Что входит в обязанности банка

Обновлено: 17.05.2024

Коммерческий банк – частная, не государственная финансовая компания, которая осуществляет работу с гражданами и организациями в своем направлении.

Самым первым банком не принадлежащим государству стал банк в СПБ, который начал работать в середине 19 века. Старейшим же банком в мире является коммерческий банк в Генуе. Массовое появление коммерческих банков в России произошло благодаря финансовой реформе в конце 19 века и росту экономики.

Контроль над деятельностью негосударственных финансовых учреждений взял на себя Центральный банк Российской Федерации. ЦБ РФ наделен многими полномочиями надзорных ведомств, в связи с чем, контролировать работу может без привлечения таких государственных организаций как прокуратура. В силах Центрального Банка отозвать у частника лицензию, установить необходимый лимит по некоторым операциям.

Главными принципами, за которыми наблюдает ЦБ, является осуществление законной деятельности со стороны коммерческих банков. В случае обнаружения, каких либо недостатков, проверяющий орган вправе указать на все недочеты, предоставить время на их устранение.

После очередной проверки может наложить на коммерческий банк штрафные санкции. Основные правовые акты, на основании которых осуществляется деятельность не государственных банков:

  • Нормативные акты Конституции России;
  • Федеральный закон и Гражданский Кодекс;
  • Законы специализирующиеся на банковской деятельности;
  • Акты ЦБ РФ;
  • Акты международных стандартов;
  • Правовые акты субъектов РФ.

Лучшие коммерческие банки России

    предлагает свои услуги физическим лицам и юридическим компаниям. Благодаря обширному количеству услуг и привлекательным условиям, заслужил доверие многих клиентов. Банк имеет широкую сеть филиалов и банкоматов. Активы Альфа-банка превышают 4,5 триллиона рублей. Общая прибыль банка составляет 50 млрд. рублей. работает как с физическими, так и с юридическими лицами. Предлагает широкий спектр услуг по кредитованию, вкладам. Ведет разработку особенных продуктов для каждого потребителя индивидуально. Активы МКБ составляют 3 млрд. рублей. Чистая прибыль банка превышает 3,5 млн. рублей. осуществляет свою деятельность с середины 2018г. Активно работает с населением в частном порядке, а также обслуживает юридических лиц и организации, принимает вклады, выдает кредиты. Активы банка составляют более1,3 млрд. рублей. Чистая прибыль достигает 1,5 млн. рублей. организовал свою деятельность в 1990г. Банк занимается розничным, корпоративным кредитованием, приемом вкладов, занимается инкассаторской деятельностью. Активы достигают 1,5 млрд. рублей, чистая прибыль более 9,6 млн. рублей. создан в 1990г. Предоставляет услуги кредитования и приема вкладов. Работает как с населением, так и с организациями. Активы банка превышают немногим более 1 млрд. рублей. Общая прибыль финансовой организации составляет 1,7 млн. рублей.

Лучшие зарубежные коммерческие банки

    Большое предприятие, корни которого уходят в Австрию. Банк работает со всеми категориями клиентов. Имеет в своем списке большой набор предлагаемых услуг. Оказывает услуги так же и иностранным гражданам, прибывшим в Россию по служебной необходимости. Большое количество офисов охватывает практически все регионы РФ. Активы банка составляют 1,5 миллиарда рублей, а прибыль приближается к 1,5 миллионов. банк занимает лидирующие позиции на банковском рынке. Занимается кредитованием населения, инвестирует средства в различные проекты, принимает вклады. Активы достигают 1,5 млрд.рублей, чистая прибыль составляет 2,3 млн. рублей. Является дочерней организацией американского финансового гиганта. Работает с гражданами и физическими лицами. Кредитует крупнейшие предприятия страны. Ситибанк имеет полностью зарубежный капитал. В последние годы банк сократил наличие офисов, предлагая воспользоваться его услугами с помощью интернета. Активы банка составляют более 600 миллионов рублей. Прибыль банка идет на спад. Европейская финансовая организация, плотно занявшая лидирующие позиции на рынке финансов. Предлагает большое количество своей продукции клиентам всех категорий. Банк занимает первые места в сфере услуг. Активы банка составляют 153 миллиона рублей. занимается кредитованием, ценными бумагами. Принимает вклады от населения. Имеет более 600 филиалов в России, обслуживает физических и юридических лиц. Большая часть населения востока страны являются клиентами данного банка. Активы составляют 235 млн. рублей, прибыль уходит в минус.

Деятельность коммерческих банков

В зависимости от того, какая лицензия у определенного банка, от этого и будет зависеть виды услуг, которые они предоставляют своим клиентам. Зачастую все услуги в той или иной степени идентичны. Разным будет только условия предоставления своего продукта.

  • Выдача кредитов ранее оформленных кредитов на более выгодных условиях
  • Обслуживание кассовой техники
  • Работа с ценными бумагами
  • Выдача кредитных и дебетовых карт.

Коммерческие организации, для привлечения дополнительных средств предпринимают разные попытки привлечь финансовый поток населения. Для этого выпускаются банковские продукты на весьма выгодных для клиента условиях.

Банки предлагают следующие виды услуг:

  • Осуществление вкладов
  • Работа со счетами населения
  • По поручениям клиентов, работают по переводам средств со счетов
  • Работа с клиентами проходит через оператора
  • Работа с валютой. Ее покупка и продажа.
  • Прием в качестве вкладов ценных видов металла

На основании доверенности, банки могут управлять счетами клиентов, сдача помещений и сейфов в наем. Каждый клиент имеет право обратиться в офис любого коммерческого банка за консультацией.

Услуги, предоставляемые юридическим лицам:

  • Основной вид услуги – это РКО. Благодаря РКО, компании выдают заработную плату своим сотрудникам, проводятся операции с валютой.
  • Валютный контроль, когда клиент принимающий финансовые средства из другого государства, подтверждает их законное происхождение.
  • Выдача кредитных продуктов для юридических лиц. Для определенных целей, банки выдают кредитные продукты на разных условиях.

Доход коммерческих банков

Доходы коммерческих банков получаются из разницы между ставками по вкладам и процентами по выдаваемым кредитным продуктам.

Банк отталкивается от процентных ставок, которые рекомендует Центральный банк РФ. В связи с тем, что на рынке финансовых услуг большая конкуренция, разница по процентам минимальная.

Представив, что большинство клиентов захотят единоразово забрать из банка свои сбережения, это приведет к банкротству данной финансовой корпорации. В связи с этим во многих банках имеются резервы, которыми банк может воспользоваться в случае крайней необходимости.

Так же прибыль получается от кредитования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ и иностранных финансовых компаний под минимальный процент.

Плюсы и минусы частных банков

Преимущества Процентные ставки по вкладам Высокий уровень обслуживания клиентов Выгодные условия по обмену валюты
Недостатки Могут отозвать лицензию

К положительным моментам не государственной финансовой компании можно отнести:

  • Процентные ставки по вкладам, которые на несколько пунктов превосходят процентную ставку государственных компаний.
  • Обслуживание клиентов на достойном уровне.
  • Курс валюты на более выгодных условиях.
  • Телефон горячей линии коммерческого банка работает круглосуточно.

К минусам можно отнести не выгодные для клиента кредитные продукты, а так же, большая вероятность отзыва лицензии у банка, для проведения работ.

Отличия между коммерческими и государственными банками

Главным отличием указанных банков является надежность и уверенность в завтрашнем дне государственных компаний. Количество офисов и филиалов частных банков на порядок меньше, чем государственных конкурентов. Процентные ставки по вкладам не государственных банков на несколько пунктов превосходят условия гос.банков.

Условия кредитования населения выгоднее в государственной организации. Курсы покупки и продажи валюты так же выше у частных компаний.

В связи с большим количеством различных банков, даже самый требовательный клиент выберет именно ту организацию, которая ему сможет предложить самые выгодные условия. И не важно, коммерческий это банк или государственный банк.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Екатерина Соловьева

Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.

Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент

На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.

Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал:

  1. Формирование и отправка в банк платежных поручений. Контроль за их прохождением.
  2. Получение выписок по банковским счетам и их отражение на счетах по учету безналичных денежных средств (51, 52).
  3. Контроль за своевременностью платежей по кредитным и другим подобным договорам, связанным с привлечением и выдачей заемных средств.
  4. Отражение расчетов по кредитам и займам, в т.ч. по начисленным процентам на счетах 58 (выдача) и 66,67 (получение).
  5. Оформление всех необходимых документов для проведения валютных операций.
  6. Взаимодействие с банками по всем вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля.
  7. Подготовка информации о движении денежных средств, необходимой для формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.

Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.

Требования к бухгалтеру по банку

Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.

Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:

Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2-3 лет.

Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.

Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.

Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец

Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.

Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру:

  • общие положения: статус должности, порядок оформления и увольнения, вышестоящий руководитель;
  • квалификационные требования;
  • должностные обязанности;
  • права (в этом разделе могут быть упомянуты как общие социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ, так и специфические права. Например, бухгалтеру может быть предоставлено право подписи некоторых первичных документов);
  • ответственность в соответствии с действующим трудовым, гражданским, а в отдельных случаях — административным и уголовным законодательством.

Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками

Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.

Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.

Важно!

В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.

Вывод

Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.

Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.

Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.

Физическому лицу вклад может быть возвращен как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Причем вкладчик может дать распоряжение о перечислении суммы вклада на счет третьего лица. Юридическому лицу - вкладчику банк вправе вернуть сумму вклада только путем ее перечисления на один из расчетных счетов, принадлежащих этому же клиенту. Пункт 3 ст. 834 ГК запрещает юридическим лицам перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства на счета третьих лиц.

- выплатить ему вознаграждение в виде процентов за весь период пользования чужими средствами.

Так как сумма переданного банку вклада является капиталом, вознаграждение, следуемое вкладчику, по традиции исчисляется в годовых процентах. Однако фактически проценты исчисляются банком за каждый день пользования средствами вкладчика. Законодательство устанавливает правила подсчета и выплаты процентов. Процентный период продолжается по день, предшествующий возврату вклада, включительно. Сроки (день, месяц, квартал, год и т.п.) и порядок выплаты процентов по вкладу (с капитализацией, без капитализации) должны быть согласованы сторонами в договоре. При отсутствии иного соглашения вкладчик вправе требовать уплаты процентов ежеквартально, причем невыплаченные проценты увеличивают сумму вклада (капитализация), на которую потом начисляются проценты.

- предоставить вкладчику обеспечение возврата вклада одним из предусмотренных в законе способов.

Законодательство предусматривает, что возврат вкладов граждан может обеспечиваться путем:

а) обязательного страхования за счет средств федерального фонда обязательного страхования вкладов (ст. 38 Закона "О банках и банковской деятельности"). Порядок создания, формирования и использования этого фонда определяется федеральным законом (ст. 38 Закона "О банках и банковской деятельности");

б) субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальных образований по долгам банков - в случаях, установленных законодательством;

в) добровольного страхования вкладов (ст. 39 Закона "О банках и банковской деятельности");

г) реализации традиционных способов обеспечения банком возврата вкладов, предусмотренных в договоре (п. 2 ст. 840 ГК).

Подлежат страхованию все вклады, в том числе помещенные в банк на основании договора банковского счета, за исключением: 1) размещенных на счетах граждан предпринимательского характера; 2) размещенные в банковские вклады на предъявителя; 3) переданные банкам на условиях доверительного управления; 4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ. Страхование вкладов осуществляется в силу Закона и не требует заключения договора страхования. Право вкладчика на получение возмещения по вкладам возникает со дня возникновения страхового случая. Страховым случаем признается: 1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций; 2) введение ЦБ РФ моратория на удовлетворение требования кредиторов банка.

Учитывая, что договор банковского вклада является односторонним, вкладчик не несет перед банком встречных обязанностей. Он имеет только права, обязанностям банка.

- за принятие вклада с нарушением порядка, установленного законом;

- за несвоевременный возврат суммы вклада;

-за несвоевременную выплату процентов; невыполнение обязанностей по обеспечению возврата суммы вклада.

Вопрос 31. Договор банковского счета: понятие, права и обязанности сторон по договору, ответственность. Виды банковских счетов. Порядок списания денежных средств со счета клиента. Очередность списания.

В соответствии со ст. 845 ГК по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Договор банковского счета – консенсуальный договор,т.е.права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора, а не с момента поступления (внесения) денежных средств на открытый банком счет. Двусторонне обязывающий договор. Цель договора банковского счета заключается в совершении расчетных сделок по поручению клиента.




Виды счетов:

§ - корреспондентские (2 вида операций: для расчетов клиентуры банка и для выполнения банком собственных расчетных операций).

Режимы банковских счетов:

1. Общий правовой режим (определен законодательством примерно).

2. Специальный правовой режим. Устанавливается законом либо договором.

Специальный режим установлен для следующих счетов:

- рублевые счета нерезидентов, открытые в российских банках;

- депозитные счета нотариусов;

- счета для расчетов с помощью банковских карт.

Банк занимается деятельностью по привлечению средств на счета не затем, чтобы их хранить. Он намеревается использовать полученные средства в качестве кредитных ресурсов. Заключая договор банковского счета, банк не принимает на себя обязательство совершить какие-либо конкретные расчетные сделки, что соответствовало бы конструкции комиссии или поручения. На него возлагается общая обязанность совершать в будущем те расчетные сделки, в которых возникнет необходимость. Банк не вправе отказать клиенту в расчетных сделках, если указания клиента соответствуют законодательству и имеется денежное покрытие в виде остатка счета.

Договор банковского счета следует рассматривать как совокупность трех видов отношений:

а) по поводу совершения в будущем расчетных операций (рамочное соглашение);

б) по поводу остатка счета (самостоятельный вид отношений);

в) по поводу учета постоянно меняющегося остатка счета (разновидность договора услуг).

Основополагающий элемент договора банковского счета - это обязательство банка совершать расчетные сделки. Указанный элемент определяет юридическую цель договора банковского счета - безналичные расчеты.

Сторонами договора банковского счета являются банк (другая кредитная организация) и клиент (специальный субъектный состав). Банк (другая кредитная организация) - любая кредитная организация, получившая лицензию Банка России на право осуществления банковских операций, а также сам Центральный банк РФ. Клиент - любое лицо (государство, российские и иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства), которое пользуется услугами банка по открытию и ведению счетов и совершению расчетных операций.

Договор банковского счета на практике оформляется, как правило, двумя способами: путем составления и подписания договора в виде единого документа и без такого документа. Отсутствие договора банковского счета в виде единого документа, подписанного сторонами, не означает отсутствия договорных отношений. Подача клиентом заявления об открытии счета является офертой, а разрешительная надпись руководителя банка - акцептом.

Права и обязанности сторон.

Банк обязан:

- вести счет клиента (зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, списывать средства со счета);

- своевременно и правильно совершать по поручению клиента расчетно-кассовые операции (не отказываться от выполнения расчетных и кассовых операций в интересах клиента, если в будущем у последнего возникнет такая потребность);

- платить клиенту за остаток средств на его счете (ст.852 ГК РФ);

- хранить банковскую тайну ("банковская тайна" - особый, определенный законом, правовой режим информации о клиентах, которая стала известна банку в силу его банковской деятельности. Этот правовой режим обязывает банк не разглашать полученные сведения, а также определяет порядок и условия предоставления банком указанной информации третьим лицам без согласия своих клиентов).

Своевременное и правильное осуществление расчетных операций заключается в соблюдении банком установленных законодательством и договором сроков, очередности и оснований платежей.

Банк обязан зачислять адресованные клиенту средства не позднее дня, следующего за датой поступления в банк соответствующего расчетного документа. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. 2 правила определения очередности: а) когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа); б) при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Для этого случая законодательство устанавливает шесть групп очередности платежей (ТОЛЬКО при безналичных расчетах):

1. Списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

2. Списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

3. Списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисляются денежные средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

4. Списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.

5. Списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

6. Списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Клиент обязан:

- платить банку вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание. В случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

- предоставлять банку денежное покрытие для расчетно-кассовых операций. Осуществляется путем пополнения счета из различных источников (переводы третьих лиц, внесение наличных денег в случаях, допускаемых законодательством, и т.п.). При этом клиент не обязан все свои деньги инвестировать именно на банковский счет. Однако он должен обеспечить наличие на счете остатка, достаточного для беспрепятственного осуществления банком расчетных и кассовых операций. Невыполнение указанной обязанности может повлечь за собой право банка отказать в расчетно-кассовых операциях.

Ответственность предусмотрена ст. 856 ГК.

а) несвоевременное зачисление банком денежных средств (т.е. с нарушением сроков, установленных ст. 849 ГК), причитающихся владельцу счета и поступивших на корреспондентский счет банка плательщика вместе с документами, определяющими получателя платежа.

б) необоснованное списание средств со счета, под которым следует понимать, например, бесспорное (безакцептное) списание по неправильно оформленному расчетному документу, при отсутствии расчетного документа или списание большей суммы, чем указано в расчетном документе, и т.п.

Неустойка должна начисляться со дня, когда банк необоснованно списал средства и до их восстановления на счете, по учетной ставке ЦБ РФ на день восстановления средств на счете.

в) невыполнение указаний клиента о перечислении денежных средств со счета, под которым следует понимать:

при внутрибанковских расчетах - отсутствие факта зачисления переводимых средств на счет получателя в срок, установленный ст. 849 ГК;

при межбанковских расчетах - отсутствие факта передачи расчетных документов в банк-посредник (или банк получателя платежа при наличии прямых корреспондентских отношений между банками) вместе с соответствующим денежным покрытием в течение сроков, установленных ст. 849 ГК.

За указанные нарушения банк должен уплатить клиенту проценты в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК.

Прекращение договора. Ст. 859 ГК устанавливает разную одностороннюю процедуру прекращения договора – по инициативе клиента или по инициативе банка.

Клиент вправе по своему заявлению досрочно в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета без объяснения причин.

Банк может в одностороннем порядке расторгнуть договор только в суде и только в случаях, перечисленных в ст. 859 ГК:

а) если в течение месяца после получения клиентом соответствующего предупреждения банка остаток на его счете будет ниже минимальной суммы (неснижаемый остаток), установленной банковскими правилами или договором.

б) при отсутствии в течение года операций по счету, которое, как правило, означает, что клиент открыл счет в другом банке либо прекратил свою деятельность вообще. Под термином "операция" следует понимать действие по списанию либо по зачислению средств на счет (т.е. расчетную операцию).

Расторжение договора банковского счета влечет следующие правовые последствия:

а) расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента;

б) расчетные документы, находящиеся в картотеке к закрытому счету клиента, должны быть возвращены их составителям;

в) банки обязаны в пятидневный срок уведомить налоговые органы и исполнительные органы фонда социального страхования, расположенные по месту учета владельцев закрытых счетов (ст. 86 НК), о закрытии счетов клиентуры;

г) расторжение договора порождает обязанность банка вернуть клиенту оставшиеся денежные средства, выплатить проценты, предусмотренные договором и начисленные на день закрытия счета.

д) все поступающие к счету после его закрытия расчетные документы подлежат возврату.

Помимо вышеперечисленных условий, договор банковского счета может прекратиться по общим основаниям прекращения обязательств (гл. 26 ГК), по соглашению сторон, а также в связи с истечением срока действия.

Сложно встретить россиянина, который не хотел бы работать в банке. Но реализовать такое стремление удается далеко не всем. Обязательным условием для этого становится получение профессии специалиста в банковском деле. Даже окончание среднего специального учебного заведения практически гарантирует беспроблемное трудоустройство. А при наличии высшего образования открываются серьезные перспективы – как в плане заработка, так и карьеры.

Должностные обязанности

Банковский сектор выступает важной частью экономики. Характерной для России особенностью становится серьезное участие в нем государства. Это повышает статус профессии и минимизирует любые сопутствующие риски.

Важной особенностью специалистов банковского дела становится разнообразие выполняемых функций. Работники банка могут занимать следующие должности с абсолютно разным набором обязанностей:

  • кассир;
  • специалист по обслуживанию;
  • сотрудник кредитного отдела;
  • работник валютного подразделения;
  • консультант;
  • управляющий;
  • бухгалтер банка;
  • финансовый аналитик;
  • аналитик фондового рынка;
  • аудитор;
  • банкир.

Приведенный список далеко не исчерпывает перечень необходимых для эффективной работы банка специалистов. Поэтому обучение банковскому делу предусматривает не только базовую подготовку по общим теоретическим вопросам, но и изучение узкоспециализированных учебных дисциплин.

Требования к специалисту

Главным требованием к сотруднику банка, независимо от занимаемой должности, становится умение работать с информацией, прежде всего числовыми данными. Другими немаловажными условиями для успешной работы становятся следующие профессиональные навыки:

  • склонность к аналитическому мышлению;
  • ответственность;
  • скрупулезность;
  • коммуникабельность;
  • хорошая память;
  • устойчивость к стрессам;
  • трудолюбие;
  • умение искать и обрабатывать нужную информацию.

На первый взгляд, приведенный список требований традиционен и применим к любой профессии. На практике отсутствие любого из перечисленных выше навыков негативно влияет на эффективность работы банковского сотрудника.

Порядок обучения

При выборе колледжа следует учитывать множество критериев – от стоимости обучения до престижности ссуза. В числе немаловажных и желательных параметров – работа при вузе. В этом случае у абитуриента появляется несколько дополнительных преимуществ. Например, более высокий уровень подготовки, которая ведется преподавателями института. Или льготы при поступлении в вуз.

Тем более сегодня многие самые престижные столичные университеты и институты имеют собственные колледжи, например, КМЭПТ при ИМЭС. Также возможно обучение дистанционно, что делает поступление еще более доступным. Главное – серьезно и ответственно подойти к выбору среднего специального учебного заведения, так как качественное образование выступает одним из обязательных требований для успешной последующей работы по профессии.

Возможности трудоустройства, плюсы и минусы профессии

Не следует думать, что специалист в банковском деле обязан работать в банке. Универсальность и разносторонность профессии позволяют трудоустроиться в самых разных местах. В числе самых типичных:

  • страховые компании;
  • микрофинансовые организации;
  • отделы финансового планирования любых крупных предприятий и даже бюджетных учреждений;
  • юридические компании;
  • финансовые и кредитные учреждения;
  • инвестиционные организации;
  • фондовые и торговые биржи.

Огромные возможности в плане трудоустройства – одно из главных достоинств профессии банкира. Другими плюсами такого выбора становятся:

  • высокие заработки, характерные даже для начала трудовой деятельности;
  • серьезные карьерные перспективы, позволяющие занять должность руководителя не только в банке, но и во всех перечисленных выше организациях;
  • возможность увязывания зарплаты с результатами персональной деятельности;
  • работа в комфортных условиях офиса.

Основным недостатком профессии выступает высокий уровень ответственности. Он тем выше, чем выше занимаемая специалистом должность. Также в качестве минуса следует отметить серьезную конкуренцию, характерную как для банковской сферы в целом, так и для работы внутри конкретной организации.

Читайте также: