Есть ли у человека фундаментальные права философия

Обновлено: 25.06.2024

Философия прав человека попытки изучить подосновы концепции прав человека и критически смотрит на его содержание и обоснование. Было предложено несколько теоретических подходов для объяснения того, как и почему возникла концепция прав человека.

Одна из старейших западных философий в области прав человека состоит в том, что они являются продуктом естественного закона, вытекающего из различных философских или религиозных оснований. Другие теории утверждают, что права человека кодифицируют моральное поведение, которое является социальным продуктом человека, разработанным в процессе биологической и социальной эволюции (связанной с Юмом ). Права человека также описываются как социологический образец установления правил (как в социологической теории права и в работах Вебера ). Эти подходы включают представление о том, что индивиды в обществе принимают правила от законной власти в обмен на безопасность и экономическое преимущество (как у Ролза ) - общественный договор. Две теории, которые доминируют в современных дискуссиях о правах человека, - это теория интересов и теория воли. Теория интересов утверждает, что основная функция прав человека состоит в защите и продвижении определенных жизненно важных интересов человека, в то время как теория воли пытается установить законность прав человека на основе уникальной способности человека к свободе.

СОДЕРЖАНИЕ

Естественные права

Сократ и его философские наследники, Платон и Аристотель , постулировали существование естественной справедливости или естественного права (δίκαιον φυσικόν dikaion Physikon ; лат. Ius naturale ). Из них часто говорят, что Аристотель является отцом естественного права, хотя доказательства этого во многом связаны с интерпретацией его работ Фомой Аквинским .

Развитие этой традиции естественной справедливости в традиции естественного права обычно приписывается стоикам .

Некоторые из отцов ранней церкви стремились включить в христианство существовавшую до того языческую концепцию естественного закона . Природные теории права значительно фигурирует в философии от Фомы Аквинского , Франсиско Суарес , Ричард Хукер , Томас Гоббс , Гуго Гроция , Пуфендорф и Джона Локка .

В XVI веке, когда испанские монархи попросили исследовать законность притязаний на владение землей индейцев Латинской Америки, Франсиско де Витория изложил теорию естественных прав, особенно в своем знаменитом Relectio de Indis .

Бельгийский философ права Франк Ван Дун - один из тех, кто разрабатывает светскую концепцию естественного права в либеральной традиции. Также появляются светские формы теории естественного права, которые определяют права человека как производные от понятия всеобщего человеческого достоинства.

Карл Ранер обсуждает человеческое достоинство в связи со свободой. В частности, его идеи свободы относятся к правам человека как призыв к свободе общения с божественным . Как воплощенные личности, чья свобода и достоинство могут оказаться под угрозой со стороны внешних сил, защита этого достоинства обретает призыв к защите прав человека.

Социальный контракт

Эксперт по международным акциям Пол Финн поддержал эту точку зрения:

Очевидно, что наиболее фундаментальные фидуциарные отношения в нашем обществе существуют между сообществом (людьми) и государством, его агентствами и должностными лицами .

Отношения между правительством и управляемыми в странах, которые следуют традициям английского права, являются фидуциарными . В законе о справедливости фидуциарные обязательства политика - это не только обязанности добросовестности и лояльности, но также и обязанности умения и компетентности в управлении страной и ее народом. Фидуциарная концепция, зародившаяся в судах по справедливости , существует для предотвращения злоупотребления властью лицами, занимающими руководящие должности. Фидуциарные отношения между правительством и управляемыми возникают из способности правительства контролировать людей с помощью своей власти. Фактически, если правительство имеет право отменить какие-либо права, оно в равной степени обременено фидуциарной обязанностью защищать такой интерес, потому что оно выиграет от осуществления своего собственного усмотрения по аннулированию прав, которыми оно единолично имело право распоряжаться. .

Взаимность

Советская концепция прав человека

Целью публичных судебных процессов было «не продемонстрировать наличие или отсутствие преступления - что было предопределено соответствующими партийными властями, - но предоставить еще один форум для политической агитации и пропаганды для обучения граждан (см., Например, Московские процессы Адвокаты, которые должны были быть членами партии , должны были принять вину своего клиента как должное . "

Другие теории прав человека

Философ Джон Финнис утверждает, что права человека оправданы на том основании, что они играют важную роль в создании необходимых условий для человеческого благополучия. Теории интересов подчеркивают обязанность уважать права других людей на основании личных интересов:

Закон о правах человека, применяемый к собственным гражданам государства, служит интересам государства, например, сводя к минимуму риск насильственного сопротивления и протеста и сохраняя уровень неудовлетворенности правительством управляемым.

Биологическая теория рассматривает сравнительное репродуктивное преимущество социального поведения человека на основе эмпатии и альтруизме в контексте естественного отбора .

Безопасность человека - это новая школа мысли, которая бросает вызов традиционной концепции безопасности, основанной на государствах, и утверждает, что ориентированный на людей подход к безопасности более уместен в современном взаимозависимом мире и будет более эффективным в обеспечении безопасности людей и обществ. по всему миру.

Ipso facto теория юридических прав

Человек для человека теория мира во всем мире

Критика прав человека

Идея прав человека не обходится без критиков. Джереми Бентам , Эдмунд Берк , Фридрих Ницше и Карл Маркс - примеры философов-историков, критиковавших понятие естественных прав . Аласдер Макинтайр - ведущий современный критик прав человека. Его критические замечания обсуждаются ниже.

Эдмунд Берк о естественных правах

Большая часть беспокойства Берка по поводу Декларации заключается в том, что автор проекта отказался от существующего истеблишмента. Для Берка конституционная легитимность была получена не из руссоистской доктрины всеобщей воли , а из формы унаследованной мудрости. Он считал высокомерным и ограничивающим для разработчиков Декларации отказываться от традиционных представлений, выдержавших испытание временем. Хотя составителям может показаться, что они отказались от оков традиций, для Берка они ограничили свои выводы узким кругозором одного человека или группы. Это основа, на которой основана атака Берка на Декларацию .

Какой смысл обсуждать абстрактное право человека на еду или лекарства? Вопрос в способе их получения и управления.

Все правительство… основано на компромиссе и бартере. Балансируем неудобства; мы даем и берем; мы передаем одни права, чтобы мы могли пользоваться другими; и мы выбираем скорее быть счастливыми гражданами, чем изощренными спорщиками.

Джереми Бентам о естественных правах

Бентам не только считал, что у теории естественных прав нет логической основы, но и считал, что их индивидуалистический подход вреден для общества.

Великие враги общественного спокойствия - это эгоистичные и диссоциативные страсти, необходимые, как бы они ни были, одно для самого существования каждого человека, другое для его безопасности . Что было целью, вечной и ощутимой целью этого заявления претендовать на права? Чтобы добавить этой страсти, насколько это возможно, но уже слишком сильной, - разорвать веревки, удерживающие их, - сказать эгоистичным страстям, там - везде - ваша добыча! - злым страстям - везде - твой враг. Такова мораль этого знаменитого манифеста.

Бентам считал, что общество зависит от способности людей добиваться большего блага, а не только от краткосрочного удовлетворения своих собственных желаний. Продвижение естественных прав, которое он видел как проявление эгоизма, должно было предоставить средства для разрушения социальной общности, которая делает человеческую жизнь сносной.

Марксистская критика прав человека

Аласдер Макинтайр о правах человека

Макинтайр утверждает, что все попытки оправдать существование прав человека потерпели неудачу. Он утверждает, что утверждения философов 18 века о том, что естественные права являются самоочевидными истинами, обязательно ложны, поскольку не существует таких вещей, как самоочевидные истины. Он говорит, что доводы философов 20-го века перед интуицией указывают на изъян в философских рассуждениях. Затем Макинтайр подчеркивает, что, хотя Рональд Дворкин не ошибается, утверждая, что неспособность продемонстрировать утверждение не требует его ложности, тот же аргумент может быть применен в отношении ведьм и единорогов.

Теория стоимости и собственности

В ситуациях, когда мы пострадали от хулиганов и от милиционеров, мы, скорее всего, выберем разные алгоритмы отстаивания прав. Дело в том, что ситуации разные: в одном случае нарушители являются представителями власти, в другом случае – нет; в одном случае нарушители имеют должностные полномочия, в связи с чем обладают большими правами, чем мы, в другом случае у всех одинаковые права. Поэтому при взаимодействии с представителями власти нам нужны дополнительные права, которые определенным образом уравновесят должностные полномочия официальных лиц.

Почему нам это нужно?

Это не так, что депутат в Думе может поднять руку и сказать, что завтра мы вешаем всех цыган или выгоняем татар из Крыма, или что мы возьмем машины у людей, у которых есть машины, и землю у тех, у кого есть земля. Эта власть не такая большая, власть ограниченная. Состав прав и свобод отдельных лиц — это как раз то, что ограничивает власть большинства.

Задумаемся: если избранные большинством народа представители будут решать какой-либо вопрос, в чьих интересах они его решат? Очевидно, в интересах большинства.

Любой человек может в какой-то ситуации стать меньшинством или даже остаться один в окружении других. Это было и будет всегда, потому что мы – разные: мужчины и женщины, взрослые и дети, военные и гражданские, здоровые и больные, малые и большие народы и т.д. Представители меньшинства всегда нуждаются в особой защите от власти, которая олицетворяет большинство. Эту особую защиту обеспечивают права человека.

К общепризнанным правам и свободам человека обычно относят право на жизнь, свободу от пыток, от произвольного лишения свободы, право на справедливый суд, свободу от вторжения в личную жизнь, свободы мысли, слова, собраний, религии, прессы, передвижения, право на участие в управлении государством, право на охрану здоровья, на образование и некоторые другие. О классификации прав человека и о конкретных правах будет говориться в последующих темах.

Права и свободы человека имеют следующие свойства.

1. Права и свободы человека неотчуждаемы – человека нельзя произвольно лишить этих прав. Это очевидно: поскольку права человека не являются подарком государства своим гражданам, оно не может их взять обратно. Это не означает отсутствие ограничений прав человека (о них речь пойдет в теме 5). Возможна ситуация, когда власть ущемляет права человека; но это также не означает, что она их отняла.

2. Права и свободы человека имеют всеобщий характер – они принадлежат всем людям, независимо от пола, расы, национальности, языка, гражданства, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Они действуют в любой точке планеты и во всех ситуациях.

3. Права и свободы человека универсальны – они одинаковы для всех людей. Это одни и те же права и свободы для всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит. Не может быть каких-либо разных прав человека для людей из разных стран или разделяющих разные религиозные убеждения.

К фундаментальным морально-философским основаниям прав человека относятся человеческое достоинство, свобода, равенство, справедливость.

Запрет дискриминации означает запрет необоснованно разделять людей. Запрет на вождение автомобиля слепому не будет дискриминацией. Принцип равенства означает, что с равными надо обходиться равным образом, с неравными – неравным. Законы должны действовать таким образом, чтобы и суды и представители других ветвей власти относились одинаково ко всем людям.

Одной из фундаментальных основ прав человека, собственно, как и права в широком смысле слова, является идея справедливости. В общественном сознании понятия права и справедливости связаны. Не случайно это нашло отражение и в языке. В латинском языке юстиция (justitia) – справедливость; в русском – мы легко заметим в этих словах общие истоки (права, справедливость).

Справедливость – важная для реализации прав человека ценность. Если мы исходим из системы ценностей, в центре которых человек, то все, ущемляющее права и свободы человека, не будет справедливым.

Таким образом, можно вывести следующее определение прав человека.

Права человека — это комплекс морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти.

F Прочитайте предложенные в хрестоматии тексты. Выполните тесты для самоконтроля.

Хрестоматия:

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы:

[1] Базылев В. Н., Бельчиков Ю. А., Леонтьев А. А., Сорокин Ю. А. Понятия чести, достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997. С. 11.

Читайте также: