Что входило в обязанности пожарных в начале 19 века

Обновлено: 07.07.2024

Середина XIX века явилась заметной вехой в развитии строительства пожарной охраны в России. 17 марта 1853 года утверждается “Нормальная табель состава пожарной части в городах”. В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по “высочайшему разрешению”, а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов.

К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому – от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов, составленные губернаторами городов, утверждались Министерством внутренних дел. За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. В соответствии со штатом определялась положенность пожарной техники для каждого разряда, средств на ее ремонт. В отличие от указа Екатерины II от 1782 года, по которому комплектование команд производилось гражданскими лицами, по новому положению люди подбирались из военного ведомства. Такой порядок существовал до 1873 года, когда вышел указ о прекращении комплектования пожарных военным ведомством. В связи с введением в России в 1874 году всеобщей воинской повинности, на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции. Эта двойствен- ность вносила много путаницы. Городской голова Саратова в рапорте губернатору, в котором он добивался передачи пожарной команды в свое подчинение, писал: “…Поводом к означенному ходатайству… послужило отсутствие единомыслия в управлении пожарной частью, вытекающее из того, что управление хозяйственной частью пожарной команды находится в ведении Городской управы, а личный состав ее зависит от полиции, отчего происходит ущерб как вообще для городских интересов, так и, в частности, пожарного обоза…” Однако это ходатайство не было удовлетворено. В 1857 году переиздается “Пожарный устав“. В нем, в частности, предусматривалось образование в городских районах пожарных частей. Однако большая часть требований этого устава повторяла ранее изданные положения, в связи с чем он в кодификационном порядке был исключен из Свода законов Российской империи и потерял свою силу. Наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины. Это команды Верхне-Туринского завода (1737 г.) Пермской губернии, Меленковская городская команда (1785 г.) Владимирской губернии. Елецкая городская (1799 г.) Олонецкой губернии (Карелия).Старейшим пожарным обществом является Ревельское (1862 г.) Эстляндской губернии, а старейшей дружиной – Булаевская Псковской губернии (1880 г.). Численность общественной команды г.Осташкова Тверской губернии (1843 г.) составляла 18 человек. Добровольные команды имели четкую структуру. В наиболее боеспособных имелось несколько отрядов (так же, как и в Древней Греции). Отряд водоснабжения занимался доставкой воды к месту пожара, трубный отряд насосами подавал воду на горящие объекты, лестничный отряд проникал на верхние этажи, чердачные помещения. В задачу топорного отряда входила разборка горящих строений, а отряд охранителей занимался ограждением места пожара от любопытных и охранял спасенное имущество. Устав городских пожарных обществ был издан в 1846 году, а устав организации сельских добровольных пожарных дружин был утвержден МВД в августе 1897 года. Большую роль в развитии добровольчества сыграло создание Российского пожарного общества (с 1901 года – Императорское Российское пожарное общество). Оно было образовано на 1 съезде русских деятелей по пожарному делу 14 июня 1892 года. Открывая съезд, министр внутренних дел И.Дурново отметил, что “…Съезд воспользуется временем для практической пользы… и этим положит начало действительному движению вперед пожарного дела в России…”. Деятельность общества носила многогранный характер. В его задачи входило “изыска- ние, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий”, помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противо- пожарного водоснабжения, издание пожарно-технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов. Первым председателем совета общества был избран граф А.Д.Шереметев. Основными источниками финансирования совета общества и сети местных добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов, страховых компаний, денежные лотереи, продажа пожарной техники, трубочистные работы и др. Добровольцы обеспечивали охрану от пожаров заводов, фабрик, крестьянских хозяйств в тех местах, где не было профессиональной пожарной охраны. На их содержание государство денег не выделяло. В сферу деятельности общества входило совершенствование работы не только доброволь- ной, но и профессиональной пожарной охраны. С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал “Пожарный“. Его издатель – известный пожарный деятель, граф А.Д.Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. В журнале, выходившем два раза в месяц, публиковались статьи о технике и практике пожарных, отчеты о деятельности отечественных и зарубежных команд, корреспонденции с мест, библиография, статистические данные и прочее. За три года “Пожарный” успел оставить за собой прочную репутацию солидного и полезного специаль- ного издания.По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал “Пожарное дело”. Редактирование журнала осуществлял князь А.Д.Львов. Создатели нового печатного органа были уверены, что журнал “явится лучшим проводником к живому обмену”, объединению всех мыслей и интересов деятелей противопожарного дела на Руси и послужит к его еще большему упрочению и развитию. Именно на страницах этого журнала развернулась полемика по поводу создания Особого противопожарного присутствия, на которое была бы возложена функция предупреждения пожаров.Знаменательно, что этот журнал МВД продолжает выходить и сегодня. Он уже начал отсчет второго столетия своего существования. Это довольно редкое для России постоянство с ее калейдоскопом событий. Менялись эпохи, ситуации, люди, а журнал живет, т. к. с пожарами, как и с преступностью, нужно бороться во все времена. В 1873 году решением Государственного Совета земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные правила по мерам предосторожности от пожаров и их тушению в сельской местности. Как отмечали специалисты, увеличение количества постановлений и циркуляров, к сожалению, не давало достаточных гарантий для уменьшения числа пожаров и их последствий. В среде пожарных росло мнение о неудовлетворительном положении дел, но изменить что-либо они не могли.В связи с этим в печати все чаще поднимался вопрос о пожарной реформе. Речь шла о том, что именно пожарные должны заниматься предупреждением пожаров. Эта мысль отчетливо прозвучала на съезде пожарных в выступлении графа П.Сюзора. Он отмечал, что вовремя принятые предупредительные меры спасут сотни тысяч людей от огненной беды. Однако в решениях съезда этот вопрос не получил дальнейшего развития, и деятельность пожарных обществ по-прежнему признавалась многими исключительно в форме обязанности ее членов “являться для тушения всякого пожара”. Профилактические же меры не входят в сферу компетенции общества. Попытки пожарных как-то повлиять на реальную обстановку вызывали если не недовольство администрации, то во всяком случае замечания о том, что такое вмешательство выходит за пределы деятельности пожарных обществ и команд. Какой же представляли себе реформу наши предшественники? Они считали, что деятельность пожарных обществ должна быть сосредоточена на трех главных направлениях:
борьба с реальными пожарами;
предупреждение пожаров;
создание такого рода мер и средств, которые могли бы содействовать скорейшему тушению пожаров.
Все задачи по предупреждению пожаров должно было возглавить Особое противопожарное присутствие, организация которого предполагалась во многих городах России. На него возлагали издание обязательных правил о постройках, об очистке труб, ремонте печей. Все страховые полисы в обязательном порядке должны были проходить через этот орган. Современники видели в этом одну из главных мер, противодействующих злоупотреблениям в страховании. Здесь же предполагалось проводить проверку материалов дознания о причинах пожаров. Присутствию предоставлялись права закрытия зрелищных сооружений, построенных с нарушениями строительных норм, устанавливать места торговли легковоспламеняющимися жидкостями и другое. Пройдет еще более 30 лет, прежде чем в России появится Государственный пожарный надзор, создания которого так настойчиво добивались прогрессивные пожарные деятели прошлого века. По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд – 590, добровольных городских – 250, сельских – 2026, заводских – 127, военных – 13, частных – 12, железнодорожных – 2. Численность личного состава в них – 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности. В 1893 году из 687 городов 61 губернии в 63 городах (9,1%) на содержание пожарных средств не выделялось. В 180 городах (26,2%) на ремонт обоза, рукавов, на оплату за доставку воды из казны было выделено около 1000 руб. В 388 городах (56,5%) расходы составили от 1000 до 10 тыс.руб., а в 56 (8,2%) свыше 10 тыс.руб. Во всех городах России в 1916-1917 гг. из общего количества общественных и частных построек каменные составляли 14,8 процента, деревянные – 63,9 процента, смешанные – 3,6%, прочие – 17,7 процента. В отдельных городах процент деревянных построек превышал средний показатель. Например, в Москве деревянных построек было 72 процента. 95,5 процента крестьянских дворов были целиком деревянными и только 2,5 процента -построены из негорючих материалов. По расчетам российских специалистов, минимальная подача воды для успешного тушения пожара должна составлять 200 ведер в минуту. При неблагоприятных условиях, по американским данным, на эти цели требовалось 700 ведер воды в минуту (например, 14 стволов с расходом воды 50 ведер в минуту и т.п.). Какие же были возможности у имевшихся насосов? Большая ручная труба обеспечивала подачу 20 ведер в минуту, средняя – от 10 до 15 ведер при высоте струи 6-7 сажень. Все имеющиеся в Санкт-Петербурге большие насосы, которых в конце XIX века там насчитывалось 5 штук, могли подать всего 100 ведер воды в минуту. Это, как видно, далеко не соответствовало норме. Такая же картина была характерна для многих крупнейших городов мира. Лучшие паровые насосы обеспечивали подачу от 100 до 250 ведер воды в минуту. Эти данные соответствуют тому случаю, когда водоисточник распложен рядом с насосом. При значительной удаленности водоисточника от места пожара положение существенно осложнялось. Выход из этого положения специалисты видели в устройстве специальных противопожарных водопроводов, которые в Нью-Йорке дали прекрасные результаты. Не надо было тратить драгоценное время на развертывание как ручных, так и паровых насосов, доставку к ним воды. Экономия времени достигалась и за счет выезда пожарных команд без полного обоза. Несмотря на очевидное преимущество противопожарных водопроводов, их строительство в Европе наталкивалось на ряд трудностей. Одна из них – повсеместное строительство водопроводов, рассчитанных на хозяйственные нужды. Строительство водопроводов, рассчитанных как на хозяйственные нужды, так и потребности пожарных, требовало больших затрат.

Пожары продолжали наносить ущерб и уничтожать значительную часть хозяйств, особенно крестьянских, доводя их до полного разорения и обнищания.

Население и общественность страны были серьезно обеспокоены та­ким положением, но, к сожалению, предпринять что-либо в ту пору они не могли и ограничивались лишь просьбами и ходатайствами к властям. Нако­нец, это возымело свое действие, и царское правительство вынуждено было пойти на дополнительные расходы. В начале XIX в. начали создаваться профессиональные пожарные команды. История пожарной охраны начала очередной виток, неразрывно связанный с закономерностями развития всей страны. Открывалась историческая перспектива окончательного ре­шения тех задач, которые были поставлены еще Петром I по превраще­нию пожарной охраны в составную часть государственного аппарата и профессионализации рядов отечественных огнеборцев.

1. Реорганизация пожарной охраны в ведомство Министерства внутренних дел Российской империи

Образование согласно Манифесту от 8 сентября 1802 г. Министерства внутренних дел России можно считать рождением той системы органов внутренних дел, которая с определенными изменениями дожила до наших дней В новом центральном органе государственного управления выдели­лось и закрепилось вплоть до наших дней и такое функциональное (отрас­левое) направление, как обеспечение пожарной безопасности, но оно по-прежнему оставалось обязанностью полиции вплоть до 1917г.

Ввиду трудностей, вызванных Отечественной войной 1812 г., органи­зация пожарных команд в провинции шла крайне медленно. Колоссальный ущерб был нанесен пожаром в Москве, в организации которого приняли участие, как жители города, так и мародерствующие солдаты армии Напо­леона. Следует иметь в виду и тот факт, что Московский генерал губерна­тор граф Ф.Ф. Ростопчин распорядился во время эвакуации населения вы­везти весь противопожарный инструмент и инвентарь.

С появлением первых пожарных команд в начале XIX в. брандмайор или брандмейстер разрабатывал и обеспечивал реализацию тактического замысла борьбы с огнем. Залогом победы при этом служила полная согла­сованность действий, беспрекословное исполнение приказов, спокойная мужественность, мудрая деловитость, надежная взаимовыручка, чем и славились пожарные служители.

Но эти меры и даже создание в городах полицейских пожарных ко­манд не уменьшили количества пожаров и убытков от них. В 1848 г. Мини­стерство внутренних дел с целью предупреждения пожаров в городах и селениях рассылает обязательные правила учреждения обывательских караулов. Эти правила во многом повторяли указ, подписанный Екатери­ной II. Согласно этим правилам требовалось разделить город на участки по 10—15 домов, обязанность нести караульную службу возлагалась на всех жителей без исключения. Следил за отбыванием очереди обывателями по­жарный староста. Тех, кто отказывался нести караульную службу, штра­фовали.

Московскую команду возглавляли 13 брандмайоров, и каждый из них внес свою лепту в совершенствование ее работы. Некоторые из брандмай­оров, например, С. Ставровской, С. Потехин, В. Лихтанский руководили пожарной командой бессменно по 20 и более лет. В 1812 г. численность Московской пожарной команды превысила Санкт-Петербургскую и со­ставляла уже 2100 чел. без учета прикомандированных офицеров.

На 1823 г. в Москве было 1521 чел. пожарных. Не раз отмечалась хо­рошая выучка пожарных этой команды. Еще в тридцатых годах XIX в. со­временники писали: «Пожарные при тушении пожаров не раз проявляли свою доблесть. Московская пожарная команда поражает своим удивитель­ным устройством. С первым появлением пожарного сигнала на каланче и при звоне колокола, употреблявшегося только в случае тревоги, днем или в глубокую полночь, пожарные в совершенной тишине бежали, сохраняя пе­ренумерованный между собой порядок, отворяли конюшни, не более как в три минуты запрягали лошадей и вихрем неслись на пожар.

К середине XIX в. можно отнести завершение оформления организа­ционной структуры дореволюционной пожарной охраны. Были определе­ны штатные нормативы для городов с различной численностью населения, началось повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд, были узаконены подчиненность и финансирование по­жарных служб, социальная защита огнеборцев, вводилась новая форма одежды из серого фабрикантского сукна, непременным атрибутом которой стала блестящая медная каска.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд — 590, добровольных городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2. Численность личного состава в них — 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности.

По расчетам российских специалистов, минимальная подача воды для успешного тушения пожара должна составлять 200 ведер в минуту. При неблагоприятных условиях, по американским данным, на эти цели требовалось 700 ведер воды в минуту (например, 14 стволов с расходом воды 50 ведер в минуту и т.п.). Какие же были возможности у имевшихся насосов? Большая ручная труба обеспечивала подачу 20 ведер в минуту, средняя — от 10 до 15 ведер при высоте струи 6-7 сажень. Все имеющиеся в Санкт-Петербурге большие насосы, которых в конце XIX века там насчитывалось 5 штук, могли подать всего 100 ведер воды в минуту. Это, как видно, далеко не соответствовало норме. Такая же картина была характерна для многих крупнейших городов мира. Лучшие паровые насосы обеспечивали подачу от 100 до 250 ведер воды в минуту.

В XIX — начале XX века создаются принципиально новые составы для тушения огня, намного превосходящие по эффективности воду.

Служба в профессиональных командах была очень тяжелой, односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы.


Суздальская пожарная служба



Троицкая пожарная дружина Пермской губернии. Ноябрь 1913

Старая Русса. Пожарное Депо

Сиверская пожарная дружина

Озерки. Пожарная часть

Благовещенск. Пожар на Большой улице

Курган. Пожарное депо

Курган. Второе городское пожарное депо

Аппараты, применяемые при тушении московской пожарной командой


Пожар в Серпухове

Здание пожарного депо и тактические учения пожарных


Пожарная дружина Красноярского Вольного пожарного общества

Пожар в Красноярске по ул. Песочной

Пожар в гостинице Золотой якорь в Красноярске

Праздничное шествие пожарников по Большой улице г. Красноярска

Попечители пожарных Обществ и представители пожарных частей Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости в день празднования 10-ти летнего юбилея ИРПО (в центре — Председатель Главного Совета Общества князь А.Д. Львов). Санкт-Петербург. 27 мая 1903 г.

Изделия мастерских Санкт-Петербургского Пригородного Пожарного Общества на Международной Пожарной Выставке. 1912 г.


Председатель Совета ИРПО князь А. Д. Львов на испытаниях огнетушителей. 22 сентября 1909 г.


Пожарные добровольцы поселка Бежаницы.1902

Пожарные добровольцы поселка Бежаницы.1908

Вид на пожарную часть с каланчей на Семеновской площади. Ярославль

Валдай. Депо Вольного Пожарного Общества.

Пожарная каланча и Церковь, г.Сарапул.


Старинная пожарка. Музей пожарной техники, Челябинск


Петербургский брандмайор М.А. Кириллов. 1900-е гг.

Тренировка пожарных во дворе Пятницкой пожарной части, Москва

Сущевская Пожарная часть

Баку. Биби-Эйбат. Пожар нефтяного фонтана Ротшильда.

Баку. Пожар в черном городе









Автолестница К-30 в работе, Сокольники, Москва


Школа среднего комсостава пожарной охраны Ц.Ч.О 29.12.33


Без подписи

История пожарной охраны

Пожарная охрана

Первые бригады

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

Первые пожарные бригады

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Тешение пожара первыми бригадами

История Дня пожарной охраны в России

Наказ о Градском благочинии

История развития пожарной охраны в России с Петровских времен

Петр I в ходе своей реформаторской деятельности ввел новшества и в систему пожарной охраны. Главным за организацию тушения очагов возгорания в столице он назначил полицмейстера. При выезде на пожар принимали участие как постоянно действующие части, так и простые граждане, которым эта обязанность была в повинность. Список таких граждан составляли полицейские. Постоянные бригады пользовались инвентарем, находящимся в расположении воинских частей и административных зданиях города. Представители населения должны были являться на пожар с собственным инвентарем.

С целью упорядочивания пожарной службы населенные пункты были поделены на округа. Только в Москве насчитывалось 20 таких контор, каждая из которых имела собственную команду, укомплектованную конным пожарным обозом. Каждая контора содержала 61 мастерового, 1500 горожан, в число которых входили даже священнослужители. Пожарные части (или экспедиции) дежурили круглосуточно в три смены. Для извещения горожан о пожаре были сформированы отряды барабанщиков, которые обходили улицы, расположенные рядом с закрепленными за ними участками.

Пожар в Петербурге

Отдельно Петр I подписал указы о защите от огня флота. В 1718 году были построены плашкоуты с насосами. Для защиты от огня судостроительных верфей через каждые 40 метров устанавливались по две бочки с водой и лестница. Обязательным условием было оснащение противопожарным оборудованием всех кораблей.

В 1718 году Петр I ввел должность полицмейстера и организовал канцелярии, которые централизовано вели все противопожарные мероприятия. С 1737 по 1762 год в крупных городах в штате воинских гарнизонов содержались огнеборческие патрули. В населенных пунктах, где не было воинских формирований, патрули собирали из числа чиновников. В 1740 году Сенат утвердил перечень оборудования, которое должно было быть в каждом полку. Сюда входила заливная труба, чан для воды, парусина, вилы, лестницы, крюк с цепью. На каждую роту было положено 25 топоров, такое же количество ведер, лопат и щитов, а также по четыре ручных трубы и по два малых крюка.

Пожарная охрана в 18 в

С 1747 года пожарная техника должна была быть на балансе каждого из правительственных учреждений. Чтобы повысить степень готовности борьбы с огнем, на чердачных помещениях Сената, Синода, коллегий и канцелярий дежурили дозорные.

История пожарной охраны в XIX веке

Профессиональная военизированная пожарная охрана, в которую набирали солдат-рекрутеров, непригодных к строевой службе, появилась в 1803 году при правлении Александра I. До 1917 года она была в подчинении министерства внутренних дел. Начальником таких формирований назначался брандмайор. В Москве было сформировано 11 таких частей общей численностью 1602 человека. В 1853 году отделения пожарной охраны были открыты в 460 городах России.

В течение XIX века был принят ряд приказов, регламентирующих нормативно-правовые основы работы пожарной службы. Финансирование частей велось из городских бюджетов, личный состав формировало военное ведомство. С 1873 года, когда было ликвидировано рекрутерство, на службу стали брать вольнонаемных. Финансирование было передано Земским собраниям и Городским думам. Дежурство в пожарной части было круглосуточным, а личный состав находился на казарменном положении.

История развития пожарной охраны в XX веке

Новый виток развития пожарной охраны в нашей стране начался в 1933 году. Именно тогда в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства стали готовить специалистов пожарно-технической сферы. В 1938 году на объектах обороны и энергетики появилась военизированная пожарная охрана. В это же время был установлен День пожарной охраны, который отмечали 17 апреля.

Пожарная бригада в начале 20 века

Пожарная охрана в России

В августе 1993 года Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ была преобразована в Государственную противопожарную службу МВД России. Спустя 6 лет приказом президента была установлена новая дата празднования Дня пожарной охраны: профессиональный праздник перенесли на 30 апреля. Переподчинение ведомства произошло в 2001 году: от МВД его передали в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

МЧС РФ

Сегодня пожарная охрана МЧС России продолжает славную историю и традиции, сформированные в течение нескольких веков. Это не только команда профессионалов, но и мощный технический парк, а также научная и учебная база. Проблемами пожарной безопасности занимается Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны. Подготовка кадров ведется в четырех высших учебных заведениях.

Читайте также: