Что входило в обязанности свободных общинников

Обновлено: 19.05.2024

Все феодальные общества подразделялись, как известно, на два основных класса: 1) феодалы; 2) феодально-зависимые крестьяне.

Феодалы. Структура класса феодалов была достаточно сложной и состояла из различных социальных групп. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, наместники (посадники), тиуны и т.д. Феодалы, осуществлявшие гражданское управление и отвечавшие за военную организацию, были взаимно связаны системой вассалитета. Они собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными социальными группами. Так, в Русской Правде устанавливалась двойная вира в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов и огнищан. В то же время о боярах и дружинниках в ней ничего не говорилось. Тем не менее из летописных сводов следует, что за их убийство обычно применялась смертная казнь.

В древнерусских источниках встречаются и другие категории феодалов: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. В целом сложилось два пути формирования боярства. Боярами становилась прежде всего родоплеменная знать, выделившаяся в процессе разложения первобытнообщинного строя. К этой категории следует отнести нарочитых мужей, старейшин градских и земских бояр, которые представляли интересы своего племени при княжеском дворе. Вместе с великим князем они участвовали в военных походах. Земские бояре получали из рук великих князей иммунитетные грамоты, согласно которым за ними закреплялись в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земельные угодья.

Вторую категорию составляли княжеские бояре, занимавшие высшие посты при дворе великого князя. Они были дружинниками князя, а во время военных походов составляли основу княжеского войска. В мирное время они выполняли различные поручения великого князя по управлению государством, становились его советниками по вопросам внутренней и внешней политики. В XI в. категория земских бояр начала сливаться с княжескими боярами, а различия между ними полностью исчезли.

Духовенство. Правовое положение духовенства как привилегированной социальной группы оформилось с принятием в 988 г. христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. Следует отметить, что первоначально крещение было совершено великим князем киевским Владимиром и его приближенными в г. Корсуни (Херсонес) в Крыму, а затем было распространено на всю территорию Древней Руси.

Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти и смиренном к ней отношении. После принятия христианства великие князья стали широко практиковать раздачу земель высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В результате чего в руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем церковь стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на принадлежавших ей землях.

Возглавлял церковь митрополит, который назначался константинопольским патриархом. При митрополите действовал собор епископов. Вся территория Киевской Руси делилась на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников.

Городское население. Киевская Русь насчитывала значительное число городов, крупнейшими из которых были Киев, Новгород, Псков и Полоцк. Города создавались как военные опорные пункты, превращаясь затем в центры торговли и ремесла. Городское население платило налоги и выполняло другие повинности. Уже в Церковном уставе великого князя Владимира говорится об уплате пошлин с мер и весов. Города Древней Руси не имели своих органов управления и находились под юрисдикцией великого князя.

На свободных городских жителей распространялись статьи Русской Правды о защите чести, достоинства и жизни. Важную роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно купеческая сотня функционировала при какой-либо церкви.

Крестьянство. Основную часть сельского населения Киевской Руси составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды — это лишь часть крестьян, проживавших в вотчинах и уже попавших в зависимость к феодалам. В Русской Правде нет конкретных данных об ограничении правоспособности смердов. В то же время имеются нормы, в соответствии с которыми они выплачивали за совершенные преступления штрафы в таких же размерах, как и категория свободного населения. Однако в древнерусских источниках упоминается о том, что князья жаловали боярам села со смердами. Это свидетельствует о том, что значительная часть смердов со временем попадала в постоянную зависимость от князя.

Смерды объединялись в общины-верви, носившие уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В общине действовал принцип круговой поруки и взаимопомощи. Смерды обеспечивали уплату налогов (в форме дани) и оброков, участвовали в случае военных действий в вооруженной защите государства.

Для обозначения правового положения данной категории населения использовались термины раб, челядин и холоп. По мнению некоторых исследователей, эти термины имели разное происхождение: челядь и холопы происходили из соплеменников, а рабы — из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. Рабами становились также преступники. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. В древнерусских источниках даже имеются данные о фактах самопродажи в рабство.

В XI веке в русском праве начал действовать принцип, в соответствии с которым раб не мог быть субъектом правоотношений, так как он принадлежал господину, не располагая при этом своей собственностью. В Русской Правде указывается, что за уголовные преступления, совершенные холопом, и нанесенный им материальный ущерб нес ответственность хозяин.

Христианство, принятое Киевской Русью в 988 г., способствовало облегчению участи холопов. Так, уже в XI в. появилась прослойка холопов, которые за хорошую службу господину получили право управлять от его имени другими социальными группами зависимого населения. В то же время православная церковь в этот период начала усиливать преследования за убийство холопов.

Таким образом, рабство перерождается в одну из форм личной зависимости, в рамках которой начинают со временем признавать за холопами некоторые права, прежде всего право на жизнь и имущество.

Салическая правда как основной источник права франков

Основой экономической деятельности Франкского государства являлось домашнее животноводство и земледелие. Во времена правления Хлодвига был принят свод законов - Салическая правда, отображавший особенности общественного и хозяйственного строя франков, специфику их быта и жизнедеятельности. Салическая правда отображает изменение социальных отношений франков.

У свободных франков наблюдались пережитки родового строя. Салическая правда указывает на наличие раннеклассового общества. В жизни франков большое значение играли родственные связи, но в V – начале VI века наметились тенденции к разложению родового строя. Наметился процесс создания франкской служилой знати, в значительной степени укрепившийся благодаря завоевательным походам Хлодвига.

В V–VI вв. во Франкском государстве можно выделить существование таких социальных групп, как:

  • светские феодалы в лице служилой знати;
  • франки-общинники, крестьяне;
  • лица, состоящие на королевской службе;
  • графы;
  • галло-римляне;
  • полусвободное население – литы, которое находилось в материальной или личной зависимости от господина;
  • рабы.

По мере развития и укрепления государства на правовой статус личности стала оказывать большое влияние принадлежность к государственному аппарату и королевской службе. Это нашло отображение в существующей системе штрафов за посягательство на телесную неприкосновенность, на жизнь, на имущественные права лиц, обладающих разным правовым статусом в обществе.

В Салической По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Салическая правда подробнее правде отображены новые общественные отношения: соседские (территориальные), подчинение свободных франков должностным лицам короля или самому королю, связи крестьян-общинников.

Готовые работы на аналогичную тему

Аллоды – участки земли, принадлежавшие отдельным лицам на праве частной собственности. Постепенно в государстве сложился новый слой служилой знати, имеющей на праве аллода возможность получать от короля земли. Владеющие аллодами граждане постепенно становились феодалами.

К крупным собственникам того времени можно отнести:

  • особо приближенных к королю лиц;
  • чиновники (сацебароны, графы);
  • дружинники (антрустионы).

Их жизнь охранялась тройным вергельдом, выделяя из остальной массы франков. Крупные собственники наряду с духовенством формировали привилегированное сословие служилой аристократии.

Франки-общинники

Свободные франки составляли основу социальной организации. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании полноправных членов общины. Пахотная земля была в коллективной собственности марки. Личная собственность франка-общинника состояла из дома, скота, приусадебного участка.

В период перехода от родоплеменного строя к раннефеодальному каждый свободный франк-общинник пользовался общинными угодьями, имел свой земельный участок. На общинных угодьях он мог делал заимки и пасти скот. Верховные права на землю сохраняла в целом вся крестьянская община, земля не перераспределялась, а находилась у каждого отдельного крестьянина в наследственном пользовании. Франк не мог отчуждать свой надел, после его смерти земля переходила к прямым наследникам по мужской линии. За правонарушения родственников сородичи должны были заплатить штраф. За убийство на своей территории отвечала вся община.

Свободные члены общины в качестве судебных заседателей, соприсяжников и свидетелей участвовали в окружных и сотенных судебных собраниях, в сельских сходах. Они имели право участвовать в народных собраниях и носить оружие. Любое право франка-общинника одновременно выступало и его обязанностью по отношению к общине и входящим в нее кровнородственным союзам (а не к вотчиной или государственной власти).

К примеру, право носить оружие предполагало и обязанность выступать в качестве участника народного ополчения; отказ выполнять функции свидетелей, судебных заседателей, соприсяжников, неявка на окружное судебное собрание карались нормами обычного права.

Салическая правда фиксирует новые общественные связи, так, община соседская (марка) приходит на смену родовой общине, базирующейся на кровном родстве. Община-марка стала основой социальной и хозяйственной организации франкского общества. При этом пребывание в общине не было обязательным. Любой ее член имел право выйти из общины через отказ от родства. Выход из общины был выгоден наиболее могущественным и богатым франкам.

Постепенно на всей территории страны общинная собственность франков уступила место аллоду. Наблюдается процесс установления зависимости свободного крестьянского населения от светских и духовных феодалов.

Положение полусвободных лиц и рабов

Литы относились к полусвободным гражданам франкского государства. Правовое положение лит было достаточно специфическим. Литы самостоятельно вели свое хозяйство, имели земельные наделы, принимали участие в судебных собраниях и военных походах, могли распоряжаться своим имуществом (частично), заключать сделки с другими лицами. Вергельд, охранявший жизнь лита, был в два раза ниже вергельда, который назначали за жизнь свободного общинника.

Социальные различия явно выражались в правовом положении рабов. Этот слой был самой угнетенной категорией населения государства. Раб с точки зрения обычного права приравнивался к животному и рассматривался, как вещь. Труд рабов в качестве подсобной рабочей силы использовался в хозяйствах свободных франков-общинников и служилой знати. Франкские рабы, в отличие от рабов Рима и Афин, обладали движимым имуществом, и, следовательно, определенной правоспособностью.

В южных районах франкского государства преобладало галло-римское население: королевские сотрапезники, земледельцы, римляне, платившие налоги.

Читайте также: