Что входило в обязанности свободных общинников в древнем египте
Обновлено: 19.05.2024
Господствующий класс древнеегипетского общества составляли рабовладельческая знать и жречество. Положение знатных людей определялось:
значением занимаемой должности.
Составной частью египетского общества являлись крестьяне - общинники и рабы.
В период Среднего царства (конец III тысячелетия - XVI в. до н.э.) номовая аристократия, несмотря на выдающиеся успехи централизации, сохранила и упрочила свои позиции. Свои имения они сделали наследственными, т.е. независящими от воли правительства. Наследственными стали титулы и даже должности.
В период Нового царства (XVI - XII вв. до н.э.) положение светской аристократии меняется к худшему. Она вынуждена была примириться с деспотическим господством фараона и его правительства, а также выдвижением жречества.
Положение, которое приобретает замкнутое жреческое сословие в период Нового царства, заслуживает особого внимания. Храмы и жрецы в отдельности стали собственниками земли и драгоценностей. В определенных семьях жреческое звание стало наследственным. Назначение на церковные должности производилось независимо от правительства.
Доступ к государственным должностям не был закрытым. Удачливый чиновник или офицер не раз делали блестящую карьеру.
Основная масса сельского населения Древнего Египта, сохраняя личную свободу, жила в деревнях общиной.
Существовавшая у всех народов древнего мира сельская община возникла вместе с разложениями рода. От родовых порядков сохранилась коллективная собственность на землю.
Каждая принадлежавшая к сельской общине семья владела особым участком вначале временно, а затем постоянно.
В общем пользовании общины оставались свободные земли.
Управление общиной осуществлялось общим собранием, советом, старейшиной.
Сельская община являлась переходной формой от коллективной собственности на землю к частной, индивидуальной. В условиях Древнего Востока она сохранилась и после того, как возникло классовое общество. Это объясняется тем, что земледелие здесь было возможно только как орошаемое, требовавшее коллективного труда. В этом главная причина того, что сельская община не погибла и с определенными изменениями сохранялась на протяжении столетий и тысячелетий.
Зависимость от данной системы ирригации мешала богатым крестьянам разорвать с общиной. Они к своему наделу добавляли новые земли, которые находились за пределами общины (так называемые высокие поля).
Но таких крестьян было мало. Большая же часть их в результате дробления общинных земель беднела, попадала в зависимость от знати и жила на ее довольствии.
Это было обычным явлением для эпохи Среднего царства.
В эпоху Нового царства работа на государственной и храмовой земле становится уделом большинства египетского крестьянства. Забота об орошении становится делом центрального правительства. Старая община изживает себя.
Принудительный труд был связан с системой насильственного прикрепления людей к определенным профессиям. Платой за него служили продовольственные выдачи и выдачи одежды.
В период Нового царства, с распространением системы принудительного труда, различие в положении рабов и свободных тружеников постепенно стирались.
Рабский труд, налагая отпечаток на все общество, особенно сказался на судьбе крестьянина - общинника и ремесленника, которые постепенно попадают в зависимость. Весь ход этой эволюции был отмечен сильнейшим влиянием рабовладельческих порядков.
Во все периоды истории Древнего Египта его главой был царь, которого вслед за древними греками называли фараоном.
Религия, которая была в Древнем Египте государственной, причисляла его к богам. Фараон считался посредником между землей и небесами.
Наследование престола осуществлялось в пределах одной и той же царствовавшей фамилии (от отца к старшему сыну). Законным считался только тот фараон, который родился от брака между принцем и принцессой царствующего дома.
Брак с единоутробной сестрой был в Древнем Египте обыкновенным делом. Царицы были почти всегда родными сестрами своих мужей.
Власть фараона была фактически неограниченной и осуществлялась через чиновников.
Центральное управление возглавлял сановник (везирь). Он издавал законы, повышал в чинах, устанавливал пограничные знаки, творил суд и осуществлял высшие полицейские функции.
В одном ряду с ними стоял сановник, который комплектовал армию и снабжал ее оружием.
В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания, объезды областей, переписи населения, податные списки.
Аппарат управления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли профессиональные части. В период Нового царства почти вся армия стала профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев.
Древний Египет был страной весьма развитого полицейского аппарата. Судебное устройство не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат, главой которых был везирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.
Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников. Каждый ном имел своего особого бога - покровителя, свое провинциальное чиновничество, свои публичные работы, подати, войско.
Читайте также: