск профессионального заражения инфекциями. Работая с больными, легко заболеть самому. Важно соблюдать меры предосторожности, но не все можно предусмотреть (например, наркозависимый с ВИЧ-инфекцией при заборе ему крови делает резкое движение, медработник получает укол его иглой).
  4. Обязательное непрерывное образование — может кому-то показаться очень сложным. Кроме того, что каждые 5 лет необходимо обучение для подтверждения квалификации, нужно посещать сестринские конференции, быть в курсе новостей медицины в целом и отрасли, в которой работаете.
  5. Придется постоянно общаться с большим количеством людей. И не все из них — адекватные.
  6. Высок риск профессионального выгорания. Особенно, если специалист считает, что оплате его труда не соответствует вложенным усилиям. Часто медицинские сестры сожалеют, что они способны на больший уровень образования, но в свое время не получили его, а теперь вынуждены выполнять нелюбимую работу.

Теперь о плюсах:

Продолжая традиции милосердия

Несмотря на обилие рисков и трудностей, профессия медицинская сестра для многих остается любимой и единственной возможной. Армия медицинских сестёр с успехом продолжает традиции милосердия и заботы о людях, помощи в трудных ситуации болезни и недомогания.

Будем надеяться, что престиж нашей профессии будет расти и оставаться на высоком уровне. А мы поспособствуем этому своим примером милосердия, которое в тренде всегда.

Читайте также: