Что входит в группу ценностей необходимого правового минимума входят

Обновлено: 05.07.2024

Еще одним подвидом социальных ценно­стей гуманизма являются юридические ценности. Главные среди них – свобода как право, справедливость, законность (легитимность) и правопорядок, правовая защищенность, законопослушание и справедливый суд.

Перечисленные ценности можно разбить на три группы. Первые являются специфическими выражениями ценностей общего характера, например, свобода и справедливость, законопослушание. Свобода универсальна по спектру существования, а справедливость относится не только к юридическим отношениям, но и к моральным и даже экологическим. Законопослушание также может принимать и неюридические формы, скажем, соблюдение правил игры. В этом смысле законопослушание можно рассматривать как вид обязательности, порядочности и принципиальности. Законопослушный человек – это человек долга и чести.

Вторые связаны с сущностью и содержанием законов, нормирующих разные области отношений человека и общества. К этому роду ценностей можно отнести феномены законности, легитимности, кодифицированное в законах право, конституцию и весь свод законов государства.

Третьи олицетворяют институциализированные, т.е. существующие в виде социальных институтов, юридические ценности: суд, правоохранительные органы, пенитенциарные учреждения и т.д.

Впрочем, граница между всеми этими ценностями и группами ценностей условна, они в основном бытуют в интегративном, нераздельном виде.

Со стороны личности юридические ценности вырастают из таких ее нейтральных и позитивных свойств и достоинств, как свобода, ответственность, долг, обязательность, справедливость, терпимость и сотрудничество. Кроме того, юридические ценности строятся на базе человеческих потребностей – в безопас­ности, гарантированности и защите социальных и всех иных жизнепроявлений.

Общая особенность правовых ценностей состоит в том, что они конституируются в обществе на основе диалога, компромисса, согласия и (в идеале) кодифицируются решениями свободно избранных законодательных институтов: парламентов, федеральных собраний и т.д. Разумеется, правовые ценности в той или иной мере бывают представлены и в государствах, не имеющих подобных институтов (или создающих их в качестве декораций, на деле послушных проводников воли власти), но это лишь говорит о том, что с требованиями компромисса и естественного человеческого согласия вынуждена считаться, хоть в минимальной степени, даже тираническая власть. Правовые ценности предстают в качестве легитимных барьеров на пути антигуманных ка­честв и стремлений индивида, а также действий, угрожающих человеку со стороны государства или иных социальных структур.

Специфика юридических ценностей состоит в том, что они су­ществуют не в форме добровольно принимаемых человеком обязательств и норм поведения, а в форме закона, несоблюдение которого влечет за собой ограничение прав или свобод, либо наказание в форме возмещения ущерба, конфискации имущества и т.д. Иногда наказания могут быть условными, либо выражаться в форме об­щественного порицания.

Юридические ценности – несомненное благо, выражение (идущей от индивида и пере­даваемой социуму) гуманности и справедливости со стороны общества в отношении всех его граждан – как, скажем, в отношении потерпевшего от чьих-то преступных действий, так и в отношении преступника.

Свобода проявляется в праве как институциализация требований справедливости, моральной и мировоззренческой автономии личности. Она ущербна, если не существует сво­бодного волеизъявления людей через представительные законодатель­ные органы. Законодательство очерчивает границы сво­боды в социуме, создавая сферу, которая получает в нем статус права, защищен­ного законом. Тем самым определенный спектр свободы становится юридиче­ски (социально) гарантированным.

Ответственность как черта гуманной личности в праве объективируется, т.е. получает в нем социальную, внешнюю по отношению к человеку форму бытия, становится обязан­ностью не только индивида, но и общества следовать закону. Это важ­но подчеркнуть, поскольку приоритет, верховенство закона, ответст­венность перед ним позволяют персональной ответственности (индивида перед обществом в лице власти) трансформиро­ваться в социальную, в которой человек и общество признаются равноправными и равно ответственными сторонами.

Таким же обра­зом в праве в форме закона социализируются такие человеческие ка­чества и ценности, как долг, справедливость, терпимость и сотрудничество. Последние две необходимы для самого установления юриди­ческих ценностей, поскольку они составляют общие условия выработки закона, всегда являющегося особой формой общественного договора, результатом компромиссов, самоограничений, воли к согласию и т.д.

Центральной юридической ценностью является ценность права. Право предстает здесь как всеобщее право, вытекающее из всеобщего

духа законов. В числе прочего, это означает, что перед законом все равны и его действие, подобно закону природы, в принципе, распространяется на всех и каждого. В этом смысле право – это всеобщее благо.

Его требования и покровительство распространяются на всех людей, независимо от пола, возраста, партийной, этнической или религиозной принадлежности.

Юридические ценности требуют глубокого обдумывания, осмысления. Быть законопослушным значит быть социально доброде­тельным, хотя это далеко не исчерпывающая форма реализации добра. Ошибочно считать, что быть законопослушным легко, поскольку законодательная система четко определяет права и обязанности каждого, а всякий приличный человек и так понимает, что не должен притеснять ближнего, воровать, убивать и т.п. К сожалению, закон не может ограничиться лишь самоочевидными требованиями справедливости. Даже хорошее знание законов не гарантиру­ет легкости поведения и полной ориентированности человека в сфере его личных и общественных прав и обязанностей. Гуманистическое со­знание стремится сочетать знание гуманистических ценностей: законов, прав, обязанностей и т.д., – с выработкой правосознания, окрашенного человечностью, ее качествами и ценностями.

Во-вторых, сама черта, отделяющая законность от право­нарушения, далеко не всегда и не каждому очевидна. В жизни на нее трудно указать пальцем, она не выражена физически, материально, как, ска­жем, разметка на автодороге, и потому ее так легко бывает пересечь.

Нарушения в одной сфере ценностей отзываются во всех других и подрывают нашу гуманность как таковую. Кроме то­го, всякое нарушение закона ведет к размыванию и без того довольно неопределенного чувства границы между законным и незаконным, ле­гальным и преступным (разумеется, если речь не идет о базовых ценностях). Пренебрежение законом может возрастать вместе с ослаблением чувства ответственности и долга. В иных случаях закон может вызывать наш внутренний протест, оцениваться нами как несправед­ливый. Однако наше право оспаривать справедливость закона мы должны реализовывать законным образом.

Позиция гуманизма в отношении юридических реальностей до­статочно проста.

Гуманизм рассматривает свободно и демократически приня­тые законы как один из видов гуманистических ценностей, которым должно следовать и которые должны уважаться каждым членом общества, всеми его социальными институтами и обществом в целом.

Вместе с тем гуманизм предлагает конкретные программы совершенствования законов, системы правосудия и охраны обществен­ного правопорядка. В программу гуманизации правовых отношений входит оказание филантро­пической – нравственной, юридической, психологической и всякой иной гуманитарной – помощи находящимся под следствием или в трудовых колониях.

Гуманизм – важный компонент право­вого воспитания граждан, защиты их прав и свобод, особенно если они нарушаются государством, в том числе и органами правосудия и пра­вопорядка.

К области правовых ценностей относится деятельность правозащитных организаций, осуществляющих добровольный и бескорыстный общественный контроль за соблюдением государством законов, правомерности и справедливости их применения, особенно в части уважения и соблюдения государством прав и свобод гражданина и общества. Защита прав человека составляет лишь один из компонентов правовой защищенности как ценности. Но он придает правовой защищенности необходимую ей полноту. Правозащитная деятельность важна и потому, что как социальный процесс, в который вовлечены наиболее сознательные и активные граждане, она менее всего подвержена искажениям и извращениям. Ведь ее участниками и творцами являются рядовые члены гражданского общества, т.е. общества свободных, добропорядочных и честных людей.

Еще одним подвидом социальных ценно­стей гуманизма являются юридические ценности. Главные среди них – свобода как право, справедливость, законность (легитимность) и правопорядок, правовая защищенность, законопослушание и справедливый суд.

Перечисленные ценности можно разбить на три группы. Первые являются специфическими выражениями ценностей общего характера, например, свобода и справедливость, законопослушание. Свобода универсальна по спектру существования, а справедливость относится не только к юридическим отношениям, но и к моральным и даже экологическим. Законопослушание также может принимать и неюридические формы, скажем, соблюдение правил игры. В этом смысле законопослушание можно рассматривать как вид обязательности, порядочности и принципиальности. Законопослушный человек – это человек долга и чести.

Вторые связаны с сущностью и содержанием законов, нормирующих разные области отношений человека и общества. К этому роду ценностей можно отнести феномены законности, легитимности, кодифицированное в законах право, конституцию и весь свод законов государства.

Третьи олицетворяют институциализированные, т.е. существующие в виде социальных институтов, юридические ценности: суд, правоохранительные органы, пенитенциарные учреждения и т.д.

Впрочем, граница между всеми этими ценностями и группами ценностей условна, они в основном бытуют в интегративном, нераздельном виде.

Со стороны личности юридические ценности вырастают из таких ее нейтральных и позитивных свойств и достоинств, как свобода, ответственность, долг, обязательность, справедливость, терпимость и сотрудничество. Кроме того, юридические ценности строятся на базе человеческих потребностей – в безопас­ности, гарантированности и защите социальных и всех иных жизнепроявлений.

Общая особенность правовых ценностей состоит в том, что они конституируются в обществе на основе диалога, компромисса, согласия и (в идеале) кодифицируются решениями свободно избранных законодательных институтов: парламентов, федеральных собраний и т.д. Разумеется, правовые ценности в той или иной мере бывают представлены и в государствах, не имеющих подобных институтов (или создающих их в качестве декораций, на деле послушных проводников воли власти), но это лишь говорит о том, что с требованиями компромисса и естественного человеческого согласия вынуждена считаться, хоть в минимальной степени, даже тираническая власть. Правовые ценности предстают в качестве легитимных барьеров на пути антигуманных ка­честв и стремлений индивида, а также действий, угрожающих человеку со стороны государства или иных социальных структур.

Специфика юридических ценностей состоит в том, что они су­ществуют не в форме добровольно принимаемых человеком обязательств и норм поведения, а в форме закона, несоблюдение которого влечет за собой ограничение прав или свобод, либо наказание в форме возмещения ущерба, конфискации имущества и т.д. Иногда наказания могут быть условными, либо выражаться в форме об­щественного порицания.

Юридические ценности – несомненное благо, выражение (идущей от индивида и пере­даваемой социуму) гуманности и справедливости со стороны общества в отношении всех его граждан – как, скажем, в отношении потерпевшего от чьих-то преступных действий, так и в отношении преступника.

Свобода проявляется в праве как институциализация требований справедливости, моральной и мировоззренческой автономии личности. Она ущербна, если не существует сво­бодного волеизъявления людей через представительные законодатель­ные органы. Законодательство очерчивает границы сво­боды в социуме, создавая сферу, которая получает в нем статус права, защищен­ного законом. Тем самым определенный спектр свободы становится юридиче­ски (социально) гарантированным.

Ответственность как черта гуманной личности в праве объективируется, т.е. получает в нем социальную, внешнюю по отношению к человеку форму бытия, становится обязан­ностью не только индивида, но и общества следовать закону. Это важ­но подчеркнуть, поскольку приоритет, верховенство закона, ответст­венность перед ним позволяют персональной ответственности (индивида перед обществом в лице власти) трансформиро­ваться в социальную, в которой человек и общество признаются равноправными и равно ответственными сторонами.

Таким же обра­зом в праве в форме закона социализируются такие человеческие ка­чества и ценности, как долг, справедливость, терпимость и сотрудничество. Последние две необходимы для самого установления юриди­ческих ценностей, поскольку они составляют общие условия выработки закона, всегда являющегося особой формой общественного договора, результатом компромиссов, самоограничений, воли к согласию и т.д.

Центральной юридической ценностью является ценность права. Право предстает здесь как всеобщее право, вытекающее из всеобщего

духа законов. В числе прочего, это означает, что перед законом все равны и его действие, подобно закону природы, в принципе, распространяется на всех и каждого. В этом смысле право – это всеобщее благо.

Его требования и покровительство распространяются на всех людей, независимо от пола, возраста, партийной, этнической или религиозной принадлежности.

Юридические ценности требуют глубокого обдумывания, осмысления. Быть законопослушным значит быть социально доброде­тельным, хотя это далеко не исчерпывающая форма реализации добра. Ошибочно считать, что быть законопослушным легко, поскольку законодательная система четко определяет права и обязанности каждого, а всякий приличный человек и так понимает, что не должен притеснять ближнего, воровать, убивать и т.п. К сожалению, закон не может ограничиться лишь самоочевидными требованиями справедливости. Даже хорошее знание законов не гарантиру­ет легкости поведения и полной ориентированности человека в сфере его личных и общественных прав и обязанностей. Гуманистическое со­знание стремится сочетать знание гуманистических ценностей: законов, прав, обязанностей и т.д., – с выработкой правосознания, окрашенного человечностью, ее качествами и ценностями.

Во-вторых, сама черта, отделяющая законность от право­нарушения, далеко не всегда и не каждому очевидна. В жизни на нее трудно указать пальцем, она не выражена физически, материально, как, ска­жем, разметка на автодороге, и потому ее так легко бывает пересечь.

Нарушения в одной сфере ценностей отзываются во всех других и подрывают нашу гуманность как таковую. Кроме то­го, всякое нарушение закона ведет к размыванию и без того довольно неопределенного чувства границы между законным и незаконным, ле­гальным и преступным (разумеется, если речь не идет о базовых ценностях). Пренебрежение законом может возрастать вместе с ослаблением чувства ответственности и долга. В иных случаях закон может вызывать наш внутренний протест, оцениваться нами как несправед­ливый. Однако наше право оспаривать справедливость закона мы должны реализовывать законным образом.

Позиция гуманизма в отношении юридических реальностей до­статочно проста.

Гуманизм рассматривает свободно и демократически приня­тые законы как один из видов гуманистических ценностей, которым должно следовать и которые должны уважаться каждым членом общества, всеми его социальными институтами и обществом в целом.

Вместе с тем гуманизм предлагает конкретные программы совершенствования законов, системы правосудия и охраны обществен­ного правопорядка. В программу гуманизации правовых отношений входит оказание филантро­пической – нравственной, юридической, психологической и всякой иной гуманитарной – помощи находящимся под следствием или в трудовых колониях.

Гуманизм – важный компонент право­вого воспитания граждан, защиты их прав и свобод, особенно если они нарушаются государством, в том числе и органами правосудия и пра­вопорядка.

К области правовых ценностей относится деятельность правозащитных организаций, осуществляющих добровольный и бескорыстный общественный контроль за соблюдением государством законов, правомерности и справедливости их применения, особенно в части уважения и соблюдения государством прав и свобод гражданина и общества. Защита прав человека составляет лишь один из компонентов правовой защищенности как ценности. Но он придает правовой защищенности необходимую ей полноту. Правозащитная деятельность важна и потому, что как социальный процесс, в который вовлечены наиболее сознательные и активные граждане, она менее всего подвержена искажениям и извращениям. Ведь ее участниками и творцами являются рядовые члены гражданского общества, т.е. общества свободных, добропорядочных и честных людей.

Наряду с инструментальной (служебной) ценностью право обла­дает собственной ценностью. Являясь достижением культуры и ци­вилизации, право противостоит произволу, оно символ свободы, справедливости, формального равенства. Наконец, противоречие между порядком и беспорядком вряд ли можно успешно преодоле­вать без права. С этой точки зрения право не только олицетворе­ние порядка, но и ценность, которая обеспечивает его развитие, ох­рану и взаимодействие с беспорядком.

Собственная ценность права получает свое выражение по таким направлениям как социум (социальная ценность права) и личность (личностная ценность права). При этом в содержании собственной ценности права выделяются специфические ценности, которые в от­личие от ценностей права (ценностей обеспечиваемых правом) на­зывают правовыми ценностями (права человека, субъективные пра­ва, юридические обязанности, правозаконность и т. п.).

Социальная ценность права определяется его способностью ре­шать возникающие в обществе проблемы, использованием право­вых средств в государственной деятельности, объемом необходимо­го правового регулирования, обеспечением стабильности в отноше­ниях, надежностью путей защиты социальной целостности. Само существование правового государства есть признание социальной ценности права.

Личностная ценность права состоит, прежде всего, в том, что право является источником свободы личности, входящей в опреде­ленную социальную общность. С помощью права удается разре­шить противоречие между личной свободой и общим благом. При этом право указывает пути движения к различным ценностям, при­давая общественным отношениям такие свойства как доступность, оперативность, надежность, одинаковость, безопасность.

Мир ценностей в праве включает ценности, оценки, ценностные ориентации, а также соответствующие им иерархические построе­ния системы правовых ценностей. Среди правовых ценностей — справедливость, естественное право, конституция, закон, суд и т. д. Всеобщее признание получили такие правовые ценности как право­вое государство, разделение властей, права человека. Необходимо отметить, что выдвижение свободы в центр современного полити­ческого мышления определило возвышение правовых ценностей в системе современных ценностей.

В юридической литературе признается необходимость рассмотре­ния конституции (в частности Конституции Украины) как обладаю­щей особой социальной ценностью в правовой системе общества. Признаками определяющей социальной ценности Конституции Украи­ны (Ю. Н. Тодыка) называют следующее: она наделена высшей юридической силой и определяет движение всей правовой и поли­тической системы; в ней нашли закрепление ценности и идеалы конституционализма; она устанавливает ограничения вмешательства государственной власти в личное и социальное бытие граждан; ее информационная ценность выражена в своеобразном паспорте кол­лективного гражданина, т. е. государства; это инструмент согласо­вания интересов различных социальных групп и слоев населения; наконец, с ее помощью достижения правовой культуры мирового сообщества и правовых культур других народов используются при определении демократической направленности развития государ­ства и общества в Украине.

Из существования таких правовых ценностей как правомерное и неправомерное вытекает существование той правовой ценности, с помощью которой дается оценка правомерности действий участни­ков общественных отношений — это законность (правозаконность). Также как категория справедливости является основой правильного использования и применения оценок, выраженных в категориях блага, добра и зла, категория законности основа правильного использования и применения оценок, выраженных в формальном равенстве, правомерном и неправомерном. Законность, по сути, (Л. С. Явич) наиболее прямое выражение этической категории спра­ведливости.

В правовой сфере свобода не является правовой ценностью. Она есть ценность права, которая через принцип фор­мального равенства материализована посредством таких правовых ценностей как субъективные права и юридические обязанности. Именно субъективные права и юридические обязанности состав­ляют содержание свободы в юридическом смысле и выступают как основополагающие правовые ценности. Следует подчеркнуть, что такая правовая ценность как законность как бы находит свою конкретизацию в субъективных правах и юридических обязаннос­тях. Осуществление субъективных прав и выполнение юридичес­ких обязанностей обеспечивается такой правовой ценностью как юридическая ответственность. В качестве правовой ценности юри­дическая ответственность определяет правомерное поведение лю­дей. Правовые ценности существуют для общества и индивида в виде "готовых формул", которые ориентируют в социальной жизни, влияя на выбор варианта поведения в сфере действия права.

Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.

Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.

О праве и морали в нашем обществе мы пока говорили как о нормативных регуляторах, не показывая различий. Да, право и мораль в нашем обществе действительно построены на единых основах, выражают общечеловеческие ценности и идеалы. Но нельзя забывать, что право и мораль - это разные нормативные регуляторы. Они имеют свои особенности, свою область воздействия. В чем-то это воздействие совпадает, а в чем-то нет.

Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.

Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.

Различия между нормами права и нормами морали
Критерии
сопоставления
Правовые нормы Нормы морали
Сфера
регулирования
Наиболее важные общественные
отношения, затрагивающие существенные
интересы людей и общества
Все общественные и личные отношения типа:
человек - человек, человек - коллектив,
человек - общество, человек - государство
Форма
существования
Закреплен в законах Существуют, сложившись постепенно
в общественном сознании
Ответственность
в случае нарушения
Возможность государственного
принуждения
Моральное осуждение обществом,
коллективом или отдельными лицами
Когда становятся
обязательными
регуляторами
поведения человека
После их установления или
утверждения государством
После их внедрения в индивидуальное
сознание личности
Перепективы
развития
В будущем обществе нормы права сольются с нормами морали в единые нормы поведения людей

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: