Что важнее правовые нормы или интересы государства

Обновлено: 30.06.2024

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

menu

Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он - человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.

Откуда они взялись?

Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.

Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.

Кто обладает правами человека?

Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты.

Даже преступники и главы государств?

Абсолютно все. Преступники и главы государств - тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.

Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?

Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.

Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?

Кто следит за соблюдением прав человека?

Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.

Как я могу защитить свои права?

Как мне обратиться в Европейский Суд?

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.

У кого мне требовать соблюдения моих прав?

Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.

А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?

Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.

Права человека – это проблема только недемократических стран?

Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.

Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?

Большого прогресса - даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.


Муниципальный район "Булунский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий. Это обусловлено тем, что Российская Федерация – демократическое правовое государство. Но всегда ли оправдано проведение проведения митингов и пиктов? Нет ли иных возможностей реализовать своё право на участие в управлении государством?

О том, какие политические права имеются у граждан, порядок их реализации и защиты - интервью с прокурором ________

Что такое политические права и чем они закреплены?

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства. Данные права в первую очередь закреплены в основном законе Российской Федерации – Конституции (ст. 29-33).

К политическим правам относятся:

- право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

- право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме (ч. 2, 3 ст. 32);

- право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

- право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 33);

- право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем (ч. 5 ст. 32)

- право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 32);

- право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1,2,3 ст. 29).

С какого возраста у гражданина России возникают политические права?

Политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия либо определённого в законе возраста.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Кто не может осуществлять политические права?

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

Какие препятствия могут встречать граждане при реализации своих политических прав? Как правильно защитить свои политические права?

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ),

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (5.59 КОАП РФ)

- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ),

- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ),

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав - к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов - следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

На что необходимо обратить внимание граждан?

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

Ситуацию вокруг дела Arctic Sunrise и приговора Алексею Пичугину комментируют общественные деятели, журналисты, политологи, писатели, адвокат, арт-куратор и фотограф

Detailed_picture

© ИТАР-ТАСС

Елена Гонсалес

Дело в том, что я не вижу здесь противоречий. Я считаю, что внутренние интересы страны — в соблюдении международного права.

Роман Доброхотов

Россия признает верховенство международного права над национальным. Иначе и быть не может, потому что в противном случае договоры просто не будут исполняться и международное право потеряет всякий смысл. Точно так же конституция всегда важнее федерального закона, а законы субъектов, в свою очередь, не могут нарушать законы федеральные.

Александр Иличевский
Лев Лурье

Ну, знаете, пацан сказал — пацан сделал. Надо отвечать за базар, в том числе и за обещания, данные зарубежным партнерам. В Басковом переулке, откуда родом Владимир Владимирович, именно так и поступали. Если дал обещание подчиняться закону, то обманывать будет не по понятиям. Пичугина надо снова судить, решение международного трибунала по морскому праву — выполнять. Ну а если нас эти законы стесняют — потом открыто от них отказаться. Это было бы по-пацански.

Сергей Максимишин

Мне кажется, что внутренние интересы страны как раз и заключаются в том, чтобы соблюдать международное право. Если это идет вразрез с интересами страны, у России достаточно рычагов для того, чтобы законы международного права совершенствовать цивилизованным путем. Но, увы, обычно вразрез с международным правом идут не интересы России, а интересы правящей группы, узурпировавшей право формулировать государственные интересы.

Андрей Мальгин

Соблюдение норм международного права и подписанных страной международных обязательств как раз и отвечает внутренним интересам страны. Потому что международная изоляция этим интересам противоречит.

Игорь Мальцев
Александр Морозов
Александр Павлов
Ольга Романова
Роман Супер

Я как-то с детства убежден, что свобода человека, даже не самого приличного, не самого умного, не самого дисциплинированного, человека, чьи поступки могут быть спорными с точки зрения здравого смысла, — это и есть интересы страны, международное право, внешняя и внутренняя политика, основа государства и демократии, независимость судебной системы и вообще все, без чего по-хорошему нам нельзя обходиться.

Елена Фанайлова
Александр Чепарухин

продюсер, промоутер, издатель

Виктор Шендерович

Интересы страны не могут находиться в противоречии с международным правом — в противоречии с международным правом могут находиться интересы той или другой администрации. Причем чем наглее и преступнее администрация, тем больше она напирает на суверенитет, мы тут не первые. Ваш вопрос можно заострить парадоксальным образом: в интересах ли Германии Нюрнбергский процесс? Мой ответ: да.

Екатерина Шульман

Формулировка вопроса — хороший пример ложной дихотомии. Никакого противоречия между внутренними интересами страны и международным правом не существует. Интересы страны, что внутренние, что внешние, в конечном счете сводятся к тому, чтобы государство массово не поедало своих граждан, а граждане поменьше резали бы друг друга в частном порядке. Соблюдение норм международного права сильно этому способствует: оно включает государство в рамку общемировой правовой культуры и дает гражданам выход на внешний по отношению к родному государству источник правосудия. Каковы могут быть интересы, противоречащие соблюдению норм международного права? Повышение объема добычи шельфового газа? Боюсь, вряд ли. Изоляция от международного правового поля приведет не к тому, что, избавившись от посторонних приставаний, государство начнет о нас плотнее заботиться, а к тому, что при эскалации властного людоедства апеллировать станет не к чему и жаловаться некому. Дело Приразломной, к сожалению, не единственный прямо сейчас происходящий случай одностороннего отказа России от соблюдения своих международных правовых обязательств. 24 октября президиум Верховного суда отклонил представление собственного председателя Вячеслава Лебедева о возвращении на новое рассмотрение дела Алексея Пичугина. Дело должно было рассматриваться заново по решению ЕСПЧ, который нашел в процессе нарушения. Однако президиум ВС это проигнорировал, оставив приговор в силе. Правовой изоляционизм — опасная вещь. Мы не в том положении, чтобы пренебрегать любой страховкой, удерживающей нас от близкой бездны варварства.

Читайте также: